<< Пред. стр. 204 (из 787) След. >>
3 или 4 постепенно уменьшающихся вала, а затем река разбиваетсяна три шиверистые протоки. В этом месте порог 10, в сущности, и
кончается, а следующий участок следует рассматривать уже как
заход в водопад.
Заключительные бочки порога 10 смотрятся весьма угрожающе,
особенно в высокую воду. Однако эти бочки, в общем, проносные,
и пробить их не так сложно.
Линия движения в пороге достаточно произвольная. Но наиболее
логичный способ прохождения заключается в следующем: сперва
надо постараться обойти наиболее мощные бочки и валы в
начальной части порога, а затем, разогнавшись, по центру
прострелить финишные бочки.
Пожалуй, наибольшей трудностью является не столько сам порог,
сколько страховка за ним, так как менее чем в 100 метрах за
порогом Колвица образует самый натуральный водопад.
Сразу после порога 10 река разбивается на три протоки. Левая и
центральная протоки мелкие. Попав в них, плывущий человек
вполне может встать на дно и самостоятельно выйти на берег.
Правая протока заметно глубже, течение в ней также более
быстрое.
Основная струя после порога обычно сбрасывает все плывущие
предметы именно в правую протоку. Поэтому оптимальной является
одновременная страховка с правого коренного берега за порогом и
с верхней оконечности правого острова. Для этого желательно
иметь, как минимум, 2-3 морковки. Страховка с воды
нецелесообразна - страхующее судно струя запросто может утянуть
в водопад. При низком уровне воды страховка заметно проще.
Пр.11 (V - VI)
Водопад. Река падает в водопад двумя протоками. При этом
конфигурации водопадов в левой и правой протоках довольно
сильно отличаются друг от друга.
Просмотр водопада в правой протоке осуществляется с правого
коренного берега, водопада в левой протоке - с левого коренного
берега. Этого достаточно, чтобы получить общее впечатление.
Для более детального просмотра обоих водопадов надо перебраться
на левый остров, так как отсюда гораздо более четко видны
основные сливы.
Как уже говорилось выше, сразу после порога 10 Колвица
разбивается на три протоки, но правая и центральная протоки
сливаются перед самым началом водопада. В правую протоку
водопада попадает не менее 70-80% речной воды.
Конфигурация водопада в правой протоке довольно сложна и,
кроме того, сильно видоизменяется в зависимости от уровня воды.
Там, где падает основная струя, перепад выбирается не одним
сливом, а тремя ступенями общей высотой метров шесть. При этом
в высокую воду на второй ступеньке образуется мощнейший косой
котел. А сразу за второй ступенькой струя поворачивает вправо
на девяносто градусов. Именно это место ставит под сомнение
благополучное прохождение порога даже на очень больших судах
(при высокой воде).
В двух-трех местах прямо по центру основной струи торчат едва
залитые водой (или открытые) острые гранитные зубья. Да и
вообще струя в водопаде буквально мечется среди камней,
особенно в низкую воду.
После сливов на протяжении 50-70м следует очень быстрая и
мощная струя с высокими валами. В этом месте вода наваливается
(не очень сильно) на бревенчатую стену бывшей электростанции,
остатки которой расположены на правом берегу.
В высокую воду часть воды падает через камни и бревна совсем
справа - у остатков электростанции - и образует слив высотой
4-5 метров и крутизной около шестидесяти градусов. Теоретически
на каяках и даже катамаранах можно прыгнуть и здесь. Однако при
этом придется заныривать в воду и маневрировать среди мощных
завихрений воды в непосредственной близости от гвоздатых бревен
и острых гранитных зубьев. Это очень опасно в случае
переворота, который весьма и весьма вероятен.
Полноценную страховку в правой протоке организовывать весьма
непросто. Для этого потребуется не менее трех-четырех человек и
двух-трех спасательных концов, размещенных на разных берегах.
В целом водопад в правой протоке, несомненно, препятствие
шестой категории сложности, особенно в высокую воду. Поэтому
правая протока до сих пор (к 1994г.), по-видимому, не пройдена,
хотя пройти ее, в общем, можно. Особенно в малую воду на каяке.
В левую протоку водопада идет гораздо меньше воды. Перед
водопадом расположена неглубокая простая шиверка длиной метров
сто. В конце шиверы левая протока разбивается еще на три струи
и падает с гранитной скалы крутизной 40-50 градусов. Высота
всех трех сливов - 5-5,5 метров. Левый и правый сливы не имеют
разумных проходов. Центральный же представляет собой идеальное
место для прыжков (во всяком случае в высокую воду).
Даже в высокую воду в центральный слив левой протоке идет лишь
4-6 кубометров воды в секунду. Выступов на скале немного, и они
недостаточно высоки, чтобы всерьез осложнить прыжок вниз. Прямо
по центру этого слива есть проход шириной метра полтора, где
вообще нет выступов. Именно здесь лучше всего прыгать на каяке.
Струя перед сливом совершенно прямая и не очень быстрая,
поэтому заход несложен. Для того чтобы лучше видеть с наплыва,
где находится наилучшее место для прыжка, желательно выставить
сигнальщика либо на краю слива, либо на высоком берегу за
водопадом.
После слива вода падает в глубокую круглую лагуну. В середине
лагуны растет гриб из отраженной ото дна воды, который образует
медленное вращательное течение и сбрасывает все плавающие
предметы прямо к берегам. Опасных камней в лагуне нет. Выход
из лагуны не шире 4-5 метров, так что страховать прохождение в
этом месте очень удобно и легко. Для этого достаточно одного
человека с морковкой.
Удар об воду после слива получается мягким при любой
траектории падения судна. Поэтому для того, чтобы избежать
травм, достаточно в полете не стучаться собою об скалу.
Категория сложности водопада в левой протоке - 5. Автор этого
описания дважды прыгал с этого водопада на каяке 22.6.93г.,
причем однажды удалось обойтись без переворота. В этот же день
были сделаны два еще более лихих прыжка на катамаране-четверке,
но для прохождения водопада без переворотов чуть-чуть, к
сожалению, не хватило удачи.
Через 60-80 метров после правого водопада и через 100 метров
после левого водопада основные протоки опять сливаются. Здесь
начинается уже следующее препятствие.
Пр.12(I+)
После слияния проток начинается несложная шивера длиной
300-400 метров. Река в этом месте довольно широкая. Быстрая
основная струя с заметными валами извивается среди мелководных
участков и островков. Глубокие проходы хорошо видны с наплыва.
Еще через несколько сот метров река впадает в Колвицкую губу
Белого моря. Расстояние от последней шиверы до моря слегка
меняется при чередовании приливов и отливов.
Отъезд
Возвращаться в Кандалакшу можно на автобусе, который ходит из
деревни Колвица раз десять в сутки, а в выходные дни - каждый
час, и привозит прямо на вокзал. Некоторые плывут в Кандалакшу
по морю. По расстоянию это примерно 30км. Говорят, что это
очень живописный, хотя и трудоемкий маршрут. Главная сложность
заключается в том, что морские ветры могут разогнать очень
высокую волну, и тогда надо причаливать к берегу.
Д.Кувалин
Некоторые дополнительные соображения общего характера:
1. Колвица - замечательная тренировочная речка. Препятствия
совершенно различной сложности расположены так, что и очень
квалифицированные люди, и относительные новички без труда
найдут наилучшие для себя варианты сплава и тренировок. Хорошее
место для базового лагеря у водопада, асфальтированная дорога
вдоль реки, большое число попутных машин и белые ночи позволяют
сплавляться по Колвице хоть по 3-4 раза в день. Попасть на
Колвицу из центров цивилизации также просто. Единственный минус
реки - северный климат (хотя солнечные дни здесь вовсе
нередки), а то бы Колвица в качестве места для тренировочных
сборов давно бы затмила собой Южный Буг.
2. Судя по карте и некоторым визуальным ощущениям, район
Кандалакши и окрестности Колвицы могут быть местом серьезной
долговременной экспедиции для сильной команды каякеров. Такие
речки как Нива, Нижняя Лувеньга, верхняя часть Тикши (впадает в
Колвицкое озеро со стороны гор), Валас и Гусеничный ручей
(впадают в Кандалакшскую губу с стороны карельского берега) и
некоторые другие явно должны иметь каскады сложных порогов
(вплоть до 5 к.с.) и водопады. Правда, для того чтобы подробно
исследовать все эти водотоки, надо выполнить 3 условия: взять с
собой прочные полиэтиленовые лодки, иметь в своем распоряжении
джипообразное транспортное средство, а также подгадать под
высокий уровень воды (что скорее всего возможно в июне).
3. Раз в 2 дня к одному из кольских поездов цепляют багажный
вагон. Этот вагон разгружается и загружается на всех крупных
станциях, включая Кандалакшу. Поэтому любые неразборные лодки в
этот район завозятся без труда.
4. С хорошими стоянками на Умбе не очень, поэтому рекомендую
решать эти вопросы заранее, а не в конце ходового дня. Для
предварительного планирования можно использовать мою лоцию -
все, что я называю хорошими стоянками, проверено мною лично.
5. Кому не лень, возьмите с собой саперную лопатку. А то в
некоторых местах попадется так много мусора от рыбаков и
туристов, что захочется его закопать. Да нечем будет.
Д.К.
===============================================================
FILE: umba1.txt
Умба-Колвица
Оригинал этого докмента лежит здесь ¦ http://reef.tau.ac.il/tur/umba.html
О Т Ч Е Т
о водном походе 3 категории сложности
по рекам Кольского полуострова
Умба и Колвица
с 5 по 17 июля 1995 г.
Руководитель: Климшин А.В.
Маршрутная книжка: 9В-95
Адрес руководителя: г.Саратов, ул.Астраханская
Саратов 1996
Справочные сведения о путешествии
Вид туризма: водный
Район путешествия: Кольский п-ов
Категория сложности: третья
Число участников: 6
Сроки проведения: 5 июля - 17 июня 1995г.
Продолжительность похода: 13 дней
Протяженность маршрута: 147 км
Маршрут группы:
г. Апатиты - р. Умба: пор. Островной, пор. Падун, оз. Капустные, пор.
Разбойник, пор. Семиверстный, пор. Карельский, пор. Канозерский -
оз. Канозеро - р. Родвинга - р. Низьма: пор. Кривец, пор. Падун -
р. Умба - р. Колвица: пор. Кривой, пор. Белый, пор. Черный - г.
Кандалакша.
Маршрут утвердила Саратовская ОМКК 22 июня 1995г. (в
составе: Вехов П.П., Свердлов М.И., Сафронов В.А.)
МКК рассмотрела отчет и признала, что путешествие может быть зачтено всем
участникам и руководителю. Маршрут соответствует .............. категории
сложности.
Отчет использовать в библиотеке ОМКК.
Состав группы
!!!!
нерестовыми для семги, поэтому лов рыбы в них запрещен. Появление на реке
с рыболовными снастями приравнивается к браконьерству. Для сплава по этим
рекам требуется разрешение Мурманскрыбвода (г.Мурманск ул.Комсомольская,
2), куда следует обратиться за несколько месяцев до похода.
Транспорт
моста через Умбу регулярного железнодорожного сообщения нет. Рейсовые
автобусы туда ходят из Кировска. Наиболее логичным представляется доехать
до трассы, по которой ходят автобусы (например автобусом Апатиты -
Кировск), и на этом перекрестке ловить автотранспорт, идущий в нужном
направлении.
При переезде с Умбы на Колвицу, суда в собраннном виде были отправлены
попутным КАМАЗОМ, а личный состав доехал на рейсовом автобусе, идущем в
Кандалакшу, который проходит по мосту через Умбу около 21 час. Следует
иметь в виду, что в выходные движение грузового автотранспорта почти
отсутствует, а автобус - переполнен.
рыбохраны на сплав, не следует долго светиться на мосту через Колвицу.
Из поселка Колвица до Кандалакши в 9, 13 и 19 часов идут рейсовые
автобусы.
Более свежую и полную информацию следует добывать на месте.
Техническое описание маршрута
Оценка сложности, проходимости и опасности порогов для более низкой воды
может существенно отличаться от приведенной ниже.
река европейского севера. Длинные утомительные плесы, озера и локальные
мощные пороги, некоторые из которых (Падун(1), Канозерский, Падун(2)) в
книге ''Водные маршруты СССР. Европейская часть'' названы непроходимыми
(для байдарок). Такая оценка их сложности явно
завышена. Пороги Падун(1), Карельский и Канозерский могут представлять
интерес для отработки катамаранной техники.
5 июля.
Маршрут начинался от порога Островной (Островский), до которого следует пройти
от мостов (автомобильного и железнодорожного) правым берегом вверх по течению
1.5-2 км. Берег заболочен, но можно найти места для стоянки и сборки
судов.