<< Пред. стр. 393 (из 787) След. >>
весенних павод- ков. Август на Квнтегире, как правило дождлив;уровень воды в реке неустойчив; это нужно помнить при
организации ночлегов. В 1940 году во время паводка в райо- не
Таслинского порога уровень воды поднялся от межени на 15 м.
На Кантегир ведут несколько троп. Чаще всего пользуются
тропой, начинаю- щейся в поселке Большой Он на шоссейной дороге
Абаза - Ак-Довурак, куда можно попасть из Абазы рейсовым
автобусом или попутной машиной. Из поселка Большой Он по реке
Малый Он надо двигаться по зимней тракторной дороге до избы на
Левом Ма- лом Оне. От избы к долине Кантегира идет тропа с
недавними затесами. На перевале в долину Кантегира в зоне
гольцов на щебнистых грунтах тропа теряется и обнару- живается
вновь уже на Кунаиз-Кантегирском склоне, в долине реки Кунаиз (
левый приток). Тропа выходит к Кантегиру в 7-8 км выше впадения
реки Самбыл ( слева ). Он поселка Большой Он до Кантегира
около 40 км - 2 дня ходьбы налегке.
Из поселка Большой Он можно по договоренности забросить
трактором груз на 18-20 км, что вдвое сократит расстояние
"челночных операций" по заброске гру- за.
По второй тропе предстоит продолжительный пеший маршрут.
Из города Абаза по Западно-Тувинскому тракту нужно ехать вдоль
реки Харасип ( Карасибо). Через 30-35 км тракт уходит по одному
из левых притоков к перевалу, однако вдоль Кара- сибо еще идет
6-8 км хорошая дорога и 13-15 км - плохая.
Дорога вдоль Карасибо сменяется приличной скотоперегонной
тропой, пере- ходящей с берега на берег по крепким мостам.
Тропа постепенно поднимается к пе- ревалу вдоль Карасибо, а
затем вдоль ее правого притока - Ак-Тас. На предпере- вальном
плато и на крутом спуске с перевала в долину Самбыла тропа
плохо замет- на, но в остальных местах довольно отчетлива.
Вдоль Самбыла скотоперегонная тро- па тянется сначала правым
берегом, а затем переходит на левый и входит в сосед- нюю
долину реки Кючюн. По Самбылу продолжается менее торная, но
заметная тропа до его устья.
Плавание по Кантегиру начинается от реки Самбыл ( 1212 м
над уровнем мо- ря ), приблизительно в 200 км от впадения
Кантегира в Енисей.
По Верхнему Кантегиру от Кунаиза к устью Самбыла вдоль
левого берега Кантегира идет тропа, исчезающая иногда на
мшистой заболоченной почве, среди за- рослей карликовой березки
и появляющаяся снова.
Типичный Кантегир начинается в 5-6 км выше устья Самбыла:
крутые шиверы с обилием подводных и надводных камней, плесовые
участки почти отсутствуют, меж- ду камнями тугие струи
водотоков с падением около 1 м и более.
От Самбыла до Кючюна русло Кантегира прямое, с
немногочисленными остро- вами, вытянувшимися вдоль течения.
Острова сложены валунами. Они делят реку на два потока, и не
всегда более широкий несет большие воды. Многие протоки густо
забиты камнями и непроходимы. Шиверы переходят одна в другую.
Шивера, как прави- ло, начинается с мелкого переката с валунами
и плитами по всей ширине реки ( 25- 40 м на перекате ), за
перекатом следует шивера-стремнина с большим падением во- ды и
камнями в стержне течения. Кончается шивера падуном.
После Кючюна ( левый приток ) воды в реке становится
больше, русло начи- нает петлять, в шиверах возникают по
длинному берегу скальные прижимы. Шиверы с прижимами обходят в
большинстве случаев по дуге у короткого берега. Сложность
такого маневра в том, что вход в шиверу у короткого берега
очень мелок и нужно идти ближе с середине потока, а потом резко
двигаться к берегу, противоположному прижиму.
К устью реки Ара-Сук долина Кантегира сужается до 100-150
м и сильно пе- тляет. Правые склоны ее - высокие и скалистые,
левые - сглаженные, покрытые дре- мучей девственной тайгой.
Характер шивер и прижимов тот же, что и выше, но они более
интенсивны.
До впадения справа Хара-Хема Кантегир представляет собой
почти непрерыв- ную шиверу средней сложности и заканчивается
длинным Харахемским порогом, распо- ложенным за поворотом реки
ниже устья Хара-Хема.
Ниже Тасли ( правый приток) Кантегир принимает многие
притоки и стано- вится полноводней. Петли делаются плавнее,
между шиверами появляются плесы, в русле небольшие песчаные
островки осередки. Однако берега попрежнему каменистые, долина
не шире 150 м, склоны ее крутые. Пейзаж закрытый.
От устья Красной речки ( ключ Быстрый ) до устья Ран-Сука
по левому бе- регу идет старая пограничная тропа. От реки
Красная до Ран-Сука по тропе 40-45 км.
В 5 км выше устья реки Малый Карбай начинается длинная
шивера, характер- ная стремительным течением, подводными
камнями и плитами, разбросанными хаотич- но в русле потока. От
устья Малого Карбая Кантегир около 0, 5 км течет спокойно и
входит во вторую серию шивер, заканчивающуюся Таслинским (
Карбайским ) порогом.
Этот порог начинается в 1 км выше устья Большого Карбая.
Перед порогом - короткий участок относительно спокойной воды.
Скалистые берега постепенно берут реку в тиски, сжимают до 5-6
м. Таслинский порог - прямое корыто, сложенное гро- мадными
валунами и плитами. В нем три основных водотока. Правый
начинается про- тив большого камня у правого берега в голове
порога и примерно через 15 м пере- ходит во второй, более
сильный, бьющий в подводный камень, перегородивший реку. Вода
падает с камня с высоты 0, 7-0, 8 м, как бы пульсируя. По бокам
камня вдоль берегов еще два параллельных слива, из которых
правый бьет в "колючий" камень правого берега. Порог проходим.
Осмотр его возможен с левого берега. Длина поро- га - 50-60 м,
преобладающая ширина - 6-8 м, падение - 1, 5 м, ниже среднего
камня стоячий вал 1-1, 25 м.
После порога до реки Ататах ( около 40 км) серьозных
препятствий нет. Здесь Кантегир принимает в 11 км ниже
Большого Карбая слева приток Калген, а еще через 9 км - Ран-Сук
( Так-Сук, Большой Аксаяк ). Ниже Ран-Сука на левобережной
пойме была когда-то Кантегирская пограничная застава, которую
легко проскочить, не заметив. Ниже расположена несложная шивера
- Туески. Ататах вливается в Кан- тегир через 18 км после
Ран-Сука. На левом берегу притока изба. От Ататаха до старого
устья было 84 км. От Ран-Сука до Ататаха есть тропа,
переходящая с бере- га на берег.
Хотя от Большого Карбая до Ататаха серьозных препятствий
нет, осторож- ность не должна ослабевать. В русле встечаются
камни, мели, прижимы, которые при невнимании к ним могут
оказаться опасными.
Ниже Ататаха начинается каскад шивер, получивших название
"Семишиверка". Это семь шивер, протянувшихся на 6-7 км. Они
отделяются друг от друга не плеса- ми, а перекатами. Первая
шивера, отличающаяся широким руслом и обилием камней,
проходится серединой при этом нужно увертываться от подводных и
надводных кам- ней. Во второй шивере сплошной поток
заканчивается правым поворотом, в русле во- зникает большой
вал, течение давит на левый берег. Эту шиверу проходят правой
половиной русла. Третья - седьмая шиверы характерны для
Кантегира: камни в рус- ле, вал, прижим на выходе из шиверы. Их
лучше преодалевать под коротким берегом. В зависимости от
высоты воды характер шивер меняется, поэтому лучше предвари-
тельно осмотреть путь прохода.
От Ататаха до правого притока Иньсука 22 км, ориентир -
жилая изба, из- вестная как изба Иконникова. Еще через 1 км
слева впадает река Казанашка. За ней начинается самый сложный
на Кантегире Иньсукский каскад шивер и порогов дли- ной около 7
км. Река сильно сужена, скалистые берега встают прямо из воды,
хож- дение по берегу, разведка или обносы затруднены, особенно
на отрезке с первой по 6-ю ступень. Ниже 6-й ступени берег
становится более проходим. Каскад состоит из 9 ступеней.
1-я ступень - шивера с валом до 1 м заканчивается в начале
правого поворота. В середине ш и в е р ы с правого берега
входит в русло гряда камней. Сразу же за первой идет вторая
ступень. Это тоже шивера, но более мощная. Обе первые ступени
проходить вдоль правого берега. Третья ступень - порог с тремя
большими сливами, переходящими один в другой. Сливы обусловлены
мощными плитами в середине реки. Вода падает со второго камня
на 1, 5 - 1, 8 м, образуя крупные стоячие волны. Кончается 3-я
ступень подводными плитами у правого берега, почти до середины
перегородившими реку. Эта ступень форсирует- ся у короткого
берега ( левого ). 4-я ступень - каменистая шивера перед правым
поворотом. Между 4-ой и 5-й ступенями около 300 м быстротока
без волн. Тут можно причалить к левому берегу и осмотреть две
следующие ступени, вероятно, самые сложные в каскаде. 5-я
ступень ( прижим "Курумистый", порог "Курумистый") начи- нается
после впадения слева Курумистого ручья. Русло реки, сжатое
скальными бе- регами в середине ступени, круто поворачивает
направо. Вся вода, ударившись в левый прижим, бросается к
правому берегу. В топографии этой ступени различаются три
основных слива. Первый начинается выше приверхи небольшого
каменного остро- вка в левой протоке и заканчивается против
срединной части острова, переваливая подводный камень в центре
струи. Второй слив начинается левее и выше конца пер- вого и
заканчивается на крутом правом повороте. Тут же начинается
третья могучая струя, косо режущая реку слева направо. По
большой воде стоячий вал этого слива достигает 2 м. Водные
потоки сливов скрывают под собой по меньшей мере десяток
больших подводных камней и плит. Справа от каменного островка,
поросшего редким кустарником и небольшими деревьями, при
достаточно большой воде есть проходы для байдарок. При выходе
из протоки в таком случае придется пересекать стержень тре-
тьей струи справа налево.
Порог "Курумистый" почти без интервала переходит в 6-ю
ступень Иньсук- ского каскада, которая начинается правым
поворотом и заканчивается левым. В са- мом начале ступени вода
разгоняется на крутом ложе и, встретив крупное подводное
препятствие, рождает волну до 1, 5-2 м. На выходе из порога
главная струя встре- чается со сливом справа, образуя длинный
закрученный вал. Левый берег ступени - громадные острые валуны
в устье ручья. Длина ступени около 300 м.
7-я ступень - километровая шивера с тремя группами
подводных камней. Многие камни выступают из воды. Вся шивера
хорошо просматривается. Ее лучше про- ходить слева от середины
реки, предварительно изучив с левого берега.
8-я и 9-я ступени - сравнительно несложные пороги. Первый
из них на рас- стоянии 100 м перегорожен барьером из острых
камней и валунов. Небольшими россы- паными валунами
перегорожена левая половина реки. На правой лежит огромный
пира- мидальный камень, в который бьет основной слив порога.
Правее "пирамиды" у бере- га - подводный и надводный камни.
Между камнями левого и правого берегов есть 12-метровый проход,
лежащий левее основного порога. Примерно в 30 м ниже прохода в
русле лежит подводное препятствие ( "подводная плита"),
образующее спад воды. Его можно обойти справа.
9-я ступень расположена на крутом повороте долины вправо (
почти обратная петля ). Справа на острие поворота поднимается
скалистый утес, поэтому разведку лучше вести левым берегом,
сложенным большими валунами. При входе в порог справа лежит
камень, выше которого валуны у берега прикрывают проход правее
камня. У левого берега несколько камней. За ними улово с
встречным течением. В самом начале порога рождаются два
могучих параллельных слива, разделенных сверху камнем. На
выходе из порога обе струи соединяются вместе, образуя большой
длинный вал, усугубленный подводными камнями внизу порога, за
поворотом. Возможности прохода последней ступени Иньсукского
каскада многообразны. Степень сложности всех ступеней зависит
от уровня воды.
Примерно в 6-ти км ниже последней ступени каскада справа
падает с гор ключ Березовый. За ним находится Березовская
шивера. В шивере много камней и подводных валунов, что создает
сильные водопады и волны. Заходить в шиверу лучше у левого
берега, постепенно пересекая реку к правому берегу. В 9 км ниже
Березового - устье реки Так-Сук и начало водохранилища
Саяно-Шушенской ГЭС.
===============================================================
FILE: mrassu.txt
Р Е К А МРАС-СУ
Протяженность сплава - 220 км, продолжительность - 8 - 10
дней. Сезонность - июнь-август. Категория сложности для
байдарок - III усл.
Мрас-Су, левый приток Томи, - одна из наиболее интересных
в спортивном отношении рек Горной Шории. Водная часть маршрута
начинается от села Усть-Ка- бырза, связанного автобусным
сообщением с городом Таштаголом. До Таштагола можно доехать
поездом из Новокузнецка.
Ниже Усть-Кабырзы чистая, прозрачная Мрас-Су течет в узкой
долине, покрытой смешанной тайгой. Местами над водой
поднимаются живописные скалы. Ши- рина реки до 50 м, на плесах
глубина до 3 м, скорость течения 2-3 км/час. Пле- сы
перемежаются несложными перекатами и мелями. За поселком
Шур-Тайга, в 25 км от Усть-Кабырзы, горы отступают от реки, но
берега по прежнему красивы. Через 55 км сплава на правом берегу
- крупный поселок Усть-Анзас ( почта, магазин, аэропорт). В
8-10 км ниже поселка над рекой высятся обрывистые, розового
оттен- ка скалы с причудливой аркой наверху - Красные ворота (
в литературе встречают- ся также названия "Небесные ворота" и
"Ворота богов").
За поселком Средний Чилей и деревней Порушкой, в 10-12 км
от поселка, перекаты усложняются. Бурные перекаты расположены
перед впадением левого при- тока - Большой Суеты и в 3 км ниже
его устья. В устье крупного правого притока Мрас-Су - Ортона
можно сделать дневку: река изобилует хариусом, по берегам мно-
го ягод.
В 1, 5-2 км после впадения Ортона - небольшой, в несколько
домов, одно- именный поселок, от которого около 20 км до
Хомутовских порогов - основных пре- пятствий на Мрас-Су. До
порогов характер реки не меняется: быстрые, бурные пе- рекаты
чередуются со спокоными плесами. На месте бывшей деревни
Хомутовки - по- ляна, заросшая бурьяном. Ниже поляны на правом
берегу - скала и двухэтажное строение дома отдыха со столовой.
В столовой можно купить продукты. В устье Хо- мутовки,
впадающей справа в 200 м ниже дома отдыха, - перекат с валами
до 0. 5 м после него нужно пристать к берегу: за левым
поворотом начинаются Хомутовские пороги.
Пороги расположены в месте, где Мрас-Су пересекает Шорский
хребет. На всем 4-5 км отрезке крутое падение русла, скорость
течения до 20 км/час, мощные валы высотой 1. 5-2 м. Берега
завалены крупными скальными обломками и валунами. В русле
камни и подводные плиты. Серия препятствий, разделенных
короткими пле- сами, начинается шиверой "Предпорожной",
примерно в 0. 8 - 1 км ниже устья Хому- товки. Почти сразу за
шиверой сложный Первый Хомутовский порог длиной 250-300 м перед
ним нужно успеть причалить в заводи среди камней левого берега.
Наиболее сложны последние 100 м, где русло сужается и валы
достигают высоты 1 м. На бай- дарках сплавлятся проще вдоль
левого берега. Требуется разведка.
Между Первым и Вторым Хомутовскими порогами - 70-метровый
плес. Второй порог длиной 200-250 м представляет собой сужение
реки до 30-40 м, в конце - слив с валами до 1-1. 5 м. Наиболее
сложен Третий Хомутовский порог, расположен- ный в 150-200 м
ниже Второго. Он опасен еще и тем, что сразу за ним начинается
шивера "Длинная" ( около 1 км). Необходимы тщательная разведка
и хорошо проду- манная страховка.
После несложного порога с чистым сливом и шиверы следует
еще одна шиве- ра - "Короткая", в конце которой русло перекрыто
крупными надводными камнями. Начинать сплав нужно под левым
берегом, постепенно уходя вправо. 100-150 м плеса отделяют
шиверу от порога "Водопадного", названного так из-за метрового
водопад- ного слива с плиты в конце порога. Плита
перегораживает левую половину реки, справа - валы до 1-1. 5 м.
Порог перед сплавом нужно осмотреть. Каскад Хомутовс- ких
порогов оканчивается шиверой "Подпорожной" длиной 300-350 м.
Шивера насыщена камнями, и разведка ее желательна.
Дальше спокойная Мрас-Су лишь изредка вскипает перекатами
- шиверами. Берега попрежнему одеты лесом. В 2 км ниже порогов
- полузаброшенный поселок Та- шелга, а в 40-50 км от него
поселок Шодрово с десятком домов, а еще через 7-8 км Мрас-Су
принимает приток Большой Унзас. Ниже его устья долина Мрас-Су
становится шире, а сама река - еще более полноводной и
спокойной.
У села Чувашки для вылавливания леса при молевом сплаве
сделаны искусс- твенные заводи и запани, которые с перерывами
тянутся почти до города Мыски. Встречаются завалы с проходами
в 2-3 м.
Из Мысков можно уехать в Новокузнецк на автобусе или по
железной дороге.
===============================================================
FILE: hojtooka.txt
Маршруты для каякеров: начинаем с Хойто-Оки
Валентин Юрин
Обстоятельства сложились так, что в советском водном туризме
наибольшее распространение на маршрутах 3 к.с. и выше получил