<< Пред.           стр. 234 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  131 км Д.Шлепиха - правый берег. Деревянный мост, за ним и под
  ним каменистая отмель, много обливников.
  133-135 Множество камней по руслу,остатки старой мельницы, перека-
  ты. Участок требует внимательного прохождения.
  137 км Д.Визей по левому берегу.
  138 км Д.Тюськино по правому берегу.
  139 км Правый берег - д.Мякишево, левый - д.Дорошино.
  141 км Д.Рогово по правому берегу.
  149 км По обоим берегам д.Исса. Автомобильный бетонный мост. Под
  ним русло перегораживает каменная россыпь. Обнос по лево-
  му берегу примерно 50 метров. В деревне есть магазин и
  почта.
  151 км Высокий висячий мост.
  155 км Д.Быки - левый берег. За ней опять порог - лестница из
  двух ступеней.Проход ближе к левому берегу, в слив по ос-
  новной струе между обливниками. (Схема 5).
  156 км Очередной однотипный порог - бывшая плотина. Каменная
  лестница, три чистых слива без бочек. Проход ближе к пра-
  вому берегу по основной струе. (Схема 6).
  158 км Большой лесистый остров. Обе протоки чистые, по левой путь
  короче.
  161 км По левому берегу д.Опарино. По правому берегу д.Гришуки.
  163 км Начало устьевой зоны реки.
  167 км Д.Смоляны - правый берег. Р.Исса впадает в р.Великую. Нап-
  ротив устья село Барское. Ширина р.Исса в устье примерно
  30 метров. Ширина р.Великой примерно 70 метров.
  169 км Бетонный мост.
  177 км Бетонный автомобильный мост, перед ним большой камень и
  сваи старого моста; небольшой камышовый островок.
  186 км Правый приток р.Сороть, дальше плыть вверх по течению.
  188 км Конец маршрута у д.Тригорское. Ориентир - ЛЭП.
 
  КОНЕЦ
 
  ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 |Число/ | Маршрут, | Сложные | |
 |ходовой | километраж | участки | Метеоусловия |
 | день | | | |
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 | 27 июня| Д.Рожки. | Завалы на протяжении |t воздуха +18 С |
 | 1 |Ночевка на | 3 км. |Временные осадки|
 | |болотистом | Байдарки через завалы|Облачность пере-|
 | |месте на пра| проводили. Состояли |менная |
 | |вом берегу. | завалы из тонких вет-| |
 | | 10 км | вей, валежника, про- | |
 | |2,5 ходовых | рубаться не имело | |
 | |часа | смысла. | |
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 | 28 июня|Ночевка N1 -| Завалы - 15-й км. |t воздуха +25 С |
 | 2 |д.Ключески | Низкие столбы у дере-| до +30 С |
 | | 29 км | вни Брюз. |Небо безоблачное|
 | |9 ходовых | 29 км - завалы расчи-|День жаркий |
 | |часов | щали 2 часа (16:30 - | |
 | |Ночевка на | 18:30). | |
 | |сенокосном | 32 км - в три ряда вы| |
 | |лугу на ле- | ходят из воды сваи | |
 | |вом берегу | старого моста. Над во| |
 | | | дой висит проволока. | |
 | | | Переход требует осто-| |
 | | | рожности. | |
 | | | 36 км - завал. Прору-| |
 | | | бались 30 мин. | |
 | | | 39 км - непроходимый | |
 | | | порожек.Низкие мостки| |
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 | 29 июня|Ночевка N2 -| Бетонный автомобиль- |t воздуха +25 С |
 | 3 |86-й км мар-| ный мост, перед ним |Погода безвет- |
 | |шрута. Сос- | остатки старого.Про- |ренная, жаркая |
 | |новые посад-| ход требует осторож- |Небо чистое |
 | |ки на правом| ности | |
 | |берегу | 67 км - низкие мостки| |
 | | 47 км | под ними много камней| |
 | |8 ходовых | | |
 | |часов | | |
 | |Ночевка была| | |
 | |на поляне | | |
 | |около сосно-| | |
 | |вого леса | | |
 | | | | |
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 |Число/ | Маршрут, | Сложные | |
 |ходовой | километраж | участки | Метеоусловия |
 | день | | | |
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 | 30 июня|Ночевка N3 -| 100 км - Мост, за ним|t воздуха +30 С |
 | 4 |105-й км мар| порог |- с утра |
 | |шрута. Сос- | Сразу же второй порог|Мелкий дождь с |
 | |няк на высо-| Камни, остатки старой|22:30 до 23:30 |
 | |ком правом | мельницы. | |
 | |берегу. | | |
 | |2,5 ходовых | | |
 | |часа | | |
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 | 1 июля|Ночевка N4 -| 111 км - серьезный |t воздуха +27 С |
 | 5 |д.Исса | порог. Проходили под |Погода жаркая. |
 | |Ночевка на | правым берегом. |Во второй поло- |
 | |частном сено| 125 км - порог. Очень|вине дня - дождь|
 | |косном | много камней. Прово- |с грозой. |
 | |угодье | дили байдарки. |Немного позже - |
 | | 45 км | 149 км - непроходимый|дождь, дливший- |
 | |7 ходовых | порог под мостом. |ся довольно дол-|
 | |часа | |го. |
 | | | |Около 21:00 пого|
 | | | |да прояснилась. |
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 | 2 июля|Ночевка N5 | 155 км - порог, про- |t воздуха +23 С |
 | 6 |на поле под | ход ближе к правому |Погода теплая. |
 | |ЛЭП - правый| берегу. |Сильный ветер. |
 | |берег. | 156 км - порог. Быв- |Безоблачно. |
 | | 37 км | шая плотина. | |
 | |8 ходовых | 186 км - вошли в тече| |
 | |часов | ние реки Сороти. | |
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 | | | | |
 | | | | |
 | | | | |
 | | | | |
 | | | | |
 | | | | |
 | | | | |
 | | | | |
 | | | | |
 | | | | |
 | | | | |
 +--------+------------+----------------------+----------------+
 ===============================================================
  FILE: welikaq3.txt
  Великая-96
 
  From: Алексей Дещеревский
  Date: Feb 1998
 ---------------------------------------------------------------
 
 Отчет о водном походе по маршруту: Ст.Забелье -- оз. Ашо --
 оз.Волоченец -- оз. Верято -- оз.Черное -- р.Великая --
 ст.Идрица,
 
 совершенном 26.07-05.08 1996 группой в составе:
 
  1-4. Дещеревские Лена, Леша, Олег (5), Оля (7).
  5-6. Ивановы Миша, Миша (7).
  7-9. Куколевы Аня, Игорь, Ксения (6).
  10. Янин Леня.
 
 
 
 
  Содержание:
 
 1. Финансовый отчет (И. Куколев)
 2. Описание маршрута (А. Дещере)
 3. Некоторые впечатления (Коллектив авторов)
 4. Под созвездием кузькиной матери... (Лекция о величайших
  байдарочных походах конца 20 века // Янин Л.А. Из цикла
  "Мои мемуары").
 
  Составитель А.Дещере(*1)
 
 
  Пущино-Реутов-Москва, 1996.
 
  1. Финансовый отчет.
 
  Общие затраты на поход (кроме билетов) составили 600 т.р.,
 из которых в походе было потрачено 69, главным образом на
 покупку продуктов. Например, ведро картошки - 10 т.р., банка
 молока (3л) - 3 т.р. Взрослому участнику поход обошелся в
 169т.р. (в т.ч. ж/д билеты -- 51.5 x 2 = 103 т.р.), ребенку --
 в 93 т.р. (билеты -- 21.7 х 2 = 43.4 т.р.).
 
   * 2. Описание маршрута. * 
 
  Маршрут разрабатывался по 5-км карте "Псковская область"2
 + знаменитой книге Ю.Б.Воронова3 (маршруты "Уша-Дрисса" и
 "Великая"). На район волока (оз.Ашо-Волоченец-Верято и далее до
 устья р.Аллоль) у нас была "двушка", лист "Невель"4.
 
  1. Оз.Ашо.
  Дорога к месту сбора байдарок на берегу оз.Ашо (2км от
 ст.Забелье) заняла у нас чуть больше часа. Можно собирать
 байдарки и ближе, на оз.Бельское (по описанию, оно соединяется
 с Ашо протокой), но ввиду низкой воды мы сомневались в
 проходимости протоки. И правильно делали -- отплыв, мы
 специально прошли вдоль перешейка, но кроме густых зарослей
 тростника так ничего и не увидели5.
  Кроме того, хотелось собирать байдарки подальше от
 деревни. Действительно, место на оз.Ашо оказалось очень уютным
 и чистым, с малиной и ежевикой. Правда, невысокие прибрежные
 кусты почти не давали тени, зато выход к воде нормальный, людей
 -- никого и от железной дороги метров двести. Прямо у моста ж/д
 есть еще одна подходящая площадка, без тростника и с деревьями,
 но -- с поездами... Оттуда к "нашему" месту надо идти вдоль
 берега озера 200 м на север по проселочной дороге. Мы шли от
 станции не по путям, а по тропинке, чуть забирая вправо, потом
 тропинка пропала и шли прямо по покосу. Не так быстро, зато
 идти приятнее (запомнился привал на траверзе оз. Бельское) и не
 надо думать, что кто-то из детей залезет под поезд.
 
  2. Волок в оз. Верято.
  Из оз.Ашо современные байдарочники обычно плывут на юг в
 Ушу-Дриссу и т.д. Отдавая дань уважения этой традиции, мы
 просмотрели выход из озера. В умеренно сухое лето он вполне
 проходим для байдарок. Но дальше наши пути разошлись.
  Совсем близко к оз. Ашо расположено оз.Волоченец,
 принадлежащее уже бассейну р.Великая. Это, наверно, самое
 удобное место для переволока из одной речной системы в другую
 (название-то какое!). Грешным делом мы даже надеялись
 обнаружить на водоразделе следы древнего волока -- лет
 триста-четыреста назад и раньше тут наверняка проходил
 оживленный торговый путь.
  Увы, в географически ближайшей к оз.Волоченец точке оз.Ашо
 уже кто-то стоял. Еще один дым виднелся чуть севернее. Ага,
 тоже на волок собрались, подумали мы (и ошиблись). Вставать
 рядом с чужой группой не хотелось, поэтому поплыли в северный
 аппендикс. И зря, там берег был занят еще плотнее. Но
 возвращаться не стали -- начинался дождь, и время поджимало...
  Заночевали вплотную с чьим-то лагерем. Хозяева было
 насторожились, но узнав, что мы ненадолго (утром линяем),
 смирились и даже не стали отвязывать на ночь собаку. А
 вообще-то большинство отдыхающих на Ашо -- это именно
 "машинисты", живущие в одном и том же месте на берегу озера по
 месяцу, а некоторые годами.
  Стоянка оказалась очень красивой, на высоком сухом берегу,
 но не в северной оконечности залива (там -- сплошное болото), а
 в его северо-восточной части. В целом, это удлинило волок почти
 вдвое. Шли мы так:
  В 200 м от берега есть проселок, идущий вокруг озера. По
 нему мы пошли на запад, сначала почти по горизонтали (400м),
 затем резко вниз (еще 100м). Сразу после спуска дорога чуть
 забирает влево (к юго-западу) и соединяется с другой дорогой,
 приходящей с севера (дальше они уходят на юг вокруг озера). Но
 мы на юг не пошли, а еще до соединения проселков свернули
 вправо вверх по заросшей дорожке, идущей точно на запад.
 Поднявшись на горку (длина подъема 50 м), мы пересекли второй
 проселок и пошли дальше на запад, немного спускаясь вниз. По
 сторонам -- окопы времен Отечественной войны. Линия обороны
 пересекала перешеек между озерами. Теперь дорога пересекает
 линию обороны.
  Примерно через 300м от перекрестка дорога повернула влево
 и еще через 200 м кончилась разворотным кругом. В конце дороги
 -- кострище, впереди за двумя-тремя рядками молодых елок и
 березок виднеется залив оз.Волоченец. Место приятное, но очень
 уж комариное, и выход к воде узковат (одновременно можно
 грузить лишь одну байдарку).
 
  Поскольку наш путь явно не лучший, решили разведать
 "правильный" волок. Ближайшая к оз.Ашо точка оз.Волоченец
 находится в 100 м южнее нашего стапеля. От этого места на
 юго-восток идет почти прямая торная тропа, местами -- просто
 борозда. По ней до Ашо 700- 800м. Место выхода тропы на
 оз.Волоченец плотно заросло молодым березняком, в озере --
 густой тростник. Если бы мы избрали для волока этот короткий
 путь, то по-видимому продлили бы пешую часть еще на 150 м ради
 более удобного выхода к воде.
  И последнее. Если стоянка на берегу оз.Ашо у начала волока
 занята, а вставать рядом не хочется, то вместо того, чтобы
 плыть дальше на север (где берег низок и сыр) или на восток
 (как поступили мы) лучше вернуться немного назад к югу, а затем
 пройти часть пути по "вокругозерной" дороге и дальше по
 описанной тропе.
 
  3. Протока из оз. Волоченец в оз. Верято
  Оз. Волоченец недоступно для обычных (моторных) лодок и не
 имеет населенных пунктов по берегам, которые сплошной стеной
 заросли лесом и тростником. Оно производит впечатление
 абсолютной дикости и глухомани, усиливающееся благодаря
 девственной тишине. Жаль, что мы не задержались здесь на денек,
 а сразу заторопились дальше....
  По карте протоку в оз.Верято надо искать немного южнее
 выхода из нашего залива, в выраженном заливчике. Однако на
 местности профиль берегов гораздо фрактальнее, чем на карте, к
 тому же за тростником коренной берег не просматривается.
 Пришлось идти вдоль самого берега, тыкаясь в каждое
 подозрительное углубление. Вторая байда, наоборот, шла по
 середине озера, выглядывая просвет в кронах деревьев. Наконец,
 по подводной траве обнаружилось слабое течение из озера и тут
 же мы увидели узкий, не шире байдарки, плоскодонный ручеек с
 твердым песчаным дном. Размер ручейка немного шокировал (по
 карте мы ожидали встретить протоку шириной несколько десятков
 метров). Однако, в отличие от впадающих в озеро ручейков, сток
 обычно один, так что сомневаться не приходилось. Разгрузив
 байдарки, "полуволоком" (глубина ручейка 5-10 см) перетащились
 на оз.Верято. На полпути до него ручеек пересекает идущую по
 перешейку проселочную дорогу, по случаю чего там устроена
 водяная яма диаметром метра четыре и глубиной около двух
 метров.
 
  4. Оз. Верято
  Выйдя в оз.Верято, мы пошли не к Копылку (обычному началу
 маршрута по р.Великая), а на северо-восток, где у нас была
 запланирована ночевка. В Москве мы почему-то надеялись, что на
 Верято народа будет меньше, чем на Ашо. Увы, найти уютную
 одинокую стоянку и здесь совсем не просто. Особенно много дымов
 виднелось на восточной оконечности озера. Чуть меньше -- на
 южной, менее привлекательной из-за отсутствия пляжей, солнца и
 более суровых берегов. Наконец, мы выбрали место на северном
 берегу. Уже разбив лагерь, долго жалели, что не встали на одном
 из островов, где было бы наверняка не хуже.

<< Пред.           стр. 234 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу