<< Пред. стр. 383 (из 787) След. >>
Пыжинские водопады. Мощный пенный котел послетрехметрового слива.
Пыжинские водопады. "Гигантская удочка" на фоне
пятиметрового слива.
Пыжинские водопады. Пенная струя между ступенями.
Пыжинские водопады. Завал. Крупный план.
Пыжинские водопады.Предпоследняя ступень. Средний план.
Пыжинские водопады.Вид с бома на выходные ступени.
Вторые Пыжинские водопады. Выходная ступень.
Скала похожая на индейца.
Павлов Н.В.
Абраменко Ю.А.
Пыжа ниже п.Сучак. Двойка Сухоруков-Старцев.
Дурные протоки. Впереди завал."Солдат спит - служба идет"
Флотилия выплывает из Пыжи в Бию.
Абраменко Ю.А.
Устье Пыжи. Двойка Иванов-Акимжанов.
1. Берег Бии рано утром: 'завтрак... когда ты будешь
готов'. Наш транспорт : ГАЗ-66
2. Лесозаготовки в верховьях р.Иогач. Сюда мы заехали
случайно, так как свернули не туда.
3. Место строительства Павлов Н.В. - руководитель
4. Власов М.Г. - видеооператор, реммастер
5. Чаепитие у костра; Слева направо Пшеничникова МН
(спиной), Иванова ТР,Пурескин ДН, Сухоруков АВ, Старцев ДС,
Казанцев АС
Акимжанов АМ: Хорошо точит ножи брусок залитый клеем
'моментом
7. Абраменко ЮА : завхоз
Старцев ДC в ОЗК, Шиманский РВ с ножом
9. Перенос катамарана к точке старта, экипаж: Иванов МК,
Акимжанов АМ
Ткачев ДС: 'Одет как на банкет в спасательный жилет...'
11. Место начала сплава, в кадре вся группа (фотограф
Шиманский РВ очень быстро бегает). Слева направо: Шиманский,
Сухоруков, Старцев, Акимжанов, Иванов М, Иванова Т, Павлов,
Пурескин, Власов, Казанцев, Абраменко, Пшеничникова, Ткачев.
Большая вода на Пыже; вид с катамарана.
Пр.2Л Двойка Иванов-Акимжанов.(фото с катамарана-четверки)
Пр.3С (порог 'Скиф'); завал у левого берега.
Пр.3С (порог 'Скиф'); катамаран-четверка
(Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский и фотограф Пшеничникова).
Пр.4С Двойка Иванов-Акимжанов.
Казинский каскад; пр.6аС (порог 'Вход'). Четверка
(Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский и фотограф Пшеничникова)
перед первым сливом.
Казинский каскад; пр.6аС (порог 'Вход'). Двойка
Власов-Пурескин; на берегу Сухоруков, Старцев.
Казинский каскад; пр.6аС (порог 'Вход'). Двойка
Сухоруков-Старцев.
Казинский каскад; пр.6сТ (порог 'Лабиринт'). Четверка
(Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский).
Казинский каскад; пр6бС (порог 'Альтернатива') и пр.6сТ
(порог 'Лабиринт'). Четверка Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский
в начале 'Лабиринта'; двойка Казанцев-Иванова в конце
'Альтернативы'.
Казинский каскад; пр.6сТ (порог 'Лабиринт'). Двойка
Казанцев-Иванова после первой ступени порога.
Казинский каскад; Старцев рубит бревно в пороге 'Вираж'
(пр.6дТ).
Пыжинские водопады No1; Входная ступень.
===============================================================
FILE: biya.txt
Р Е К А Б И Я.
Протяженность сплава - 290 км, продолжительность - 6-8
дней. Сезон- ность - июнь-август. Категория сложности - II.
Исток Бии - порог Юрток, 2 - порог Кобыровский, 6 - порог
Пыжинский, 8 - р. Пыжа, 0. 5 - порог "Щеки", 6 - с. Кербезень,
2 - порог Сарыкокшинский, 3 - порог Кузенский, 16 - с. Турочак,
36 - р. Лебедь, 11 - скала "Иконостас", 7 - с. Дмитриев- ка, 15
- перевал Ажи, 2 - с. Озеро Куреево, 15 - с. Сайдып, 21 - с.
Фрунзе, 29 - с. Лебяжье, 32 - с. Большеугренево, 38 - с.
Енисейское, 13 - Бийск, 22. Всего 287 км.
До начала сплава добираться от Москвы поездами
Москва-Лениногорск или Москва-Барнаул до Барнаула ( примерно 60
часов ), оттуда поездом до Бийска ( 170 км. еще 2-3 часа ). От
Бийска автобусом до Артыбаша ( 270 км ) или во- дометным
катером "Заря" до Турочака и далее до Артыбаша автобусом ( еще
70 км ).
Артыбаш находится на северо-западном берегу Телецкого
озера. В пере- воде с алтайского "артыбаш" означает "голова
порогов". В километре отсюда т/б "Золотое озеро", откуда
ежедневно отходит комфортабельный теплоход "Пионер Алтая"
Бийского пароходства, совершающий однодневные экскурсий вдоль
Телецко- го озера.
Протяженность Телецкого озера 77, 7 км, наибольшая ширина,
в южной части, 5, 8 км, площадь зеркальной поверхности 230, 8
кв. км, а объем воды 40, 2 куб. км. Максимальная глубина озера
325 м ставит его на 5-е место по глубине среди озер СССР. Вода
прозрачна на 12 м. Выше 10 град. нагреваются лишь верх- ние
слои воды ( 10 - 20 м ). Максимальная температура 17 град.
Бия - вторая по мощности (после Катуни) река
Горно-Алтайской автоном- ной области. Основную массу воды она
получает от Телецкого озера; среднегодо- вой расход воды на
выходе 221 куб. м в секунду. На первых 100 км среднее па- дение
примерно 1. 6 м на километр. Скорость течения 7-9 км в час, в
зависимос- ти от уровня воды в Телецком озере.
Путешествие лучше начать от турбазы "Золотое озеро",
расположенной в 2 км от истока Бии. Бия вытекает из
северо-западной части Телецкого озера. Ее началом принято
считать место, где переброшен мост, соединяющий село Арты- баш
с поселком Иогач. Сразу от истока Бия широкая и многоводная.
Первые 100 км от озера это типично горная река стремительно
мчащаяся на север. Вода холодная, прозрачная, слегка
голубоватая. На участке от озера до устья реки Лебедь масса
порогов и перекатов. По характеру это быстрины в су- жениях
русла или на более крутых участках с валами.
Первые два километра - спокойная гладь Телецкого. Проход
под мостом обозначен специальным знаком. При приближении к Бии
чувствуется, как течение увлекает лодку. Слышится рокот реки.
Стремительное течение подхватывает судно, проносит между
опорами моста и вот уже видны стоячки небольшого порога
Каргалач. Проходить его необходимо несколько левее оси реки. От
порога, если оглянуться, хорошо заметен свал воды из Телецкого
озера в Бию; озеро лежит значительно выше реки. По другим
источникам порог расположен справа, а слева в малую воду -
мель.
Порог "Слив" начинается сразу за мостом, протяженность его
400-600 м, стояки 0. 3 - 0. 5 м, входить через третий правый
пролет моста.
Далее Бия круто поворачивает влево и с силой устремляется
прямо на скалистый берег, создавая большие водовороты и водяные
холмы. Затем она снова поворачивает, на этот раз вправо, и,
постепенно успокоившись образует тихий, узкий плес. Левый берег
крутой, скалистый, густо порос вековой тайгой с прео- бладанием
кедра.
Заросли (в подлеске) таволги, жимолости, красной смородины
покрывают почву и каменные россыпи сплошным покрывалом. Правый
берег пологий, лесистый, много полян, каменистых пляжей, и
везде на берегу видны штабеля леса Иогач- ского леспромхоза.
Через 2 км порог порог Ирток(Юрток).
С плеса слышится шум первого серьЧзного порога Юрток,
образованного выносами камня речкой Юрток - правым притоком
Бии. Порога не видно, он значи- тельно ниже. Мелькают только
вершинки гребней.
Порог Юрток 1. 5 - 2 км ниже п. "Слив", в правой протоке в
межень непроход.
Мыс из крупных обкатанных валунов, вдающийся с правого
берега, отво- дит течение и направляет его на скалы левого
берега. Течение становится очень быстрым, слышится грозный
рокот. Струи воды, отражаясь от берегов сталкивают- ся на
середине, образуя гребень с крутыми волнами. Протяженность
порога 100 м От плеса нужно придерживаться правого берега и,
подойдя к гребню на 40-50 м, пересекать струю, идущую от
каменной гряды, оставляя гребень слева. И только миновав
течение, прижимающее лодку к скалам, можно считать порог
пройденным.
При малой воде Ирток в правой протоке, левая не
преодалима. При выхо- де из Юртока - порог Кап. Далее река
течет ровно и быстро, мелькают островки и прибрежные заросли.
Вскоре река подходит к скалистым склонам правого берега и
образует продолжительный плес.
В 6 км от Юртока один из самых длинных порогов -
Кобыровский ( 700 - 800 м ). В начале порога струи воды
снижаются грядами камней, отчего образу- ется высокий гребень.
По всему порогу разбросаны обливные валуны. Берега низ- кие,
покрыты смешанным лесом.
На байдарках советуют идти вдоль левого берега, резко
уходя к нему после каменистой отмели перед треугольником слива.
В центре - валы до метра. Необходима страховка.
Ниже порога снова тихий плес. Течение почти незаметно, но
слышен шум расположенного 8 км ниже порога Пыжинского - самого
значительного на Бии. Он имеет два поворота, что в значительной
мере усложняет проход через него. Дли- на порога до 800 м.
Порог образован грядой крупных валунов. Река устремляется по
крутому склону между огромными камнями со скоростью 30 км/час.
Опасны скопления камней вдоль берегов. Сплавлятся следует левым
берегом. Необходима страховка.
Сразу за Пыжинским - порог Косой с большими валами, но
камней нет. В конце порога слева устье крупного притока Пыжа, а
на противоположном берегу - рабочий поселок Усть-Пыжа.
Страховка желательна.
После порогов река продолжает свой стремительный бег,
прижимаясь в основном к крутому, скалистому левому берегу и
образуя несколько шумных пере- катов.
"Щеки" появляется неожиданно за поворотом - держаться
левого берега для безопасности и услышав шум и завидев начало
острова, сразу приставать. Левая протока попроще, но опасна
прижимом к скалам.
Перед местечком "Щеки" Бия на протяжении 1, 5 км ровная,
глубокая, бы- страя. "Щеки" - серьезное препятствие. Здесь, на
середине реки, скалистый ос- тров рассекает ее на две протоки.
При большом и среднем уровне обычно прохо- дят левой протокой,
при низкой - правой. И в том и в другом случае нужно сде- лать
остановку и осмотреть место прохода с берега. От поселка
Усть-Пыжа до "Щек" около 6 км.
Сразу после "Щек" большой безымянный перекат, а перед
селом Кебезень, отстоящим от "Щек" на 2 км, порог Кебезенский.
На пороге большие волны. Прос- мотр - с правого берега.
Необходима страховка.
От Телецкого озера до села Кебезень левый берег Бии порос
настоящей тайгой. Долина реки местами покрыта валунами горных
пород, которые свиде- тельствуют о былом оледенении Алтая.
Громадные ледники, спускавшиеся с гор по Чулышманской долине и
глубокой впадине Телецкого озера, заходили далеко в предгорья
Алтая. Они оставили большие нагромаждения камней на берегу Бии
и во многих местах отполировали скалы.
В 3 км ниже Кебезени в Бию впадает большой левый приток -
Сарыкокша, которая образовала порог Сарыкокшинский. Сейчас
устье Сарыкокши чуть ниже по- рога. По протяженности порог
сравнительно небольшой - около 300 м, но высокие стоячие волны
и стремительное течение заставляют зорко следить за рекой. Кам-
ней опасаться не следует.
Говорят, что слева можно без просмотра.
По другому источнику у впадения Сарыкокши три поро- га (
суммарная длина 1, 5 км ). Порог Кокаиха против одноименного
поселка на правом берегу Бии можно преодалевать сходу. Высокие
стоячие волны отличают порог Юрок, который можно проходить по
краю струи с любой ее стороны. Порог расположен ниже парома
через реку, в часе от порога Сары-Кокшинский после д.
Комбалино.
Далее река течет быстро, но порогов нет. Горы отступили от
реки, ста- ли значительно ниже. Вскоре после села Тулой и устья
одноименной реки, впада- ющей справа, слышится шум последнего
порога - Кузенского. Ориентиром может служить паромная
переправа от заимки Болотово на правом берегу. Отсюда и на-
чинается порог. В начале порога посередине реки небольшой
остров из крупных валунов, напоминающий по форме сигару.
Сильным течением лодку заносит на ост- ров, поэтому сразу от
заимки следует держатся как можно ближе к правому бере- гу.
Остров без растительности. Тотчас после острова лодку выносит к
середине реки, и начинается основной порог, проходить который
нужно везде серединой.
На высоком правом берегу расположился рабочий поселок
Верхне-Бийский. Здесь Бия успокоилась и течет, делая
замысловатые повороты. Слева - живопис- ные скалы, носящие
название Ащеулик, справа - скалистая гора Баданная. Вот
показывается районный центр Турочак, раскинувшийся у подножия
последней высо- кой горы - Салоп. Далеко в Бию с правого берега
вдается гранитный мыс. Выше мыса река образовала круговое
течение. Это место получило название "Кружало". Обогнув мыс,
необходимо прижиматся к правому берегу, так как течение
увлекает к скалам левого берега, где находится Кипяток -
последний серьезный порог на Бии, где река сжата с обоих
берегов скалами и по всеобщему признанию, самое живописное
место на Бии. Далее река резко сбавляет скорость течения и
после впадения справа реки Лебедь становится значительно
полноводней и спокойней.
Долина Бии расширяется, горы далеко отходят от берегов,
река делится на многочисленные протоки. От устья реки Лебедь
Бия имеет судоходную обста- новку, опасных участков нет. Мест
для ночлегов и привалов, а также хорошей рыбалки достаточно.
Ловятся в Бии таймень, щука, язь, налим, плотва сибир- ская,
елец, пескарь.
В 7 км ниже притока Лебедь на правом берегу скала
"Иконостас". Высота отвесной стены 80 м. В центре скалы на
высоте 40 м турочакским художником И. Сычевым высечен барельеф
Ленина.
В 17 км ниже справа перевал Ажи. Если поднятся по шоссе на
перевал, можно увидеть на востоке выходы скал, напоминающие
Красноярские столбы. Вни- зу во всей красе раскинулась
многоводная голубая Бия, со своими многочислен- ными протоками
и старицами.
===============================================================
FILE: charysh.txt
Чарыш
В. Юрин. Маршруты для каякеров: Забытый угол Алтая
Для большинства туристов-водников Алтай - это, прежде всего,
Катунь с ее притоками. Любители особо сложных рек, несомненно,
упомянут истоки Бии - Чулышман и Башкаус. Знатоки назовут
отдельно Южный Алтай - исключительно красивый, своеобразный и
технически интересный район, относящийся к бассейну Иртыша. И
лишь немногие знают четвертую крупную речную систему Алтая:
Чарыш.
Эта река стекает с северо-западного склона Алтая и, описав
широкую петлю по предгорьям, впадает в Обь далеко на равнине.
Она быстро набирает силу, и уже в середине горного участка
представляет собой весьма крупную реку, сравнимую по величине,
например, с весенней Мстой. Препятствия на самом Чарыше
несложные - отдельные шиверы 2 к.с. Основной же интерес для
сплава представляют его левые притоки: Кумир, Коргон и Иня. Это
несложные малорасходные реки, пригодные для каякеров с
небольшим опытом; самая крупная из них - Кумир - имеет расход в
устье 35 м3/с и уклон около 10 м/км.
Один из вариантов сплава по ним практически от истоков был
описан в статье В.Говора "Левые притоки Чарыша" ("Ветер
Странствий" No.21). Правда, в статье была опущена одна
существенная деталь: этот маршрут был пройден по весеннему
паводку. За ее рамками остались и такие подробности, как
прокладывание тропы через перевал по грудь в снегу - мазохизм,
высоко ценимый на Чемпионате СССР по Рассказам о Водном