<< Пред. стр. 25 (из 787) След. >>
открытых вагонов не горят желаниемвпускать "чужих" пассажиров,
поэтому приходится проявлять
деликатность и одновременно
настойчивость. В любом случае, к
месту стоянки нужного вагона стоит
подойти заранее - поезда стоят в
Окуловке 1-2 минуты.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ
ПУТЕШЕСТВИЯ.
Малые сплавные реки
Валдая интересны в первую очередь
как тренировочные маршруты, не
требующие больших временных и
финансовых затрат, но сочетающие в
себе спортивную ценность,
динамичность прохождения, мало
затронутую цивилизацией природу, а
в межсезонье относящиеся к
условной категории
"экстремального" туризма,
требующего от участников хорошей
спортивной подготовки,
выносливости, освоения "школы
выживания".
Более или менее подробная
информация о малых реках Валдая и
бассейна р. Меты (кроме Шегринки)
отсутствует в туристических
библиотеках г.г. Москвы и Рязани.
Начальную информацию о пройденных
в 1996 г. реках Хоринке и Льняной, а
также описанных в данном отчете 1997
года Волме и Колпинке мы почерпнули
из так называемого буклета
"Сплавные притоки р. Меты" (11),
содержащего весьма
приблизительную и очень краткую
информацию о маршрутах, характере
основных препятствий и
категорийности. Большим подспорьем
стали 2-х километровые карты этого
района, а также устная информация,
полученная от Сергея Стрыгина из г.
Москвы туриста-водника с огромным
стажем, воспитанника, а ныне
наставника турклуба МАИ.
Наибольший интерес для
нашей группы представлял порог
"Стикс". Однако сроки для ПП на
р. Колпинке миновали (поход
проходил в первых числах мая). Кроме
того, информация о верхнем ее
участке отсутствовала полностью,
кроме большой вероятности завалов
и трудности заброски. Поэтому было
решено сплавиться по р. Волме от
истока до устья, сделав попутно
тренировочный выход на нижний
участок р. Колпинки с минимальными
временными затратами. Несмотря на
то, что описание порога "Стикс"
было неправдоподобно искажено в
сторону усложнения в [11), он
оказался несомненно заслуживающим
внимания, о чем уже было сказано.
Благодаря необычно затяжной весне
1996 года, нашей группе удалось
застать одновременно ПП на р.
Колпинке и ПП на р. Волме, что дало
возможность увидеть обе реки в
апогее их спортивных
характеристик, а также провести
ревизию изложенных в [1]
предположений. Для тренировки и
преодоления узких препятствий наша
группа была укомплектована двумя
каркасно-надувными каяками.
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОПИСАНИЕ (для ПП)
4.1. р. Волма - верхний
участок.
Суда собрали на левом
берегу перед мостом. Чуть раньше
нас стартовали еще 2 группы (14
человек с "Тайменями" и 10
человек с катамараном-2,
катамараном-4 и 2-мя
"Катранами".
Река уходит под дамбу
автодороги через 3 трубы большого
диаметра (затоплены). Из под дамбы -
высокий слив с пенным котлом,
"блюдце", далее - шивера на
крутом правом повороте. На всем
протяжении шиверы (около 100 м
сплава) арками нависают деревья,
что сильно затрудняет работу
гребцов на судах с высокой осадкой.
Далее следует серия коротких
завалов через каждые 30-50 м. Характер
реки на этом участке - сплошные
притопленные шиверы, ощущается
постоянный уклон. На шиверистом
фоне много завалов (через каждые
100-200 м, преимущественно на
поворотах). Больше половины из них
требуют обноса. Излучины мелкие
(радиусом 50-70 м). Местность
заболоченная, крайне много снега
для этого времени года (по северным
склонам глубина сне га достигает 1
м). Средняя ширина разработанной
долины между коренными берегами
150-200 м. Лес - смешанный, очень глухой
и заваленный. Стоянки не удобные. На
описанном участке - 2-3 потенциально
возможных стоянки (с воды
практически не различимы).
Возможность маневра на реке сильно
ограни чена. Рекомендуется идти с
интервалом в 30 секунд, т. к, места
зачаливания не могут вместить
одновременно более 1-2 судов и
строго локализованы. Груп па в 14
человек оказалась не подготовлена
ни технически, ни тактически, и
после 2-х часов сплава, изобилующего
оверкилями байдарок, сошла с
дистации.
Препятствие N1 .
Через 3 часа сплава и
обносов на левом повороте реки
выделяется шивера с сильным
прижимом к завалу в первой трети
русла справа. Правый берег -
обрывистый. Бревно с левого берега
образует с завалом косые ворота.
Наблюдались неоднократные кили
судов следующей группы в 10 человек
(в т.ч. катамарана водоизмещением до
2 м3).
Рекомендуется страховка с левого
берега.
Далее, до Лагеря 2.
характер реки прежний. Мелкие петли
на реке. Ходовое время ок.1 часа. В
этом месте - наиболее спокойная
струя. Встать можно толь ко на
слегка заболоченном плесе левого
берега. Следующий участок
начинается прямым участком
быстротока 150-200 м. далее уклон
увеличивается и становится
ощутимым. Сплошной шиверистый фон,
русло петляет в узком коридоре
зарослей. Торчащие на 1/2 - 2/3 ширины и
нависающие арками деревья требуют
высокоманевренного прохождения.
Рекомендуется выдерживать
интервал движения. Попадаются
отдельные крупные валуны, островки
и большие бревна на уровне уреза
воды. Катамараны достаточного
водоизмещения и высокой осадки
возможно перевалить с наплава,
выйдя на бревно.
Препятствие N2.
"Западня".
Шиверистая петля с
валунами на входе и уклоном 5-7 м/км.
Сложная чалка справа перед завалом
(обязательна). Одно место для
зачаливания. Рекомендуется
страховка. Секундное промедление
шедших впереди наших каякеров
привело к совместному оверкилю.
Одно из весел ушло в завал. Следует
отметить, что обозначенные на рис. 2
"завал" и "бревно" опасны
для жизни. Русло узкое, глубина
большая. Справа - хорошее место для
стоянки или короткой остановки -
невысокий плоский берег с ельником.
Слева - обрыв.
Перед преп. N2 мы встретили
еще одну группу из Москвы на
спортивных 2-х местных байдарках.
Они успешно преодолели описанный
участок, хотя он отнял у них на
сутки больше времени, чем у нас. Эта
группа была на Волме в предыдущем
1996 году, в ЗП, характерный для
типичной весны, и в этот раз со
вершенно не узнавала реку, ставшую
гораздо труднее для прохождения.
Следующий за
препятствием N2 участок имеет
характер предыдущего. Перед
отметкой N3 по карте, слева впадает
ручей шириной 2-3 м, круто падающий
со склона и выполаживающийся при
впадении (с воды почти не виден).
Препятствие N3.
"Застава".
Сразу за местом впадения
ручья - плоская терраса левого
берега, высотой около 5 м . Река
делает петлеобразный правый
поворот, заваленный в 2-х местах
(было найдено потерянное в прел. N2
весло), и через 30-40 м от последнего
завала - широкий мощный метровый
слив через гигантское бревно,
лежащее целиком под водой через все
русло. Зачаливание в левый улов
через 50 м после слива. Каяки донесли
по правому берегу через овраг с
валунами до места старта,
обозначенного на рис. 3. Катамаранам
этот путь проделать не удалось
из-за сильнопересеченной местности
и отвесного спуска к воде. При шлось
пропиливать проход через верх
"террасы" левого берега
(обозначено: "обнос" на рис. 3).
Далее характер реки - шиверистый
без завалов. Правый коренной берег
отступает на 100-150 м.
Препятствие N4. Порог
"Сальто".
Струя внезапно выносит
под правый берег. Слева на 1/3 русла
на повороте торчит бревно в
полуметре над водой. Поворот - менее
90 градусов. Нависающее справа в
метре над водой разветвленное
дерево требует очень быстрого и
сильного маневра телемарком влево
под берег. Под висящим деревом - 3
мощных (1м) бочки без промежутков,
через все русло. Препятствие
href="#pr2"> возникает
неожиданно. Бочки видны только
после обхода бревна левого берега,
когда маневр телемарком становится
невозможен.
Результат недостаточного
маневра: оверкиль каяка-разведчика
и катамарана-2 (водоизмещение 1,2 м
size="2">3) через борт
полулагом (зацеп правого гребца за
дерево над первой бочкой).
Страховка с левого берега после
порога. Струя мощная, глубина по
центру русла - 2-2,5 м. Порог опасен
для жизни (в ПП). В шедшей за нами
группе москвичей на спортивных
байдарках также произошел
оверкиль, не обошлось без легких
ранений.
Далее, за несколькими
поворотами - серия завалов. Среди
них - препятствие N5, аналогичное
порогу "Сальто", но послабее.
Река делает относительно широкую и
плавную излучину вправо. По правому
берегу - пологие полукруглые
террасы в 4 яруса: 2 верхних - лесные.
2-й нижний удобен для стоянки
(Лагерь 3). Очень красивое место.
Сразу после Лагеря 3 река меандром
уходит в обрывистую теснину..
Течение сильное, ощутимый уклон. В
З-м повороте меандра - завал. Далее,