<< Пред.           стр. 399 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 Нижними, или Большими Онскими порогами. На его прохождение
 желательно запланировать не менее 2 дней.
 
 Характерная особенность препятствий Нижней Оны -
 разномасштабная турбулентность потока. Например, валы здесь не
 однородные, как на Катуни или Оке; внутри них существуют
 собственные турбулентные течения меньшего масштаба. То же
 самое относится и к другим структурам течений. Другая
 особенность - пенные котлы, погруженные ниже уровня окружающей
 воды. С берега такой котел выглядит, как небольшая бочка, и
 даже когда проходишь мимо него в 4-8 метрах, он не привлекает
 особого внимания. Только идя прямо в него, внезапно
 обнаруживаешь перед собой вертикальный колодец глубиной 1-1,5
 м: вода, идущая по центру, падает отвесно вниз, а две струи,
 идущие по касательной, закручиваются по спирали на боковых
 стенках и сталкиваются на противоположной стороне. В таком
 котле каяк способен полностью скрыться из виду, а также
 совершать весьма разнообразные кувырки и пируэты. Обычно они
 заканчиваются оверкилем, но перевернутую лодку такой котел не
 удерживает, а места для выполнения эскимосского переворота за
 ним вполне достаточно.
 
 Нижние пороги начинаются каскадом мощных шивер-горок, с валами
 и бочками до 1 м. Кульминация ущелья - два мощных локальных
 порога, именуемых соответственно Первым и Вторым Онскими.
 Ориентиром этих порогов служит треугольный холм на правом
 берегу, на котором видны остатки старой гари; сейчас он уже
 зарос новым лесом. Перед ним левый поворот, река разделяется
 галечными отмелями на 3 протоки. (В старых лоциях указывается 2
 протоки.) За поворотом слева большое улово и хорошие стоянки,
 но до порога отсюда еще 300 м быстротока с отдельными крупными
 камнями. Целесообразно просмотреть этот участок и затем
 перечалиться в конец его, где на правом повороте имеется еще
 одно хорошее место для стоянки на левом берегу. По берегу идет
 хорошая тропа до самого устья Оны.
 
 Порог начинается от поворота и представляет собой желоб из
 крупных обливных камней общей длиной около 100 м и с перепадом
 около 2 м. В пороге валы, бочки до 1-1,3 м. Основную сложность
 представляет выходной слив с 3 обливными камнями. Слева в нем
 есть чистый проход, но попасть туда из основной струи не очень
 просто. Тот, кто не ищет себе лишних приключений, может пройти
 порог вплотную к левому берегу, обходя основные препятствия.
 
 За порогом широкий левый поворот и шивера длиной около 600 м с
 крупными надводными камнями. За ней - плес, на котором
 необходимо причалить к левому берегу для обработки второго
 порога. Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень - слив
 высотой 1,5 м через два крупных камня с мощными котлами позади
 них. Котлы можно обойти вдоль левого берега. После слива -
 участок быстротока 60-70 м, вполне достаточный для эскимосского
 переворота и небольшого отдыха. Вторая ступень - слив высотой
 1 м через все русло. Справа за сливом прямая бочка высотой 1 м
 (см.фото) - эффектная, но легко проходимая - и струя с валами
 до 1-1,2 м. Слева есть чистый проход, но он выводит на острые
 обливные камни. Впрочем, каяк перепрыгивает через них
 достаточно легко. Самый красивый вариант прохождения - уйти из
 этого прохода влево, в улово, и оттуда сделать траверс выше
 "зубьев" к правому берегу.
 
 До слияния с Абаканом остается несколько шивер и около 40 минут
 сплава. Абакан - широкая, абсолютно спокойная река. Много
 рыбаков на моторных лодках. Хорошие стоянки встречаются
 нечасто. Целесообразно встать на ночлег вскоре после стрелки, а
 наутро доплыть до Абазы, разобрать суда и вечерним поездом
 уехать в Абакан. Ходовое время от устья Оны до Абазы 3 часа для
 каяков, 4 часа для катамаранов.
 
 На прохождение маршрута (вместе с местными подъездами)
 требуется 13-15 дней, не считая дороги от дома до Абакана и
 обратно. Если лететь в Абакан и обратно самолетом, то весь
 поход хорошо укладывается в 2 недели, из которых сплав занимает
 около 10 дней. Такой высокий КПД использования вашего времени
 встречается в малонаселенных районах весьма нечасто. Именно
 поэтому маршрут по Оне столь привлекателен для тех, кто намерен
 эффективно использовать свой короткий отпуск.
 
 
 Валентин Юрин Каякеры не тонут!
 ===============================================================
  FILE: ona90.txt
  Она. технический отчет
 
  Ленинградский Областной Совет по Туризму и Экскурсиям
 
  О Т Ч Е Т
 
  о водном (на байдарках) туристском путешествии
  пятой категории сложности по рекам Оне и Абакану
  (Западный Саян, Хакасская АО),
  совершенном с 21 июля по 14 августа 1990 г.
 
  Маршрутная книжка N 187/90
 
 
  Руководитель группы - Жуков И.Н.
  Адрес руководителя: 193224, Ленинград
 
 
  Маршрутно-квалификационная комиссия Ленинградской областной фе-
 дерации туризма рассмотрела отчет и считает, что путешествие может
 быть зачтено всем участникам и руководителю.
  Маршрут имеет пятую категорию сложности.
  Отчет использовать в библиотеке ЛКТ.
 
  Штамп МКК.
 
  Аннотация.
 
  Маршрут расположен в хорошо освоенном туристами районе Западного
 Саяна.
  Путешествие проведено в неблагоприятных климатических условиях
 (ежедневные дожди) и, как следствие, при уровне воды в реке выше
 среднего.
  Маршрут пройден автономной группой каяков.
  Сложность препятствий на реке Оне (для каяков и байдарок) требу-
 ет высокой технической подготовленности от участников путешествия,
 особенно в высокую воду, и может быть рекомендовано группам, имеющим
 опыт сплава по рекам 4-5 к. с. на байдарках в Азиатской части СССР.
 
  Содержание
 
  1. Справочные сведения о походе............................ 3
  1.1. Сведения о походе.................................. 3
  1.2. Список группы...................................... 4
  2. Сведения о районе похода................................ 5
  2.1. Географическое описание района похода.............. 5
  2.2. Подходы и подъезды................................. 8
  3. Организация похода...................................... 11
  4. График движения и техническое описание маршрута......... 14
  4.1. График движения.................................... 14
  4.2. Техническое описание маршрута...................... 17
  4.3. Таблица препятствий р. Оны......................... 32
  5. Итоги похода, выводы, рекомендации...................... 36
  6. Материальное обеспечение похода......................... 39
  6.1. Список группового снаряжения....................... 39
  6.2. Список личного снаряжения.......................... 40
  6.3. Состав группового ремнабора........................ 41
  6.4. Состав аптечки..................................... 42
  6.5. Рацион питания на маршруте......................... 43
  6.6. Список продуктов................................... 44
  6.7. Весовые характеристики груза....................... 45
  6.8. Смета расходов на поход............................ 46
  7. Список литературы....................................... 47
  8. Приложения.............................................. 48
  8.1. Карты - кроки маршрута............................. 48
  8.2. Схемы порогов...................................... 54
  8.3. Фотографии......................................... 65
 
   * 1. Справочные сведения о походе. * 
 
  1.1. Сведения о походе.
 
  Район путешествия Таштыпский р-н Хакасской АО.
  Красноярского края.
  Западный Саян.
  Категория сложности пятая.
  Нитка маршрута 105-й км шоссе Ак-Довурак -
  Абаза - пер. Куру-Куль - руч.
  Куру-Куль - р.Она - р.Абакан -
  - г. Абаза.
  Средства сплава каяки
  Время проведения похода 21 июля - 14 августа 1990 г.
  Продолжительность активной
  части маршрута 18 дней.
  в т.ч. дневок 1
  пешая часть 3
  сплав 14
  Протяженность водной части
  похода 167 км.
  Протяженность пешей части
  похода 24 км.
  Состав группы 6 человек.
 
  В походе выполнялось задание ленинградского кооператива "Кара-
 велла" по испытанию серийных каяков и опытных образцов весел из стек-
 лопластика.
  Поход заявлен на чемпионат г.Ленинграда по туризму.
  Уровень воды - выше среднего.
 
 
  Рассмотрела заявочные материалы и выдала маршрутную книжку Марш-
 рутно - квалификационная комиссия Ленинградской областной федерации
 туризма.
 
 
  Шифр МКК 137-00-5566555
 
   * 2. Сведения о районе путешествия. * 
 
  2.1 Географическое описание района похода.
 
  Маршрут пролегает по территории Таштыпского района Хакасской АО
 Красноярского края РСФСР. Это горный район- Западный Саян, который
 протянулся более, чем на 600 км от верховьев Абакана до стыка с
 Восточным Саяном в верховьях рек Уды и Казыра. Высота гор до 3000 м.
  Хакасская АО в составе Красноярского края РСФСР образована 20
 октября 1930 г. Площадь - 61,9 тыс. кв. км. Население - 483 тыс.
 человек (1977 г.). В Хакассии 8 районов, 5 городов и 17 поселков го-
 родского типа. Административный центр - г. Абакан ( до 1931 г.- Усть-
 Абаканское). Город Абакан расположен у впадения реки Абакан в Енисей.
 У пересечения Енисея железной дорогой Новокузнецк - Абакан - Тайшет
 построен крупный речной Абаканский порт. От Абакана идет Усинский
 тракт в Тувинскую АССР. В 1939 году в Абакане было 37 тыс. жителей, в
 1968 население города достигло 80-ти тыс. В городе расположены предп-
 риятия легкой промышленности и по переработке лесного и сельскохо-
 зяйственного сырья: мясокомбинат, мельничный комбинат, винный и мо-
 лочный заводы, мебельная, трикотажная и швейная фабрики, завод по
 ремонту оборудования для лесной промышленности. В 1969 году построена
 обувная фабрика. Старая часть города - бывшее село Усть-Абаканское,
 возникло в 70-е годы 18-го века. В 1929 году построена новая часть
 города, впоследствие слившаяся с Усть-Абаканским.
  Город Абаза расположен в Таштыпском районе Хакасской АО, в
 межгорной котловине верхнего течения реки Абакан. Железнодорожной
 веткой город соединен с линией Новокузнецк - Абакан и автомобильной
 дорогой с Абаканом и Ак-Довураком (Тувинская АССР). Численность насе-
 ления - 15,9 тыс. жителей (1968 г.). Поселок Абаза возник в 1956 году
 в связи с разработкой железнорудного месторождения, в 1966 году пре-
 образован в город. Имеется обогатительная фабрика. Железная руда отп-
 равляется Новокузнецким металлургическим предприятиям.
 
  Население.
  В Хакасской АО живут хакассы (12,3 % по переписи 1970 года),
 русские - 78,4% , украинцы, татары, мордва и др. Средняя плотность
 населения - 7,7 человека на 1 кв. км. Наиболее плотно заселены котло-
 вины (25 человек на 1 кв. км), где сосредоточены свыше 3/4 жителей.
 Городское население - 329 тыс. человек (69%). Важнейшие города - Аба-
 кан (123 тыс. жителей на 1-е января 1977 года), Черногорск, Абаза,
 Сорск, Саяногорск - возникли за годы Советской власти.
 
  Транспортная сеть.
  Протяженность железных дорог области свыше 800 км (1976 г.). Же-
 лезнодорожная линия Ачинск-Абакан (с веткой на Черногорск) соединяет
 Хакассию с Транссибирской железнодорожной магистралью. Хакассию пере-
 секает Южно-Сибирская ж.д. магистраль (Тайшет - Абакан - Новокузнецк
 - Магнитогорск ) с ветками к Абазе и Саяногорску.
  Судоходны реки Енисей и Абакан: имеется речной Абаканский порт.
 Общая протяженность водных путей - 271 км.
  Протяженность автомобильных дорог - 1828 км, в том числе с
 твердым покрытием - 1207 км. Наиболее значительные - Усинский (Абакан
 - Минусинск - Кызыл) и Абазинский (Абакан - Абаза - Ак-Довурак) трак-
 ты, соединяющие Хакассию с Тувой. Из других автодорог наиболее важ-
 ные: Абакан - Черногорск - Шира - Ужур, Шира - Новоселово, Сонский -
 Цветногорск, Боград - Усть-Ерба. В столице области - Абакане есть
 крупный аэропорт.
 
  Рельеф.
  Хакасская АО, располагаясь на Юге Восточной Сибири, занимает
 части Минусинской и Чулымо-Енисейской котловин. На западе к
 территории области прилегают восточные склоны Кузнецкого Алатау
 (г. Верх. Зуб - 2178 м) и Абаканского хребта (до 1984 м), на юго-вос-
 токе - северные склоны Западного Саяна (г.Карагош - 2930 м).
  По характеру рельефа территория области делится на две части:
 горную (2/3 территории) и холмисто-равнинную. Равнинные участки носят
 название степей (Абаканская, Кайбальская, Уйбатская и др.) и приуро-
 чены к широким долинам рек Енисея, Абакана, а также к низовьям их
 важных притоков.
 
  Климат.
  Резкоконтинентальный с холодной и малоснежной зимой и теплым и
 влажным летом. Средняя температура января от -19 до -21 гр.С в
 котловинах, в предгорьях от -15 до -17 гр.С. Лето в котловинах
 жаркое, средняя температура июля +18...+20 гр.С, в предгорьях и горах
 более прохладное +17...+18 гр.С. Годовое количество осадков
 колеблется от 300 мм в котловинах до 600...700 мм в горах.
 Максимальное количество осадков (около 70%) выпадает летом.
 
  Растительность и почвы.
  В котловинах и отчасти в предгорьях развиты различного вида
 черноземы. Более 40% территории покрыты лесом (с общим запасом древе-
 сины до 400 млн. куб. м). В горах и на восточных склонах - светлох-
 войные лиственничные и лиственнично-кедровые леса, на западных скло-
 нах - горнотаежные темнохвойные леса, на вершинах - горная тундра и
 местами субальпийские и альпийские луга. В тайге большое количество
 количество ягод и грибов.
 
  Животный мир.
  Степная фауна котловин и предгорий (многочисленные грызуны,
 птицы) включает большое число представителей лесных видов (крот, гор-
 ностай, колонок). В горах из млекопитающих - белка, заяц - беляк,
 волк, лисица, медведь. Из птиц - глухарь, кедровка. В реках водятся
 таймень, линь, щука, налим и др.
 
  Реки Западного Саяна.
  Все реки Саян относятся к бассейну Енисея. Основные сплавные
 реки Западного Саяна: Абакан, Она, Кантегир, Алаш, Хемчик, Ус. Из
 этих рек наибольший интерес представляют только Она и Кантегир. Реки
 Кантегир, Хемчик и Ус впадают теперь в водохранилище Саяно-Шушенской
 ГЭС, поэтому выход с этих рек (а также с Алаша) затруднен.
 
  2.2. Подходы и подъезды.
 
  Все основные сведения о вариантах доставки группы к начальной
 точке маршрута (105-му км шоссе Ак-Довурак - Абаза) и возвращения из
 Абазы в Ленинград приведены на схеме.
  Естественно, схема отражает возможности на лето 1990 г. С тече-
 нием времени она может существенно изменяться. Меняются расписания
 движения поездов, самолетов, автобусов, вводятся и отменяются рейсы и
 т.д. Однако общее представление схема дает весьма наглядно. Нашей
 группой был реализован не самый оптимальный вариант, но другими мы не

<< Пред.           стр. 399 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу