<< Пред.           стр. 384 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 Туризме.
 
 Более общепринятый вариант пеших подходов - снизу, из долины
 Чарыша. Вдоль Кумира и Коргона идут хорошо набитые тропы от
 одноименных поселков в их устьях. В поселках целесообразно
 оставлять запас продуктов на последующую часть похода.
 Достоинство такого построения маршрута - относительно небольшой
 вес рюкзаков, недостаток - большая пешая часть, равная по
 протяженности сплаву по этим рекам. Хорошее описание этого
 маршрута можно найти в отчете А. Боброва (библ.МГЦТК,
 No.5360). Для полноты картины отметим, что в верховья всех этих
 притоков можно попасть и с юга, из долины Убы.
 
 Ключевой пункт для подъездов к началу маршрута - районный центр
 Усть-Кан. До него можно доехать по Чуйскому и Урсульскому
 трактам, либо с другой стороны - от Усть-Коксы, имеющей
 авиасообщение с Барнаулом. Проблемы заброски по этим дорогам
 хорошо известны туристам, равно как и участившиеся в последние
 годы случаи "гостеприимства" алтайцев. Есть и другая дорога:
 Бийск - Солонешное - Топольное (автобусом на Степное) - Черный
 Ануй - Усть-Кан. Основная его сложность в том, что от
 Топольного до Черного Ануя нет регулярного автобусного
 сообщения, а попутные машины редки. Если же ехать на специально
 заказанной машине, то второй вариант, вероятно,
 предпочтительнее. От Усть-Кана идет дорога вниз по долине
 Чарыша, по которой раз в день ходит автобус до Усть-Коргона.
 
 Население долины Чарыша исключительно русское, хотя верхняя ее
 часть административно относится к Республике Горный Алтай
 (б.Горно-Алтайская АО). Кроме крупных поселков, в долинах
 притоков много пасек, охотничьих избушек, весь район покрыт
 сетью хороших троп. Отношение к туристам исключительно радушное
 и доброжелательное; это один из немногих районов б.СССР, где
 можно путешествовать, абсолютно не опасаясь неспровоцированных
 конфликтов.
 
 Начало маршрута - мост через Кумир. От него вверх по правому
 (орографически) берегу идет лесная дорога. Через 14 км она
 подходит к так называемому Ипатовскому мосту. Очевидно,
 когда-то она продолжалась и по левому берегу; сейчас она
 превратилась на этом берегу в тропу. Всего до места начала
 сплава около 30 км. Здесь Кумир принимает несколько крупных
 притоков, поэтому сплав выше этого участка нецелесообразен.
 
 Ниже устья р.Кетьма расположены несколько шивер 3 к.с.
 Завершается этот участок двумя порогами, которые можно отнести
 к 4 к.с.: "Тормоз" и "Красноярка"; за последним впадает
 одноименный приток. Оба порога однотипны: несколько каменных
 гряд, затем основной слив под скальным выходом левого берега,
 сложная бочка. Высота слива в "Тормозе" - около 1 м, в
 "Красноярке" - 1,5 м, общее падение 1,5 и 2,2 м соответственно.
 Пороги хорошо видны с тропы по пути наверх.
 
 Далее следуют шиверы 2-3 к.с, постепенно усложняющиеся. От
 устья р.Осиновка начинается мощная и насыщенная камнями шивера
 длиной около 3 км, после нее - еще несколько шивер покороче.
 Этот участок заканчивается в устье р.Миндой, где стоит
 характерный ориентир - большой останец в виде тумбы высотой 4 м
 посередине реки. За правым поворотом после него начинаются
 основные пороги нижнего участка реки. По террасе правого берега
 идет дорога, здесь же имеются хорошие места для стоянки.
 
 Первый порог - "Миндойский" - отмечен большим галечным островом
 в русле. Основная протока - правая, в конце ее слив (менее 1м)
 и несильный прижим к скале правого берега. После правого
 поворота за порогом следует зачалиться для обработки каньона
 "Девичий".
 
 Перед каньоном расположена короткая входная шивера. Основных
 сливов три: на входе в каньон и далее через 70-80 м друг от
 друга. Высота сливов до 1-1,2 м в зависимости от уровня воды.
 Основной слив - второй. На фотографии он показан в высокую
 воду; при нормальном уровне воды в нем обнажаются камни, на
 которых, по словам местного пасечника, туристы порвали уже не
 один катамаран. Основные проходы во всех трех сливах - у
 правого берега. За сливами "бочки" до 1 м, между ними - валы,
 бочки менее 1 м. После 3 слива интенсивное турбулентное
 течение, нередко разворачивающее каяк кормой вперед. Через 50 м
 река успокаивается в большом омуте.
 
 Следующий серьезный порог - "Большой". Летом он непроходим.
 Перед ним на крутом левом повороте расположена мощная
 шивера-горка; под стенкой левого берега начинается осыпь, а по
 правому берегу видны крупные камни. Первый слив порога - через
 70 м после поворота, высота его менее 1 м. Через 25 м вся река
 сваливается в лоток шириной 1 м под левым берегом и падает на
 3,5 м на длине 8-10 м. В лотке несколько крупных
 камней-затычек. Обнос по скальным плитам правого берега.
 
 Последний серьезный порог - "Малый" - расположен за устьем
 р.Кириллов и представляет собой скальный коридор длиной около
 30 м. На входе слив 1 м, на выходе - слив менее 1 м и крутой
 левый поворот. Далее следуют несколько простых шивер, Кумир
 входит в долину Чарыша и успокаивается.
 
 От устья Кумира до устья Коргона - 4 часа несложного сплава по
 Чарышу. Коргон меньше Кумира (в устье около 25 м3/с), но имеет
 больший уклон - 16 м/км. Он впадает в Чарыш относительно
 небольшой, но сильной струей, и зона "веселой воды" при их
 слиянии тянется до середины реки. Для перехода на Коргон
 следует зачалиться непосредственно за его устьем, выше
 одноименного поселка.
 
 Первые 2 км пути проходят по дороге Коргон - Усть-Кан,
 огибающей дельту Коргона. Справа по ходу тянется высокий
 сетчатый забор. За 150 м до моста через Коргон в заборе имеются
 ворота. Отсюда полевая дорога ведет в долину Коргона, немного
 срезая его излучину. Ориентиром может служить небольшой
 округлый холмик в глубине долины, видимый издалека. Пешеходный
 брод расположен немного левее него. Местные жители называют
 этот брод "косяным": река переходится сильно наискось по гребню
 переката. Брод достаточно сложный и глубокий, дно галечное. До
 этого брода легко доехать на грузовике или тракторе.
 
 На правом берегу значительно худшая лесная дорога продолжается,
 повидимому, до т.н. "Чертова моста". Мы же, следуя описанию,
 свернули с нее на тропу примерно через 1 час хода, в районе
 порога "Абзац". Тропа поднимается высоко на склон и затем
 спускается к мосту (12 км от пос.Коргон); дорога же проходит
 понизу. Это примерно середина нижнего ущелья Коргона. За мостом
 тропа снова круто поднимается на склон и спускается к реке
 только выше ущелья. Всего до верхних порогов - "Спартак" и
 "Вираж" - 25 км, а до истока реки - слияния Прямого и Горелого
 Коргонов - еще 5 км.
 
 В районе упомянутых порогов на левом берегу хорошие стоянки.
 Целесообразно начать сплав отсюда, либо оставить здесь базовый
 лагерь и за один день подняться до истока Коргона и сплавиться
 оттуда налегке. Тропа выходит к пасеке на Горелом Коргоне в 200
 м выше стрелки. Весь верхний участок Коргона - сплошная
 крутопадающая шивера с расходом не более 10 м3/с, однако сплав
 по ней возможен.
 
 Ориентиры порога "Вираж" - остров (правая протока непроходима)
 и несколько крупных камней у левого берега. В пороге несколько
 сливов менее 1 м наискось от правого берега к левому и
 наоборот. После него 50 м быстротока, одиночный слив 0,5 м и
 еще 30 м быстротока до водопада "Спартак".
 
 Высота водопада 2,5-2,7 м. Слив пологий, около 45 градусов,
 ниже него глубокий омут, поэтому "бочка" мощная и мягкая. В 7-8
 м ниже слива с левого берега далеко в русло выступает плоская
 скальная плита, с которой слив виден строго анфас. Очевидно,
 она положена здесь специально для того, чтобы поставить на нее
 штатив с фотоаппаратом. От плиты идет мощный отбойный вал,
 поэтому даже при неудачном прохождении водопада лодку проносит
 мимо нее. В целом это простой и безопасный учебный порог;
 опасен он только по большой воде, когда ниже слива образуется
 единая мощная турбулентная структура, заполняющая всю чашу под
 водопадом.
 
 Следующий именной порог - "Аврора" - отличается от окружающих
 шивер только выходным сливом (двухступенчатый, с общим
 перепадом 1 м) и характерным утесом ниже него. Далее до устья
 Антонова Коргона - 5 км - сплошной каскад крутопадающих шивер,
 разделенных короткими плесами. В сочетании с большой скоростью
 течения и крутыми поворотами это образует, вероятно, самый
 приятный для каякера отрезок маршрута. Местные жители называют
 его "Кривун".
 
 Следующий серьезный участок начинается в 3-3,5 км ниже Антонова
 Коргона. Его ориентир - длинный лесистый остров, левая протока
 маловодная. За островом порог с двумя сливами по 1 м и
 несколько длинных и мощных шивер, как правило, со сливом (менее
 1 м) в конце. Долина постепенно сужается и переходит в нижнее
 ущелье Коргона. И по строению, и по характеру препятствий это
 ущелье похоже на верхнюю часть хорошо известной реки Оны.
 
 Ущелье начинается двумя простыми порогами. Первый из них похож
 на предыдущие шиверы, но длиннее и круче. С наплыва видно
 заметное падение. Второй - через 100 м, русло сужается,
 несколько крупных надводных камней образуют лабиринт, выход с
 наплыва не виден. Правый берег - галечная отмель, а ниже порога
 - стенка. Рекомендуется просмотреть эти пороги хотя бы бегло: в
 них могут быть застрявшие бревна.
 
 Далее на прямом участке - шивера. За ней, перед следующим левым
 поворотом, расположен порог "Ступенька" - одиночный слив
 высотой 1,2 м через все русло. Слив крутой, и "бочка" за ним
 глубокая и жесткая. От поворота начинается, если верить
 описаниям, порог "Разиня" - но на самом деле это просто шивера.
 Ключевое место этого препятствия - в конце его, где река
 огибает осыпь правого берега. Несколько крупных камней с нее
 докатились до середины реки и лежат там, заставляя обходить их.
 
 
 До устья Малого Коргона, или Коргончика - шивера с плохо
 читаемой линией движения. Ниже этого притока - "Чертов мост".
 На следующем повороте расположен остров, левая протока
 маловодная, в правой - шивера, заканчивающаяся чистым сливом
 ниже острова. Река успокаивается, разливаясь по широкому плесу.
 Впереди по правому берегу - бом, а на левом в 20 м выше него -
 крупный обломок скалы. Только поравнявшись с ним,
 обнаруживаешь перед собой крутой слив высотой 1 м через все
 русло. Если вы не просмотрели это место заранее по левому
 берегу, вы, возможно, успеете вспомнить, что это - порог
 "Сюрприз" и что в сливе есть относительно чистый проход ближе к
 левому берегу...
 
 Имя последнему порогу Коргона - "Абзац" - было дано
 туристами-первопроходцами, у которых из трех катамаранов
 перевернулись два. Большее издевательство над этой громоздкой
 посудиной трудно придумать. Сначала крупный камень отсекает
 справа примерно треть и без того неширокого русла; следующий
 отсекает треть оставшегося, затем - еще один такой же камень, а
 последний стоит точно посередине, оставляя с обоих сторон
 проходы по 1,5 м. Для каяков порог особой сложности не
 представляет. За порогом на правом берегу хорошая стоянка.
 Далее до устья Коргона - простые шиверы и перекаты.
 
 Если содержательная часть маршрута ограничивается этими двумя
 речками, можно продолжить сплав по Чарышу до пос.Чарышское (7,5
 ходовых часов). Оттуда можно, с некоторыми трудностями, уехать
 автобусом или попуткой в Барнаул, Алейск или на другие станции
 Туркестано-Сибирской ж.д. Можно вернуться из Усть-Коргона
 обратно в Усть-Кан и оттуда добираться до Барнаула. Несколько
 неожиданный, но вполне логичный вариант - из Усть-Кана поехать
 в Усть-Коксу и сплавиться по средней и нижней Катуни; ее мощные
 и примитивные пороги послужат приятным контрастом после
 миниатюрных, но требующих точной работы препятствий Коргона.
 
 Наконец, еще одна река, которую можно добавить к маршруту - это
 Иня. Описание подходов и сплава по ней можно найти в другом
 отчете А.Боброва (библ.МГЦТК, No.5294), а также в упомянутой
 выше статье В.Говора. Переход на Иню начинается от устья реки
 Сентелек. На ней в 2 км выше расположен одноименный поселок, а
 в 12 км выше него - пос.Покровка. Эти поселки относятся уже к
 Чарышскому району и связаны дорогой с населенными пунктами ниже
 по течению Чарыша. Сквозной дороги от Усть-Коргона до Сентелека
 практически нет, по крайней мере, "Урал" по ней не проходит. С
 воды пос.Сентелек не виден. Ориентирами служат мост через
 Чарыш в 2,5 км выше устья р.Сентелек и ферма на левом берегу.
 
 Начинать сплав по Ине можно от устья р.Шумишихи, ниже которого
 расположены два локальных порога с падением 2-2,5 м на каждом.
 Остальные препятствия, насколько можно судить по имеющимся
 описаниям, несложные и идутся с ходу. Заканчиваются они в
 районе лесхоза Ионыш (35-40 км от Шумишихи). От него 1 день
 сплава по спокойной воде до пос.Чинета, связанного с райцентром
 Краснощеково дорогой с автобусным сообщением.
 
 
 Валентин Юрин Каякеры не тонут!
 
 
 ===============================================================
  FILE: kumir.txt
  Кумир, Коргон, Чарыш
 
  Отчет предоставил А.С.Ходов. ¦ mailto:gts@hodov.kemerovo.su
 
  Кемеровский областной совет по
  ТурИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ
  новокузнецкий городской клуб
  ТУРИСТОВ "АЛКИС"
 
  0 Т Ч Е Т
  0 ВОДНОМ ТУРИСТИЧЕКОМ ПУТЕШЕСТВИИ
  5к. с. по р. р. Кумир, Коргон, Чарыш
  в районе Западного Алтая,
  совершенном с 18 августа
  по 14 сентября 1981 года.
 
  Маршрутная книжка 147/81
  Руководитель Ковалев С. С.
 
  Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела
  отчет и считает, что путвшествие может быть зачтено
  всем участникам. Маршрут имеет 5 к. с.
  Отчет испальзовать в
 
  НОВОКУЗНЕЦК - 1981 г.
 
  Настоящее путешествие совершено в соответствии с планами
  Новокузнецкого городского клуба туристов "АЛКИС" и Новокузнецкой
  городской МКК.
  Маршрут проходит через Западный Алтай и позволяет в достаточно
  степени ознакомиться с его природой и достопримечательностями.
  Группа приобретает опытг работы на сложных порожистых реках и
  значительно повышает свою тактическую и техническую квалификацию.
  В качестве информации о походе сделано следующее:
  д/ 8-мм цветной фильм
  б/ Комплект цветных диапозитивов
  в/ Комплект черно-6елых фотографий
  г/ Фото-стенд
  Данная информация проведена по месту работы участников и
  использована при устных отчетах перед Новокузнецкой городской
  и Кемеровской МКК.
 
  Содержание
 
  1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ.. 4
  1. 1. Участники................................................................. 5
 
  1. 2. Сведения о подходах, пунктах пополнения продовольствия,
 
  узлах связи и пунктах выхода с маршрута.................. 12
  2. СХЕМА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ..................... 15
  З. РАЙОН ПУТЕШЕСТВИЯ................. 16
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ................. 22

<< Пред.           стр. 384 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу