<< Пред.           стр. 249 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 бревна длиной 6 метров и диаметром около 30 см. Плотность
 используемой древесины была около 0,7 г/куб.см, и для того,
 чтобы обеспечить необходимый запас плавучести (около 600 кг),
 потребовалось 11 бревен.
  Бревна набирались комлем наружу, "валетиком", со сдвигом
 через одно в длину на 1 метр, что позволило увеличить длину
 плота до 7-ми метров, не утруждаясь при этом протеской комлей,
 имеющих значительное утолщение.
  Скобы из арматурной стали сечением 10 мм и длиной около 40
 см при ковке были отожжены (закаленные скобы при больших
 нагрузках лопаются). Для исключения параллельного сдвига бревен
 скобы забивались попарно по диагонали.
  Жесткость плота обеспечивалась четырьмя поперечными лагами
 из макушечника диаметром около 10 см; они же служили основанием
 для настила из горбыля. Лаги закреплялись скобами, забиваемыми
 поперек в бревна.
  Подгребицы и греби на обоих плотах были устроены примерно
 одинаково, с той лишь разницей, что на деревянном плоту все
 элементы крепились с помощью гвоздей.
  Конструкция подгребиц и гребей описана в литературе и не
 нуждается в дополнительных комментариях.
 
  Будучи романтиками, не чуждыми сибаритству, мы оборудовали
 деревянный плот маленьким столиком и подобием очага из дырявого
 таза с ведром. В тазу полагалось гореть костру, а ведро должно
 было служить одновременно подставкой для чайника и дымовой
 трубой. Кроме того, почти половину плота занимала маленькая
 палатка-датчанка на каркасе из жердей. Она совершенно
 необходима как склад для вещей и укрытие от дождя; столиком же
 пользовались в основном как лавкой: весь день топтаться по
 плоту, не имея возможности присесть, довольно утомительно.
 Поэтому другим сразу рекомендуем вместо столика сделать на
 плоту лавочки, которые вполне заменят столик - была бы охота...
  Собственно сплачивание бревен заняло два часа; на
 оборудование плота, включая "маленькую скатерочку", обед и
 перекуры, ушло еще часов десять. Таким образом, при большом
 желании полностью построить деревянный плот можно вдвоем за
 один световой день, не считая заготовки леса.
  Ходовые качества плота весом в несколько тонн весьма
 своеобразны. Он совершенно не "парусит", хорошо держится в
 стремнине, не пытаясь увильнуть со струи под действием
 поверхностных завихрений воды благодаря большой инерционности.
 Однако эта же инерция не позволяет ему так же легко
 маневрировать, как это получается с надувным плотом. Для того,
 чтобы причалить к намеченному месту на противоположном берегу,
 надо начинать грести, и довольно энергично, метров за 500 - 700
 до него.
  Техника причаливания и прохождения вдоль берега на прижиме
 струи достаточно проста: необходимо держать плот кормой ближе к
 берегу, чтобы при касании плот не закрутило. Чалка крепится к
 заднему наружному углу плота. Для этой цели при скорости
 течения у берега 10 км/час мы использовали репшнур диаметром 8
 мм и длиной около 15 метров. Более длинный шнур неудобен: в нем
 при отсутствии навыка легко запутаться, что и произошло в самом
 начале нашего путешествия при буксировке плота моторной лодкой
 с места стапеля к "мокрому доку", то есть к месту оборудования.
 Было это так.
  Сбитые скобами бревна опустили краном на воду и взялись
 буксировать моторкой вниз по течению, к лагерю. В тот момент,
 когда моторка вытянула наш не оборудованный гребями плот из
 затончика на стремнину, у моторки срезало шпонку, и плот в
 связке с лодкой прижало к остаткам "бонов" - сооружению для
 отгораживания судоходной части реки от сплавной. Длинный шнур
 затянуло под "боны", пришлось отвязывать конец и, протравливая
 его руками, пропускать сквозь завал. Человек, находившийся на
 неуправляемом плоту, ничем не мог нам помочь и стоял в полный
 рост как рыцарь перед турниром, держа вертикально в руке,
 словно копье, бесполезный багор. Каково было бы ему, если бы в
 процессе протравливания шнура мы его упустили! К счастью, все
 закончилось благополучно: нам удалось освободить чалку и на
 веслах подтянуть плот к берегу, где и была заменена злополучная
 шпонка.
  Надувной плот легок, маневрен, но для сплава по спокойной
 воде довольно скучен. Кроме того, большая парусность и малый
 вес создают проблемы при сильном ветре: необходимо непрерывно
 грести, компенсируя дрейф по ветру.
  На второй день нашего сплава затянул сильный встречный
 ветер, плоты соединили вместе и так плыли до самой стоянки,
 устраивая "братания" и "маленькие скатерочки" между командами
 плотов. Заодно проверили остойчивость деревянного плота:
 оказалось, что он вполне поднимает 7-8 человек. Однако сильнее
 нагружать мы его не решились, зная, что подтопленный плот может
 элементарно "встать на ребро", что не случается с надувным.
  Последняя чалка далась без особых сложностей, хотя
 скорость потока была довольно велика - около 15 км/час (мы
 чалились в месте, где река резко сужалась).
  ...Жаль было отпускать творение рук своих - мы с В.
 Чистяковым уже успели полюбить это нехитрое сооружение,
 построенное сначала в наших сердцах, затем в умах, и, наконец,
 наяву...
 ===============================================================
  FILE: medvediz.txt
  М Е Д В Е Д И Ц А
 
 
 
  Медведица - левый приток Волги. Река спокойная, по берегам,
 особенно в нижнем течении, нередки леса, преимущественно хвойные.
 Немало пляжей и удобных мест для отдыха.
  Протяженность участков маршрута: Городок - устье реки - 165
 км; по Волге: устье Медведицы - ст. Скнятино - 15 км; ст. Скнятино
 - Кимры (ст. Савелово) - 20 км; Кимры - Калязин - 10 км.
  Маршрут обычно начинают от с. Городок, куда можно добраться
 автобусом или попутным автотранспортом из Калинина. Подъезд выше
 Городка, особенно весной, затруднен.
  В районе Городка Медведица уже довольно широкая. Берега
 высокие, холмистые, к воде выходят сосновые леса, селения редки,
 немало хороших мест для лагеря.
  Основные препятствия на участке от Городка до Верхней
 Троицы - коряги, топляки, летом - камни, мелкие, песчаные
 перекаты, может потребоваться проводка. Особенно мелко в районе
 с. Медведиха, здесь же расположена плотина, обнос с левой стороны.
  В Верхней Троице мемориальный музей М. И. Калинина. Ниже
 Верхней Троицы река становится шире, берега покрыты лесами,
 нередки песчаные пляжи, встречаются острова. Селений становится
 больше. От д. Мальчиково течение практически прекращается -
 сказывается подпор Волги. Из препятствий на этом участке следует
 отметить плотину в 5 км ниже Верхней Троицы (обнос слева), мели,
 топляки.
  В низовьях Медведицы ходит водометный катер "Заря", которым
 можно за 3-4 часа добраться до Дубны. Можно также продолжить
 маршрут по Волге до Калязина.
 ===============================================================
  FILE: kedwa.txt
  Белая Кедва
  (Республика Коми, Тиманский кряж)
 
  КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
  1980/1989/1992
 
 From: "Aleksander A. Amerikantsev"
  post@a3.ioffe.rssi.ru ¦ mailto:post@a3.ioffe.rssi.ru
 
 
  1. Общая информация.
 
 Кедва - левый приток Ижмы. Название Кедва получает в 60 км от ус-
 тья, после слияния Белой и Черной Кедвы. Длина Белой Кедвы - 325
 км от истока до слияния с Черной Кедвой. Категория сложности -
 вторая, в мае - третья. Лучшее время для сплава: для спорта - ко-
 нец мая (красивейшая река с течением до 15 км/ч и парой троечных
 порогов), для отдыха - конец августа (неимоверное количество гри-
 бов и ягод и отличная рыбалка и охота). С 1991 года большой учас-
 ток реки в среднем течении объявлен республиканским (Коми) запо-
 ведником, охраняется. Для нормального прохождения требуется раз-
 решение министерства охраны природы Республики Коми (Сыктывкар)
 или отделения лесонадзора (Ухта). Но при желании все проблемы
 можно решить и с местными егерями. В некоторые годы река также
 закрывается рыбохраной на время нереста семги. Некоторые из ле-
 вых притоков в вернем течении являются золотоносными, но золото-
 добычей лечше не заниматься.
 
  2. Подъезд.
 
 От станции Чиньяворык (перегон Котлас-Ухта, ближе к Ухте) маши-
 ной, лесовозом или автобусом (пятница, понедельник) до поселка
 Касьян (ИТУ "Касьян-Кедва"), откуда лесовозом до ближайшего к
 Кедве участка лесоразработок около 80 км. В 1992 году это называ-
 лось "ветка N 14". В Касьяне есть магазины, почта, баня. В зоне
 ИТУ с кем-нибудь из офицеров охраны можно без проблем догово-
 риться о грузовике повышенной проходимости, который сможет по
 тракторному следу доехать до самой воды. Платить не нужно ни в
 коем случае, особенно спиртом.
 
  3. Отъезд.
 
 Выйдя в Ижму придется пройти 4 км вверх по течению до поселка
 Кедвавом (магазины, почта и прочее), откуда самолетом в Ухту. Би-
 леты нужно заранее заказывать в Ухте, они обычно распрданы на ме-
 сяц вперед. Но по вашей просьбе самолет при хорошей погоде может
 сделать второй рейс, причем эта услуга не требует дополнительной
 оплаты (только обычная стоимость билетов). При удачном стечении
 обстоятельств диспетчер аэропорта может для вас посадить проле-
 тающий мимо самолет. Это не шутка - так было.
 
  4. Краткое описание (август).
 
 Место начала сплава приблизительно в 25-30 км от истока. Левые
 притоки проходят через карстовые пещеры - есть на что посмотреть.
 Ширина реки около 3 м, течение очень слабое, глубина до 1,5 м,
 дно илистое. Широкая долина - до коренного берега не меньше 1 км.
 Первые 15-20 км характер реки не меняется. Затем большой разлив с
 десятками островов и рукавов, после чего река входит в основное
 русло. Ширина возрастает до 10-20 м, глубина уменьшается до полу-
 метра, течение немного возрастает. Сильно мешают местами сплош-
 ные заросли разннобразных водных растений. После впадения Кывво-
 жа начинаются перекаты и порожки (один с метровым перепадом). В
 засушливое лето этот участок труднопроходим из-за многочисленных
 мелких камней в русле. От устья Димтемеля начинается зона запо-
 ведника, отмеченная постом охраны на правом берегу. После чего
 начинается сплошной 60-ти километровый перекат, проходимый в лю-
 бую воду. Скорость течения местами до 8 км/ч, ширина 30 м. Дно -
 сплошной камень, из-за чего с прибрежных грив (высотой 50-70 м)
 река выглядит совершенно белой. После недлинного абсолютно спо-
 койного участка после впадения Изъеля, Кедва становится заметно
 мощнее, плесы достигают 1 км, но они разделены большими переката-
 ми и двумя порогами (перепад около 1,5 м, спокойно проходятся по
 главной струе). Ниже Эшмеса (правый большой приток) Кедва делает
 резкий поворот и начинает спуск с Тиманского кряжа. На пути четы-
 ре порога - поворот главной струи не превышает 90 градусов, при-
 жим спокойно преодолевается даже на "Салюте". Опасны только мно-
 гочисленные камни. После слияния с Черной Кедвой (вода в ней дей-
 ствительно черная) ширина возрастает местами до 80 м. До устья
 один порог (высота мягких стоячих волн 1-1.5 м) и три десятка пе-
 рекатов, проходимых на моторке вверх по течению.
 
  5. Дополнение к краткому описанию (май).
 
 В связи с активными лесоразработками в верховьях и континен-
 тальным климатом снеготаяние происходит в одночасье, а Кедва со-
 бирает воду приблизительно с четверти Тиманского кряжа. Поэтому к
 августовскому описанию нужно внести большие поправки. Например, в
 месте начала (см. выше) ширина реки остается такой же, глубина
 около 2-3 м, скорость течения до 3 км/ч. Русло реки в это время
 полностью свободно от растительности, а все камни находятся под
 водой. На всем протяжении имеется один участок длиной 5 км, где
 скорость течения падает до спокойной. Практически нет разливов -
 просто некуда при таких берегах на всем протяжении. В дополнение
 ко всему на поворотах образуются завалы из отходов лесопроизвод-
 ства, что заставило один из порогов вообще обносить.
 
 ------------
 А.А.Американцев
 
 ===============================================================
  FILE: uralmaj.txt
  Re: Заброска на Ср.Усьву???
  Thu, 21 Mar 96 07:31:58 GMT
  From:"Administrator Ipkro"
 
 >18 Mar 96, Andy Grafov пишет к All:
 >
 >Урал непредсказуем, год на год не приходится, был на Вижае с 1.05 в 86-м,
 >так лед уже ушел, а в 92-м захотелось немного тепла и решили пройти с 9.05
 >так байдарки собирали на снегу (лед только перед нами ушел), шли по самому пику
 >половодья, кстати понравилось больше, чем в 86-м. Был и на Койве в 88-м на
 >1.05 - снега везде полно, но лед уже ушел. А Усьва значительно севернее,
 >так что на 1 мая лед еще вполне может стоять.
 >
  Живу в Перми, хожу по уральским рекам с 1982 года. За все время из-за
 невскрытия рек сорвалось всего 2 похода. Обычно накануне выезда обзваниваем
 все реки и идем, или севернее, или южнее. Практически на все реки можно
 позвонить. В городе Горнозаводске есть даже электронная почта адрес
 root@gorn.ipkro.perm.su. ¦ mailto:root@gorn.ipkro.perm.su
  В этом году снега мало, весна ранняя и воды большой
 небудет, мы пойдем дней на 5 раньше первого мая.
 
  Есин Дмитрий
 
 ===============================================================
  FILE: inzer2.txt
  Большой Инзер
 ---------------------------------------------------------------
  Date: 1 Jun 1998
  From: "Denis Vjazemskih" (vdv@asbest.ru)
 ---------------------------------------------------------------
 
  Свердловский областной совет по туризму и экскурсиям
 
  О водном туристическом путешествии
  первой категории сложности по реке
 
 Большой Инзер - Инзер в районе Южного Урала
 совершенном с 30 апреля по 8 мая 1998 года.
 
  Маршрутная книжка N 2 / 98 .
  Руководитель группы Вяземских Д.В.
  Адрес руководителя: г.Асбест
  ул. Челюскинцев, д.34
 
 
  Маршрутно - квалификационная комиссия
  рассмотрела отчет и считает, что путешествие
  может быть зачтено всем участникам и
  руководителю.
  Отчет использовать в Асбестовском турклубе "Восхождение".
 /Штамп МКК/
 
  Асбест 1998 год.
  Содержание
 
 1.Справочные сведения о путешествии .......................:::::. 3
 
 2.Сведения о районе путешествия. ...........................::::::. 3
  2.1.Рельеф и грунты. .....................................:::::::::. 3
  2.2.Гидрография. .........................................:::::::::: 4
  2.3.Растительность ......................................:::::::::: 4
  2.4. Климатические условия ..............................:::::::: 5
  2.5.Населенные пункты. ...................................::::::::.. 5
  2.6.Дорожная сеть. .......................................:::::::::: 6
 
 3.Организация путешествия ..................................:::::::.. 6
 
 4. График движения и техническое описание маршрута .........:... 6
  4.1 График движения ......................................:::::::::. 6
  4.2. Дневник маршрута :::::::::::::::::: 7
 
 5. Обеспечение безопасности ...............................::::::::. 12
 
 6. Итоги похода, выводы, рекомендации .....................:::::.. 12

<< Пред.           стр. 249 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу