<< Пред.           стр. 25 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 открытых вагонов не горят желанием
 впускать "чужих" пассажиров,
 поэтому приходится проявлять
 деликатность и одновременно
 настойчивость. В любом случае, к
 месту стоянки нужного вагона стоит
 подойти заранее - поезда стоят в
 Окуловке 1-2 минуты.


 
 

 
 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ
 ПУТЕШЕСТВИЯ.


 
 

Малые сплавные реки
 Валдая интересны в первую очередь
 как тренировочные маршруты, не
 требующие больших временных и
 финансовых затрат, но сочетающие в
 себе спортивную ценность,
 динамичность прохождения, мало
 затронутую цивилизацией природу, а
 в межсезонье относящиеся к
 условной категории
 "экстремального" туризма,
 требующего от участников хорошей
 спортивной подготовки,
 выносливости, освоения "школы
 выживания".


 
 

Более или менее подробная
 информация о малых реках Валдая и
 бассейна р. Меты (кроме Шегринки)
 отсутствует в туристических
 библиотеках г.г. Москвы и Рязани.
 Начальную информацию о пройденных
 в 1996 г. реках Хоринке и Льняной, а
 также описанных в данном отчете 1997
 года Волме и Колпинке мы почерпнули
 из так называемого буклета
 "Сплавные притоки р. Меты" (11),
 содержащего весьма
 приблизительную и очень краткую
 информацию о маршрутах, характере
 основных препятствий и
 категорийности. Большим подспорьем
 стали 2-х километровые карты этого
 района, а также устная информация,
 полученная от Сергея Стрыгина из г.
 Москвы туриста-водника с огромным
 стажем, воспитанника, а ныне
 наставника турклуба МАИ.


 
 

Наибольший интерес для
 нашей группы представлял порог
 "Стикс". Однако сроки для ПП на
 р. Колпинке миновали (поход
 проходил в первых числах мая). Кроме
 того, информация о верхнем ее
 участке отсутствовала полностью,
 кроме большой вероятности завалов
 и трудности заброски. Поэтому было
 решено сплавиться по р. Волме от
 истока до устья, сделав попутно
 тренировочный выход на нижний
 участок р. Колпинки с минимальными
 временными затратами. Несмотря на
 то, что описание порога "Стикс"
 было неправдоподобно искажено в
 сторону усложнения в [11), он
 оказался несомненно заслуживающим
 внимания, о чем уже было сказано.
 Благодаря необычно затяжной весне
 1996 года, нашей группе удалось
 застать одновременно ПП на р.
 Колпинке и ПП на р. Волме, что дало
 возможность увидеть обе реки в
 апогее их спортивных
 характеристик, а также провести
 ревизию изложенных в [1]
 предположений. Для тренировки и
 преодоления узких препятствий наша
 группа была укомплектована двумя
 каркасно-надувными каяками.


 
 

 
 

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ
 ОПИСАНИЕ (для ПП)


 
 

4.1. р. Волма - верхний
 участок.


 
 

Суда собрали на левом
 берегу перед мостом. Чуть раньше
 нас стартовали еще 2 группы (14
 человек с "Тайменями" и 10
 человек с катамараном-2,
 катамараном-4 и 2-мя
 "Катранами".


 
 

Река уходит под дамбу
 автодороги через 3 трубы большого
 диаметра (затоплены). Из под дамбы -
 высокий слив с пенным котлом,
 "блюдце", далее - шивера на
 крутом правом повороте. На всем
 протяжении шиверы (около 100 м
 сплава) арками нависают деревья,
 что сильно затрудняет работу
 гребцов на судах с высокой осадкой.
 Далее следует серия коротких
 завалов через каждые 30-50 м. Характер
 реки на этом участке - сплошные
 притопленные шиверы, ощущается
 постоянный уклон. На шиверистом
 фоне много завалов (через каждые
 100-200 м, преимущественно на
 поворотах). Больше половины из них
 требуют обноса. Излучины мелкие
 (радиусом 50-70 м). Местность
 заболоченная, крайне много снега
 для этого времени года (по северным
 склонам глубина сне га достигает 1
 м). Средняя ширина разработанной
 долины между коренными берегами
 150-200 м. Лес - смешанный, очень глухой
 и заваленный. Стоянки не удобные. На
 описанном участке - 2-3 потенциально
 возможных стоянки (с воды
 практически не различимы).
 Возможность маневра на реке сильно
 ограни чена. Рекомендуется идти с
 интервалом в 30 секунд, т. к, места
 зачаливания не могут вместить
 одновременно более 1-2 судов и
 строго локализованы. Груп па в 14
 человек оказалась не подготовлена
 ни технически, ни тактически, и
 после 2-х часов сплава, изобилующего
 оверкилями байдарок, сошла с
 дистации.


 
 

Препятствие N1 .


 
 

Через 3 часа сплава и
 обносов на левом повороте реки
 выделяется шивера с сильным
 прижимом к завалу в первой трети
 русла справа. Правый берег -
 обрывистый. Бревно с левого берега
 образует с завалом косые ворота.
 Наблюдались неоднократные кили
 судов следующей группы в 10 человек
 (в т.ч. катамарана водоизмещением до
 2 м
3).
 Рекомендуется страховка с левого
 берега.


 
 

Далее, до Лагеря 2.
 характер реки прежний. Мелкие петли
 на реке. Ходовое время ок.1 часа. В
 этом месте - наиболее спокойная
 струя. Встать можно толь ко на
 слегка заболоченном плесе левого
 берега. Следующий участок
 начинается прямым участком
 быстротока 150-200 м. далее уклон
 увеличивается и становится
 ощутимым. Сплошной шиверистый фон,
 русло петляет в узком коридоре
 зарослей. Торчащие на 1/2 - 2/3 ширины и
 нависающие арками деревья требуют
 высокоманевренного прохождения.
 Рекомендуется выдерживать
 интервал движения. Попадаются
 отдельные крупные валуны, островки
 и большие бревна на уровне уреза
 воды. Катамараны достаточного
 водоизмещения и высокой осадки
 возможно перевалить с наплава,
 выйдя на бревно.


 
 

Препятствие N2.
 "Западня".


 
 

Шиверистая петля с
 валунами на входе и уклоном 5-7 м/км.
 Сложная чалка справа перед завалом
 (обязательна). Одно место для
 зачаливания. Рекомендуется
 страховка. Секундное промедление
 шедших впереди наших каякеров
 привело к совместному оверкилю.
 Одно из весел ушло в завал. Следует
 отметить, что обозначенные на рис. 2
 "завал" и "бревно" опасны
 для жизни. Русло узкое, глубина
 большая. Справа - хорошее место для
 стоянки или короткой остановки -
 невысокий плоский берег с ельником.
 Слева - обрыв.


 
 

Перед преп. N2 мы встретили
 еще одну группу из Москвы на
 спортивных 2-х местных байдарках.
 Они успешно преодолели описанный
 участок, хотя он отнял у них на
 сутки больше времени, чем у нас. Эта
 группа была на Волме в предыдущем
 1996 году, в ЗП, характерный для
 типичной весны, и в этот раз со
 вершенно не узнавала реку, ставшую
 гораздо труднее для прохождения.


 
 

Следующий за
 препятствием N2 участок имеет
 характер предыдущего. Перед
 отметкой N3 по карте, слева впадает
 ручей шириной 2-3 м, круто падающий
 со склона и выполаживающийся при
 впадении (с воды почти не виден).


 
 

Препятствие N3.
 "Застава".


 
 

Сразу за местом впадения
 ручья - плоская терраса левого
 берега, высотой около 5 м . Река
 делает петлеобразный правый
 поворот, заваленный в 2-х местах
 (было найдено потерянное в прел. N2
 весло), и через 30-40 м от последнего
 завала - широкий мощный метровый
 слив через гигантское бревно,
 лежащее целиком под водой через все
 русло. Зачаливание в левый улов
 через 50 м после слива. Каяки донесли
 по правому берегу через овраг с
 валунами до места старта,
 обозначенного на рис. 3. Катамаранам
 этот путь проделать не удалось
 из-за сильнопересеченной местности
 и отвесного спуска к воде. При шлось
 пропиливать проход через верх
 "террасы" левого берега
 (обозначено: "обнос" на рис. 3).
 Далее характер реки - шиверистый
 без завалов. Правый коренной берег
 отступает на 100-150 м.


 
 

Препятствие N4. Порог
 "Сальто".


 
 

Струя внезапно выносит
 под правый берег. Слева на 1/3 русла
 на повороте торчит бревно в
 полуметре над водой. Поворот - менее
 90 градусов. Нависающее справа в
 метре над водой разветвленное
 дерево требует очень быстрого и
 сильного маневра телемарком влево
 под берег. Под висящим деревом - 3
 мощных (1м) бочки без промежутков,
 через все русло. Препятствие
 href="#pr2"> возникает
 неожиданно. Бочки видны только
 после обхода бревна левого берега,
 когда маневр телемарком становится
 невозможен.


 
 

Результат недостаточного
 маневра: оверкиль каяка-разведчика
 и катамарана-2 (водоизмещение 1,2 м
 size="2">3) через борт
 полулагом (зацеп правого гребца за
 дерево над первой бочкой).
 Страховка с левого берега после
 порога. Струя мощная, глубина по
 центру русла - 2-2,5 м. Порог опасен
 для жизни (в ПП). В шедшей за нами
 группе москвичей на спортивных
 байдарках также произошел
 оверкиль, не обошлось без легких
 ранений.


 
 

Далее, за несколькими
 поворотами - серия завалов. Среди
 них - препятствие N5, аналогичное
 порогу "Сальто", но послабее.
 Река делает относительно широкую и
 плавную излучину вправо. По правому
 берегу - пологие полукруглые
 террасы в 4 яруса: 2 верхних - лесные.
 2-й нижний удобен для стоянки
 (Лагерь 3). Очень красивое место.
 Сразу после Лагеря 3 река меандром
 уходит в обрывистую теснину..
 Течение сильное, ощутимый уклон. В
 З-м повороте меандра - завал. Далее,

<< Пред.           стр. 25 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу