<< Пред. стр. 233 (из 787) След. >>
ЯВОНЬ'97: Общие впечатления, рекомендации, техническое описание.
Весной 1997 года, соблазнившись описанием Юрина, наша команда
отправилась на р. Явонь, протекающую в дальнем углу Валдая - неподалеку
от г.Демянск (Новгородская обл.). Впечатления остались самые яркие,
речка оказалась очень нетривиальной для овогородской области и ее
прохождение запомнилось нам надолго с самых разных сторон.
Спортивность речки - выше всяких похвал. Большая ее часть
(от собственно Филипповой горы до деревни Каменка) представляет
собой шиверу, иногда дополненную разбоями. Падение достаточно стабильно,
скорость велика, хотя это не очень ощущается из-за того, что русло очень
сильно петляет. Ближайший аналог - порожистый участок Льняной, но - что
существенно - практически отсутствуют глухие завалы. Расчесок и
выворотней - весьма немного. Все препятствия по отдельности не
превышают 2-й категории сложности по отечественной классификации, но их
количество просто восхищает. Лучше всего на Явони чувствуют себя каяки,
байдам не всегда может хватить маневра и места для оперативной чалки, но
это уже вопрос квалификации экипажа. Так как падение довольно
стабильное, то можно задействовать и катамараны-двойки, хотя впечатления
будут явно слабее. Воспитывать чайников, на наш взгляд, на Явони не
стоит.
Эстетика реки весьма своеобразна. На всем своем протяжении Явонь
течет в здоровенных оврагах, вызывающих полную иллюзию сибирской
речки, текущей в горной долине. Дорога, проходящая по правому берегу, в
принципе не видна и слышна лишь изредка. Более того, выбраться на нее в
случае аварийного схода с маршрута будет занятием довольно непростым.
На берегах преобладают лиственные деревья, но восприятие это не портит.
Место для стоянки найти несложно, с дровами - тоже никаких проблем.
Местное население (вдоль реки) не успело озвереть от наплыва
туристов (как, допустим, на Щегринке) и относится в целом положительно.
В переполненном "ПАЗике" мы не слышали ни единого комментария по поводу
упаковок, валяющихся в проходе, хотя мешались они здорово, а на сплаве
мы регулярно отправляли гонца в деревни за молочными продуктами. Ни
одного визита местных на сплаве не произошло (впрочем, какой дурак будет
ломать ноги в ночи по оврагам?) , но нам сильно не понравились бухие
рожи на автовокзале в Демянске, а на станции Лычково на нас наехали
гопники из местного ПТУ. Город Валдай - очень колоритный уездный
городок, Демянск ничем не примечателен, Лычково - вообще дыра.
Несмотря на кажущуюся сложность заброски (Мурманским поездом до
Бологого, кукушонком до Валдая и автобусом до моста перед Филипповой
горой, мы к часу дня уже оказались на месте. Надо учитывать, что в
Демянск автобусы ходят двумя путями, и только один из них годится для
вас. Обратная выброска содержит в себе нюансы. Конечно, очень логичным
кажется ехать из Демянска на Лычково, и там попытаться сесть на
таллинский или псковской поезда прямо до Москвы, или на кукушонок до
Бологого. Однако - кукушата ходят часто через 2 дня на третий по очень
сложному закону, а дальние поезда - через день, и в конце праздников
сложно попасть даже в тамбур до Бологого - все забито возвращающимися
дачниками. Мораль - необходимо заранее твердо знать расписание кукушат
(его могут сообщить даже в справочной на Ленинградском вокзале). Если
время раскладывается для вас неудачно, имеет смысл добраться до
Демянска и любым проходящим автобусом (их там изрядно) отвалить в
сторону Валдая, может быть, с пересадкой в Яжелбицах. (Валдай
стоит несколько в стороне от местной трассы). Из Валдая на Бологое
ходит несколько большее число электричек и кукушат, нежели из Лычкова.
Добраться из Валдая в Бологое можно и автобусом, но это обойдется
дороже и по деньгам, и по нервам. При выброске нас подстерегла еще
одна напасть - приказом областного начальства было закрыто движение
грузовых автомобилей по области (!) и на дорогах стояли рогатки
с ментами. Местные матерились, но ничего толкового рассказать не
смогли. Знающие люди уверяют, что так делается во время эпидемии
ящура. Поймать какую ни есть попутку было просто нереально - их не
было вовсе! Владельцам полиэтиленовой посуды следует намотать это на
ус. В общем, речка нам понравилась. Если бы не транспортные
проблемы, она была бы просто идеальной для весенних
тренировочных походов. Ниже приводится техописание пройденного нами
участка Явони.
У моста Явонь - узкая речка с быстрым течением и корягами, аналог
Каширки. Через 100м впадает левый вполне равнозначный приток. После
часа такого сплава (у нас было 3 обноса обливных деревьев) началась
шивера, которая с незначительными перерывами тянется весь сплавной
участок. Через 0.5 часа сплава - разбой, основная протока - левая. За
слиянием проток на левом берегу - луговина, возможна чалка. В конце
луговины - тракторный брод, за ним в русле - столетнее полуобливное
бревно, по нашей воде - однозначный обнос. После брода начинается
участок разбоев. Оптимальный проход - левой протокой.
После слияния рукавов распадок (приток?) на правом берегу, через
него - мост. Деревня видна на обеих берегах. Река делает зигзаг, после
него - плес и разрушенный железный мост, проход чистый. В 20 м за ним -
деревянный мост: проход - в правый пролет. Под мостом - горка с бочкой,
за ней - обливной камень. За мостом - длинная шивера, в конце - двойной
разбой, проход слева. Сразу после слияния рукавов - новый разбой,
ориентир - куст посреди реки. Оптимальный проход - в левую протоку, в
ней стоит хорошая бочка. Довольно крутая шивера продолжается примерно
200 метров. Далее идет новый разбой с кустом посреди реки, проход слева.
После этого река собирается в одно русло и несколько успокаивается, хотя
скорость не падает. Ориентир конца шиверы - большой гранитный валун у
самого правого берега, за ним - хорошая стоянка. После валуна - 500
метров ровной струи, один проходимый завал. Устье правого притока -
Чересицы мы идентифицировать не смогли. Внезапно, без определенных
ориентиров, начинается двухкилометровая шивера с большим количеством
обливных камней, в конце, в трековом прижиме к глинистой осыпи - зажатая
между камней столетняя береза поперек реки, проход справа. Далее -
быстроток с зигзагом в конце, в зигзаге - несильный правый прижим с
корягами в нем. После этого следует мелкая двухступенчатая шивера, за
которой - участок разбоев, берега несколько понижаются, видны следы
цивилизации. Воды здесь несколько больше, чем у Филипповой горы (похоже,
стекают верховые болота), скорость течения ниже, разбои проходятся без
проблем любой протокой. После бань на левом берегу (предположительно,
дер. Залесье) начинается спортивный участок. Несколько средних шивер в
черте деревни Березник, гнусные разбои - проход правым рукавом, затем
низкий мост. За мостом тянется почти беспрерывная цепь шивер разной
сложности, но между ними почти всегда есть место для чалки. Примерно в
5 км ниже д.Березники - порог-горка, единственное более-менее четко
выраженное препятствие на маршруте. Предварительный ориентир -
глинистая осыпь на правом повороте, после него - две шиверы. После
первой из них лучше зачалиться на правый берег, после второй чалка
затруднена. епосредственный ориентир - отходящая влево мелкая
непроходимая протока. Перед ней рекомендуется пристать для детального
просмотра (если необходимо). Порог представляет собой длинную горку с
хаотическими бочками и "петухами". а выходе - обливная гряда, обходится
с любой стороны. После порога продолжается цепь шивер с весьма большим
количеством камней; некоторые из них имеют черты перекатов. В часе
сплава ниже порога речная долина расширяется, через реку переброшен
автомобильный мост, ведущий из Каменки в дер.Пески. аходясь уже в
"отрицательном" времени, решил окончить сплав здесь, тем более что по
описанию Юрина спортивный участок был практически закончен. Разобрались
перед мостом на левом берегу, срезав по полю, вышли на верхний конец
деревни Пески, откуда вечерним автобусом уехали в Демянск.
Всего хоpошего, Nikolay.
===============================================================
FILE: welikaq2.txt
Исса - Великая - Сороть (1994)
ШКОЛА N 728 ЮЖНОГО ОКРУГА г.МОСКВЫ
Туристический клуб
ОТЧЕТ
О ВОДНОМ МАРШРУТЕ I к.с.
Ст. Себеш - р.Исса - р.Сороть - Пушкинские горы - р.Великая -
г.Псков, проводимом с 26 июня по 6 июля 1994 г.
Руководитель С.Я.Коцот
Зам.руководителя В.М.Пилипчук
Москва 1994
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА
Маршрут проходил по рекам Иссе, Великой и Сороти, протекающим по
Псковской области.
Исса - река неширокая, извилистая, сильно заросшая ивняком, камы-
шом, ряской. На небольшом участке, примерно 30 км, перед д.Исса реку
прочищали и углубляли. Вода там чистая и вкусная. Путь по Иссе, осо-
бенно в верхнем течении, трудоемок: множество завалов, низких мостков,
порожки на месте разрушенных мельниц и порожки естественные, все одно-
го типа: перегораживающая всю реку греда камней.
Великая - самая большая река Псковской области. Путь несложен -
ни порогов, ни завалов (река слишком широка для них). Правда, на этом
участке берега густо заселены, и поэтому нет хороших мест для ночевок.
Преобладают поля, негустые лиственные рощицы.
Течение довольно значительное (~0,4), при сильном встречном ветре
(наш вариант) - сильная волна.
Сороть - река заповедная, поэтому, видимо, очень чистая, ухожен-
ная. Течение ~0,3, так что весь путь по ней против течения (~3км) нес-
ложен.
От Москвы ехать с Рижского вокзала до ст.Себежь (21:54 - 12:35).
От Себежа либо через автовокзал рейсовым автобусом до моста через Иссу
(автобус на Борженки), либо как мы - попуткой до д.Рожки у самой гра-
ницы с Латвией. Байдарки собирали под мостом. Рядом - латышская пог-
ранзастава, но нас они не беспокоили.
Заканчивали маршрут тремя дневками в Пушкинском заповеднике. По-
сетили Тригорское (стояли в 0,5 км от музея), Савкину Горку, Михай-
ловское, Святогорский монастырь. Детские билеты на всей территории за-
поведника бесплатные - их оплачивает детский фонд.
Группа турклуба школы N728
совершила водный поход I категории сложности по маршруту
р.Исса - р.Великая - р.Сороть в июне-июле 1994 г.
Состав группы и квалификация участников
+---+-------------------+-------+--------------+-------------+
| N | Фамилия,и.о. |Г.рожд.| Квалификация | Должность |
+---+-------------------+-------+--------------+-------------+
| 1.|Коцот С.Я. | 1949 | Суна IIр | руководитель|
| 2.|Пилипчук В.М. | 1975 | Угра Iу | зам.рук. |
| 3.|Трифонов Александр | 1977 | Суна IIу | командир |
| 4.|Михеев Сергей | 1977 | Нерль Iу | фотограф |
| 5.|Санталов Алексей | 1979 | Мста IIу | рем.мастер |
| 6.|Стрий Александр | 1979 | Мста IIу | зам.команд. |
| 7.|Носков Александр | 1979 | Лопасня б/к у| завхоз |
| 8.|Якунин Александр | 1979 | Лопасня б/к у| фотограф |
| 9.|Кудрявцев Александр| 1979 | Лопасня б/к у| зав.пит. |
|10.|Чепик Анна | 1979 | Лопасня б/к у| летописец |
|11.|Филатов Сергей | 1979 | Мста IIу | штурман |
+---+-------------------+-------+--------------+-------------+
ЛОЦИЯ МАРШРУТА
1-8 км Череда завалов; через каждые 10-12 м поворота.
8 км Хорошо укрепленный деревянный мост.
9 км Самый узкий участок русла, местами оно не шире 3-х метров.
13 км Деревянный мост, перед ним сваи от старого, за ним облив-
ники.
15 км Правый берег - д.Лосны. Левый берег - д.Рубанка; ни мага-
зина, ни почты нет.
19 км Правый приток р.Лосьва.Берега здесь заболочены. Хороших
мест для ночевки нет.
21 км Д.Брод по левому берегу, у деревни низкие мостки.
24 км Мост, под ним завалы, проходим только левый пролет.
28 км Д.Апросово. В конце ее деревянный мост.
32 км Перед небольшим пешеходным мостиком три ряда свай от ста-
рого моста, за ними натянута низко проволока.
39 км Большой остров разделяет реку на две протоки,в одной из
которых два полуразрушенных мостка. В другой - маленький,
но непроходимый порожек.На мелком участке протока разде-
лена надвое маленьким травянистым островком. Слева - за-
вал из тяжелых бревен, справа - сплошное нагромождение
валунов. Обнос невозможен: берега заболочены. Проходить
левой протокой, байдарки проводятся под мостками. (Схема
1). По левому берегу - д.Ключики.
40-46 Русло узкое, сильно заросшее. Мест для зачалки нет.
50 км Д.Марьино, левый берег.
54 км Д.Хренево, левый берег, почта, магазин.
57 км Перед бетонным автомобильном мостом пять рядов свай от
старого деревянного.
62 км Завал из двух упавших деревьев, проход шириной в полвесла
под левым берегом.
64 км Левый приток речка Веть.
65-66 Река делится на множество проток, разделенных зарослями
камышей и осоки. Проходим, держась левого берега. Левый
берег - д.Анчинки, правый - д.Щербы. За ними мост, под
которым много камней в русле.Проходим левым пролетом.
67-69 Лесистые берега с хорошими местами для зачалок.
69 км Правый берег - д.Бульки.
71 км Левый берег - д.Виры.
72-73 Берега очень красивые: высокие, ровные, густое разнотравье
в человеческий рост. Русло не шире шести метров, поэтому
плывем как в туннеле или в трубе.
77 км Д.Гавры. Левый берег.
78 км Очень красивый новый автомобильный мостик с желтыми пери-
лами. Под ним и сразу за ним в несколько рядов сваи от
старого.
79 км Д.Макушево - правый берег. Есть магазин и почта.
82 км Д.Мощены - правый берег. Низкий мостик, проход справа.
83 км Большой бетонный автомобильный мост, под ним порожек. Про-
ходим в центральный пролет.
86 км Сосновые посадки на правом берегу.Хорошее место для ночев-
ки и для дневки.
86-90 Река сильно петляет.Русло заросло кувшинками и лилиями.
Берега заболочены, осиновое редколесье.
94 км Д.Трубицыно - левый берег. Высокий висячий мост.
98 км Д.Волково - левый берег.
100 км Д.Барсаново - левый берег. Два подряд порожка. Один под
автомобильным мостом, другой примерно в 150-ти метрах -
останки старой мельницы: каменная гряда.Проход с просмот-
ром. Первый порог по центру, второй по сливу, немного
правее центра русла.(Схема 2).
102 км Д.Бабенцы - на левом берегу.
108 км Перекаты, камни в русле.
109 км Д.Воронино - левый берег.
111 км Двухступенчатый порог с перепадами 0,5+0,5 метров. Сбитая
основная струя. По берегам россыпи камней. Ближе к право-
му берегу слив с небольшой бочкой. В русле много камышо-
вых островов. Расстояние между ступенями порогов 5 мет-
ров. Проходим между бочкой и правым берегом с заходом в
правое улово. По выходу из порога бетонный автомобильный
мост, под ним сваи старого деревянного. (Схема 3).
113 км Правый берег - д.Восковицы.
115 км Левый берег - д.Загребецы. Деревянный мост.
117 км По обоим берегам д.Марфино.
121 км По обоим берегам д.Антоново. Деревянный мост. В деревне
есть почта и магазин.
123 км Д.Братки - левый берег.
124 км Д.Марки - правый берег.
125 км Д.Бородино - левый берег.Сразу за ней небольшой, но очень
крутой порог - точная копия порого N3. А две каменные
ступени, видимо, остатки платины. Проводили байдарки по
обливникам под правым берегом, предварительно расширив
участок, убрав из русла несколько камней. (Схема 4).
128 км Д.Гнилки - левый берег.
129 км Д.Болотово - правый берег.