<< Пред.           стр. 340 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 | | Каменогорск | | | |
 +---+---------------------+----------+-----------+---------+
 | 4 |г.Усть-Каменогорск - | метеор | 16.30 | 4.80 |
 | | пр.Хайрузовка | | | |
 +---+---------------------+----------+-----------+---------+
 | 5 |пр.Хайрузовка - | автобус | по приезду| 0.40 |
 | | с.Большенарымское | | метеора | |
 +---+---------------------+----------+-----------+---------+
 | 6 |с.Большенарымское - | автобус | 9.30 | 1.40 |
 | | с.Катон-Карагай | | | |
 +---+---------------------+----------+-----------+---------+
 | 7 |с.Катон-Карагай - |нанимали | - | 3.00 |
 | | п.Рахмановские Ключи| автобус | | |
 +---+---------------------+----------+-----------+---------+
 | 8 | п.Чемал - г.Бийск | автобус | 8.10 | 4.10 |
 +---+---------------------+----------+-----------+---------+
 | 9 | г.Бийск - г.Новоси- | поезд | 13.02 | 5.00 |
 | | бирск | | | |
 +---+---------------------+----------+-----------+---------+
 |10 |г.Новосибирск - г.Уфа| самолет | 5.40 | 38.50 |
 +---+---------------------+----------+-----------+---------+
 
 
  7.3 Литература
 
  1. Отчет по реке Катунь. Руководитель группы Игнатьев Н.М.
  2. Отчет по рекам Чуя - Катунь. Руководитель Вахов А.И.
  3. Отчет по реке Темник. Руководитель Смирнов В.А.(г. Ленинград )
  4. Условное изображение реки. "Турист" N3. 1987
  5. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. 1976
  6. Маршрутами Рудного Алтая. Туристская карта-схема. 1988
  7. Папуш С. Слаломная техника при сплаве по горным рекам.
  "Ветер странствий". Альманах, вып 20. 1985
  8. Туристские районы СССР. Алтайский край. 1987
 
 
 
  7.4 Фото и картографический материал
 ===============================================================
  FILE: katun4.txt
  Нижняя Катунь пос.Усть-Кокса -- пос. Манжерок
 
  ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ОТЧЕТА
  -------------------------
  О ВОДНОМ МАРШРУТЕ 5-ОЙ К.С. ПО НИЖНЕЙ КАТУНИ
  --------------------------------------------
  (ПОС. УСТЬ-КОКСА -- РЕКА КАТУНЬ -- ПОС. МАНЖЕРОК)
  -------------------------------------------------
 
 
  ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ.
  ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 
  Катунь - единственная в своем роде река в Союзе, имеющая такие мощные
 полноводные пороги, с многочисленными трехметровыми валами, со скоростью течения
 на плесах около 15 км/час и в порогах более 30 км/час, с коварными воронками,
 периодически образующимися в самых неожиданных местах и способных перевернуть
 даже тяжелый деревянный плот; с многочисленными суводями и вертикальными
 пульсациями воды.
  Обычно паводок на реках Алтая наступает во второй половине мая и
 продолжается в первых числах июня. ранний паводок 1972 г. был вызван быстрым
 таянием снега из-за стабильной 25-градусной температуры, державшейся с конца
 апреля.
  Пришлось идти по воде, намного превышающей уровень воды всех предыдущих
 походов. Это легко установить, сравнивая фотографии первой ступени Ак-Кемской
 трубы: в отчетах предыдущих групп виден огромный камень посредине реки,
 выступающий из воды на 3 метра; на наших фото он залит водой.
 
 
  ГЛАВА ВТОРАЯ. СПРАВКА О ПОХОДЕ.
  ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 
  Срок похода: 27 апреля - 18 мая 1972 года.
  Походных дней - 17, ходовых - 14.
  Число участников - 6, судна - 2 байдарки, одно каноэ.
  Длина маршрута - 350 км.
  Приезд: от Бийска на автобусе до пос. Усть-Кокса.
  Отъезд: от пос. Манжерок автобусом до Бийска.
 
 
  ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПОХОДА.
  ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 
  Район похода представляет самую высокую часть Алтая. Основные водные
 артерии - Катунь и Бия, образующие при слиянии Обь.
  Катунь - самая крупная река рассматриваемой территории - начинается на
 южном склоне катунского хребта, у горы Белухи. Огибая Катунский хребет, река
 описывает почти круг: от устья Аргута катунь поворачивает на север и на 680-ом
 км. от истока сливается с Бией. основные притоки Катуни - Кокса, Мульта,
 Кураган, Кочурла, Аргут, Чуя, урсул, Кадрин, Иша.
  Максимальный сток рек -- май-июнь. средняя многолетняя дата вскрытия
 Катуни ото льда - 22 апреля.
  Почти повсеместно распространен в Горном Алтае медведь. Реже - в глухих
 таежных массивах - встречаются рысь и россомаха. Из пресмыкающихся часты змеи,
 ужи и ядовитые пресмыкающиеся - гадюки и палласов щитомордник. в реках водятся
 щука, язь, налим, таймень, ленок, хариус.
 
  Кроме Катуни, другие туристские объекты района путешествия - много-
 численные притоки Катуни, в долины которых можно сделать радиальные выходы:
 Ак-Кем, аргут, Кадрин.
  Нижняя Катунь - довольно населенный район. Причем вдоль всей реки идут
 хорошие тропы или дороги, по которым за 1-2 дня можно выйти в ближайший населен-
 ный пункт в случае аварии.
  Основные населенные пункты на маршруте:
  - Усть-кокса: райцентр (почта, телеграф, продмаги);
  - Катанда: протяженность поселка почти 8 км перпендикулярно Катуни - магазин;
  - Тюнгур: почта и два магазина;
  - Иня: расположен на Чуйском тракте (почта, столовая, 2 продмага);
  - Яломан: магазин;
  - Куюс: почта, прод- и промтовары;
  - Чемал: почта, 2 пром- и продмага;
  - Манжерок: столовая, магазины, почта.
  Приезд: Бийск - Горно-Алтайск (2,5 часа),
  Горно-Алтайск - Усть-Кокса (12 часов; если выезжать из Горно-
  Алтайска не утром, а днем, то с ночевкой в Усть-Кане! т.е. в
  том сарае, куда, Алексей, мы с тобой не попали из-за
  отсутствия дежурной);
  До Усть-Коксы проще (из-за билетов в Горно-Алтайске) добраться
  из пос. Майма, до которого идет автобус из Бийска.
  Отъезд: из пос. Манжерок - на любом проходящем по Чуйскому тракту
 автобусе или попутке...
 
 
 
  ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЛОЦИЯ РЕКИ КАТУНЬ.
  ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
  (ОПИСАНИЕ ДЛЯ БОЛЬШОЙ ВОДЫ)
 
 
  Маршрут начинается с реки Коксы, гшде группе удобнее высадиться из
 автобуса, не доезжая 1 км до пос. Усть-Кокса. Первые 100 км от пос. Усть-Кокса
 Катунь течет стремительно, но плавно. Горы находятся далеко, река разливается
 на многочисленные протоки. По берегам РЕДКИЕ ДЕРЕВЬЯ. Первые шиверы начинаются
 сразу после пос. Катанда - они проходятся сходу; до Ак-Кемской трубы их четыре.
  Скорость течения около 15 км/час.
 
 
  1. АК-КЕМСКАЯ ТРУБА.
  --------------------
 
  Первые пороги на маршруте расположены на участке, называемом "Прорыв
 Катуни", или Ак-Кемская труба - это сужение русла длиной около 6 км; левый
 берег - отвесные скалы, правый - крупно-каменистые осыпи.
  В Ак-кемской трубе - 1 шивера на входе и 6 порогов - мощных сливов со
 ступенек.
  "Прорыв Катуни" производит сильное впечатление: огромная масса воды
 периодически пульсирует, вздымаясь 3-метровыми валами в самых различных
 направлениях.
  Так как пороги расположены равномерно по всей длине и прерываются
 участками относительно спокойной воды, текущей со скоростью 30 км/ч, а также
 суводями, которые есть по всей длине участка, можно наметить места возможного
 приставания. а можно пристать - значит можно пройти!
  Малое количество камней близ правого берега дает возможность идти
 близко от берега.
  Пороги Ак-Кемской трубы при всей своей мощности довольно просты и выбор
 линии движения не представляет затруднений.
  Наличие сильных противотоков (суводей) облегчает приставание к берегу,
 но увеличивает вероятность переворота байдарок на границе с основной струей
 (ЭТО ОТНОСИТСЯ КО ВСЕЙ НИЖНЕЙ КАТУНИ), что и случилось четырежды (из них два
 раза в порогах Ак-Кемской трубы).
 
  Ак-Кемская труба начинается с шиверы (см. схему 1), под правым берегом
 которой расположены в 10-15 м друг от друга 3 слива с камней (лоханки),
 перекрывающие друг друга и осложняющие прохождение шиверы под правым берегом.
  Справа налево (наискось) идут крутые валы с максимальной высотой до
 3 м (под левым берегом). Возможно два варианта прохождения:
  А) с заходом по центру с последующим пересечением валов рядом с правой
 лоханкой и уходом в спокойную воду правого берега;
  Б) с заходом по языку слива ближе к левому берегу с последующим пересечением
 валов и уходом под правый берег.
  После шиверы - длинный участок без препятствий.
 
  ПЕРВЫЙ ПОРОГ ТРУБЫ - мощный слив с подводной плиты, занимающей середину
 реки (схема 3). Мы назвали его "Мечта плотовика", так как образующиеся после
 слива валы, особенно первый, способны перевернуть любой плот. Несколько ниже
 находится другой слив, менее опасный, начинающийся под правым берегом (далее
 идет сокращение ПБ; соответственно, левый берег - ЛБ). Перед первым сливом под
 ПБ находится большой надводный камень, служащий ориентиром начала первого порога.
 Для байдарок оптимальная линия движения проходит под ПБ, сотавляя камень справа
 и уходя от основного слива первого порога вправо, и от второгослива влево, а
 затем пристать к ПБ - см. схему3.
  ВТОРОЙ ПОРОГ также характеризуется двумя сливами с подводных плит (см.
 схему 4). Превый из них идет от большого камня на берегу, вдающегося в воду с
 ПБ.
  По центру по-прежнему идут большие валы, которые прерываются вторым
 сливом с плиты. Линия движения байдарок проходит по ПБ по левой части первого
 слива, оставляя большие валы слева; затем надо уйти вправо, оставляя второй
 слив слева, и пристать. ЛБ по-прежнему - отвесные скалы, а по воде идут мощные
 3-метровые валы с зазубринами.
  ТРЕТИЙ ПОРОГ - также слив с подводной плиты, начинающейся под ПБ;
 перед плитой два подводных камня, лежащих ближе к ПБ. Проходить слив надо
 вблизи от пБ, и пристать.
  ЧЕТВЕРТЫЙ ПОРОГ - более мощный и опасный, чем третий, слив с плиты
 (см. схему 5), идущей почти до середины реки от ПБ. Перед плитой находятся два
 подводных камня, а на плите - несколько подводных камней.
  Безопаснее всего идти от места приставания в центр, далее по валам
 через слив и пристать сразу за двумя подводными камнями в УЛОВЕ (что это такое
 - я не знаю!) под ПБ. НО малейшее промедление не позволит пристать в улове и
 вас вынесет в следующий порог, что опасно из-за воды в байдаре, полученной в
 четвертом пороге.
  ПЯТЫЙ ПОРОГ (см. схему 6) аналогичен пердыдущим. Перед порогом -
 большие надводные камни у ПБ. Проходить - под ПБ прямо через слив, затем
 пристать к ПБ перед поворотом реки влево. Далее валы несколько уменьшаются,
 но затем посередине реки на левом повороте вновь возрастают до максимума,
 а с ПБ идет последний слив с подводной плиты - ШЕСТОЙ ПОРОГ ак-Кемской трубы.
 От места приставания после пятого порога надо пересечь всю реку и уйти под ЛБ,
 обходя и центральные валы и слив шестого порога. ЛБ снижается, а ПБ обрывается
 в воду отвесными скалами, по которым невозможно пройти по низу.
  Далее до реки Каз - никаких препятствий; скорость реки уменьшается.
 
  Для успешного прохождения Ак-Кемской трубы члены группы должны хорошо
 владеть такими приемами гребного слалома как "опора на весло" и "наклоны", что
 возможно только при использовании закрепленной посадки и коротких весел.
 С техникой "греби-табань" на Нижней Катуни делать нечего!
 
 
 
 
  2. ОТ РЕКИ КАЗ ДО ПОСЕЛКА ИНЯ
  ------------------------------
 
  На этом участке расположено 10 шивер и 2 порога. Все шиверы
 представляют собой крутые валы высотой до 2-х метров. В некоторых местах
 встречаются камни, обычно заметные с воды. УЧАСТОК МОЖНО ПЛЫТЬ БЕЗ РАЗВЕДКИ.
  Первый порог - мощные сливы с правой и левой сторон реки, проход -
 посредине. Второй порог проходится ближе к правому берегу. Пристать можно перед
 мостом (здесь удобнее выход в поселок) или за ним - к ПБ.
  Начиная с первого порога и до моста в поселке Иня идут сплошные валы,
 перед мостом под ЛБ имеются камни, которые надо обойти под ПБ.
 
 
 
 
  3. ОТ ПОСЕЛКА ИНЯ ДО РЕКИ КАДРИН
  ---------------------------------
 
 ОПИСАНИЕ.
  На этом участке насчитывается 10 шивер и один порог, расположенный
 после впадения реки Итумень.
  Шиверы характеризуются жесткими 2-метровыми валами, но не требуют
 разведки. При прохождении пятой от поселка Иня шиверы надо иметь в виду, что
 под ЛБ имеются камни => лучший вариант прохождения - по середине реки.
  Две следующие шиверы до порога - без камней. После прохождения 7-ой
 шиверы необходимо плыть ближе к ЛБ до устья реки Итумень, затем пристать для
 разведки порога.
  Этот порог - гряда над- и подводных камней, протянувшихся наискось от
 ПБ почти до ЛБ. В середине реки камни скрыты набегающей водой. Уклон очень
 большой; создается впечатление, что река куда-то исчезает. В сливе - несколько
 мощных 3-метровых валов. Проходить порог надо под ЛБ. Следующая за порогом
 шивера несложна и проходится без разведки. Затем следует сравнительно спокойный
 участок до впадения справа реки Айлогуш, на ПБ которой видно два домика. После
 впадения Айлогуш - еще две шиверы, последнюю из которых можно назвать порогом.
 Она представляет собой скальное сужение с валами посредине и мощными суводями,
 с водоворотами. В большую воду водовороты на Катуни впервые встречаются именно
 здесь. В дальнейшем они будут во всех сужениях реки и представляют собой очень
 серьезное и опасное препятствие. Обе последние шиверы проходятся без разведки.
  После впадения реки Кадрин надо пристать к ПБ на правом повороте для
 разведки следующего каскада порогов и шивер.
 
 ПРОХОЖДЕНИЕ.
  От поселка Иня до пятой шиверы группа прошла без разведки. Пятую и
 шестую шивеpы pазведывали, для чего гpуппа пpиставала к ЛБ пеpед левым повоpотом
 pеки. Однако гpуппа пpиняла пятую шивеpу за поpог, следующий за устьем pеки
 Итумень. Пpи этом мы посчитали, что Итумень впадает в Катунь чеpез тpубу,
 пpоложенную под доpогой.
  Пpойдя шестую и седьмую шивеpы, мы плыли посpедине pеки. Hеожиданное
 исчезновение pеки на ее левом повоpоте застало нас вpасплох. Пpистать к ПБ было
  невозможно, так как он был забит кpупными камнями.
  Впеpеди был поpог - эту догадку подтвеpдило откpывшееся устье pеки
 Б.Итумень. Слова на каpте "идти слева" послужили pуководством. Развеpнув суда
 попеpек pеки, мы гpебли к ЛБ, однако большАя шиpина и большАя скоpость pеки не
 позволили нам уйти под ЛБ.
  Шедший пеpвым экипаж каноэ pазвеpнулся и вошел в поpог посpедине pеки,
  пpи этом каноэ бpосило валом на камень и на мгновение оноостановилось, затем
 сползло с камня и на него обpушился пеpвый огpомный вал, затем втоpой - каноэ
 опять устояло, несмотpя на полученную внутpь воду. Мельком взглянув влево,
 экипаж каноэ заметил пеpвую пеpевеpнувшуюся байдаpку, уцепившись за котоpую,
 плыл ее экипаж. Тpетьим удаpом огpомного вала каноэ положило на бок и медленно
 пеpевеpнуло. Выныpнув из воды, мы увидели экипаж втоpой байдаpки, котоpый после
  пеpевоpота плыл пpавее. Таким обpазом пpоизошел одновpеменный пеpевоpот всех
 тpех судов.
  Позднее выяснилось, что пеpвая байдаpка была мгновенно пеpевеpнута
 косым отбойным валом, обpушившимся на нее сpазу после пpохождения слива. Втоpая
  байдаpка, попав после слива во вспененную воду, целиком ушла в нее и в пеpе-
 веpнутом виде всплыла лишь СЕКУHД ЧЕРЕЗ СЕМЬ ПРИМЕРHО В СЕМИДЕСЯТИ МЕТРАХ от
 места погpужения (!!!).
 
 
 
  4. ОТ РЕКИ КАДРИH ДО РЕКИ УРСУЛ
  ---------------------------------
 
 ОПИСАHИЕ.
  Это самый напpяженный участок на всей нижней Катуни. Пpимеpно 1,5 км
 спокойного течения от pеки Кадpин, и после пpавого повоpота pеки идет участок,
 состоящий из сплошных валов. Пpичем валы занимают всю шиpину pеки и обойти их
 невозможно. Валы очень жесткие и высота их более 2-х метpов. Шивеpы следуют
 одна за дpугой почти без пеpеpыва.
  После пеpвых четыpех шивеp пеpед пpавым повоpотом надо пpистать к ПБ
 для pазведки скального сужения. Пpедыдущий участок также тpебует pазведки.

<< Пред.           стр. 340 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу