<< Пред. стр. 392 (из 787) След. >>
весьма основательно. В доме - большая русская печь, современнаямебель, электричество от дизель-генератора, почти у каждого -
тарелка спутникового ТВ, не редкость и видеомагнитофон. Все
товары сюда завозят из Орлика, в основном зимой, когда дороги
замерзают и сама Диби тоже замерзает и превращается в дорогу.
Живут здесь большими семьями, включая стариков и, по крайней
мере летом, детей. Хлеб местные жители пекут сами, в молочных
продуктах недостатка нет, мясо добывают, в основном, охотой.
Охотятся они не ради забавы, а исключительно для пропитания, и
лишнего не убивают. Поэтому, хотя долина достаточно обжитая,
дичи и рыбы на Диби очень много.
Стада летом находятся в основном на высокогорных пастбищах выше
по Диби и ее притокам (на плато мы видели стадо сарлыков), а
жители, оставшиеся в долине, занимаются сенокосом. Конечно же,
они хорошо знают друг друга, и любая новость моментально
становится известна всей долине, несмотря на расстояния. Они
хорошо помнят все туристские группы, бывшие здесь, помнят, что
первые туристы были в 1987 г., потом было очень много туристов
- 14 групп - в 1991 г. (что неудивительно), после этого - 3-4
группы в год. Отношение к туристам, как правило, сдержанное. С
одной стороны, всегда приятно встретить в таежной глуши свежих
людей, но, с другой стороны, как относиться к людям, которые
приезжают отдыхать всегда в самый разгар сенокоса и начинают
бесцеремонно требовать: отвези да отвези, а на просьбу помочь
убрать сено отвечают что-то типа: "Нам некогда, мы отдыхаем".
Впрочем, туристы сами в этом виноваты. Почему-то большинство из
них считает, что местные жители живут здесь исключительно для
того, чтобы оказывать им всяческие услуги (справедливости ради
следует отметить, что и у местных жителей тоже есть вполне
определенное представление о туристах, и разубедить их весьма
непросто). К тому же туристы не стесняются демонстрировать свое
неуважение к местным обычаям - если не по злому умыслу, то от
лени и нежелания их знать.
Происходит это, например, так. Когда наши попутчики уже кончали
собирать трактор, сломанный при вытаскивании из болота, их
догнала (пешком) группа туристов из Читы, вышедшая из
Усть-Боксона на полдня позже. "О, мужики, как классно, что вы
здесь сидите! Вот вы-то нас дальше и повезете!!!" - "Да вы же
видите: трактор увяз, да и тележка у нас битком набита (что
соответствовало действительности), как же мы вас повезем?" -
"Ничего, ничего, везите!" Договорились на том, что они
погрузили на тележку рюкзаки, а сами пошли пешком. К бурхану на
перевале местные жители подъехали чуть раньше них и, как
обычно, остановились. Следует отметить, что привычка делать
остановку у бурхана и "брызгать" водкой - отнюдь не способ
вымогательства спирта у туристов, а действительно местный
обычай, хотя щедрость туристов, конечно же, способствует
неумеренным возлияниям. Основной смысл этого обычая - показать
бурхану (духу) свое уважение и принести ему небольшую жертву -
деньгами, или спичками, или патроном, и, конечно же, "огненной
водой". Иначе без благоволения бурхана дальше пути не будет.
Тем временем подошли читинцы и, не останавливаясь, побежали
дальше по тропе. "Ребята, куда вы? Остановиться надо!" - "Нет,
нет, мы не устали, мы дальше пойдем, а вы нас потом догоните!"
И скрылись за поворотом. Стоит ли удивляться, что после этого
наши попутчики между собой называли их не иначе, как
_гуранами_?
Следующий очаг цивилизации - это котловина в низовьях Диби.
Хотя она отделена от долины Оки всего лишь одним хребтом,
дорогу через последнее ущелье Диби начали строить, вероятно,
совсем недавно, да и брод через Оку в этом месте уже непростой.
Население этой котловины также живет достаточно изолированно,
сообщаясь с внешним миром кружным путем, через долины
рр.Балакта и Тисса.
В поселках, расположенных на Оке, тлетворное влияние
цивилизации заметно гораздо сильнее, хотя в основном население
по-прежнему мирное и дружелюбное. Больше пьяных. С открытыми
проявлениями враждебности мы не сталкивались, однако туристы,
встреченные нами ниже на Оке, рассказывали, что в районе
пос.Орлик местные жители преследовали их на грузовике (дорога
там идет вдоль берега) и требовали спиртного, угрожая
винтовками.
7. Местный транспорт
Пути подъезда к началу маршрута и отъезда с него достаточно
хорошо известны туристам, поэтому мы остановимся в основном на
нынешних их особенностях.
От Иркутска до г.Слюдянка можно доехать по железной дороге.
Однако следует иметь в виду, что электрички до Слюдянки ходят
сейчас всего два раза в день (в 9.17 и приблизительно в 17.00
по местному времени). В середине дня есть достаточно большое
(5-6 часов) "окно", когда проходящих поездов также нет. Таким
образом, отъезд из Иркутска следует планировать на утро или на
вечер.
Если ехать из Иркутска электричкой, то лучше выходить на
ст.Вербная. От станции следует вернуться на 1 км назад, к
переезду, расположенному в глубине распадка, и далее ок.300 м
влево, до автобазы "Внешавтотранс". Там можно попытаться
заказать машину, одновременно ловить попутную и не пропустить
рейсовый автобус до пос.Кырен. Если же ехать до Слюдянки, то
садиться в автобус следует на городской автостанции. Мы уехали
на автобусе, который отправлялся от автостанции в 14.30. По
словам местных жителей, есть еще один в 12.00.
Хорошо знакомый многим туристам аэропорт в Кырене сейчас
законсервирован, регулярные рейсы из него не выполняются, и ни
одного самолета или вертолета в нем нет. В принципе, можно
заказать спецрейс, но для этого надо вызывать самолет из
Улан-Удэ. Так что быстрее добираться на попутках, хотя и это
непросто, особенно вечером. Проголосовав около 2 часов, мы
поймали ГАЗ-66 с погранзаставы в пос.Монды, который довез нас
до развилки на Орлик. Развилка находится за поселком и примерно
в 1 км за заставой, ехали мы в закрытом кузове и в поселке
вечером не показывались, поэтому местные жители нас не
беспокоили.
Машину до пос.Орлик пришлось ждать до 15 часов следующего дня;
за это время пошло довольно много машин на рудник Самарта и
обратно. На Орлик же, по нашим наблюдениям, проходит 1-2 машины
в день, как и прежде.
В пос.Орлик есть новая гостиница, где мы переночевали и
оставили часть продуктов на сплав по Оке. Правда, когда мы
приплыли в Орлик второй раз, гостиница оказалась закрыта;
пришлось долго разыскивать дежурную, живущую на другом конце
поселка, чтобы забрать продукты. Вероятно, лучше было бы
все-таки оставить их в одном из жилых домов.
Дальше верховья Оки населены почти до самого ущелья Орхо-Бом.
Однако паром ниже Орлика летом этого года смыло наводнением,
поэтому сообщение с нижележащими населенными пунктами -
пос.Порт-Ока и др. сейчас весьма затруднено.
Сплав заканчивается в пос.Верхнеокинский, откуда есть дорога до
ст.Зима. Рейсовый автобус ходит по вторникам, пятницам,
субботам и воскресеньям в 10.00 и в 20.00. В принципе, возможно
уехать, наняв машину.
Через ст.Зима проходит много поездов в обе стороны, однако
примерно с 12.00 до 18.00 по местному времени поездов нет ни в
одном направлении. Утренний автобус из пос.Верхнеокинский
попадает как раз в это "окно".
8. Метеоусловия
В течение похода наблюдалась исключительно неустойчивая погода,
менявшаяся по 2-3 раза в день. Дневная температура была в
основном в пределах 15-20 С. Более или менее сильные дожди
были почти ежедневно. Относительно устойчивая солнечная погода
отмечалась в конце верхней котловины Оки, от пос.Порт-Ока до
начала ущелья Орхо-Бом.
9. Меры безопасности
1. Во время сплава, разведки препятствий и страховки все участники находились
в касках и спасжилетах.
2. Водопад на р.Диби обнесен. Препятствия 65 (пор. за I Щеками), 67 (II Щеки)
на р.Диби, пор. "Пронеси Господи - 1", "Каландарашвили", "Пронеси господи
- 2", "Окинский", "Бурятский", "Харагольский - 1", "Харагольский - 2",
"Мельница", "Центрифуга" на р.Ока пройдены с предварительным просмотром.
Участником N3 указанные пороги, кроме 65 и "Каландарашвили", обнесены.
3. Все препятствия проходились с взаимной страховкой с воды. При прохождении
имело место 3 переворота, из которых 2 устранены с помощью страховки, 1 -
самостоятельно путем эскимосского переворота.
4. Как предупредили нас местные жители, в последние годы в этом районе
появились какие-то орлы - то ли из Монголии прилетели, то ли местные
мутанты - с размахом крыльев около 3 метров. Таскают овец, собак, телят,
сарлычат. У одного из наших попутчиков такой орел пытался поднять
двухлетнего бычка - не смог, однако раны от когтей оставил размером больше
растопыренной пятерни, бычок пал от заражения крови. В связи с этим в
течение всего похода велось непрерывное наблюдение за воздушным
пространством.
10. Смета похода
(в ценах 1994 г.)
Самолет Москва-Иркутск 3х256.000
Иркутск - Москва 3х270.000
Отправка грузобагажа по ж/д
Москва - Иркурск 64 кг 57.000
Зима - Москва 60 кг 48.000
Местный транспорт Иркутск - р.Диби 158.000
пос.Верхнеокинский - ст.Зима 3х9.000
Штраф за провоз негабаритного груза 0.200
(разборный полиэтиленовый каяк)
в э/п Иркутск-Слюдянка
Ночевка в гостинице пос.Орлик 3х6.000
Хранение вещей в гостинице пос.Орлик 10.000
(1 место, 9 суток)
Продукты питания (60 чел.-дн.) 227.000
---------------------------------------------------------
Итого 2123.200 (ок. $1002)
Итого на 1 чел. 707.714 (ок. $334)
11. Выводы и рекомендации
1. В целом спортивный сплав по р.Диби не представляет интереса, за исключением
случая особо благоприятных метеоусловий, а именно обильных затяжных дождей.
2. Большинство препятствий Диби относятся ко 2-3 к.с. Исключение составляют
водопад (по средней и малой воде непроходим, по большой воде,
предположительно, 4 к.с.); порог за I Щеками, II Щеки (4 к.с.); отдельные
препятствия ниже II Щек (4 к.с. по большой воде); участок от начала ущелья
до р.Халу (по средней и малой воде требуется проводка). Оценка сложности
препятствий в статье Е.Когана сильно завышена, даже с учетом того, что она
относится к высокой воде. Кроме того, в ней на 10-15 км завышен
километраж, в основном за счет участка ниже водопада, а также имеются
существенные неточности в описании этого участка. В целом ни Диби, ни Ока,
ни обе эти реки вместе не заслуживают классификации выше 4 к.с.
3. При организации похода по описанному маршруту не следует
рассчитывать на попутный транспорт от Усть-Боксона и
необходимо готовиться к пешим подходам протяженностью 40 км.
4. Описанный маршрут уступает классическому маршруту по рекам Хойто-Ока и Ока
во всех отношениях, кроме возможности прохождения ущелья Орхо-Бом на р.Ока.
5. Группам, настоятельно желающим сплавляться по Диби, можно рекомендовать
начинать сплав от зимников Хондинтой или Бильчир. К ним, по словам местных
жителей, ведут тропы от пос.Хургэ на Оке вдоль рр.Хазалхы и Ара-Хазалхы.
Протяженность пеших подходов в этом случае составляет порядка 15 км, сплава
- 30-35 км.
6. Оптимальными средствами сплава для Диби являются каяки,
каноэ-одиночки и двухместные катамараны с канойной посадкой.
7. При планировании походов следует учитывать возможность введения
различного рода ограничений на въезд в Окинский район. В этом
заинтересованы, по разным причинам, и пограничники, и местные власти, и
местные жители.
...Прощай, Диби!
Литература
1. Е. Коган. Здравствуй, Диби! - Ветер Странствий, вып.25. М., ФиС, 1990.
2. Отчет No.1625, Библиотека МГЦТК (карта)
3. Отчет No.2437, Библиотека МГЦТК (карта)
4. Отчет No.4184, Библиотека МГЦТК (лоцманская схема по р.Ока)
===============================================================
FILE: kantegir.txt
Р Е К А К А Н Т Е Г И Р
Протяженность пешей части - 40(60) км, протяженность
сплава 250 км, про- должительность сплава - 12 - 14 дней.
Сезонность - июль - август. Категория сложности - IV ( или V
).
Кантегир - в туристском отношении самая сложная река
Западного Саяна. Ее можно рекомендовать водникам, имеющим опыт
хождения по горным рекам высокой сло- жности.
Кантегир начинается на северных склонах хребта
Сайлыг-Хем-Тайга. Горы верхнего Кантегира сильно изрезаны
притоками и сухими падями со следами весенних водотоков.
Верхний Кантегир течет в зоне чернохвойной тайги. Тайга
покрывает скалистые берега реки, взбирается на вершины гор,
поднимающихся на 100-150 м над дном Кантегирской долины. От
устья реки Ара-Сук хвойная порода сменяется березой и осиной.
южные склоны гор иногда безлесны, с редкой сухой травой. Тайга
верхо- вий и среднего течения реки труднодоступна, дремуча,
почти не проходима. Долина Кантегира на всем протяжении
стиснута горами до 100-200 м и расширяется до 1, 5 км только в
местах впадения основных притоков. Склоны долины круты, со
скальными выходами гранитов, глинистых сланцев, песчаников.
Многие хребты вдоль реки увен- чаны острыми вершинами. У
подножия скал - острые каменные осыпи.
Русло Кантегира в верхнем течении умеренно извилисто, в
среднем и нижнем сильно петляет, иногда делает обратные петли.
Берега представляют собой скальную бровку до 5 м высоты.
Нередко они сливаются со склонами долины, и тогда над ре- кой
поднимаются скалистые обрывы и утесы высотой 80-100 м. Подчас
река прячется в узкие скалистые каньоны. Почти на всем
протяжении в русле рассыпаны валуны и камни диаметров до 4 м.
Некоторые из них скрыты под водой и создают подпоры, теснины,
опасные сливы, водовороты, водоскаты, неожиданные скальные
прижимы. Особенно много камней и валунов в районе Таслинского
( Карбайский ) и Иньсукско- го порогов. Плесы редки и
непродолжительны.
Кантегир - это река-шивера со средним падением 4. 5 м/км.
Высокая вода на Кантегире бывает в период таяния снега - с
середины мая до конца июня. Порой на "снежницу" накладываются
весенние дожди, и тогда вода может поднятся над нормой на 5 м и
более. Самый стабильный и сухой месяц лета - июль, когда река
входит в межень. Иногда и в это время в бассейне реки идут дож-
ди. При обильных дождях вода поднимается до уровня максимальных