<< Пред.           стр. 391 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 Сразу за ней - правый поворот, на левом берегу видны крупные
 камни - вход в каскад 1-3.
 
 1. Простой порог за правым поворотом. Горка длиной 50-60 м, высотой ок.1,2 м.
  Валы до 0,5-0,6 м.
 2. Простая шивера на местном левом повороте.
 3. Простая шивера ок.150 м на местном левом повороте. В конце по обоим берегам
  скальные выходы.
 4. За правым поворотом начинается очередная очень мелкая шивера. Длина ок.1 км
  Виден распадок левого притока, но сам приток не заметен. Долина расширяется
  - до поворота на север.
 5. Остров, в правой протоке - простая шивера, в левой на выходе мелкая горка.
 6. Простая шивера.
 7. Простая шивера на повороте долины на север. Две протоки.
 8. Длинная (ок.1 км) мелкая шивера сразу за 7. Проход слева.
 9-10. Короткие простые шиверы на местных правом и левом поворотах,
  соответственно. После 10 слева приток.
 11. Длинная шивера на левом повороте после притока. За шиверой слева зимник.
 12. Шивера на правом повороте.
 13-15. Простые перекаты.
 16-17. Мелкие шиверы на прямом участке. Между 15 и 16 справа впадает ручеек.
 18. Мелкая шивера на местном правом повороте.
 19. Простая шивера.
 20. Простая шивера на местном левом повороте, правый берег - осыпь.
 21. Длинная шивера - перекат.
 
 После 21 на левом повороте справа зимник Хондинтой, крупный
 распадок, но ручья не видно.
 
 22. Короткая мощная шивера-горка сразу после зим.Хондинтой. За шиверой правый
  берег - высокая скальная стенка.
 23. Длинная шивера-перекат после поворота.
 24. Шивера на правом повороте. За ней хорошая стоянка на утесе левого берега.
 25. Шивера-трек на местном левом повороте. Правый берег - скальная стенка.
 26. Шивера на местном правом повороте, слева хорошая стоянка.
 27. Простая шивера.
 28. Шивера на левом повороте, правый берег крутой.
 29. Короткая шивера-горка.
 30. Длинная запутанная шивера на местном правом повороте. Перед поворотом
  мелко; на самом повороте лабиринт надводных камней; за поворотом - такой
  же лабиринт при большом уклоне.
 31-33. Мелководные крутопадаюшие шиверы.
 34. Шивера с островом, основная протока правая.
 35. Длинная шивера на прямом участке, в концее ее на правом берегу зим.
  Бильчир.
 36-37. Крутопадающие шиверы до устья р.Забит.
 
 Р.Забит впадает под острым углом, поэтому от места выхода его
 долины до стрелки ок.1-1,5 км. После слияния с Забитом воды в
 реке становится заметно больше, порядка 20 м3/с. (Уральцы
 оценили расход в начале сплава в 10 м3/с, после слияния с
 Забитом 25 м3/с и в устье - 30 м3/с, но из текста статьи
 непонятно, относятся ли эти цифры к высокой воде, которую они
 застали, или это их оценки для нормального расхода. В любом
 случае, все эти глазомерные оценки малосодержательны.)
 
 38. Шивера за устьем р.Забит.
 39. Короткая мощная шивера-горка в сужении русла на левом повороте.
 40. Простая шивера. При большой воде на выходе вероятен прижим к скальному
  выступу левого берега.
 41. Короткая крутая горка перед левым поворотом.
 42. Длинная простая шивера на левом повороте.
 43. Шивера-перекат, проход правой протокой. На выходе из нее крутая горка с
  полуобливным камнем в центре.
 44. Простая шивера на левом повороте.
 
 После 44 слева впадает крупный приток р.Удэ из хорошо заметной долины.
 
 45. Шивера на местном левом повороте.
 46. Простая мелководная шивера.
 47. Шивера на крутом местном правом повороте, правый берег - стенка.
 48. Шивера в начале крутого правого поворота долины, левый берег - высокая
  стенка, в конце ее впадает ручей.
 49. Шивера в конце поворота, левый борт долины - крутая осыпь.
 50. Короткая шивера-горка с валами.
 51. Шивера на прямом участке.
 52-54. Шиверы на левом повороте.
 55-56. Крутопадающие шиверы на крутом правом повороте. В обоих на входе -
  галечные острова, на выходе - скальная стенка слева. После 56 справа
  впадает ручей.
 57. Шивера Круговая. Начинается сразу после ручья. Река делает широкую
  излучину вправо, огибая большой остров. Левая протока при нашей воде
  сухая, но хорошо просматривается. В конце излучины простая шивера.
 58. Шивера на местном правом повороте, левый берег осыпной.
 59. Шивера на местном правом повороте, левый берег - скальная стенка, перед
  ней крутым водопадом впадает ручей.
 
 60. Водопад и придатки. Через 100-150 м после 59 - участок
 прямого быстротока длиной около 50 м в сужении русла, валы до
 0,4 м. Уральцы обнаружили на нем "два слива высотой по метру" и
 назвали его первой ступенью водопада. Далее, действительно,
 следует плес длиной 30-40 м с большой песчаной отмелью справа.
 Плес подперт скальным выходом, который и образует водопад:
 пологий слив высотой около 1,4 м. Логичный маршрут по центру
 слива упирается при нашем уровне воды в несколько каменных
 зубьев (на фотографии в статье уральцев они залиты) и с
 вероятностью 50% обещает сломанную лодку. Единственный чистый
 участок слива - вплотную к правому краю, но он ведет в сложный
 "котел", а скала, что самое неприятное, мешает в это время
 работать веслом. Обнос 25-30 м по скальным выходам правого
 берега. За водопадом прямой ровный быстроток в скальном
 коридоре длиной около 40 м, затем большое улово, и на выходе из
 него - горка с валами.
 
 "Через 300 метров на правом берегу..." полуразвалившаяся
 охотничья избушка, которую уральцы назвали баней. Впрочем,
 туристы любую постройку в тайге называют баней и норовят
 превратить в таковую. Как говорится, кто о чем... Место вокруг
 избушки весьма загаженное.
 
 61. Простая шивера на местном левом повороте.
 62. Простая шивера.
 63. Прямая горка с валами, на выходе крупные камни у обоих берегов.
 64. Шивера-горка на местном правом повороте, в конце ее и дальше - скальный
  коридор длиной ок.150 м. От избушки до него 10 минут сплава. (Очевидно,
  именно его уральцы назвали I Щеками, плыли до него "5-6 км" и даже нашли в
  нем несколько шивер.)
 65. Порог на местном левом повороте после I Щек. Правый берег - высокая
  скальная стенка. Одно из немногих мест на Диби, которые выделяюся на общем
  фоне. Сливы через обливные камни, валы, бочки до 0,6 м, на выходе прижим к
  скале. Просмотр лучше с левого берега. За порогом большое улово.
 
 Здесь мы и остановились на ночевку. Вечером же начался сильный
 дождь, который продолжался до середины следующего дня. Утром
 вода стала быстро подниматься, и порог уже однозначно
 соответствовал 4 к.с. Все последующие препятствия мы шли уже по
 паводку. Предыдущим вечером мы оценили расход в 25-30 м3/с, а в
 устье мы застали по этому паводку расход порядка 50-60 м3/с,
 что было сравнимо с расходом самой Оки; мутная струя Диби
 доставала далеко за середину русла Оки, прижимая ее чистую воду
 к самому берегу.
 
 66. Простая шивера, левый берег - невысокая скальная стенка.
 
 67. II Щеки. Начинаются на правом повороте воронкообразным сужением скальных
  стенок высотой 5-7 м, в котором, как затычка, расположился большой
  галечный остров. Проход по любой протоке. В Щеках можно условно выделить
  два каскада, в каждом из которых 3-4 слива с валами и бочками до 1-1,2 м.
  Между ними участок чистого быстротока длиной около 100 м, на котором справа
  есть удобное место для чалки и выхода наверх. Просмотр по правому берегу.
  Перед островом тропа с левого берега переходит на правый и далее срезает
  излучину.
 68. Короткий порог. Крупные камни в центре, отмель справа, проход слева. На
  выходе слева скальная стенка.
 69. Шивера с островом, основная протока - левая.
 70. Короткая шивера-горка перед левым поворотом долины. После нее справа
  впадает ручей.
 71. Длинная мелководная шивера на прямом участке.
 72-73. Два коротких порога-слива в скальных воротах, валы, бочки до 1,2-1,4 м,
  "поганки". Между ними с левого берега впадает ручей, на правом дом.
 74. S-образный порог на входе в ущелье на правом повороте долины. Валы, бочки
  до 1,2 м. После него спокойное течение в ущелье длиной 300-400 м.
 
 За ущельем река выходит в широкую котловину, впереди виден широкий безлесный
 склон. Но это еще не долина Оки!
 
 75. Каньон длиной ок.2 км из красноватых скал высотой до 8-10 м. Короткие
  сливы, прижимы, валы и бочки до 1,2-1,4 м, разделенные участками
  быстротока по 100-150 м - немного похоже на пор.Московский на р.Каа-Хем.
 
 За каньоном слева впадают 2 ручья; река подходит к осыпному
 склону и поворачивает направо, в осыпное ущелье. В ущелье
 местами валы, бочки до 1 м. Постепенно осыпное ущелье
 переходит в скалы, поросшие лесом.
 
 76. Скальный остров в центре, проход по правой протоке. Горка с
  валами до 1,2-1,4 м.
 
 Далее до устья Диби небольшие валы.
 
 Дальнейший сплав по р.Ока до пос.Верхнеокинский хорошо известен
 туристам и в описании не нуждается. Существенной сложности для
 каяков он не представляет. Хорошая лоция содержится, в
 частности, в [4].
 
 
 
   5. Подходы к началу маршрута
 
 
 Согласно статье уральцев, до верховьев Диби можно доехать по
 тракторной дороге из пос.Усть-Боксон, расположенного на левом
 берегу Оки в устье одноименного притока. Именно возможность
 избежать пеших подходов была, как представлялось, одним из
 основных достоинств этого маршрута.
 
 Указанная дорога действительно существует, однако ехать по ней
 ни один из местных водителей не соглашался ни за какие
 материальные блага (и, как выяснилось, не случайно). В конце
 концов нам, как и уральской группе, повезло: именно в этот день
 на Диби отправлялись местные жители на двух колесных тракторах
 с тележкой. Сказать точнее, нам не повезло, а очень повезло:
 летом они ездят по этой дороге примерно раз в месяц. Другой
 московской группе (2 человека на катамаране-двойке) повезло
 меньше: они приехали в Усть-Боксон на день раньше нас и
 простояли там сутки.
 
 В начале дорога действительно хорошая, насколько может быть
 хорошей лесная дорога, по которй ездят раз в месяц. По крайней
 мере, первые 6-7 (но никак не 15) километров - до слияния Урдо-
 и Хойто-Боксона - на тракторе можно проехать без проблем.
 Дальше дорога представляет собой отдельные колеи, вразбивку
 идущие по заболоченной долине. Такой же характер она имеет и за
 перевалом. Видна она, как правило, достаточно хорошо: то по
 свежим отпечаткам протекторов, то по старым рытвинам, то по
 цвету травы. Трактора идут тяжело; когда один из них - обычно
 тот, который тащит тележку - застревает, другой его
 вытаскивает. Но когда оба садятся в болото по брюхо... Короче,
 40 км до Диби мы ехали два с половиной дня. Правда, по дороге
 занимались и другими делами: съездили с нашими попутчиками на
 охоту, подстрелили _гурана_ (дикого козла), постреляли из
 мосинской трехлинейки образца 1891 г.
 
 Вообще-то, по словам местных жителей, в хорошую погоду по этой
 дороге можно проехать даже на УАЗе. Беда только в том, что в
 дождливое лето болота набухают, а в жаркое - начинает таять
 вечная мерзлота, лежащая под ними. Однажды гусеничный "ДТ"
 утонул здесь по самую кабину; несколько дней к нему на лошадях
 подвозили солярку, чтобы не глушить двигатель, пока не приехал
 Большой Трактор (вероятно, чебоксарский со строительства
 дороги) и не выдернул его вместе со всем болотом.
 
 Поселка Хойто-Боксон, отмеченного на некоторых картах, не
 существует. Есть только одна жилая изба выше слияния Урдо- и
 Хойто-Боксона. Через несколько километров еще одна капитальная
 изба - возможно, база геологов - с антеннами спутниковой связи;
 от Усть-Боксона до нее тянется ЛЭП. Далее следует отметить
 избушку на сухом бугре с правой (по ходу) стороны долины, в
 10-12 км от слияния Урдо- и Хойто-Боксона. Примерно на полпути
 до нее слева по ходу открывается широкий распадок, но никакого
 ручья из него не течет. Через 1-2 км после нее долина начинает
 поворачивать вправо, огибая широкий безлесный склон, а дорога
 сворачивает влево и начинает постепенно подниматься по правому
 (по ходу) борту болотистого распадка. Через несколько
 километров справа открывается широкая безлесная седловина, но
 дорога пересекает этот участок и углубляется в лес.
 
 Именно здесь мы посадили оба трактора в болото глубже обычного
 и вытаскивали их до вечера и с утра на следующий день, в
 результате чего серьезно сломали один из них. Поскольку надежда
 починить его была невелика, мы взяли примерно 2/3 своего груза
 и пошли пешком, рассчитывая на следующий день вернуться за
 остальным. Другая группа (катамаран-двойка из Москвы) решила
 ждать до упора. К счастью, за остаток дня наши попутчики
 все-таки сумели починить трактор и доехать до Диби.
 
 Примерно через 2 км, на границе леса, бурхан (священное место),
 и за ним - собственно перевал, название которого в переводе с
 бурятского означает "лохматый". После перевала дорога начинает
 забирать вправо по борту широкого, неглубокого распадка,
 пересекает клин редких лиственниц и выходит в долину левого
 притока (или истока) ручья Халбак примерно напротив его
 поворота к западу (ходовое время от перевала 40 мин.) Впрочем,
 понятия "распадок", "долина" в данном случае весьма условные,
 хотя и формально точные. Скорее, все это можно назвать одним
 безлесным плато. Вид с него на господствующие вершины
 действительно красивый. Через 20 мин. хода дорога спускается с
 крутого обрыва высотой 5-6 м и пересекает ручей. Еще через 40
 мин. дорога выходит к правому истоку р.Халбак, вытекающему из
 хорошо разработанной долины. Сливаются истоки, однако, под
 острым углом, поэтому стрелка остается далеко слева.
 
 После брода дорога круто поднимается на склон высотой 70-80 м,
 затем постепенно выполаживается. Подъем до верхней точки
 занимает ок.30 мин. Далее 20 мин. постепенного спуска; влево
 отходят несколько распадков, спускающихся к р.Халбак. После
 этого с заболоченного лугового склона открывается вид на долину
 Диби, однако до нее остается еще 35-40 мин. хода.
 
 Долина Диби в этом месте представляет собой широкую котловину,
 местами немного заболоченную. В ней, а также ниже по реке,
 много зимних ферм. Непосредственно напротив устья р.Халбак
 расположен крупный зимник Субарай (4 дома), ошибочно названный
 уральцами "полевым станом" (подробнее см. раздел "Местное
 население").
 
 В долине есть минеральные источники - аршаны. Ближайший из них
 находится примерно в 5 км выше устья Халбака, за устьем ручья
 Ондольтой. Вода в нем холодная. Выше, в районе истоков Диби,
 есть и горячие источники.
 
 Дорога на Диби через перевал Лохматый - не единственная. Как мы
 поняли со слов местных жителей, есть дорога в верховья Диби,
 вероятно, по Урдо-Боксону. Она лучше, чем наша; по крайней
 мере, мы видели ГАЗ-66, приехавший сюда через верховья. Кроме
 того, есть тракторные дороги (или конные тропы - впрочем,
 разница невелика), ведущие на зимники Хондинтой и Бильчир,
 расположенные на Диби выше слияния с р.Забит. Эти дороги
 начинаются на Оке в районе поселка Хургэ и идут по ее притокам
 Хазалхы и Ара-Хазалхы.
 
 
 
   6. Местное население
 
 
 Долина Диби, несмотря на труднодоступность, достаточно плотно
 заселена. В районе устья р.Халбак и ниже расположены зимние
 фермы. Это капитальные рубленые дома, в которых круглый год
 живут местные скотоводы, и постройки для скота. Обустроены они

<< Пред.           стр. 391 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу