<< Пред.           стр. 24 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 Волма, дней: 1 Основные препятствия
 на маршруте: р. Волма:


 
 

"Западня" (N2),
 "Застава" (N3), "Сальто" (N4)


 
 

р. Колпинка: "Стикс" +
 нижний шиверисто-порожистый каскад
 (порядковые NN неизвестны)


 
 

Количество участников
 путешествия: 6


 
 

 
 

2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ
 ПУТЕШЕСТВИЯ


 
 

2.1.
 ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И
 ТУРИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


 
 

Маршрут нашего
 путешествия проходил по территории
 Новгородской области. Местность, по
 которой проложена основная часть
 маршрута относится к северной
 части Валдайской возвышенности, а
 точнее, к ее северо-западным
 склонам. Местоположение определяет
 природные особенности района:


 
 

- влажный климат с частой
 сменой циклонов и антициклонов,
 обусловленной близостью бассейна
 Балтики и свободным перемещением
 воздушных масс по открытой равнине:
 


 
 

- постоянное
 беспорядочное изменение погоды в
 течение суток с преобладанием
 дождей в ночное время.
 Растительность северного Валдая
 относится к южно-таежному типу
 влажных лесов (ель, осина, черная
 ольха. Типичные для большей части
 Валдая сосновые боры встречаются
 здесь только на водораздельных
 холмах и вблизи озер, питающих
 многие малые реки. Местность сильно
 пересеченная, густо прорезанная
 глубокими оврагами. Перепад высот
 по сравнению с западной, низинной
 частью района путешествия,
 составляет около 120 м, примерно
 такой же перепад имеют и реки
 бассейна Мсты, сходящие со склонов
 Валдая, в частности, Волма от истока
 до устья.


 
 

Русла рек сложены
 моренными отложениями ледникового
 периода (глина, гранитные валуны), а
 также выходами коренных пород, в
 частности, слоистого известняка.
 Реки щиверисты, встречаются
 отдельные пороги. Очень развита
 гидрографическая сеть: множество
 лесных ручьев и озер, а в низинной
 части - болот и каналов, образующих
 спожнопереплетенные системы. Реки
 описанного района малорасходны и
 пригодны для полноценного
 спортивного сплава только весной, в
 период снегового паводка. На реках,
 питающихся исключительно лесными
 ручьями, паводок бурный и короткий,
 и пик его (ПП) приходится на 10-15
 апреля при отсутствии природных
 коллизий (реки Колпинка, Хоринка,
 Торбинка). Реки, берущие свое начало
 из относительно крупных озер
 водораздельных областей, либо
 зарегулированные озерами в верхнем
 течении (Перетна, Волма, Льняная,
 Шегринка, Холова) имеют затяжной и
 относительно высокий паводок (ЗП),
 пик которого приходится на 20 - 25
 апреля, в то время как на многих
 озерах в это время еще держится лед.
 


 
 

Если не принимать в
 расчет техногенные пороги р.
 Перетны, лишь несколько лет назад
 переставшей быть районом
 экологического бедствия, самым
 технически сложным можно по праву
 считать порог "Стикс" на р.
 Колпинке, который вкупе с
 протяженным шиверисто-порожистым
 участком "кавказского" типа
 представляет собой уникальный и
 красивейший природный объект
 Валдая, соперничающий по красоте и
 спортивной сложности, пожалуй,
 только с "каньонами" на реках
 Хоринке и Торбинке.


 
 

 
 

2.2. ОБЩАЯ
 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕК


 
 

р. Волма берет свое начало
 из озер Большого Борового и
 Нездринского. Протяженность ок. 80
 км. Общий перепад от истока до устья
 ок.120 м. Судя по расходу воды и
 количеству завалов, сплав от истока
 возможен только для каяка и не
 представляет спортивного интереса.
 Приблизительно через 2 км после оз.
 Белого, при впадении ручья Радуга
 (не пригодного для сплава), р. Волма
 представляет собой тихую лесную
 речку, шириной до 10 м, протекающую в
 узком глубоком овраге. Встречаются
 участки быстротока, отдельные
 поваленные деревья. Стоянок нет,
 берега неприступные. Расход воды в
 ПП ок. 15 м'/с. Реку условно можно
 разделить на 3 участка:


 
 

- верхний участок (от
 моста до устья р. Колпинки, в
 картографическом измерении ок. 6 км,
 по реке - минимум на 20%, больше)
 является наиболее сложным и
 динамичным на реке и требует в ПП
 около 1,5 ходовых дней для
 прохождения слаженной малой
 группой (6-8 человек), имеющей опыт не
 ниже III к-с. (в М), либо опыт
 прохождения (в П) левых притоков р.
 Меты - Шегринки, Хоринки, Льняной,
 Ходовы, Веребьи, Торбинки, либо
 таких подмосковных рек как Скнига.
 Вашана, Беспута. Уклон до 3 м/км;


 
 

- средний участок (от
 устья р. Колпинки до впадения рек
 Черной и Олешонки) Уклон до 2 м/км.
 Основное падение приходится на
 системы шивер выше д. Волна и в
 районе д. Низовка (в ПП притоплены);


 
 

- нижний участок (от
 впадения рек Черной и Олешонки до
 впадения Волмы во Мсту). Уклон около
 1 м/км, основное падение приходится
 на препятствие N5 перед впадением р.
 Воробушки.


 
 

-р. Колпинка собирается из
 множества лесных ручьев и малых
 речек. Протяженность ок. 20 км. Общий
 перепад ок. 95 м. Расход воды в ПП 25
 м3/с. В НП и М Колпинка сильно мелеет
 (до 1/2-1/3 расхода Волмы). Реку условно
 можно разделить на 2 участка:


 
 

- верхний участок (от
 истока до слияния с р. Клочухой, что
 на 6-7 км выше д. Карпово) - узкая
 лесная речка, перекаты, завалы,
 уклон неизвестен;


 
 

- нижний участок (от
 слияния с р. Клочухой до впадения в
 р. Волму) - спортивная сплавная река
 "кавказского" типа. Средний
 уклон 5-6 м/км, основное падение
 приходится на порог "Стикс" (до
 15 м/км).


 
 

 
 

2.3. ЗАБРОСКА НА
 МАРШРУТ И ВЫХОД С МАРШРУТА.


 
 

Район путешествия
 населен относительно равномерно,
 однако большинство мелких
 поселений заброшены, либо не имеют
 нормального транспортного
 сообщения. В целом, плотность
 населения невелика. Рейсовый
 автотранспорт до отдаленных
 деревень ходит 3-4 раза в неделю.
 Ликвидировано пассажирское ж/д
 сообщение по ветке Крестцы -
 Бологое.


 
 

Поселок Окуловка
 является в настоящее время
 транспортным узлом северной части
 Валдая (расписание движения авто- и
 железнодорожного транспорта через
 п. Окуловка по состоянию на 1 мая 1997
 г. см.
в
 приложении 3).

 Заброска на маршрут.


 
 

г. Рязань - г. Москва -
 электричка. г. Москва - п. Окуловка -
 пас. поезд. п. Окуловка - п. Боровенка
 - электричка.


 
 

п. Боровенка - д. Мал.
 Воротно - мост через р. Волма -
 попутный транспорт.


 
 

Выход с маршрута.


 
 

д. Жерновка - п. Крестцы -
 автобус. л. Крестцы - п. Окуловка -
 автобус. п. Окуловка - г. Москва - пас,
 поезд. г. Москва - г. Рязань -
 электричка. Возможный экстренный
 выход с маршрута.


 
 

Вариант 1.


 
 

д. Бол. Заполёк - п.
 Боровенка - автобус (3 раза в
 неделю-попутный транспорт/пешком 18
 км. п. Боровенка - п. Окуловка -
 электричка. п. Окуловка - г. Москва -
 пас, поезд. г. Москва - г. Рязань -
 электричка.


 
 

Вариант 2.


 
 

д. Волма - п. Крестцы -
 автобус. п. Крестцы - п. Окуловка -
 автобус. п. Окуловка - г. Москва - пас,
 поезд. г. Москва - г. Рязань -
 электричка.


 
 

Начало маршрута (п.
 Борованка).


 
 

Прибыли в п. Боровенка
 около 8.30. В электричке
 познакомились с группой московских
 туристов (14 человек с байдарками
 "Таймень"). Отправили открытку
 о выходе на маршрут. Почта
 находится в первом этаже
 двухэтажного жилого дома (от ж/д
 станции по ходу поезда, затем
 направо и вверх на высокий холм, на
 котором расположен поселок). По
 поиску транспорта решили
 скооперироваться с москвичами.
 Грузовиков в поселке довольно
 много, однако крайне де фицитен
 бензин (другим группам стоит это
 учесть). Наконец подходящий
 грузовик был найден и нанят за 200
 тыс. руб. (на 20 человек) на заброску
 от п. Боровенка до места начала
 сплава (14 км). Дорога в основном с
 асфальтовым покрытием, около 20%-
 щебенка. Местность сильно
 пересеченная, преимущественно
 лесная. Озера, встреченные по пути,
 были почти полностью во льду, в лесу
 виднелся снег, шел дождь с градом.
 Всем пришлось залечь в кузов для
 защиты от сильного ветра. Окончание
 маршрута (д. Жерновка).


 
 

Погода в день отъезда
 менялась по несколько раз в течение
 часа: дождь, град, ветер, солнце,
 кучевые облака. Рейсовым автобусом
 доехали от д. Жерновка до п. Крестцы,
 откуда отправили открытку о
 завершении похода. Далее - рейсовым
 автобусом до п. Окуловка. Поскольку
 все пассажирские поезда по ст.
 Окуловка - проходящие, билеты можно
 купить только за 1 час до прибытия
 поезда. Проводников поезда не
 успевают оповестить о проданных
 билетах, и нужный вагон может
 оказаться закрытым. Проводники

<< Пред.           стр. 24 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу