<< Пред.           стр. 398 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 которого отходили омчане, оставившие нам в наследство картошку
 ( да - да, картошечку, настоящую !), которой мы сразу и
 воспользовались, сварив зверский супчик. На том день и
 закончился
 
  19 августа.
 
  Почти весь сегодняшний день шли. Погода неожиданно
 менялась: то шел дождь, то сразу после уходящей тучи
 выглядывало ослепительно свежее солнце и, хотя над головой уже
 было чистое небо, капли, еще не успевшие достигнуть земли,
 падали сверху. Как только встали на стоянку, сразу принялись
 готовить ужин. Все очень устали и вскоре повалились.
 
  20 августа.
 
  Настало утро. Я проснулась
  Дежурных гул все нарастал
  И запах вставшей комом пшенки
  Приятно ноздри щекотал
  О, эти чудные мгновения,
  Когда сидишь ты у костра.
  Как мимолетные видения-
  Начальник с ложкою у рта
  Пытается до нас донесть
  Все ту же радостную весть:
  До антистапеля немного,
  И не сложна туда дорога.
 
 Вода как ласковая мать
 Неутомимую рукой,
 Нас перестала обнимать-
 Валы мы ставим за собой
 
 Там, где взлетает пены столб,
 Катамаран уж не видать,
 Где бочка метит прямо в лоб
 И норовит тебя подмять.
 
 Там Орхо-Бом в горах зажат,
 В нем "Перцев" ,"Кабанов" , "Ежат"
 Крутила как какой-то бес,
 И возбуждало интерес
 К самой стихией водной
 Для слалома пригодной.
 
 Но он уж позади. Сейчас,
 Сварганив женский экипаж
 Мы весело по водной глади
 Плывем. Не смейтесь, бога ради,
 Но наш пятимаранный плот
 Семь километров в час дает.
 
 Так мы немного отдохнув,
 Пустили свой корабль стрелой.
 Умелой женскою рекой
 Ведомый, он уже покорен,
 И каждый чувствует баллон:
 Седок не сгинет, утонув.
 
 И руки с веслами слились
 В одно живое существо
 Как будто небо ожило,
 Смеется, глядя на тебя,
 Как ты пытаешься постичь,
 Издав победный клич,
 В природе тайны бытия
 
 Вода противится веслу,
 Деревья отдают поклон,
 Тем, кто когда-то на валу
 Водою не был покорен.
 
 Итак стоянка. До конца
 Всего осталось пару миль.
 Теперь Москвой полны сердца.
 Но будут сниться до конца
 Вулкан, дорога к Хойто-Голу,
 Вершины, лошади, приколы ,
 Дождь, гимны в славу Кока-колы,
 Друзей незлобные подколы,
 Валы, барашки, молоко-
 Забыть все это нелегко.
 Озер с цветами водевиль,
 Саян прекрасный горный стиль,
 Порогов водяная пыль,
 Как будто сказка, а не быль,
 Катамаранная кадриль,
 Брусника и последний киль.
 
 
  21 августа.
 
  Утром разбудил Михаил Васильевич, т.к. он сегодня дежурит
 на завтрак. В его голосе чувствовалась какая-то нотка радости
 последнего утра похода. Собрались мы очень быстро, т.к. знали
 что плыть не больше 30 минут. Настроение было совершенно
 праздничное, и поэтому катамараны украсили воздушными шарами,
 пели песни, запускали сигнальные ракеты. Проплыв это самое
 количество времени, мы узнали что наш автобус уходит сегодня
 вечером, а завтра автобусов вообще нет!!! Баранов ушел в
 поселок, а мы принялись за разборку судов. Начальник не терял
 времени даром и нашел машину на которой мы вскоре уехали с
 соседней группой из Москвы. На вокзале мы определились, решив
 ехать на поезде Владивосток - Москва, который отходит завтра.
 Вечером легли спать в комнате отдыха ( уплатив при этом всего
 за двоих), где были диван, телевизор, душ, кухня со столом
 накрытым белой скатертью!!!
 
  22 августа.
 
  Разбудили нас рано, в 6 часов по- местному, т.к. в комнате
 отдыха мы находились на нелегальном положении. Народ стал
 гулять по городу, а кто-то читал книги и смотрел телевизор.
 Часов в 9 купили билеты на поезд Владивосток - Москва.
  В 10.00 были сделаны первые покупки на поезд. До сих пор
 удивительно, как наши желудки выдержали такой внезапной атаки
 блинчиков с творогом и прочих вкусностей! Дорвались!
  В 12.00 по Москве сели на поезд. Достался нам последний
 вагон, грязный, все поломано и т. д.. Теперь у нас начались
 обычные дорожные будни.
 
  23 августа.
  В этот день мы проснулись в 5 часов по Москве. На
 московское время мы переходили нормально, вставали часов в 8 по
 времени места, которое в это время проезжали. Целый день играли
 в AD & D, прерывались только на прием пищи и на поедание
 мороженого на остановках. Девушки устроили у себя в купе
 ресторан, и на прием пищи каждый мог; заказать из меню что
 хотел ( из того что было ).
 
  24 - 25 августа.
 
  Ночью мы мерзли, но быстро приготовленный вкусный завтрак
 из нашего ресторана прогонял плохое настроение. Теперь каждый
 жил по своему, со своими мечтами о Москве. Кто знает что
 случилось за эти 40 дней ?
 
  Руководитель похода Баранов М.В.
  Составитель отчета Калашников Дмитрий. Стихи Юли Гурьевой.
 
 ===============================================================
  FILE: ona.txt
  Она
 
  В.Юрин. Маршруты для каяков: Она глазами каякера
 
 Представлять реку Ону в Западном Саяне вряд ли требуется.
 Благодаря удобным подъездам и коротким (25 км) пешим подходам
 она была и остается одним из наиболее популярных водных
 маршрутов б.СССР. Но, как и на остальных реках средней и
 высокой сложности, подавляющее большинство групп проходит этот
 маршрут на катамаранах. Соответственно, все практические
 вопросы организации похода - график движения, тактика
 прохождения препятствий и т.д. - решаются в интересах
 катамаранщиков. Наличие в группе 1-2 каяков или байдарки, как
 правило, не оказывает существенного влияния - они вынуждены
 подчиняться интересам большинства. Мы же постараемся описать
 этот маршрут с точки зрения группы, в которой каяки играют
 доминирующую роль.
 
 По данному маршруту имеется много отчетов и лоций, но
 большинство групп, по-видимому, берут за основу лоцию А.Шишкова
 (библиотека МГЦТК, отчет No.3243). Мы тоже будем пользоваться
 этой лоцией, с учетом некоторых изменений, произошедших с
 момента ее написания.
 
 Маршрут начинается и заканчивается в г.Абаза, который связан с
 областным центром Хакассии - городом Абаканом - автобусным и
 железнодорожным сообщением. Город расположен на левом берегу
 р.Абакан. От моста через реку начинается дорога, которая уходит
 через Западно-Саянский перевал в Туву, в г.Ак-Довурак. Обычно
 туристы ловят попутные машины (или местные водители ловят
 туристов) прямо за мостом. Водители здесь не обделены вниманием
 туристов, и цену запрашивают немалую. Увы, рынок... Чтобы
 отдыхать, нужны деньги, а чтобы хорошо отдыхать - много денег.
 Будем надеяться, что вы сойдетесь на взаимоприемлемой сумме. Но
 не стоит выезжать позже 5-6 часов вечера: дорога займет у вас
 3-4 часа, и еще надо иметь в запасе хотя бы 20-30 минут
 светлого времени, чтобы дойти до ближайшей хорошей стоянки -
 "Кедровой рощи". Возле дороги места для ночлега крайне
 неудобные, особенно если приехать туда в темноте. Лучше
 переночевать в Абазе на правом берегу Абакана выше моста - там
 же, где вы и закончите свой маршрут.
 
 Проезжая поселок Большой Он, расположенный в устье одноименного
 притока Оны, целесообразно сделать остановку и оставить у
 местных жителей запас продуктов на заключительную часть
 маршрута. Население поселка - русские, на туристов они зла не
 держат и не отказываются взять на хранение рюкзачок.
 
 Старые описания предписывают ехать "до 105-го километра", т.е.
 до километрового столба 105/132 (105 км от Ак-Довурака). Однако
 несколько лет назад отсчет с другой стороны стали вести не от
 Абазы, а от Абакана, и теперь столб выглядит как 105/311. В
 этом месте дорога карабкается на перевал (до него еще 5 км) по
 левому борту долины р.Б.Он. Справа от дороги - болотистая
 котловина, из которой вытекает этот приток, и на
 противоположной стороне - небольшая кедровая роща. Левее нее
 виден сам перевал Кохошский, через который проходит дальнейший
 путь. В роще можно остановиться на ночлег. Отсюда хорошая тропа
 быстро поднимается на перевал и затем спускается в долину ручья
 Курукуль - притока Оны. Правда, дальнейший путь вдоль ручья
 несколько утомителен: все время кажется, что за следующим
 боковым отрогом откроется долина Оны, но отроги выступают друг
 из-за друга, как кулисы в театре, а реки все не видно. Идея
 сократить путь, сплавившись по ручью, оказывается бесплодной: в
 ручье слишком мало воды и много завалов даже для каяков.
 Большинство групп проходит волок за полтора дня.
 
 Сплав начинается от устья Курукуля. Задерживаться в этом месте
 не стоит, потому что злейшие вредители леса - touristus vulн
 garis - уничтожили здесь не только все деревья, пригодные для
 строительства катамаранов, но и все дрова. Теперь они печально
 ходят за несколько километров рубить свои рамы и уже не смотрят
 иронически на ваши тяжелые рюкзаки (и даже на дюралевые рамы
 катамаранов ваших товарищей). Пока они найдут и принесут
 несколько жердей, вы уже успеете собрать лодки, и даже если вы
 потратили больше времени на волок, вы начнете сплав раньше них.
 Ниже по реке есть более приятные стоянки. Если же у вас
 достаточно времени, то целесообразно устроить радиальный выход
 к озерам, из которых вытекает Она.
 
 Пороги Оны разделены на две группы: верхнюю (до пос.Б.Он) и
 нижнюю. Большинство катамаранных групп проходят Верхнюю Ону за
 2-3 дня и потом мучительно убивают время на нижних порогах. А
 между тем именно верхний участок наиболее интересен для каяков:
 сложных препятствий на нем значительно больше, и расположены
 они близко друг к другу, иногда становясь практически
 непрерывными. Кроме того, бурная вода Оны весьма "жесткая" -
 даже небольшая бочка способна остановить катамаран, не говоря
 уж о каяке. Именно эти два качества отличают Ону от большинства
 других саянских рек и делают ее немного похожей на реки Средней
 Азии, и именно поэтому для каяков Она классифицируется как 5
 к.с. (для надувных судов - 4 к.с.). Лучше идти Верхнюю Ону не
 торопясь и запланировать на нее 5-7 дней.
 
 Первый серьезный порог на реке - Каратошский - далеко не самый
 сложный. Но на его обработку не следует жалеть усилий, потому
 что его удачное или неудачное прохождение может в значительной
 мере определить психологический настрой на всем протяжении
 маршрута. Просмотр порога - с левого берега, причаливать для
 просмотра следует сразу за устьем левого притока р.Каратош.
 
 Следующий значительный порог - "Максим" - расположен за
 островом в правой протоке (левая протока мелкая). Протока
 сужается до 8-10 м и падает в слив высотой около 1,2 м
 (см.фото); за сливом эффектная, но мягкая "бочка". Плес длиной
 20-25 м отделяет следующий порог "Змейка": длинный (порядка 300
 м), слаломного типа. Сливы через гряды камней невысокие,
 вариантов прохождения много, но в некоторых сливах (особенно в
 первой трети порога) можно найти весьма сложную игру струй и
 глубокие пенные "котлы". Просмотр обоих порогов по левому
 берегу.
 
 За устьем левого притока р.Арыл начинается каскад мощных шивер,
 разделенных очень короткими плесами. Особенно сложен этот
 участок по высокой воде, когда шиверы смыкаются и превращаются
 в один порог длиной в несколько километров. В середине
 последней шиверы остров, после нее довольно большой плес -
 около 200 м - и левый поворот. За поворотом расположен порог
 "Косые Ворота". В центре реки крупный камень, основной слив
 слева от него: прямой желоб высотой 1,6 м со сходящимися косыми
 бочками. Правый слив проходим только по высокой воде. Просмотр
 по правому берегу.
 
 Далее следует еще один каскад мощных шивер; местами встречаются
 сливы до 1 м. Длина этого участка 6-7 км, и его также
 желательно проходить без излишней спешки.
 
 Последний сложный порог Верхней Оны называется "Бобслей" или
 "Трехступенчатый". Его ориентиром служит крутой склон левого
 берега с двуглавой вершиной, поросший лиственницами. Под ним -
 крутой правый поворот, затем левый поворот с небольшой шиверой.
 После поворота следует 50-метровый плес, на котором следует
 причалить к любому из берегов для просмотра порога.
 (Катамараны обычно причаливают перед поворотом, то же следует
 делать и каякам при высокой воде.) Первая ступень порога - слив
 высотой 1,3-1,5 м. В правой половине он крутой, с мощным
 "котлом", в левой - пологий и несложный (см. фото). Во второй
 ступени - обливные плиты, сливы до 0,7 м. Третья ступень -
 скальный коридор длиной около 50 м.
 
 После этого порога препятствия начинают упрощаться, а плесы
 между ними увеличиваются. V-образное ущелье Оны постепенно
 расширяется и переходит в широкую котловину. Перед устьем
 левого притока р.Карасумы река дробится на отдельные протоки, в
 которых возможны завалы. Чистое ходовое время от пор.Бобслей до
 пос.Большой Он около 4,5 часов.
 
 После поселка, приняв воды Карасумы, Большого и Малого Она,
 река становится намного мощнее. Препятствия - отдельные шиверы
 с валами до 1 м. До пос.Кубайка вдоль реки идет дорога из
 Абазы. Этот участок легко проходится за 1 день (ходовое время
 5-5,5 часов), но в районе пос.Кубайка удобных стоянок мало.
 Далее до пос.Малый Анзас препятствий нет, ходовое время 1 час.
 
 
 За поселком долина резко сужается - Она начинает прорываться
 через последний хребет к Абакану. Этот участок именуется

<< Пред.           стр. 398 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу