<< Пред.           стр. 32 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 по Граничной туристы должны обладать достаточным опытом, иметь
 спасательное снаряжение, оборудовать суда фартуками и емкостями
 непотопляемости, проклеить днища.
  Протяженность участков маршрута: Горшково-Рождество-30км;
 Рождество-Шлина-40км; Шлина-Красномайский-40км; Красномайский-
 Осеченка-20км.
  Поход обычно начинают от станции Фирово (линия Бологое-
 Осташков). От станции до д. Горшково, расположенной на
 Граничной, попутным автотранспортом. Можно идти и от озера
 Тихмень, но берега озера и начального участка реки болотистые.
 От Королево берега становятся суше, течение быстрее, попадаюеся
 каменистые перекаты, гряды, отдельные валуны. Весной проезд до
 Королево зависит от состояния дороги.
  Ниже Горшково река по прежнему быстрая, в русле обилие камней,
 встречаются гряды. В половодье некоторые камни затапливаются,
 при этом нередко с воды они не видны, и чтобы избежать
 столкновения с ними, в ряде мест приходится притабанивать. В
 районе пос. Лесной кроме многочисленных камней в русле имеются
 бетонные плиты с торчащей арматурой. В некоторых местах может
 потребоваться проводка.
  В 7 км ниже Лесного - д. Скоково. За ней шоссейный мост с
 нагромождением камней под ним, течение бурное, желателен
 просмотр. Село Рождество с воды не видно. В начале него, на
 повороте гряда, требующая просмотра. У бетонного моста вновь
 бурное течение, а за мостом обилие камней. В низовьях Граничная
 извилиста, встречаются гряды, камни. Лес по берегам смешанный,
 но выбор стоянки затруднен.
  Шлина, куда впадает Граничная, значительно полноводней и
 глубже. Камней в русле меньше, однако попадаются топляки,
 особенно в пос. Шлина (5 км от устья Граничной) у
 деревообделочного завода. За поселком мост, пролеты которого
 весной могут быть захламлены корягами. При необходимости в пос.
 Шлина можно прервать поход и выехать поездом в Бологое.
  В низовьях Шлины селения не выходят к реке до пос.
 Красномайский. Течение довольно быстрое, русло извилистое, дно
 и берега большей частью песчаные. Много лесов, в основном
 сосновых. Перед Красномайским течение замедляется, река
 делается шире, появляются заводи. Поселок расположен на правом
 берегу и связан рейсовым автобусным сообщением с Вышним
 Волочком.
 ===============================================================
  FILE: granich.txt
  Граничная - Шлина
 
 ---------------------------------------------------------------
 Date: 8 May 1998
 From: А. Родионов и Е. Комаров 1994 год
 rodionov@yahoo.com ¦ mailto:rodionov@yahoo.com
 ---------------------------------------------------------------
 
  Р.ГРАНИЧНАЯ - Р.ШЛИНА - ВЫШНЕВОЛОЦКОЕ ВДХР. - Р.ЦНА -
 ТВЕРЕЦКИЙ КАНАЛ - Р.ТВЕРЦА
 
 
  Категория сложности - 2, сезонность - май (р.Граничная),
 май- июль, протяженность маршрута - 135 км, число ходовых дней
 - 5.
 
 
  Маршрут начинается на станции Фирово или разъезде 48 км.
 линии Бологое - Великие Луки Октябрьской ж.д. От раз. 48 км. к
 реке идет небольшая, мощенная досками дорога. Дорога выходит к
 реке и заканчивается в деревне. На берегу реки - удобная для
 сборки байдарки поляна. Оттуда начинается водный маршрут.
 Ширина реки 5-30 м; скорость течения 5-7 км/ч. В начале мая
 река сильно разливается, течение бурное.
  Первое препятствие - перекат на разрушенном мосту за дер.
 Скоково - проход по левому сливу.
  За деревней тянутся безлесные заливные луга, река сильно
 извивается. Через 5 км после Скоково на левом берегу
 с.Рождество. Перед ней проходимый деревянный мост. В селе
 железобетонный автомобильный мост. За с.Рождество 2 навесных
 моста (при высокой воде соблюдать осторожность!). За вторым
 мостом течение заносит под поваленное дерево.
  Вдоль левого берега реки проходит автомобильная дорога, на
 берегу домики Барыкинского санатория. За санаторием
 железобетонный мост с легко проходимым перекатом (проход по
 центральному сливу).
  Через 7 км после села на правом берегу песчаный карьер.
 Около него каменистый брод с лежащим понтоном образуют перекат,
 при низкой воде непроходимый (обнос 30 м. по правому берегу),
 при высокой воде возможна проводка с частичной разгрузкой
 байдарки.
  Ниже Граничная сильно извилиста, в русле много поваленных
 деревьев - необходимо соблюдать осторожность. При низкой воде
 необходимы просмотр и проводка. Течение замедляется, через
 12-15 км. после переката Граничная впадает в Шлину.
  Ширина Шлины до 60 м. в верхнем течении и до 300 м на
 разливах и в устье; скорость течения 3-5 км/ч. Через 5 км. от
 устья - пос Комсомольский. Перед поселком а/м мост, в поселке -
 навесной, за поселком железнодорожный мост ж/д линии Бологое -
 Великие Луки (ст.Шлина).
  Через 5 км. река сильно разливается. Расстояние между
 коренными берегами 500-1500 м. Русло определяется по
 максимальной глубине и течению. При сильном разливе возможны
 трудности с ориентированием.
  Ниже по течению низкий мост, проемы забиты плавником.
 Обнос 5 м. по правому берегу.
  Через 25 км. от начала заливных лугов на правом берегу
 появляются кирпичные пятиэтажные строения военной части. За в/ч
 река входит в русло и течет в живописном каньоне. Через 1,5 км.
 после входа в русло - мост в/ч со шлагбаумом, а еще через 2
 км.- а/м мост Борисовский - шоссе Москва-Санкт-Петербург. Перед
 новым железобетонным мостом остатки старого деревянного. Проход
 через правый проем.
  Течение постепенно замедляется, река снова разливается.
 Русло пересекает ориентировочная полоса военного аэродрома.
  Через 25 км. река входит в русло, расширяется, течение
 почти исчезает. По обоим берегам появляются удобные для стоянок
 поляны. За поворотом появляются одноэтажные дома пос.
 Красномайский. В поселке можно закончить маршрут. Место для
 сборки байдарки сразу за мостом. В 100 м. от моста
 останавливается рейсовый автобус до вокзала в Вышнем Волочке.
 За поселком Шлина впадает в Вышневолоцкое водохранилище.
  Дальнейшая часть маршрута проходит вдоль левого берега
 Вышневолоцкого вдхр - старейшей русской гидросистемы кон.ХVIII
 в. В штиль возможен проход по водохранилищу по направлению на
 левый край архипелага островов. Через 5 км. на левом берегу на
 мысу виден дом М.И.Сердюкова - строителя гидросистемы. В заливе
 перед домом в восточном углу водохранилища - старая дамба с
 надстройкой на р.Цна (обнос 50 м.слева от надстройки). (При
 высокой волне держаться вдоль левого берега. По берегу проходит
 шоссе Москва - Санкт-Петербург и железная дорога.)
  После обноса р.Цна практически не имеет течения, по
 берегам располагаются жилые кварталы Вышнего Волочка. Через
 реку перекинуто несколько мостов. Через 2-3 км. Цна выходит в
 центр города, на правом берегу находятся церковь, торговые
 ряды, на левом - пожарная каланча.
  Река отдает несколько каналов: налево уходит Цна, в
 середине - Цнинский канал (сильное течение), направо -
 Тверецкий (слабое обратное течение).
  Тверецкий канал проходит в живописных массивах окраинной
 части города. Протяженность канала - около 2 км, из воды
 местами торчат колья, перекинуты многочисленные мосты
 (осторожно, сваи!). Канал заканчивается старым шлюзом (обнос 50
 м. по правому берегу). На берегах реки по сторонам от шлюза -
 памятные знаки (кон.ХVIII в.)
  Сразу за шлюзом начинается Тверца. Течение слабое (1.5-2
 км/ч), ширина - 40-60 м. Река сильно извилиста, проходит в
 лесистых берегах. Через 10 км. на левом берегу село Белый Омут.
 За селом а/м мост. Ниже река извивается еще сильнее,
 разливается, в высокую воду возможны трудности с нахождением
 основного русла. Через 10 км. после Белого Омута на левом
 берегу дер. Осеченка, а еще через 3 км. - дер Елизаветино.
 После деревни река близко подходит к ж/д полотну. На открытом
 берегу за деревней удобно собирать байдарки. Отсюда 800 м. до
 станции Осеченка ж/д линии Бологое - Тверь. Из Осеченки можно
 выехать электричкой на Тверь или пассажирским поездом на
 Москву.
  При желании, маршрут можно продолжить, и закончить его в
 городе Торжок.
 ===============================================================
  FILE: shegrink.txt
  Щегринка
 
  От станции Угловка до реки 2,5 км вперед по ходу поезда. В
 1,5 км от моста в деревне Шуя - препятствие (желательно
 просмотреть). Через 400 м 3-е препятствие - водоскат после улова.
 Оба препятствия были пройдены на отрицательной скорости.
 
  Если проехать на машине километра три до Шуи то сократите
 1 день занудного пути по завалам и петлям.
 
  Вообще на участке до деревни Щегринка - грамотные завалы с
 прижимами. Один хороший ходовой день.
 
  Крупный автомобильный мост у деревни Жидобужи.
 
  За деревней Жидобужи (через 1 км) качественная Щегринская
 шивера 2,5 км, в конце ее - остров (обычно проходят слева,
 справа - сложный выход). Это ключевой и самое самый интересный
 участок на реке.
 
  После деревни Шуя протяжный заболоченный плес, мало
 хороших стоянок. Около 3 ходовых часов. Впадение во Мсту и 2
 часа по Мсте до ж/д моста.
 
  Антистапель на п/б. Станция Топорок на л/б в 1 км.
 
  Щегринка проходима во второй-третьей декаде апреля.
 
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ:
 
 График движения.
 
 1. г.Москва -ст.Угловка - поезд, 380 км, 4 ч 30 мин.
 2. ст.Угловка-д.Шуя - 15 км, 2 ч 15 мин. Река извилистая,
  много поваленных и наклоненных деревь-
  ев. Три водослива, течение 4-5 км/ч.
 3. д.Шуя -д.Щегринка - 30 км, 5 ч 45 мин, встречаются завалы
  и протоки. Препятствий нет. Скорость
  4-5 км/ч.
 4. д.Щегринка-д.Жидобужи - 20 км, 4 ч 20 мин. Быстротоки, камни в
  русле, шиверы. Три водослива. Скорость
  течения 5-8 км/ч.
 5. д.Жидобужи-д.Щегрино - 15 км, 4 ч 45 мин. Шивера с большим
  уклоном и скоростью 6-8 км/ч.
 6. д.Щегрино -г.Топорок - 35 км, 4 ч 35 мин. Шивнры, завалы,
  низкие деревья. Река извилиста, тече-
  ние 4-6 км/ч.
 
 Литература:
  1) Отчет ЦБМГТК N 3600.
 
  Поезда (выброска с Щегринки)
 
 Электрички Окуловка - Топорок - Небольчичи
  7:58 ?? ??
  19:58 ?? ??
 Небольчичи - (Топорок) - Окуловка
 ?? 7:00? 8:18
 ?? 18:30 - 19:30
 
 Еще очень удобно ехать на автобусе в 2 часа - попадаешь в
 Окуловку как раз к дневному сидячему поезду. Раньше были еще 2
 автобуса утром и вечером, сейчас не знаю.
 
 
  Окуловка. Проходящие поезда на Москву. 1991 год
 
  0:44 41 Новгород-М (пр 5:40)
  1:15 611 Л-Невель (нечет)
  3:31 679 Новгород-Боровичи
  5:05 635 Л-Боровичи
  5:42 эл Окуловка-Бологое (7:29)
  5:45 181 Никель-М (пр 11:11)
  6:03 651 Л-М (пр 14:50)
  7:00 67 Таллин-М (пр 11:53)
  8:30 эл Окуловка-Бологое (9:49)
 15:19 941 Л-М почтовый
 15:54 23 Л-М (пр 21:02)
 16:13 247 Л-Куйбышев (четн)
 16:51 199 Л-Брянск (нечетн)
 17:46 эл Окуловка-Бологое (19:04)
 19:44 195 Л-Иваново
 20:28 11 Л-Адлер
 20:32 эл Окуловка-Бологое (22:59)
 21:06 43 Л-Новоросийск
 21:10 21 Л-Кисловодск
 23:11 7 Л-Севастополь
 
  Аборигены
 
  Date: Apr 1997
  From: Nikolay.Springis@p39.f423.n5020.z2.fidonet.org> wrote:
 
  Если не ошибаюсь, посреди дер. Шуя (хотя, м/быть, и в
 следующей - в Талицах) есть деревянный мост, просевший до
 уровня воды, совершенно однозначный обнос. Вот у этого моста
 местная мОлодежь повадилась вымогать деньги с турья: мол, по
 нашей реке катаетесь - платите за удовольствие! На такое дело
 нарвалась пару лет назад передовая байдарка команды из МИТХТ,
 нокогда подвалило еще лодок пять - местные отступили, пообещав,
 понятно, что вечером к ним 50 человек с кольями придут (так и
 не пришли). Впрочем, был случай, когда действительно к одной
 группе в тех же местах подвалила толпа на тракторе с прицепом,
 набила морды, загрузила в прицеп лодки и барахло и отвалила.
 Это - разговоры.
  Я лично проехал два года назад по Щегринке абсолютно
 спокойно (4 человека на двух байдах), но пресловутую дер.Шуя
 проходил 2 мая около полудня, когда местный народ еще отходил
 от вчерашнего. Правда, надо сказать, что на первую ночевку мы
 пристроились к здоровой группе из МИРЭА. Второй раз мы ночевали
 посередине шиверы (по тем оврагам сам черт ногу сломит), и
 держали наготове ружье.
 
 ===============================================================
  FILE: shegrinka.txt
  Щегринка. Общее описание маршрута.
 
 ---------------------------------------------------------------
  From: Антон Каменецкий (nhpfond7@cityline.ru)
  Date: 9-11 Май 1998
 ---------------------------------------------------------------
 
  Заброска.
 
  Поездом No30 М-Спб отъезд в час с копейками прибытие в
 районе 7 утра на станцию Угловка. Поездов много, возможны
 варианты. Плацкарта стоит около 70 рублей (1$=6.1 руб.).
 Особенность при взятии билетов заранее - дают только
 коммерческие купе по 150 руб., за пару дней выбрасывают
 плацкарту, а за пару часов - вообще все, что осталось. Общих
 вагонов нет вообще. Заброска на электричках дает тот же эффект
 по времени, если ночевать в Твери. Об удобствах этого варианта
 умолчу. От станции Угловка вперед по ходу поезда примерно 2,5
 километра по плохой тропе вдоль путей, можно пройти и по шоссе,
 но не знаю как. Стапель около ж/д моста. С одной стороны все
 разрыто, стройка, а если перейти реку по ж/д мосту, то там есть
 удобные поляны как около моста, так и дальше в лесу вдоль реки
 место идеальное для стапеля. Дрова есть, но придется поискать.
 
  Описание реки
 
  Воду в нашем случае я бы охарактеризовал как конец
 половодья, т.е. малая. Уровень ниже максимума половодья на 1.5
 - 2 метра. За два дня вода упала на 20 см. Река вначале мелкая,
 с каменистым руслом, шириной 3-20 метров, умеренным течением и
 большим количеством упавших деревьев разной толщины. Структура

<< Пред.           стр. 32 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу