<< Пред. стр. 195 (из 787) След. >>
"Свечка" ¦ kartinki/kutsajo6/svecha.jpgДальше было еще веселей. Делали кормовые и носовые
"свечи". Ощущение такое, как будто скачешь на диком мустанге.
Псковские, заразившись, тоже занимались "упражнениями в бочке":
ловлей каякеров на "живца", всевозможными киляниями ката,
спусканием желающих в бочку на спасконце. В качестве нашего
"живца" использовали Кирюху.
"Мой киль" ¦ kartinki/kutsajo6/my_kil.jpg
Я, как самый хитрый, пропустил вперед Костю покататься на
каяке и имел удовольствие видеть его киль. Учитывая его опыт, я
дважды прошел порог. После второго прохода я решил испытать
себя в бочке. Испытание закончилось неудачно. При выныривании
из каяка спасатель из Пскова умудрился набросить мне петлю на
шею, наверное, для надежности. Пришлось отпустить каяк на
произвол судьбы и выпутываться. Судьба оказалась немилосердной
к нему. Поболтавшись в бочке и сделав свечку, каяк вышел из нее
полным воды и изрядно помятым. Хорошо, что перед этим мы
приняли решение разобрать мой каяк, а мне пересесть на байдарку
и стать тягачом для катамарана. После этого я и занялся
разборкой.
За ужином приключилась хохма: подошел к столу рыжий парень
и спросил, далеко ли до "Шляпы". На что псковские ответили, что
он стоит на ней. И лишь после повторной просьбы отойти он
посмотрел под ноги и действительно обнаружил, что стоит на
чьем-то головном уборе. Совсем поздно, я и Дима, раззадоренные
примером соседей, сходили на противоположный берег по грибы.
Кстати, днем видели на одном из катамаранов-четверок небольшой
подвесной мотор, наверное, для преодоления озера.
7 августа, четверг
После вчерашнего Гришиного внушения экипаж собрался в
рекордные сроки и в 11 часов с небольшим мы покинули "Шляпу".
Взяв вскоре катамаран на буксир, пошли по речным плесам, плавно
перешедшим в озеро. Из-за отсутствия компаса ориентировались по
солнцу и с помощью фотокопии карты. Через пару часов вдалеке
увидели блеск весел и дальше дело пошло веселее. Немного
напрягшись, дальше ориентировались по обгоняемым группам и
лагерям на берегах островов. В течение ходового дня было два
перекуса, первый - минут на пятнадцать, второй, с горячим чаем
- минут 45. Остановились в шесть часов вечера на небольшом
островке. Рыбачили. С катамарана Боря при участии Кости и Димы
поймали спиннингом щуренка весом примерно на один килограмм, и
корягу, которую вываживали также осторожно, как и щуку, весом
поболее. Кирилл поймал три окунька. Я же, поспав после ужина,
после полуночи на щучьи потроха ловил на простой крючок мелочь:
плотву, окуня.
8 августа, пятница
"На катере" ¦ kartinki/kutsajo6/kater.jpg
С утра опять рыбачил мелочь. Мимо прошел катамаран с
подвесным моторчиком. А вскоре, пол-одиннадцатого неожиданно
услышали шум катера, и с Гришей смогли договориться о том, что
нас заберут на обратном пути сразу в Зареченск. Мы были рады
беспредельно. Расслаблялись на острове почти до трех часов,
почти доварили знатную уху, как услышали шум идущего обратно
катера. Погрузились за три минуты и обедали уже на катере.
Прямо на катере разобрали катамаран, и через два с половиной
часа хода, преодолев свыше тридцати километров озерных
просторов, оказались на причале перед Зареченском. Это
неожиданное удовольствие обошлось нам в 120 тысяч рублей. Меня
отрядили на поиски транспорта, и по дороге навстречу попался
ГАЗ, который нашла еще одна московская группа, прибывшая к
причалу пораньше нас. Антистапель занял у нас всего 45 минут. В
седьмом часу загрузились в грузовик и веселой компанией
домчались до Кандалакши меньше чем за два часа, видимо,
водитель очень торопился домой, так как умудрились даже
обогнать на узкой дороге легковую машину. Ну а в
пол-двенадцатого вечера уже загрузились в "туристский" вагон
No16 "веселого" поезда No181 Мурманск - Москва.
Итоги
"Вокзал" ¦ kartinki/kutsajo6/voksal.jpg
"Вокзал" ¦ kartinki/kutsajo6/
Замечательная речка, но лично мне достаточно было побывать
на ней один раз, хотя, кто знает... Слишком много плесов, да в
конце маршрута еще и озеро, по которому нужно немало лопатить,
или надеяться на попутный ветер или, как в нашем чрезвычайно
счастливом случае, на катер. Возможности для совершенствования
есть немалые, страховка в большинстве случаев удобная. Погода,
не считая парочки дождей сначала, была просто великолепная, в
озере купались с удовольствием. Правда, обратная сторона медали
- это очень низкий уровень воды в реке. Рыбалка для умеющих
рыбачить очень хороша. В этом году было очень много туристов,
мы обогнали, наверное, всего около пятнадцати групп. Общая
стоимость похода (без стоимости продуктов) вышла в 540 тысяч
рублей с носа. Есть возможность сэкономить на заброске и
выброске. Лоции и описания маршрута взяли на сервере у Мошкова,
в целом они оказались верны, были лишь небольшие разночтения.
Для прохождения погранконтроля не помешает маршрутная книжка и
отдельный список членов команды в нескольких экземплярах. Для
ориентировки по озеру весьма полезен компас.
---------------------------------------------------------------
Пишите: ksa@inist.ru
Создано: 20 ноября 1997 г.
Сергей Кондрашкин
===============================================================
FILE: kutsajo7.txt
Кутсайоки
---------------------------------------------------------------
Оригинал этого текста расположен на
Рязанской странице водного туризма
http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm ¦ http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm
---------------------------------------------------------------
О Т Ч Е Т
о походе по рекам Кутсайоки, Тунтсайоки, Тумча,
совершенного группой туристов т/к "Альтаир" и т/к "Вибр"
Вид туризма - водный
Категория сложности - IV
Сроки проведения - с 3 по 16 августа 1997 года
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ
Маршрут проходил по рекам Кутсайоки, Тунтсайоки, Тумча, про-
текающих по нагорью Манселькя южной части Кольского полуострова.
Нитка маршрута: оз.Юрхямяярви (Чертов мост) - р.Кутсайоки -
р.Тунтсайоки (пор. Котел) - р.Тумча - Иовское водохранилище -
Тумчаозеро.
Средства сплава: катамаран-"четверка" и два катамарана -
"двойки".
Число участников: 8 человек.
Маршрутная книжка: 26/4 - Туристская маршрутно-квалификаци-
онная комиссия 154-00-4335200
2. СОСТАВ ГРУППЫ
1. Губарев Игорь Владимирович - руководитель
2. Губарева Надежда Васильевна - завхоз
3. Скрябин Александр Викторович - участник
4. Скрябина Елена Анатольевна - врач
5. Лукин Сергей Константинович - ком.кат.2
6. Кабро Анжелика Андреевна - фотограф
7. Гущаков Андрей Юрьевич - зав.рем-набор
8. Марков Александр Иванович - ком.кат.4
СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Маршрут путешествия проходил по территории Мурманской облас-
ти и Карельской автономной республики России. Нагорье Манселькя,
по которому проложена основная часть маршрута находится за поляр-
ным кругом на южной части Кольского полуострова. Отсюда, природ-
ные особенности района: продолжительная зима, поздний ледоход,
половодье в начале лета, белые ночи. Рельеф сложный, сопки невы-
сокие, растительность: ель, сосна, береза, осина. Реки юга Коль-
ского полуострова имеют преимущественно осадочное питание. Очень
развита гидрографическая сеть: множество болот, озер, замкнутых
или соединенных протоками в единую систему (страна тысячи озер).
Сток рек зарегулирован озерами, из-за чего дождевые паводки слабо
выражены.
Нагорье Манселькя посещается последнее время массой турист-
ских групп. С точки зрения нашей группы маршрут является самым
сложным из известных в данном направлении. Категория сложности -
4, во время паводка или большой воды возможно - 5.
ОБЩАЯ ХАРАКТАРИСТИКА РЕКИ
Река Кутсайоки вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину
около 84 километров, расход воды в истоке около 8 куб.м в сек.,
при впадении в Тумчу - 25 куб.м в сек. Реку можно условно разде-
лить на три участка: первый - каньон короткий, второй - каньон,
третий - плесы от порога N 14 до порога N 20.
Первый участок уклон до 10 м/км (в каньонах до 20 м/км)
Второй участок уклон 5 м/км, водопады Оба-на, Маманя.
Третий участок уклон 2-3 м/км.
Далее маршрут лучше продлить за счет реки Тунтсайоки (пороги
"Котел", "Яма"). От слияния р.Кутсайоки и р.Тунтсайоки до порога
"Котел" около 1 км вверх по течению. От порога "Котел" до порога
"Яма" меньше одного километра вверх по течению. У порога "Котел"
отличные стоянки, места под дневки и баню. Далее путешествие про-
должается по р.Тумча и Иовскому водохранилищу. Расход воды в
устье р.Тумча 40-50 куб.м в сек.. Длина участка от впадения Кут-
сайоки до водохранилища 35 км, длина маршрута от порога "Шляпа"
до пос.Зареченск - 80 км, в том числе чисто по озеру - 60 км.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
5.08.97г.- заезд, постройка судов, прохождение порога N2 "Ко-
роткий", сплав до порога N3;
6.08.97г.- сплав от порога N3 до озера Пюхяярви;
7.08.97г.- сплав от оз.Пюхяярви до водопада "Оба-на";
8.08.97г.- дневка: осмотр водопада, ремонт средств сплава;
9.08.97г.- сплав, обнос водопадов, сплав до порога N20 "Водо-
падный";
10.08.97г.- дневка: ремонт средств сплава;
11.08.97г.- дневка: ремонт средств сплава, тренировка на по-
роге "Водопадный";
12.08.97г.- сплав: порог N20 "Водопадный" - р.Кутсайоки, -
р.Тунтсайоки - порог "Падун";
13.08.97г.- сплав: порог "Падун" - порог "Шляпа" - остров в
3км выше поселка Зареченск;
14.08.97г.- дневка: сушка судов, подготовка к выезду в г.Кан-
далакша.
15.08.97г.- выезд: сплав до пос.Зареченск,
пос.Зареченск - г.Кандалакша.
Итого: 11 дней чистого сплава.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ
При разработке маршрута учитывалось все по максимуму.
1. Набор группы: пятеро из группы проходили маршрут по
р.Тумча. Один человек принимал участие в попытке сплава по р.Кут-
сайоки в 1995 году, которая закончилась трагически.
Опыт участников соответствовал маршруту.
2. Нитка маршрута была разработана по отчету группы туристов
из г.Днепропетровск и статье "Неизвестная Карелия".
ПОДЪЕЗД - ОТЪЕЗД
1. 3.08.97г. - 10.37 электропоезд "Рязань-Москва". Цена 20
тыс.руб. на каждого; общая сумма - 160 тыс.руб.
2. 3.08.97г. - 18ч.29 мин.поезд N 182 "Москва-Мурманск".
Прибытие в г.Кандалакша 5.08.97г. в 5ч.04мин. Цена одного билета
127 тыс.руб.; общая сумма - 1 016 000руб.
3. Проезд "Кандалакша-Алакуртти" на двух частных автомобилях
"Жигули", стоимость наема каждого - 300 тыс.руб.
4. Проезд "Алакуртти-Чертов Мост" на машине ГАЗ-53, оплата -
400 тыс.руб.
5. Проезд "Зареченск-Кандалакша" на двух частных автомоби-
лях, стоимость наема каждого - 250 тыс.руб.
6. 15.08.97г. - отъезд из г.Кандалакша в 5ч.30мин. поезд N
373 "Мурманск-Москва". Прибытие 16.08.97г.в 14ч.43мин. Цена одно-
го билета 162 тыс.руб.; общая сумма 1 296 000руб.
7. 16.08.97г. - 19ч.14мин. электропоезд "Москва-Рязань". Це-
на одного билета 20 тыс.руб.; общая сумма - 160 тчс.руб.
По прибытии в г.Алакуртти мы столкнулись с проблемой, как
попасть именно в то место реки, куда нам нужно. Дело в том, что
местное население, как правило, довозит к реке в местечке "Голу-
бые озера", которое находится на оз.Пюхяярви. В таком случае наш
маршрут начинался бы с порога "Сомнительный". Нам же необходимо
было добраться до места "Чертов мост", что гораздо дальше. Время
движения от г.Алакуртти до ост."Чертов Мост" 1час 45мин. Дорога
проложена для лесовозов и напоминает "Американские горки".
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Суда были собраны на правом берегу р.Кутсайоки (оз.Юрхяямяр-
ви). Вода малая, расход около 8 куб.м в сек. Сплав начался из-за
моста. Здесь же была проведена первая тренировка на слаженность
экитажей.
Через 100м сплава пройден простой порог N1, перепад прибли-
зительно 1м. Далее следует разлив длиной 1,5 км с цепью несложных
перекатов. В конце разлива пройден порог (нигде не указанный) на
правом повороте, перепад 1,5м, длина 15 м., далее - вход в кань-
он. Структура сложная, уклон 20м/км, длина - 350м, предполагаемая
категория сложности - 4. Первый слив провели, из-за малой воды,
кругом острые камни и полный непроход.
Далее стартовали из-под правого берега и проходили оставшуюся
часть каньона. Препятствие очень слаломное и требует большой сла-
женности экипажей. Далее - разлив. Продолжение реки по правому
берегу в середине разлива. Первый день сплава закончился стоянкой
в разливе на мысу.
Сразу из разлива река переходит в порог N3, разбитый на две
протоки скальным островом. Обе протоки представляют из себя сла-
ломные треки. Левый слив не более 1,5м, сложность приблизительно
второй категории. Группа шла левой протокой. Через 20минут движе-
ния - порог N4 аналогичной структуры и степени сложности. Между
порогами несложные шиверы. За препятствием N4 слдедует цепь мел-
ких порожков и шивер , река постепенно входит в каньон "Крутой",
слева и справа появляются скальные бомы. Первое серьезное пре-
пятствие каньона - порог "Прыжок" третьей-четвертой катогории
сложности, который имеет следующие ориентиры: короткий подпор пе-
ред порогом, за ним следует резкое сужение русла реки, скальный
бом слева и нагромождение камней справа, средний "Жандарм" в се-
редине русла перед сливом. Порог водопадного типа, длина - 20м,
падение крутое высотой около 2 - 2,5м, бочка проносная. На верх-
нем срезе слива посередине располагается "Зуб", который из-за
больших размеров нельзя пропустить между гондол. Проходили порог
справа от "Жандарма" и "Зуба", страховку осуществляли с берега
спас.концами.
Далее через 100м сплава шивера, переходящая в порог "Щечки"
третьей категории сложности по малой воде. Порог имеет следующие
ориентиры: при ширине русла 5-7м первый слив порога небольшой,
через 10-15м сужение русла до 1,8м с косым сливом около 1м. Слив
зажат отвесными скалами. Длина порога 25м, на выходе спокойные
уловы. Прохождение первого катамарана-двойки страховали туристы