<< Пред.           стр. 269 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 Здесь нам подкидывают идею сколотить весла из досок. Еще
 вчера мы ее отвергаем как абсолютно "бредовую" на такой реке,
 но сейчас что-то в ней есть. Сообщаем о препятствии и идем
 дальше. Оказывается до п Зигазы всего то 3-4км. Здесь
 выпрашиваем гвозди и высматриваем подходящий материал для
 лопасти весла. Заодно узнаем расписание автобуса на Тукан.
 Вахтовка идет утром ~8ч и вечером ~17ч. Башкиры - народ
 радушный, нас дружно уговаривают отказаться от безумной
 затеи. Чуть не каждый год туристы тонут на этой реке. Про
 мои болотники сказали только что в кросовках плавать удобней.
 (еще лучше сразу ласты, и акваланг :-) ... да и завещание
 не помешало бы ) В этом я с ними полностью солидарен - на
 Зигазе надо быть готовым к любой неожиданности, и килянье
 дело вполне нормальное. Главное быть морально и технически
 готовым к такой ситуации. Возвращаемся обратно в лагерь в
 приподнятом настроении. Теперь главное уговорить Галю. По
 пути встречаем знакомых туристов из Москвы и Новгорода.
 У них вроде тоже кильнулся кто-то. Встают вместе с нами.
 Костер. Разговоры. Баян и т.д. Колотим весла - решаем плыть.
 
  Егоров Дмитрий (Нижний Новгород)
  de@solo.nnov.ru
  www.solo.nnov.ru
  8-8312-30-60-30(р)
 
 
  5.5.98
 
  13:00 - старт. У нас одно нормальное и 2 деревянных
 весла (одно запасное). Теперь груз ближе к корме. Мы с
 Валерой в середине гребем по бортам, с возможностью быстро
 перемещаться вдоль ката для изменения центра тяжести. Галя
 впереди - с палкой, отталкиваться от коряг. Течение
 стремительно, но мы стараемся держатся выпуклого берега,
 часто проходим под расческами и вплотную к подтопленным
 кустам, так чтобы в случае опасности быстро пристать к
 берегу. Для этого держим наготове 15м причальный конец.
 Из сапог я давно уже перелез в кросовки - возможно придется
 прыгать по пояс. Сапоги использую как гермомешки. Весь груз
 упакован полиэтиленом и перевязан, намокающие вещи
 герметично, так что переворот не страшен. Так перескакивая
 из тиховодья в тиховодье и распугивая уток осторожно
 продвигаемся вперед. У нас твердое намерение обносить порог
 Кысык. Скоро проходим нежилую д Савельеву поляну. Далее один
 обнос завала, вернее обвод - проводим катамаран между
 корягми. Стоим у также нежилой д Карагаево перед
 автомобильным мостом - осмотр.
  18:30 - начинаем обнос моста. После нового большого
 моста русло через ~30-50м уходит вправо под старый деревянный
 мост (весной непроходим) - очень опасно - осмотр обязателен.
 Далее река подходит к высокому заснеженному хребту (Баштым,
 до 827м) и вступает в теснину гор. Начинаются шиверы.
  19:45 - остановка. Слева и впереди высокие горные хребты
 со скалистыми выходами на вершинах. На нашем (правом) берегу
 пологая поляна, стоянка удобная, но плохой подход к воде и
 холодная - гора напротив в снегу. Мимо проносятся байдарки
 новгородцев и москвичей. Кричим: "Это уже Зилим?" - "Нет!"
 Пытаемся сориентироваться по карте, вроде бы Зилим за горой.
 Как же мы ошибаемся!
 
 
  6.5.98
 
  12:30 - старт.
  13:00 - неожиданно влетаем в Кысык. Четкого ориентира
 нет. Начинается как шивера со все возрастающими валами.
 На скальном уступе по правому берегу наши старые знакомые,
 машут в сторону левого берега - пытаемся выбросится в лево-
 бережные кусты, но скорость слишком велика и причалить не
 удается. Полчаса бешенной гонки по прижимам и метровым валам,
 по возможности увертываясь от полутораметровых. Камней не
 видно. Пристать удается только через полчаса после начала
 порога. Оказывется уже давно Зилим. По берегам здоровенные
 горы со снегами в лощинах. Порог кончился или нет? Или это
 не порог, а шиверка перед ним? Стоим - перекур. Рядом шумит
 шивера. Валы поменьше. Что там впереди? Отступать поздно -
 населенки рядом нет, теперь только вперед. Начинает
 накрапывать дождь.
  14:10 - снова вперед. Плывем всего минут 10 - опять
 начались валы 1-1.5м, прижимы к скалам. Хватит. Скорость
 у ката маленькая, а на валах кат не развернуть боком как на
 Зигазе - перевернет. Если еще и прижим, то времени на уход
 совсем не остается. После очередного поворота решили судьбу
 не испытывать - удается пристать кое как к правому берегу,
 напротив высокой черной левобережной скалы с желтыми
 отметинами. Скала - две башни - одна острый пик, другая
 массивная и широкая. Похожа на камень Омутной на Чусовой -
 высота 60-80м. Утес круто ухолит в воду. Решили разведать
 что там впереди - и правильно! На повороте реки влево (на
 запад) мы увидели мощный прижим к утесу-бойцу чусовского
 типа, скальный уступ выдвинут в реку почти на треть реки,
 поворот резкий ~90 градусов, добавьте валы перед ним до 1м,
 возможности маневра ограничены. Решили делать обнос. Видимо
 это конец порога. Возможно это и не самый опасный прижим на
 Кысыке, но со стороны смотрится угрожающе. Предыдущие прижимы
 смотреть было некогда - боролись за жизнь как могли. Обнос
 занимает 5 часов. Через скалу, по горе тянется хорошая тропа
 за скалу-боец. Прямо за ним перед впадением речки Сумган
 (быстрый бурлящий поток) хорошая площадочка для лагеря, с
 кострищем - только топлива маловато. Встаем здесь. Обнос по
 тропе в 4 приема. Тропинка тянется из леса со стороны начала
 порога, возможно это и есть обносной путь через Кысык. Наш
 путь проходит у подножъя залесенных скал и продолжается по
 склону устрашающей крутизны. На вершине седловины замечаю
 как меняется лес - дубки на южном склоне уступают место
 березняку на северном, все это лиственное великолепие густо
 разбавлено сосной, которой, по всей видимости, везде неплохо.
 На краю обрыва над самим бойцом цветы - большие голубые
 колокольчики Это довольно редкий сейчас подснежник Иван да
 Марья. На стоянке ориентируемся по карте. Через 2 км вроде
 должен быть мост. Вдоль реки, которая временами делится на
 протоки, тянется наезженная грунтовая дорога. По карте к
 реке выход дороги с улучшенным покрытием к тому самому мосту
 через Зилим, реально эта дорога действительно есть - с
 электростолбами, но разъезженная грунтовка, при подходе к
 крутым отрогам гор она уходит в воду - столбы туда-же, дальше
 пройти не удаается, мост разглядеть тоже - возможно это брод.
 После прижима-бойца еще минут пять не стоит расслабляться.
 Далее река опять стискивается хребтами. Что там? Возвращаюсь
 в наш лагерь. Ночевка на площадке между бойцом и р Сумган.
 
 
  7.5.98
 
  Ремонтируемся. Досушиваем вещи, я свой ф/а "Зенит"
 после килянья на Зигазе. Погода утром с 8:00 сумрачная.
 К 12 часам вышло солнце, хотя небо еще облачное. Река несется
 под 10 км/ч как один сплошной перекат - отсюда осторожнее на
 прижимах. Решаем стартовать где то в 15:00. По отчетам
 определяем, что это, так называемый, Бакеевский прижим -
 - река поворачивает на 120 градусов (см отчет 1992г). Пик
 паводка прошел - был когда мы штурмовали Кысык. Теперь вода
 упала на ~40см. Погода опять хмурится, но дождя нет и довольно
 тепло.
  14:50 - старт. Минут через 15-20 автомобильный мост который
 становится виден лишь после поворота влево, до него я не дошел
 почти половину пути, ориентир - а/дорога по самому берегу (пра-
 вому) с эл/столбами у кромки гор после скалистого прижима к
 левому берегу. От нее около километра до моста. Причалили
 в удовной тихой заводи на левом берегу в 100м от моста. Пошли
 смотреть. Мост автомобильный снесен, остались только сгнившие
 береговые въезды, поверх них построен высокий деревянный
 пешеходный мост. Пролетов нет - проходить по центру. Эл/столбы
 переходят на другой берег.
  16:10 - продолжаем сплав. Мост легко проходим по центру,
 далее последняя шивера с валами и течение успокаивается,
 скорость как в половодье на Чусовой. Далее красивые скалы
 метров под 100 по правому берегу. Прижимы еще довольно опасны
 для ката из-за резких поворотов русла. Река течет мимо
 скал-бойцов разного размера. Красива скала-башня метров 80
 высотой. Далее шивера после правого поворота - солидная бочка
 с левой стороны реки водопадного типа - проходить вдоль
 выпуклого берега реки с правой стороны. Далее течение плавное,
 но быстрое 5-7км/ч. В отличие от Чусовой пейзаж обрамляют
 высокие хребты, поросшие лесом, иногда с обрывистыми
 скалистыми кромками высотой 200-300м над Зилимом. Скалы очень
 похожи на утесы-бойцы Чусовой такая же пестрая расцветка,
 может быть в среднем повыше где-то под 60-80 м, выдвигаются
 в русло, образуя прижимы с волнами, впрочем уже не такие
 опасные как на Зигазе или пороге Кысык. Очень часто во время
 движения меняется температура воздуха. На северных склонах
 еще лежит снег и веет холодом. Часто высокие берега защищают
 от холодного ветра. Утесы здесь тянутся сплошной чередой,
 впрочем все не имеют названий, как на Чусовой. С некоторых
 обрываются потоки весенних ручьев - оригинальные водопадики.
 Проплываем странное место - перед левобережной скалой табличка
 "Проход посторнним запрещем - производственная зона" - в скале
 вход в пещеру закрытый аккуратной дверью со здоровым амбарным
 замком. За скалой деревянный дом с подворьем и вагончики -
 - выскочили девочка и собака. Спутниковая антенна на земле,
 чуть поодаль на сенокосном лугу стоит обломанный ветро-
 двигатель, на лугу мирно пасутся кони. Река излучиной огибает
 этот страннй луг. До или после него (точно не помню) миновали
 самый крупный приток Зилима слева - р Б Шушеняк, который
 хорошо различим и доволно полноводен. Пожалуй наш кат там бы
 прошел. Несколько раз видели аистов.
  20:05 - остановились за чередой красивых правобережных
 утесов где то в середине участка между г Улутюп (390м) и
 г Урсакташ (466м) на левом берегу реки.
 
 
  8.5.98
 
  10:40 - старт. Дождь. Туман. Некоторое время идем почти
 вслепую, затем туман рассеивается.
  12:08 - прошли урочище Культамак: несколько ~2 сараев и
 ~2 изб на левом берегу реки и таблички с надписями. 1 сарай
 на правом берегу.
  12:25 - прошли красивую, более 100м скалу на левом берегу
 Погода улучшается.
  12:40 - в центре петли Мембет. С обоих берегов грандиозные,
 более 100м скалы.
  12:57 - встали перед скалой Мембет с другой стороны, ищем
 подход для подъема. Опять дождь и туман. Вершина Мембет заросла
 лесом. Встали в пойме за 100-200м от начала скал, в глубине
 леса высокий вал-седловина на вершине которого тропинка ведущая
 на г Мембет.
  13:07 - выхожу в путь на вершину горы. Тропа поднимается
 по узкой ~5м поросшей лесом седловине которая постепенно
 закручивается влево в сторону отвесных скал г Мембет. На пути
 два несложных каменных уступа ~5м, лишь крутые склоны по обе
 стороны несколько жутковаты. С седловины - хороший вид на
 скальную стену Мембет, возможно более 150м высотой, ранее
 виденные стометровые скалы далеко внизу. На юге
 просматривается долина Зилима, откуда мы приплыли, высокие
 хребты (Баштым и Зильмердак). На севере за хребтами
 характерная пирамидальная вершина (похоже это горы
 Блантрум 585м).
  13:53 - вышел на главную (?) вершину Мембет (одну из них).
 На вершине чудесная дубрава - терпкий дубовый аромат, ковер
 дубовых листьев. Стволы достигают 2 обхвата. Седловина
 расширяется и переходит в цепочку холмов с плоскими
 заболоченными полянами ~50м шириной. Далее по карте она
 набирает высоту вплоть до г Кукташ (487м), отрогом которого
 собственно и является. Кромка скал где-то ниже ~20-30м слева
 от тропы.
  14:33 - вернулся на стоянку. Из-за ограниченности времени
 не удается провести точные измерения высоты каменной стены
 г Мембет, как планировали. Мой ф/а также не работает, снимаем
 "мыльницей".
  14:53 - плывем дальше. Проходим под отвесной стеной
 Мембет, которая состоит из несколько башен и тянется ~1-2км.
 Явно выше чем к Великан на Чусовой. Прижим к стене несильный.
 Расцветка особо не отличается от Чусовских или Сылвенских
 скал (вроде к Оленьего на Чусовой или к Ермак на Сылве).
 В отличие например от Красноярских столбов которые сложены
 коренными магматическими породами - сиенитами с ровной
 серо-сизой окраской и необычной твердостью, утесы многих рек
 Урала сложенны известняками - осадочными породами (кроме того
 еще более мягкими гипсами - на Сылве, Ирени) видимо отсюда
 сходство ланшдшафтов этих рек. (Иногда, на Белой и в начале
 Зилима скалы с характерной ровной черно-серой окраской -
 - песчаник?). Еще одна особенность Зилима - не так уж много
 вертикально поставленных каменных пластов - то что в изобилии
 видишь на Чусовой.
  15:40 - шиверка после левобережной скалы.
  15:47 - остров проходим справа.
  15:55 - р М.Толпар. Далее несколько послескальных шиверок
 до самого п Толпарово.
  16:10 - п Толпарово. Толпаровских скал нет!?
  17:40 - выходим из Толпарово. Пекарня здесь уже не работает.
 Хлеб местные пекут сами, поэтому покупаем во дворе. 2 буханки
 хлеба и 3л молока обошходятся нам в 15р. Магазин и почта есть.
 По словам толпаровцев электричество в поселок провели недавно.
 Далее несколько неопасных шивер с волной <0.5м.
 По берегам встречаем небольшие штабеля леса - здесь какое-то
 малое предприятие сплавляет лес.
  19:30 - подходим к д Зириклы. Чудесная горная долина.
 Красивые горы вокруг в вечернем свете, слегка прикрытые дымкой.
 Гора Ауй - похожа на стог сена. Отрог гор Денай обрамлен
 пояском-браслетом скал. Сама деревня, аккуратные деревянные
 домики на правом берегу, словно швейцарский городок на фоне
 альпийского пейзажа, в какой-то удивительной гармонии с
 окружающей природой. Самое красивое селение на маршруте.
 Дальше Зилим уходит под гору с браслетом.
  19:59 - прижим с волнами с правой стороны - далее шиверка
  20:03 - прижим с правой стороны, кончающийся каменной
 грядой - 2 камня у правого берега.
  20:40 - шивера с валами до 0.5м и прижимом к левому берегу.
  20:46 - встаем на стоянку на левом берегу за речкой
 Батканлыбаш или около того на сенокосной поляне. Похоже что
 Толпаровские скалы это Мембет в нижнем течении реки.
 (У Рыжавского описана 5км высокая каменная стена с самыми
 разными оттенками цвета - все-таки где-же она?)
 
 
  9.5.98
 
  11:45 - вышли. С утра дождь.
  12:05 - опять шивера с прижимом справа.
  12:55 - шивера с волнами <0.5м с правым прижимом после
 острова.
  13:00 - просветы, сильный встречный ветер.
  13:43 - перекур перед п Имендяшево.
  13:55 - дальше.
  14:15 - на правом берегу д Таш-Асты. (В переводе - "горы
 открылись"). На правом берегу скалы похожие на каньон
 р Колорадо. За деревней уже равнина. По левой протоке село
 Имендяшево.
  14:30 - в затончике на левом берегу перед Имендяшево.
 Здесь разбираем катамаран. Рядом снимаются магнитогорцы.
 Новгородцы и москвичи на байдарках нас вроде так и не догнали
 что странно. Неужели случилось что-то серьезное, или они не
 смогли пройти порог Кысык, или мы их не заметили? Где-то в
 5км знаменитая пещера "Победа", по словам местных жителей
 она сильно пострадала от посетителей и теперь закрыта. Вообще
 здесь собираются построить то-ли турбазу, то-ли санаторий
 республиканского значения. Предполагается построить
 асфальтированную дорогу с автобусным сообщением.
  18:38 - выехали на ст Белое Озеро на автобусе (УАЗ-фургон)
 в Усольск (видимо так здесь называют г Красноусольский) -
 - районный центр. (договорились на 100р за 3х человек +
 снаряжение ~80кг). Вообще туда ходит нерегулярно машина от
 Имендяшево в 7-8 часов утра и от Карагаева в 7-8 час утра
 и 17:00 вечера. От Карагаева днем еще разные автобусы (в
 Стерлитамак и др.) Путь в Карагаево - подняться по гл.улице
 Имендяшево вверх и свернуть вправо мимо школы. Здесь
 деревянная остановка слева от дороги - остановка автобусов
 от Имендяшево. До Карагаево еще около 3км по а/дороге.
 Переправа через Белую теперь по автомосту который построили

<< Пред.           стр. 269 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу