<< Пред. стр. 267 (из 787) След. >>
Девятого, в день "Победы", как обычно, в шесть встали.Леша Руднев остался новичков инструктировать, а мы с Борей
ледяную горку пошли разведывать.
Горки такие по всему Уралу в пещерах очень часто
встречаются. Даром, что на улице -- жара и температура
среднегодовая плюс восемь градусов. Оказывается, когда зимой в
пещере теплее, чем на поверхности, ледяной воздух через нее
снизу вверх тянет и около нижнего входа все стенки скальные
вымораживает. А летом ветер по пещере наоборот дует, да только
пока он с самого верха до нижнего входа дойдет, от плюс
тридцати до плюс четырех охлаждается и отогреть нижний выход
обратно не может. А влажность-то сто процентов, вот иней на
стенках всю весну до лета и осаждается. К осени, конечно
немножко подтаивает, ну на то он и ледничок, чтоб таял. И чем
климат кругом континентальнее, тем лучше вся эта машина
работает. А рассказал нам все это из МГУ-шной спелеосекции
Булат Мавлюдов, когда мы с ним лет десять назад на Памир
ездили. И так нам этот пещерный лед понравился, что мы потом с
ним еще и в Кунгуре были, пока окончательно в Душанбе не
переселились.
В пещеру пришли, а там из ледника железные штырьки торчат,
к ним веревочка с узелками прицеплена, чтоб держаться на спуске
удобней было. А лед-то ползет везде по-разному, так в некоторых
местах веревочка эта, десяточка, вся на кусочки полопалась, а
там где она попрочней вышла, штыречечки эти вдоль ледника
изогнулись, как ежи противотанковые, и навстречу торчат, --
одна радость, что не заточены. И ступени старые все льдом
затекли.
Делать нечего, связались, спустились с попеременной
страховкой, от штырьков по-дальше. Крутизна-то у горки -- всего
15 градусов, и через каждые пять метров площадки горизонтальные
со сталагмитами... А говорят, в прежние времена какая-то
компания тут вниз укатилась и выбраться потом не могла.
Странные люди. Если уж вдоль стены по рантклюфту не прошли, кто
мешал камень поострее найти и ступеньки выдолбить?
Дальше, действительно, зал начался. В нем сталагмит
гигантский и влево ход интересный, через вертикальный колодец
насквозь проходит и в противоположную стенку дальше идет. Жаль,
залезть некогда было.
А по главному ходу если идти, там лестница стоит старая
деревянная, гнилая уже. По ней метра три вверх на уступчик
поднимаешься и там дырочка аккуратная, железной решеткой
заделана, с дверцей, но замка нету.
Пролезли мы дальше, видим колодец. Вниз -- бутылка, и как
только тут "на одном жумаре идут"? А влево, по полочке, перила
навешены, там камин метров двенадцать, свободным лазанием (в
распоре) в оба конца проходится. Мы, конечно, его с верхней
страховкой лезли. Спустились, поднялись и сразу бегом назад, в
лагерь -- завтракать.
Там уже детская команда к выходу приготовилась. Все
проинструктированные, в обвязках, с фонариками, вместо касок
шапки шерстяночки. Забрались в пещеру, веревку повесили, стали
детей спускать. Штук пять спустили -- смотрим, медленно что-то
получается. Тогда я сразу двоих к себе привязал, сам по веревке
пошел, они возле меня бултыхаются, и все уже мокрые, то ли от
льда, то ли от счастья. Чудом спустились, не разбились. А ведь
не мудрено с такими родителями!
Из всех детей только Петя с Пашей ответственные товарищи
оказались. Чем это все нам грозит, поняли. Куда вы, говорят,
лезете, там же темно не видите что ли! (А в том-то и дело, что
не видим. Было б светло, ни за что б не полезли). Потом
вспомнили, правда, как их маму в байдарке волной накрыло (а то
ишь, распелась!), а папу не накрыло, и решили справедливость
восстановить. Выбрали щель поуже, залезли и как будто от страха
давай папу на помощь звать, чтобы, значит, посмотреть, как он
там, между камней, застрянет. А только папа у них тертый калач
оказался, как крики услышал, сразу наверх припустил. Пришлось
всем за ним бежать, веревка-то одна, еще унесет, пожалуй.
После обеда в третий выход пошли. Кроме нас с Борей, --
Лена моя и мужики Дубов-ские. Они в прошлый раз не ходили, силы
берегли, это только мы с Борей как заводные.
Эта команда посильнее прошлой была. Дубовские, правда, по
веревке не ходили раньше, а на перилах-то посередке перестежка,
и страховка еще сзади болтается, мешает. В общем, на один
колодец часа полтора угрохали.
Дальше колодца пещера почти на восемь километров идет.
Ходы огромные, залы гигантские. А только чтоб туда пройти, надо
зальчик один пересечь, с лужицей. А в лужице вода поднялась, и
глубина в ней теперь метра два стала. Но нам соседи из
Набережных Челнов подсказали, что вокруг лужицы по полочке
обход есть.
Сходили мы на правую полочку. Она над лужицей метрах в
десяти идет, а потолка все равно не видно. И лезть с нее куда,
тоже не видно.
Пришлось нам обратно спуститься, на левую полочку
перелезть. Там, действительно, след натоптанный идет и через
карниз дальше перебирается. Глянули мы с Борей на карниз,
подумали, и решили назад возвращаться. Пролезть-то через него
можно, а только лететь далеко, и для нашей команды обязательно
надо перила вешать. Пока повесим, пока пролезем, еще минимум
час потеряем, да обратно столько же; а выход у нас всего-то на
восемь часов рассчитан был.
Зашли в залу какую-то, перекус съели, обратно в том же
порядке вернулись. На колодце челнинцев встретили. У них орава
-- человек, наверно, тридцать, так чтоб друг друга не
тормозить, они в пещеру десятками ходят. В каждой группе --
два-три инструктора, вниз остальных по веревке в спортивном
стиле спускают, а обратно, вроде, на руках вытягивают. А нам
оно к лучшему -- камин свободный, и ждать друг друга не надо.
Дошли до решетки, она опять не запертой оказалась.
Говорят, уфимские спелеоинструкторы, когда внутри народа
побольше соберется, решетку эту на ключ запирают, и без
топосъемки обратно никого не выпускают (а иначе откуда бы у них
в Уфе карта пещеры взялась?) Мы поэтому когда из Москвы ехали,
компасы с собой, пикетажки взяли, шнур мерный разметили. Был бы
у нас еще день, обязательно что-нибудь бы отсняли, в учебных
целях. Но только из-за дождей мы этот день в палатках вместо
пещеры провели, даже спорториентированием не позанимались.
В лагерь примерно к девяти вернулись, на час раньше плана.
Дежурные нас вместо ужина каким-то тортиком покормили. Сережа
гитару достал, опять песни пели, еще и Ане с Леной досталось. А
я в палатке лежал, задние ноги отдельно. Устал видать сильно.
Победа -- Красный Зилим
Утром встали пораньше, сегодня же уехать чтобы. Поплыли
все вместе, только мы с Леной подзадержались, пока в лагере
уборку делали. Смотрим -- остальных уж и след простыл. Только
на выходе из гор Борю с Юрой заметили, они у берега стояли, а
как нас увидели, сразу вперед припустили.
Гляжу, Боря влево пошел, а там, вроде, русло главное
вправо поворачивает. Ну, думаю, сейчас мы его обгоним и к
основной бригаде раньше всех присоединимся. Свернули мы по
потоку, от острова вправо, потом русло еще вправо ушло, стенка
там скальная красивая, раз, раз, деревни и след простыл, поля,
луга кругом, а слева до горизонта степь расстилается! И моста
через речку не видно, а мы собирались около него насчет
автобуса узнавать... Тут я сообразил только: говорили же нам
соседи, что они своих спелеологов через Зилим на катах
перевозили, из-за того что мост в деревне размыло! Вот, значит
и приплыли: пока мы путь экономили, остальная бригада (они-то
не знают, что мы по реке впереди давно) уже, наверно, автобус
нашла, байдарки собрала и из Имендяшево в Уфу едет.
Причалили мы к берегу, влез я на горку какую-то, карту
достал (а раньше посмотреть некогда было). И точно, по карте
Зилим в две протоки делится, и левая, которая через Имендяшево
идет, километров на пять длиннее. Нечего делать, поплыли
дальше, где русло снова в одно место соединяется. Течение, чем
в горах, поменьше стало, но несет все равно здорово, оглянуться
не успели -- уже Акташево. Там мы из байдарки вылезли,
поразмяться, о своем житье-бытье поразмыслить. Вдруг смотрим --
плывут наши! Не сложилось у них, видать, с автобусом чтой-то.
Подплыли к Юлуково, там мост через речку капитальный
стоит. Леша Руднев карту достал, нет, говорит, не Юлуково это,
дальше плыть надо. А мне только того и надо -- я, минимум, с
Красного Зилима уезжать хотел, а будь моя воля, так и до
станции поплыл бы. А то как знать, здесь вылезешь, байдарку
разберешь и сиди неизвестно сколько. Нет уж, лучше во всем на
себя полагаться.
С другой стороны, мост-то, вроде, хороший, и лес за мостом
приятный. Будь оно и не Юлуково, а вылезти бы узнать надо.
Вышел я на шоссе, остановил трактор гусеничный какой-то. Он
по-русски только одно слово знает, "стакан", ну и еще как
наливать, показывает. Но про автобус сказал все-таки, что он
отсюда два раза в неделю в Красноусольск ходит, и вот вчера
вечером ушел только.
Боря как про автобус узнал, все, говорит, останавливаемся!
Вот странный человек -- в Красноусольске мы только на днях были
и выехать не могли, ради чего, собственно, мучились? А
Степановым обязательно двенадцатого в Москву надо. Нет уж,
думаю, лучше в Красный Зилим плыть: район там уже
Архангельский, и автобус точно на станцию ходит.
А Зилим и здесь красивый: леса, луга, по берегам кони
полудикие ходят... И про населенку нас зря пугали: место для
лагеря вполне найти можно. Правда, к обеду ветер поднялся; так
бы мы в час километров по двадцать делали, а против ветра
пятнадцать едва получается.
В первом часу, наконец, до Красного Зилима дошли. Если б
время зря не терять, могли и раньше доплыть. На правом берегу
там поселок на горке стоит, а на левом -- лужайки зеленые, и
все полноводной рекой затоплены. Боря у самого моста пятачок
нашел какой-то, три на четыре, а мы с Рудневыми еще метров сто
от реки проплыли и там на зеленой травке устроились. Солнце
жарит, ветерок обдувает -- все время бы такую погоду!
Возвращение
Юра в поселок сходил, с машиной до Приуралья договорился.
Вечерний автобус на станцию в пять идет, но до него от моста
пешком почти километр, и непонятно, как влезем. А до Уфы нас не
повезли, здесь, говорят, на электричке проще доехать.
На станции мы еще одну глупость сделали. Там касса только
перед приходом поезда открывается, ну мы почти час на рельсах и
просидели. А надо было к дежурному кассиру сходить, она б нам
прямые билеты до Москвы выписала, тут такое без проблем делают.
Только работа эта небыстрая, и за полчаса перед электричкой
никак не получится.
По пути электричка через Белую переезжает, и прямо у
самого моста останавливается! А мы-то боялись, что ближе
Карламана станций нету. Нам бы, чем в Приуралье мучиться ехать,
еще два часа до Прибельского проплыть и в эту же электричку
сели б. Сотни б три сэкономили и удовольствия взамен сколько! С
другой стороны, на пятикилометровке станция эта не обозначена,
и течения в устье, говорят, нету...
В Уфу электричка за пару часов до поезда приехала. На
самый удобный, 244-й, билетов, конечно, не было. Он в Москву
утром после праздников в первый рабочий день приходит. Прямо в
вокзале постелили коврики, спальники, детей уклали. Мужики
дежурить остались. В два ночи в кассу билеты на проходящий
челябинский дали, на нем и уехали.
* * *
5. ЗАМЕТКИ К ПОХОДУ(19)
В туризме, как и везде, бывают аксиомы. Майский поход 1997 года
на реку Зилим стал торжеством аксиом:
УРАЛ весной -- это набор из: пешки по грязи, бродов выше
колена, рек с валами на месте летних шкуродеров, наводнение, и
конечно пещеры.
Все это было у нас в спортивном походе на Инзер-Лемезу много
лет назад, и полностью повторилось в походе с детьми 1997 года,
хотя и в несколько уменьшенном (или увеличенном -- как пещера)
виде.
И это было хорошо.
Граница района -- такое же препятствие, как перевал или порог.
Много лет много поколений туристов наступает на одни и те
же грабли -- кратчайший путь не тот, что короче на карте, а
тот, по которому быстрее или легче пройти (проехать). Ни одному
туристу не придет в голову идти по горам через вершину, если
рядом есть перевал (если он, конечно, не ставит эту вершину
своей целью), все знают, что путь по тропе короче, чем без
тропы, но почему то все время забывают, что на подходах и
отходах путь без пересечений границ районов всегда короче и
проще (и дешевле, кстати), чем путь через 3 границы, даже если
он нарисован на карте. Мы про это тоже забыли -- и в результате
получили интересные (для детей), но абсолютно неграмотные
подходы к реке -- заехали через Гафурийский (а по пути -- еще и
Ишимбайский) район для того, чтобы попасть в начальную точку
маршрута, лежащую в Белорецком. Я бы вводил категорийность
подходов -- и наш вариант получил бы не самую слабую оценку за
сложность.
Зато на выходе -- эту границу района можно было даже
пощупать, она ну просто выпирала в небо (в виде красивой
горки), а пейзаж на берегу реки после ее пересечения поменялся,
как по волшебству. Да здравствует географическая карта -- и
обязательно с границами (районов и областей) на ней!
Южный Урал - район для начинающих20.
Абсолютно правильно -- у нас было все, что может быть в
сложном походе, но в уменьшенных масштабах. Наводнение,
например -- не 7 метров в день, как на реке Ципа (судя по
отчетам), а всего метр; весенние валы -- не 3 метра, как на
реке Уба (сам видел), а всего-то метр, и так во всем. Еще бы
оттуда клещей убрать.
Одним словом, хвала руководителю (особенно за то, что нашел
этот маршрут), слава завхозу, а все остальное пусть скажут
дети.
По-моему, они остались довольны.
Примечания
1 Во вторник-среду мне можно позвонить 254-90-35.
2 alex@relcom.ru
3 400 грамм, взятых для ухи, не пригодились за отсутствием рыбы
4 100 грамм осталось
5 Мы ехали самым дешевым поездом из всех возможных
(пассажирский, плацкарт). Постель стоила еще 12 тыс.руб. Скорый
плацкарт (как и пассажирский, купе) стоили бы около 260 т.р.
Разница в цене туда и обратно объясняется подорожанием билетов.
6 Рыжавский Г.Я. По Каме и ее притокам. М.: ФиС, 1986. 240с.
7 Республика Башкортостан. Общегеографическая карта, масштаб
1:500000. М.: Роскартография, 1996.
8 Обычно из Москвы туда едут через станцию Инзер, там часа
через два -- поезд Уфа-Сибай до станции Улу-Елга, там --
узкоколейка до Зигазинского и дальше еще 3-4 км пешком.
9 Более-менее серьезный водный опыт был только у Рудневых;
кроме того, некоторые плавали Южный Буг.
10 Как и все остальное, отчет мы нашли на сервере у Мошкова. К
сожалению, текст там исключительно художественный, и
технических деталей (река, заброска и т.п) почти нет.
11 В Москве кассир упорно хотел отправить нас на другое Белое
Озеро, под Астраханью. Мы уж и номер поезда ему сказали, и
ветку железнодорожную. Нет, говорит, такого поезда, и остановки
у него такой нет.
12 Элеватор находится в 1.5 км южнее станции у переезда
основного шоссе через железку.