<< Пред. стр. 362 (из 787) След. >>
уход под скалу последующей струи) представляется весьма опаснымпри любой аварии катамарана в основной струе или у правого
берега. Единственно разумный вариант прохождения - вовремя
выскочить из главной струи, преодолев ее притяжение, и огибая
слева еле заметный обливной камень, уйти к левому берегу, под
своеобразный каменный навес. В этом случае катамаран выносит на
отбойный вал прижима и благополучно выплевывает из порога.
Оставшиеся три километра до Катуни содержат несколько
средней сложности шивер, плавно переходящих одна в другую.
Заключительный аккорд - порог Ворота, расположенный в самом
устье Аргута, за 200 м до впадения в Катунь. На правом повороте
катамаран неожиданно влетает в относительно узкий ступенчатый
слив. При малой воде он имеет водопадный характер, под ним
изрядная бочка. При уровне выше среднего слив становится
положе, но вырастают валы в струе под ним.
По левому берегу, на стрелке Аргута и Катуни -
уникальный туристский музей. Обычно в этом месте стоит не менее
4 - 5 групп. Музей заслуживает хотя бы полудневки на осмотр и
отдых в этом прекрасном месте.
4.2.5 Сплав по р.Катунь до пос.Чемал
Сплав по р.Катунь многократно описан в отчетах и
туристской литературе. Нет смысла повторять подробное описание
участка длиной порядка 200 км. Представляется полезным, однако,
передать впечатление о препятствиях Катуни, складывающееся на
фоне уже пройденной части маршрута по Шавле и Аргуту.
Участок от устья Аргута - мимо устья Чуи и пос.Иня -
до Бол.Ильгуменского порога сложности в техническом отношении
не представляет. Периодически встречаются валы высотой порядка
1 м., ниже пос.Иня попадаются обширные бочки за невысокими
сливами. которые при желании легко обойти. Леса по берегам
практически нет. Неплохое место стоянки у самого
Бол.Ильгуменского порога по правому берегу. Участок от устья
Аргута до Бол.Ильгуменского порога можно пройти за один полный
ходовой день, если не задерживаться в пос.Иня.
Бол.Ильгуменский порог интересен цепочкой крутых
высоких валов. Некоторые - с пульсирующей пенной верхушкой.
Разумный вариант прохождения предполагает заход левее основной
струи, пересечение ее на уровне 4 - 5 вала и уход под правый
берег. Вода заметно "мягче", чем в Аргуте.
Ниже по течению сплав становится интересней. Наконец,
после впадения справа р.Кадрин начинается Кадринская труба -
длинный, в несколько километров, скалистый коридор с почти
непрерывной цепочкой валов высотой 1.5, порой до 2 метров. От
экипажа требуется внимательная и энергичная работа, чтобы
избежать разворота в валах лагом. Линия движения очень проста.
У берегов попадаются ловушки - кружала. Ниже Кадринской трубы
сплав вновь упрощается, хотя и не настолько, чтобы экипаж
заскучал.
Согласно многим отчетам и описаниям, наиболее
серьезным препятствием Катуни является порог Шабаш, где
отмечаются валы порядка 3 метров. Наши впечатления существенно
разнятся с тем, что довелось прочитать о Шабаше. Наиболее
высокие, около 3 метров, валы наблюдались нами при прохождении
шиверы-порога за 2-3 км. до Шабаша. Линия движения там
выбирается так, чтобы избежать затягивания в основную струю и
вырастающие рядом водяные горы производят впечатление.
За впадением малозаметного р.Кузюр, после левого
поворота, следует пристать к правому берегу для осмотра порога
Шабаш. По левому берегу ориентиром этого места может служить
обширный галечный пляж. Сам порог состит из двух ступеней.
Более сложна первая. При прохождении главное - избежать
попадания в гигантскую бочку. Впечатляющих валов при нашем
прохождении мы не обнаружили.
Ниже, до устья р.Урсул - среднего размера валы,
прижимы. В устье Урсула есть неплохое место для стоянки. При
наличии времени и желания группа может забросить катамараны
несколько выше по Урсулу, чтобы пройти заключительный каньон
реки. Правда, после всего пройденного препятствия там могут
показаться несколько игрушечными.
От устья Сумульты до впадения р.Едиган - препятствия
средней сложности. Встречаются участки валов и бочек. За
впадением р.Едиган следует придерживаться правого берега. На
правом повороте начинается недлинная, но мощная шивера перед
входом в пороги Тельдекпень-1 и Тельдекпень-2. На выходе шиверы
нужно зачалиться к правому берегу.
Следует отметить, что при большом уровне воды входная
шивера с глубокими пенными ямами за обливными валунами не
менее, а может быть и более сложна, чем сами пороги, особенно
при движении под левым берегом.
Пороги Тельдекпень-1 и Тельдекпень-2 - интереснейшие
природные явления со стоячими валами, запутанной динамикой
струй и крупными водоворотами. Квалифицированная группа без
особого труда пройдет здесь без разведки, однако катамаран
здесь может не раз и не два покрутить вокруг своей оси, а то и
загнать в какую-нибудь ловушку среди скал, откуда будет
непросто выбраться, пока сама река этого не пожелает. Сразу на
выходе Тельдекпень-2, справа, расположено неплохое место для
стоянки.
Далее до с.Еланда заметно больше водоворотов, они
надоедливо цепляют катамаран, разворачивая его самым
неожиданным образом.
В с.Еланда последний серьезный порог Катуни -
Еландинский. Близкое окончание маршрута настраивает на
благодушный лад, однако недооценивать порог не следует.С воды
он почти не виден, при разведке с берега его приходится
оценивать издалека. Поэтому при подходе к главному сливу (мы
заходили несколько левее него, ближе к скале) производит
сильное впечатление открывающаяся гигантская, с гладким зеленым
дном водяная яма глубиной 2- 2.5 м. и длиной более 4 метров
(катамаран умещается в ней целиком). В главной струе -
несколько очень крутых и высоких валов-пульсаров, от которых
желательно увернуться.
На участке от с.Еланда до пос.Чемал серьезных
препятствий нет. Встречаются ставшие обыденными небольшие
водовороты, валы.
Закончить маршрут можно в устье р.Чемал. Там есть
место для лагеря, для просушки и разборки катамаранов. От
Чемальской ГЭС тропа по склону горы ведет в поселок. По ней
около 30 мин. хода до остановки автобусов.
4.3. Обеспечение безопасности
Основой обеспечения безопасности на маршруте были
правильный выбор судов и снаряжения, достаточный уровень личной
подготовки членов группы и соответствующая реке и характеру
препятствий тактика движения.
Выбор судов ("четверка" + "двойка") диктовался
количественным составом группы, а также имевшейся информацией о
характере отдельных участков сплава. Катамаран-"двойка" был
необходим для прохождения верхних участков от озера Шавло.
Кроме того, на начальной части маршрута он больше
соответствовал характеру сплава. На Аргуте двухместный
катамаран в меньшей степени соответствовал условиям сплава, но
достаточный уровень подготовки экипажа позволил избежать
серьезных осложнений после оверкиля ( экипаж самостоятельно
причалил к берегу и привел катамаран в нормальное положение,
обойдясь без помощи страхующего экипажа).
Следует отметить, что все члены группы имели
подготовку по автономному передвижению в воде горной реки.
Большую роль в успешном прохождении р.Шавла с ее
высокой скоростью течения, непрерывной цепью порогов и шивер в
условиях часто встречающихся завалов и бревен в струе сыграл
адекватный выбор тактики движения, основанный на использовании
двух портативных связных радиостанций "Микрон РС-02". В
пределах участков, требующих полного просмотра, продвижение по
реке носило челночный характер. Рации находились в пользовании
капитанов катамаранов. Один из них уходил на просмотр
предстоящего участка реки, а затем сообщал другому свою оценку
препятствий, соображения по общему выбору линии движения,
ориентиры и выбранное место чалки. Полученная информация
позволяла второму катамарану уверенно и оптимальным образом
пройти разведанный участок. Теперь капитан второго катамарана,
не теряя времени, уходил на дальнейший просмотр реки, а его
экипаж подстраховывал на зачаливании первый катамаран. Таким
образом, считая скорость сплава значительно превышающей
скорость пешего продвижения вдоль реки, средняя скорость
дрижения группы соответствовала скорости разведки и составляла
не менее 2 километров в час (при полном просмотре реки!).
Считаем что данная тактика движения оказалась
успешной и может быть рекомендована для прохождения рек с
высокой скоростью потока (где нет времени на обдумывание и
чалку) и неопределенностью в отношении предстояших препятствий
(завалы, бревна в струе), или в случае первопрохождения реки.
5. Итоги путешествия, выводы и рекомендации
- Основным итогом путешествия является успешное прохождение
водного маршрута V категории сложности по рекам Шавла, Аргут,
Катунь.
- Маршрут интересен не только в спортивно-техническом
отношении, но также в познавательном и эмоциональном планах.
- Маршрут проходит по малонаселенным районам Горного Алтая,
достаточно продолжителен, сложен технически и психологически -
все это диктует повышенные требования к снаряжению и составу
группы.
- Может быть рекомендовано прохождение маршрута с
использованием трансформируемых судов. При этом сплав по Шавле
можно начинать от точки несколько ниже слияния с Левой Шавлой,
а, возможно, и от озера Шавло. Сама Шавла уверенно проходится
двухместными катамаранами, на р.Аргут возможна их стыковка в
большую "четверку" или плот.
- Хорошо себя зарекомендовала тактика челночного прохождения
р.Шавла с полным просмотром, основанная на использовании
портативных связных радиостанций. В соответствующих условиях
такой способ движения может быть рекомендован другим группам.
6. Список литературы
- Ветер странствий. Альманах. N 21, М.,"Физкультура и спорт", 1986.
- Туристские районы СССР. Алтайский край. М., Профиздат, 1987.
- Ганке В. Отчет опоходе по Катуни на ТЛП-1000. Саратов, 1974.
- Никольский П.А. Туристские маршруты по Горному Алтаю. Барнаул , 1968.
- Высокогорные перевалы. М.,Профиздат,1990.
Кроме того, были использованы материалы отчетов из библиотеки
ЦКТ, Москва, за 1989-1991 гг.
===============================================================
FILE: shawla.txt
Шавла-Аргут-Катунь
Московский городской совет по туризму и экскурсиям
ОТЧЕТ
о водном путешествии пятой категории сложности по
Алтаю (р. Шавла - р. Аргут - р. Катунь - р. Урсул),
совершенном с 28июля по 28 августа 1995 г.
Маршрутная книжка N 11/4-501
Руководитель группы
Зыков Константин Анатольевич
Адрес: Астрадамская. д.6, корп. 1
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и
считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и
руководителям. Маршрут имеет пятую категорию сложности. Отчет
использовать в ____________ Штамп МКК:
Содержание
Паспорт маршрута................................2
Список участников...............................2
Подезды и отезды................................2
График движения.................................3
Описание пешей части............................3
Радиальный выход на Шавлинское озеро............5
Лоция р. Шавла..................................5
Лоция реки Аргут................................10
Лоция реки Катунь и нижний каньон на Урсуле.....10
Выводы и рекомендации...........................12
Схема маршрута..................................13
Фотографии......................................23
Паспорт маршрута.
1. Вид туризма - водный
2. Район путешествия - Алтай
3. Маршрут - пос. Чибит - пер. Орой (н/к) - р. Шавла -
рад. выход оз. Шавло, пер. Н. Шавлинский (1 Б) -
сплав по р. Шавла, Аргут, Катунь, Урсул (ниж. каньон)-
пос. Майма.
4. Способ передвижения - катамараны
5. Категория сложности - пятая
6. Протяженность пешей
части - 95 км
6. Протяженность водной
части - 355 км
7. Количество дней
путешествия(актив-
ная часть) - 25 дней
8. Время проведеня
путешествия - август 1995 г.
9. Количество участников
первая группа - 6
Список участников.
--------------------------------------------------------------
| N | Ф.И.О. | год |тур. |обязанность|
| | |рожден.|опыт |в группе |
--------------------------------------------------------------
1 Зыков Константин 1966 6у-Кара-Алаха руководитель
Анатольевич 5у-Кальджир кап. кат.-2
4р-Снежная
2 Осин Денис 1974 4у-Хара-Мурин фотограф
Валентинович 4у-Снежная кап. кат.-4
3 Гришутин Сергей 1976 4у-Хара-Мурин рем. мастер
Геннадьевич 4у-Снежная эк. кат.-4
4 Самарова Анна 1974 4у-Хара-Мурин медик
Викторовна 4у-Снежная эк. кат.-4
5 Кострикова Анна 1976 4у-Хара-Мурин завхоз
Михайловна 4у-Утулик эк. кат.-4
7 Чижевская Светлана 1973 4у-Хара-Мурин эк. кат.-2
Евгеньевна 4у-Снежная
* Подъезды и отъезды. *
ПОДЪЕЗДЫ.
Поезд N 148 Москва - Бийск отправляется с Казанского вокзала в
16:14. В пути 66 ч. Прибытие в Бийск 10:30 московского времени.
Далее возможно передвижение на рейсовых автобусах до г.
Горно-Алтайск (отпр. примерно через каждые полтора часа), и из
Горно-Алтайска до пос. Чибит (уехать тяжело). Учитывая это мы
уехали договорившись с водителем автобуса около вокзала в
Бийске. Нам это стоило 80 тыс. с человека (в автобусе эхала еще
группа пешеходников - 16 чел.). Дорога на автобусе заняла 12