<< Пред.           стр. 195 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Свечка" ¦ kartinki/kutsajo6/svecha.jpg
 
  Дальше было еще веселей. Делали кормовые и носовые
 "свечи". Ощущение такое, как будто скачешь на диком мустанге.
 Псковские, заразившись, тоже занимались "упражнениями в бочке":
 ловлей каякеров на "живца", всевозможными киляниями ката,
 спусканием желающих в бочку на спасконце. В качестве нашего
 "живца" использовали Кирюху.
 
 "Мой киль" ¦ kartinki/kutsajo6/my_kil.jpg
 
  Я, как самый хитрый, пропустил вперед Костю покататься на
 каяке и имел удовольствие видеть его киль. Учитывая его опыт, я
 дважды прошел порог. После второго прохода я решил испытать
 себя в бочке. Испытание закончилось неудачно. При выныривании
 из каяка спасатель из Пскова умудрился набросить мне петлю на
 шею, наверное, для надежности. Пришлось отпустить каяк на
 произвол судьбы и выпутываться. Судьба оказалась немилосердной
 к нему. Поболтавшись в бочке и сделав свечку, каяк вышел из нее
 полным воды и изрядно помятым. Хорошо, что перед этим мы
 приняли решение разобрать мой каяк, а мне пересесть на байдарку
 и стать тягачом для катамарана. После этого я и занялся
 разборкой.
 
  За ужином приключилась хохма: подошел к столу рыжий парень
 и спросил, далеко ли до "Шляпы". На что псковские ответили, что
 он стоит на ней. И лишь после повторной просьбы отойти он
 посмотрел под ноги и действительно обнаружил, что стоит на
 чьем-то головном уборе. Совсем поздно, я и Дима, раззадоренные
 примером соседей, сходили на противоположный берег по грибы.
 Кстати, днем видели на одном из катамаранов-четверок небольшой
 подвесной мотор, наверное, для преодоления озера.
 
  7 августа, четверг
 
  После вчерашнего Гришиного внушения экипаж собрался в
 рекордные сроки и в 11 часов с небольшим мы покинули "Шляпу".
 Взяв вскоре катамаран на буксир, пошли по речным плесам, плавно
 перешедшим в озеро. Из-за отсутствия компаса ориентировались по
 солнцу и с помощью фотокопии карты. Через пару часов вдалеке
 увидели блеск весел и дальше дело пошло веселее. Немного
 напрягшись, дальше ориентировались по обгоняемым группам и
 лагерям на берегах островов. В течение ходового дня было два
 перекуса, первый - минут на пятнадцать, второй, с горячим чаем
 - минут 45. Остановились в шесть часов вечера на небольшом
 островке. Рыбачили. С катамарана Боря при участии Кости и Димы
 поймали спиннингом щуренка весом примерно на один килограмм, и
 корягу, которую вываживали также осторожно, как и щуку, весом
 поболее. Кирилл поймал три окунька. Я же, поспав после ужина,
 после полуночи на щучьи потроха ловил на простой крючок мелочь:
 плотву, окуня.
 
  8 августа, пятница
 
 "На катере" ¦ kartinki/kutsajo6/kater.jpg
 
  С утра опять рыбачил мелочь. Мимо прошел катамаран с
 подвесным моторчиком. А вскоре, пол-одиннадцатого неожиданно
 услышали шум катера, и с Гришей смогли договориться о том, что
 нас заберут на обратном пути сразу в Зареченск. Мы были рады
 беспредельно. Расслаблялись на острове почти до трех часов,
 почти доварили знатную уху, как услышали шум идущего обратно
 катера. Погрузились за три минуты и обедали уже на катере.
 Прямо на катере разобрали катамаран, и через два с половиной
 часа хода, преодолев свыше тридцати километров озерных
 просторов, оказались на причале перед Зареченском. Это
 неожиданное удовольствие обошлось нам в 120 тысяч рублей. Меня
 отрядили на поиски транспорта, и по дороге навстречу попался
 ГАЗ, который нашла еще одна московская группа, прибывшая к
 причалу пораньше нас. Антистапель занял у нас всего 45 минут. В
 седьмом часу загрузились в грузовик и веселой компанией
 домчались до Кандалакши меньше чем за два часа, видимо,
 водитель очень торопился домой, так как умудрились даже
 обогнать на узкой дороге легковую машину. Ну а в
 пол-двенадцатого вечера уже загрузились в "туристский" вагон
 No16 "веселого" поезда No181 Мурманск - Москва.
 
  Итоги
 
 "Вокзал" ¦ kartinki/kutsajo6/voksal.jpg
 "Вокзал" ¦ kartinki/kutsajo6/
 
  Замечательная речка, но лично мне достаточно было побывать
 на ней один раз, хотя, кто знает... Слишком много плесов, да в
 конце маршрута еще и озеро, по которому нужно немало лопатить,
 или надеяться на попутный ветер или, как в нашем чрезвычайно
 счастливом случае, на катер. Возможности для совершенствования
 есть немалые, страховка в большинстве случаев удобная. Погода,
 не считая парочки дождей сначала, была просто великолепная, в
 озере купались с удовольствием. Правда, обратная сторона медали
 - это очень низкий уровень воды в реке. Рыбалка для умеющих
 рыбачить очень хороша. В этом году было очень много туристов,
 мы обогнали, наверное, всего около пятнадцати групп. Общая
 стоимость похода (без стоимости продуктов) вышла в 540 тысяч
 рублей с носа. Есть возможность сэкономить на заброске и
 выброске. Лоции и описания маршрута взяли на сервере у Мошкова,
 в целом они оказались верны, были лишь небольшие разночтения.
 Для прохождения погранконтроля не помешает маршрутная книжка и
 отдельный список членов команды в нескольких экземплярах. Для
 ориентировки по озеру весьма полезен компас.
 
 
 ---------------------------------------------------------------
 Пишите: ksa@inist.ru

 
 Создано: 20 ноября 1997 г.
 Сергей Кондрашкин
 ===============================================================
  FILE: kutsajo7.txt
  Кутсайоки
 
 ---------------------------------------------------------------
 Оригинал этого текста расположен на
 Рязанской странице водного туризма
 http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm ¦ http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm
 ---------------------------------------------------------------
 
  О Т Ч Е Т
  о походе по рекам Кутсайоки, Тунтсайоки, Тумча,
  совершенного группой туристов т/к "Альтаир" и т/к "Вибр"
 
 
 
 
  Вид туризма - водный
  Категория сложности - IV
  Сроки проведения - с 3 по 16 августа 1997 года
 
 
 
  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ
 
  Маршрут проходил по рекам Кутсайоки, Тунтсайоки, Тумча, про-
 текающих по нагорью Манселькя южной части Кольского полуострова.
 
  Нитка маршрута: оз.Юрхямяярви (Чертов мост) - р.Кутсайоки -
 р.Тунтсайоки (пор. Котел) - р.Тумча - Иовское водохранилище -
 Тумчаозеро.
 
  Средства сплава: катамаран-"четверка" и два катамарана -
 "двойки".
 
  Число участников: 8 человек.
 
  Маршрутная книжка: 26/4 - Туристская маршрутно-квалификаци-
 онная комиссия 154-00-4335200
 
  2. СОСТАВ ГРУППЫ
 
  1. Губарев Игорь Владимирович - руководитель
  2. Губарева Надежда Васильевна - завхоз
  3. Скрябин Александр Викторович - участник
  4. Скрябина Елена Анатольевна - врач
  5. Лукин Сергей Константинович - ком.кат.2
  6. Кабро Анжелика Андреевна - фотограф
  7. Гущаков Андрей Юрьевич - зав.рем-набор
  8. Марков Александр Иванович - ком.кат.4
 
 
  СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
 
  Маршрут путешествия проходил по территории Мурманской облас-
 ти и Карельской автономной республики России. Нагорье Манселькя,
 по которому проложена основная часть маршрута находится за поляр-
 ным кругом на южной части Кольского полуострова. Отсюда, природ-
 ные особенности района: продолжительная зима, поздний ледоход,
 половодье в начале лета, белые ночи. Рельеф сложный, сопки невы-
 сокие, растительность: ель, сосна, береза, осина. Реки юга Коль-
 ского полуострова имеют преимущественно осадочное питание. Очень
 развита гидрографическая сеть: множество болот, озер, замкнутых
 или соединенных протоками в единую систему (страна тысячи озер).
 Сток рек зарегулирован озерами, из-за чего дождевые паводки слабо
 выражены.
  Нагорье Манселькя посещается последнее время массой турист-
 ских групп. С точки зрения нашей группы маршрут является самым
 сложным из известных в данном направлении. Категория сложности -
 4, во время паводка или большой воды возможно - 5.
 
  ОБЩАЯ ХАРАКТАРИСТИКА РЕКИ
 
  Река Кутсайоки вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину
 около 84 километров, расход воды в истоке около 8 куб.м в сек.,
 при впадении в Тумчу - 25 куб.м в сек. Реку можно условно разде-
 лить на три участка: первый - каньон короткий, второй - каньон,
 третий - плесы от порога N 14 до порога N 20.
  Первый участок уклон до 10 м/км (в каньонах до 20 м/км)
  Второй участок уклон 5 м/км, водопады Оба-на, Маманя.
  Третий участок уклон 2-3 м/км.
  Далее маршрут лучше продлить за счет реки Тунтсайоки (пороги
 "Котел", "Яма"). От слияния р.Кутсайоки и р.Тунтсайоки до порога
 "Котел" около 1 км вверх по течению. От порога "Котел" до порога
 "Яма" меньше одного километра вверх по течению. У порога "Котел"
 отличные стоянки, места под дневки и баню. Далее путешествие про-
 должается по р.Тумча и Иовскому водохранилищу. Расход воды в
 устье р.Тумча 40-50 куб.м в сек.. Длина участка от впадения Кут-
 сайоки до водохранилища 35 км, длина маршрута от порога "Шляпа"
 до пос.Зареченск - 80 км, в том числе чисто по озеру - 60 км.
 
  ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
 
  5.08.97г.- заезд, постройка судов, прохождение порога N2 "Ко-
 роткий", сплав до порога N3;
  6.08.97г.- сплав от порога N3 до озера Пюхяярви;
  7.08.97г.- сплав от оз.Пюхяярви до водопада "Оба-на";
  8.08.97г.- дневка: осмотр водопада, ремонт средств сплава;
  9.08.97г.- сплав, обнос водопадов, сплав до порога N20 "Водо-
 падный";
  10.08.97г.- дневка: ремонт средств сплава;
  11.08.97г.- дневка: ремонт средств сплава, тренировка на по-
 роге "Водопадный";
  12.08.97г.- сплав: порог N20 "Водопадный" - р.Кутсайоки, -
 р.Тунтсайоки - порог "Падун";
  13.08.97г.- сплав: порог "Падун" - порог "Шляпа" - остров в
 3км выше поселка Зареченск;
  14.08.97г.- дневка: сушка судов, подготовка к выезду в г.Кан-
 далакша.
  15.08.97г.- выезд: сплав до пос.Зареченск,
 пос.Зареченск - г.Кандалакша.
  Итого: 11 дней чистого сплава.
 
  ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ
 
  При разработке маршрута учитывалось все по максимуму.
  1. Набор группы: пятеро из группы проходили маршрут по
 р.Тумча. Один человек принимал участие в попытке сплава по р.Кут-
 сайоки в 1995 году, которая закончилась трагически.
  Опыт участников соответствовал маршруту.
  2. Нитка маршрута была разработана по отчету группы туристов
 из г.Днепропетровск и статье "Неизвестная Карелия".
 
  ПОДЪЕЗД - ОТЪЕЗД
 
  1. 3.08.97г. - 10.37 электропоезд "Рязань-Москва". Цена 20
 тыс.руб. на каждого; общая сумма - 160 тыс.руб.
  2. 3.08.97г. - 18ч.29 мин.поезд N 182 "Москва-Мурманск".
 Прибытие в г.Кандалакша 5.08.97г. в 5ч.04мин. Цена одного билета
 127 тыс.руб.; общая сумма - 1 016 000руб.
  3. Проезд "Кандалакша-Алакуртти" на двух частных автомобилях
 "Жигули", стоимость наема каждого - 300 тыс.руб.
  4. Проезд "Алакуртти-Чертов Мост" на машине ГАЗ-53, оплата -
 400 тыс.руб.
  5. Проезд "Зареченск-Кандалакша" на двух частных автомоби-
 лях, стоимость наема каждого - 250 тыс.руб.
  6. 15.08.97г. - отъезд из г.Кандалакша в 5ч.30мин. поезд N
 373 "Мурманск-Москва". Прибытие 16.08.97г.в 14ч.43мин. Цена одно-
 го билета 162 тыс.руб.; общая сумма 1 296 000руб.
  7. 16.08.97г. - 19ч.14мин. электропоезд "Москва-Рязань". Це-
 на одного билета 20 тыс.руб.; общая сумма - 160 тчс.руб.
 
  По прибытии в г.Алакуртти мы столкнулись с проблемой, как
 попасть именно в то место реки, куда нам нужно. Дело в том, что
 местное население, как правило, довозит к реке в местечке "Голу-
 бые озера", которое находится на оз.Пюхяярви. В таком случае наш
 маршрут начинался бы с порога "Сомнительный". Нам же необходимо
 было добраться до места "Чертов мост", что гораздо дальше. Время
 движения от г.Алакуртти до ост."Чертов Мост" 1час 45мин. Дорога
 проложена для лесовозов и напоминает "Американские горки".
 
  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
 
  Суда были собраны на правом берегу р.Кутсайоки (оз.Юрхяямяр-
 ви). Вода малая, расход около 8 куб.м в сек. Сплав начался из-за
 моста. Здесь же была проведена первая тренировка на слаженность
 экитажей.
  Через 100м сплава пройден простой порог N1, перепад прибли-
 зительно 1м. Далее следует разлив длиной 1,5 км с цепью несложных
 перекатов. В конце разлива пройден порог (нигде не указанный) на
 правом повороте, перепад 1,5м, длина 15 м., далее - вход в кань-
 он. Структура сложная, уклон 20м/км, длина - 350м, предполагаемая
 категория сложности - 4. Первый слив провели, из-за малой воды,
 кругом острые камни и полный непроход.
  Далее стартовали из-под правого берега и проходили оставшуюся
 часть каньона. Препятствие очень слаломное и требует большой сла-
 женности экипажей. Далее - разлив. Продолжение реки по правому
 берегу в середине разлива. Первый день сплава закончился стоянкой
 в разливе на мысу.
  Сразу из разлива река переходит в порог N3, разбитый на две
 протоки скальным островом. Обе протоки представляют из себя сла-
 ломные треки. Левый слив не более 1,5м, сложность приблизительно
 второй категории. Группа шла левой протокой. Через 20минут движе-
 ния - порог N4 аналогичной структуры и степени сложности. Между
 порогами несложные шиверы. За препятствием N4 слдедует цепь мел-
 ких порожков и шивер , река постепенно входит в каньон "Крутой",
 слева и справа появляются скальные бомы. Первое серьезное пре-
 пятствие каньона - порог "Прыжок" третьей-четвертой катогории
 сложности, который имеет следующие ориентиры: короткий подпор пе-
 ред порогом, за ним следует резкое сужение русла реки, скальный
 бом слева и нагромождение камней справа, средний "Жандарм" в се-
 редине русла перед сливом. Порог водопадного типа, длина - 20м,
 падение крутое высотой около 2 - 2,5м, бочка проносная. На верх-
 нем срезе слива посередине располагается "Зуб", который из-за
 больших размеров нельзя пропустить между гондол. Проходили порог
 справа от "Жандарма" и "Зуба", страховку осуществляли с берега
 спас.концами.
  Далее через 100м сплава шивера, переходящая в порог "Щечки"
 третьей категории сложности по малой воде. Порог имеет следующие
 ориентиры: при ширине русла 5-7м первый слив порога небольшой,
 через 10-15м сужение русла до 1,8м с косым сливом около 1м. Слив
 зажат отвесными скалами. Длина порога 25м, на выходе спокойные
 уловы. Прохождение первого катамарана-двойки страховали туристы

<< Пред.           стр. 195 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу