<< Пред.           стр. 362 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 уход под скалу последующей струи) представляется весьма опасным
 при любой аварии катамарана в основной струе или у правого
 берега. Единственно разумный вариант прохождения - вовремя
 выскочить из главной струи, преодолев ее притяжение, и огибая
 слева еле заметный обливной камень, уйти к левому берегу, под
 своеобразный каменный навес. В этом случае катамаран выносит на
 отбойный вал прижима и благополучно выплевывает из порога.
  Оставшиеся три километра до Катуни содержат несколько
 средней сложности шивер, плавно переходящих одна в другую.
 Заключительный аккорд - порог Ворота, расположенный в самом
 устье Аргута, за 200 м до впадения в Катунь. На правом повороте
 катамаран неожиданно влетает в относительно узкий ступенчатый
 слив. При малой воде он имеет водопадный характер, под ним
 изрядная бочка. При уровне выше среднего слив становится
 положе, но вырастают валы в струе под ним.
  По левому берегу, на стрелке Аргута и Катуни -
 уникальный туристский музей. Обычно в этом месте стоит не менее
 4 - 5 групп. Музей заслуживает хотя бы полудневки на осмотр и
 отдых в этом прекрасном месте.
 
  4.2.5 Сплав по р.Катунь до пос.Чемал
 
 
  Сплав по р.Катунь многократно описан в отчетах и
 туристской литературе. Нет смысла повторять подробное описание
 участка длиной порядка 200 км. Представляется полезным, однако,
 передать впечатление о препятствиях Катуни, складывающееся на
 фоне уже пройденной части маршрута по Шавле и Аргуту.
  Участок от устья Аргута - мимо устья Чуи и пос.Иня -
 до Бол.Ильгуменского порога сложности в техническом отношении
 не представляет. Периодически встречаются валы высотой порядка
 1 м., ниже пос.Иня попадаются обширные бочки за невысокими
 сливами. которые при желании легко обойти. Леса по берегам
 практически нет. Неплохое место стоянки у самого
 Бол.Ильгуменского порога по правому берегу. Участок от устья
 Аргута до Бол.Ильгуменского порога можно пройти за один полный
 ходовой день, если не задерживаться в пос.Иня.
  Бол.Ильгуменский порог интересен цепочкой крутых
 высоких валов. Некоторые - с пульсирующей пенной верхушкой.
 Разумный вариант прохождения предполагает заход левее основной
 струи, пересечение ее на уровне 4 - 5 вала и уход под правый
 берег. Вода заметно "мягче", чем в Аргуте.
  Ниже по течению сплав становится интересней. Наконец,
 после впадения справа р.Кадрин начинается Кадринская труба -
 длинный, в несколько километров, скалистый коридор с почти
 непрерывной цепочкой валов высотой 1.5, порой до 2 метров. От
 экипажа требуется внимательная и энергичная работа, чтобы
 избежать разворота в валах лагом. Линия движения очень проста.
 У берегов попадаются ловушки - кружала. Ниже Кадринской трубы
 сплав вновь упрощается, хотя и не настолько, чтобы экипаж
 заскучал.
  Согласно многим отчетам и описаниям, наиболее
 серьезным препятствием Катуни является порог Шабаш, где
 отмечаются валы порядка 3 метров. Наши впечатления существенно
 разнятся с тем, что довелось прочитать о Шабаше. Наиболее
 высокие, около 3 метров, валы наблюдались нами при прохождении
 шиверы-порога за 2-3 км. до Шабаша. Линия движения там
 выбирается так, чтобы избежать затягивания в основную струю и
 вырастающие рядом водяные горы производят впечатление.
  За впадением малозаметного р.Кузюр, после левого
 поворота, следует пристать к правому берегу для осмотра порога
 Шабаш. По левому берегу ориентиром этого места может служить
 обширный галечный пляж. Сам порог состит из двух ступеней.
 Более сложна первая. При прохождении главное - избежать
 попадания в гигантскую бочку. Впечатляющих валов при нашем
 прохождении мы не обнаружили.
  Ниже, до устья р.Урсул - среднего размера валы,
 прижимы. В устье Урсула есть неплохое место для стоянки. При
 наличии времени и желания группа может забросить катамараны
 несколько выше по Урсулу, чтобы пройти заключительный каньон
 реки. Правда, после всего пройденного препятствия там могут
 показаться несколько игрушечными.
  От устья Сумульты до впадения р.Едиган - препятствия
 средней сложности. Встречаются участки валов и бочек. За
 впадением р.Едиган следует придерживаться правого берега. На
 правом повороте начинается недлинная, но мощная шивера перед
 входом в пороги Тельдекпень-1 и Тельдекпень-2. На выходе шиверы
 нужно зачалиться к правому берегу.
  Следует отметить, что при большом уровне воды входная
 шивера с глубокими пенными ямами за обливными валунами не
 менее, а может быть и более сложна, чем сами пороги, особенно
 при движении под левым берегом.
  Пороги Тельдекпень-1 и Тельдекпень-2 - интереснейшие
 природные явления со стоячими валами, запутанной динамикой
 струй и крупными водоворотами. Квалифицированная группа без
 особого труда пройдет здесь без разведки, однако катамаран
 здесь может не раз и не два покрутить вокруг своей оси, а то и
 загнать в какую-нибудь ловушку среди скал, откуда будет
 непросто выбраться, пока сама река этого не пожелает. Сразу на
 выходе Тельдекпень-2, справа, расположено неплохое место для
 стоянки.
  Далее до с.Еланда заметно больше водоворотов, они
 надоедливо цепляют катамаран, разворачивая его самым
 неожиданным образом.
  В с.Еланда последний серьезный порог Катуни -
 Еландинский. Близкое окончание маршрута настраивает на
 благодушный лад, однако недооценивать порог не следует.С воды
 он почти не виден, при разведке с берега его приходится
 оценивать издалека. Поэтому при подходе к главному сливу (мы
 заходили несколько левее него, ближе к скале) производит
 сильное впечатление открывающаяся гигантская, с гладким зеленым
 дном водяная яма глубиной 2- 2.5 м. и длиной более 4 метров
 (катамаран умещается в ней целиком). В главной струе -
 несколько очень крутых и высоких валов-пульсаров, от которых
 желательно увернуться.
  На участке от с.Еланда до пос.Чемал серьезных
 препятствий нет. Встречаются ставшие обыденными небольшие
 водовороты, валы.
  Закончить маршрут можно в устье р.Чемал. Там есть
 место для лагеря, для просушки и разборки катамаранов. От
 Чемальской ГЭС тропа по склону горы ведет в поселок. По ней
 около 30 мин. хода до остановки автобусов.
 
  4.3. Обеспечение безопасности
 
  Основой обеспечения безопасности на маршруте были
 правильный выбор судов и снаряжения, достаточный уровень личной
 подготовки членов группы и соответствующая реке и характеру
 препятствий тактика движения.
  Выбор судов ("четверка" + "двойка") диктовался
 количественным составом группы, а также имевшейся информацией о
 характере отдельных участков сплава. Катамаран-"двойка" был
 необходим для прохождения верхних участков от озера Шавло.
 Кроме того, на начальной части маршрута он больше
 соответствовал характеру сплава. На Аргуте двухместный
 катамаран в меньшей степени соответствовал условиям сплава, но
 достаточный уровень подготовки экипажа позволил избежать
 серьезных осложнений после оверкиля ( экипаж самостоятельно
 причалил к берегу и привел катамаран в нормальное положение,
 обойдясь без помощи страхующего экипажа).
  Следует отметить, что все члены группы имели
 подготовку по автономному передвижению в воде горной реки.
  Большую роль в успешном прохождении р.Шавла с ее
 высокой скоростью течения, непрерывной цепью порогов и шивер в
 условиях часто встречающихся завалов и бревен в струе сыграл
 адекватный выбор тактики движения, основанный на использовании
 двух портативных связных радиостанций "Микрон РС-02". В
 пределах участков, требующих полного просмотра, продвижение по
 реке носило челночный характер. Рации находились в пользовании
 капитанов катамаранов. Один из них уходил на просмотр
 предстоящего участка реки, а затем сообщал другому свою оценку
 препятствий, соображения по общему выбору линии движения,
 ориентиры и выбранное место чалки. Полученная информация
 позволяла второму катамарану уверенно и оптимальным образом
 пройти разведанный участок. Теперь капитан второго катамарана,
 не теряя времени, уходил на дальнейший просмотр реки, а его
 экипаж подстраховывал на зачаливании первый катамаран. Таким
 образом, считая скорость сплава значительно превышающей
 скорость пешего продвижения вдоль реки, средняя скорость
 дрижения группы соответствовала скорости разведки и составляла
 не менее 2 километров в час (при полном просмотре реки!).
  Считаем что данная тактика движения оказалась
 успешной и может быть рекомендована для прохождения рек с
 высокой скоростью потока (где нет времени на обдумывание и
 чалку) и неопределенностью в отношении предстояших препятствий
 (завалы, бревна в струе), или в случае первопрохождения реки.
 
 
  5. Итоги путешествия, выводы и рекомендации
 
 

     
  1. Основным итогом путешествия является успешное прохождение
     водного маршрута V категории сложности по рекам Шавла, Аргут,
     Катунь.
     
     
  2. Маршрут интересен не только в спортивно-техническом
     отношении, но также в познавательном и эмоциональном планах.
     
     
  3. Маршрут проходит по малонаселенным районам Горного Алтая,
     достаточно продолжителен, сложен технически и психологически -
     все это диктует повышенные требования к снаряжению и составу
     группы.
     
     
  4. Может быть рекомендовано прохождение маршрута с
     использованием трансформируемых судов. При этом сплав по Шавле
     можно начинать от точки несколько ниже слияния с Левой Шавлой,
     а, возможно, и от озера Шавло. Сама Шавла уверенно проходится
     двухместными катамаранами, на р.Аргут возможна их стыковка в
     большую "четверку" или плот.
     
     
  5. Хорошо себя зарекомендовала тактика челночного прохождения
     р.Шавла с полным просмотром, основанная на использовании
     портативных связных радиостанций. В соответствующих условиях
     такой способ движения может быть рекомендован другим группам.
     

 
 
  6. Список литературы
 

     
  1. Ветер странствий. Альманах. N 21, М.,"Физкультура и спорт", 1986.
     
     
  2. Туристские районы СССР. Алтайский край. М., Профиздат, 1987.
     
     
  3. Ганке В. Отчет опоходе по Катуни на ТЛП-1000. Саратов, 1974.
     
     
  4. Никольский П.А. Туристские маршруты по Горному Алтаю. Барнаул , 1968.
     
     
  5. Высокогорные перевалы. М.,Профиздат,1990.
     

  Кроме того, были использованы материалы отчетов из библиотеки
 ЦКТ, Москва, за 1989-1991 гг.
 ===============================================================
  FILE: shawla.txt
  Шавла-Аргут-Катунь
 
  Московский городской совет по туризму и экскурсиям
 
  ОТЧЕТ
  о водном путешествии пятой категории сложности по
  Алтаю (р. Шавла - р. Аргут - р. Катунь - р. Урсул),
  совершенном с 28июля по 28 августа 1995 г.
 
  Маршрутная книжка N 11/4-501
  Руководитель группы
  Зыков Константин Анатольевич
  Адрес: Астрадамская. д.6, корп. 1
 
  Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и
 считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и
 руководителям. Маршрут имеет пятую категорию сложности. Отчет
 использовать в ____________ Штамп МКК:
 
 
  Содержание
 
  Паспорт маршрута................................2
  Список участников...............................2
  Подезды и отезды................................2
  График движения.................................3
  Описание пешей части............................3
  Радиальный выход на Шавлинское озеро............5
  Лоция р. Шавла..................................5
  Лоция реки Аргут................................10
  Лоция реки Катунь и нижний каньон на Урсуле.....10
  Выводы и рекомендации...........................12
  Схема маршрута..................................13
  Фотографии......................................23
 
  Паспорт маршрута.
 
  1. Вид туризма - водный
  2. Район путешествия - Алтай
  3. Маршрут - пос. Чибит - пер. Орой (н/к) - р. Шавла -
  рад. выход оз. Шавло, пер. Н. Шавлинский (1 Б) -
  сплав по р. Шавла, Аргут, Катунь, Урсул (ниж. каньон)-
  пос. Майма.
  4. Способ передвижения - катамараны
  5. Категория сложности - пятая
  6. Протяженность пешей
  части - 95 км
  6. Протяженность водной
  части - 355 км
  7. Количество дней
  путешествия(актив-
  ная часть) - 25 дней
  8. Время проведеня
  путешествия - август 1995 г.
  9. Количество участников
  первая группа - 6
 
  Список участников.
 
  --------------------------------------------------------------
  | N | Ф.И.О. | год |тур. |обязанность|
  | | |рожден.|опыт |в группе |
  --------------------------------------------------------------
  1 Зыков Константин 1966 6у-Кара-Алаха руководитель
  Анатольевич 5у-Кальджир кап. кат.-2
  4р-Снежная
 
  2 Осин Денис 1974 4у-Хара-Мурин фотограф
  Валентинович 4у-Снежная кап. кат.-4
 
  3 Гришутин Сергей 1976 4у-Хара-Мурин рем. мастер
  Геннадьевич 4у-Снежная эк. кат.-4
 
  4 Самарова Анна 1974 4у-Хара-Мурин медик
  Викторовна 4у-Снежная эк. кат.-4
 
  5 Кострикова Анна 1976 4у-Хара-Мурин завхоз
  Михайловна 4у-Утулик эк. кат.-4
 
  7 Чижевская Светлана 1973 4у-Хара-Мурин эк. кат.-2
  Евгеньевна 4у-Снежная
 
 
 
 
   * Подъезды и отъезды. * 
 
  ПОДЪЕЗДЫ.
 
  Поезд N 148 Москва - Бийск отправляется с Казанского вокзала в
 16:14. В пути 66 ч. Прибытие в Бийск 10:30 московского времени.
 Далее возможно передвижение на рейсовых автобусах до г.
 Горно-Алтайск (отпр. примерно через каждые полтора часа), и из
 Горно-Алтайска до пос. Чибит (уехать тяжело). Учитывая это мы
 уехали договорившись с водителем автобуса около вокзала в
 Бийске. Нам это стоило 80 тыс. с человека (в автобусе эхала еще
 группа пешеходников - 16 чел.). Дорога на автобусе заняла 12

<< Пред.           стр. 362 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу