<< Пред.           стр. 385 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА................. 26
  5. 1. Река Кумир................. 26
  5. 2. Река Коргон................. 36
  5. 3. Река Чарыш................. 43
  6. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ................. 45
  7. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ.................. 48
  8. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.................. 48
  9. ИЛЛЮСТРАЦИИ................. 51
  1О. МАСШТАБНЫЕ СХЕМЫ МАРШРУТА................. 64
  10. 1. Подходы к реке Кумир........................... 64
  10. 2. Река Кумир................. 66
  10. 3. Подходы к реке Коргон................... 7О
  10. 4. Река Коргон............................... 73
  10. 5. Река Чарыш................. 75
  11. ОБЩАЯ СМЕТА ПОХОДА.................. 76
  12, ВЕСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.................. 76
  13 ТРАНСП0РТНЫЕ РАСХОДЫ................. 76
 
  14 ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.................. 77
 
  15. ПРОДУКТЫ................. 78
  16. ГРУППОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.................. 79
  17. РЕМНАБОР................. 80
  18. МЕДИЦИНСКАЯ АПТЕЧКА................. 80
  19. ЛИТЕРАТУРА................. 81
 
  СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ 0 ПУТЕШЕСТВИИ. 
 
  1. Организатор путешествия - Новокузнецкий клуб туристов "АЛКИС".
  2. Вид туризма - водный.
  3. Категория сложности - пятая.
  4, Средство сплава - катамараны двойки, тримаран.
  5. Район путешествия - Западный Алтай.
  6. Число участников - семь.
  7. Маршрут: г. Новокузнецк - г. Горно-Алтайск - п. Усть-Кан - п. Мен-
  дурсакон - р. Кызылчая (пешком) - сплав по р. р. Кумир и
  Чарыш до п. Коргон - р. Прямой Коргон (пешком) - сплав
  по р. р. Коргон и Чарыш до п. Маралиха - ст. Поспелиха /ма-
  шина) - г. Новокузнецк (поезд).
  8. Время проведения - с 18 августа по 14 сентября 1981 года.
  9. Продолжительность путешествия - 28 дней, из них:
  - подходы - 4, 5 дня;
  - подъезды и отьезды - 4, 5 дня;
  - постройка катамаранов и тримарана - 1, 5 дня;
  - сплав - 14, 5 дней;
  - дневки - 3 дня;
  10. Протяженность маршрута - 284 км,
  - пешая часть - 56 км,
  - водная часть - 228 км.
  11. При сплаве преодолено - 210 препятствий.
  12. Заключение о маршруте дано Новосибирской ЗМКК - 28. 07. 1981 г.
  Шифр - 145-00-5555343А(2А).
  13. Маршрутная книжка N 147/81.
 
  С В Е Д Е Н И Я
 
   * 0 ПОДХОДАХ, ПУНКТАХ ПОПОЛНЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ * 
  узлах связи и пунктах выхода с маршрута.
 
  В начальную точку маршрута п. Мендурсакон рациональнее всего
  добираться через г. Бийск - г. Горно-Алтайск - п. Усть-Кан. Самолетом
  Новокузнецк - Турочак - Горно-Алтайск долетели до г. Горно-Алтайска,
  где сделали пересадку на автобус и доехали до п. Усть-Кан.
 
  Движение самолетов по аэропорту г. Новокузнецка.
  Время московское.
 
  NN: Время: Дни
  N рейса, маршрут: отправление: прибытие: недели
 
  пп:
 
  1. 6735 Новокузнецк - Горно-Алтайск 11-11 13-2О еж.
  2. 4314 Новокузнецк - Горно-Алтайск 08-55 10-00 еж.
  3. 70О5 Новокузнецк - Бийск 09-35 10-35 еж.
  4.
 
  Город Горно-Алтайск административный, промышленный и культурный
  центр Горно-Алтайской автономной области, расположен в живописной
  долине реки Маймы. В городе есть туристская гостиница, детская
  экскурсионная станция, театр, краеведческий музей, кинотеатры.
  Большой интерес для туристов представляет опытная база горного
  садоводства, где начинал свои опыты академик Герой Социалистического
  труда Лисавенко М. А.
  Город Горно-Алтайск имеет хорошее воздушное и автобусное
  сообщение со всеми районами Горно-Алтайской области. Отсюда от
  здания автовокзала в 8-00 и 11-О0 (время местное) отправляются
  автобусы в районный центр Усть-Кан. Билеты желательно приобрести
  заранее. Предварительные и текущие кассы по продаже билетов на
  автобусы находятся на автовокзале.
  Весь путь до Усть-Кана занимает 8-9 часов.
  Поселок Усть-Кан - районный, центр Горно-Алтайской автономной
  области. Он расположен при впадении рек Кана и Кутергеня в Чарыш.
  В окрестностях его находятся мараловодческие совхозы. В поселке
  есть почта, магазины, дворец культуры, гостиница.
  Поселок Мендурсакон распололжен у стороне от Усть-Коксинского
  тракта и попасть в него можно только попутной машиной (фото 2).
  В поселке Мендурсакон проживает около 1000 жителей. Здесь есть
  почта, больница, магазины, но выбор продуктов ограничен. В продаже
  имеются сахар, кое-какие крупы, можно купить хлеб.
  13.
 
  ПОДХОДЫ К РЕКЕ КУМИР. 
 
  От пос. Мендурсакон по долине р. Чарыш до устья р. Тургунсу идет
  хорошая дорога. В устье Тургунсу дорога переходит на правый берег
  и идет по широкоЙ долине реки. Через 2 км брод на левый берег.
  Дорога доходит до стоянки чабанов совхоза Мендурсаконский. Долина
  начинает сужаться. Дорога постепенно становиться хуже, а участок
  дороги после р. Тархату местами заболочен.
  В устье р. Тархату полуразрушенный мост (фото 3).
  В верховьях р. Тургунсу стоянки чабанов совхоза Яконурский.
  После притока N 3 начинается пологий подъем на перевал 2228 м.
  С перевала открываются чудесные виды на долины рек ~су л
  Кызылчая (фото 5, 6). С перевала хорошая конная тропа идет серпантином
  и выходит к реке Кызылчая (Кумир до устья р. Черновой носит название
  Кызылчая фото 7).
  После спуска с перевала тропа идет по левому берегу до притока
  N4, затем пересекает его и идет вдоль левого берега р. Кызылчая.
  Русло реки густо забито скальными глыбыми (фото 8). Воды очень мало.
  Перед притоком N7 тропа переходит на правый берег, где стоит заброшен
  ная стоянка чабанов. В устье притока N9 тропа раздваивается: одна
  уходит по долине притока N9 на заимку Шельдян, другая идет вдоль
  мелководной Кызылчаи. До притока N10 тропа идет по левому берегу, в
  устье притока N10 на правый берег и идет по правому берегу до реки
  Кытны.
 
  ПОДХОДЫ К РЕКЕ КОРГОН. 
 
  При пеших подходах в верховье р. Коргон условно можно выделить
  три варианта:
  а/ п. Коргон - устье р. Коргон - подъем вдоль реки до р. Прямой
  КОРГОН (27 км)
 
  б/ п. Сентелек - п. Покровка - р. Горелый Коргон - р. Прямой Коргон(34км
  в/ п. Коргон - р. М. Татарка - перевал 142О м - р. Горелый Коргон -
  р. Прямой Коргон (32 км).
  При пешем подходе в верховья реки Коргон, мы выбрали третий
  вариант. От пос. Коргон идет плохая тракторная дорога в поселок
  геологов Покровку, которая в настоящее время не используется. От
  р. М, Татарка начинается конная тропа на р. Горелый Коргон. Тропа пере-
  секает р. М. Татарку и идет вдоль притока N6, затем начинается подъем
  на перевал 1420 м. После перевала тропа идет по левому берегу прито-
  ка N7 и выходит к Горелому Коргону. От устья притока N7 до р. Прямой
  Коргон 3, 5 км очень тяжелой тропы.
  Выше устья р. Прямой Коргон на левом берегу стоит жилая пасека.
  14.
  Ввиду низкой воды спустились ниже устья р. Прямой Коргон на 1 км,
  - где и строили катамараны.
 
  ОТЪЕЗДЫ С МАРШРУТА. 
 
  Группа закончила маршрут в пос. Маралиха, откуда уехали попутной
  машиной до железнодорожной станции Поспелиха (120 км). Поспелиха
  связана рейсовым автобусным сообщением с пос. Краснощеково. Автобус
  ходит один раз в день. Отправление с пос. Краснощеково в 20-10 ежед-
  невно. Время в пути 3 часа. От станции Поспелиха до г. Новокузнецка
  доехали поездом Фрунзе - Новокузнецк.
 
  22.
 
  ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ. 
 
  Путешествие по Западному Алтаю со сплавом по рекам Кумир -
  - Коргон - Чарыш совершено в соответствии с планами Новокузнецкого
  клуба туристов "АЛКИС" и Новокузнецкой городской МКК. В соответствии
  с этими планами были поставлены определенные цели и задачи:
  а/ знакомство с новым районом путешествия,
  б/ связать в один маршрут притоки Чарыша - Кумир и Коргон,
  3) разведать рациональные подходы к реке Кумир,
  г/ пройти и описать верхний участок реки Кумир,
  д/ повышение спортивной квалификации участников путешествия.
  Реки Западного Алтая довольно слабо освоены туристами водниками,
  исключение составляют реки Чарыш, Песчаная, Ануй.
  Группой был разработан интересный, как в спортивном, так и в
  познавательном отношении маршрут по р. р. Кумир - Коргон - Чарыш.
  Впервые в мае месяце 1979 года, прошла водный маршрут по рекам
  Кумир - Чарыш группа туристов из г. Барнаула (руководитель В. Болотов)
  С устья они поднимались вдоль реки до левого притока р. Кытны. Ими
  пройден средний и нижний участок Кумира, а верхний участок остовался
  белым пятном для туристов водников.
  Одновременно в июле - августе 1980 года совершили первопрохожде-
  ние левых притоков Чарыша - Коргона и Ини группы туристов из
  г. Барнаула (руководитель М. Колчевников) и г. Кемерова (руководитель
  Ю. 3аикин). Это лишний раз подтверждает о слабом освоении такого
  прекрасного туристкого района.
  При комплектовании группы учитывался туристкий опыт, схаженность,
  физическая подготовка. Руководитель и участники данного путешествия
  знают друг друга по совместным туристким путешествиям, соревнованиям
  по ТВТ, мероприятиям проводимых туристким клубом.
  В мае месяце на катамаране и тримаране было совершено прохожде-
  ние правого притока р. Кондомы - реки Большой Таз (Горная Шория).
  Маршрут можно классифицировать в зависимости от уровня воды -
  - 11 усл. или 111 категорией сложности.
  В предпоходный период занимались общефизической подготовкой,
  двухдневные вылазки в выходные дни за город позволили отшлифовать
  технику ориентирования на местности, два раза в неделю занимались
  плаванием в бассейне.
  Подготовка к путешествию началась в середине февраля 1981 года
  и велась параллельно по следующим основным направлениям:
  а/ сбор материалов о районе путешествия,
  б/ сбор материалов о реках,
  в/ подбор, изготовление и ремонт снаряжения,
  г/ переработка описательного и картографического материала
 
  23.
  д/ разработка графика движения,
  е/ составление сметы похода,
  н/ участие в тренировочном походе.
  В предпоходный период, кроме вышеперечисленных пунктов, также был
  решен целый ряд вспомогательных вопросов, возникающих при подготов-
  ке любого путешествия.
  В предпоходный период велась переписка и состоялись встречи с
  туристами из г. Барнаула и г. Кемерова, которые путешествовали в этом
  районе. В подготовительный период были склеены камеры из ткани 58,
  сшиты покрышки из капрона, а также подобрано и отремонтировано необ-
  ходимое снаряжение.
  В результате огромной проделанной работы в подготовительный
  период, группа имела достаточное представление о районе путешествия,
  сложности и специфике маршрута. Участие в тренировочном походе
  позволило участникам войти в спортивную форму, отшлифовать технику
  страховки и серьезно настроиться на сложное летнее путешествие.
  План путешествия и график движения были составленны с учетом
  рекомендаций кемеровских и барнаульских товарищей, которые проходили
  эти реки в 1979 - 1980 годах.
  По приезду в Усть-Кан, мы отправили часть продуктов на вторую
  половину маршрута в поселок Усть-Кумир. Также в поселке Усть-Кан,
  мы получили дополнительную информацию от местных жителей о рациональ
  ных подходах к верховьям реки Кумир.
  В пос. Усть-Кан нашли попутную машину и доехали до пос. Мендурса-
  кон. В пос. Мендурсакон была сделана попытка фрахтовки лошадей
  для заброскн снаряжения в верховья реки Кумир, но она закончилась
  неудачно. В этот период времени в совхозе шла напряженная эаготовка
  кормов. На совхозной машине, мы доехали до стоянки чабанов, дальше
  машина проехать не могла.
  Три дня мы потратили на пеший переход в верховья Кумира. Планом
  проведения путешествия сплав предполагалось начать на катамаранах
  и тримаране от притока N9.
  В Западном Алтае в июле - августе стояла очень жаркая и сухая
  погода, уровень воды в р. Чарыш и его притоках оказался очень низким.
  Ввиду очень низкой воды, группа начала сплав от притока N12.
  Участок от начала сплава до р. Черновая проходился с предваритель
  ной разведкой. На этом участке встречаются мели, перекаты, заломы
  леса, несложные погори, шиверы.
  Тактический план прохождения участка р. Черновая - р. Кытна
  предусматривал поэтапную разведку и прохождение каждого препятствия
  в отдельности, организацию страховки, составление схем порогов.
  Перед устьем р. Черновая делалась дневка, во время которой была про-
  ведена Глубокая разведка до р. Кытны, отдых перед прохождением
  следующего участка.
  Участок от р. Кытны до р. Красноярки проходили с поэтапной
  разведкой и страховкой. На этом участке расположены пороги водопад-
  ного типа, мощные шиверы.
  Участок от р. Красноярки до р. Миндой был пройден с частичной
  разведкой препятствий, но при повышенном внимании.
  Тактический план прохождения участка р. Миндой - р. Коротенький
  предусматривал поэтапную разведку, организацию страховки. На этом
  участке расположено самое сложное препятствие Кумира - порог
  "Девичий". Обнос груза был сделан при прохождении порога "Девичий".
  На данном участке был обнесен порог "Большой", который в нашу воду
  оказался непроходимым.
  Последний участок Кумира протяженностью 6, 5 км был пройден с
  частичной разведкой и страховкой. На этом участке расположены
  мощные пороги "Малый", "Интеграл". Участок проходился на повышенном
  внимании.
  Два дня мы потратили на пеший подход в верховья р. Коргон.
  Планом проведения путешествия предполагалось от р. Прямой Коргон
  начать сплав на плоту и катамаране. Ввиду очень низкой воды мы
  приняли решение р. Коргон проходить на трех двухместных катамаранах.
  Участок р. Прямой Коргон - р. Антонов Коргон насыщен сложными
  порогами и мощными шиверами.
  Тактическим планом прохождения данного участка предусматривалась
  поэтапная разведка и прохождение каждого препятствия в отдельности,
  организация страховки, обнос вещей, составление схем порогов. При
  прохождении этого участка применялась тактика стационарных лагерей.
  Весь участок был пройден на разгруженных катамаранах при береговой
  страховке и страховке с воды.
  Тактический план преодоления участка р. Антонов Коргон - р. Малый
  Коргон предусматривал поэтапную разведку и прохождение каждого
  препятствия в отдельности, организацию страховки, составление схем
  порогов.
  Участок от р. Малый Коргон до устья р. Коргон был пройден с частич
  ной разведкой препятствий, но при повышенном внимании.
  Сплав по Чарышу характеризовался увеличенными дневными перехо-
  дами, отсутствием предварительной разведки. При сплаве по р. Чарыш
  встречаются слабые пороги, несложные шиверы и перекаты.
  Группой был сделан радиальный выход на Коргонскую каменоломню.
  Коргонская каменоломня являлась поставщиком серо-фиолетой "коргон-
  ской" яшмы и красного порфира. В каменоломне можно встретить древо-
  видную и куличковую яшмы. Из коргонских яшм и порфиров колыванские
  камнерезы изготовили немало великолепных художественных изделий,
  украшающих лучшие дворцы и музеи нашей страны.
  Успешное прохождение препятствий на Кумире и Коргоне оставило
 
  25.
  яркие впечатления и укрепило нашу убежденность в правильности
  выбранных тактических и технических решений.
  Календарный план путешествия составлялся с учетом средней про-
  должительности дня в 13 часов. Время движения группы на реках Кумир -
  - Коргон с учетом остановки на обед не должно превышать 4 - 6 часов.

<< Пред.           стр. 385 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу