<< Пред. стр. 344 (из 787) След. >>
ку; Сахаутдинов Ф.Г. отчаянно боролся с водой, пытался удержать-ся. Но мощная струя оказалась сильнее и каяк опрокинулся. Каркас
К-3 к сожалению не выдержал таких "скачек". Сразу стало ясно,
что это не Чуя и каякам сдесь делать нечего при такой воде.
В принципе для каяка при уровне воды выше среднего все по-
роги на Катуни явно выше 4 к.с. Учитывая постоянный подъем воды
и поломку каркаса, после этого прохождения К-3 был разобран.
После этого все члены группы обкатали "Ильгумень" и на К-1,
и на К-2, и тандемом и по отдельности. Входной вал 2.5-3м был
заснят на кино с воды, правда после него оператор едва не выро-
нил камеру.
В день нашей дневки через "Ильгумень" прошло около 10
групп. Несколько катамаранов - "двоек" сделали оверкиль, а ката-
маран - "шестерка" из Перми на выходе из порога, при зачалива-
нии, вошел лагом в одну из небольших бочек и около 10 минут бо-
ролся с водой, был на грани переворота, а выйти не мог. Так что
длина 6.5м для катамарана - это уже слишком!
4.2.2.2. Кадринская труба.
Начинается от правого притока - р.Кадрин и заканчивается
уловом "Мешок" перед р.Кузюр. При большой воде зто что-то неве-
роятное. Водовороты, воронки, огромные грибы и все это на боль-
шой скорости. Конечно здесь были бы самые отличные кинокадры, но
тут уже не до кино. Катамараны летали как щепки, причем экипажи
идя в 25-30м могли не видеть друг друга по 5-10 секунд. Выйти из
струи очень сложно. Остается только держать правильный курс. На
обложке отчета запечатлен момент засасывания К-1 воронкой в по-
роге "Текдельпень-2". Такие же сюжеты были по нескольку раз на
каждом километре в Кадринской трубе, только вот жаль, было не до
съемок.
4.2.2.3. Порог "Шабаш".
Ориентир - приток Кузюр справа, от которого до порога -
20-30 минут. Перед самым порогом слева расположен невысокий
длинный галечный остров (при нас он был затоплен), а правый бе-
рег обрывистый и крутой. Сразу за островом река делает поворот
налево. Тут же необходимо чалиться на правый берег. Начало пер-
вого каскада на левом повороте. Здесь несколько хаотически разб-
росанных бочек, по центру - валы до 2.5м. Справа - огромная ска-
ла в русле, к ней мы уже подойти не могли, справа текла прилич-
ная струя. А слева от скалы серия больших валов, самый мощный из
которых - грибовидный вал "Покрывало" достигал высоты 3.5м. При-
чем с берега он не кажется таким высоким, но при входе в него
становится не по себе от этой пульсирующей горы воды /схема 7/.
Второй каскад "Шабаша" - в 200-250м. Представляет собой
быстрый поток с валами до 2.5м и пенной бочкой в конце.
Прохождение решили сделать покаскадно, К-1, затем К-2. Ре-
шили испытать судьбу и пробить "Покрывало" обеими судами. После
первого каскада поставили две "морковки" и катамаран другой
группы. Оба судна последовательно испытав миг растерянности пе-
ред стихией пробили "Покрывало" и сразу же зачалились /фото
31,32/.
Прохождение второго каскада также было интересным. К-1,
пробив яму под правым берегом, пошел на зачаливание /фото
33.1,33.2/, но скорость струи оказалась настолько высокой, что
чалка не удалась и судно потащило дальше /фото 33.3/. Дело кон-
чилось прохождением "бочки" кормой /фото 33.4/. К-2 прошел по
основным валам и благополучно зачалился за "бочкой".
4.2.2.4. Порог "Текдельпень-1".
Ориентиром является правый приток - р.Эдиган. При малом и
среднем уровне воды перед порогом есть хорошая шивера с валами
до 2м. Летом 1989г. мы с трудом в ней зачалились на правый бе-
рег. При большом уровне воды этой шиверы нет и чалится для раз-
ведки лучше на левый берег, в прямой видимости автодорожного
моста через Катунь, что мы и сделали.
Порог представляет собой красивый каньон длинной 800-1000м
/схема 8/. Река сжата скалами до 15-20м. Отвесные берега образу-
ют то узкие ворота, то короткие широкие омуты. Чередование суже-
ний и омутов образует мощные водовороты в виде воронок и резкое
вспучивание воды. Воронки образуются и исчезают совершенно нео-
жиданно. Причем если при среднем уровне воды под мостом все за-
канчивается, то при нашем уровне за мостом была самая круговерть
воды. К-1, затем К-2 прошли каскад с трудом удерживая судно по
курсу /фото 34/. Группа москвичей при нас сделала обнос каскада,
оценив сложность выше 5.
4.2.2.5. Порог "Текдельпень-2".
Характер аналогичный - каньон, хаотическое переплетение
струй, огромные водовороты, "грибы". Причем это - до конца кань-
она /1.5км/. Уровень воды был настолько высок, что открылась
правая протока /схема 9/. Основная масса групп уходила в правую
протоку. Очевидно большую роль сыграл в этот день тот факт, что
в группе из Минска самый опытный экипаж "четверки" прошел этот
каскад в спасжилетах. На входе одна из воронок начала засасывать
инее судно /примерно как и нас потом - см. снимок на обложке
отчета/. Экипаж пыталя тянуться, но воронка оказалась сильнее.
Пятиметровая "четверка" встала на свечку, и по спирали ушла
почти полностью вниз, под воду. После нескольких оборотов ворон-
ка выплюнула судно как щепку вверх, уже в перевернутом виде.
Экипаж с трудом добрался до правого берега за каньоном.
Разведку сделали по левому берегу сразу до конца каньона,
наметили место чалки и страховки (помогли другие группы). Сдела-
ли обед, отдохнули /фото 35/. Снова пошли в последовательности
К-1, К-2. Каждое судно при прохождении сделало по 5-6 "балери-
нок" /фото 36,37/. Причем К-2 на выходе из каньона, в одном из
скальных сужений совершенно неожиданно бросило носом на скалу,
но обошлось - каркас остался цел.
4.2.2.6. Порог "Остров" /Еландинские ворота/.
При нас никакого острова не было. Все было залито. Порог
упростился - обычные валы 1.5-2м.
4.2.2.7. Порог "Чемальские ворота".
Перед поселком русло реки сжимается. Характер препятствий -
как в порогах "Текдельпень - 1,2". При большой воде трудность,
как оказалось, возникает при зачаливании в п.Чемал. Под правым
берегом - быстрая струя, сильные прижимы под скалы, валы до 2м.
На одном из этих валов Спицину Н.В. даже выбросило с К-2, но
проплыв 5-10м она, к счастью, вернулась на судно.
Зачалились мы в одном из уловов в начале п.Чемал. Здесь от-
личные полянки !!! Немного лирики /фото 39,40/ и в путь домой.
5. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Маршрут группе очень понравился. Очень разнообразны по-
роги благодаря связке рек с разной водой /см. таблицу 5.1/.
2. Меры безопасности, принятые на маршруте, оказались дос-
таточными для безаварийного прохождения маршрута.
3. Единственный недостаток всех "обжитых" рек - отсутствие
дров в районах основных порогов. Приходилось их захватывать по
пути.
4. Заброска на маршрут довольно тяжела ввиду отсутствия би-
летов на автобус из Горно-Алтайска.
5. В Чибите для избежания штрафа за лес лучше сразу найти
лесничего, который берет плату за каркас и выдает квитанцию.
Иначе потом штраф в 10-кратном размере. За каркас для "четверки"
мы заплатили 21 рубль.
Таблица 5.1.
Классификационная таблица основных порогов на маршруте
"Чуя - Катунь" (п.Чибит - п.Чемал)
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I N I Название I Ориентиры IДлинаI Характер IКатегория IНаличиеI
I I порога I начала I (м) I препятст Iсложности Iоверки-I
I I I порога I I вия I для кат. Iлей,об-I
I I I I I I (для Iносов вI
I I I I I I каяка) Iпарал. I
I I I I I I IгруппахI
----------------------------------------------------------------
I 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I
----------------------------------------------------------------
I I Чуя I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I 1.IСумрачный IЩит "Улага-I 300 IВалы до I 3 (3) I I
I I Iрский р-н" I I1.5м, I I I
I I I I Iкамни I I I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I 2.IБуревест- IБольшой остI 150 IМножество I 4 (4) I I
I Iник Iров, косо- I 50 Iкамней в I I I
I I(1,2 кас.)Iгор справа,I Iрусле,сложI I I
I I Iлевый пово-I Iная линия I I I
I I Iрот реки I Iдвижения, I I I
I I I I Iсливы,валыI I I
I I I I Iдо 1.5м I I I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I 3.IБегемот IМост I 500 IКаньон, I 4 (4) I + I
I I(1-5 кас.)I I Iломаная I I I
I I I I Iлиния дви-I I I
I I I I Iжения,кам-I I I
I I I I Iни, бочки,I I I
I I I I Iсливы до I I I
I I I I I1.5м I I I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I 4.IСлаломный IСкалы в I3000-IИзвилис- I 4 (5) I I
I I Iрусле I4000 Iтость, ло-I I I
I I I I Iманая ли- I I I
I I I I Iния движ. I I I
I I I I Iиногда подI I I
I I I I Iуглом 90 I I I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I 5.IТурбинный IСливная I 200 IЗакручен- I 4 (5) I I
I I Iтруба спра-I Iная струя,I I I
I I Iва за 10-15I Iприжим I I I
I I Iмин. до по-I Iвправо, I I I
I I Iрога I Iсливы до I I I
I I I I I1.5м I I I
----------------------------------------------------------------
Таблица 5.1.
(продолжение)
----------------------------------------------------------------
I 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I 6.IТ/к Гори- I500м ниже I 250 IВалы до I 5 (5) I + I
I Iзонт I"Турбинн." I I3.5м I I I
----------------------------------------------------------------
I I Катунь I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I 7.IИльгумень IЧуйский I 250 IВалы до I 5 (5) I + I
I I Iтракт ухо- I I3.5м I I I
I I Iдит от рекиI I I I I
I I Iпесчанная I I I I I
I I Iкоса справаI I I I I
I I Iна левом I I I I I
I I Iповороте I I I I I
I I Iреки I I I I I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I 8.IКадринскаяIПриток спраI 10кмIВоронки, I 4 (5) I I
I Iтруба Iва - река I IводоворотыI I I
I I IКадрин I Iгрибы I I I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I 9.IШабаш IПриток I 200 I1-Валы до I 5 (5) I + I
I I(1,2 кас.)Iсправа - I 200 I3.5м I I I
I I Iр. Кузюр I I2-Валы, I I I
I I I I Iбочки I I I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I10.IТельдек- IПравый при-I 400 IВоронки, I 4 (5) I + I
I Iпень - 1 Iток - I I"грибы", I I I
I I Iр.Эдиган I Iприжимы I I I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I11.IТельдек- I I1.5кмIОгромные I 5 (5) I + I
I Iпень - 2 I I Iворонки, I I I
I I I I I"грибы", I I I
I I I I Iприжимы I I I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I12.IОстров I I IВалы до 2мI 2 (3) I I
I I/Еландинс-I I I I I I
I Iкие воро- I I I I I I
I Iтв/ I I I I I I
----------------------------------------------------------------
I I I I I I I I
I13.IЧемальскиеI I IВоронки, I 3 (4) I I
I Iворота I I Iвалы до I I I
I I I I I2.5м - I I I
I I I I Iпод скаль-I I I
I I I I Iным правымI I I
I I I I Iберегом в I I I
I I I I IЧемале I I I
----------------------------------------------------------------
Примечание: Чуя - низкий уровень воды;
Катунь - почти максимальный.
Приложение 1
П1. Список личного снаряжения
----------------------------------------------------------------
| N | | | |
| п/п | Наименование снаряжения | Количество | Общий вес |
| | | | (кг) |
| | | | |
----------------------------------------------------------------
| | | | |
| 1. | Рюкзак | 1 | 2.0 |
| 2. | Вкладыш | 1 | 1.5 |
| 3. | Спасжилет | 1 | 1.5 |
| 4. | Каска | 1 | 0.3 |
| 5. | Бахилы | 1 пара | 0.8 |
| 6. | Кеды ("сырая обувь") | 1 пара | 1.0 |
| 7. | Штормовой костюм | 1 ком. | 1.5 |
| 8. | Лыжная шапочка | 1 | 0.2 |
| 9. | Свитер | 1 | 0.8 |
| 10. | Трико | 1 ком. | 0.3 |
| 11. | Плавки (куп. кост.) | 1 ком. | 0.4 |
| 12. | Белье нательное | 2 ком. | 0.5 |
| 13. | Носки простые | 2 пары | 0.1 |
| 14. | Носки шерстяные | 1 пара | 0.2 |
| 15. | Туристические ботинки | 1 пара | 1.5 |
| 16. | Столовые принадлежности | 1 ком. | 0.8 |
| 17. | Нож | 1 | 0.3 |
| 18. | Часы | 1 | 0.1 |
| 19. | Туалетные принадлежности | 1 ком. | 0.3 |
| 20. | Ручка, блокнот, документы, | | |
| | деньги | 1 ком. | 0.4 |
| | | | |
----------------------------------------------------------------
| Итого 14.5 |
----------------------------------------------------------------
Приложение 2
П2. Список группового снаряжения
----------------------------------------------------------------
| N | | | |
| п/п | Наименование снаряжения | Количество | Общий вес |
| | | | (кг) |