<< Пред. стр. 203 (из 787) След. >>
расположена ряжевая стенка, которая затем упирается в небольшойлесистый остров.
Порог начинается в обеих протоках (несколько выше моста и
троса) разгонной шиверой. Самое сложное место порога находится
на слиянии проток (в 20-30 метрах ниже троса и в 30-50 метрах
ниже моста). Здесь сильные струи сбиваются почти под прямым
углом, а затем переливаются через каменную гряду, образую
весьма мощный рваный слив (высотой примерно 1м) поперек почти
всей реки. Впрочем, этот слив можно обойти под самым правым
берегом (а также, кажется, совсем слева - между маленьким
скальным островком и коренным берегом). Далее за сливом река
плавно поворачивает влево. При этом почти по всей ширине реки
стоят высокие стоячие валы, видны также 2-3 мощных локальных
бочки. К концу порога высота валов уменьшается.
По всей видимости, выбрать более-менее спокойный проход не
очень сложно (например, обойти главный слив справа, а затем
сместится в центр струи). Просмотр порога возможен с обоих
берегов.
Пр.12 (II - II+)
Порог средней сложности. Расположен вскоре после предыдущего и
начинается на плавном правом повороте. Длина 500-600м. Во
второй половине порога по левому берегу расположена низкая
ряжевая стенка. За ряжевой стенкой глубоко влево вдается залив,
на берегу которого стоят два каменных строения.
Центральная струя порога образует несколько мощных бочек,
которые, впрочем, без труда обходятся. Судя по всему, если
двигаться все время вдоль правого берега, можно пройти порог
без каких-либо проблем. Просмотр порога лучше осуществлять
справа.
Пр.13 (I - I+)
Порог. Расположен в поселке Умба. Очевидцы утверждают, что
этот порог не сложнее порога "Островной".
* р.Колвица *
ЛОЦИЯ (1989, 1993гг.)
Подъезды
Подъезд к реке по автодороге Умба - Кандалакша. Из Умбы
рейсовые автобусы идут не менее четырех раз в день, из
Кандалакши намного чаще. Из Кандалакши автобус идет до деревни
Колвица 50-60 мин. С водителем нетрудно договориться, чтобы он
подвез до моста через верховья Колвицы. Это еще 8-9 км по
дороге. Попутных машин также немало.
Дорога пересекает реку в месте, где она вытекает из Колвицкого
озера. В 200-300м выше моста расположено лесничество (на правом
берегу). Удобное место для стапеля - старый мост и площадки
около него. Однако, вблизи этого места довольно туго со
стационарными стоянками. Можем порекомендовать только маленькую
площадку на берегу Колвицы в 150-200м ниже мостов на правом
берегу (напротив пр.2).
Описание реки
Сток Колвицы зарегулирован очень большим Колвицким озером и
несколькими другими озерами, поэтому уровень воды в реке не
должен испытывать резких колебаний.
Вместе с тем в течение лета он может изменяться весьма
значительно. Так, в июне 1993г. абсолютный расход воды в
Колвице был, на наш взгляд, не менее 30-40 куб.м/сек., и в
1,5-2 раза превышал расход в июле 1989г.
Судя по всему, уровень воды в Колвице снижается по мере того,
как стаивают снега в Хибинах. Уровень воды также, видимо, может
меняться и под воздействием ветровых сгонов и нагонов воды в
Колвицком озере. Дожди на уровень воды влияют мало.
Длина реки от озера до моря - 10-12 км. Поэтому скоростной
сплав без просмотра по Колвице занимает менее часа. Начала всех
порогов хорошо видны с наплыва, зачаливаться перед порогами
легко. Единственное место, где требуются повышенные усилия при
чалке и страховка, - это участок между порогом 10 и водопадом.
У реки есть два заметных левых притока - ручьи Черный и Белый.
В июне в них достаточно воды, чтобы сплавляться по ним на
прочных полиэтиленовых каяках. Следует учесть, однако, что
техническая сложность притоков заметно выше, чем у Колвицы.
По самой Колвице можно сплавляться на всех видах судов. Но
наибольший интерес представляет сплав на каяках и байдарках.
Лоция реки Колвица
N п/п (к/с)
Пр.1(II)
Это шиверка, которая находится как раз под новым и старым
автомостами в месте, где Колвица вытекает из озера. Длина
50-70м. Просмотр с старого моста.
Под новым мостом струя резко ускоряется и через 20-30м влетает
под полуразрушенный старый мост. После старого моста струя с
небольшими валиками тянется еще 30-40м.
Старый мост очень низкий. Для каяков и байдарок проходим самый
левый пролет. Но чтобы попасть туда со струи, нужен очень
точный маневр. Рекомендуем его выполнять только людям, имеющим
неплохие слаломные навыки, поскольку влетание в любое другое
место под мостом означает практически стопроцентный киль. При
этом весьма вероятно, что лодку сильно заломает. А гребцы
вполне могут зацепить старые гвозди и нагели, кое-где торчащие
из бревен.
В принципе возможно прохождение через центральный пролет с
помощью эскимосского переворота, но для этого желательно
убедиться в том, что в струе не торчит никаких железок или
бревен.
Для больших судов это место непроходимо.
Особого спортивного интереса препятствие не представляет.
Поэтому если кто-то не хочет рисковать лодкой или собой, может
обнести его без угрызений совести.
Начало следующего препятствия хорошо видно уже с мостов. За
пр.1 следует выдающийся далеко влево глубокий плес длиной
100-150 метров. Затем река снова сужается. В этом месте у
левого берега находятся остатки какой-то деревянной дамбы.
Пр.2(I+)
В сужении реки сразу за дамбой находится довольно волнистая
шивера-порожек длиной 70-80м. Шивера абсолютно прямая. В малую
воду в ней имеются мелкосидящие подводные камни, которые надо
обойти. Просмотр (необязательный) - справа.
За шиверой следует 1-1,5км практически гладкой воды, в
основном широкие плесы со слабым течением.
Пр.3(II - II+)
Интересный порожек ("Кривой"?). Начинается на довольно крутом
правом повороте. Данное препятствие лучше просмотреть,
поскольку на середине отрезка находится низкий мост, который не
виден при входе в порог.
Логичнее всего чалиться перед самым порогом на левом берегу (у
березовой рощицы). Отсюда начинается удобный просмотр всего
препятствия.
Первая половина порога имеет длину 100-150м и представляет
собой шиверу с локальными бочками и заметными валами. Эта
шивера начинается на правом повороте, а затем уходит за слепой
поворот налево. На вогнутом берегу в месте левого поворота
расположена ряжевая стенка. Основная струя заметно тянет к этой
стенке, образуя небольшой прижим.
После конца ряжевой стенки валы заканчиваются, и остается
30-40м гладкой струи до низкого моста. Зачаливаться для обноса
моста можно с обеих сторон, но делать это надо быстро, так как
перед мостом струя вновь ускоряется.
Для байдарок и каяков в малую воду для прохода, возможно,
хватит высоты в центральном пролете. Но, скорее всего, пройти
под мостом без проблем можно только с использованием
эскимосского переворота. Центральный пролет обычно достаточно
глубок и чист для сплава вниз головой, но в этом факте надо
удостовериться заранее, потому что из верховий всегда может
приплыть свежее бревно и застрять.
Вторая половина порога начинается сразу после моста и имеет
длину примерно 100м. Она представляет собой серию валов и
бочек, которые особенно мощны и высоки (до 1м) в правой части
русла.
Общая длина порога 200-300м.
Далее следует 700-800м гладкой воды.
Пр.4(I - I+)
Простая шивера длиной 150-200м. Расположена на прямом участке
реки. В низкую воду в конце может быть мелко. С наплыва
просматривается практически до конца.
Затем следует еще 500-600м гладкой воды.
Пр.5(I - I+)
Шивера, похожая на предыдущую. Расположена на прямом участке и
целиком просматривается с воды. Длина 100-150м. В конце
возможно мелководье.
Далее опять 600-800м гладкой воды.
Пр.6(II - II+)
Интересный порожек длиной 200-250м ("Прижимистый"?).
Начинается на слабо выраженном левом повороте. Конец порога
скрывается за плавным правым поворотом.
В начале порога слева впадает небольшая речка (Черный ручей).
В конце порога на левом берегу - невысокая скала. На правом
берегу на небольшом пупыре находится очень хорошее место для
стоянки.
Для просмотра целесообразнее чалиться справа. Сам просмотр,
вообще говоря, необязателен и рекомендуется нами скорее из
эстетических, чем из спортивных соображений.
В пороге есть заметные валы и бочки. В малую воду появляется
немало обливных камней. Струя, благодаря приличному уклону,
разгоняется на пороге довольно сильно.
Линия движения в пороге - произвольная. Благодаря большому
количеству теней у берегов и за бочками, резким границам струй,
большой скорости течения и валам правильной формы
порогпредставляет собой отличное место для тренировочного
катания на каяках.
(Черный ручей (или по крайней мере последние его километры)
вполне пригоден для сплава на прочных полиэтиленовых каяках в
мае-июне. А может быть даже и весь сезон.
Техническая сложность нескольких сотен метров перед устьем -
от II до III. Но выше вполне могут встретиться и более сложные
места, включая непроходимые водопады и завалы из бревен.
Расход воды в Черном ручье, увиденный нами в конце июня
1993г., не превышал 3-5 куб.м/сек. Уклон приустьевого отрезка -
свыше 10 м/км при ширине ручья 2-3 метра. Поэтому сплав по
Черному ручью в основном происходит на отрицательной скорости.)
За порогом 6 находится широкий плес длиной метров 200.
Пр.7(I+ - II)
Сразу после этого плеса начинается порожек длиной 500-700м
("Прямой"?). В начале порога реку пересекает высоковольтная
линия.
Колвица в этом пороге течет довольно широко. Уклон здесь
небольшой. Поэтому в пороге много мелкосидящих камней,
особенно в конце. Есть застрявшие на мелководье деревья,
которые, правда, сплаву особенно не мешают. Валы в пороге
невысокие. Просмотр необязателен, линия движения произвольная,
но в конце надо быть внимательным, чтобы найти достаточно
глубокий проход и не сесть на камни.
За порогом 7 следует 800-1000м гладкой воды.
Через 100-200 после окончания порога слева впадает еще одна
маленькая речка - Белый ручей.
(Белый ручей также проходим на полиэтиленовых каяках. Но его
нижняя часть заметно сложнее, чем на Черном ручье. Достаточно
сказать, что всего в 200-250м от устья на Белом ручье
расположен великолепный каскад водопадов с общим перепадом
10-15м. С Колвицы этот водопад, кстати, не виден.
К сожалению, каскад водопадов в целом непроходим, так как
ручей в этом месте разбивается на многочисленные протоки, где
вода падает прямо на камни. Вдобавок в русле валяются упавшие
деревья.
Но прыгнуть на каяке можно, например, с самой нижней ступеньки
водопада (2,5м) в основной протоке, поскольку перед ней и за
ней имеются достаточно глубокие лоханки.
Расход воды и уклон в Белом ручье примерно такие же, как и в
Черном. Техническая сложность отрезка ниже водопада - III-IV
к.с. Характеристики участка выше водопада нам неизвестны.)
За 200-300м до начала порога N8 на правом берегу расположена
будка водомерного поста. Над рекой в этом месте протянуты
тросы.
Пр.8(II+ - III+)
Красивый порог ("Белый"?), который по сложности превосходит
все предыдущие. Его начало находится на крутом левом повороте
среди высоких берегов. Течение перед порогом слабое. Чалиться и
просматривать порог лучше справа.
Общая длина порога 200-250м. В начале расположены сливы с
гранитных плит. В правой части русла перепад выбирается крутым
сливом высотой около полутора метров. Слева находятся две
последовательные ступеньки, высотой 50-60см каждая.
Сразу за входными сливами река поворачивает направо. На
повороте в струе стоят довольно высокие валы, которые
постепенно уменьшаются. В этом месте есть также небольшой навал
на левый берег, что надо учитывать при заходе в порог слева.
Далее до конца порога тянется шивера с невысокими валами и
локальными бочками.
Линия движения в пороге произвольная. Отметим только, что
прыжки на каяках и байдарках с высокого входного слива в правой
части русла нередко кончаются утыканием носа лодки в донную
плиту, поскольку за сливом очень мелко.
В целом порог является очень хорошим местом для тренировок.
Котлы за сливами и стоячие валы мягкие, камней в струе почти
нет.
За порогом следует метров 100-200 гладкой струи.
Пр.9(I+)
Шивера длиной 300-400 метров. В начале довольно заметные валы.
Затем немало мелкосидящих камней. Просматривать необязательно.
Далее за пр.9 следует двух-трехкилометровый участок, который
нельзя назвать гладкой водой, так как перекаты и шиверистые
куски следуют один за другим.
Вместе с тем они довольно однообразны, сложность их не
превышает первой категории, поэтому выделять их в лоции нет
смысла.
За шиверкой, в начале которой у левого берега лежит большой
(2-2,5м высотой) валун, река втекает в очередной плес. В конце
плеса в левой части русла находится небольшой низкий островок с
несколькими деревцами на нем. Через 50-60м после островка на
плавном правом повороте Колвица резко сужается. В сужении видны
высокие валы. Это начало пр.10. (пор."Черный").
Пр.10 (IV - IV+)
Короткий, но сложный порог. Особенно внушителен в высокую
воду. Общая длина порога 120-150м. На правом берегу перед
порогом находится хорошая стоянка. В двухстах метрах от нее, за
леском, - крайние дома деревни Колвица. До автобусной остановки
отсюда метров 600-700.
Просмотр и страховку также предпочтительней осуществлять с
правого берега.
Порог начинается цепью достаточно мощных локальных бочек,
между которыми есть гладкие языки. Далее по всей ширине реки
стоят довольно крутые и высокие валы, перемежающиеся с
локальными бочками. Затем река еще более сужается, а течение
разгоняется еще сильней.
Здесь струи, отраженные от берегов, образуют высокий стоячий
вал в центре. Сразу за валом стоят одна за другой две мощные
бочки поперек всей струи. Сразу после второй бочки на правом
берегу - остатки ряжевой стенки. Напротив ряжевой стенки стоит