<< Пред. стр. 269 (из 787) След. >>
Здесь нам подкидывают идею сколотить весла из досок. Ещевчера мы ее отвергаем как абсолютно "бредовую" на такой реке,
но сейчас что-то в ней есть. Сообщаем о препятствии и идем
дальше. Оказывается до п Зигазы всего то 3-4км. Здесь
выпрашиваем гвозди и высматриваем подходящий материал для
лопасти весла. Заодно узнаем расписание автобуса на Тукан.
Вахтовка идет утром ~8ч и вечером ~17ч. Башкиры - народ
радушный, нас дружно уговаривают отказаться от безумной
затеи. Чуть не каждый год туристы тонут на этой реке. Про
мои болотники сказали только что в кросовках плавать удобней.
(еще лучше сразу ласты, и акваланг :-) ... да и завещание
не помешало бы ) В этом я с ними полностью солидарен - на
Зигазе надо быть готовым к любой неожиданности, и килянье
дело вполне нормальное. Главное быть морально и технически
готовым к такой ситуации. Возвращаемся обратно в лагерь в
приподнятом настроении. Теперь главное уговорить Галю. По
пути встречаем знакомых туристов из Москвы и Новгорода.
У них вроде тоже кильнулся кто-то. Встают вместе с нами.
Костер. Разговоры. Баян и т.д. Колотим весла - решаем плыть.
Егоров Дмитрий (Нижний Новгород)
de@solo.nnov.ru
www.solo.nnov.ru
8-8312-30-60-30(р)
5.5.98
13:00 - старт. У нас одно нормальное и 2 деревянных
весла (одно запасное). Теперь груз ближе к корме. Мы с
Валерой в середине гребем по бортам, с возможностью быстро
перемещаться вдоль ката для изменения центра тяжести. Галя
впереди - с палкой, отталкиваться от коряг. Течение
стремительно, но мы стараемся держатся выпуклого берега,
часто проходим под расческами и вплотную к подтопленным
кустам, так чтобы в случае опасности быстро пристать к
берегу. Для этого держим наготове 15м причальный конец.
Из сапог я давно уже перелез в кросовки - возможно придется
прыгать по пояс. Сапоги использую как гермомешки. Весь груз
упакован полиэтиленом и перевязан, намокающие вещи
герметично, так что переворот не страшен. Так перескакивая
из тиховодья в тиховодье и распугивая уток осторожно
продвигаемся вперед. У нас твердое намерение обносить порог
Кысык. Скоро проходим нежилую д Савельеву поляну. Далее один
обнос завала, вернее обвод - проводим катамаран между
корягми. Стоим у также нежилой д Карагаево перед
автомобильным мостом - осмотр.
18:30 - начинаем обнос моста. После нового большого
моста русло через ~30-50м уходит вправо под старый деревянный
мост (весной непроходим) - очень опасно - осмотр обязателен.
Далее река подходит к высокому заснеженному хребту (Баштым,
до 827м) и вступает в теснину гор. Начинаются шиверы.
19:45 - остановка. Слева и впереди высокие горные хребты
со скалистыми выходами на вершинах. На нашем (правом) берегу
пологая поляна, стоянка удобная, но плохой подход к воде и
холодная - гора напротив в снегу. Мимо проносятся байдарки
новгородцев и москвичей. Кричим: "Это уже Зилим?" - "Нет!"
Пытаемся сориентироваться по карте, вроде бы Зилим за горой.
Как же мы ошибаемся!
6.5.98
12:30 - старт.
13:00 - неожиданно влетаем в Кысык. Четкого ориентира
нет. Начинается как шивера со все возрастающими валами.
На скальном уступе по правому берегу наши старые знакомые,
машут в сторону левого берега - пытаемся выбросится в лево-
бережные кусты, но скорость слишком велика и причалить не
удается. Полчаса бешенной гонки по прижимам и метровым валам,
по возможности увертываясь от полутораметровых. Камней не
видно. Пристать удается только через полчаса после начала
порога. Оказывется уже давно Зилим. По берегам здоровенные
горы со снегами в лощинах. Порог кончился или нет? Или это
не порог, а шиверка перед ним? Стоим - перекур. Рядом шумит
шивера. Валы поменьше. Что там впереди? Отступать поздно -
населенки рядом нет, теперь только вперед. Начинает
накрапывать дождь.
14:10 - снова вперед. Плывем всего минут 10 - опять
начались валы 1-1.5м, прижимы к скалам. Хватит. Скорость
у ката маленькая, а на валах кат не развернуть боком как на
Зигазе - перевернет. Если еще и прижим, то времени на уход
совсем не остается. После очередного поворота решили судьбу
не испытывать - удается пристать кое как к правому берегу,
напротив высокой черной левобережной скалы с желтыми
отметинами. Скала - две башни - одна острый пик, другая
массивная и широкая. Похожа на камень Омутной на Чусовой -
высота 60-80м. Утес круто ухолит в воду. Решили разведать
что там впереди - и правильно! На повороте реки влево (на
запад) мы увидели мощный прижим к утесу-бойцу чусовского
типа, скальный уступ выдвинут в реку почти на треть реки,
поворот резкий ~90 градусов, добавьте валы перед ним до 1м,
возможности маневра ограничены. Решили делать обнос. Видимо
это конец порога. Возможно это и не самый опасный прижим на
Кысыке, но со стороны смотрится угрожающе. Предыдущие прижимы
смотреть было некогда - боролись за жизнь как могли. Обнос
занимает 5 часов. Через скалу, по горе тянется хорошая тропа
за скалу-боец. Прямо за ним перед впадением речки Сумган
(быстрый бурлящий поток) хорошая площадочка для лагеря, с
кострищем - только топлива маловато. Встаем здесь. Обнос по
тропе в 4 приема. Тропинка тянется из леса со стороны начала
порога, возможно это и есть обносной путь через Кысык. Наш
путь проходит у подножъя залесенных скал и продолжается по
склону устрашающей крутизны. На вершине седловины замечаю
как меняется лес - дубки на южном склоне уступают место
березняку на северном, все это лиственное великолепие густо
разбавлено сосной, которой, по всей видимости, везде неплохо.
На краю обрыва над самим бойцом цветы - большие голубые
колокольчики Это довольно редкий сейчас подснежник Иван да
Марья. На стоянке ориентируемся по карте. Через 2 км вроде
должен быть мост. Вдоль реки, которая временами делится на
протоки, тянется наезженная грунтовая дорога. По карте к
реке выход дороги с улучшенным покрытием к тому самому мосту
через Зилим, реально эта дорога действительно есть - с
электростолбами, но разъезженная грунтовка, при подходе к
крутым отрогам гор она уходит в воду - столбы туда-же, дальше
пройти не удаается, мост разглядеть тоже - возможно это брод.
После прижима-бойца еще минут пять не стоит расслабляться.
Далее река опять стискивается хребтами. Что там? Возвращаюсь
в наш лагерь. Ночевка на площадке между бойцом и р Сумган.
7.5.98
Ремонтируемся. Досушиваем вещи, я свой ф/а "Зенит"
после килянья на Зигазе. Погода утром с 8:00 сумрачная.
К 12 часам вышло солнце, хотя небо еще облачное. Река несется
под 10 км/ч как один сплошной перекат - отсюда осторожнее на
прижимах. Решаем стартовать где то в 15:00. По отчетам
определяем, что это, так называемый, Бакеевский прижим -
- река поворачивает на 120 градусов (см отчет 1992г). Пик
паводка прошел - был когда мы штурмовали Кысык. Теперь вода
упала на ~40см. Погода опять хмурится, но дождя нет и довольно
тепло.
14:50 - старт. Минут через 15-20 автомобильный мост который
становится виден лишь после поворота влево, до него я не дошел
почти половину пути, ориентир - а/дорога по самому берегу (пра-
вому) с эл/столбами у кромки гор после скалистого прижима к
левому берегу. От нее около километра до моста. Причалили
в удовной тихой заводи на левом берегу в 100м от моста. Пошли
смотреть. Мост автомобильный снесен, остались только сгнившие
береговые въезды, поверх них построен высокий деревянный
пешеходный мост. Пролетов нет - проходить по центру. Эл/столбы
переходят на другой берег.
16:10 - продолжаем сплав. Мост легко проходим по центру,
далее последняя шивера с валами и течение успокаивается,
скорость как в половодье на Чусовой. Далее красивые скалы
метров под 100 по правому берегу. Прижимы еще довольно опасны
для ката из-за резких поворотов русла. Река течет мимо
скал-бойцов разного размера. Красива скала-башня метров 80
высотой. Далее шивера после правого поворота - солидная бочка
с левой стороны реки водопадного типа - проходить вдоль
выпуклого берега реки с правой стороны. Далее течение плавное,
но быстрое 5-7км/ч. В отличие от Чусовой пейзаж обрамляют
высокие хребты, поросшие лесом, иногда с обрывистыми
скалистыми кромками высотой 200-300м над Зилимом. Скалы очень
похожи на утесы-бойцы Чусовой такая же пестрая расцветка,
может быть в среднем повыше где-то под 60-80 м, выдвигаются
в русло, образуя прижимы с волнами, впрочем уже не такие
опасные как на Зигазе или пороге Кысык. Очень часто во время
движения меняется температура воздуха. На северных склонах
еще лежит снег и веет холодом. Часто высокие берега защищают
от холодного ветра. Утесы здесь тянутся сплошной чередой,
впрочем все не имеют названий, как на Чусовой. С некоторых
обрываются потоки весенних ручьев - оригинальные водопадики.
Проплываем странное место - перед левобережной скалой табличка
"Проход посторнним запрещем - производственная зона" - в скале
вход в пещеру закрытый аккуратной дверью со здоровым амбарным
замком. За скалой деревянный дом с подворьем и вагончики -
- выскочили девочка и собака. Спутниковая антенна на земле,
чуть поодаль на сенокосном лугу стоит обломанный ветро-
двигатель, на лугу мирно пасутся кони. Река излучиной огибает
этот страннй луг. До или после него (точно не помню) миновали
самый крупный приток Зилима слева - р Б Шушеняк, который
хорошо различим и доволно полноводен. Пожалуй наш кат там бы
прошел. Несколько раз видели аистов.
20:05 - остановились за чередой красивых правобережных
утесов где то в середине участка между г Улутюп (390м) и
г Урсакташ (466м) на левом берегу реки.
8.5.98
10:40 - старт. Дождь. Туман. Некоторое время идем почти
вслепую, затем туман рассеивается.
12:08 - прошли урочище Культамак: несколько ~2 сараев и
~2 изб на левом берегу реки и таблички с надписями. 1 сарай
на правом берегу.
12:25 - прошли красивую, более 100м скалу на левом берегу
Погода улучшается.
12:40 - в центре петли Мембет. С обоих берегов грандиозные,
более 100м скалы.
12:57 - встали перед скалой Мембет с другой стороны, ищем
подход для подъема. Опять дождь и туман. Вершина Мембет заросла
лесом. Встали в пойме за 100-200м от начала скал, в глубине
леса высокий вал-седловина на вершине которого тропинка ведущая
на г Мембет.
13:07 - выхожу в путь на вершину горы. Тропа поднимается
по узкой ~5м поросшей лесом седловине которая постепенно
закручивается влево в сторону отвесных скал г Мембет. На пути
два несложных каменных уступа ~5м, лишь крутые склоны по обе
стороны несколько жутковаты. С седловины - хороший вид на
скальную стену Мембет, возможно более 150м высотой, ранее
виденные стометровые скалы далеко внизу. На юге
просматривается долина Зилима, откуда мы приплыли, высокие
хребты (Баштым и Зильмердак). На севере за хребтами
характерная пирамидальная вершина (похоже это горы
Блантрум 585м).
13:53 - вышел на главную (?) вершину Мембет (одну из них).
На вершине чудесная дубрава - терпкий дубовый аромат, ковер
дубовых листьев. Стволы достигают 2 обхвата. Седловина
расширяется и переходит в цепочку холмов с плоскими
заболоченными полянами ~50м шириной. Далее по карте она
набирает высоту вплоть до г Кукташ (487м), отрогом которого
собственно и является. Кромка скал где-то ниже ~20-30м слева
от тропы.
14:33 - вернулся на стоянку. Из-за ограниченности времени
не удается провести точные измерения высоты каменной стены
г Мембет, как планировали. Мой ф/а также не работает, снимаем
"мыльницей".
14:53 - плывем дальше. Проходим под отвесной стеной
Мембет, которая состоит из несколько башен и тянется ~1-2км.
Явно выше чем к Великан на Чусовой. Прижим к стене несильный.
Расцветка особо не отличается от Чусовских или Сылвенских
скал (вроде к Оленьего на Чусовой или к Ермак на Сылве).
В отличие например от Красноярских столбов которые сложены
коренными магматическими породами - сиенитами с ровной
серо-сизой окраской и необычной твердостью, утесы многих рек
Урала сложенны известняками - осадочными породами (кроме того
еще более мягкими гипсами - на Сылве, Ирени) видимо отсюда
сходство ланшдшафтов этих рек. (Иногда, на Белой и в начале
Зилима скалы с характерной ровной черно-серой окраской -
- песчаник?). Еще одна особенность Зилима - не так уж много
вертикально поставленных каменных пластов - то что в изобилии
видишь на Чусовой.
15:40 - шиверка после левобережной скалы.
15:47 - остров проходим справа.
15:55 - р М.Толпар. Далее несколько послескальных шиверок
до самого п Толпарово.
16:10 - п Толпарово. Толпаровских скал нет!?
17:40 - выходим из Толпарово. Пекарня здесь уже не работает.
Хлеб местные пекут сами, поэтому покупаем во дворе. 2 буханки
хлеба и 3л молока обошходятся нам в 15р. Магазин и почта есть.
По словам толпаровцев электричество в поселок провели недавно.
Далее несколько неопасных шивер с волной <0.5м.
По берегам встречаем небольшие штабеля леса - здесь какое-то
малое предприятие сплавляет лес.
19:30 - подходим к д Зириклы. Чудесная горная долина.
Красивые горы вокруг в вечернем свете, слегка прикрытые дымкой.
Гора Ауй - похожа на стог сена. Отрог гор Денай обрамлен
пояском-браслетом скал. Сама деревня, аккуратные деревянные
домики на правом берегу, словно швейцарский городок на фоне
альпийского пейзажа, в какой-то удивительной гармонии с
окружающей природой. Самое красивое селение на маршруте.
Дальше Зилим уходит под гору с браслетом.
19:59 - прижим с волнами с правой стороны - далее шиверка
20:03 - прижим с правой стороны, кончающийся каменной
грядой - 2 камня у правого берега.
20:40 - шивера с валами до 0.5м и прижимом к левому берегу.
20:46 - встаем на стоянку на левом берегу за речкой
Батканлыбаш или около того на сенокосной поляне. Похоже что
Толпаровские скалы это Мембет в нижнем течении реки.
(У Рыжавского описана 5км высокая каменная стена с самыми
разными оттенками цвета - все-таки где-же она?)
9.5.98
11:45 - вышли. С утра дождь.
12:05 - опять шивера с прижимом справа.
12:55 - шивера с волнами <0.5м с правым прижимом после
острова.
13:00 - просветы, сильный встречный ветер.
13:43 - перекур перед п Имендяшево.
13:55 - дальше.
14:15 - на правом берегу д Таш-Асты. (В переводе - "горы
открылись"). На правом берегу скалы похожие на каньон
р Колорадо. За деревней уже равнина. По левой протоке село
Имендяшево.
14:30 - в затончике на левом берегу перед Имендяшево.
Здесь разбираем катамаран. Рядом снимаются магнитогорцы.
Новгородцы и москвичи на байдарках нас вроде так и не догнали
что странно. Неужели случилось что-то серьезное, или они не
смогли пройти порог Кысык, или мы их не заметили? Где-то в
5км знаменитая пещера "Победа", по словам местных жителей
она сильно пострадала от посетителей и теперь закрыта. Вообще
здесь собираются построить то-ли турбазу, то-ли санаторий
республиканского значения. Предполагается построить
асфальтированную дорогу с автобусным сообщением.
18:38 - выехали на ст Белое Озеро на автобусе (УАЗ-фургон)
в Усольск (видимо так здесь называют г Красноусольский) -
- районный центр. (договорились на 100р за 3х человек +
снаряжение ~80кг). Вообще туда ходит нерегулярно машина от
Имендяшево в 7-8 часов утра и от Карагаева в 7-8 час утра
и 17:00 вечера. От Карагаева днем еще разные автобусы (в
Стерлитамак и др.) Путь в Карагаево - подняться по гл.улице
Имендяшево вверх и свернуть вправо мимо школы. Здесь
деревянная остановка слева от дороги - остановка автобусов
от Имендяшево. До Карагаево еще около 3км по а/дороге.
Переправа через Белую теперь по автомосту который построили