<< Пред. стр. 343 (из 787) След. >>
Таблица 4.1.
(продолжение)
----------------------------------------------------------------
I 7.I 1.05Iпорог "Беге-I I IПороги: IПерем.I Сплав I
I I Iмот"- I I I"Классичес-Iобл. I I
I I Iпорог "Иод- I I Iкий", "Сла-It=+10 I I
I I Iринский" I I Iломный", I I I
I I I I I I"Обманный" I I I
I I I I I I"Веер", I I I
I I I I I I"Городовой"I I I
I I I I I I"БезымянныйI I I
I I I I I I"Дозорный",I I I
I I I I I I"Иодринс- I I I
I I I I I Iкий" I I I
----------------------------------------------------------------
I 8.I 2.05Iпорог "Иод- I I IПорог IСолнечI Сплав I
I I Iринский" - I I I"Мокрый", Iно, I I
I I Iпорог "Гори-I I Iшиверы It=+18 I I
I I Iзонт" I I I"Степная", I I I
I I I I I I"Раздор", I I I
I I I I I Iпороги: I I I
----------------------------------------------------------------
I 9.I 3.05I I I I I Солн.IДневка,I
I I I I I I It=+22 Iбаня I
----------------------------------------------------------------
I10.I 4.05Iпорог "Гори-I I IПриустьеваяIПерем.I Сплав I
I I Iзонт" - I I Iшивера на Iобл. I I
I I Iпорог "Иль- I I IЧуе, на Ка-It=+18 I I
I I Iгумень" I I Iтуни отдельI I I
I I I I I Iные валы доI I I
I I I I I I2м, порог I I I
I I I I I I"Ильгумень"I I I
----------------------------------------------------------------
I11.I 5.05Iпорог "Иль- I I IОбкатка IПерем.I ДневкаI
I I Iгумень" I I Iпорога, Iобл. I I
I I I I I Iстраховка It=+20 I I
I I I I I Iсудов дру- I I I
I I I I I Iгих групп I I I
----------------------------------------------------------------
I12.I 6.05Iпорог "Иль- I I IПороги: IМорос.I Сплав I
I I Iгумень" - I I I"Ильгумень"Iдождь,I I
I I Iпорог "Ша- I I I"КадринскаяIt=+15 I I
I I Iбаш" I I Iтруба", I I I
I I I I I I"Шабаш" I I I
I I I I I I(1,2 каск.)I I I
----------------------------------------------------------------
I13.I 7.05Iпорог "Ша- I I I IПерем.I I
I I Iбаш" - I I I Iобл. I I
I I Iп.Куюс I I I It=+18 I I
----------------------------------------------------------------
I14.I 8.05Iп.Куюс- - I I IПорог IПерем.I I
I I Iп.Бийки I I I"Текдель- Iобл. I I
I I I I I Iпень-1,2" It=+18 I I
----------------------------------------------------------------
Таблица 4.1.
(продолжение)
----------------------------------------------------------------
I15.I 9.05Iп.Бийки- I I IПорог "Че- IДождь I I
I I Iп.Чемал I I Iмальский" Iдо I I
I I I I I I Iобеда,I I
I I I I I I It=+10 I I
I I I I I I Iв ЧемаI I
I I I I I I Iле тепI I
I I I I I I Iло I I
----------------------------------------------------------------
I16.I10.05Iп.Чемал- I I I I I I
I I Iг. Горно- I I I I I I
I I IАлтайск- I I I I I I
I I Iг.Бийск I I I I I I
----------------------------------------------------------------
I17.I11.05Iг.Бийск- I I I I I I
I I Iг.Новоси- I I I I I I
I I Iбирск" I I I I I I
----------------------------------------------------------------
I18.I12.05Iг.Новоси- I I I I I I
I I Iбирск"- I I I I I I
I I Iг.Уфа I I I I I I
----------------------------------------------------------------
I Итого: I
----------------------------------------------------------------
Примечание: на Катуни вода поднималась ежедневно на 0.5-1м
прямо на глазах.
4.2. Техническое описание маршрута
Маршрут можно условно разделить на два участка.
4.2.1. Первый участок - "Нижняя Чуя". Участок начинается от
пос. Чибит и заканчивается в устье Чуи. Протяженность участка -
75 км. Средний уклон - 5.1 м/км. Описание дается для низкого
уровня воды.
4.2.1.1. Сплав начали в 1 км ниже моста через Чую, который
расположен ниже пос.Чибит. Лагерь разбили на правом берегу, на
поляне, здесь нам показалось посуше. К тому же левый был местами
под снегом и льдом /фото 1/. Но правый берег сильно оголен, с
дровами и каркасом тяжело. Поэтому основная масса групп строит
суда на левом берегу. Но на правом берегу есть и свои плюсы. По
дороге можно быстро добраться на попутном транспорте в любую
сторону. На поляне стоит туалет и есть что-то подобное музею
творчества по дереву /фото 2,3.4/. С трудом отыскали место для
спуска судов среди наледей. Отсюда мы начали свой сплав. Течение
здесь довольно сильное, но кроме перекатов и несложных прижимов,
препятствий нет.
4.2.1.2. После впадения правого притока - р.Бельгебаш - на
реке начинается участок разбоев, который тянется примерно 10 км.
По отчету Федорова С.А. /483В/ Бельгебашские разбои следует идти
правыми протоками. Но именно в первом же разбое К-1 влетел в уз-
кую правыю протоку /ширина до 3м/, где идет мощный навал на левый
берег, а посередине из воды торчало поваленное небольшое дерев-
цо. Судно было прижато массой воды к левому берегу и с трудом
потом было вытянуто на середину /фото 5/. К-2 и К-3 прошли пер-
вый разбой левой протокой без проблем. Остальные разбой нужно
действительно идти правыми протоками.
4.2.1.3. Первым порогом является "Сумрачный". Ориентир -
щит на дороге "Улагарский р-н". Порог несложен. Он образован в
месте скального сужения русла. Длина 300м. В первой его части
большие камни цепочкой через 10-15м делят поток на неравные час-
ти. После нескольких сливов 0.5-0.8м начинается вторая ступень
порога. В ней широкие проходы между подводными и надводными кам-
нями и валы 1-1.3м Разведку, страховку и фотосъемку прохождения
порога удобно делать по правому берегу /тропа/. Прошли по центру
маневрируя между камнями в последовательности: К-1, далее К-3
со страховкой "двойкой" К-2 /фото 6,7; схема 1/.
4.2.1.4. Менее чем в 1 км за "Сумрачным", сразу после не-
больного левого притока начинается порог "Буревестник". Ориенти-
ром служит галечный остров перед левым поворотом реки и высокий
правый берег, косогор. Чалится лучше перед островом в правой
протоке, что мы и сделали. Порог технически сложен, требуется
разведка. Состоит из двух каскадов (ориентировочно 150 и 50 м).
Проход осложнен большим падением и множеством камней, Причем ос-
новная масса камней - по левому берегу. По правой части реки бо-
лее простая линия прохождения. При нас порог обкатывали несколь-
ко экипажей катамаранов - участников Чуйского ралли, поэтому
страховку мы не выставляли, попросили коллег. К-1 шел оба каска-
да сразу по левой части реки, по самой сложной линии движения
(для тренировки). На груженом катамаране это оказалось достаточ-
но сложно, пришлось сделать несколько "балеринок". К-2 и К-3 шли
вместе, также сразу оба каскада, выбрав более простую линию дви-
жения /фото 8,9; схема 2/.
4.2.1.5. Порог "Яр Балыкский" расположен сразу за деревней
Яр-Балык, представляет собой шиверу с быстрым течением, длиной
около 500 м. Прошли без разведки /фото 10/.
4.2.1.6. После устья р.Яйгулак на левом повороте виден мост
через Чую. Это ориентир начала порога "Бегемот". Тут же нужно
чалится, лучше на левый берег, идет тропа к мосту и вдоль всего
порога, за 5-й каскад.
Зачалились на левый берег. В маршрутной книжке нам было
предписано этот порог обнести, поэтому взяв рюкзаки по тропе
вышли к мосту, от него по левому берегу по автомобильной дороге
пошли к концу порога, а потом, свернув к реке на поляне встали
на стоянку. Возвращаясь сделали разведку порога. При малой,
средней воде это красивый техничный порог 4-й категории сложнос-
ти. Ярко выражены 5 каскадов, в узком каньоне длиной около 500м.
Каждый каскад представляет собой серию сливов от 1.3 до 1.5 м.
Сложная линия движения, причем вода перед порогом не подпружена
и уже метров за 200 до 1-го каскада ощущается заметный уклон и
вся струя как бы втягивается под мост, в слив высотой 1.5-1.7м.
Там стоит небольшая пенная бочка из которой основная масса воды
уходит вправо в улово. Суда обнесли также по левому берегу. Съ-
емки лучше делать с правого берега /фото 11,12/. Стоянок много
на обоих берегах, но с дровами тяжело.
4.2.1.7. Порог "Классический" - несложная шивера, прошли
сходу, лавируя между камней /фото 13/.
4.2.1.8. Порог "Слаломный" начинается на правом повороте
реки, начало ярко выражено наличием каменных глыб в русле реки
/фото 14/. Для разведки мы чалились несколько раз по обеим бе-
регам. Длина порога 3-4 км. Река течет в ущелье с высокими осып-
ными берегами. В русле много крупных и мелких камней. Сложная
линия движения, местами развороты под 90 . Ширина проходов мес-
тами 3-4м. Течение довольно быстрое. Просмотрев с высокого пра-
вого берега общую линию движения и загрузив К-3 на К-1 два судна
пошли тандемом подстраховывая друг друга. "Чайники" иногда де-
лали неплохие кадры /фото 16/. Изюминка порога в конце, где тре-
буется выполнить резкий разворот влево, потом под 90 вправо и
через 20м сделать то же самое. При выполнении первого маневра
К-2 развернуло кормой вперед и далее постепенно выравнивая курс
судно приближалось к следующей гряде. Дело кончилось прижимом в
проход 1м, между камнями по центру реки; "чайник" выбрался на
камни, и приподняв нос провел корму между камнями. Далее был
прыжок на судно и продолжение движения. К-1 к этому времени за-
чалился и экипаж был готов к спасательным работам. К счастью
обошлось без них /схема 3/.
4.2.1.9. Порог "Обманный" находится в 8-10 минутах сплава
от "Слаломного". Перед порогом мост. Прошли тандемом без развед-
ки по центру /фото 17,18/.
4.2.1.10. Порог "Веер" представляет собой шиверу с камнями
в русле у левого берега от которых веером расходятся струи. На
левом повороте несложный прижим к правому берегу. Прошли по ос-
новной струе тандемом без разведки.
4.2.1.11. Порог "Городовой" в малую воду также не сложен -
большой камень в русле, небольшие валы. Прошли без разведки.
4.2.1.12. Порог "Безымянный" - несложная шивера, прошли без
разведки.
4.2.1.13. Порог "Иодринский" начинается за мостом через Чую
и представляет собой быструю шиверу с валами до 1-1.2м. За левым
поворотом, в группе камней в середине требуется ломанная линия
движения, следует обратить внимание. Прошли с ходу по основной
струе, лавируя между камнями. Сразу за шиверой на левом берегу -
хорошая сухая стоянка в лесу.
4.2.1.15. Порог "Мокрый", шиверы "Степная", "Раздор" - ши-
веры средней сложности длиной 50м с валами до 1м. Прошли с ходу,
без разведки /фото 19/.
4.2.1.16. Порог "Турбинный" хорошего ориентира не имеет. На
участке реки от шиверы "Степная" до порога "Турбинный" довольно
много левых поворотов на которых слева отвесная стенка 10-20 м,
а справа - крутой берег, осыпь. Единственные ориентиры - за 15
минут до порога - сливная труба справа, и то что непосредственно
перед порогом (а он на крутом левом повороте) заметно чувствует-
ся уклон и судно затягивает вниз по струе, к порогу. Зачалились
на правый берег для разведки метров за 100 до левого поворота.
Чуйский тракт в этом месте отходит от реки, но по правому
берегу набита хорошая тропа, по которой мы сделали обнос К-3.
Порог находится за крутым (более 90 ) левым поворотом, где
река перегорожена скальными выходами коренных пород /схема 4/. В
том месте где поворот заканчивается, в центре русла находится
большой скальный массив, делящий реку на две протоки. При нас в
правой протоке не было воды совсем и даже левая протока в узком
месте была не шире 3-3.5м. После этой узости 3/4 массы воды ухо-
дило прямо, вдоль скалы, где через 10-12м по центру торчит клык
и далее слив 1-1.2м. Этого клыка мы больше всего и боялись. И
лишь 1/4 массы воды уходила вправо, под углом 90 , где слив был
также 1-1.2м. Уходить вправо очень тяжело, нет времени и места
для зацепа справа. Но на клык садится тем более не хотелось.
Первым пошло в порог более маневренное судно - К-2, в сос-
таве Ложкин Г.В., Поляков Н.В. Две "морковки" были выставленны
ниже, с правого берега.
Тактика прохождения для К-1 и К-2 была выбрана единая - за-
ход в левый поворот вдоль левого берега, т.к. после поворота вся
струя бьет в правый берег, далее зацеп слева, балеринка влево
(при необходимости) и, пересекая струю в узости уход в правый
слив.
К-2 в составе Ложкин Г.В. - Поляков Н.В. блестяще сделали
прохождение /фото 20/.
Далее экипаж К-1 в составе Денисов В.В., Поляков Н.В., Кар-
пенко А.И., Токарев А.И., Спицина Н.В., Перескоков Ю.А. дважды
прошли по левой струе.
4.2.1.17. Порог "Т/к Горизонт" находится в 500м ниже порога
"Турбинный". Разведка по правому берегу /схема 5/.
Порог расположен в узком каньоне с высотой правой стенки в
конце порога до 25м. В пороге два коротких четко выраженных кас-
када.
Первый каскад. Ширина метров 15 с перепадом около 5м, длина
50м. Центр наглухо забит обломками скал. Левая часть струи идет
через гряды полуобливных плит и зубьев и является непроходимой,
на выходе торчит острый зуб высотой до 1м. Правая часть струи
вполне проходима. Здесь несколько сливов до 1м, прижим с зубьями
справа.
После первого каскада справа, под отвесной скалой - неболь-
шое улово, которое можно использовать для короткой передышки.
Второй каскад представляет собой почти сплошную гряду обломков
скал, плит, отходящих от правого берега. Слева есть лишь неболь-
шой проход со сливом 1-1.5м, но туда довольно трудно выгрести.
Обнос порога - по правому берегу довольно трудоемок, но
возможен.
Прохождение порога делали следующим образом. К-1 с К-3 на
борту вошел в первый каскад по правой струе, держась центра
струи и затем зашел в улово под скалой справа. Далее К-2 с эки-
пажем Спицина Н.В., Ложкин Г.В., Поляков Н.В. вошел в первый
каскад и пошел резко влево, во второй каскад /фото 22/. Следом
за ним туда же, с трудом выгребая влево, пошел К-1. Тандемом за-
кончили прохождение порога и в 1км ниже на левом берегу встали
на дневку. Была баня, блины, в общем все как полагается /фото
23/. А мимо шли другие группы и очень нам завидовали.
4.2.1.18. Приустьевая шивера тоже довольно интересна. Тре-
буется хороший слалом, есть несложные прижимы /фото 25,26/.
4.2.2. Втрой участок - Катунь. Участок начинается от устья
Чуи и заканчивается в поселке Чемал. Протяженность участка -
км. Поскольку вода резко поднималась и к порогу "Тельдекпень-2"
достигла максимума, то описание дается в условиях высокой воды.
Сплав по Катуни существенно отличается от сплава по Чуе.
Это чувствуется сразу. По кино, снятому с воды, очень хорошо
видно, что мелкие отдельные волны и валы в Приустьевой шивере на
Чуе - это брызги по сравнению с могучими валами на Катуни. При-
чем высота вала скрадывается шириной реки. Легкие шиверы на Ка-
туни с валами до 2.5м - это нормально.
4.2.2.1. Порог "Ильгумень".
Ориентир порога - место, где Чуйский тракт начинает отхо-
дить от реки. Нужно держаться правого берега и на песчанной косе
справа зачалиться /схема 6/. Река Б.Ильгумень /левый приток Ка-
туни/ впадает непосредственно в начале порога, и поэтому ориен-
тиром считаться не может.
Порог расположен в месте сужения реки, на зигзаге вле-
во-вправо. Осмотр и обнос - возможен по обеим берегам, но лучше
справа. Основные препятствия - высокие, до 3.5м пульсирующие ва-
лы, между которыми судно не видно совсем. Наиболее мощные валы -
в центре русла. У берегов они гораздо слабее.
Тактика прохождения - прострел. Вечером К-1 зашел от левого
берега, вошел в большие валы по центру и зацепив их левым бортом
вышел в улово под правым берегом /фото 29/. К-2 проделал тоже
самое. На следующий день, со страховкой К-2 в улове справа, К-3
прошел порог по правой струе. При прохождении основного слива
К-3 полность ушел в пенныю яму и через мгновение встал на свеч-