<< Пред. стр. 206 (из 787) След. >>
считает,что путешествие может быть зачтено всем участникам и ру-ководителю 3 категории сложности.
Отчет использовать в ______________________________________
ЯРОСЛАВЛЬ 1993
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
По рекам Умбе и Колвице (средняя вода).
Категория сложности - 3 (с элементами 4).
Маршрут проходит по югу Кольского полуострова.Начало пути
- станция Апатиты,откуда местным автобусом или попутным автот-
ранспортом доехать до автодорожного моста через реку Умбу,где
начинается маршрут.Собирать байдарки лучше на правом берегу.
Ниже железнодорожного моста ряд перекатов и порожков со
стоячей волной до 0.5 метра.Через 7-8 км большой плес,в конце
его река суживается и резко идет под уклон влево. В переди
непроходимый порог Падун длиной около 1 км ( перепад 10,4 м ).
Он проходим со страховкой ближе к правому берегу. Первая часть
представляет собой водопадный слив 1,5 - 2 м после которого
200-300 м по валам. Далее, у острова, находится вторая бочка (
около 1 м ) от которой можно уйти к левому берегу, но не слиш-
ком прижимаясь к скале . По обоим берегам имеются тропы для
полного или частичного обноса. После Падуна до озера Верх-
не-Капустного препятствий нет. Озеро мелкое, в узких местах
заметно течение. Двигаться нужно на юг,придерживаясь правого
по ходу берега. В протоке между озерами Верхне-Капустным и
Средне-Капустным находится остров 1 х 0.5км,покрытый лесом.
Правый рукав мелкий,имеет постепенный спад и проходим без раз-
ведки.Левая протока более многоводная и короткая,с довольно
сложными ступенями. Нижне-Капустное озеро очень мелкое,встре-
чаются песчаные мели,протянувшиеся поперек русла на 100-200 м.
Войдя в озеро Нижне-Капустное держать курс на мост. После
моста надо держаться левого берега до истоков Умбы. Весь пере-
ход от Падуна до истоков Умбы в Нижне-Капустном озере занимает
около 5 часов. В 3,5 км за Нижне-Капустным озером, за двумя
небольшими порогами перед небольшим озерцом еще один серьезный
порог - Щелистый (Разбойник). Этот многокаскадный порог со
сливами до 1м требует разведки, но она осложнена наличием ост-
ровов в русле. Прохождение порога - ближе к правому берегу.
Через 200м еше один небольшой порожек. В 4км от порога ,
за мостом, поселок Дедко-Ламбина. За мостом надо держаться ле-
вого берега . Через 2 км начинается порог Семиверстный , дли-
ной 7 км. В русле масса камней и плит, между каскадами плесы
по 150-300 м. На входе в порог большой слив с бочкой , от ко-
торой можно уйти , прижимаясь к правому берегу. За порогом Жем-
чужный плес ( 7.5 км ) и после двух небольших порожков
(Карежка Первая и Вторая) и Золотого плеса (2-3 км) порог Ка-
рельский. Длина порога около 800 м. Он образован многочислен-
ными камнями и плитами с высокими стоячими валами. На выходе
мелко.
Через 4 км порог Канозерский. Разведка по левому берегу.
Первая часть порога - плиты через всю реку. Далее , у левого
берега можно зачалиться в небольшой бухточке. Вторая часть -
1-1.5 метровый слив за островом с последующим очень мелким вы-
ходом.
Далее около 3 км по Канозеру по азимуту 320 до устья Чер-
ной . Волок по Черной возможен только для малозагруженных бай-
дарок в большую воду.
Для продолжения маршрута по Умбе курс держать на остров,
который виден при входе в озеро. От острова до истоков Род-
виньги около 5 часов хода. Ориентиры - каменистая отмель ,
песчаный берег с избушкой. Через 2 км река разделяется на два
рукава (Родвиньга и Низьма). Наиболее быстрый путь по Родвинь-
ге (влево). Пройдя около часа по небольшим перекатам выходим в
Пончозеро. Держаться правого берега . Через 3 км входим в Умбу.
На ней два порога Пончозерский ( очень мелкий ) и Большой Кри-
вец (5 км). Второй порог довольно мощный (валы и сливы до 1м).
После порога выходим к дачному поселку. От него до а/д
моста 6-8 км. От моста 3км до поселка Умба и 72 км до а/д
моста через реку Колвицу.
Колвица, вытекающая из юго-западного угла озера Колвицко-
го, - короткая, бурная, полноводая река с падением 60 м. на 12
км. длины. По правому берегу Колвицы проходит автомобильная
дорога. Туристам с небольшим опытом сплавляться по Колвице не
рекомендуется.
Первые 2-3 км сплава друг за другом следуют небольшие по-
рожки. Разведка не требуется. На левом повороте реки первое
серьезное препятствие - порог с мостом. Прохождение затруднено
малой высотой моста. Первая часть порога проходится по струе с
уходом вправо к ряжевой стенке, срузу после которой чалка для
обноса или проводки судов.
Далее 4 км чередуются плесы с небольшими порогами. После
ЛЭП начинается порог Белый. Длина его более километра, в русле
много камней, нет четко выраженной струи. После полутора-кило-
метрового плеса на правом берегу находится переправа. Через
200 м порог. Разведка по любому берегу. Он представляет собой
три ступени, каждая из которых не более 1 м. Далее около 3 км
по струе уходя от отдельных камней.
Ориентир порога Черный - большой камень по левому берегу.
Порог довольно длинный. Разведка по правому берегу. В конце
порога река разделяется на два русла и заканчивается водопада-
ми. Зачалится можно перед островом на правом берегу. Правый
рукав заканчивается четырьмя ступенями 1,5-2 м высоты. Прохо-
дим в большую воду. Для осмотра водопада Падун в левом русле
необходимо спуститься вниз по течению 500 м до моста. На
шоссейной дороге в 200-300 м от поселка Колвица остановка ав-
тобуса до Кандалакши.
Маршрут вполне логичен и может быть использован для тре-
нировочных походов в начале лета по большой воде.
Малая протяженность реки Колвица, большое количество пре-
пядствий на ней и наличие автодороги вдоль всей реки позволяет
использовать ее как полигон для подготовки к серьезным похо-
дам.
Дополнения
Date: 16 Jul 1997
From: Sergey Ivlenkov
1. Заброска от Аппатитов до развилки автобус 5
тыс./человек потом мы поймали грузовик за 40 тыс
2. На месте : Все местные утверждают что в этом году
большая водя
Комаров было завалом хотя еще для них не сезон ( я бы
взял сетки )
На Канозере единственная хорошая стоянка на острове там
же придется выпить с рыбнадзором ( но закуски он принесет
немерянно)
можно разбираться у моста но мы пошли далье до Белого
моря
и не пожалели : там несколько мощных порогов ( бочки и
валы, по моему, мощнее Падуна)
Заход из моря в Умбу : Надо свернуть налево в первую же
губу
Разбираться на причале после кипичного дома с ладьей
3. Выброска : остановка около ДК ( идти ~500 метров )
Автобус до Кандалакши 1 раз в сутки отправляется в 11 часов
Билет стоит 20 тысяч за человека и 3 за багаж
===============================================================
FILE: umba3.txt
Умба 97
Оригинал этого документа расположен на
http://diggy.inm.ras.ru/~sergey/Files/Rivers/Umba/diarybig.htm ¦ http://diggy.inm.ras.ru/~sergey/Files/Rivers/Umba/diarybig.htm
Дневник одного похода (есть фотоальбом)
по маршруту: Фрязино - Москва - Апатиты - р.Умба - пор.Падун - пор.Межозeрный
- пор.Разбойник - пор.Семивeрстный - пор.Карельский - пор.Канозeрский -
оз.Канозеро - р.Родвинга - р.Низьма - пор.Кривец - пор.Падун_на_Низьме
- р.Умба - пор.1 - пор.2 - пор.3 - пор.4 - м.БелоеМоре - пос.Умба - Кандалакша
- Москва - Фрязино, на КНБ {Макс,
Серeга}и на Таймене-3 {Дюха,
Ира, Dime}
Стартовали из Москвы в старом составе. Так как в нашей компании народ
подобрался душевный, я бы даже сказал - слабоумный, то дальнейшие пояснения
и разъяснения для слабоумных будут обозначаться """д/с.
"""д/c Итак, словосочетание
"в старом составе" означает следующее:
- большой возраст участников соревнований - верно почти для всех
- группа объединяется не в первый раз - верно, в третий
- поезд был скомпонован из не очень новых вагонов - верно, и не очень
чистых - Макс - слабоумный адмирал *** считает команду
- Дюха - генерал-аншеф *** спит
- Dime - этнограф *** думает
- Ира - врач-радист *** играет в карты
- Серега - слабоумный хронометрист *** проигрывает в карты
- Боря - дух слабоумия, не очень злой *** витает над всеми
2 июля в 16.07 в районе станции Медвежья Гора в поезде
Москва-Мурманск от невыносимой жары проснулся слабоумный адмирал Макс.
Первым делом он пересчитал команду:
"""д/c Духа он конечно,
не видел, но обнаружил его присутствие когда решил свериться с маршрутным
листом (3 экземпляра), забытых на столе под стеклом.
Затем Макс перекусил и продолжил спать. Это, несмотря на общее слабоумие
адмирала, было грамотное решение - в вагоне нормальная температура устанавливалась
2 раза в сутки: поздно вечером и поздно утром. Всe остальное время лучше
всего было, не мучая себя, поспать.
Рано утром 3 июля общий подъeм ("станция Хацепетовка, проснитесь
гражданин") и выгрузка в город Апатиты. По карте ясно что до
реки >100 км. Автобусом можно доехать до развилки, а потом - как придeтся.
Один из таксистов предложил довезти до самой реки за символическую плату
в 150 кр. (Now 1$ ~ 6000p) Это действительно крутой северный мужик - он
хотел поместить в свою ВАЗ-21011 пять человек с туристскими рюкзаками (на
нас едут 2 байды и вещи). Не согласились из жалости, хотя интересно было
бы посмотреть, как он это всe бы погрузил и повeз по горам. Вскоре подошeл
ещe один поезд, из которого вылезла команда катчиков. Автобус нас всех
довeз до поворота , а потом Макс и главный катчик поймали крутейший вахтенный
грузовик.
Река Умба текeт, понятное дело, под мостом и производит нехилое
впечатление. Очень приятно стоять на мосту, смотреть вниз, любоваться крутостью
потока, а вот плыть почему-то не хочется. Кстати, изумрудную прозрачность
воды этот недорезанный кафолик Макс объяснил наличием урановых рудников
выше по течению.
Сборка КНБ вылилась в слабоумное шоу. Эта байда собиралась и разбиралась
раз 6,так как Макс, с безумным упорством, хотел чтобы шкура сидела на каркасе
прямо.
Макс: "Опять она сползла, давай сдувать!" , Серeга: "Ну
давай ..." , Дюха: " Эх вы, слабоумцы!" , Ира: "Хотите
я подую" , Макс: "Нет, ты лучше подержи вот тут ." , Dime
(мысль): "А ведь они совсем не умеют собирать байдарки!"
А вот катчики очень быстро собрали огромный катамаран "Юг",
и собака их тут бегает.
Отплыв и сверившись с описанием, ждeм порог Островной,
однако попадаются какие то мелочные перекаты (или шиверы?). Наконец кто-то
заглянул в карту и слабоумно обнаружил, что пор. Островной, оказывается,
находится до моста, впереди же есть лишь вдп. Падун.
Далее на пути оказались безумные Капустные озeра - мелкие и кругом
кривые. Между Верхним и Средним находится мост, где нас ждал
рыбнадзор. Два мужика в очень вежливой форме довели до сведения, что сплав
по этой реке запрещeн и чтобы мы это передали всем кого знаем. Передаем.
Затем они сели в рафик и укатили. Из Среднего озеро в Нижнее
ведут две протоки, что в правой - не знаю, а в левой есть и валы на входе,
и мель на выходе (осмотр с ПБ - лазанье по болоту, я бы пошeл без осмотра).
При входе в реку обнаружилось явление природы - над небольшими перекатами
вьются огромные стаи мошки, она набивается в глаза нос уши и рот так что
плыть приходится практически вслепую, вглухую, внемую и т.д.
5 июля. Порог Разбойник. Оч. красивый порог , приятно
осматривать и проходить. Однако есть нюансы: хорошо осматривается только
первая часть (до островов), которую прошли вдоль ЛБ. А дальше с берега
ничего не видно, но сразу после острова стоит весьма приличная бочка. КНБ
пропороли своей же консервной банкой - по полукругу, ну не надо класть
твeрдые вещи на дно.
Затем, всякий плывущий по реке (даже слабоумный), подплывeт к началу
порога Семивeрстный, но не всякий слабоумный найдeт правильный заход
на него. Дело в том, что вход забит островами и мелкими протоками (наверное
заходить надо вдоль ЛБ). Затем, те кто не любит мокрой холодной воды сверху,
должны резко уйти под правый берег т.к. посередине стоят две приличные
бочки. А вот Таймень, так долго заходил по мели, что основную часть порога
шeл кормой вперeд. Всe это хозяйство можно осмотреть по ПБ. Далее ( после
этих бочек) имеются 7 вeрст через недлинные перекаты, с хитро накиданными
камнями. Встали сразу после окончания порога на живописном плeсе. Это была
какая-то обжитая стоянка, и по берегу периодически проходили рыбаки.
"""д/c Обжитая стоянка -