<< Пред.           стр. 378 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 2. ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ N 25, М:ФиС,1990.
 3. Туристские районы СССР - Алтайский край, М:Профиздат, 1987.
 ===============================================================
  FILE: kuragan.txt
  Нижний-Кураган -- Катунь
 
 ---------------------------------------------------------------
  Автор: Андрей Швырев (турклуб МАИ)
  Date: 4 Sep 1998
  From: Николай Спрингис (springis_ne@hotmail.com)
 ---------------------------------------------------------------
 
  (Август 1997 года)
 
  1. Общая характеристика похода
 
  Поход представляет собой среднего уровня 5 к.с., при
 условии обноса П.42 -- 43 на Н.Курагане. При аккуратном
 просмотре подходит для групп, только выходящих на уровень
 5к.с., поскольку все препятствия, кроме выделяемого отдельно
 П42, либо не представляют опасности для человека, либо легко
 страхуются. (На курагане, в отличие от, например, Шавлы,
 имеются плесы, разделяющие сложные участки и чалка не
 представляет большой сложности.)
  Основной характер препятствия на Н.Курагане -- мощная
 порог-шивера, крупные камни в узкой, довольно мощной струе.
 Сливы до 1,5м, валы до 1,5 м. Опасных завалов не замечено. На
 Катуни препятствия типа мощный (до 3м) вал, мощная бочка. Все
 легко объезжается при наличии минимальных технических навыков.
  Отдельно следует выделить участок П.42 на Н.Курагане. Это
 длинная (около 2-х км) горка с большим падением, проблематичной
 чалкой, мощными сливами в узкой круто падающей струе. Сложный и
 быстрый слалом, много подводных бревен в сливах и между камней.
 Участок, пожалуй, 6 к.с. Вполне проходим для квалифицированных
 групп с численностью, достаточной для надежной страховки.
  Водная часть относительно короткая, поэтому Н.Кураган
 лучше идти в связке с Катунью(до Чемала), Кучерлой, горной
 частью в районе Катуньского хребта и т.п. Препятствия очень
 разнообразные благодаря контрасту между быстро падающим
 относительно малорасходным Кураганом и очень полноводной
 Катунью. Сплав лучше всего производить на маломерных судах
 (лодки, катамараны 2-ки.). Тогда он будет действительно
 интересным и спортивным.
  Рекомендую горную часть по Катуньскому хребту, например,
 кольцо (устье Аккема -- Аккемское оз. -- перевал в Кучерлинское
 оз. -- устье Кучерлы -- устье Аккема), требующий при среднем
 темпе 7 дней(минимум - 5), но оставляющий великолепные
 впечатления от видов Белухи, водопадов Текелю, пейзажей
 Катуньского хребта. Дольше недели по эту сторону хребта лучшн
 не находиться, т. к. из-за красоты и доступности места сильно
 захожены туристами (в т.ч. и плановыми) и жить там неприятно.
  В долине Н.Курагана людей мало, но тропа есть, и рыбаки с
 охотниками заходят. Вещи на тропе лучше не бросать. Долина
 Катуни и район Белухи -- очень людные. На Н.Курагане хороший
 хариус, берите удочки!
  Отношение местных -- нормальное, но нищета -- страшная.
 Большая проблема с бензином для заброски. Лучше не соваться в
 Алтайские селения типа Тюнгура, забрасываться через русскую
 Катанду.
 
  2. Дополнительные замечания
 
  При оценке маршрута имейте в виду, что
  Наша группа была недостаточно подготовленной как
 технически, так и туристически; (2 муж. с опытом 5-6 к.с., 1
 муж. С опытом 4 к.с., 2 дев. с опытом 3-4к.с.) и малочисленной
  Поход воспринимался как отдыхательный и время сборов
 постоянно недопустимо затягивалось.
  Сплав проходил в условиях воды средней в сторону малой.
  Суда: Катамараны 2-ки(2 шт), и каяк.
 
  Заброска
 
  Заброска через Бийск(Барнаул) и далее Горно-Алтайск на
 машине (автобусах) до Катанды. Далее на ГАЗ-66 на пароме через
 Катунь и еще на 10-12 км вверх по Курагану. Дорога -- ОЧЕНЬ
 плохая. Далее пешком вверх по тропе порядка 18 км. Тропа
 простая, отдельные крутые взлеты. Начало сплава от реки
 Осиновая(на некоторых картах имеет алтайское название). Выше --
 участок плесов. Возможно, в районе слияния с Иолдо, есть
 участок интересных препятствий, но в среднюю воду плыть там
 можно будет только на одиночке.
  До Бийска можно доехать на поезде из Москвы, через
 Новосибирск, через Барнаул, через Новокузнецк, долететь на
 самолете.
  Далее либо на автобусах: до Горно-Алтайска, и далее до
 Катанды, либо брать машину.
  Для справки:
  Автобус Горно-Алтайск -- Катанда уходит в 7 утра, и успеть
 на него с утреннего поезда Москва-Бийск невозможно;
  Автобус ПАЗ до Катанды на заказ стоит 6 млн. (1000$) на
 автовокзале, 2-2,5 млн(400$) на автобазе "Турист". Местная
 мафия просит по 1 млн. (190$) за легковушку, с водителем УАЗ
 договорились за 1,2 млн(200$), но садились, отъехав на
 автобусе, т.к. шофер боялся вокзальных воротил. (Могли и еще
 поторговаться.)
  По дороге лучше заехать в Коксе в дирекцию заповедника,
 или к Александру Казанцеву, чтобы разузнать о действительных
 границах заповедника, которые постоянно меняются. (Желательно
 получить записку) У нас заповедник начинался в устье Иолдо, а
 его охранная зона в устье Кыргыза, но в нее вход разрешен.
 Местные охотники, выдающие себя за егерей пытаются требовать
 спирт, изменяя границы заповедника каждый по-своему, НЕ ВЕРЬТЕ,
 выкручивайтесь как можете.
  Описание Курагана в Городском клубе не соотвтетствует
 действительности, пороги указаны очень странно, как будто
 каждый вал шиверы пронумеровали. Поэтому, наименования
 препятствий во многом опущены.
  Мы выехали из Москвы в 17-45 31.07.97. Были в Бийске 12-10
 по Москве(15-10 по местному) 3.08.97. Выехали из Бийска на УАЗе
 в 18-00(здесь и далее время - местное) и были в Катанде в 21-20
 4.08 из-за поломки машины. Чистой езды -- 9ч. Ехать ночью
 можно, но предпочтительно не на легковушке.(облачно)
  В 13-00 5.08 нашли машину(цистерну - молоковоз) и на ней
 выехали к Курагану. (300тыс.(50$) +0,33л спирта). Доехали до
 устья Громатухи. Дальше ехать в принципе невозможно, конская
 тропа. В 15-00 начали движение пешком. Тропа одна, хорошо
 заметна. В 17-30 нас догнали егеря на конях, видевшие ГАЗ-66;
 после неприятного разговора удалось уклониться от отдачи
 спирта, и в 20-00 остановились на небольшом приличном месте
 между Большим и малым приторами.(утром облачно, днем дождь,
 ночью ясно, все время -- тепло)

 
  6.08 Подъем дежурных в 8-00, общий в 9-00. Вышли в 12-30.
 Верховая тропа с довольно тяжелым подъемом, первый выход к воде
 у проток примерно через 3,5 ч хорошего хода. Вышли к протокам в
 17-00, пообедали, в 18-00 вышли дальше. В 19-30 (через 4 ходки)
 были у переправы через Кыргыз. Не очень ровная, но в общем
 приличная стоянка. У переправы через Кыргыз по бревну стоит
 плакат о начале охранной зоны заповедника. (Ясно, много
 малины, смородины, немного грибов).

 
  7.08 Подъем в 8-00, выход в 12-00. До 12-30 переправа
 через Кыргыз. Через 2,5 ходки по пересеченной месности вышли к
 Курагану. Далее пересекли несколько ручьев под и над камнями.
 Один из них Алла-Аскыр. Далее тропа пошла вверх и вошла в
 горельник. Много ягод (брусника, смородина, шишки). Тяжелый
 подъем в примерно 20 мин хорошего хода и недлинный спуск к
 устью Осиновки. (Левая боковая протока) главная впадает метров
 через 200, но стоянка в устье левой. Встали в 18-00. Грибы,
 ягоды, шишки. Описание пешей части в Городском Турклубе не
 соответствует действительности. (ясно)
 
  Сплав
 
  8,9.08 Дневка, баня, постройка, просмотр верхнего участка
 Н.Курагана. Препятствий не нашли, красивые виды, можно
 организовать горные выходы на Катуньский хребет.
 (Переменная облачность, ветрено, тепло, вечером 8.08
 рядом -- гроза, у нас -- отдельные капли)

 
  10.08. Подъем в 8-00, выход в 12-30. Вначале -- каньон со
 слабыми шиверами и легкими прижимами. Далее за стеной левого
 берега на правом повороте справа -- галечная полка. За ней
 мощная шивера-порог (3-й каньон Курагана). Мощная струя,
 обливные и полуобливные камни, сливы до 1.5 м, валы, бочки
 средней силы. Длина около 500м. Заканчивается за левым
 поворотом. Далее стоянка на правом берегу. Разбои, протоки,
 местами локальные завалы. Просмотр, страховка порога справа.
 Киль каяка, спасработы. (утром ясно, вечером -- дождь,
 ветрено, прохладно)
Встали в 18-00
 
  11.08 Подъем в 9-00 из-за дождя, выезд в 13-00. В 14-00 у
 начала порога "Базовый". Порог начинается на плавном правом
 повороте. Чалка на галечную отмель левого берега (по нашей воде
 -- галечный остовок). Длинная порог-шивера (порядка 1 км.)
 Сильные сливы в начале, слив со средней силы левым прижимом в
 конце, разделены более слабой шиверой. Валы, бочки, камни.
 Просмотр и страховка слева, затруднены боковой протокой.
 Стоянка на левом берегу через 3 - 4 шиверы после порога.
 (Облачно, холодно, дождь с редкими перерывами)
 
  12.08 Подъем в 10-00. Ночью дождь, чуть выше -- снег. В
 горах лег снег на высоте порядка 50 м над нами. Вышли в 14-30.
 Страховка и съемка шиверы-порога Кыргыз. Шивера порог с мощной
 струей, валы, бочки, камни. Киль каяка, спасработы. Траектория
 движения видна с наплыва. Хорошая стоянка в устье р. Ермолай.
 (облачно, холодно, дождь с редкими перерывами)
 
  13.08 Подъем в 8-00, Прохождение шиверы в устье
 Ермолая(порядка 100м), порога ступенька(порядка 100м, киль
 катамарана-2ки), разделенных 100-метровым плесом. Препятствия
 простые. Далее разлив длиной метров 50 и начало сложного
 участка длиной около 2 км.(в лоции -- препятствие No42).
 Просмотр и обнос -- слева. Обнос тяжелейший. Тропы нет, осыпи,
 бурелом. Обнесли рюкзаки и встали за
 препятствием.(переменная облачность, тепло)
 
  14.08 Подъем в 8-00, обнос судов. Трое мужчин обнесли 2
 катамарана и каяк за 5,5 часов очень напряженной работы. Далее
 -- дневка. Обнос сначала низом, далее перед левым поворотом
 реки подъем к охотничьей избушке, выход на тропу. Далее около
 200м по тропе и по звериным тропам вправо и вниз к
 реке.(солнечно) Участок по воде очень интересный
 и проходимый, но необходимо большее число людей высокой
 подготовки, для страховки прохождений. Вообще, участок вызывает
 желание проехать, и обнос, хотя и необходимый в нашем случае
 был не только очень тяжелым физически, но и обидным.
 
  15.08. Подъем 7-30. Выезд 12-00. В 13-00 прохождени порога
 "Большой притор". Видна скала на правом берегу и далее на
 правом повороте более высокая стенка левого берега. За правым
 поворотом три ступеньки сливов, после первой -- большая, но
 мягкая бочка. Очень красивый, но простой порог. Чалка вправо на
 предшествующем левом повороте, просмотр справа. Страховка с
 воды. Заход справа. Через 1,5 часа езды по шиверам П52 -- заход
 по мелководной шивере и слив порядка 1,5 м с бочкой средней
 силы. Ориентир -- валунная россыпь на левом берегу и скальный
 выступ, в который бьет слив на правом. Порог несложный. Далее
 протяженная сильная шивера порог "Венец", Мощная струя, валы,
 камни, бочки, габаритные проходы, постепенно ослабевающая. Шли
 сходу. Обед с 17 до 18 ч из-за дыры в каяке. Далее
 шиверы-горки, разбои, протоки, ЗАВАЛЫ!!! с обносами. В 20-30 в
 темноте впали в Катунь. Встали на левом
 берегу.(солнечно)
 
  16.08 Подъем в 8-00, заход в Катанду за продуктами, выезд
 в 17-00. 18-20 в Тюнгуре, 20-50 в устье Аккема, купались, не
 гребли. Препятствий нет течение быстрое.
 (солнечно)
 
  Радиальный выход
 
  17.08 Подъем 8-00, разборка и запрятывние судов, обед.
 Выход в 17-00. Стоянка в 19-30 в 10км, сразу за мостом через
 Аккем. Движение по хорошей тропе с легким набором
 высоты.(солнечно)
 
  18.08 Подъем 8-00, выход в 10-30. За день 5,5ч. быстрого
 хода по конской тропе(мощной, но сильно разбитой), сплошной
 подъем. С 14-30 до 16-00 обед. Встали в 18-30 на стрелке левого
 притока перед Текелю на стоянке планового маршрута. Проблема с
 дровами.(ветрено, дождь)
 
  19.08 Подъем 8-00, выход 10-30 В 14-30 на Аккемском озере.
 Хорошая тропа, водопадные притоки. Выход к Аккемскому леднику.
 (Солнечно, после захода солнца - холодно)
 
  20.08 Подъем в 10-00, отдых. Выход вниз в 12-00. В 21-00 у
 моста через Аккем. Шли быстро с холодным обедом. Очень грязная
 тропа, крайне тяжело идти. (Утром очень сильный ветер,
 весь день дождь, прохладно)

 
  21.08 Подъем в 8-30, выход в 11-30. В 13-00 в устье
 Аккема. Постройка.(Переменная облачность,
 похолодало)

 
  Сплав по Катуни
 
  22.08 Подъем в 8-00, выезд в 12-00. В 12-30 начало
 Аккемского прорыва. Длина порожистой части около 1,5км.
 Большие, местами острые валы, по краям струи сильные поганки.
 Все идется сходу по струе, объезжая слишком большие валы. С
 учетом съемок в красивых местах в устье Аргута (кафе-"Аргут") в
 18-00.(Переменная облачность, прохладно)
 
  23.08 Подъем 8-30, выезд 11-30. В 15-00 в Инях. Разборка в
 500 м перед мостом на Левом берегу, сушка, укладка вещей.
 Приличная полка для ночевки. (Солнечно)
 
  Выезд
 
  24.08 Подъем в 6-00. Выход в 8-00. В 8-40 на автобусной
 остановке на Правом берегу возле магазинов и закрытого поста
 милиции. Ассортимент в магазинах -- скромный, заканчивают
 работать рано. Проходной автобус приезжает примерно в 10-00.
 Машину найти сложно -- страда. В Горно-Алтайске в 16-30.
 Последний автобус на Бийск в 18-30. За такси просят по 50
 тыс(9$) с человека. В Бийске билетов на поезда нет. Последний
 поезд уходит в 7ч на Томск через Новосибирск. На такси успели
 на него. Ехали по договоренности с проводниками за цену билета
 (60тыс(10$)). На автобусе или машине в Новосибирск или
 новокузнецк -- дороже. В Новосибирске в 6-38 25.08, а в 7-05
 уходит фирменный Енисей на Москву.(Плацкарт -- 320 тыс(53$))
 Можно успеть, но не успели. В 10-11 часов еще несколько поездов
 чуть похуже. Через 2 суток -- в Москве.
 ===============================================================
  FILE: samulta.txt
  Самульта
 
  Date: Apr 1997
  From: "Vasilev Alexander" (alex@v-data.msk.ru)
  From: lexa@ashtech.msk.ru (Alexey N. Dobronadezhdin)
 
 По одним источникам это слабая пять на 5-6 дней сплава. По
 отчету Стефашкина 85 года - это незаслуженно обиженная шесть, с
 тремя крутыми каскадами (по 5-7 км) до 50 м/км и фоновым
 "пятерочным" сплавом на остальных участках, и это при условии
 средней воды, развлекухи с двумя стапелями ( второй стапель
 после обноса ) на 14 дней. При полном отсутствии рыбы, грибов и
 ягод. - Грустная переспектива.
 
 Были на Сумульте в этом году. На мой (без шестерочного опыта)
 взгляд фоновый сплав там 4-5 к.с., ближе к 4. На реке 3 мощных
 каскада. Удовольствие сильно зависит от уровня воды. У нас была
 малая, поэтому мы начали сплав за первым каскадов (т.н. порог
 Веер - 2 км, 5 к.с.).
 
 Далее - 2-й каскад (т.н. Куртучек). 1-я и 3-я ступени - 5, 2-я
 (в нашу воду непроходимая) - 6, на мой взгляд очень серьезная.

<< Пред.           стр. 378 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу