<< Пред.           стр. 36 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 рекомендовать сплавиться до стрелки и встать в еловом лесу на
 левом берегу протоки, либо свернуть на автодорогу в направлении
 с.Вотолино и высадиться у моста через протоку. Вода в протоке
 более чистая.
 
 В пик паводка можно начинать сплав и выше, от оз.Хвошно. В этом
 случае маршрут захватывает еще один участок шивер между
 дер.Гористицы и указанным мостом. Однако при невысоком паводке
 или на его исходе ширина реки у моста не превосходит 8-10 м, и
 возможность начинать сплав значительно выше него становится
 сомнительной.
 
 Шиверы на Явони начинаются перед дер.Филиппова Гора. В начале
 деревни запруда, которая может потребовать обноса. Постепенно
 шиверы усложняются; наиболее сложная крутопадающая горка
 расположена в конце деревни. Вскоре после нее река
 успокаивается, но ненадолго. Перед устьем правого притока
 р.Чересицы начинается новый каскад шивер. Р.Чересица
 достаточно крупная и заметно увеличивает расход воды. За ее
 устьем расположена одна из самых мощных шивер на всем маршруте.
 
 
 До дер.Березник следует еще один спокойный участок, и от моста
 в конце этой деревни начинается последний каскад шивер, который
 продолжается практически без перерывов до дер.Каменка. На этом
 участке в паводок Явонь - уже весьма крупная река, с расходом
 порядка 25-30 м3/с. Шиверы по своему уровню вполне
 соответствуют 2 к.с. и могли бы украсить любую карельскую
 речку. Некоторые валы и небольшие бочки достигают полуметра,
 причем многие из них достаточно жесткие и способны удерживать
 каяк. Завалы отсутствуют, и каякер чувствует себя на Явони
 просторно и вольготно, особенно после тесных лабиринтов
 Кунянки. Дорога проходит в стороне от реки, по обоим берегам
 имеются хорошие стоянки.
 
 После моста между дер.Пески и Каменка начинаются разбои, уклон
 уменьшается, и к устью Кунянки река успокаивается окончательно.
 Общее падение на 10-километровом участке от дер.Филиппова Гора
 до дер.Каменка составляет 80 м - тоже неплохой результат для
 рек средней полосы! Далее до пос.Демянск река спокойная, и
 сплав не представляет спортивного интереса. Остается только
 разрушенная плотина в дер.Малиновка, проходимая в паводок;
 высота слива около 1 м. В зависимости от интересов группы,
 погоды и многих других факторов может быть целесообразно либо
 продолжить сплав до Демянска, где можно финишировать прямо у
 моста в центре поселка, либо пожертвовать прохождением этой
 плотины и окончить сплав в районе дер.Пески. Эта деревня, как и
 дер.Каменка на правом берегу, расположена в стороне от реки и
 плохо видна с воды. Поэтому можно спокойно разобрать суда, не
 страдая от чрезмерного внимания местных жителей, а затем
 подняться на высокую террасу правого берега и выйти на дорогу.
 От дер.Пески до Демянска по дороге 9 км.
 
 Поскольку расход воды в Явони достаточно велик и в значительной
 степени зарегулирован озерами Велье, Глыбоцко, Хвошно,
 Истошенское и Горшевец, паводок на ней весьма продолжителен, и
 сплав возможен, как минимум, до первой половины мая
 включительно. На прохождение содержательной части маршрута (от
 моста между дер.Филиппова Гора и Истошно до дер.Пески)
 требуется около 3 часов ходового времени. На маршрут по одной
 только Явони целесообразно отвести 2 дня, включая подъезды,
 отъезды и сборку судов. При использовании неразборных каяков
 можно уложиться и в 1 день, однако при этом могут возникнуть
 проблемы с отправкой лодок багажом с маленьких станций поздно
 вечером.
 
 Пос.Демянск связан автобусным сообщением со станциями Валдай,
 Любница и Лычково. В частности, для подъездов к началу сплава
 удобно воспользоваться автобусом из Валдая, который
 отправляется в 10.00. На него как раз попадают пассажиры
 местного поезда, отходящего из Бологого в 7.38. Для отъезда с
 маршрута наиболее удобен автобус на Лычково в 21.30, с которого
 можно попасть на поезд Псков-Москва в 23.54. Такие варианты
 местных подъездов позволяют рационально спланировать поход и,
 несмотря на значительные расстояния, не приводят к потере
 дополнительного дня.
 
 Если группа располагает достаточным количеством времени, то
 целесообразно связать две или все три реки в один маршрут,
 переезжая с одной реки на другую на попутных или специально
 нанятых автомашинах без разборки лодок. Маршрут по всем трем
 рекам занимает 6 дней и 7 ночей, включая дорогу из Москвы (или
 С.-Петербурга) и обратно. Однако это относится только к чисто
 каячным группам. При использовании любых других судов, кроме
 каяков и каноэ-одиночек, время прохождения маршрута резко
 увеличивается.
 
 Валентин Юрин Каякеры не тонут!
 
 ===============================================================
  FILE: nerlx.txt
  Нерль
 
  Краткая информация о себе: 1967 г.р.
  Активно водным туризмом начал заниматься с 1984 года. В
 основном хожу на каяке: Средняя Азия, Кавказ, Алтай. Вместе с
 Д.Кувалиным был в Австрии (Восточные Альпы).
  Помимо своей основной работы веду кружок юных туристов.
 Мечта - чтобы не я их водил, а они меня.
 
  Игорь Архипов. arkhipov@yts.yartelecom.ru ¦ arhipow.txt
 
  По поводу маршрута. 1995 год.
 
  Оптимальное время прохождения маршрута: вторая половина мая -
 первая половина июня. Позже Нерль заростает еще сильнее.
  В районе Плещеева озера и в верхней части р.Нерль мало хороших
 стоянок, т.к.берега сильно заболочены и много мошек и комаров
 (в описании я постарался указать все приемлимые места).
 Наверное единственная хорошая стоянка в верховьях р.Нерль
 находится за первым автомобильным мостом.
  Основное направление маршрута на север. В нашем случае
 господствовали северные ветры и мы 4 дня из 5 шли против ветра.
 
  Маршрут проходился группой школьников и поэтому при расчете
 ходового врмени и пройденного расстояния надо делать скидку.
  Несмотря на все трудности маршрут поражает своим
 разнообразием.
  Ну и для любителей рыбалки сулит много приятных неожиданностей
 (в верхней части маршрута).
  Орентировались мы по карте Ярославской области 1:200000.
  Хотелось бы узнать ходил ли кто по притоку Нерли - р.Кубрь от
 Ярославского шоссе? Судя по карте она может представлять
 интерес. Мне можно написать по e-meil адресу -
 arkhipov@yts.yartelecom.ru.
 
  Нитка маршрута.
 
  Маршрут первой категории сложности проходит в районе
 Ярославской и Тверской областей. Маршрут проходит по:
 р.Трубеж-Плещеево оз.-р.Векса-оз.Сомино-р.Нерль. Общая длинна
 маршрута около 115 км.
 
 
  Подъезд:
 
  Место начала маршрута г. Перславль, который стоит на
 оживленном Ярославском шоссе.
  Добраться до Переславля можно на автобусе из Ярославля или с
 Москвы или Загорска. Другой вариант заезд до станции Берендеево
 со ст.Александров или ст.Ярославль Главный. От ст.Берендеево до
 Переславля ходит автобус. Отход автобуса согласован с приходом
 электрички на станцию. Информацию можно получить в справочной
 автовокзала г.Переславля. При желании маршрут можно начать не
 доезжая до города на р.Трубеж.
  Из Ярославля на Переславль утром автобусы уходят в 7 и в 9.40,
 есть и проходящие в сторону Москвы.
  Электричка на Александров, кот. остонавливается на
 ст.Берендеево, отходит от Ярославль Главный около 6 часов утра
 и днем.
 
  В Переславле от автовокзала отходит местный поезд по
 узкоколейке. На нем можно доехать до музея Ботик Петра 1, до
 впадения р.Векса в Плещеево оз. и до с.Купанское. Раньше был
 маршрут вдоль озера до урочища Кухмарь и ст.Беклемишево, но
 сейчас он кажется не ходит.
 
  Отъезд:
 
  Проходящие автобусы от с.Нерль отходят в сторону Калязина в
 6.50 и в 10.30. В будние дни есть еще дополнительный автобус в
 8.30.
  В сторону Загорска автобус проходит с.Нерль в 6.30 утра.
 
  Из г.Калязин автобусы ходят до Загорска, этот тот который
 проходит через с.Нерль, и до Твери.
  До Загорска автобус отходит в 5.45 и в 19.30. До Твери в 5.40,
 9.00 и в 16.40.
 
  С ж/д станции Калязин ходят следующие поезда:
 
  N поезда Направление Прибытие Отправл.
 
 601 Рыбинск-Москва 2.15 2.40 ежедн.
 602 Москва-Рыбинск 2.32 2.54 ежедн.
 622 Москва-Углич 4.35 4.42 суб.
 621 Углич-Москва 8.52 8.57 вос.
 673 Санково-Савелово 9.22 9.47 ежедн.
 623 Савелово-Углич 13.14 13.19 ежедн.
 197 С.Петербург-Москва 8.03 8.23 нечет.
 624 Углич-Савелово 17.16 17.29 ежедн.
  84 Углич-С.Петербург 17.21 18.59 чет.
  (прицепные вагоны)
 674 Савелово-Сонково 18.39 18.59 ежедн.
 198 Москва-С.Петербург 21.27 21.47 нечет.
 
  Автобусы с автовокзала г.Углича отходят в сторону Ярославля
 вечером в 16.10, 17.40, 19.10. Из Углича автобусы ходят также
 до г.Рыбинска и г.Ростова.
 
   * Дневник * 
 
  4 июня
 
  Заезд нашей группы на маршрут проходил из г.Ярославля на
 рейсовом автобусе. Для перевозки байдарок использовали
 багажники автобуса. Нам на 6 байдарок "Таймень-2" и одно каноэ
 "Тритон" хватило трех багажников.
  До Преславля ехали примерно 2 с половиной часа. Прямо на
 автовокзале договорились с водителем автобуса, чтобы он нас
 довез до Ботика Петра 1, это нам стоило еще 50 тыс. руб.
  К сожалению Ботик с воскресения находился на ремонте. Походили
 там посмотрели на памятник Петру 1, дети полазали по военной
 технике, которая непонятным образом оказалась на родине
 потешной флотилии.
  Собирались на берегу озера напротив Ботика. С питьевой водой
 там проблемы, в Ботике воды нет, а в озере брать не хотелось.
 Хороший источник под названием Гремячий есть в 500 метрах по
 автодороге вдоль оз. в сторону Вексы.
  В Плещеевом оз. шел нерест уклейки. Рыба ходила косяками, а
 оз. прямо блестела от выпрыгивающей рыбы. Несмотря на запрет
 рыбной ловли на берегах очень много рыбаков. Я там первый раз
 увидел способ ловли рыбы с помощью ящика размером 50*100 см., у
 которого вместо дна железная сетка. Мужик шел вдоль берега и
 черпал ящиком в прибрежных водорослях. Когда он попадал на
 косяк, то доставал из своего ящичка по 5-10 рыбешек размером по
 10-15 см.
  Раньше у оз.напротив Ботика были мостки, сейчас мостков нет и
 нам пришлось выходить к чистой воде метров 10 по илу с
 водорослями, чем-то напоминающему обычную грязь.
  Плещеево оз. удлинненной формы. В южном конце находится
 г.Переславль , а напротив в северном конце исток р.Векса. Вода
 в озере теплая. Длина озера около 10 километров, ширина порядка
 6. По берегам озеро очень мелкое - не более 1 метра, а в
 середине глубина где-то 45 метров. Дно понижается вначале очень
 медленно, можно пройти 200 метров, а все будет по пояс. Дальше
 не ходили, но скорее всего там идет резкое увеличение глубины.
 Пресекать озеро напрямик не рекомендуется, т.к. из-за малой
 глубины и внезапного ветра там может разгоняться большая волна,
 а доплыть до мелкого места может быть проблематично. Месные
 жители любят рассказывать про то как утонули в середине озера
 чемпионы то-ли по плаванью то-ли по гребле. (Утонули чемпионы
 страны на двойке распашной. Фамилии я забыл, случай
 действительно известный. М.)
  Сели на воду в 16.10. и пошли в сторону Переславля. Нам надо
 было отметить маршрутку и отправить телеграмму. По правому
 берегу проплывали мимо живописного Горицкого монастыря. Где-то
 в 17.10 подошли к месту впадения реки Трубеж(можно
 орентироваться по старой церкви из красного кирпича). При входе
 в реку надобыть осторожными, т.к. там есть старая разрушенная
 плотина и в русле торчат остатки свай. Чтобы поднятся по
 Трубежу до центра города , это порядка 2 километра, нам
 понадобилось 30 минут. Трубеж в черте города имеет ширину
 порядка 20 метров и глубину 1,5 метра. В связи с массовым ходом
 рыбы на нерест на реке наблюдается массовый выход местных
 жителей на рыбалку. В среднем на каждые 3 метра приходилось по
 одному рыбаку. Причем ловят рыбу как мужчины так и женщины,
 дети и пожилые. Ловят на удочки, телевизорами, сетями. Центр
 города находится в районе железного автомобильного моста. Сразу
 же за мостом слева на ходится местный почтампт и дорога на
 Берендеево. Это по моему мнению лучшее место для стапеля.
  В центр прибыли в 17.30. Здесь сделали небольшой перекус.
 Вышли в обратный путь по Трубежу в 18.10. После выхода в
 Плещеево оз. шли вдоль правого берега. Вначале справа показался
 какой-то монастырь. Затем стало видно село Городище. На месте
 этого села, до основания Переславля, находился древний город
 Клещин. Сейчас там можно увидеть только старые насыпные
 крепостные валы. Дальше на берегу озера за селом, там где
 начинаются лесистые холмы находится знаменитый Синий камень. По
 преданию этому камню долгое время поклонялись язычники-словяне.
 После принятия христианства церковь пыталась с ним бороться:
 камень закопали в землю, но через некоторое время он показался
 из под земли. Тогда его решили положить в основание строящейся
 в Переславле церкви и повезли на санях через озеро. Лед треснул
 и камень ушел на дно озера. Через какое-то время он опять
 показался на берегу. Все это только способствовало еще большему
 поклонению этому камню.
  Целью нашей стоянки было урочище Кухмарь. Здесь в сосновом
 бору находится международный детский компьютерный лагерь.
 Правее соснового бора, если смотреть с озера, есть хорошее
 место с протекающим чистым ручьем.Правда берег озера здесь
 болотистый и до места стоянки надо пройти порядка 200 метров. К
 Кухмарю мы подошли в 21.30. Могли бы и раньше но лодка девочек
 стала отставать и их приходилось дожидаться. В самом сосновом
 бору костры жечь не разрешается. Желательно иметь средство от
 комаров, т.к. берега озера болотистые, а комар говорят чуствует
 запах туриста за 3 километра.
  После ужина устроили разбор полетов и по койкам. Всего за день
 пройдено 16 км. Из них по озеру - 12 км. По р.Трубеж - 4 км.
 
  5 апреля
 
  Утром после завтрака был сделан радиальный выход на "Варварин
 источник" который находится налево вдоль по дороге за озеро,
 где-то в 5 километрах от нашего лагеря. Все деревья вокруг
 источника завешены кусочками материи. Легенда говорит, что
 здесь была убита молодая девушка и на месте ее могилы забил
 источник. Люди же с древних времен оставляют здесь кусочки
 своей одежды, как частички своей души.
  С источника группа вернулась в 13.20. Пообедали и вышли на
 воду в 14.40. Наш путь лежал к реке Вексе вытекающей из
 Плещеева озера. Шли вдоль берега. По пути начала портится
 погода, сначала поднялся довольно сильный встречный ветер,
 потом начал накрапывать дождь.
  В 16.20 добрались к истоку. Сам исток можно узнать по разрыву
 леса и отдельно стоящему дереву и небольшому сколоченному
 навесу. Почти сразу в истоке высокий пешеходный мостик.
  Одним из вариантов заброски на маршрут может быть заброска по
 узкоколейке от автовокзала на ст.Векса или до с.Купанское.
 Узкоколейка пока работает. Раньше один из ее маршрутов ходил и

<< Пред.           стр. 36 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу