<< Пред.           стр. 400 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 располагали, т.к. возникли непреодолимые сложности с заказом билетов
 на самолеты. Подробное изучение схемы дает возможность выбрать наибо-
 лее удобный вариант в зависимости от возможностей группы. Можно пред-
 ложить два наиболее оптимальных варианта заброски.
  Указанная пунктиром на схеме промежуточная станция Аскиз может
 не браться во внимание, т.к. это просто место формирования состава
 Аскиз - Абаза из вагонов поездов Новокузнецк - Абакан и Абакан - Но-
 вокузнецк. Проезд в обе стороны беспересадочный, просто ночью пере-
 цепляют вагоны.
 
  I. Цель - минимум времени на подъезд к маршруту
  Ленинград - Новокузнецк - самолетом
  Новокузнецк - Абаза - поездом (плацкарт или купе)
  Абаза - 105-й км - автобус или автомашина
  Время на переезд 36...40 часов
  Стоимость (без багажа) ок. 90 руб.
 
  II. Цель - минимум денежных затрат
  Ленинград - Москва - поезд (плацкарт или купе)
  Москва - Абакан - поезд (плацкарт или купе)
  Абакан - Абаза - поезд (плацкарт или купе)
  Абаза - 105-й км - автобус или автомашина
  Время на переезд ~ 115 - 118 часов (~ 5 суток)
  Стоимость (без багажа и белья) 60-80 руб.
 
  Из приведенных цифр видно, что выигрыш в деньгах 10 - 30 рублей
 не стоит потраченных 3-х суток, в течение которых тоже надо питаться.
  Хотя определенный выигрыш есть в стоимости багажа, которая сос-
 тавляет на пути Ленинград - Новокузнецк ~ 15 - 20 руб.
  На пути "ТУДА" время в Абакане или Новокузнецке до отправления в
 Абазу можно, и рекомендуется, потратить на предварительный заказ би-
 летов в Ленинград или Москву. Путь из Абакана в Ленинград на самолете
 может лежать через Новосибирск или Красноярск. Покупать можно любой
 не раздумывая. Перед вылетом их всегда легче обменять, чем купить, не
 имея билета, новый. Последнее почти невозможно, за исключением рейса
 ИЛ-96 Абакан - Москва. Эти билеты обычно есть, самолет летит полузаг-
 руженный. Но попасть из Москвы в Ленинград, как это не парадоксально,
 исключительно трудно, билеты в день отъезда достать практически нере-
 ально. Здесь надо иметь в виду вариант отъезда на поездах Москва -
 Мурманск идущих через Ленинград или через Малую Вишеру, откуда идет
 электричка до Ленинграда. Кстати именно так наша группа и вернулась
 домой, к великому изумлению туристских групп возвращавшихся из М.Ви-
 шеры после походов I - II к.с.
  Вообще, не имея билетов на выезд из Москвы заранее, категоричес-
 ки не советуем попадать в столицу. Знакомство с Москвой, против ваше-
 го желания, может длиться бесконечно долго.
  Путь к 105-му км через Ак-Довурак (аэропорт Кызыл-Мажалык) тоже
 не очень привлекателен. Во-первых, трудно достать билет на самолет
 ЯК-40, а тем более Л-410 из Абакана. Мест в самолете мало, а желающих
 лететь очень много, во-вторых, из аэропорта до города Ак-Довурак, ес-
 ли идти пешком, то приблизительно 40 минут и, самое главное, Ак-Дову-
 рак это та самая Тувинская АССР, где далеко не все спокойно.
  Из Абазы до 105-го км можно доехать прямо от вокзала на автобу-
 се, почтовом или рабочем, который идет в Б.Он или с рабочими на ре-
 монт шоссе. Обычно он отправляется сразу по прибытии поезда и если
 повезет, то за 10 руб. с человека можно быстро попасть к началу на-
 шей части маршрута. Если автобуса нет, то рейсовый автобус N 1 дове-
 зет от вокзала до пос. Мичурино за мост через р. Абакан. Здесь, голо-
 суя на трассе Абаза - Ак-Довурак, можно подрядить машину до места или
 до пос. Б.Он., где эту операцию можно повторить.
  Формально говоря, есть возможность доехать машиной до 105-го км
 прямо из Абакана, заказав ее в местном автотранспортном предприятии
 по телефону из Ачинска или другого места. Но в отличии от группы Хот-
 мирова нам это не удалось, да и не велика потеря. Особых удобств этот
 вариант не сулит, берут только груз, но не людей. Не рекомендуем пы-
 таться ехать из Абакана в Абазу автобусом. С рюкзаками могут не
 взять. Да и ехать поездом комфортабельней, можно выспаться за ночь.
 Путь обратно хорошо виден из схемы и успех его зависит в основном от
 наличия билетов от Абакана или Новокузнецка до Ленинграда.
 
   * 3. Организация похода. * 
 
  Основными положениями, определяющими выбор маршрута и его такти-
 ческое построение и планирование являются следующие: все члены группы
 связаны между собой многие годы узами дружбы и совместным участием в
 походах и постоянных тренировках на весеннем "полигоне" р. Ю. Буг
 (Мигейские пороги) и в пос. Лосево (Ленинградская обл., р. Вуокса).
 Все участники предстоящего похода постоянно тренируются и ходят в
 сложные походы на каяках и не ставят себе целью получение справок об
 участии в походе 5 к.с., т.е. на первый план выдвигается чисто спор-
 тивно-технический интерес.
  Таким образом, целью предстоящего путешествия было:
  - удовлетворение естественной потребности туристов - водников,
 спорсменов достаточно высокого технического уровня, в прохождении
 сложных порогов в живописном районе страны;
  - ознакомление с новым для всех (кроме руководителя группы)
 маршрутом.
  Кроме того, предстояло провести полноценные испытания в реальных
 условиях образцов стеклопластиковых весел, а также партии серийных
 каяков производства кооператива "Каравелла".
  Исходя из этого, маршрут должен был удовлетворять следующим тре-
 бованиям:
  - возможно большей технической сложностью в пределах пятой кате-
 гории с препятствиями "слаломного" характера;
  - возможностью организации надежной страховки с учетом автоном-
 ности группы каяков;
  - малонаселенностью местности и возможно меньшими сложностями,
 связанными с ограничением посещаемости района путешествия (погранзо-
 ны, заповедники и т.д.);
  - возможностью полноценного (в туристском понимании этого слова)
 проведения отпуска с необходимым уровнем эмоциональной и физической
 нагрузки.
  Всем этим требованиям хорошо удовлетворяет маршрут по р. Оне
 (Западный Саян). В 1987 г. этот маршрут был пройден на каяке в соста-
 ве байдарочной группы (рук. А.Заболуев) руководителем предстоящего
 похода Жуковым. И после этого зародилась идея пройти пороги р. Оны
 своей группой на каяках. Однако техническая подготовка членов коллек-
 тива не позволяла в следующем году осуществить эти планы. После про-
 хождения в 1989 г. автономной группой каяков похода 5 к.с. на Дальнем
 Востоке (р. Акишма - р. Ниман - р. Бурея) появилась уверенность в ус-
 пехе такого предприятия.
  Таким образом, основной маршрут был известен. Большие и, как вы-
 яснилось, непреодолимые сложности возникли с выбором запасного марш-
 рута. Обострившиеся межнациональные конфликты в стране резко сузили
 географию сложных водных походов. Незадолго до начала нашего путе-
 шествия пришло сообщение из Тувы об ограничении въезда в республику в
 связи со сложной обстановкой и пожарной опасностью. Хакасская АО и, в
 частности, район р. Оны в этом отношении оказался в наиболее благоп-
 риятных условиях для проведения похода. И поскольку группу интересо-
 вал не поход 5 к.с., как необходимое условие для получения справок,
 но именно маршрут по реке Оне, то было решено всеми доступными средс-
 твами обеспечить прохождение именно этого маршрута. Возможность дос-
 тавки группы к начальной точке маршрута со стороны г. Абазы не вызы-
 вало сомнений. На случай же непредвиденных осложнений (природного
 характера) было решено не нагружать поход продолжительными дневными
 переходами и взять резерв времени за счет контрольного срока оконча-
 ния маршрута. Телеграмму, в случае необходимости корректировки конт-
 рольного срока, можно послать из пос. Б. Он.
  В качестве аварийного маршрута (на случай необходимой эвакуации
 группы или отдельных участников), был предусмотрен выход к оживленно-
 му шоссе Ак-Довурак - Абаза. Причем, для участка верхнего течения ре-
 ки это к 105-му км по пути пешего перехода или к пос. Б. Он. Далее,
 на участке реки от Б. Она до пос. Кубайка, трасса проходит по долине
 реки Оны. Следующим пунктом эвакуации может быть пос. М. Анзас, а
 дальше - р. Абакан, по которой часто движутся рыбаки на моторных лод-
 ках. Кроме того, руководителю, из опыта прохождения реки в 1987 г.,
 было известно о наличии хороших троп по обоим берегам на всем протя-
 жении сложных участков реки.
  График движения был составлен таким образом, чтобы повысить роль
 спортивного (технического) аспекта похода. Выбранная тактическая схе-
 ма прохождения маршрута предусматривала выделение большей части вре-
 мени на преодоление порожистых участков реки в верхнем и нижнем тече-
 нии и быстрое прохождение безынтересного, в техническом отношении,
 участка от пор. "Бобслей" до Больших порогов. Это позволило сократить
 протяженность дневных переходов на сложных участках и иметь резерв
 времени на случай, если потребуются дополнительные мероприятия по ос-
 мотру порогов и организации страховки.
  Учитывая большую сложность маршрута для прохождения его на кая-
 ках, особое внимание при подготовке группы уделялось поддержанию
 уровня технической подготовки достигнутому в предыдущем сезоне. С
 этой целью, начиная с мая, проводились совместные тренировки кандида-
 тов в поход. Они начались на Мигейских порогах (р. Ю. Буг) и продол-
 жались на Лосевском пороге (р. Вуокса). Особое внимание уделялось со-
 вершенствованию методов взаимодействия экипажей при прохождении
 сложных участков с осмотром с воды, страховке и взаимостраховке, спа-
 сению экипажей каяков каяками, самоспасению. Много внимания уделялось
 шлифовке навыков эскимосского переворота (преимущественно "винтом"),
 как наиболее надежного средства самостраховки, а также работе в высо-
 ких валах и сливах, мощных бочках.
  Поскольку туристский опыт, техническая и тактическая подготовка
 участников похода не вызывали сомнений у членов МКК, от контрольной
 проверки на местности группа была освобождена.
  Как и в предыдущих походах на каяках, каждый участник был экипи-
 рован, кроме необходимых спасжилета, шлема и защитных элементов на
 руках и ногах, также гидрокостюмом и зажимом для носа (для исключения
 возможности попадания воды в дыхательные пути при эскимосском перево-
 роте).
  Большая работа была проведена при подготовке продуктов питания.
 Выход в начальную точку сплава предусматривал пеший переход протяжен-
 ностью 22 - 25 км, в зависимости от уровня воды в р. Оне. Рассчиты-
 вать на значительное пополнение продуктов в пос. Б. Он особо не при-
 ходилось, т.к. положение в стране не способствует изобилию, кроме то-
 го группа привыкла к герметизации продуктов не в мешках, а
 развешенными на каждое приготовление пищи и запаенными в толстый по-
 лиэтилен комплектами. Такой способ сохранения продуктов позволяет
 резко сократить время на приготовление пищи и снимает заботы о герме-
 тичности продуктов. Желание иметь на пешем переходе минимальный вес
 рюкзака, обусловило широкое применение сублимированных продуктов, а
 также пакетов НЗ из аварийных комплектов морских судов (производство
 Голландии). Эти пакеты весом в один килограмм содержат галеты и глю-
 козу общей калорийностью ок. 5000 ккал., что позволило существенно
 дополнить на физически сложных участках скудный по калорийности раци-
 он питания.
  В целом подготовка снаряжения, средств сплава, спассредств, а
 также продуктов, аптечки и ремнабора соответствовали современным тре-
 бованиям для походов высших категорий сложности в экстремальных усло-
 виях.
  Достаточный туристский и технический уровень группы, а также
 большая работа по подготовке и планированию похода позволили группе
 полностью пройти маршрут (за исключением "традиционных" обносов бай-
 дарок на порогах "Максим", "Бобслей" и N 46) без аварий и других неп-
 риятностей практически в точности по запланированному графику движе-
 ния. Следует отметить, что маршрут пройден несмотря на исключительно
 неблагоприятные условия (высокий уровень воды, ежедневные дожди, зат-
 раты времени на осмотр практически всего участка порогов верхнего те-
 чения реки, ввиду их полного несоответствия описаниям, сделанным при
 низком и среднем уровнях воды, а также на оказание помощи группе рук.
 Якубенко на ликвидацию аварии байдарки и медицинскую помощь участни-
 кам его группы).
  Пройденный маршрут является эталонным из Перечня классифициро-
 ванных маршрутов, однако условия его прохождения нашей группой (неха-
 рактерный для данной реки высокий уровень воды, вследствие ежедневных
 дождей) безусловно сделали его сложность выше эталонного на обоих
 участках порогов (в верхнем и нижнем течении).
 
  4.1. График движения
 
 ----Б------Б--------------------Б------Б--------ДБ--------------------------Б----------------------Б----------------¬
  | | |Протя-|Рабочее | | | |
 День| Дата | Участок пути |жен- |(ходовое)| Характер пути | Метеоусловия | Примечания |
 пути| | |ность |время | | | |
  | | | км |час-мин | | | |
 ----Е------Е--------------------Е------Е--------ДЕ--------------------------Е----------------------Е----------------ґ
  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
 ----Е------Е--------------------Е------Е--------ДЕ--------------------------Е----------------------Е----------------ґ
  1. | 21.07|Ленинград-Москва. | 650 | 8-06 | поездом | | |
  2. | 21.07|Москва-Абакан. | 4223 | 79-32 | то же | | |
  3. | 22.07|то же | | | " " | | |
  4. | 23.07|" " | | | " " | | |
  5. | 24.07|" " | | | " " | | |
  6. | 25.07|Абакан-Абаза. | 158 | 9-20 | " " | | |
  7. | 26.07|Абаза-105-й км шоссе| 140 | 3-45 | автобусом |14- - пор.-обл.-нет | |
  | |Ак-Довурак-Абаза. | | | |18- - пор.-обл.-сл.д. | |
  | |105-й км - руч.Куру-| | 6-10 |пешком |15- - пор.-обл.-нет | |
  | |Куль(3км за перевал)| 6 | (4-15) | | | |
  8. | 27.07|3км за перевалом - | 13 | 9-30 |пешком |16- - -сл.-обл.-нет | |
  | |18-й км тропы | | (5-00) | |20- - -сл.-обл.-сл.д. | |
  | | | | | |17- - -сл.-обл.-сил.д.| |
  9. | 28.07|18-й км тропы - | 5 | 2-30 |пешком, сборка судов |17- - -нет-ясно-нет | сборка судов |
  | |устье руч.Куру-Куль | | (1-45) | |21-6.0-сл.-обл.-нет | подготовка к |
  | | | | | |16-6.0-сл.-обл.-сл.д. | сплаву |
 10. | 29.07|Устье руч.Куру-Куль | - | - |тренировка на воде |16-6.0-сл.-обл.-сл.д. | осмотр участка |
  | | | | | |18-7.0-сл.-обл.-сл.д. | пути до реки |
  | | | | | |15-7.0-сл.-обл.-сл.д. | Каратош |
 11. | 30.07|Устье руч.Куру-Куль-| 5 | 6-00 |шиверы, перекаты, пор. N1 |15-7.0-сл.-обл.-сл.д. | |
  | |Каратошская застава | | (3-20) |"Каратошский" |18-7.0-нет-ясно-нет | |
  | | | | | |17-7.0-нет-ясно-нет | |
 ----А------А--------------------А------А--------ДА--------------------------А----------------------А----------------Ы
 
  -15-
 
 ----Б------Б--------------------Б------Б--------ДБ--------------------------Б----------------------Б----------------¬
  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
 ----Е------Е--------------------Е------Е--------ДЕ--------------------------Е----------------------Е----------------ґ
 12. | 31.07|Каратошская застава-| 6 | 5-30 |Непрерывная шивера, |17-7.0-сл.-обл.-нет |Утром туман |
  | |1 км ниже пор. N 7 | | (2-30) |пор. N 6, N 7 "Максим" |19-8.0-сл.-обл.-сл.д. | |
  | | | | | |16-7.0-сл.-обл.-сл.д. | |
 13. | 01.08|1 км ниже пор. N 7- | 8 | 7-30 |"Арыхская шивера", |17-7.0-сл.-обл.-нет |Утром туман |
  | |пор. N24 | | (5-45) |пор. N12 "Трон", N13 "Бан-|20-8.0-сл.-обл.-сл.д. | |
  | | | | |ный" |18-8.0-сл.-обл.-сл.д. | |
 14. | 02.08|Пор. N24 - Пор. N26 | 2 | 3-40 |Непрерывная шивера, |17-8.0-сл.-обл.-сл.д. | |
  | | | | (2-50) |пор. N25 "Косые ворота", |19-10 -пор-обл.-гроза | |
  | | | | |N26 |18-14 -сл.-ясно-нет | |
 15. | 03.08|Пор. N26 - пор. N31 | 3 | 6-20 |Мощные шиверы, |18-9.0-сл.-обл.-нет | |
  | | | | (4-30) |пор. NN 27,28,29 "Бык" |20-10 -сл.-обл.-сл.д. | |
  | | | | | |17-10 -сл.-обл.-нет | |
 16. | 04.08|Пор. N31 - пор. N35 | 5 | 5-50 |Отдельные шиверы, сливы с |17-10 -сл.-обл.-нет | |
  | |"Бобслей" | | (4-10) |бочками, I-я ступень пор. |19-10 -сл.-обл.-сл.д. | |
  | | | | |"Бобслей" |17-10 -сл.-обл.-сл.д. | |
 17. | 05.08|Дневка | - | 1-30 |II-я ступень пор."Бобслей"|18-10 -нет-обл.-сл.д. |попытка прохожд.|
  | | | | | |20-12 -пор-обл.-гроза |II-ой ступени, |
  | | | | | |17-11 -нет-обл.-нет |баня |
 18. | 06.08|Пор. N35 "Бобслей"- | 37 | 5-10 |Отдельные сложные шиверы, |18-11 -сл.-ясно-нет | |
  | |5 км ниже пос. Б.Он | | (3-30) |далее сложность падает, |21-12 -сл.-обл.-сл.д. | |
  | | | | |мелкие шиверы, быстрое те-|20-13 -сл.-обл.-нет | |
  | | | | |чение | | |
 ----А------А--------------------А------А--------ДА--------------------------А----------------------А----------------Ы
 
  -16-
 
 ----Б------Б--------------------Б------Б--------ДБ--------------------------Б----------------------Б----------------¬
  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
 ----Е------Е--------------------Е------Е--------ДЕ--------------------------Е----------------------Е----------------ґ
 19. | 07.08|5 км ниже пос. Б.Он-| 48 | 6-20 |Быстрое течение, частые |18-12 -нет-ясно-нет | |
  | |устье р.М.Анзас | | (4-30) |слабые шиверы |20-13 -сл.-обл.-нет | |
  | | | | | |17-13 -пор-обл.-сил.д.| |
 20. | 08.08|Устье р.М.Анзас - | 10 | 4-30 |Быстрое течение, с началом|16-13 -сл.-обл.-нет | |
  | |пор. N43 | | (3-00) |Больших порогов-мощные ши-|21-13 -сл.-ясно-нет | |
  | | | | |веры с бочками |18-13 -сл.-обл.-сл.д. | |
 21. | 09.08|Пор. N43 - Пор. N47 | 3 | 5-20 |Мощные сливы, бочки, |16-13 -сл.-обл.-сл.д. | |
  | | | | (3-30) |пор. NN44,46 |16-14-сил.-обл.-сил.д.| |
  | | | | | |14-14 -сл.-обл.-сил.д.| |
 22. | 10.08|Пор. N47 - пор. N51 | 3 | 4-30 |Мощные шиверы, сливы с |15-14 -сл.-обл.-сл.д. | |
  | | | | (2-50) |бочками, пор.NN47,48,49 |17-14 -сл.-обл.-сл.д. | |
  | | | | | |17-14 -сл.-обл.-нет | |
 23. | 11.08|Пор. N51 - р. Абакан| 20 | 3-10 |Быстрое течение, редкие |17-14 -сл.-обл.-нет | |
  | |18 км выше Абазы | | (2-40) |слабые шиверы |21-14 -нет-ясно-нет | |
  | | | | | |18-14 -нет-ясно-нет | |
 24. | 12.08|18 км выше Абазы - | 17 | 2-40 |Быстрое течение без пре- |18-14 -сл.-ясно-нет |окончание сплава|
  | |Абаза (п. Мичурино) | | (2-20) |пятствий |20-14 -нет-ясно-нет |разборка судов |
  | |Мичурино - Абаза | 14 | |автомашиной |17-14 -нет-ясно-нет |отъезд |
  | |отъезд в Абакан | 158 | |поездом | | |
 25. | 13.08|Абакан - Москва | 3350 | |самолетом | | |
  | |отъезд в М.Вишеру | 488 | |поездом | | |
 26. | 14.08|М.Вишера-Ленинград | 162 | |электропоездом | |до ст.М Обухово |
 ----А------А--------------------А------А--------ДА--------------------------А----------------------А----------------Ы
 
  Примечания: 1. В графе 2 приведено общее рабочее время - время движения по воде, осмотров, проводок и обносов,
  спасработ, перекусов, а в скобках - чистое время движения по воде, включая время на сборы всей
  группы в суводях после прохождения порогов, осмотров с воды, спасработ, страховки с воды.

<< Пред.           стр. 400 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу