<< Пред. стр. 354 (из 787) След. >>
маршрута является нежаркое, слегка дождливое лето - тогда в Ак-Алахеи Аргуте воды будет немного (из-за преобладающего ледникового
их питания), а в Кара-Алахе немало (у нее преобладает дождевое
питание).
По отслеживаемой нами (с начала
июля) информации о погоде в этом районе все именно так и было,
но начиная с первых чисел августа и на протяжении двух недель
в районе верховьев Аргута шли почти непрерывные дожди. Это и привело
к большой воде на проходимых нами реках Ак-Алахе и Аргуте.
В поселке Джазатор возможно подкупить
некоторые продукты - есть коммерческий киоск. Мы также произвели
зарядку аккумуляторов. Электричество в поселок не подведено, но
во многих домах есть генераторы.
Дюралевый каркас для катамарана
4-ки мы берем с собой начиная с 1992 года в независимости от протяженности
и сложности пешей части. И на этот раз мы также не отказали себе
в этом "удовольствии".
С учетом всех затрат поход обошелся
каждому из нас в размере
1500 000 руб. В принципе эта сумма
могла бы быть меньше тысяч на 200 - 250 (за счет расходов на питание
на подъезде (до) и отъезде (с) активной части маршрута) .
¦ kartinki/karalaha/img00001.gif
Крок-схема сложного участка III-го каньона на р.Кара-Алахе.
¦ kartinki/karalaha/img00002.gif
Карта пешего подхода к Алахинскому
озеру.
¦ kartinki/karalaha/img00003.gif
Карта рр.Кара-Алахи - Ак-Алахи
* Plain text version *
Московский городской центральный туристский клуб
Отчет
о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р.
Кара-Алаха - р. Ак-Алаха - р. Аргут), совершенном с 26 июля по
22 августа 1997г.
Маршрутная книжка: № 1/4 - 601
Руководитель группы: Верхотуров М.А.
450055, г.Уфа, Пр. Октября
e-mail: verhotur@vmk.ugatu.ac.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и
считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и
руководителю.
Маршрут имеет 6 (шестую) категорию сложности.
Отчет использовать в библиотеке _______________
Уфа 1997 г.
Справочные сведения о путешествии
Основная нитка маршрута:
г.Уфа - г.Новосибирск - г.Барнаул - г.Усть-Каменогорск -
с.Катон-Карагай - п.Рахмановские Ключи - р.Черная Берель -
р.Большая Черная Берель - пер.Аэробский - р.Верхняя Кара-Алаха
- оз.Алахинское - р.Кара-Алаха - сплав от конца II каньона -
р.Ак-Алаха - р.Аргут - р.Катунь - пос. Иня;
Протяженность:
пешей части - 60 км., сплава - 164 км.
Продолжительность:
общая - 28 дней, активной части - 20 дней;
Тип судов:
4-х местный катамаран, 2-х местный катамаран;
Сроки проведения: 26 июля - 22 августа 1997 г.
Количество человек - 7;
Предварительное рассмотрение заявочных материалов
произведено в туристской МКК Башкирской областной федерации
туризма;
По заявочным материалам дано заключение
маршрутно-квалификационной комиссии Московского городского
центрального туристского клуба.
Шифр:142-00-5666555.
Замечание. Так как любой туристический отчет преследует
как минимум две цели:
- передача информации будущим группам и;
- доказательство того, что группа на самом деле была на
заявленном ею маршруте;
а также в связи с тем, что к данному отчету прилагается
видеофильм, который является более важным и значимым аргументом
в пользу второй из вышеуказанных целей, то акцент в данном
отчете будет сделан на первой из них.
Сведения об участниках путешествия
Фамилия
Имя
Обязанности в группе
Год
рожд.
Опыт в данном виде туризма
(фактический)
Адрес
Верхотуров
Михаил
руководитель
завхоз
1961
Курчум - Кальджир 5Р - 92
Кок-Хем - Бий-Хем -Улуг-О - 5Р-93
Ара-Ошей - Китой - Онот 5Р - 96
Уфа-55
Пр.Октября
Перескоков Юрий
зам.руковод.
1961
Сорбо - Кафирниган 5У - 91
Чуя - Катунь 5Р - 92
Ара-Ошей - Китой - Онот 5У - 96
Карпенко
Андрей
ремонтник
1961
Сорбо - Кафирниган 5У - 91
Ара-Ошей - Китой - Онот 5У - 96
Лямин
Александр
медик
1964
Ара-Ошей - Китой - Онот 5У - 96
Долгов Валерий
видео
1960
Ак-Алаха - Аргут 5У - 95
Карагем - Аргут 5У - 96
г.Сепухов Химиков
Федоров
Егор
фотограф
1972
Урик 5У - 95
Яхин
Айдар
массовик-затейник
1958
Белая(интерралли) 5У - 94
О предыстории этого путешествия
На этот маршрут наша группа, костяк которой сформировался
еще во время обучения в Уфимском авиационном институте,
собиралась еще в 1994 году, потом в 1995, затем в 1996, но
жизнь, как известно, вносит свои коррективы и, в результате, мы
попали на него только в этом, 1997 году. Копию отчета
Владивостокской группы под руководством Тарана Г.М. за №4839 из
библиотеки МГЦТК мы сделали еще в начале 90-х. А так как, с
одной стороны, эта часть Алтая нам хорошо знакома (Бухтарма(от
пос.Берель) - 84, Катунь(от Рахмановских Ключей) - 89, Курчум -
Кальджир(от Катон-Карагая) - 92, а с другой - нам не хотелось
выходить на Аргут с Ак-Алахи, т.е. так, как выходят с Кош-Агача
на него большинство групп, то нам очень импонировал маршрут с
выходом на Аргут через Кара-Алаху. Заявленные два запасных
маршрута:
- "основной" минус пеший подход + Мажойский каскад (время
на Мажой выкраивалось с учетом возможной вертолетной заброски
сразу на Алахинское озеро);
- Башкаус;
были добавлены на случай появления денег на вертолет и на
случай жаркого лета соответственно. Объяснение "жаркому лету"
довольно тривиально - т.к. у Аргута преобладает ледниковое
питание, в отличии от Башкауса, то по большой воде на Аргут
попадать не хотелось - порог-водопад Сапожникова, да и порог
Раздельный по такой воде идутся с большим трудом. А так как с
количественным составом группы стало ясно в последний момент -
из заявленных 18 человек смогло пойти только 7, и с погодой на
Алтае было все в рамках обычного (начиная с 1 июля и до выезда
из Уфы при помощи вездесущего и всезнающего Internet-а
отслеживалась погода в интересующем нас районе) то, никаких
веских аргументов для отклонения от заявленного основного
маршрута не было. Правда основной маршрут мы несколько изменили
(дозаявив небольшое отклонение в его пешую часть) - было как у
Владивостокцев - через р.Калмачиху, но все таки интерес к
новому и любовь к красивой пешей части (один из девизов нашей
группы звучит так: "Пешку надо любить!") заставили нас в
последний момент переиграть на подход через Рахмановские Ключи
(прекрасный вид на Белуху, красивейшие озера, Верхняя
Кара-Алаха). Но об этом подробнее будет сказано ниже.
К сожалению у нас нет полной информации об истории
освоения реки Кара-Алахи. Известно нам лишь то, что в 1987 году
на ней была уже вышеупомянутая группа из г.Владивостока (они
прошли участок Кара-Алахи начиная с конца III-го каньона, IV-ый
каньон (за исключением "Горла" во входном каскаде), а в 1995
часть группы Волкова А.В. - Марчука Д.Л. просматривала IV-ый
каньон зайдя с устья Кара-Алахи. Так же проходила этот маршрут
группа под руководством Марчука Д.Л., но год, вариант заброски
и что было пройдено этой группой нам неизвестно.
Подъезды, описание пешей части и отъезд с маршрута
На сплавную часть реки Кара-Алахи возможно добраться
несколькими путями. Перечислим их в порядке возрастания
сложности пешей части:
Подъезд до устья р.Чиндагатуй (Шиндагатуй) - правого
притока р. Бухтармы (здесь идет дорога п.Берель - п.Бертек из
России в Казахстан). Максимально возможно доехать до остатков
бывшего рудника. Далее пешком по курумнику до южной оконечности
Алахинского озера и истока р.Кара-Алахи.
Подъезд до р.Калмачихи (также правый приток р.Бухтармы).
Вверх по Калмачихе. Перевал к руднику и далее как в первом
варианте.
Подъезд до поселка - санатория Рахмановские Ключи. Перевал
в верховья р.Черной Берели - вверх по ней до перевала Аэробский
- он является водораздельным между Обью и Иртышом - вниз по
Верхней Кара-Алахе до северной оконечности Алахинского озера и
истоков Кара-Алахи.
После этого во всех трех вариантах следует пеший подход
вниз по р.Кара-Алахе до выбора места возможного начала сплава,
что зависит от уровня воды, возможностей и желаний конкретной
группы.
С точки зрения групп, которых еще ждет этот маршрут,
постараемся поподробнее описать возможные способы достижения
места начала сплава.
Все три варианта пути до Алахинского озера имеют общие: -
начальную (от пункта выезда до п.Берель) и; - конечную (от
оз.Алахинского до места начала сплава) части. В средней же
части, т.е. от п.Берель, они расходятся в разные стороны и все
сходятся лишь в истоке(из Алахинского озера) Кара-Алахи.
Рассмотрим их по порядку.
Начальная часть
Так как мы ехали с Урала, то и ориентироваться мы будем на
европейскую часть, нашей, уже менее необъятной, Родины.
До г.Усть-Каменогорска дорога практически одна(воздушную,
из-за больших накладных расходов, учитывать не будем), но зато
железная. Поэтому немного о расписании поездов(время
московское).
Новосибирск
(в сторону Ср.Азии, развилка на Усть-Каменогорск на
ст.Локоть(Россия))
№
поезда
Откуда и куда
Время
отправления
Дни
недели
Прибытие
Стоим.
(плац)
199
Иркутск - Ташкент
06.00
2, 4, 6
11.20
311
Красноярск - Ташкент
06.00
1, 3, 5
355
Красноярск - Бишкек-2
10.48
нечетн