<< Пред.           стр. 361 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 внимательного просмотра было установлено, что завалами
 перегорожены в основном самое начало каскада и около 300 метров
 в его заключительной части. Середина же каскада пригодна для
 сплава на небольшом катамаране-"двойке". Правда, обычным
 сплавом это назвать трудно. Скачка с камня на камень в узком
 пенистом потоке чем-то непоминает ковбойские игры на
 необьезженных бычках (Фото 4,5). Линию движения выбирать не
 приходится - лишь бы удержаться в узком, порой не шире 2
 метров, потоке. В конце проходимой части каскада необходима
 принудительная чалка и обнос порядка 300 - 400 метров до устья
 Левой Шавлы.
  В целом сама возможность хотя бы такого, "кусочного"
 сплава по первому каскаду порогов сильно зависит от уровня
 воды. При низкой воде катамаран попросту застрянет между
 камнями, при высокой (например, как в июле 1993) каскад
 становится откровенно опасным.
  После слияния с Левой Шавлой река преодолевает три
 похожих на небольшие озера участка с обширными заболоченными
 пространствами. Серьезных завалов здесь нет. Между первым и
 вторым озерцами - небольшая шивера, а перед третьим -
 порожистый участок, требующий к себе внимания и уважительного
 отношения. В третьем озере (Фото.6) необходимо обязательно
 зачалиться, поскольку выходом из него начинается второй каскад
 порогов верхней Шавлы (Фото. 7).
  Нигде более на маршруте нам не удалось увидеть столь
 сумашедшей скорости потока, как здесь. Уклон порядка 50 м./км и
 отсутствие больших тормозящих скальных выступов или ступеней
 создают эффект летящей, словно из брандспойта, пенной струи.
 Тактика движения та же, что и в первом каскаде: только бы
 удержаться в струе, не задеть носом баллона за камень, иначе
 развернет и покатит боком до самого конца каскада. К счастью,
 видимо из-за той же скорости потока, завалов здесь нет.
  Ниже каскада река становится спокойней, есть даже
 участок разбоев с узкими протоками. Ближе к устью расположен
 красивый локальный порог с мощным сливом. Его ориентиром может
 служить открытое, заросшее кустарником пространство по правому
 берегу. С тропы порог не видно.
  Несколько ниже реку перегораживает дерево, а еще
 через 200-300 метров начинается устьевой участок верхней Шавлы
 с протоками и завалами. Мы рекомендуем проявлять здесь
 максимальную осторожность. Возможно, лучше просто обнести этот
 участок (около 1км) до стоянки на стрелке рек.
  Подводя итоги относительно сплава по верховьям
 р.Шавла, можно сказать, что:
 
 

     
  1. Такой сплав возможен лишь для катамарана-"двойки".
     
  2. Прохождение верхнего каскада разумно при уровне воды чуть
     выше среднего, что можно определить только уже на месте.
     
  3. Ниже устья Левой Шавлы сплав, включая прохождение второго
     каскада с уклоном 50 м./км., вполне надежен при условии обноса
     устьевого участка.
     
  4. "Кусочное", короткими отрезками, прохождение верхней Шавлы
     может служить неплохой тренировкой для экипажа перед началом
     непрерывного и насыщенного сплава по основной части маршрута.
     

 
 
  4.2.3 Сплав по р.Шавла до впадения в р. Аргут
 
  Сплав по Шавле начинается с шиверистого участка с быстрым
 течением и крутыми изгибами русла. Когда на глаза попадается
 большая бегемотообразная скала у правого берега, кажется, что
 прошло лишь несколько минут сплава. За скалой необходимо
 зачалиться для разведки порога Пунктир, представляющего собой
 несколько мощных сливов с валами. Лишь метров 200 быстротока
 отделяют окончание этого порога от значительно более сложных
 порогов Шлагбаум и Эшафот, которые смотрятся как единый
 порожистый участок с каскадом крутых сливов и перекрученной
 линией течения.
  Согласно имевшимся у нас описаниям, порог Эшафот
 выделяется деревом, перекрывающим реку на уровне головы гребцов
 катамарана. Однако, вместо дерева нам удалось обнаружить лишь
 спил на мощном комле. Очевидно, одна из сплавлявшихся групп
 решила проблему порога Эшафот кардинальным образом, при помощи
 двуручной пилы.
  Далее река несколько упрощается, следует участок
 быстротока с небольшими валами. Около 800 метров сплава
 отделяют порог Эшафот от шиверы "Z", расположенной в основной
 левой протоке у небольшого острова. Прохождение шиверы
 осложняется как трудностью попадания в протоку на крутом вираже
 (возможен нанос на дерево), так и бревном, почти полностью
 перегораживающим выход из протоки.
  Далее следует быстрый шиверистый участок. Следующая
 чалка - перед порогом Мономах, на левом повороте. В этом месте
 справа впадает небольшой ручеек. Сам порог представляет собой
 каскад сливов между большими валунами. Линия движения
 просматривается четко, однако без предварительного просмотра
 экипаж просто не успеет разобраться в структуре порога,
 скорость потока достаточно высока. Выход из порога, в правой
 протоке у острова, осложняет большой камень, режущий поток
 пополам. Оба прохода, и левый и правый, представляются
 достаточно узкими. Нам показался предпочтительнее левый.Сразу
 на выходе из порога, по правому берегу - место для стоянки.
  Следующий порог, Трек, начинается здесь же, на левом
 повороте реки. Успех прохождения определяет правильный заход.
 Необходимо суметь уйти по внутреннему радиусу крутого левого
 виража.
  Каскад Сувак мы шли сходу, придерживаясь левой
 протоки. От экипажа требуется быстрая реакция и энергичный
 маневр. Пороги Тройной и Калибр образованы огромными валунами.
 В Тройном струя бьет точно в один из валунов. Сторону обхода
 заранее предугадать трудно, все определяется тем, как катамаран
 зайдет в предшествующий слив. "Калибр" , по видимому, получил
 свое название из-за узкого 2х метрового слива на выходе порога.
 Для аккуратного прохождения здесь необходимо идти предельно
 точно.
  Чуть ниже, за участком галечного пляжа, остров с
 бревном через всю реку в левой основной протоке. В среднюю воду
 можно пройти , нагнувшись , под бревном. Однако в этом полезно
 предварительно убедиться при помощи разведки.
  После впадения слева небольшого притока Кмурглу-Уюк
 начинается каскад затяжных, сложных в прохождении
 шивер-порогов. Линия движения не очень сложна, но высокая
 скорость течения, узкие проходы между валунами и отсутствие
 удобных мест для чалки вынуждают экипаж работать в постоянном
 напряжении.
  За шиверой у осыпи по правому берегу почти без
 промежутка начинается шивера в разбоях. Вскоре после третьего
 разбоя необходимо зачалиться к левому берегу для разведки
 серьезного порога Уйгур.
  Порог Уйгур представляет собой участок крутого
 падения реки, загроможденный валунами. Из нескольких входных
 сливов струя собирается в стремительный пенный поток, чтобы
 затем разбиться об большой камень, рассекающий воду реки
 пополам. В мощном навале струи разлетаются практически под
 прямым углом к линии первоначального движения. Выполнить маневр
 в центре основной струи не представляется возможным. Остается
 лишь цепляться за край потока, попытавшись проскочить в 20-30
 см. от пенного бугра. Оборот почти на 180 градусов вокруг
 валуна завершает центральную часть порога.
  Мысль о прохождении катамарана-"четверки" пришлось
 оставить сразу же. Он не проходил просто из геометрических
 соображений. Были предприняты две попытки прохождения "двойкой"
 (Фото 8,9). В первой попытке в навале на валун катамаран
 развернуло кормой вперед и благополучно выбросило в узкий
 проход. Вторая попытка закончилась оверкилем (Фото 9).
  Заключительная часть порога Уйгур не так сложна, но
 отличается замысловатой линией движения, а при прохождении
 производит большее впечатление, чем при просмотре с берега. У
 конца порога есть неплохое место для стоянки.
  Пороги Тушкем и Батут на фоне приобретенного опыта
 общения с Шавлой проходятся без детальной разведки. Желательно
 только убедиться в отсутствии свежих бревен в струе. За
 несложной шиверой - устье левого притока Ак-Оюк. Порог Лесная
 труба нам предстал в виде несложной шиверы в коридоре нависших
 деревьев. В начале его, по левому берегу и на левом повороте
 реки, есть очень красивое место для стоянки.
  На участке реки до впадения правого притока р.Баксара
 - сменяющие друг друга шиверы. Они идутся сходу, главную
 опасность представляют возможные деревья в сливах и на
 поворотах реки. Скорость течения Шавлы почти на всем протяжении
 такова, что зачаливание превращается в самостоятельный и
 непростой маневр, порой более опасный, чем прохождение
 препятствия.
  На участке сплава ниже устья р.Баксара две шиверы
 средней сложности. После окончания второй из них река
 перегорожена несколькими деревьями. Это своеобразный мост, с
 обоих берегов сюда подходит тропа. Возможен обнос судов без
 разгрузки, около 20 метров.
  Около 500 метров ниже моста-завала начинается шивера
 в протоках вокруг длинного узкого острова. Сама шивера не
 представляет большой сложности, но на ее выходе, в месте
 слияния двух проток, река перегорожена толстым бревном. В
 центре реки под бревном остается просвет в 10-20 см. , по краям
 бревно находится на уровне воды. Высокая скорость течения в
 этом месте исключает возможность спокойного зачаливания.
 Возможно, это бревно может быть смыто последующим половодьем,
 но, тем не менее, этот участок заслуживает предварительного
 просмотра.
  Участок со слабыми шиверами предшествует связке
 порогов Кечу и Боливар (разведка по левому берегу). Следует
 отметить, что на входе в Кечу, судя по описаниям предыдущих
 лет, возможен полный завал. Мы его не обнаружили, очевидно, он
 был смыт паводком в июне-июле 1993г. По левому берегу реки у
 начала порога - крест, поставленный водниками. Сам порог
 проходится вдоль правого берега. Наибольшую сложность
 представляет собой слив, в своем верхнем срезе бьющий в
 скальный выступ правого берега.
  Порог Боливар имеет аналогичную структуру, проходится
 под скальной стеной правого берега.
  Ниже вдоль реки появляются разрозненные скальные
 стены. Соответственно меняются и препятствия: ниже порогов Кечу
 и Боливар несколько сильных прижимов к скалам правого берега.
 Участок также опасен наличием бревен. Судя по их свежести и
 расположению, они сдвигаются при каждом паводке, уносятся одни
 и приносятся новые.
  Порог Лестница состоит их двух участков. Он
 действительно напоминает лестницу последовательностью широких
 невысоких сливов. Порог свободен от завалов, при большом
 желании его можно пройти без разведки, но лучше осмотреть с
 тропы левого берега.
  Несложный участок предшествует самому мощному и
 красивому порогу Шавлы - порогу Неустроева. Ориентиром порога
 может служить высокая скальная стена левого берега, выходящая
 прямо к воде. За ней на левом повороте открывается высокая
 скальная стена справа и не менее высокая осыпь слева. Зажатая
 между ними, река столь круто падает вниз, что с воды порог
 практически не виден (Фото 11). При первом знакомстве с порогом
 возникает впечатление, что русло реки заполнено пеной, воды
 практически не видно (Фото 12,13.14). Порог начинается огромным
 валуном - "затычкой". Здесь возможны два варианта прохождения:
 как слева, так и справа. Для катамарана - "четверки" более
 приемлемо прохождение справа под скальной стеной. Середина
 порога представляет собой мешанину валунов, сливов и среднего
 размера бочек. Мы выделили здесь как минимум три разумных
 варианта прохождения. И, наконец, все струи собираются воедино
 в один мощный пенный котел. При прохождении катамаран временами
 погружается целиком даже на подходах к главному сливу, не
 говоря уже об основной бочке (Фото 14).
  В целом порог очень красив, его сложная структура
 позволяет продемонстрировать различные технические приемы
 сплава. Его по праву можно назвать кульминацией сплава по
 Шавле. Мы сочли разумным и полезным потратить полдня на
 многократное прохождение порога, благо тропа по левобережной
 осыпи позволяет без особого труда занести катамаран вверх по
 течению.
  Ниже порога Неустроева расположен ряд мощных шивер
 сложной конфигурации, прижимы, бревна в потоке. Устье р.Ачик
 заметить трудно. Постепенно река упрощается, долина ее
 становиться шире. Далее вплоть до устьевого участка препятствий
 практически нет.
  За несколько километров до впадения в Аргут река
 дробится на протоки с частичными и полными завалами. Судя по
 всему, завалы здесь не имеют постоянного местоположения и могут
 перемещаться от года к году. Примерно за километр до впадения в
 Аргут Шавла протекает у высоких скальных прижимов. По средней
 воде прижимы слабые, но в большую воду могут серьезно осложнить
 сплав. Особую опасность в паводок в случае переворота
 катамарана могут представлять собой многочисленные каверны и
 небольшие пещеры, выдолбленные водой в скалах. Наконец, склоны
 ущелья раздвигаются и Шавла одним руслом впадает в несущийся
 мимо могучий Аргут.
 
  4.2.4 р.Аргут от устья р.Шавла до впадения в р.Катунь
 
  После сплава по зажатой в узком ущелье Шавле Аргут
 поражает простором. Могучая река быстро и плавно, на первый
 взгляд, несет свои воды. Кажется, что от экипажа теперь не
 требуется мгновенной реакции на препятствия и, похоже, самая
 напряженная часть маршрута закончилась. Однако, первые же
 шиверы быстро развеивают эти иллюзии.
  Чуть ниже устья Шавлы - остров. На нем издали видны
 желтые от спелых ягод кусты облепихи. Крайне трудно удержаться
 от искушения сделать здесь остановку. За островом, на левом
 повороте - шивера. Она начинается скальными островками в русле.
 Поначалу экипажу непросто перестроится на работу в условиях
 мощной воды и катамаран может изрядно покружить в водоворотах.
 Ниже шиверы следуют одна за другой. Затяжные, с можеством
 крутых валов и бочек, они изматывают экипаж необходимостью раз
 за разом вовремя уходить из главной струи, выполнять
 упреждающие пересечения русла.
  На Аргуте мы убедились в малой эффективности простого
 увеличения размеров катамарана - "двойки". Даже имея почти
 "четверочные" размеры (чуть более 4 метров и соответствующую
 плавучесть), наш двухместный катамаран не избежал оверкиля в
 одной из шивер, как только его экипаж решил пройти окончание
 препятствия рядом с главной струей. Без какой-либо видимой
 ошибки экипажа, его просто поставило "свечей" в одной из
 многочисленных бочек и опрокинуло назад. Очевидно, решающую
 роль в таких условиях играет момент инерции катамрана
 относительно поперечной оси.
  Вообще, сплав по Аргуту интересен своеобразной
 "жесткостью" воды, интенсивным и труднопредсказуемым
 воздействием струй на катамаран. Все валы покрупнее размером
 очень круты, имеют опрокидывающийся пенный гребень. Катамаран
 порой втыкается в такой вал как в неподвижное препятствие и
 лишь ремни "каноек" удерживают экипаж на судне.
  Шиверы следуют одна за другой на протяжении всего 13
 километрового участка общим направлением на северо-запад. С
 поворотом на север река несколько успокаивается. Через два
 километра сплава в этом направлении расположен локальный порог,
 состоящий из двух ступеней- сливов. Порог начинается гигантским
 "зубом", режушим поток надвое. Наиболее разумным представляется
 прохождение в непосредственной близости от него, чтобы затем,
 спрятавшись в "тень", уйти от валов одного из двух сливов.
  Еще через 3 километра, на левом повороте реки,
 расположен порог Атланты. Увидев по правому берегу жилье
 пастуха, необходимо приблизится к правому берегу и, несколько
 ниже, пристать. Порог Атланты - серьезное препятствие,
 требующее предварительной разведки. Длина его порядка 2
 километров. Основная структура порога хорошо просматривается с
 высокой каменной "башни" правого берега (Фото.15,16). Наряду с
 "обычными" элементами типа мощных валов и бочек, порог содержит
 два участка, существенно усложняющих его прохождение.
  Изменение уровня воды может существенно менять
 структуру препятствий в пороге. По свидетельству очевидцев, при
 небольшой воде порог Атланты представляется просто красивым
 недлинным каньоном с вполне ординарными валами и прижимом на
 выходе. При уровне воды заметно выше среднего (как это было при
 нашем прохождении) порог имеет два четко выраженных опасных
 участка. После начальной части порога основная струя,
 разгоняясь в валах порядка 2.5 метра, влетает ближе к правому
 берегу в мощнейшую, огромных размеров бочку сложной структуры.
 Возникает впечатление, что такая бочка сама по себе способна
 перемолоть каркас катамарана ( проверять такое впечатление на
 практике желания не возникло). Несколько ниже по течению
 расположен мощнейший прижим к скальному выступу правого берега.
 У самой скалы отбойный вал порядка 1.5 м., однако вся
 правобережная струя уходит под скалу. Такое сочетание (бочка +

<< Пред.           стр. 361 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу