<< Пред.           стр. 377 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 дено многометровыми валунами гигантской осыпи (Фото 4). Прохо-
 димость препятствия сильно зависит от количества воды : при не-
 высоком ее уровне появляются габаритные "непроходы". В нашем
 случае обнаружилось два "калибра" менее 1.5 м.
  На протяжении всего каскада, как правило, имеется единствен-
 ная линия движения. Поскольку запомнить сколько-нибудь значи-
 тельный отрезок замысловатых "кружев" между валунами трудно,
 приходится двигаться "короткими перебежками", выбрасываясь на
 промежуточных финишах на валуны с помощью страховщиков.
  Груз лучше обнести по правому берегу (имеется тропа до конца
 каскада). Несмотря на исключительную техническую сложность,
 верхний каскад не представляет собой сколько-нибудь опасного
 для жизни препятствия вследствие невысокой водности реки. Одна-
 ко любая ошибка при сплаве может стоить поломанного набора ка-
 тамарана. В целом верхний каскад - это прекрасная тренировка по
 технике и точности скоростного сплава, как бы проверка готовно-
 сти к последующим препятствиям реки.
  Каскад заканчивается островом, более проходима правая прото-
 ка.
  Ниже практически каждый из поворотов реки встречает каскада-
 ми сливов, высота которых доходит до 1.5 м. Хорошо подготовлен-
 ная группа может позволить себе сплав без предварительного
 просмотра (разведка здесь трудна и малоэффективна), однако в
 этом случае необходимы частые остановки на отдых и отработанная
 взаимостраховка с воды.
  Постепенно сливы становятся проще, появляются небольшие ши-
 веры и галечные косы. Относительно несложный участок тянется до
 впадения справа р.Тогузколь . От места ее впадения водность
 Мал.Сумульты увеличивается почти вдвое. Ниже впадения, за
 галечным пляжем, хорошее место для стоянки и для бани.
  При дальнейшем сплаве важно не проглядеть начало пятикило-
 метрового каскада порогов - самого сложного препятствия Мал.Су-
 мульты. На его протяжении насчитывается более 100 сливов, преи-
 мущественно водопадного характера. В центральной части каскада
 имеется участок с большим падением русла: на протяжении 300 м
 река лестницей водопадных сливов падает на 20-25 м.
  Каскад начинается на широкой дуге правого поворота реки (см.
 схему 3). В русле появляются огромные валуны, между ними - мощ-
 ные сливы высотой порядка 1 м.(точка 1 схемы 3). Однако резкого
 увеличения уклона русла здесь нет, и лишь метров через 200 ста-
 новится ясно, что это не очередное локальное усложнение сплава,
 а начало мощного протяженного каскада порогов. Следует прича-
 лить для разведки по тропе правого берега и для составления
 тактического плана действий.
  В начальной части каскада выделяется слив - горка (около 2
 м., точка 2 схемы 3). Заход на него достаточно проблематичен,
 наиболее приемлем - вдоль левого берега (следует просмотреть).
 Поток падает с наклонной плиты под углом около 45 град., вынося
 катамаран на крутой правый вираж. При прохождении данного пре-
 пятствия следует учитывать инерцию катамарана, иначе можно вы-
 лететь на камни с левой стороны.
  За левым поворотом уклон реки заметно увеличивается, сливы
 следуют один за другим. В целом этот участок при просмотре вы-
 зывает чувство спокойного удовлетворения: препятствия достаточ-
 но сложны, но проходимы, линия движения четко просматривается.
  Примерно через 400 метров ниже левого поворота река устраи-
 вает ловушку(точка 3 схемы 3):перед очередной плитой поток раз-
 бивается на две части и, закручиваясь винтовыми струями, проры-
 вается справа и слева, покрывая саму плиту слоем воды не более
 5см.. Для катамарана остается один путь - вылететь с разгона на
 плиту и скользнуть вниз, как на пляжном аттракционе.
  Еще метров через 150 - габаритный непроход. Красивый слив
 высотой около 1.5 м. выплевывает поток в щель шириной 1м.(точка
 4 схемы 3). Обнос по валунам правого берега.
  Далее возможен непрерывный сплав до единственного и совер-
 шенно нетипичного для Сумульты плеса (точка 5 ) - участка дли-
 ной около 80 м с течением не быстрее 5-7 км/час.
  При разведке на подходе к этому участку даже создается впе-
 чатление, что это конец каскада. Однако при приближении к пра-
 вому повороту слышен нарастающий гул, береговая тропа выводит
 на голый участок каменной осыпи, откуда открывается грандиозное
 зрелище (точка 6 схемы 3). На протяжении 300 м река падает
 могучими водопадными сливами на 20-25 метров. Над гигантской
 пенной лестницей стоит грохот. Вследствие большого уклона под
 сливами практически нет пенных котлов - течение тут же подхва-
 тывает и бросает на следующую ступень. Проходимость участка
 сильно зависит от уровня воды (высокий - предпочтительней). В
 нашем случае обнаружилось три габаритных непрохода, один из ко-
 торых, на заходе в лестицу сливов, удалось преодолеть экзоти-
 ческим маневром - боковым соскальзыванием на одном баллоне (Фо-
 то 10).
  Дальнеший сплав по этому участку представлял собой последо-
 вательность "прыжков" когда одна группа страховщиков отпускает
 в струю катамаран с уже сидящим экипажем, а другая - ловит его
 на две "морковки" и выдергивает из струи перед непроходом.
  Ниже лестницы сливов уклон резко уменьшается до разумных
 пределов, продолжается "обычный" сплав по бесчисленным ступеням
 сливов.
  Следующая важная точка (7) находится метров на 300 ниже не-
 большого полуразмытого островка. Локальное увеличение уклона
 через ряд мощных сливов (Фото 9) выводит в небольшую заводь
 (точка 7, здесь можно ставить базовый лагерь), чуть ниже кото-
 рой находиться красивая "связка" из трех двухметровых ступеней.
 Сложность прохождения усугубляется запутанной конфигурацией
 струй. Несмотря на очевидную линию движения, лишь последнему из
 трех экипажей удалось чисто (то есть носом вперед и без отчаян-
 ных усилий на кромке) пройти все три слива.
  Начиная с этого места постепенно уменьшается уклон русла,
 сливы имеют меньшую высоту. Следует отметить высокую (около
 3м.) горку с уклоном 20-30 град. на входе в левую протоку около
 острова в нижней части каскада (точка 8). Метров на 150 ниже
 конца острова каскад практически заканчивается, дальше можно
 плыть с грузом (береговая тропа выводит на место погрузки и
 дальше практически не идет).
  С самого начала прохождения каскада следует определить так-
 тический план движения. По-видимому, наиболее рациональна так-
 тика базового лагеря ( на схеме указаны пригодные для этого
 места). В нашем случае только на сам сплав было затрачено около
 8 часов технического времени. Средняя скорость на каскаде сос-
 тавляла, таким образом, чуть более 600 м/час. В целом на про-
 хождение этого участка при составлении плана похода следует
 отводить не менее 2 - 2.5 дней.
  Ниже пятикилометрового каскада можно сплавлятся без разведки
 до входа в каньон. Характер препятствий все тот же: каскады
 сливов, как правило, образованные нагромождением валунов и,
 реже, уступами скальной породы. Как правило, на Мал. Сумульте
 увеличение уклона и каскады сливов расположены на поворотах
 реки.
  Первый каньон начинается за крутым правым поворотом реки,
 вскоре после того, как по правому берегу начинают встречатся
 скальные стенки красноватого цвета. У поворота слева есть
 небольшая заводь, где необходимо пристать для разведки и обноса
 груза.
  Вход в каньон представляет собой крутую , стиснутую скальны-
 ми стенками горку с сильно турбулентным потоком (Фото 12). Вы-
 сота ее около 3 метров. В нижней части тесного прохода струя с
 силой бьет в выступающее скальное ребро. Увернуться от столкно-
 вения не представляется возможным, и при сплаве приходилось
 идти на запланированный удар задней третью левого баллона о
 скальный выступ.
  Ниже по первому и второму каньонах расположены препятствия
 средней сложности, можно идти без просмотра и без помех наслаж-
 даться красивыми видами скальных стен..
  За вторым каньоном препятствия практически заканчиваются.
 Минут через 30 сплава справа открывается устье р.Алес. Отсюда
 до устья Мал.Сумульты чуть больше трех часов непрерывного спла-
 ва. Течение 6 - 8 км/час, встречаются небольшие шиверки и пере-
 каты. Ниже устья р.Евеля, по левому берегу, расположен кордон
 лесника.
  Постепенно долина реки становится шире, слева виден крутой
 склон водораздельного хребта Большой и Малой Сумульты. Ближе к
 устью река дробится на протоки, возможны полные и частичные за-
 валы. Незадолго до устья Мал.Сумульта вновь собирается в одно
 русло и потоком шириной 20-25 м. впадает в спокойно текущие во-
 ды Большой Сумульты. На слиянии рек на правом берегу удобное
 место для стоянки.
 
 
  4.2.3 Описание сплавной части р. Бол.Сумульта
 
  Сплав от места слияния Мал. и Бол.Сумульты начинается обман-
 чиво спокойно. На протяжении около 1 км река широка и спокойна,
 чтобы затем с ревом ворваться в самый мощный на маршруте каскад
 порогов (схема 4). На правом повороте, после частичного завала
 (точка 1 схемы 4), следует держаться левого берега, а увидев у
 уреза воды большой (5-7 метров) камень (точка 2), следует не-
 медленно пристать для обноса груза и разведки верхнего участка
 порогов. Сложный участок начинается левым поворотом реки и
 заканчивается через 2 км. скальным коридором с высотой стенок
 50 м и более.
  Начальная часть каскада состоит из последовательности мощных
 водопадных сливов с узкими проходами на грани проходимости для
 катамарана- двойки. Следует отметить противоречивый характер
 требований этих препятствий к средствам сплава. В то время как
 возросшая мощь потока требует применения катамарана - четверки,
 узкие проходы и необходимость моментального маневра "на пята-
 чке" более соответствуют возможностям двухместного катамарана.
  Отличительной особенностью каскада является невозможность
 поэтапного прохождения сливов, поскольку маневр причаливания
 здесь едва ли не более опасен, чем само прохождение слива. Это
 определяет высокий уровень сложности каскада, требует самой
 серьезной подготовки как в техническом плане, так и с точки
 зрения обеспечения безопасности.
  Особо следует отметить опасность недоучета резко возросшей
 мощи реки по сравнению с препятствиями Малой Сумульты. В нашем
 случае недооценка силы потока при планировании линии движения
 привела к поломке каркаса одного из катамаранов.
  Ключевое препятствие верхней части - главный слив высотой
 более 3 м.(Фото 13, точка 3 схемы 4). Подход на него лежит че-
 рез три менее мощные ступени, а сам слив требует точного попа-
 дания на выпуклую часть струи во избежание затягивания в водя-
 ную яму под камень справа.
  Сразу за сливом следует резко пересечь струю и уйти под ле-
 вый берег, поскольку ниже это весьма проблематично, а отклоне-
 ние вправо гарантирует бросок через огромный обливной камень с
 последующим оверкилем. Прохождение оставшихся сливов верхней
 части каскада требует очень сложного и быстрого маневра и,
 вообще говоря, небезопасно для катамаранов.
  На выходе из верхней части - крутые валы высотой около 1
 метра.
  Далее около 800 метров можно преодолеть с грузом. Слева на-
 чинаются скальные обрывы, справа подступает осыпная стенка
 каньона. Крутым зигзагом русла направо, а затем налево начина-
 ется нижний участок порогов каньона Бол.Сумульты. Следует прис-
 тать к осыпи правого берега. Нижний участок начинается несколь-
 кими косыми сливами и прижимами к скальной стене слева (Фото
 15,16, точка 4 схемы). Четко видимой оптимальной линии движения
 не наблюдается. Затем река сужается, чтобы обрушиться в мощный
 раздвоенный слив (Фото 17). Следует идти правой частью. Еще че-
 рез 200-300 метров поток выносит на крутой вираж у скал левого
 берега (Фото 18, точка 5). Сам по себе вираж не очень сложен,
 но из бурного потока нужно выйти очень точно, так как это опре-
 деляет заход на последнее препятствие каньона - каскад двух мо-
 гучих сливов - водопад высотой 2м., и, с интервалом 10м.,
 полутораметровый свал воды в проход шириной около 3 метров (Фо-
 то 19,20). Динамика струй здесь такова, что ни одному из наших
 экипажей не удалось "чисто" зайти на это препятствие, выправля-
 ясь лишь отчаянными усилиями на самой кромке водопадного слива.
  Оконечный участок скального каньона радует красотой высоких
 стен и поразительной видимостью сквозь многометровый слой голу-
 боватой воды. По скалам правого берега здесь есть тропа для об-
 носа груза.
  Ниже каньона можно плыть без просмотра вплоть до прижима в
 устье р.Катышкин. Пройдя его, следует тут же пристать (лучше к
 левому берегу) для просмотра и прохождения мощного слива перед
 устьем р.Болтырган (Фото 21). В устье р.Болтырган хорошее место
 для стоянки.
  Далее по Бол. Сумульте до впадения в Катунь около 3 часов
 сплава. Сливы, шиверы средней сложности, стоячие валы на пово-
 ротах позволяют идти без просмотра, хотя расслабляться все же
 не следует. Метров за 800 до устья впереди открывается серо-
 зеленый простор Катуни. Сплав по Большой Сумульте закончен.
 
 
  4.2.4 Описание заключительной части маршрута по р.Катунь.
 
  Сплав по р.Катунь многократно и полно описан в многочислен-
 ных отчетах. Здесь приведены лишь некоторые соображения, свя-
 занные с прохождением маршрута на катамаранах - двойках.
  Вплоть до порогов Тельдекпень 1 и 2 маневрировать приходит-
 ся, лишь обходя крутые валы над подводными камнями.
  На заходе в пор. Тельдекпень 1 движение вдоль левого берега
 для катамарана-двойки грозит переворотом, а пересечь струю там
 практически невозможно. Поэтому на катамаране-двойке там необ-
 ходимо идти справа.
  При заходе в Еландинский порог (около строящейся ГЭС) прихо-
 дится балансировать на струе между сносом влево, в центральные
 валы, и вправо, в мелкую неинтересную протоку. С воды правиль-
 ный заход виден очень плохо.
  Дальнейшие пороги серьезной сложности в техническом плане не
 представляют.
  Наш маршрут был закончен в с.Манжерок.
 
 
  4.3. Обеспечение безопасности
 
  При подготовке и прохождении данного маршрута обеспечение
 безопасности рассматривалось как совокупность трех составляю-
 щих:
  1.Хорошее качество индивидуального спасательного снаряжения
 и достаточный уровень личных навыков самостраховки и самоспасе-
 ния. Обьем спасательных жилетов составлял от 25 до 30л., ноше-
 ние защитных шлемов было обязятельно как при сплаве, так и на
 страховке или фотографированими.
  Все члены группы имели опыт автономного (отдельно от катама-
 рана) плавания в условиях горной реки. Пятеро из шести членов
 группы имели опыт автономного прохождения сливов высотой 2 м.
 Двое - владеют техникой обратного переворота (на ровный киль)
 катамарана-двойки в условиях бурной воды (в пороге).
  2. Адекватный выбор средств сплава и страховочного снаряже-
 ния. Считаем, что использованные катамараны-двойки с запасом
 плавучести около 4.5 - 5 отвечали требованиям маршрута. Коли-
 чество (по 1 на экипаж) и длина (12.5м.) страховочных концов -
 "морковок" были достаточны с учетом водности реки.
  3. Грамотное построение тактики преодоления препятствий и
 организации страховки. Практически на всех сложных участках
 применялось поочередное прохождение разгруженными катамаранами
 и нижняя страховка, что обеспечивало необходимый уровень безо-
 пасности. Береговая страховка в меньшей степени соответствовала
 ситуации на верхнем участке каскада порогов на Бол.Сумульте,
 однако сам характер правого берега (большое количество каменис-
 тых "гребенок" и заводей) позволял рассчитывать на самоспасение
 аварийного экипажа.
 
 
  5. Итоги путешествия, выводы и рекомендации
 
  1. Водный маршрут по Мал. и Бол.Сумульте , несомненно, инте-
 ресен и заслуживает повторения и развития (возможна связка с р.
 Кадрин).
  2. Маршруту соответствуют катамараны-двойки. Возможно, мар-
 шрут может быть эффективно пройден опытным каякером.
  3. На пешую заброску к началу сплавной части следует плани-
 ровать 3 дня, на сплав по Мал. Сумульте - не менее 8-9 дней,
 иначе сплав в верховьях превращается в изнурительную физически
 и напряженную эмоционально скачку по водопадным сливам.
  4. Группа должна рассчитывать на полностью автономный режим
 в течение 12 -14 дней.
 
 
  6. Приложение I (фотографии участков маршрута)
 
 
 7. Приложение II ( схемы пеших подходов и водной части маршрута)
 
 
  8. Список литературы
 
 1. Отчет о водном туристском путешествии по р.Мал.Сумульта.
 рук. Цой Л.Д.,г.Бийск, 1976г.

<< Пред.           стр. 377 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу