<< Пред.           стр. 250 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 7. Список снаряжения :::::::::::::::::::12
 
 
 8. Ходовая карта ............................................::::::::::. 14
 
 9. Фотографии::::::::::::::::::::::.. 15
 
 
 
  1. Справочные сведения о путешествии.
 
 
 1.Вид туризма - водный.
 2.Категория сложности - 1
 3.Протяженность маршрута -
  пешая часть- 3 км.
  водная часть- 164 км.
  итого- 167 км.
 4.Район путешествия - Южный Урал.
 5.Нитка маршрута :
  п.Картали - сплав по р.Большой Инзер - п.Инзер - сплав по р.Инзер -
 п.Азово
 
 6.Время проведения путешествия : с 30 апреля по 8 мая 1998 года.
 7.Средство передвижения - 4-местный катамаран.
 8.Продолжительность путешествия - 9 дней
 9.Номер маршрутной книжки - N2/98.
 10.Количество человек - 4.
 
 
 
 Состав группы
 ? п/п Фамилия, имя, отчество Год рождения Туристский опыт
 Обязанности в походе
 1. Вяземских Денис Викторович 1976 3у Руководитель, лоцман,
 видеосъемка
 2. Пьянов Андрей Николаевич 1972 ПВД Ремонтник, фотограф, медик
 3. Бобров Константин Владимирович 1979 ПВД Завхоз
 4. Афанасьева Екатерина Сергеевна 1980 ПВД Повар
 
 
  2.Сведения о районе путешествия.
 
 
  2.1.Рельеф и грунты.
 
  Почти всю территорию занимают залесенные горы (Южный Урал),
 преобладающие абсолютные высоты 400 - 1000 м (макс. 1320 м), на
 северо-западе горы переходят в залесенную волнистую равнину (абс. выс.
 125 -- 400 м). Горные хребты вытянуты в северо-восточном
 направлении, вершины хребтов выпуклые или плоские, редко острые,
 зубчатые. На вершинах и склонах наиболее высоких хребтов (в западной
  части территории) распространены каменистые россыпи и скалы -
 останцы высотой 10 - 25 м. Повсеместно встречаются скалистые обрывы и
 каменные глыбы. Склоны гор и хребтов в средней и верхней части
 крутизной 15 - 30', в нижней части 5 - 10'. Склоны изрезаны долинами
 рек и лощинами. Местность вне дорог из-за залесенности и сильного
 расчленения непроходима. Передвижение возможно только по дорогам,
 которые проложены чаще всего вдоль речных долин. Грунты
 щебеночно-суглинистые и щебеночно-супесчаные. Грунты
 труднопроходимы при увлажнении. Грунтовые воды в речных долинах и
 межгорных понижениях залегают на глубине 2 - 10 м. На правом берегу
 р. Большой Инзер в 1,8 км к северо-востоку от деревни Кызыл-Ярово
 расположена пещера пл. 40 000 кв. метров. В 5 км на северо-восток от
  деревни Нукатово в нижней части склона горы с отметкой 846 находится
 пещера площадью 310 кв. метров.
 
  2.2.Гидрография.
 
  Р. Инзер - преобладающая ширина 40 -- 60 м (на перекатах до 110 м),
 глубина 0,8 - 1,3 м (редко встречаются глубины до 6 м), глубина на
 перекатах 0,3 -- 0,6 м, скорость течения 0,7 - 0,8 м/сек. Дно галечниковое
 с валунами. Русло местами разветвляется на рукава и образует острова.
 Русловые берега чаще всего высотой 2 - 4 м, нередко обрывистые. Местами
 русловой берег совмещается со склоном долины и достигает выс. 100 м,
 крутизна берегов 5 - 20'. Пойма двухсторонняя прерывистая, залесенная,
 частично луговая, встречаются старицы с камышом. Грунтовая дорога
 по пойме проходима только гусеничной техникой. Вне дороги пойма
 непроходима. Река Большой Инзер - преобладающая ширина 30 - 40 м (на
 перекатах 50 - 90 м), глубина 0,5 -0,7 м, (на р. Бол. Инзер встречаются
  глубины до 3 м), скорость течения 0,8 м/сек. Дно гравийно -
 галечниковое с валунами и глыбами. Поймы узкие, залесенные.
 Остальные реки имеют преобл. шир. 10 -30 м (на перекатах 20 - 90 м),
 глубину 0,3 - 1,0 м, ск. течения 0,5 -0,9 м/сек. Дно валунно-галечниковое,
  берега крутые и обрывистые. Реки преодолимы вброд, подъезд
 возможен, как правило, только по дорогам.
 Режим. Замерзают реки в середине ноября, в редкие годы в конце ноября -
 начале декабря, вскрываются в середине апреля, на перекатах в начале
 апреля. Толщина льда в конце зимы 60 -- 70 см, на перекатах 20 -- 50 см.
 Многие небольшие реки промерзают до дна. Половодье начинается во
 второй половине апреля и продолжается около месяца, уровень воды
 поднимается на высоту 1 - 3 м (на р. Инзер до 4 м). Межень в конце мая -
 начале июня. Летом и осенью бывают дождевые паводки с подъемом
 уровня воды на 50 - 80 см.
 
  2.3.Растительность.
 
 Территория почти сплошь покрыта лесом. Свободны от леса небольшие
  участки вблизи населенных пунктов и вершины высоких гор и хребтов
  покрытые мохово-лишайниковой растительностью. Леса на западной
  половине территории преимущественно лиственные (липа, клен, дуб,
 ильм, реже осина и береза) на восточной половине смешанные (береза,
  осина, ель, пихта, сосна, реже липа, клен).
 
 Подлесок из поросли основных пород и кустарника. Высота деревьев 14 -
  25 м, толщина 0,18 - 0,32 м, расстояние между деревьями 4 -8 м. Просеки
 шириной 2 - 5 м, единичные шириной до 16 м, большей частью заросли
 подростом высотой 6 - 8 м и плохо прослеживаются на местности, для
 передвижения непригодны. Лишь отдельные просеки расчищены и по
 ним возможно движение гусеничной техники.
 
  2.4. Климатические условия.
 
 3има (середина ноября - март) - продолжительная, суровая,
 преобладают ясные солнечные дни. Бывают метели и бураны, особенно
 часто в феврале (2 - 16 дней в месяц с метелью). Среднемесячная
 температура воздуха в январе - 22' (минимальная - 45'). Иногда
 атлантические циклоны приносят оттепели с мокрым снегом, дождем и
 туманом (1 - 6 дней с туманом в месяц). Снежный покров появляется в
 октябре, санный путь устанавливается во второй половине ноября. Высота
 снежного покрова в марте 40 - 80 см.
 Весна (апрель - май) прохладная с заморозками. Характерно чередование
 пасмурных с дождем и мокрым снегом и ясных солнечных дней.
 Снежный покров сходит в середине апреля, в отдельные годы сохраняется
 до начала мая, весенняя распутица продолжается более одного месяца.
 Заморозки бывают до первой половины июля.
 Лето (июль - август) умеренно теплое с частыми и обильными
 грозовыми дождями (7 - 11 дней с грозой в июне - июле).
 Среднемесячная температура воздуха в июле 19' (макс. 34'). В августе
 уменьшается количество осадков возрастает число ясных солнечных
  дней. Со второй декады августа начинаются заморозки.
 
 Осень (сентябрь - первая половина ноября) холодная, пасмурная,
 дождливая с сильными ветрами. Иногда сентябрь бывает сухим и
 солнечным с утренними заморозками. Осадки выпадают в виде
 затяжных дождей с туманом (5 - 15 дней с туманом в месяц) в виде
 мокрого снега. Распутица начинается с середины сентября и
 продолжается до устойчивых морозов. Ветры в течение года западные,
 юго-западные, весной и летом кроме того северо-западные со средней
 скоростью 1,3 - 4,3 м/сек.
 
  2.5.Населенные пункты.
 
  Поселок городского типа Инзер (3 тыс. жит.) - железнодорожная
 станция, леспромхоз, связан местными авиалиниями с городами Уфа и
 Челябинск. Застройка разреженная, дома деревянные 1-этажные, улицы
 шириной 15 - 25 м без покрытия, местами улучшены
 гравийно-щебеночными "добавками". Населенные пункты сельского
 типа, с числом жителей 100 - 500 человек (в с. Бедярыш 1100 жит.).
 Застройка рядовая, в крупных селах квартальная, улицы шириной 10 - 25
 м без покрытия, в некоторых населенных пунктах имеются деревянные
 тротуары.
 
 В поселке городского типа Инзер есть водопровод, водоснабжение
 остальных населенных пунктов из колодцев и рек. Населенные пункты
 электрифицированы и, как правило, имеют телефонную связь.
 
  2.6.Дорожная сеть.
 
 Железнодорожная линия на участке Белорецк - Карламан введена в строй
 действующих в 1977 - 1978 гг. Улучшенные грунтовые дороги шириной 5 -
 10 м местами усилены добавками щебня и гравия, толщина слоя с
 добавками 5 -- 15 см, состояние дорог удовлетворительное. Большинство
 грунтовых дорог находятся в плохом состоянии. Некоторые дороги
 заброшены и движение автотранспорта по ним невозможно. Немногие
 дороги, связывающие ближайшие населенные пункты с местами
 лесоразработок и грунтовыми улучшенными дорогами, периодически
 ремонтируются и находятся в удовлетворительном состоянии. На
 дорогах много крутых поворотов и уклонов (преобладают уклоны 7 -15',
 макс. до 35'). Во время дождей и снеготаяния проходимость дорог резко
  снижается, возможная скорость движения по размокшим дорогам около
  10 км/час. Мосты деревянные, на улучшенных грунтовых, дорогах
 грузоподъемность 5 -15 т, на остальных от 1 до 15 т.
 
 
  3.Организация путешествия
 
 Организация похода не составила большой проблемы, т.к. маршрут
 старый, хорошо известный, а район похода находится недалеко от места
  жительства. Маршрут был выбран из-за его доступности, относительной
 дешевизны красивых мест и небольшого времени нужного для его
 прохождения. Нового снаряжения для похода не изготовлялось.
 Использовалось снаряжение уже имевшееся у участников группы.
 
 
 
  4. График движения и техническое описание маршрута
 
  4.1 График движения
 
 Даты Дни пути Участки маршрута Протяженность Ходовое время
 Характеристика Метеоусловия
 30.04 1 г.Асбест- ст. Карталы 622 14 часов поезд Ясно
 1.05 2 ст.Карталы-г.Белорецк ~ 300 5 часов эл.поезд Ясно
 2.05 3 г.Белорецк - Ж/д мост через р.Б.Инзер 55 40 мин. поезд Ясно
 2.05. 3 Ж/д мост - р.Суран ~ 30 4 часа сплав Ясно, +15+16Ь С
 3.05. 4 р.Суран - 1 км до р.Сарышты ~ 30 6 часов сплав Ясно, +15+16Ь С
 4.05. 5 1км до р.Сарышта - ~ 40 7 часов сплав, пещера
 5.05. 6 4 км до пос.Ассы ~ 30 6,5 часов сплав Перемен. обл., +10Ь
 6.06. 7 4 км до Ассы- ж/д мост (ст.Равтау) ~30 5 часов сплав, "пешка"
 Пасмурно, дождь, +5+7Ь
 
  Итого: 164 км. по воде
  Чистое ходовое время : ~28 часов
 
  4.2. Дневник маршрута.
 
  Четверг, 30 апреля.
 
 Из Асбеста выехали электричкой в 15.35 (время везде местное). В 18.10
 были в Екатеринбурге. Сев в пассажирский поезд ? 200 сообщением
 Свердловск - Оренбург, в общий вагон ? 16, мы сильно покаялись, что
 купили билеты именно в общий вагон. Не было не то что места для
 спячки, но даже ткнуться присесть нельзя было. А разница в билете всего
 18 рублей. (Плацкарт - 75, общий - 57 руб.) Для того, чтобы поужинать,
 пришлось меняться на 10 минут с соседями. Спали на 3-х полках по
 очереди. Точнее не спали, а пытались заснуть, т.к. после каждой крупной
 станции народу прибывало все больше, и еще проводник (нехороший
 дядька) обозвал нас "Russo touristo", и проверял наши билеты после
 каждой станции. Вскоре Катю удалось переложить на 2-ю полку, и я
 занял ее место.
 
  Пятница, 1 мая.
 
 
 В Карталы прибыли в 6.30 утра. Электричка на магнитогорск идет только
 в 9.00, потому 2,5 часа пришлось ждать. Стоимость билета на электричке
 от Карталы до Магнитогорска - 17 рублей.
 
 Уезжая из Асбеста при минусовой температуре, в Карталы мы въехали
 как в Африку. Снега здесь уже нет, температура воздуха в 7 утра - +5+6
 градусов. Здесь повстречали группу туристов, отправлявшихся на
 Сакмару. Звали нас с собой, но мы отказались.
 
 В Магнитогорск приехали в 12.30. Но каково же было наше разочарование,
 когда мы узнали, что ближайшая электричка на Белорецк отправляется
 только в 19.40. Поезда: Московский и Уфимский уходят вообще рано утром.
 Автобусные билеты, стоимостью 23 рубля (без багажа) мы не потянули,
 поэтому нам пришлось дожидаться вечернего. Стоимость билета до
 Белорецка - 12.40, время в пути - 3 часа. Пока ждали электричку, за
 полчаса до ее отправления, нас "обшмонала" местная милиция. Подошел
 человек - под 2 метра в форме, и попросил нас с рюкзаками "пройти в
 отделение". Катю почему-то трогать не стали, видимо, понравилась им.
 А вот Костю обыскивали больше всех. Зайдя в отделение, большой
 начальник (целый капитан милиции) сразу на нас "наехал": "Наркотики,
 огнестрельное и холодное оружие на стол!", - скомандовал он. На наше
 заявление о том, что у нас ничего подобного нет, он начал проверять у
 меня знание Федерального закона РФ "Об оружии". После того, как мы с
 Андреем достали наши "финки" (длиной см по 10-12), а костя свой
 маленький швейцарский перочинный ножичек, начальник подумал, что
 Костя его дурачит, и приказал разложить "по полочкам" весь свой
 рюкзак. Нечего не найдя, он очень удивился. Еще больше удивился он
 когда узнал,что у нас с обой нет спирта. В его голове не укладывалось, что
 водники могут отправиться на сплав без спиртного.
 
 В Белорецк приехали в 10.30 вечера. К счастью, в Белорецке имеется
 вокзал, который на ночь не закрывается, поэтому нам было где
 переночевать. Рабочий поезд "Кукушка", как его здесь называют,
 отправлялся в 9.30 утра. Там еще был поезд Сибай-Уфа, но он проходил в
 четвертом часу ночи, что нам было крайне невыгодно, поэтому, решили
 дожидаться утреннего. В белорецке мы встретили группу туристов из
 г.Нижневартовска - человек 15. В основном школьники 14-15 лет. Мы
 поразились, когда они сказали, что прошли уже Сакмару, т.е. двойку. Мы
 - такие лбы, а идем только первую "единичку".
 
  Суббота, 2 мая.
 
 
 Проснулись в 7.30 - за час до отправления поезда. В 200 метрах от вокзала
 есть небольшая дешевая столовая - позавтракали там.
 
 Перед посадкой, договорились с машинистом за "десятку" о том, что он
 остановит поезд перед самым мостом через Б.Инзер, это сэкономит нам 4
 км. пути пешком. В этой кукушке к нам присоединились еще 2 группы.
 Подъехав к мосту, мы были сильно удивлены тем, что в районе моста
 Инзер еще не вскрылся. Вернее, он уже вскрылся, и ледоход прошел, но за
 день до нашего появления был сильный мороз - 20 градусов, и поэтому
 реку вновь сковало льдом. Однако, 2 мая погода была теплая, ясная,
 солнечная, и лед на глазах таял, а уровень воды в реке - поднимался.
 
  Активная часть маршрута.
 
 Придя на берег, мы приступили к постройке катамарана. Кроме нас под
 мостом было еще несколько групп. Одна из них строила 2 громадных
 плота - человек на 10 каждый. Мы впервые видели технологию постройки
 плота, поэтому она нас завораживала. Позднее мы искренне пожалели
 плотовиков. На многих местах течение было медленное, и вообще,
 глубина во многих местах была такова, что наш катамаран садился на
 мель, не говоря уже о плотах.
 
 С сухими соснами на этой поляне была большая проблема, поэтому, раму
 для ката пришлось усиливать живыми соснами.
 
 Перед тем как отчалить, начитавшись отчетов, мы рассчитывали на то,
 что река действительно будет горной - быстрое течение, пороги, стоячие
 валы. Каково же было наше разочарование, когда проплыв немного, мы
 обнаружили, что река не быстрее нашей родной Пышмы, и мало чем от
 нее отличалась. Костя, впервые севший в катамаран, начал потихоньку
 постигать азы гребли. Его и Катю мы посадили вперед, а сами с Андреем

<< Пред.           стр. 250 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу