<< Пред. стр. 191 (из 787) След. >>
быстротока еще один слив с бочкой более 1м, за ней бочкапослабее. Общая длина до 100 м. Общий перепад около 8 м.
Заходили справа, обходя по широкой дуге плиту, первый слив
проходили и справа и слева от зуба, вал обошли слева под
скалой, выравнивая курс перед водопадом. Далее -
перпендикулярно бочкам, за порогом чалка справа. Каяк обнесли.
Проходили на разгруженных судах. Страховали с правого берега
спасконцами и катамаранами за порогом. Обносы и осмотры по
правому берегу, здесь же вдоль всего порога и за ним несколько
отлично оборудованных стоянок. Для катамарана сложность порога
- 4-5, для каяка - 5 (при подъеме воды сложность может
возрастать на категорию).
Через 120 м порог No 21. Состоит из двух ступеней через
все русло (Шириной 50 м).
Обе ступени имеют перепад около 1 ,5 м и разделены по
ширине на несколько сливов валунами и плитами. Основные сливы
по центру, расстояние между ступенями 50 м. Вода спокойная.
За второй ступенью короткая выходная шивера. Длина порога
100 м. Категория сложности 2-З. Проходили, страхуя каяк
катамаранами. За порогами "Водопадный" и No 21 хорошо ловится
хариус.
За препятствиями резкий поворот влево. До впадения в Тумчу
около 2 часов сплава без заметных препятствий. Кутсайоки
впадает в Тумчу широким плесом . Расход в устье около 25 куб.
м. Расход Тумчи после слияния около 60 Куб. м.
Тумча
От стрелки 40 минут сплава по плесу со слабым течением до
порога No 22. Порог "Несложный". Ориентиры: выступающие с обоих
берегов плоские плиты. Перепад 1,5 м, длина 20 м, 2 категории
сложности. Проходили, страхуя каяк катамаранами.
Через 400 метров порог "Карниз" - препятствие No 23.
Ориентир: плоский Каменистый остров ближе к левому берегу.
Правее острова большой валун. В узкой левой протоке водопад до
3 м. От правого берега чуть ниже линии остров-валун реку до
середины перегораживает перпендикулярный берегу "карниз"
высотой 2 м., с которого вода падает в пенный котел. Узкий
проносной слив по левому краю "карниза". Далее скальное сужение
с валами высотой 1 м. Длина порога -100 м, общий перепад - 5 м.
Осмотр возможен по любому берегу (целесообразнее справа) и с
острова. Сложность порога для катамарана - 4 к.с., для каяка -
4-5. Катамараны проходили справа от валуна с заходом в улова за
ним из улова выходили на струю влево и до ней в слив мимо
котла, дальше - по струе. Каяк заходил между островом и валуном
прямо в слив мимо котла. Страховали за пенным котлом с
катамаранов и с берега спасконцами.
От порога 1 час сплава по плесу до несложного "каньонного"
каскада порогов. Ориентиры: скальное сужение, за 100 м до
первого порога (No 23) - большой остров. Проходили слева.
Следующий порог No 24 " несложный; No 25 - каньонного типа, No
26 - зигзаг. Пороги следуют один за одним, разделены очень
короткими плесами. Характерны небольшими (до 0,5 м) валами и
бочками, слабыми прижимами, отдельно стоящими обливными и
надводными камнями. Сложность для катамаранов - 2, для каяка -
Зк.с. Проходили все сходу, страхуя друг друга с воды, чалясь
для страховки в удобных местах. Длина каскада до 1 км, Уклон
около 10 м/км.
После 1 часа сплава по плесу - последний порог на Тумче -
No27 "Шляпа". (ориентиры: сужение русла, пологие скалы с обоих
берегов, лесистый остров по центру. Правая протока мелкая и
узкая, пригодна для байдарок. Левая протока круто поворачивает
влево, а затем вправо, петлей огибая остров. На входе по центру
"жандарм". Справа от него струя поворачивает и уходит в мощный
прижим к левым скалам, на выходе слив, валы до 0,5 м, длина
пирога 80 м, перепад 4 м. Катамараны проходили используя два
варианта: справа, уходя от прижима в тень "жандарма", с
траверсом струи влево и по левому водопадному сливу с
прохождением бочки. В обоих случаям чалились сразу в улове за
водопадным сливом для страховки последующих экипажей. Каяк
проходил первым вариантом. Дальше - по струе. За порогом слева
вагончики, которые изредка посещаются рыбаками.
После порога "Шляпа" около 15 километров до устья Тумчи.
Препятствий нет, течения нет, места для стоянки найти трудно,
если встречается хоть немного подходящее - нужно становиться
(дальше будет только хуже). Участок 7-8 километров после"Шляпы"
прошли в тот же день по штилю. На следующий день остаток Тумчи
проходили при встречном ветре.
На скорость передвижения от последнего порога до конца
маршрута влияют сила и направление ветра и качество
ориентирования. После поворота на Восток (генеральное
направление движения по озеру) ветер оказался практически
попутным. Благодаря этому озеро (2,5 дневных перехода по
плану) пересекли за один ходовой день под парусом. Конец
маршрута - пос. Зареченск. От устья Тумчи до него по озеру было
пройдено около 60 км, учитывая отклонения из-за ветра.
6. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.
Маршрут был пройден всеми участниками в установленные
сроки безаварийно на условиях полной автономии.
После прохождения маршрута в группе сложилось единодушное
мнение, что река Кутсайоки насыщенней и интересней традиционной
Тумчи и многих известных нам рек Кольского полуострова (Умба,
Колвица, Поной, Йоканга и др.), за исключением, быть может, рек
северной части полуострова, которые могли бы доставить радость
первопрохождения опытным туристам, наиболее подготовленным
технически, тактически, имеющим современное снаряжение. Однако
планирование таких маршрутов было осложнено в этом году отменой
морского сообщения между городами Кандалакшей и Мурманском.
Можно предположить наличие подобных участков на соседнем
притоке (к нашим сведениям - нехоженном); кроме того
представляет интерес верхний участок Тумчи - Тунтсайоки, около
60 километров от верховьев до п. Алакуртти.
Препятствия там не сложны, но места дикие, малохоженные.
Участок Тумчи от п.Алакуртти до Тумча-озера в последнее время
довольно активно используется туристами при выборе маршрутов,
поэтому хорошая рыбалка здесь маловероятна, на обилие грибов и
ягод также рассчитывать не стоит, зато река содержит 38
порогов) многие из которых оцениваются 4 к.с для надувных судов
и 5 к.с. для байдарок. Учитывая это, есть перспектива освоения
рек данного района, и, может быть, удастся связать (с
использованием пешеходных переходов) некоторые из них в
"пятерку". И все это с относительной дешевизной и простотой
заброски.
Сплав по рекам Кутсайоки, Тумче и Тумча-озеру (система
Иовского водохранилища) проходил в первой половине августа (с
по) по малой воде. В качестве средств сплава использовались
катамаран-4 - 1 шт.., катамаран-2 - 3 шт.., каяк 1 шт.
7.ТРАНСПОРТ И НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ
В верховья Тунтсайоки можно попасть, пройдя пешком 20-25
км от станции Ковдор, конечной на ж/д ветке. Сюда ходят
электрички из Кандалакши. Таким же образом или автобусом можно
попасть в Алакуртти. Расписание движения автобусов лучше узнать
перед выездом в Кандалакшинской КСС. При заброске могут
возникнуть трудности с въездом в погранзону (в ней находятся и
Ковдор, и Алакуртти), поэтому нербходимо иметь маршрутную
книжку и сопроводительные письма от КСС или федерации туризма.
Имея эти бумаги, мы обратились в ФСБ (Кандалакшинское
отделение находится в здании УВД), где нам помогли решить этот
вопрос. Из Алакуртти до Юрхямяярви доехали на УАЗике по
грунтовой, но вполне сносной дороге. Кроме Ковдора, Алакуртти и
Зареченска населенных пунктов практически нет. Реку один раз
пересекает заброшенная грунтовая дорога и один раз дорога
подходит к реке в районе порога "Ступенька". В низовьях реки
Тумча, в районе последнего порога ("Шляпа") находятся изредка
посещаемые рыбаками вагончики. Западнее линии Ковдор -
Алакуртти - Зареченск расположены только заброшенные селения,
грунтовками пользуются в основном рыбаки.
Из конечного пункта Зареченска раз в день ходит автобус в
Кандалакшу, мы же доехали на машине, нанятой в местной школе.
Примечания Аникина Д.Л.:
Этот отчет был составлен группой Днепропетровских
туристов, с которой я как-то ходил на Чхалту (Ацгару)-Кодори
осенью 1991, а может быть 1992 года. К сожалению, я не смог
связаться с разработчиками этого отчета, но я думаю, они
простят меня за публикацию данного материала. Материалы данного
отчета послужили при подготовке маршрута Кутсайоки-Тумча,
пройденного группой под моим руководством. Следует отметить,
что руководством это можно было только называть, т.к. многие
члены группы имели опыт значительно больший, нежели мой. Отчет
составлен довольно точно, почти никаких замечаний к нему у нас
не возникло.
Однако хочется отметить, что порог "БСТ", который авторы
отчета охарактеризовали как "тройку" на самом деле кажется
значительно более сложным. Во всяком случае, у нас все
катамараны с завидной регулярностью вставали на "свечку" только
в этом пороге. Он очень коварен и опасен именно из-за кажущейся
простоты.
Хорошие стоянки на самом деле на Кутсайоки почти не
встречаются, да и те только на порогах. На плесах встать почти
нигде нельзя, очень болотисто. Правда, находятся любители
стоять в болоте, но я к ним не отношусь. Б-р-р!
Выброска с маршрута в последнее время представляет собой
определенные трудности, т.к. по Тумче ходит очень много народу,
а вот уехать из Зареченска можно только на школьной машине или
автобусе. В ценах 1996 года машина из Зареченска стоила 400
тыс. рублей безотносительно от количества перевозимых в ней
туристов. Машина - "Газон" с фурой (не армейский).
Если кто-то хочет получить более подробную информацию -
связывайтесь со мной по
e-mail: dla@alex.mbrd.ru ¦ mailto:dla@alex.mbrd.ru
или по телефону 382-6193 (вечером).
Аникин Дмитрий
===============================================================
FILE: kutsajok.txt
Кутсайоки
Техническое описание водного маршрута г.Москва - г.Алакурти -
р.Кутсайоки - р.Тумча-Йовское вдхр. - пос.Зареченск -
ст.Кандалакша - г.Москва, пройденного группой под руководством
Д.Марчука (байдарки, каяки, катамараны-2) с 5/07/96 по
16/07/96г.
From: Сергей Федотов fsi@relcom.eu.net
Речка очень интересная, можно идти практически на любом судне,
плесов мало. Для байдарок как минимум четыре обноса. У нас в
группе был ребенок - шли без проблем. Правда народ в группе
был в основном с опытом суровых горных рек 5-6, но в основном
на легких судах. Вообще все они к концу имели побитости и
погнутости каркаса средней тяжести, но мы активно катались в
порогах.
Пороги либо серьезные с мощными сливами и бочками, либо
сильные шиверы, требующие активного маневра. Вообще речка очень
красивая, в верхней части после озера течет фактически в
ущелье, как класическая Кавказская речка.
Если первый водопад слышен и виден издалека, то с подходом ко
второму стоит быть очень осторожным. Если идти на
кате-четверке, то можно пройти слева даже первый водопад, но
это занятие для одержимых. Во второй соватся не советую, хотя
теоретически катамараном он проходим. Кстати стоять под ним
красиво, но очень сыро.
Комаров и мошки в меру, до Тумчи ловится только форель и
кумжа.
Удобная заброска из Кандалакши вышла на трех легковушках с
одним прицепом. На 13-человек обошлось в 800-тыщ р. Они-же нас
ждали в условленое время в Зареченске.
From: Elvira O Kamenskaya elya@mic.phys.msu.su
Сокращения: "Т" байдарка "Таймень"
КНБ каркасно - надувная байдарка
К-2 катамаран - двойка
Примерно 20 мин. речка петляет по лесу. Крутые повороты, струя
("Волгуша весной").
Голубое озеро - узкое озеро, по берегам - грациозные скалы.
Нет места для стоянки. Далее несколько последовательных озер,
между ними - два переката. На левом повороте крупный правый
приток (примерно через 3 часа от начала сплава), падающий по
лестнице из крупных камней, частично проходим на каяке (?). За
правым поворотом перекат, после него река входит в скальные
ворота перед порогом "Сомнительный".
Порог "Сомнительный". Падение 5м на 50 м. Киль 2 КНБ, каяка.
Обнос "Т" и каяка по левому берегу примерно 100 м. Стоянка
плохая. 500 м плеса
Порог "Муравей". Горка h~1м, через 20 м слив h~1м в сужении.
Киль КНБ. Проводка "Т" по протоке левого берега примерно 60 м.
Сразу за ним порог "БСТ" - мощная шивера. Просмотр правым
берегом. В большую воду малые суда шли справа (два киля каяка),
в малую воду этого прохода может не быть. Слева 3 слива
h~0.7-1м. На левом берегу рама от катамарана-4 и остатки
стоянки группы из Ростова (?), 1995 - гибель каякера.
100м плеса.
Водопад "Оба - На". Падение 7 м. Проход К-2. Обнос правым
берегом. Очень плохая стоянка.
300 м плеса.
Водопад "Маманя". (Возможно обозначен штрихом на карте -
двушке) Падение 15-18 м. С воды не виден и не слышен.
Осторожная чалка на левый берег (место чалки в 3м от уреза
воды). Обнос по левому берегу по камням у воды (100м) или по
верхней тропе. Плохая стоянка.
Час сплава по плесу. (Примерно посередине крупный правый
приток). Порог "Тесный". (Возможно обозначен ущельем на карте).
По малой воде габариты шириной менее 1м. По нашей воде три
последовательных слива между камнями, общее падение h~3-4м на
50 м. Киль К-2 и двух каяков. Обнос байдарок по правому берегу
~50м.
Два часа плесов, перемежающихся мелкими шиверами и перекатами,
до моста (обозначен "зимником" на карте). Хорошие стоянки.
После моста два "озера" с перекатом между ними (примерно 30 мин
сплава).
Порог - шивера с правым поворотом посередине. Просмотр по
высокому правому берегу. Два слива на заходе, далее - шивера
100м. Прошли все суда. 30 мин плеса. Небольшой порожек 20 м
длиной, просмотр по правому берегу. Сразу за ним порог
"Ступенька". I ступень - короткая заходная шивера, несколько
сливов подряд ("Васильевский спуск в крупный дождь"), высота
основного слива h~1.5м, обнос байдарок по правому берегу, киль
каяка, с К-2 смыло человека. II ступень - шивера, шли все суда,
киль "Т".
10 мин плеса, перекат, 10 мин плеса.
Небольшой порожек. Горка с камнями на выходе. Просмотр с воды
или по правому берегу.
20 мин плеса.
Порог "Струя". Красивый порог в каньоне. Мощные бочки и валы
(по высокой воде). Просмотр по левому берегу. Шли все суда,
киль "Т".
Плес 1.5 часа.
Перекат "У старого моста". Обрушившийся мост с левого берега.
20 мин плеса. Перекат. 20 мин плеса. Перекат. 50 мин плеса.
Порог "В трех протоках". Сливы h < 1м в протоках между
островами. По нашей воде лучшие проходы по правым протокам.
Просмотр с правого берега. Стоянки (стоянка на левом берегу
лучше).
400м плеса.