<< Пред. стр. 24 (из 787) След. >>
Волма, дней: 1 Основные препятствияна маршруте: р. Волма:
"Западня" (N2),
"Застава" (N3), "Сальто" (N4)
р. Колпинка: "Стикс" +
нижний шиверисто-порожистый каскад
(порядковые NN неизвестны)
Количество участников
путешествия: 6
2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
2.1.
ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Маршрут нашего
путешествия проходил по территории
Новгородской области. Местность, по
которой проложена основная часть
маршрута относится к северной
части Валдайской возвышенности, а
точнее, к ее северо-западным
склонам. Местоположение определяет
природные особенности района:
- влажный климат с частой
сменой циклонов и антициклонов,
обусловленной близостью бассейна
Балтики и свободным перемещением
воздушных масс по открытой равнине:
- постоянное
беспорядочное изменение погоды в
течение суток с преобладанием
дождей в ночное время.
Растительность северного Валдая
относится к южно-таежному типу
влажных лесов (ель, осина, черная
ольха. Типичные для большей части
Валдая сосновые боры встречаются
здесь только на водораздельных
холмах и вблизи озер, питающих
многие малые реки. Местность сильно
пересеченная, густо прорезанная
глубокими оврагами. Перепад высот
по сравнению с западной, низинной
частью района путешествия,
составляет около 120 м, примерно
такой же перепад имеют и реки
бассейна Мсты, сходящие со склонов
Валдая, в частности, Волма от истока
до устья.
Русла рек сложены
моренными отложениями ледникового
периода (глина, гранитные валуны), а
также выходами коренных пород, в
частности, слоистого известняка.
Реки щиверисты, встречаются
отдельные пороги. Очень развита
гидрографическая сеть: множество
лесных ручьев и озер, а в низинной
части - болот и каналов, образующих
спожнопереплетенные системы. Реки
описанного района малорасходны и
пригодны для полноценного
спортивного сплава только весной, в
период снегового паводка. На реках,
питающихся исключительно лесными
ручьями, паводок бурный и короткий,
и пик его (ПП) приходится на 10-15
апреля при отсутствии природных
коллизий (реки Колпинка, Хоринка,
Торбинка). Реки, берущие свое начало
из относительно крупных озер
водораздельных областей, либо
зарегулированные озерами в верхнем
течении (Перетна, Волма, Льняная,
Шегринка, Холова) имеют затяжной и
относительно высокий паводок (ЗП),
пик которого приходится на 20 - 25
апреля, в то время как на многих
озерах в это время еще держится лед.
Если не принимать в
расчет техногенные пороги р.
Перетны, лишь несколько лет назад
переставшей быть районом
экологического бедствия, самым
технически сложным можно по праву
считать порог "Стикс" на р.
Колпинке, который вкупе с
протяженным шиверисто-порожистым
участком "кавказского" типа
представляет собой уникальный и
красивейший природный объект
Валдая, соперничающий по красоте и
спортивной сложности, пожалуй,
только с "каньонами" на реках
Хоринке и Торбинке.
2.2. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕК
р. Волма берет свое начало
из озер Большого Борового и
Нездринского. Протяженность ок. 80
км. Общий перепад от истока до устья
ок.120 м. Судя по расходу воды и
количеству завалов, сплав от истока
возможен только для каяка и не
представляет спортивного интереса.
Приблизительно через 2 км после оз.
Белого, при впадении ручья Радуга
(не пригодного для сплава), р. Волма
представляет собой тихую лесную
речку, шириной до 10 м, протекающую в
узком глубоком овраге. Встречаются
участки быстротока, отдельные
поваленные деревья. Стоянок нет,
берега неприступные. Расход воды в
ПП ок. 15 м'/с. Реку условно можно
разделить на 3 участка:
- верхний участок (от
моста до устья р. Колпинки, в
картографическом измерении ок. 6 км,
по реке - минимум на 20%, больше)
является наиболее сложным и
динамичным на реке и требует в ПП
около 1,5 ходовых дней для
прохождения слаженной малой
группой (6-8 человек), имеющей опыт не
ниже III к-с. (в М), либо опыт
прохождения (в П) левых притоков р.
Меты - Шегринки, Хоринки, Льняной,
Ходовы, Веребьи, Торбинки, либо
таких подмосковных рек как Скнига.
Вашана, Беспута. Уклон до 3 м/км;
- средний участок (от
устья р. Колпинки до впадения рек
Черной и Олешонки) Уклон до 2 м/км.
Основное падение приходится на
системы шивер выше д. Волна и в
районе д. Низовка (в ПП притоплены);
- нижний участок (от
впадения рек Черной и Олешонки до
впадения Волмы во Мсту). Уклон около
1 м/км, основное падение приходится
на препятствие N5 перед впадением р.
Воробушки.
-р. Колпинка собирается из
множества лесных ручьев и малых
речек. Протяженность ок. 20 км. Общий
перепад ок. 95 м. Расход воды в ПП 25
м3/с. В НП и М Колпинка сильно мелеет
(до 1/2-1/3 расхода Волмы). Реку условно
можно разделить на 2 участка:
- верхний участок (от
истока до слияния с р. Клочухой, что
на 6-7 км выше д. Карпово) - узкая
лесная речка, перекаты, завалы,
уклон неизвестен;
- нижний участок (от
слияния с р. Клочухой до впадения в
р. Волму) - спортивная сплавная река
"кавказского" типа. Средний
уклон 5-6 м/км, основное падение
приходится на порог "Стикс" (до
15 м/км).
2.3. ЗАБРОСКА НА
МАРШРУТ И ВЫХОД С МАРШРУТА.
Район путешествия
населен относительно равномерно,
однако большинство мелких
поселений заброшены, либо не имеют
нормального транспортного
сообщения. В целом, плотность
населения невелика. Рейсовый
автотранспорт до отдаленных
деревень ходит 3-4 раза в неделю.
Ликвидировано пассажирское ж/д
сообщение по ветке Крестцы -
Бологое.
Поселок Окуловка
является в настоящее время
транспортным узлом северной части
Валдая (расписание движения авто- и
железнодорожного транспорта через
п. Окуловка по состоянию на 1 мая 1997
г. см. в
приложении 3).
Заброска на маршрут.
г. Рязань - г. Москва -
электричка. г. Москва - п. Окуловка -
пас. поезд. п. Окуловка - п. Боровенка
- электричка.
п. Боровенка - д. Мал.
Воротно - мост через р. Волма -
попутный транспорт.
Выход с маршрута.
д. Жерновка - п. Крестцы -
автобус. л. Крестцы - п. Окуловка -
автобус. п. Окуловка - г. Москва - пас,
поезд. г. Москва - г. Рязань -
электричка. Возможный экстренный
выход с маршрута.
Вариант 1.
д. Бол. Заполёк - п.
Боровенка - автобус (3 раза в
неделю-попутный транспорт/пешком 18
км. п. Боровенка - п. Окуловка -
электричка. п. Окуловка - г. Москва -
пас, поезд. г. Москва - г. Рязань -
электричка.
Вариант 2.
д. Волма - п. Крестцы -
автобус. п. Крестцы - п. Окуловка -
автобус. п. Окуловка - г. Москва - пас,
поезд. г. Москва - г. Рязань -
электричка.
Начало маршрута (п.
Борованка).
Прибыли в п. Боровенка
около 8.30. В электричке
познакомились с группой московских
туристов (14 человек с байдарками
"Таймень"). Отправили открытку
о выходе на маршрут. Почта
находится в первом этаже
двухэтажного жилого дома (от ж/д
станции по ходу поезда, затем
направо и вверх на высокий холм, на
котором расположен поселок). По
поиску транспорта решили
скооперироваться с москвичами.
Грузовиков в поселке довольно
много, однако крайне де фицитен
бензин (другим группам стоит это
учесть). Наконец подходящий
грузовик был найден и нанят за 200
тыс. руб. (на 20 человек) на заброску
от п. Боровенка до места начала
сплава (14 км). Дорога в основном с
асфальтовым покрытием, около 20%-
щебенка. Местность сильно
пересеченная, преимущественно
лесная. Озера, встреченные по пути,
были почти полностью во льду, в лесу
виднелся снег, шел дождь с градом.
Всем пришлось залечь в кузов для
защиты от сильного ветра. Окончание
маршрута (д. Жерновка).
Погода в день отъезда
менялась по несколько раз в течение
часа: дождь, град, ветер, солнце,
кучевые облака. Рейсовым автобусом
доехали от д. Жерновка до п. Крестцы,
откуда отправили открытку о
завершении похода. Далее - рейсовым
автобусом до п. Окуловка. Поскольку
все пассажирские поезда по ст.
Окуловка - проходящие, билеты можно
купить только за 1 час до прибытия
поезда. Проводников поезда не
успевают оповестить о проданных
билетах, и нужный вагон может
оказаться закрытым. Проводники