<< Пред.           стр. 390 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 камней.
  ПОРОГ 19 очень типичный для каньона. Река круто
 поворачивает направо и идет под крутопадающей осыпью левого
 берега, состоящей из крупных камней. С правого берега далеко в
 реку выдается отмель. Есть легкий прижим на левый берег, на
 выходе мощные валы и пенные бочки. Стара- лись идти под правым
 берегом на отрицательной скорости.
  ПОРОГ 20 расположен на левом берегу реки под скалами
 левого берега, проходим поочередно со страховкой. После порога
 непрерывная шивера.
  ПОРОГ 21 довольно слабый порог на правом повороте реки,
 прошли сходу. ПОРОГИ 22, 23, 24 проходятся как единое целое,
 чалка затруднена. Этими порогами начинается вторая, более
 мощная часть каньона (до п.35). Участок характерен узостью
 русла и большим падением воды до 10м/км.
  ПОРОГ 25 наиболее мощное препятствие на реке, представляет
 собой цепочку сливов (до 1.2 м) водопадного типа. Фарватер
 между сливами извилист, много крупных камней. Страховка на
 пороге сложна, т.к. ниже него сразу же начинается п. 26.
  ПОРОГ 26. Необходима страховка, хотя в прохождении прост.
 В конце порога, на самом выходе, большая пенная бочка с косым
 валом.
  ПОРОГ 27. По нашей оценке - шивера, в большую воду
 возможен сюрприз.
  ПОРОГ 28 "Падун". Косая плита правого берега
 перегораживает реку, прижим к правому берегу (скала), между
 уловом за плитой перепад 1.5м. Сход со струи в улов грозит
 переворотом! Прошли уверенно, весело. Без причаливания нужно
 пройти около 500 метров, на которых находятся входная шивера,
 два слива (один - водопадного типа), и мощная выход- ная
 шивера. Организовать действенную страховку с берега невозможно.
  ПОРОГИ 29 и 30 шиверистого типа, проходим сходу, страховка
 с воды. ПОРОГ 31 очень похож на "Падун", много крупных камней,
 осторожно. ПОРОГ 32. Мощный порог, обязательна страховка и
 разведка! Желательно держатся к левому берегу.
  ПОРОГ 33 локальный маленький порог, река сжата камнями,
 маневр до и после возможен, прошли с нижней страховкой. ПОРОГ
 34 на левом повороте реки, разведка обязательна, перед порогом
 чалка затруднена, проходим с нижней страховкой, вал 1.5 м.
  ПОРОГ 35 мощный, жесткий вал 1.6м, бочка. Последний мощный
 порог, развелка лучше по левому берегу, страховка с берега и
 воды. ПОРОГ 36 довольно простой, уклон падает и не опасен,
 проходим после разведки. Устье р.Быстрой, горы выполаживаются,
 слева скалы пригод- ные для тренировок по скалолазанию.
 
  9.р.БЫСТРАЯ-с.СОЛОНОВКА. 9 км, 3 ч 10 м
 
  До с.Солоновка по реке 8-9 км. На левом берегу удобная
 стоянка. Дорога к селу грунтовая. На попутной машине (машин
 мало - уборочная) выехали в г.Бийск.
 
  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 
  Барнаул - с.Ильинка автобус 380 км 7 ч 35 м
  с.Солоновка - Бийск машина 108 км 3 ч 20 м
  Барнаул - Бийск поезд 20 ч 50 м моск.
  Бийск - Горно-Алтайск автобус 5 ч 50 м мест.
  Горно-Алтайск - Семинский пер. автобус 8 ч 30 м
  п.Солоновка - Бийск автобус в 10 ч 95 км 3 ч
  Бийск - Новосибирск поезд 16 ч 35 м моск.
 ===============================================================
  FILE: tentek.txt
  Тентек
 
 From "Valentine E. Iourine" iourine@iourine.msk.su
 Date Thu, 11 Jul 96 22:37:32 +0400
 
  Р.Тентек, Джунгарский Алатау. Очень красивый и своеобразный
 район. Вода по сложности ближе к азиатской. Водники из
 Новосибирска и близлежащих городов часто посещают его весной на
 майские праздники - для них это ближе, чем от Москвы до
 Кавказа; весной там высокая вода и неустойчивая погода. Москва,
 Питер ходят редко и чаще летом, в июле-августе. Тепло, солнце,
 воды хватает. Осенью воды, вероятно, слишком мало.
 
  Часть района (напр. верховья Коксу) раньше попадала в
 погранзону. Если ее сейчас восстановили (скорее всего, это так
 из-за нешуточных разборок с китайцами), то получить пропуск, не
 имея знакомых на месте, может быть весьма непросто. Об
 отношениях с местным населением и местными властями умолчу. У
 меня воспоминания не самые приятные, но возможно (блажен
 верующий!) они устарели.
 
  Основных сплавных рек три: Коксу, (по классификатору 5 к.с.,
 можно взять только нижнюю часть 4 к.с., но она слишком
 короткая), Лепсы - 4 к.с. (?????? возможно, что в самых
 верховьях 5) и Тентек - 6 к.с., она же самая крупная. У меня
 по Тентеку сведения отрывочные, но похоже, что оценка
 соответствует действительности, по крайней мере, в мае для
 плотов и больших катамаранов. О попытках прохождения на каяке
 никаких сведений в Москве нет.
 
 Валентин Юрин iourine@iourine.msk.su Каякеры не тонут!
 
  From gts@hodov.kemerovo.su Ходов А.С.
 Fri, 12 Jul 96 11:22:23 +0800
 
  Тентек хорошо накатали Говор (Новосибирск) и Колчевников
 (Барнаул). Весной это мощная река. Несколько водопадов в узких
 щелях с тяжелым обносом. О прохождении на каяках сведений нет.
 Река интересна и весной в максимум воды, летом и осенью (воды
 хотя и меньше, но тоже достаточно). С местным населением в
 Талды-Курганской обл. проблем никогда небыло. Заброска и выход
 с реки не сложен. Довозят до начала сплава, а выход на
 автотрассу. О нынешнем состояни погранзоны не знаю. С Лепсы и
 Коксу Тентек сравнивать не надо - это река совсем другого
 класса. И прав господин Юрин, Тентек больше подходит под
 Среднеазиатские мерки.
 ===============================================================
  FILE: dibi.txt
   ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
 
  о водном путешествии по маршруту
 
  г. Иркутск - пос.Орлик - пос.Усть-Боксон - верх.р.Диби -
  - р.ДИБИ - р.Ока - пос.Верхнеокинский - г.Иркутск
 
  2 августа - 22 августа 1994 г.
 
 
 
 Руководитель Юрин В.Е.
 119270 Москва
 Комсомольский проспект, 45-214
 т. 242-11-62
 E-mail iourine@iourine.msk.su
 
 
 
  Москва 1994
 
 
 
 
   Содержание
 
  1. Введение
  2. Состав группы
  3. График движения
  4. Р.Диби. Лоция и техническое описание
  5. Подходы к началу маршрута
  6. Местное население
  7. Местный транспорт
  8. Метеоусловия
  9. Меры безопасности
 10. Смета похода
 11. Выводы и рекомендации
 Литература
 
 
 
   1. Введение
 
 Диби - речка в Восточном Саяне, левый приток хорошо известной
 Оки. Устье ее находится в 10 км выше районного центра Орлик.
 Поскольку этот район хорошо известен туристам, мы не будем
 давать его общегеографическую характеристику. Отметим только,
 что длина пройденного участка около 55 км, средний уклон около
 8 м/км, средний расход в августе, по нашим оценкам, около 8
 м3/с в начале сплава и 25-30 м3/с в устье.
 
 Привели нас на эту речку поиски новых маршрутов для сплава на
 каяках и статья Е.Когана в последнем, 25-м выпуске "Ветра
 Странствий" [1]. Мы давно хотели найти какой-нибудь новый
 маршрут по небольшой и не слишком сложной речке, доступной для
 начинающих каякеров. Известно, что таких маршрутов не так уж
 много, и большинство из них мы уже ходили. Конечно, для
 человека, впервые идущего в поход на каяке, они все примерно
 равноценны; но что делать тому, кто регулярно водит новичков?
 Возвращаться на хорошо знакомые речки не хочется, да и не всюду
 сейчас можно вернуться. К тому же нам требовался маршрут с
 минимальной пешей частью, а лучше - вовсе без нее. Не станем
 спорить с теми, кто считает, что поход без волока - не поход,
 но факт, что три вещи: каяки (или катамараны с металлической
 рамой), наличие женщин в группе и значительная пешая часть -
 совместимы друг с другом попарно, но не все вместе. Поэтому мы,
 конечно же, сразу обратили внимание на статью о Диби. Судя по
 ней, речка выглядела весьма заманчиво - а почему бы и нет? Ведь
 все последующие притоки Оки: Тисса, Сенца, Жом-Болок - хорошо
 известны туристам, а Хойто-Ока, вероятно, один из лучших
 маршрутов требуемого класса. Но в том году у нас уже были
 другие планы, на следующий год мы тоже выбрали другой
 маршрут... Идея похода по Диби и Оке оставалась в запасе,
 ожидая своего часа. Он настал в 1994 г.
 
 Несколько смущало отсутствие информации. В библиотеке МГЦТК
 никаких сведений о сплаве по Диби нет. Удалось найти только
 пару очень старых отчетов по этому району [2,3] - один пеший,
 другой лыжный - в которых были хоть какие-то карты. Упомянутый
 "Ветер Странствий" вышел в 1990 г., а само первопрохождение
 было сделано в 1987 г. Наверняка с тех пор на Диби была не одна
 группа туристов (так и оказалось). Но почему никто из них не
 оставил отчета?
 
 Попытки выяснить что-нибудь непосредственно от первопроходцев
 также ничего не дали, несмотря на личное знакомство с
 некоторыми из участников (напомним, первопрохождение было
 совершено сборной группой из четырех городов Южного Урала).
 Ответы были невнятными: отчет-де мы не писали, все карты и
 дневники остались у руководителя, он живет в другом городе, и
 вообще все, что у нас было сказать умного, все в "Ветерке"
 написано. Это тоже должно было бы насторожить нас: ведь мы
 знали эту группу как исключительно аккуратную в части
 составления лоции и однажды уже пользовались их материалами в
 другом походе. Но мы не придали этому большого значения.
 
 Теперь, после похода, нам стало ясно, почему никто из туристов
 не счел нужным утруждать себя составлением подробного описания,
 поэтому упомянутая выше статья до сих пор остается единственным
 источником информации - к сожалению, не вполне соответствующим
 действительности. Поэтому мы пишем данный отчет в надежде, что
 он поможет последующим группам избежать связанных с этим
 ошибок.
 
 
 
   2. Состав группы
 
 +---------------+----+--------------+----------------------------------------+
 |N Фамилия, И.О.|Г.р.| Обязанности | Туристский опыт |
 +---------------+----+--------------+----------------------------------------+
 |1 Юрин |1963|руководитель |Чон-Кемин 6р,Пскем 6у, Мургаб-Бартанг 6у|
 | Валентин | | |Чаткал 5р, Кальджир 5р, Она 4(5)р, |
 | Евгеньевич | | |Кумир-Коргон-Чарыш 4р, Катунь 5р, |
 | | | |ХойтоОка-Ока 4р (все-каяк); |
 | | | |Ока-БелинБажем-КызылХем-КааХем 5у (ктм4)|
 | | | | |
 |2 Кириллов |1968|завхоз, медик,|Чон-Кемин 6у, Мургаб-Бартанг 5у, |
 | Владислав | |ремонтник, |Чаткал 5у, Сорбо-Кафирниган 5у, |
 | Владиславович| |казначей, отв.|Кальджир 4(5)у, Коксу (Джунгарская) 4у |
 | | |за транспорт, |(все-ктм2) |
 | | |фотограф, зав.| |
 | | |снаряжением | |
 | | | | |
 |3 Валяева |1962|метеоролог |Она 4(5)у, Кумир-Коргон-Чарыш 4у, Шуя |
 | Ирина | | |(Беломорская) 2у (все-каяк); Катунь 4у, |
 | Викторовна | | |Кальджир 4(5)у, ХойтоОка-Ока 4у (ктм2) |
 | | | | |
 +---------------+----+--------------+----------------------------------------+
 |Средства сплава: каяки. |
 +----------------------------------------------------------------------------+
 
 
   3. График движения
 
 +-----+----+------------------------------------------+----+-----------+-----+
 | Дата|День| Участок маршрута | км | Средство | Ход.|
 | |пути| | | передвиж. |время|
 +-----+----+------------------------------------------+----+-----------+-----+
 | 2.08| 1 |Москва - Иркутск | | самолет | |
 | | |Иркутск - г.Слюдянка | | поезд | |
 | | |г.Слюдянка - пос.Кырен | | автобус | |
 | | |пос.Кырен - пос.Монды | | автомашина| |
 | 3.08| 2 |пос.Монды - пос.Орлик | | автомашина| |
 | 4.08| 3 |пос.Орлик - пос.Усть-Боксон | 80 | автомашина| |
 | | |пос.Усть-Боксон - верх.р.Хойто-Боксон | 18 | трактор | ок.4|
 | 5.08| 4 |р.Хойто-Боксон - болото перед пер.Лохматый| 8 | трактор | ок.2|
 | 6.08| 5 |пер.Лохматый - р.Диби | 13 | пешком | 3.45|
 | 7.08| 6 |рад. выход на аршан Ондольтой |2х5 | пешком | 2.00|
 | | |сборка судов | | | |
 | 8.08| 7 |р.Диби от устья р.Халбак до р.Халу | 14 | сплав | 3.00|
 | 9.08| 8 |р.Халу - р.Забит | 18 | сплав | 3.40|
 |10.08| 9 |р.Забит - пор.65 | 13 | сплав | 2.00|
 |11.08| 10 |пор.65 - р.Ока | 12 | сплав | ок.2|
 |12.08| 11 | \ | | | |
 |.....| .. | > р.Ока до пос.Верхнеокинский |288 | сплав |ок.24|
 |22.08| 21 | / (в т.ч. 2 дневки) | | | |
 |23.08| 22 |пос.Верхнеокинский - ст.Зима | | автобус | |
 | | |ст.Зима - Иркутск | | поезд | |
 |24.08| 23 |Иркутск - Москва | | самолет | |
 +-----+----+------------------------------------------+----+-----------+-----+
 |ИТОГО активными способами передвижения: пешком 2 дня, 16 км |
 | сплав 13 дней, 345 км |
 | дневок 3 |
 +----------------------------------------------------------------------------+
 
 
   4. Р.Диби
  Лоция и техническое описание
 
  Уровень воды: препятствия 0-64 - средняя;
  65-76 - дождевой паводок
 
 
 Начало сплава - от устья р.Халбак. Расход 7-8 м3/с. Река течет
 по котловине, как правило, одним руслом в невысоких галечных
 берегах. На перекатах каяк часто задевает дно, однако проводка
 не требуется. Ходовое время до зим.Бургут-Убыр 0.50. Еще через
 30 мин. река делает излучину влево, огибая холм, в ее вершине и
 левый борт долины подходит вплотную к реке и начинается ущелье.
 
 
 0. Мелководная шивера. Река растекается тонким слоем по каменистому руслу
  шириной до нескольких десятков метров. Часто требуется проводка.
  Заканчивается за устьем р.Халу. Ходовое время 1.40. Стоянок мало.
 
 Возле устья р.Халу хорошая стоянка на террасе правого берега,
 ниже на той же террасе - зим.Халу. Напротив него на левом
 берегу - еще один дом. Через 700-800 м мелководный участок
 заканчивается; на низкой полке правого берега хорошая стоянка.

<< Пред.           стр. 390 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу