<< Пред.           стр. 376 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 заяц, лисица, косуля, горный козел, марал, бурый медведь. Из
 птиц - рябчик, глухарь, дятел, кедровка и др. В реках и озерах
 чаще всего встречается хариус. Кровососущих насекомых ( комар,
 мошка ) довольно мало. В долинах рек встречается клещ.
  Бассейн рек Малая и Большая Сумульта практически не населен.
 В зоне высокогорных лугов встречаются пастухи и только ниже
 устья р.Алес и в устье Б.Сумульты расположены кордоны лесни-
 ков.В верховьях рек Чемал, Малая Сумульта, Каамга проходит 77-й
 плановый маршрут (июнь, июль ).
 
 
  2.3. Общая характеристика рек М.Сумульта, Б.Сумульта, Катунь
 
  Реки М. и Б.Сумульта относятся к бассейну реки Катунь.
 М.Сумульта начинается на южных склонах хребта Йолго от слияния
 рек Сайгонош и Тюрдем и впадает в Б.Сумульту. Питание реки -
 снеговое и дождевое. В летнее время уровень воды существенно
 зависит от количества выпавших дождей. Расход воды при уровне
 несколько ниже среднего составляет не более 10 м.куб /сек у
 истоков и около 30 м.куб /сек при впадении в Бол.Сумульту.
  Протяженность реки 80 - 90 км. Средний уклон на сплавном
 участке меняется от 5 до 20 м/км. Средний уклон по всей реке
 около 12 м/км.
  Основные притоки (от истока до устья): Тогузколь (слева),
 Сергезо (слева), Верхний и нижний Куртучек (слева, в низкую во-
 ду малозаметны), Алес (справа), Евеля (справа).
  Вода в реке чистая и прозрачная, после продолжительных
 дождей мутнеет. Температура воды летом в верховьях - около
 10 С, в устье - 14-15 С.
  По характеру реку можно разделить на два участка: верхний
 -до устья р.Алес и нижний - до впадения в Б.Сумульту.
  Верхний участок М.Сумульты характеризуется большим средним
 падением (10-20м/км) и содержит все серьезные препятствия ре-
 ки.Характерны насыщеность русла валунами и крупными (в несколь-
 ко метров) камнями, а также большое количество сливов, как пра-
 вило водопадного характера, высотой до 2.5 метров. Плесов
 практически нет. Долина реки узкая, часты осыпи в виде нагро-
 мождения каменных глыб. Гигантскими осыпями из камней по 3-5
 метров в диаметре и образованы два наиболее сложных для сплава
 участка реки.
  Нижний участок реки М.Сумульта характеризуется меньшим (око-
 ло 5м/км) уклоном русла. Долина реки расширяется. Препятствия
 сравнительно просты и представляют собой в основном слабые ши-
 веры и прижимы. Больше неприятностей могут доставить встреча-
 ющиеся перед устьем,где река дробится на протоки, заломы и за-
 валы.
  Б.Сумульта от устья р.М.Сумульта до впадения в Катунь пред-
 ставляет собой многоводную реку, которая прорезает Куминский
 хребет перед впадением в Катунь. Основные притоки на этом
 участке: Катышкин, Болтырган, Кызыл-Оюк и Саракол (слева), Ара-
 за (справа). Протяженность участка - около 30 км. Средний уклон
 - 5-10 м/км. Долина реки сжата крутыми горами, русло заполнено
 крупными камнями. Наиболее сложны первые 5 км ниже устья реки
 М.Сумульта, где расположен каскад мощных порогов. Ниже встреча-
 ются отдельные шиверы и пороги, по мере приближения к Катуни
 препятствия упрощаются.
 
  2.4. Подьезды на маршрут и населенные пункты на маршруте
 
  На основной части маршрута населенные пункты отсутствуют за
 исключением домов лесников ниже устья р.Алес и в районе Сарако-
 ла.
  Чемал - крупное село, в котором имеются магазины, почта,
 телеграф, столовая. Ходят рейсовые автобусы из Горно-Алтайска и
 из Бийска.
  Едиган - поселок в 7 км от реки Катунь. Рейсовый автобус хо-
 дит не всегда. Имеется продовольственный магазин, почта.
  При сплаве по рекам М. и Б.Сумульта лишь выйдя на Катунь
 можно попасть в населенные пункты (Каянча, Куюс и т.д.).
  В связи с отменой (лето 1992) поезда Днепропетровск-Барнаул
 наиболее естественны подьезды на маршрут через г.Новосибирск
 (например, поездом Кисловодск-Новокузнецк). От Новосибирска до
 Бийска можно добраться поездами Новосибирск-Бийск и Томск-Бийск
 (идут вечером). С целью уменьшения времени ожидания возможен
 вариант проезда от Новосибирска до Барнаула электричками с
 пересадкой на ст.Черепаново. Из Новосибирска электричка уходит
 через 30 минут после прибытия поезда Кисловодск-Новокузнецк.
  До Горно-Алтайска желательно добраться в тот же день вече-
 ром, поскольку автобус Горно-Алтайск-Чемал уходит в 8часов
 30мин. утра. (Из Бийска автобус на Чемал уходит около 11 часов,
 что практически исключает возможность добраться до с.Едиган в
 тот же день. От с.Чемал до с.Едиган можно найти попутную машину
 (68 км). До с.Едиган от Катуни около 7 км. При договоренности с
 шофером и подходящем автотранспорте можно проехать вверх по до-
 лине еще около 4 км, выше фермы.
 
  3. Организация путешествия
 
  3.1 Выбор и проработка маршрута.
 
  В литературе по Горному Алтаю мало сведений о бассейне реки
 М.Сумульта. Однако данный маршрут привлекателен относительной
 простотой подьездов, возможностью ознакомится в начале путешес-
 твия с зоной альпийских лугов и горной тундры Алтая. Немаую
 роль сыграла информация о наличии большого количества техничес-
 ки сложных препятствий на сплавной части маршрута.
  Первоначально планировалось прохождение маршрута с использо-
 ванием одного катамарана-четверки и одного двухместного катама-
 рана, однако тщательный анализ имеющейся информации заставил
 сделать выбор в пользу трех катамаранов-двоек. При этом ослож-
 нялась заброска на маршрут (вследствие увеличения веса рюкза-
 ков). Кроме того, такой выбор судов существенно повысил требо-
 вания как в техническом плане, так и с точки зрения физической
 подготовки для женской части группы (два из трех экипажей были
 смешанными). Кроме того, сплав по нижней Катуни на двухместном
 катамаране также требует дополнительных усилий от смешанных
 экипажей.
  Как выяснилось, сделанный выбор судов оказался оптимальным
 для данного маршрута.
  Запасным вариантом на случай аварийного выхода с маршрута
 являлся выход по р.Алес к с.Едиган.
  Как выяснилось впоследствии, график движения на пеших подхо-
 дах к М.Сумульте и сплав в верхней части реки были спланированы
 чрезмерно плотно, поскольку насыщенность препятствиями этого
 участка значительно превышает среднюю по маршруту.
 
 
  3.2 Подготовка к походу.
 
  В связи с ожидаемой высокой физической нагрузкой были пред-
 приняты меры по повышению уровня подготовки членов группы.
 Часть группы участвовала в весеннем тренировочном походе по р.
 Бол.Зеленчук (Кавказ).
  В комплект индивидуального защитного снаряжения входили, по-
 мимо спасжилета и каски, гидрокостюмы. Предварительная информа-
 ция о наличии большого числа крупных камней в струе и водопад-
 ных сливов обусловили применение также защитных капроновых кос-
 тюмов с пенополиэтиленовыми прокладками.
  Страховочное снаряжение готовилось исходя из предположений о
 небольшой ширине реки и преимущественном использовании нижней
 страховки и включало в себя по одному спасательному концу (12.5
 м 6мм репшнур, карабин) на каждый экипаж.
  Запас продуктов рассчитывался на 18 дней автономного
 путешествия.
 
  4. График движения и техническое описание маршрута
 
  4.1 График движения
 
  табл.1
 ---------------------------------------------------------------
 День |Дата |Участок пути |L,км |Технич.| Характер. |Метеоусл.
 пути | | | |время | движения |
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  1 |5.08 |с.Едиган - | 7 | 3 ч | пешие |ясно
  | | подьем к | | | подходы |вечером-
  | | пер.Таман-Ел | | | |гроза
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  2 |6.08 |подьем на пер.| 18 | 8 ч | - // - |непрерывн.
  | |Таман-Ел - | | | |дождь
  | |долина реки | | | |на перев.
  | |Тогузколь | | | |видим.50м
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  3 |7.08 |подьем на пер.| 17 | 8 ч | - // - | дождь
  | |Сайгонош - | | | | перем.
  | |переход в дол.| | | | облачн.
  | |р.Мал.Сумульта| | | |
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  4 |8.08 | дневка , | - | 10 ч | - | пасмурно
  | |сборка судов | | | | дождь
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  5 |9.08 |сплав от места| 10 | 6 ч | непр. цепь | ясно
  | |сборки до | | | порогов, |
  | |окончания верх| | |прох. верхн.|
  | |него каскада | | | каскада |
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  6 |10.08|конец верх. | 19 | |каскады сли-| ясно
  | |каскада- устье| | |вов выше |
  | |р. Тогузколь -| | |устья р.То- |
  | |- начало 5 км | | |гузколь,пор.|
  | |каскада поро- | | |"Тогузколь" |
  | |гов | | |обнос груза |
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  7 |11.08|5 км каскад | 5 | 9.5ч |прохождение | ясно
  | |порогов | | | каскада |
  | |базовый лагерь| | | |
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  8 |12.08|устье р.Верх. | 43 | 9.5ч |обнос груза,| перем.
  | |Куртучек - | | |каскады сли-| обл.
  | |- устье р. | | |вов - прох. |
  | |М.Сумульта | | |каньона(вдп)|
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  9 |13.08|устье р.Мал. |2.5 | 8 ч |препятствия | пасмурно
  | |Сумульта - | | |верхней час-| дождь
  | |каньон на р. | | |ти каньона |
  | |Бол.Сумульта | | |обнос груза |
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  10 |14.08|каньон - | 5 | 7.5ч |препятствия |переменн.
  | |устье р. Бол- | | |нижней части|облачн.
  | |тырга | | |каньона,пор.|
  | | | | |в устье р. |
  | | | | |Болтырган |
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  11 |15.08|устье р. Бол- | - | - |дневка |дождь
  | |тырган | | |ремонт судов|
 ---- |-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  12 |16.08|устье р. Бол- | 28 | 6.5 ч|шиверы и |пасмурно
  | |тырган- устье | | |прижимы ниж-|дождь
  | |р.Б.Сумульта- | | |него течения|вечером-
  | |-уст.Каянча 2 | | |Бол.Сумульты| ясно
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|----------
  13 |17.08|р.Катунь: | 36 | 7 ч |пороги |пасмурно
  | |уст.р.Каянча 2| | |Тельдекпень |дождь
  | |- ниже пор. | | |I и II |
  | |Тельдекпень 2 | | | |
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  14 |18.08|пор.Тельдек- | 45 | 9 ч |пор. |ясно
  | |пень 2 - | | |Еландинский |
  | |выше п.Чемал | | |Чемальская |
  | | | | |труба |
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  15 |19.08|п.Чемал - | 41 | 7 ч |пороги- |переменн.
  | |3км ниже п. | | |шиверы |облачн.
  | | усть-Сема. | | |нижней |вечером-
  | | | | |Катуни |ливень
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  16 |20.08|сплав до | 24 | 5 ч | - // - |ясно
  | |п. Манжерок | | | |
 -----|-----|--------------|-----|-------|------------|---------
  17 |21.08|п. Манжерок | - | 4 ч |разборка |ясно
  | | | | |судов |
  | | | | |отьезд |
 ---------------------------------------------------------------
 Примечание: на сплавной части маршрута расстояния более 15 км
 указаны приближенно.
 
 
  4.2. Техническое описание маршрута
 
  4.2.1 Пешие подходы к точке начала сплава
 
  Пеший переход в верховья Мал.Сумульты начинается с восточной
 окраины с.Едиган и проходит по тропе 77 планового маршрута
 через перевалы Таман-Ел (2200) и Сайгонош (2040). Общая протя-
 женность пешей части около 43 км. Идти следует по долине речки
 Едихта в восточном направлении. Приблизительно в 3 км выше по
 долине расположена ферма. До этого места может пройти грузовая
 машина. Приблизительно через 1 км после фермы тропа сворачивает
 в крупный левый отрог долины. Подьем становиться несколько кру-
 че, вдоль дороги - заросли малины и смородины. После 40-50 ми-
 нут движения по боковой долине тропа выводит к развилке, где
 сохранилась маркировка маршрута - 77. Идти следует направо, где
 круто поднимающаяся в гору конная тропа втягивается в неширокую
 долинку. Несколько выше участки крутого подьема тропы начинают
 перемежаться с пологими, идти становится легче. Наконец, тропа
 выводит в зону высокогорных лугов с разноцветьем полевых
 цветов. Тропа забирает несколько южнее, затем вновь круто
 вверх. Наконец подьем заканчивается. Здесь, приблизительно в 14
 км от Едигана, тропа приводит в местечко Сербиян. Несколько
 южнее возвышается над окрестностью безжизненная седловина
 перевала Таман-Ел. Отсюда до него около 3 км. В плохую погоду
 создается впечатление что седловина перевала притягивает к себе
 облака, и они непрерывно утюжат подходы к перевалу.
  На подходах к перевалу можно заночевать. С седловины
 открывается великолепный вид на хребты за Катунью - на западе и
 на вершины хребтов Куминского и Йолго.
  После спуска по каменистой тропе среди зарослей карликовой
 березки и брода через р.Чемал путь продолжается по горной тунд-
 ре долины речки Тогузколь. Тропа становится грязной, а окружаю-
 щая почва заболочена даже на крутых склонах. В долине реки
 Тогузколь стоянка пастуха. Выше по течению речки тропа взбира-
 ется на язык древней морены, где расположено несколько неболь-
 ших озер. Чуть дальше - брод через р.Тогузколь. Тропа сворачи-
 вает на восток, в пологую долину. Впереди видна невысокая
 седловина перевала Сайгонош. Подьем некрут, но изматывает своей
 монотонностью. В седловине перевала - небольшой снежник (фото
 1). Вид с перевальной точки на восток вознагараждает за все
 труды этого дня. Крутыми уступами обрывается ущелье в живопис-
 ную долину, поросшую хвойным лесом (фото 2). Путь вниз кажется
 обманчиво легким и быстрым, однако спуск с перевала Сайгонош не
 легче, чем подьем на него. На спуске можно остановиться на обед
 или ночлег у живописного водопада (фото 3).
  Сразу после конца леса тропа выводит к броду через один из
 истоков р.Мал.Сумульта. Еще один брод, около 1 часа хода - и
 справа-впереди по долине открывается узкая щель. Порой
 закрадывается сомнение, не глухая ли это долинка. Но нет,
 именно в это узкое ущелье вытекает Малая Сумульта, принимая
 здесь в себя воды речки Тюрдем.
  Ставить лагерь для сборки судов удобно метров на 300 ниже
 слияния, у галечного пляжа левого берега. При переходе реки
 вброд следует предпринять некоторые меры предосторожности,
 сильное течение норовит сбить с ног.
 
  4.2.2 Описание сплавной части р. Мал.Сумульта .
 
  Верхнее течение р. Мал.Сумульта представляет собой непрерыв-
 ную цепь чередующихся порогов и шивер. Расход воды здесь не
 превышает 10м.куб/сек,однако малая ширина русла и большое коли-
 чество крупных (до 3-5 метров) камней делают сплав достаточно
 сложным в техническом отношении. Наиболее типичные препятствия
 на этом участке - сливы высотой до 1 метра, образованные нагро-
 мождением валунов. Все препятствия вплоть до "верхнего каскада"
 преодолеваются с ходу. В целом сплав на этом отрезке требует
 быстрой реакции, поскольку имеется, как правило, единственно
 возможная линия прохождения препятствий.
  Сплавляться без просмотра можно до "верхнего каскада". Это
 первое серьезное препятствие на М.Сумульте. Начало его можно
 определить по ручью, водопадом втекающему в реку слева, после
 небольшого острова. Чуть дальше уклон русла резко увеличивает-
 ся, до 20 м/км. Русло реки на протяжении 2 километров загромож-

<< Пред.           стр. 376 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу