<< Пред.           стр. 294 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
Гуренцов Евгений (18
 августа 1990 г.)

 

 

 

 

 Все комментарии присылайте на stasv@aha.ru

 
 


 ===============================================================
  FILE: kayaksib.txt
  Валентин Юрин. Каячные реки 4 к/с. Алтай, Саяны, Хамар-Дабан
 
 
  > Кто подскажет интересную четверку для группы из 6-8
  > каякеров. Четверочку честную, с заявкой. Не карелия.
  > Хочется посмотреть Саяны, или Хамар-Дабан, или Алтай
  > С не очень длинной пешкой (не больше 30 км)
 
 
  Алтай
 
  1. Катунь с верховьев (Алтай). Весьма интересная верхняя
 часть, длинный спокойный прогон через Уйменскую степь и очень
 мощная (700 м3/сек в малую воду), эффектная, но примитивная
 вода ниже Усть-Коксы. Подъезд от Усть-Каменогорска прямо к реке
 в районе Язевого оз. 1-2 дня. Вероятны инциденты с местным
 населением в Усть-Каменогорске (особенно на вокзале), в месте
 стапеля, в пос.Чемал; возможны инциденты в других местах.
 Рекомендуется организовывать транспорт из Усть-Каменогорска до
 реки заранее, немедленно грузиться и уплывать вниз.
 
  2. Катунь от Усть-Коксы (Алтай). Подъезд от Барнаула 1-2
 дня. Исключается заезд через Казахстан, верхний участок и
 Уйменская степь. Вероятны инциденты с местным населением на
 Чуйском тракте и в пос.Чемал, возможны в других местах.
 
  3. Притоки Чарыша: Кумир, Коргон, Иня (Сев.-Зап. Алтай).
 Подъезд от Барнаула 1-2 дня. Пеший подход вдоль каждого из
 притоков 25-35 км (2-3 дня в одну ходку), затем сплав - столько
 же - и сплав по Чарышу до следующего притока. Тактический плюс
 состоит в том, что запас продуктов на последующую часть
 маршрута можно оставить внизу, а с собой каждый раз нести (и
 везти в каяке) только минимальное количество продуктов на
 данную часть похода. Небольшой расход (25-35 м3/с), равномерная
 и достаточная для каяка сложность, протяженные препятствия.
 Исключительно радушное и доброжелательное местное население.
 Возможен вариант: после сплава по Кумиру и/или Коргону
 переехать на Катунь и сплавиться от Усть-Коксы.
 
  Саяны
 
  4. Она (Зап.Саян). Простой подъезд от Абакана 1 день.
 Пешая часть 25 км, 1,5-2 дня по хорошей тропе. Непрерывные,
 относительно сложные препятствия, весьма нетипичные водные
 структуры. Короткий, интенсивный и насыщенный маршрут.
 Официально для мелких судов считается 4 с эл.5. Запас продуктов
 на вторую половину реки целесообразно оставить в пос. Большой
 Он. Местное население относится доброжелательно.
 
  5. Урик (Вост.Саян). Подъезд от Иркутска, 2-3 дня. При
 благоприятном расположении созвездий возможно доехать прямо до
 реки. За исключением каньонов Амбартагольский и Чертики,
 которые обносятся - относительно простая река. Вероятны
 инциденты с местным населением в пос.Монды.
 
  6. Хойто-Ока и Ока. Подъезд от Иркутска 2-3 дня, пешая
 часть 37 км, 3 дня (возможно укоротить на несколько км, если
 шофер хорошо знает местность). Многочисленные препятствия
 равномерной сложности. Далее сплав по Оке - мощная примитивная
 вода, типа Лосево. Целесообразно дополнить маршрут радиальным
 пешим выходом в Долину Вулканов и к горячим источникам
 Хойто-Гол (1 неделя). Вероятны инциденты с местным населением в
 пос.Монды, возможны инциденты в районе пос.Орлик.
 
  Хамар-Дабан
 
  7. Утулик (Хамар-Дабан). Пешая часть от Слюдянки 27 км по
 хорошей тропе, 2 дня. Речка считается 3 с эл. 5, поскольку
 относительно короткая, но содержит несколько сложных порогов.
 Можно рекомендовать как 4 к.с. в маловодный год, с обносом 1-2
 ключевых порогов. Местное население отсутствует.
 
  8. Хангарул и Зун-Мурин (Хамар-Дабан). Три варианта
 подъездов. Либо вертолетом от Иркутска (в этом году ходило 2
 группы; 2 часа лета туда-обратно, около 8 лмн.руб.), либо
 пешком от Слюдянки около 100 км по плохой тропе, либо заезд от
 Улан-Удэ через г.Закаменск, пос.Далахай и далее трактором в
 верховья р.Цакирка. Пешком от пос.Далахай 40 км по плохой
 тропе. При благоволении бурханов (духи, охраняющие местные
 тропы и перевалы; весьма благосклонно относятся к огненной
 воде) можно сократить путь до 20 км (2 дня). Малорасходная,
 абсолютно ненаселенная речка, большое количество препятствий
 примерно равной сложности. Далее сплав по р.Зун-Мурин с обносом
 ключевого порога Шурик.
 
  По всем указанным рекам, кроме Урика и Утулика, есть более
 подробная информация на сервере Мошкова. Если большая часть
 группы впервые идет в подобный поход, то особенно рекомендую
 Хойто-Оку, Хангарул и притоки Чарыша, и не рекомендую Ону и
 Утулик. Не рекомендую Утулик по высокой воде.
 
  А может на Урале есть?
 
  Нет. Содержательный сплав на Урале возможен только в
 начале мая по весеннему половодью, со всеми прелестями
 паводкового сплава - неустойчивая погода, завалы и т.п.
 Основные реки: Инзер, Лемеза, Зилим, Нугуш. Возможно, есть
 более подробная информация на сервере Зубарева.
 
  Сколько это может стоить?
 
  Авиабилеты Москва-Абакан в этом году стоили 1 лмн.,
 Москва-Иркутск - от 600 шт. до 1 лмн. По общим прикидкам, весь
 поход, включая авиабилеты, местный транспорт и еду, получался
 $500-600 на человека.
 
 Валентин Юрин Каякеры не тонут!
 
  Катунь-Кадрин. Дополнения Игоря Архипова
 
 From: Arkhipov Igor
 
  В.Юрин кажеться уже предложил варианты Катунь с верхней
 частью, Катунь от Усть-Коксы, Урсул. Я бы хотел предложить
 вариант: Катунь от п.Иня с заброской на Кадрин и на Урсул. В
 принципе можно начинать и с Чуи начиная после пор.Слаломный и
 обнося пороги Турбинный и Турклуб Горизонт, правда в этом
 случае на разминку времени может и не быть. Вообщем при
 желании поход можно как усложнить, так и упростить.
 
  Вариант прохождения Катуни от Усть-Коксы, как мы ходили в
 этом году, обходиться намного дороже, чем от п.Иня и дополняет
 предложенный вариант только прохождением Аккемского прорыва и
 пор.Ворота на Аргуте.
 
  Вариант прохождения только р.Урсул мне кажеться принесет
 мало впечатлений, т.к. на Катуни пропускаются пороги Ильгумень,
 Кадринская труба, Мешок и Шабаш. Правда в этом году мы
 встретили команду, которая после прохождения р.Урсул
 поднималась пешком против течения до р.Кадрин, для ее
 прохождения. Кажется по карте там всего 25 километров, а мы их
 встретили на 3 день их пешего перехода после пор.Мешок, а от
 него топать еще километров 10.
  Паровоз в этом году от Москвы до Барнаула в плацкартном
 вагоне стоил 290 т.р., заказ транспорта в среднем стоил
 примерно 2 т.р. километр. У нас знакомые ехали до Чибита по 40
 т.р. за человека. Пешки никакой, если конечно не считать
 заброски на Урсул и Кадрин.
 
 Если будут вопросы по предложенному варианту - задавайте.
 
 ===============================================================
  FILE: altasay.txt
  Киняев В.В., Мазуров В.В., Паршиков М.И. Водные маршруты Алтая и Саян
 
 Date: 11 Dec 1996
 From: Arkhipov Igor (arkhipov@yts.yartelecom.ru))
 
 Тула 1994
 
 
  Алтай
 Река Катунь [1]
 Реки Урсул и Катунь [2]
 Реки Сумульта и Катунь [3]
 Реки Кадрин и Катунь [4]
 Реки Чуя и Катунь [5]
 Реки Кокса и Катунь [6]
 Реки Аргут и Катунь [7]
 Реки Шавла, Аргут, Катунь [8]
 Реки Карагем, Аргут, Катунь [9]
 Реки Нижний Кураган, Катунь [10]
 Река Чулышман [11]
 Река Чульча [12]
 Река Башкаус [13]
 Река Бухтарма [14]
 Река Уба [15]
 Река Абакан [16]
 Реки Малый Абакан, Абакан [17]
 Реки Она, Абакан [18]
 Реки Кумир, Чарыш [19]
 Реки Коргон, Чарыш [20]
 Река Курчум [21]
 Река Кальджир [22]
  Саяны
 Река Гутара [23]
 Река Агул [24]
 Река Большая Бирюса [25]
 Река Малая Бирюса [26]
 Реки Кара-Бурень, Уда [27]
 РекаУда [29]
 РекаКазыр[29]
 Реки Ухтум, Ия [30]
 РекаОка [31]
 Реки Дотот, Хамсара [32]
 Реки Алаш, Хемчик [33]
 Река Улуг-О [34]
 Река Ка-Хем [35]
 Река Бий-Хем [36]
 Река Серлиг-Хем [37]
 Река Баш-Хем [38]
 Река Иркут [39]
 Река Урик [40]
 Река Китой [41]
 Река Онот [42]
 
 
   * АЛТАЙ * 
  На юго-востоке Западной Сибири расположен Горный Алтай с
 примыкающими к нему с севера Горной Шорней и Кузнецким Алатау.
 Алтай - это сложная система хребтов высотой до 4500 м.
 Оледенение небольшое, но Катунь, Чуя, Аргут имеют до 10%
 ледникового питания. С высоты 1000 м до 2000 м долины Алтая
 покрыты хвойными лесами (лиственница, кедр, сосна, пихта) с
 примесью лиственных пород. Более низкие горы Горной Шорни и
 Кузнецкого Алатау почти сплошь покрыты хвойными лесами. В
 межгорных котловинах располагаются высокогорные степи. В лесах
 много ягодных кустарников-малины, смородины, жимолости,
 крыжовника. В верховьях рек растет облепиха, встречаются
 лекарственные-золотой и маралий корни. Рыбы в реках Алтая мало,
 климат-континентальный.
  Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и
 Бийск,. связанные автобусным сообщением (и авиационным) с
 Горно-Алтайском, откуда уезжают по Чуйскому и Уймонскому
 трактам. На юг Алтая можно добраться через г. Усть-Каменогорск
 и далее по дороге на Катан- Карагай-Урыль-Берель-Рах- мановские
 ключи. В восточной части района есть дорога Бийск-Ар- тыбаш,
 откуда до Чадра по Телецкому озеру ходит теплоход.
  Все реки района принадлежат к бассейну Оби, к основным
 сплавным относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус,
 Бухтарма, Уба. Более просты Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса, а
 также Мрас-су в Горной Шории. Оптимальное время для сплава - с
 июля по сентябрь. К достопримечательностям Алтая. можно отнести
 Телецкое озеро и озеро Маркаколь. Довольно интересен
 своеобразный туристский музей на {стрелке} р. Аргут. Есть два
 заповедника: Алтайский и Маркакольский. Благодаря разнообразию
 природных условий и сравнительной легкости заброски (можно без
 авиации), Алтай является одним из самых популярных районов для
 туристов- водников.
  При переходе туристов от рек Карелии, Кольского
 полуострова и Европейской части России к маршрутам на Алтае и в
 Саянах, следует иметь в виду, что при этом меняется характер
 препятствий. Чередование порогов и плесов, характерное для
 северных рек, на Алтае (в Саянах) сглаживается и может
 исчезнуть вовсе. Таким образом, сплав становится эмоциональнее,
 напряженнее, а следовательно, заметно опаснее. Вопросы
 страховки требуют более внимательного подхода.
 
  р. КАТУНЬ (1)
 
 Пос. Язевка - р. Катунь - пос. Манжерок б.- VI, н.- V к. с.
 Протяженность сплава 480 км, продолжительность: 15-18 дней,
 сезонность: июнь - август.
 
  Чтобы попасть к началу сплава, нужно доехать до пос.
 Язевка из г. Усть-Каменогорска через п. Катон-Карагай. В сухую
 погоду до Катуни от Язевки около 20 км можно доехать на машине
 {Урал}, а в дождь часть пути или весь придется идти пешком. В
 месте выхода грунтовой дороги на Катунь лес, пригодный для
 строительства судов, вырублен.
  После 50 км многочисленных шивер II-III к. с., за
 притоком, круто падающим справа, начинаются {Щеки}. Из 5
 отупений наиболее сложны З-я и 4-я - IV к. с. - в мощном
 потоке, сжатом скалами, лежат большие глыбы в центре. Далее
 около 80 км довольно спокойного сплава, по обоим
 берегам-горелый лес. После клочков горелого леса на правом
 берегу начинаются шиве- ры. На этом участке их 5-6, наиболее
 мощная - {Часы} - IV к, с. находится в середине участка. Через
 20 км начинается разбой на протоки и дер. Кайтанак, связанная
 автодорогой с Усть-Коксой, расположена на левом берегу (есть
 магазин, почта). Через 10 км ниже - дер. Огневка, за нею, на
 таком же расстоянии пос. Усть - Кокса, откуда на рейсовом
 автобусе можно попасть в Горно- Алтайск. В поселке есть
 аэродром, магазины, почта, сырозавод.На реке постоянный разбой
 на протоки, перед Огневкой для прохождения лучше левые, а после
 Усть-Коксы правые протоки. Катунь собирается в одно русло лишь
 перед дер. Замульта (есть магазин, ходит автобус в Усть-
 Коксу). 5 км ниже пос. Аккем (с воды заметен плохо) начинается
 {Труба} или Аккемский прорыв - наиболее сложное препятствие
 Верхней Катуни. Это скальный каньон длиной 4-5 км, с большим
 падением, сжатый скалами в начале до 10 м. Перед прорывом
 шиверы становятся мощнее, берега круче. Левый берег делается
 отвесным и на левом повороте реки расположена мощная входная
 шивера - IV к. с., напоминающая первый слив Аккемского прорыва.
 Из восьми ступеней {Трубы} наиболее сложны первая, вторая и
 четвертая - V к, с. В первых двух ступенях основную опасность
 представляют мощные сливы с жесткими валами высотой до 2,5-3,0
 м, в четвертой - мощные бочки высотой до 2,0 м. Выход из
 основной струи местами весьма сложен, камней в потоке почти
 нет. После четвертой ступени характер реки постепенно
 упрощается. В устье Аргута - импровизированный музей
 туристского творчества.
  После впадения Чуи (справа) Катунь становится еще мощнее,
 к валам добавляются водовороты. Перед пос. Пня несколько шивер
 III-IV к, с. В поселке есть столовая, магазины, почта, пекарня,
 баня, проходит Чуйский тракт, по которому можно уехать в
 Горно-Алтайск. Ниже Ини шиверы III-IV к. с., последняя
 напоминает порог Ильгуменский - V к. с., находящийся сразу за
 устьем левого притока Б. Ильгуменя. Просмотр порога удобнее с

<< Пред.           стр. 294 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу