<< Пред.           стр. 33 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 и наличие завалов меняется с каждым половодьем, давать рецепты
 априори бессмысленно, но в среднем следует рассчитывать на один
 обнос на 3-5 км. пути, и одну проводку на километр пути. Завалы
 и острые камни в русле представляют основную опасность на этом
 участке, но сила течения позволяет легко с ними справиться. В
 большую воду этот участок для каркасных байдарок представляет
 наибольшую сложность, т.к. требует четкого маневра и возможно,
 предварительного просмотра сложных участков.
 
  Берега реки на всем ее протяжении высокие, но много и
 прекрасных полян для обеда или стоянки. Лес - сосна, ель, по
 берегам - чернолесье. Но в приближении к деревням характер
 берегов меняется - высота берегов 2-3 метра (крутой склон)
 затем преимущественно поля и перелески. При удалении от деревни
 река снова входит в лес. В качестве карты лучше всего подойдет
 двухкилометровка, которую сейчас легко купить в Москве, абрис
 малоценен.
 
  Лоция
 
  Самый сложный участок начинается после первого шоссейного
 моста и заканчивается незадолго до второго (и последнего,
 выделенного на карте как шоссейный мост), и приходится примерно
 на второй день похода, что дает возможность экипажам привыкнуть
 к реке. На этом участке река прорезает твердые породы того же
 кряжа что и Мста в районе Опеченского Посада и образует
 практически непрерывную шиверу при хорошем падении на всем
 протяжении участка. Зато завалов здесь не в пример меньше, чем
 вначале. На мой взгляд в большую воду этот участок проще
 первого, так как камни залиты водой и можно почти везде идти по
 чистой струе, а в малую воду шкуродер просто отвратительный.
 Следует выделить сложное место около единственного большого
 острова (примерно в половине расстояния между мостами),
 разрезанного протоками, идти следует в малую воду по более
 мощной правой, а в большую - по левой. В правой протоке мощная
 струя забита камнями. Рекомендую просмотр, хотя чалка на
 входной шивере усложнена. Главная сложность, на мой взгляд,
 усталость экипажей при непрерывном и длительном прохождении
 шивер, необходим отдых. Без отдыха в нашей группе этот участок
 занял примерно 1/2 .. 2/3 ходового дня. Стоянки на этом участке
 хуже, чем на предыдущем, лучше всего заночевать перед первым
 мостом.
 
  После второго моста река успокаивается и практически
 никакой сложности не представляет, за 2-3 часа можно доплыть
 при желании до впадения в Мсту, ландшафт хуже, чем вначале,
 много полей, чернолесья, но места для стоянок есть. Берега
 отвесные высотой около 3 метров. Здесь лучше не полениться и
 доплыть до Мсты, которая на этом участке течет между
 великолепных хвойных лесов еще на протяжении 5-7 км. От
 впадения до ж/д моста по описанию 16 км, но Мста несмотря на
 свою ширину (100-150м) течет достаточно быстро для того, чтобы
 проплыть ее за 2-3 часа при хорошей гребле. Через 5-7 км. по
 обоим берегам появляются поселения, и ночевать лучше заранее.
 Обратный стапель - по правому берегу у моста, идеальная сушка,
 но илистый берег и почти полное отсутствие дров, рекомендую
 привезти дрова с собой.
 
  Выброска.
 
  Перейти Мсту по мосту. Через километр пути по путям - ст.
 Топорок. Касса упразднена, в 19:15 идет один вагон до
 Окуловки (час езды), билеты в продаются в вагоне и стоят три
 рубля, целесообразнее уезжать вечером. Автобус до Окуловки
 ходит нерегулярно, надо узнавать на месте. От Окуловки можно
 доехать на электричке до Бологого, сэкономив деньги, но потеряв
 час сна, Лучше всего сесть на Новогородский поезд в 1:15 и
 прибыть в Москву в 6:15, более ранние поезда приходят в Москву
 глубокой ночью.
 ===============================================================
  FILE: ragusha.txt
  Рагуша
 
 Date: Thu, 28 Mar 1996 18:19:51
 From: "Konstantin I Kupetsky"
 
 
  Часть 1.
 
 То, что удалось почерпнуть из литературы ("Ветер странствий",
 вып. 17, за какой год не помню).
 
  Географический район - северо-восток Валдайской возв.
 Протяженность - около 30 км. Начинается из оз. Никулинское.
 Приток р. Воложба.
  Первая треть - спокойный участок, далее река поворачивает на
 север, начинаются пороги (2-я треть). На этом уч-ке - брошенная
 дер. Березино. Через 3 км от нее - также брошенная дер.
 Захожи. Напротив нее по правому берегу - заводь ~20м с крутыми
 выгнутыми берегами. В ней - заборная карстовая воронка. В р-не
 Захожи их есть еще несколько.
  Через 5 км от Захожи - мост, шоссе. В р-не моста, метров за
 150 до него, по правому берегу - цепь карстовых воронок,
 слившихся в единую котловину. Вода частично уходит в нее,
 частично идет к мосту. За мостом река опять делится пополам.
 Слева - поверхностное русло,справа - еще одно скопление
 воронок. От моста начинается Рагушский каньон (~ 4 км). Но
 берега не всюду отвесны, четко выражена речная пойма.
  Река в каньоне бьет влево, затем резко вправо. Сильные
 прижимы. На этом участке можно найти отпечатки моллюсков и
 кораллов. Участок каньона ~2км, с водопадными "фрагментами".
 Проходит по известковым породам. В конце участка из левого
 берега каньона бьют мощные струи подземной части русла. На этом
 месте (или чуть ниже) - скальный гребень, русло загромождено
 камнями. За гребнем, опять же слева, на пологом участке
 расположено еще 20 "вытеков". Ниже по каньону - мощный поток с
 2-мя заломами из бревен. Поток заканчивается в устье Рагуши при
 впадении в Воложбу. Примерно в 1.5 км до устья слева, с
 отвесного уступа террасы стекают 6 -7 ручьев-водопадов. Это -
 урочище "Белые ключи".
  В 2-х км от моста на восток (вправо относительно течения
 Рагуши) по шоссе - пос. Рудная Горка.
 
  Часть 2. Замечания и дополнения по результатам прохождения
 
  Заброска на Рагушу возможна от ст. Теребутинец или от ст.
 Неболчи Савеловско-Питерской ветки ж.д. . Весной от ст.
 Теребутинец дорога непроезжая (как только оттает верхний слой
 почвы). Поэтому надежнее ехать до ст. Неболчи, где искать
 попутку до села Звонец, а лучше - до оз. Никулинское (~40
 км).Машину легче найти в центре поселка, где вокзал и почта.
 Там бывают машины, приехавшие из с. Звонец. Поезд из Москвы
 приходит в Неболчи часов в 9 утра.
  Рагуша проходима для байдарок только в период паводка. Река
 имеет коэффициент извилистости 2 - 2.5 . Истинное расстояние от
 истока до моста - ~60 - 70 км.
  Река в верхнем течении весьма узка - 3 - 4 м, в нижнем - 10 -
 15 м, и очень извилиста. Кроме того, на всем протяжении
 населена бобрами. Все это обуславливает большое количество
 завалов врусле по всей реке, и, соответственно, обносов или
 проделывания проходов. Часто при обносах метров в 100 можно
 сэкономить до 500 м по реке.
  По выходе из озера река представляет собой лесной ручей,
 разлившийся от талой воды и подтопивший низкие лесистые и
 болотистые берега. Этот участок ~6км. Далее берега повышаются,
 русло очерчивается и появляются первые завалы.
  Очень живописен участок среднего течения (~12 км от истока), с
 которого начинается цепь длинных (до 1 - 2 км) каменистых
 шивер, с заметным уклоном и небольшими камнями. Эти шиверы
 встречаются (с перерывами) вплоть до моста. Участок начинается
 с извилистого течения по довольно широкой долине, которая
 заканчивается крутой горой по правому берегу. Здесь - слив
 небольшого порожка, затем - прямолинейная шивера ~500 м,
 перегороженная в конце нависающим бревном с пропилом по правому
 берегу. За ним на повороте примерно в 30 м - завал. Ниже шивера
 проходима. Этот участок оканчивается бобровой плотиной (обнос
 по левому берегу). Ниже плотины ~1км - мост от брошенного
 лесовозного зимника. За ним - несколько завалов, котрые
 преодолеваются проводкой байдарок по залитой пойме Рагуши левым
 берегом. По левому берегу метрах в 300 ниже подтопленного
 участка - хорошая стоянка (однако, недалеко видели медведя).
  Примерно на середине пути от истока до моста Рагушу пересекает
 брошенная узкоколейная дорога. Возможно, здесь был пос.
 Березино (следов брошенных деревень с воды не видно). Далее до
 моста в извилистом русле постоянные завалы, везде, кроме
 шиверных участков. Перед мостом - небольшой порожек,
 заканчивающий ~1 - километровую шиверу. В 100 м ниже по обоим
 берегам - заметные обжитые стоянки. Около них - маленькие
 водовороты карстовых воронок (как в ванной). В этом месте -
 ответвление русла в карстовую ванну.
  Ниже стоянок вода почти совсем ушла под землю. За мостом -
 обнаженное русло с крупныим валунами и лужами, в которых
 плавают полусонные окуни. За мостом - зигзаг русла влево, затем
 вправо. Из левого берега бьют вытеки - водопады. Каньон
 представляет собой глубокий овраг, в котором, в русле Рагуши -
 каша из камней и бревен. Поскольку лень было обносить сухой
 участок и вода уже упала, мы его не пошли. В устье Рагуши
 местное население ловит на удочку форель.
  Выезд с Рагуши - лучше всего попутной машиной или рейсовым
 автобусом, остановка которого - за мостом по левому берегу, до
 села Колбеки, ~15 мин езды. Через Колбеки проходит автобус
 Бокситогорск - Неболчи (ост. - за мостом через Воложбу).
 Последний автобус - ~ в 18.00 . Приходит в Неболчи за 15 мин.
 до прибытия туда поезда Лениград - Москва (около 19.00). Поезд
 стоит минут 10 или 15. Время в пути до Москвы - 16.5 часов.
 
 
 ===============================================================
  FILE: ragusha2.txt
  Ragusha River 26.04.97 - 4.05.97
 
  Date: 24 Jul 1997
  From: Andreev Nikita
 
 A story about the trip
 down to the Ragusha River 26.04.97 - 4.05.97
 
  Dear friends, hopefully modern technology will develop
 fast and we'll have an opportunity to find more information
 about good hiking and rafting not only in old reports but on
 World Wide Web also.
 
  We've wrote the report in English in order to be sure that
 you will not have any problem with encoding. You can get any
 additional info from Nikita Andreev at +7 812 3266509 or from
 Mikhail Melnikov at +7 812 5289117. Our e-mail is
 ats21@infopro.spb.su ¦ mailto:ats21@infopro.spb.su
 
  Attempting to give support to kayakers looking for
 interesting Spring trips we present you:
 
 
 REPORT ABOUT THE TRIP DOWN THE RAGUSHA RIVER 26.04.97 - 4.05.97
 
 St. Petersburg 20-June-97
 ---------------------------------------------------------------
  General information
 
  Ragusha river is located in the south-east of St. Petersburg
 Region, about 300 km from St. Petersburg. You need 10 -
 11 days including one day to get to the river and one day to
 get out of there. We did it in 9 days (7 of them were active).
 
  Seasonning - it is interesting if you catch a high water
 level otherwise you may have difficulties in the canyon. (It's
 very possible to get in trouble there at a high water level also
 but it's just what you are looking for!). We estimated the
 5-km canyon as a IV-V cat. River. Mainly - due to a number of
 hazardous trees' trunks in the fast stream. The situation was
 aggravated by the lack of edges that make mooring rather
 problematic even for an experienced kayaker. Other parts of Ragusha
 do not represent any problem or danger. Generally speaking the
 river is rather amazing.
 
  Most convenient way of transportation for a small group
 (we were 6) - mini-van or another kind of motorvehicule but
 please keep in mind that you will need a tractor for the last
 15 - 20 km if you are to start from the lake. The tractor can
 be hired easily in Dregly village. If you are going to use your
 own car you probably can leave it for a week in Boksitogorsk.
 
  If you are still interested in more details you can read
 our own story in the attached file c:/ragusha/ragusha.txt
 
  Start
 
  We hired a mini-van Ford Transit in St. Petersburg. It
 costed us approx. $300,00 for the round trip. The bus dropped
 us at Dregly village on 26.03.97 and picked us up from the road
 near the Ragusha's confluence into the Vologeba river in the
 morning of 4.06.97.
  Dregly village is located on the way from Boksitogorsk to
 Nebolchy. Last 20 km it was a pretty dirty road. It was
 impossible to get to Lake Nikulinskoye from this village by any
 transport except for the tractor or helicopter. We chose the
 first one due to availability and reasonable cost (USD 10).
  A guy who drove the "Belarus" tractor picked us up
 about 3 a.m. (!) 27.06.97. and we've rushed up to the lake
 through the Snow Land that was lighted up by cool and bright
 moonlight. It was a real fun to keep your body and a number of
 kayaks, bags and rucksacks on the frozen steel-upholstered
 platform that was hauled by the tractor. Night temperature was
 about minus five and our kayaks and the platform were covered
 by hoar-frost. We were dropped 5 km before the lake and after
 a short sleep we started our 5-km work towards the issue of Ragusha.
 
  Polyethylene kayaks were leaded by rope as a sledge. The
 lake was covered with ice and we crossed it by foot. Frankly
 speaking this weather situation made us a little bit nervous.
 Fortunately the issue of the river was clear from ice, the
 weather was beautiful and next morning we slipped down into the
 river in our boats and started to paddle along the winding
 corridor. I consider this river as a very good spring drill. It's
 upper part (app. 40 km) runs through the beautiful wild forest.
 For all that there were not so many fallen trees that can block
 your way completely. We had several opportunities to jump down
 from the dams created by beavers and it delighted us up to
 certain extent. Even this part of the trip ensured us that
 polyethylene kayaks have a lot of advantages even on small calm
 rivers. For instance it was no problem to cross a wooden trunk
 that was coming out of the water for 20 cm using HTP kayak. And
 it was rather problematic to do it in a collapsible one. I'm
 not talking about damages that may occur with collapsible boat
 after such exercises! Besides this it's rather convenient to
 sit down in your boat on the bank and than slip down into the
 water. In most cases it's possible only for HTP kayaks.
 
  It's no doubt that the most interesting place for
 kayakers is the 5- km canyon after the road to Rudnaya Gorka crosses
 the river. In several km before the bridge the river becomes
 wide and fast and please be careful after you have passed the
 bridge! The banks come closer to each other and the canyon
 begins immediately. The first rapid is on the first (right) band.
 Here we stayed overnight.
  After reconnaissance of the next two rapids has been made,
 the two participants decided to carry their boats over to the
 end of canyon (it means to the confluence of Ragusha and
 Vologeba) next day. It was right decision - it's downright - but no
 one thought at that moment that we would meet them tomorrow
 evening only!
  Our trouble was that we absolutely underestimated this
 canyon. We have never expected real 4 - 5 cat. water in St.
 Petersburg region. It was a flood, there were quite a few
 edges along these 4-5 km, a lot of unexpected fallen trees and
 rather fast current. There were three rapids where the
 reconnaissance has been required to find the best way on the water
 (in fact I remember one or two significant holes only). In all
 other parts of the canyon the reconnaissance has been strictly
 required to find a way between (or over) the fallen trees. We
 are not going to give a detailed description of the rapids

<< Пред.           стр. 33 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу