<< Пред.           стр. 343 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  Таблица 4.1.
  (продолжение)
 ----------------------------------------------------------------
 I 7.I 1.05Iпорог "Беге-I I IПороги: IПерем.I Сплав I
 I I Iмот"- I I I"Классичес-Iобл. I I
 I I Iпорог "Иод- I I Iкий", "Сла-It=+10 I I
 I I Iринский" I I Iломный", I I I
 I I I I I I"Обманный" I I I
 I I I I I I"Веер", I I I
 I I I I I I"Городовой"I I I
 I I I I I I"БезымянныйI I I
 I I I I I I"Дозорный",I I I
 I I I I I I"Иодринс- I I I
 I I I I I Iкий" I I I
 ----------------------------------------------------------------
 I 8.I 2.05Iпорог "Иод- I I IПорог IСолнечI Сплав I
 I I Iринский" - I I I"Мокрый", Iно, I I
 I I Iпорог "Гори-I I Iшиверы It=+18 I I
 I I Iзонт" I I I"Степная", I I I
 I I I I I I"Раздор", I I I
 I I I I I Iпороги: I I I
 ----------------------------------------------------------------
 I 9.I 3.05I I I I I Солн.IДневка,I
 I I I I I I It=+22 Iбаня I
 ----------------------------------------------------------------
 I10.I 4.05Iпорог "Гори-I I IПриустьеваяIПерем.I Сплав I
 I I Iзонт" - I I Iшивера на Iобл. I I
 I I Iпорог "Иль- I I IЧуе, на Ка-It=+18 I I
 I I Iгумень" I I Iтуни отдельI I I
 I I I I I Iные валы доI I I
 I I I I I I2м, порог I I I
 I I I I I I"Ильгумень"I I I
 ----------------------------------------------------------------
 I11.I 5.05Iпорог "Иль- I I IОбкатка IПерем.I ДневкаI
 I I Iгумень" I I Iпорога, Iобл. I I
 I I I I I Iстраховка It=+20 I I
 I I I I I Iсудов дру- I I I
 I I I I I Iгих групп I I I
 ----------------------------------------------------------------
 I12.I 6.05Iпорог "Иль- I I IПороги: IМорос.I Сплав I
 I I Iгумень" - I I I"Ильгумень"Iдождь,I I
 I I Iпорог "Ша- I I I"КадринскаяIt=+15 I I
 I I Iбаш" I I Iтруба", I I I
 I I I I I I"Шабаш" I I I
 I I I I I I(1,2 каск.)I I I
 ----------------------------------------------------------------
 I13.I 7.05Iпорог "Ша- I I I IПерем.I I
 I I Iбаш" - I I I Iобл. I I
 I I Iп.Куюс I I I It=+18 I I
 ----------------------------------------------------------------
 I14.I 8.05Iп.Куюс- - I I IПорог IПерем.I I
 I I Iп.Бийки I I I"Текдель- Iобл. I I
 I I I I I Iпень-1,2" It=+18 I I
 ----------------------------------------------------------------
 
 
 
 
  Таблица 4.1.
  (продолжение)
 ----------------------------------------------------------------
 I15.I 9.05Iп.Бийки- I I IПорог "Че- IДождь I I
 I I Iп.Чемал I I Iмальский" Iдо I I
 I I I I I I Iобеда,I I
 I I I I I I It=+10 I I
 I I I I I I Iв ЧемаI I
 I I I I I I Iле тепI I
 I I I I I I Iло I I
 ----------------------------------------------------------------
 I16.I10.05Iп.Чемал- I I I I I I
 I I Iг. Горно- I I I I I I
 I I IАлтайск- I I I I I I
 I I Iг.Бийск I I I I I I
 ----------------------------------------------------------------
 I17.I11.05Iг.Бийск- I I I I I I
 I I Iг.Новоси- I I I I I I
 I I Iбирск" I I I I I I
 ----------------------------------------------------------------
 I18.I12.05Iг.Новоси- I I I I I I
 I I Iбирск"- I I I I I I
 I I Iг.Уфа I I I I I I
 ----------------------------------------------------------------
 I Итого: I
 ----------------------------------------------------------------
 
  Примечание: на Катуни вода поднималась ежедневно на 0.5-1м
 прямо на глазах.
 
 
  4.2. Техническое описание маршрута
 
  Маршрут можно условно разделить на два участка.
 
  4.2.1. Первый участок - "Нижняя Чуя". Участок начинается от
 пос. Чибит и заканчивается в устье Чуи. Протяженность участка -
 75 км. Средний уклон - 5.1 м/км. Описание дается для низкого
 уровня воды.
  4.2.1.1. Сплав начали в 1 км ниже моста через Чую, который
 расположен ниже пос.Чибит. Лагерь разбили на правом берегу, на
 поляне, здесь нам показалось посуше. К тому же левый был местами
 под снегом и льдом /фото 1/. Но правый берег сильно оголен, с
 дровами и каркасом тяжело. Поэтому основная масса групп строит
 суда на левом берегу. Но на правом берегу есть и свои плюсы. По
 дороге можно быстро добраться на попутном транспорте в любую
 сторону. На поляне стоит туалет и есть что-то подобное музею
 творчества по дереву /фото 2,3.4/. С трудом отыскали место для
 спуска судов среди наледей. Отсюда мы начали свой сплав. Течение
 здесь довольно сильное, но кроме перекатов и несложных прижимов,
 препятствий нет.
  4.2.1.2. После впадения правого притока - р.Бельгебаш - на
 реке начинается участок разбоев, который тянется примерно 10 км.
 По отчету Федорова С.А. /483В/ Бельгебашские разбои следует идти
 правыми протоками. Но именно в первом же разбое К-1 влетел в уз-
 кую правыю протоку /ширина до 3м/, где идет мощный навал на левый
 берег, а посередине из воды торчало поваленное небольшое дерев-
 цо. Судно было прижато массой воды к левому берегу и с трудом
 потом было вытянуто на середину /фото 5/. К-2 и К-3 прошли пер-
 вый разбой левой протокой без проблем. Остальные разбой нужно
 действительно идти правыми протоками.
  4.2.1.3. Первым порогом является "Сумрачный". Ориентир -
 щит на дороге "Улагарский р-н". Порог несложен. Он образован в
 месте скального сужения русла. Длина 300м. В первой его части
 большие камни цепочкой через 10-15м делят поток на неравные час-
 ти. После нескольких сливов 0.5-0.8м начинается вторая ступень
 порога. В ней широкие проходы между подводными и надводными кам-
 нями и валы 1-1.3м Разведку, страховку и фотосъемку прохождения
 порога удобно делать по правому берегу /тропа/. Прошли по центру
 маневрируя между камнями в последовательности: К-1, далее К-3
 со страховкой "двойкой" К-2 /фото 6,7; схема 1/.
  4.2.1.4. Менее чем в 1 км за "Сумрачным", сразу после не-
 больного левого притока начинается порог "Буревестник". Ориенти-
 ром служит галечный остров перед левым поворотом реки и высокий
 правый берег, косогор. Чалится лучше перед островом в правой
 протоке, что мы и сделали. Порог технически сложен, требуется
 разведка. Состоит из двух каскадов (ориентировочно 150 и 50 м).
 Проход осложнен большим падением и множеством камней, Причем ос-
 новная масса камней - по левому берегу. По правой части реки бо-
 лее простая линия прохождения. При нас порог обкатывали несколь-
 ко экипажей катамаранов - участников Чуйского ралли, поэтому
 страховку мы не выставляли, попросили коллег. К-1 шел оба каска-
 да сразу по левой части реки, по самой сложной линии движения
 (для тренировки). На груженом катамаране это оказалось достаточ-
 но сложно, пришлось сделать несколько "балеринок". К-2 и К-3 шли
 вместе, также сразу оба каскада, выбрав более простую линию дви-
 жения /фото 8,9; схема 2/.
  4.2.1.5. Порог "Яр Балыкский" расположен сразу за деревней
 Яр-Балык, представляет собой шиверу с быстрым течением, длиной
 около 500 м. Прошли без разведки /фото 10/.
  4.2.1.6. После устья р.Яйгулак на левом повороте виден мост
 через Чую. Это ориентир начала порога "Бегемот". Тут же нужно
 чалится, лучше на левый берег, идет тропа к мосту и вдоль всего
 порога, за 5-й каскад.
  Зачалились на левый берег. В маршрутной книжке нам было
 предписано этот порог обнести, поэтому взяв рюкзаки по тропе
 вышли к мосту, от него по левому берегу по автомобильной дороге
 пошли к концу порога, а потом, свернув к реке на поляне встали
 на стоянку. Возвращаясь сделали разведку порога. При малой,
 средней воде это красивый техничный порог 4-й категории сложнос-
 ти. Ярко выражены 5 каскадов, в узком каньоне длиной около 500м.
 Каждый каскад представляет собой серию сливов от 1.3 до 1.5 м.
 Сложная линия движения, причем вода перед порогом не подпружена
 и уже метров за 200 до 1-го каскада ощущается заметный уклон и
 вся струя как бы втягивается под мост, в слив высотой 1.5-1.7м.
 Там стоит небольшая пенная бочка из которой основная масса воды
 уходит вправо в улово. Суда обнесли также по левому берегу. Съ-
 емки лучше делать с правого берега /фото 11,12/. Стоянок много
 на обоих берегах, но с дровами тяжело.
  4.2.1.7. Порог "Классический" - несложная шивера, прошли
 сходу, лавируя между камней /фото 13/.
  4.2.1.8. Порог "Слаломный" начинается на правом повороте
 реки, начало ярко выражено наличием каменных глыб в русле реки
 /фото 14/. Для разведки мы чалились несколько раз по обеим бе-
 регам. Длина порога 3-4 км. Река течет в ущелье с высокими осып-
 ными берегами. В русле много крупных и мелких камней. Сложная
 линия движения, местами развороты под 90 . Ширина проходов мес-
 тами 3-4м. Течение довольно быстрое. Просмотрев с высокого пра-
 вого берега общую линию движения и загрузив К-3 на К-1 два судна
 пошли тандемом подстраховывая друг друга. "Чайники" иногда де-
 лали неплохие кадры /фото 16/. Изюминка порога в конце, где тре-
 буется выполнить резкий разворот влево, потом под 90 вправо и
 через 20м сделать то же самое. При выполнении первого маневра
 К-2 развернуло кормой вперед и далее постепенно выравнивая курс
 судно приближалось к следующей гряде. Дело кончилось прижимом в
 проход 1м, между камнями по центру реки; "чайник" выбрался на
 камни, и приподняв нос провел корму между камнями. Далее был
 прыжок на судно и продолжение движения. К-1 к этому времени за-
 чалился и экипаж был готов к спасательным работам. К счастью
 обошлось без них /схема 3/.
  4.2.1.9. Порог "Обманный" находится в 8-10 минутах сплава
 от "Слаломного". Перед порогом мост. Прошли тандемом без развед-
 ки по центру /фото 17,18/.
  4.2.1.10. Порог "Веер" представляет собой шиверу с камнями
 в русле у левого берега от которых веером расходятся струи. На
 левом повороте несложный прижим к правому берегу. Прошли по ос-
 новной струе тандемом без разведки.
  4.2.1.11. Порог "Городовой" в малую воду также не сложен -
 большой камень в русле, небольшие валы. Прошли без разведки.
  4.2.1.12. Порог "Безымянный" - несложная шивера, прошли без
 разведки.
  4.2.1.13. Порог "Иодринский" начинается за мостом через Чую
 и представляет собой быструю шиверу с валами до 1-1.2м. За левым
 поворотом, в группе камней в середине требуется ломанная линия
 движения, следует обратить внимание. Прошли с ходу по основной
 струе, лавируя между камнями. Сразу за шиверой на левом берегу -
 хорошая сухая стоянка в лесу.
  4.2.1.15. Порог "Мокрый", шиверы "Степная", "Раздор" - ши-
 веры средней сложности длиной 50м с валами до 1м. Прошли с ходу,
 без разведки /фото 19/.
  4.2.1.16. Порог "Турбинный" хорошего ориентира не имеет. На
 участке реки от шиверы "Степная" до порога "Турбинный" довольно
 много левых поворотов на которых слева отвесная стенка 10-20 м,
 а справа - крутой берег, осыпь. Единственные ориентиры - за 15
 минут до порога - сливная труба справа, и то что непосредственно
 перед порогом (а он на крутом левом повороте) заметно чувствует-
 ся уклон и судно затягивает вниз по струе, к порогу. Зачалились
 на правый берег для разведки метров за 100 до левого поворота.
  Чуйский тракт в этом месте отходит от реки, но по правому
 берегу набита хорошая тропа, по которой мы сделали обнос К-3.
  Порог находится за крутым (более 90 ) левым поворотом, где
 река перегорожена скальными выходами коренных пород /схема 4/. В
 том месте где поворот заканчивается, в центре русла находится
 большой скальный массив, делящий реку на две протоки. При нас в
 правой протоке не было воды совсем и даже левая протока в узком
 месте была не шире 3-3.5м. После этой узости 3/4 массы воды ухо-
 дило прямо, вдоль скалы, где через 10-12м по центру торчит клык
 и далее слив 1-1.2м. Этого клыка мы больше всего и боялись. И
 лишь 1/4 массы воды уходила вправо, под углом 90 , где слив был
 также 1-1.2м. Уходить вправо очень тяжело, нет времени и места
 для зацепа справа. Но на клык садится тем более не хотелось.
  Первым пошло в порог более маневренное судно - К-2, в сос-
 таве Ложкин Г.В., Поляков Н.В. Две "морковки" были выставленны
 ниже, с правого берега.
  Тактика прохождения для К-1 и К-2 была выбрана единая - за-
 ход в левый поворот вдоль левого берега, т.к. после поворота вся
 струя бьет в правый берег, далее зацеп слева, балеринка влево
 (при необходимости) и, пересекая струю в узости уход в правый
 слив.
  К-2 в составе Ложкин Г.В. - Поляков Н.В. блестяще сделали
 прохождение /фото 20/.
  Далее экипаж К-1 в составе Денисов В.В., Поляков Н.В., Кар-
 пенко А.И., Токарев А.И., Спицина Н.В., Перескоков Ю.А. дважды
 прошли по левой струе.
  4.2.1.17. Порог "Т/к Горизонт" находится в 500м ниже порога
 "Турбинный". Разведка по правому берегу /схема 5/.
  Порог расположен в узком каньоне с высотой правой стенки в
 конце порога до 25м. В пороге два коротких четко выраженных кас-
 када.
  Первый каскад. Ширина метров 15 с перепадом около 5м, длина
 50м. Центр наглухо забит обломками скал. Левая часть струи идет
 через гряды полуобливных плит и зубьев и является непроходимой,
 на выходе торчит острый зуб высотой до 1м. Правая часть струи
 вполне проходима. Здесь несколько сливов до 1м, прижим с зубьями
 справа.
  После первого каскада справа, под отвесной скалой - неболь-
 шое улово, которое можно использовать для короткой передышки.
 Второй каскад представляет собой почти сплошную гряду обломков
 скал, плит, отходящих от правого берега. Слева есть лишь неболь-
 шой проход со сливом 1-1.5м, но туда довольно трудно выгрести.
  Обнос порога - по правому берегу довольно трудоемок, но
 возможен.
  Прохождение порога делали следующим образом. К-1 с К-3 на
 борту вошел в первый каскад по правой струе, держась центра
 струи и затем зашел в улово под скалой справа. Далее К-2 с эки-
 пажем Спицина Н.В., Ложкин Г.В., Поляков Н.В. вошел в первый
 каскад и пошел резко влево, во второй каскад /фото 22/. Следом
 за ним туда же, с трудом выгребая влево, пошел К-1. Тандемом за-
 кончили прохождение порога и в 1км ниже на левом берегу встали
 на дневку. Была баня, блины, в общем все как полагается /фото
 23/. А мимо шли другие группы и очень нам завидовали.
  4.2.1.18. Приустьевая шивера тоже довольно интересна. Тре-
 буется хороший слалом, есть несложные прижимы /фото 25,26/.
  4.2.2. Втрой участок - Катунь. Участок начинается от устья
 Чуи и заканчивается в поселке Чемал. Протяженность участка -
 км. Поскольку вода резко поднималась и к порогу "Тельдекпень-2"
 достигла максимума, то описание дается в условиях высокой воды.
  Сплав по Катуни существенно отличается от сплава по Чуе.
 Это чувствуется сразу. По кино, снятому с воды, очень хорошо
 видно, что мелкие отдельные волны и валы в Приустьевой шивере на
 Чуе - это брызги по сравнению с могучими валами на Катуни. При-
 чем высота вала скрадывается шириной реки. Легкие шиверы на Ка-
 туни с валами до 2.5м - это нормально.
  4.2.2.1. Порог "Ильгумень".
  Ориентир порога - место, где Чуйский тракт начинает отхо-
 дить от реки. Нужно держаться правого берега и на песчанной косе
 справа зачалиться /схема 6/. Река Б.Ильгумень /левый приток Ка-
 туни/ впадает непосредственно в начале порога, и поэтому ориен-
 тиром считаться не может.
  Порог расположен в месте сужения реки, на зигзаге вле-
 во-вправо. Осмотр и обнос - возможен по обеим берегам, но лучше
 справа. Основные препятствия - высокие, до 3.5м пульсирующие ва-
 лы, между которыми судно не видно совсем. Наиболее мощные валы -
 в центре русла. У берегов они гораздо слабее.
  Тактика прохождения - прострел. Вечером К-1 зашел от левого
 берега, вошел в большие валы по центру и зацепив их левым бортом
 вышел в улово под правым берегом /фото 29/. К-2 проделал тоже
 самое. На следующий день, со страховкой К-2 в улове справа, К-3
 прошел порог по правой струе. При прохождении основного слива
 К-3 полность ушел в пенныю яму и через мгновение встал на свеч-

<< Пред.           стр. 343 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу