<< Пред.           стр. 401 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. В графе 7 приведены замеры метеоусловий проведенные утром (в 9 - 11 часов), днем (в 14 - 16
  часов) и вечером (в 21 - 22 часа) в следующей последовательности: температура воздуха - темпе-
  ратура воды - ветер - облачность - дождь.
 
 
 
 
 
 
 
 
  4.2. Техническое описание маршрута.
 
   * Пешая часть. * 
 
  Активная часть маршрута (и пешая его часть) начинается от 105-го
 километрового столба шоссе Ак-Довурак - Абаза. С этого места прекрас-
 но просматривается вся тропа до перевала Куру-Куль.
  Первые 500 - 600 м до начала подъема необходимо преодолеть силь-
 но заболоченный участок, а также вброд перейти реку Б. Он. Ширина ре-
 ки в этом месте 4...6 м, глубина - 0,2...0,5 м. Однако идти по болоту
 и вброд нужно осторожно, можно провалиться по пояс. При переходе реки
 Б. Он вброд необходима взаимопомощь, так как поток очень сильный.
  Подъем начинается от сухой площадки, где можно поставить лагерь
 и переночевать, если группа подъедет к 105-му километру поздно (позже
 15 - 16 часов). Следующее подходящее место для стоянки расположено за
 перевалом в 15 - 30 минутах спуска с него, перед небольшим ручьем,
 где можно брать воду. Подъем на перевал идет по узкой, но хорошо на-
 битой тропе. Обычно группы движутся на пешем переходе челноком в две
 ходки. Экипировка и физическая подготовка нашей группы позволили идти
 за одну ходку.
  Режим движения на участке подъема на перевал Куру-Куль (2152 м,
 н/к) свободный. Каждый участник шел в своем темпе, однако, вследствие
 примерно одинаковой физической подготовки участников, группа не "рас-
 тягивалась" более чем на 50...60 м, а на каждом отдыхе собиралась
 вместе (примерно через каждые 500 м пути).
  Тропа на перевал идет сначала по редколесью, а затем вьется меж-
 ду редким кустарником. Склоны поросли густым слоем мха. Последний
 участок перед перевалом наиболее крутой. С перевала открывается чу-
 десный вид на десятки километров вокруг. Отлично видна дорога на
 Большой Саянский перевал, долина ручья Куру-Куль, вдоль которого
 предстоит идти к реке Оне.
  От перевала до реки около 20 км. Тропа сначала круто сворачивает
 направо и делает петлю. Спуск на первых километрах пути от перевала
 не проще подъема. Идти следует осторожно, остерегаясь оступиться и
 упасть, что может привести к серъезным травмам ног. Примерно в кило-
 метре от перевала тропа уже идет по настоящему лесу, есть места для
 стоянок, а в трех километрах от перевала выходит к ручью Куру-Куль и
 далее идет вдоль него до реки Оны.
  Ручей Куру-Куль мелкий и круто падающий, шириной от 1 - 2-х м в
 верхней части пути до 5 - 10-ти м в устье. В русле множество камней,
 местами завалы из упавших деревьев. Тропа вдоль ручья хорошо протоп-
 тана большим количеством туристов и местных рыбаков. Большая часть
 пути идет по правому берегу ручья, но на 11-ом км от шоссе необходимо
 перейти на левый берег вброд или по толстому бревну, т.к. на правом
 берегу высокая отвесная скала. На 13-ом км пути (отметки делаются от
 105-го км шоссе) переход вброд на правый берег.
  На 22-ом км пути тропа раздваивается. Идя вдоль ручья, группа
 выйдет в место впадения его в р. Ону. Здесь большая сухая поляна, на
  -18-
 которой прекрасно размещаются одновременно несколько групп. Тропа
 сворачивающая вправо срезает угол, образованный ручьем и рекой, и че-
 рез 3 км выводит к стоянке перед впадением в р. Ону ее левого притока
 р. Каратош. Начиная сплав от руч. Куру-Куль надо учитывать, что даже
 в большую воду первые 3 км пути очень мелко и возможны повреждения
 оболочек судов. Ниже реки Каратош воды в реке Оне становится вдвое
 больше и многие группы предпочитают начинать сплав именно здесь.
  Тактика движения на участке спуска с перевала такова: 1...1,5 км
 непрерывного движения до удобного места для отдыха. Обычно таким мес-
 том являлось упавшее дерево, на котором удобно снимать рюкзак, точнее
 вылезать из-под рюкзака, т.к. поднимать с земли 45 кг на плечи не
 доставляет удовольствия даже физически здоровому и тренированному ту-
 ристу. Перерыв 12...15 мин.
  Привычка руководителя считать шаги на пеших переходах, позволяла
 достаточно точно определять свое местонахождение по отношению к нача-
 лу маршрута, планировать переходы и темп движения. Следует отметить,
 что способ этот весьма точен. Ошибка на 20-ти км пути составила всего
 400 м.
  Пешая часть пройдена за три дня, хотя в последний день было
 пройдено всего 4 км. Физически группа была в состоянии преодолеть
 этот участок и накануне, но к вечеру собирался дождь и было бы такти-
 чески неграмотно, да и бессмысленно организовывать стоянку поздно ве-
 чером и под дождем.
 
   * Сплав по реке. * 
 
   * Верхний каскад порогов. * 
 
  Сплав по реке Оне был начат от стоянки в устье ручья Куру-Куль.
 Участок реки от этого места до впадения в Ону реки Каратош (длиной
 около 3-х км) не представляет особого интереса. Даже при уровне воды
 выше среднего, здесь очень мелко, часто попадаются галечные отмели,
 река имеет ширину 10...12 м. Даже при осторожном движении сохраняются
 большие шансы на значительные повреждения оболочек байдарок. На всем
 участке практически непрерывная шивера без значительных суводей. Нес-
 колько выделяется участок длиной ок. 0.5 км в середине пути до р. Ка-
 ратош. В русле остров, поросший травой и вытянувшийся вдоль потока на
 15...20 м. Обходить его нужно справа и, войдя в слив у выступающего
 из воды камня у левого берега,уходить вправо под правый берег, далее
 переход налево, снова слив и так далее. Тактика движения на этом
 участке в дальнейшем использовалась на всех порожистых участках пути
 по р. Оне проходимых с осмотром с воды. Группа двигалась тремя парами
 каяков с интервалом 30...50 м между парами и взаимостраховкой в каж-
 дой паре. Кроме того первые два экипажа подстраховывали снизу осталь-
 ные.
  Порядок прохождения изложен в таблице , где вместо фамилий ука-
 заны номера в соотвествие со списком группы.
  Материальными издержками группы на этом участке явились крупные
 дыры в оболочках каяков у 3-го и 4-го экипажей. Ремонт занял чуть
 меньше одного часа.
  После впадения левого притока - р. Каратош, расход воды в реке
 Оне сразу увеличивается в два раза. Каратош, вливаясь в Ону, образует
 мощный сбой струй и сильную бочку у скального правого берега. За при-
 током у левого берега хорошая суводь, где можно зачалиться и выйти на
 осмотр Каратошского порога, который начинается через 50...70 м.
  Для того чтобы не вносить путаницу при идентификации порогов, в
 настоящем отчете принята нумерация препятствий, соотвествующая отчету
 В. Хотмирова (IX-365 в библиотеке ЛКТ ). Следует отметить, что среди
 того малого количества отчетов по р. Оне, отчет Хотмирова единствен-
 ный, выполненный достаточно полно и добросовестно. Однако, вследствие
 значительно более низкого ( на 0,5...0,7 м ) уровня воды в 1987 году
 по сравнению с 1990 г., количество и техническая сложность препятс-
 твий на р. Оне резко отличается.
  Для удобства работы с отчетом группам, которые будут готовить
 походы по реке Оне, техническое описание в настоящем отчете разделено
 на две части. Первая - текстовая, где приводится описание порогов,
 способы их прохождения и страховки, и вторая - таблица препятствий,
 где собраны сведения о местонахождении препятствий, длине их и ширине
 реки, сложности, с какого берега производился осмотр и страховка, по-
 рядок прохождения экипажей. Такая форма представления информации ис-
 пользуется нами второй раз и кажется нам удобной для работы с отчетом.
 
  Порог N 1 "Каратошский" ( схема 1, фото 2,3 ).
 
  Мощная струя в средней части русла, с рядом сливов и бочек. В
 правой части русла лежит ель, поэтому проход только по струе, идущей
 левее двух последовательно расположенных в русле камней, выступающих
 из воды. В нижней части порога ряд бочек, причем левая часть струи
 идет через полуобливные крупные камни. Кончается порог косым сливом
 высотой ок. 1 м с валами. Линия движения была выбрана следующая. Идти
 по струе в центральной части русла, придерживаясь ее левой кромки до
 комля ели и, с этого места, резко уходить вправо, чтобы не попасть
 через бочку в валуны. Далее идти влево, в слив уходя от стоячих ва-
 лов. Порог требует достаточно высокой точности выполнения маневров и
 сложен постольку,поскольку к моменту его прохождения экипажи не наб-
 рали еще спортивной формы. Страховка с левого берега веревками и сни-
 зу с воды каяками.
  Ниже порога, как и на всем протяжении реки до порога "Бобслей",
 тянется непрерывная цепь камней, валов и бочек, непрерывная шивера
 почти без плесов.
  В двух километрах ниже, на правом берегу, расположена разрушен-
 ная временем и туристами бывшая Каратошская пограничная застава (на
 линии старой границы с Тувой ).
  На участке пути до пор."Максим", при нашем уровне воды, выделить
 номерные пороги довольно трудно. Весь этот участок проходился преиму-
 щественно с осмотром с воды, как было указано ранее, однако довольно
 часто приходилось ( примерно через каждые 1...1.5 км ) приставать к
 берегу для осмотра, т.к. не всегда хорошо просматриваются выходы из
 сливов и прижимов, суводи. Осматривать можно с любого из берегов,
 вдоль каждого натоптаны хорошие тропы, река не широкая.
 
  Порог N 6.
  Несколько выделяется по своей сложности порог N 6. Здесь река
 разделена большим островом ( длиной 200...250 м ) на два рукава. Ос-
 новная протока - левая. Шивера, в месте слияния двух рукавов, закан-
 чивается резким и довольно высоким сливом ( высотой 1.3...1.6 м ) с
 обливных камней. Проходить слив в высокую воду лучше ближе к правому
 берегу ( острову ). Порог примечателен еще и тем, что служит одним из
 ориентиров приближения к порогу N 7 "Максим", который является одним
 из самых сложных на реке и, говоря формально, непроходимым для байда-
 рок и каяков ( в пределах 5 к.с.). Перед порогом N 7 река резко сужа-
 ется за счет больших камней на левом берегу, слева в реку впадает не-
 большой ручеек. Выход на левый берег для осмотра - перед грядой
 валунов.
  Порог N 7 "Максим" ( схема 2 ).
  Условно весь порог можно разделить на три части. Первая ступень
 (примерно 200 м) это мощная струя среди больших валунов с сильным
 прижимом к высокому правому берегу, крутой слив и, соотвественно,
 мощная бочка. Вторая ступень (тоже примерно 200 м) - расширение рус-
 ла, но также очень мощный поток среди большого количества крупных ва-
 лунов в струе. Третья часть (длиной ок. 0,5 км) уже больше похожа на
 шиверу, но очень сильную и достаточно сложную для прохождения. При
 нашем уровне воды ( впрочем и для любого другого уровня ) нет никакой
 возможности организовать страховку с воды на первых двух ступенях,
 так как страхующий каяк сам нуждается в эффективной страховке. Обилие
 больших камней в мощном потоке делают малоэффективными и другие мето-
 ды страховки - "кораблик","живец" и т.д. Вероятность же переворота на
 первых двух ступенях велика настолько, что даже пропадает желание
 пробовать проходить такой порог на каяке. Было решено обнести первые
 две ступени порога, т.к. нет возможности организовать надежную стра-
 ховку при прохождении и техническая сложность порога значительно вы-
 ходит за рамки заявленной категории сложности похода.
  Третья часть порога была пройдена без особых проблем после ос-
 мотра с левого берега. Страховка с берега двумя веревками первого
 экипажа и дополнительно снизу с воды остальных каяков.
  За порогом на левом берегу хорошая стоянка. До условного начала
 "Арыхской шиверы", места впадения в Ону левого притока р.Арых, опять
 идет непрерывная шивера с постоянным увеличением сложности. Движение
 очень осторожное, осмотр только с воды. На этом коротком участке два
 переворота ( Курцер и Михайловский ). Спасработы проводить не приш-
 лось, т.к. оба выполнили эскимосский переворот.
  Завал из бревен на левом берегу, резко сузившаяся струя несется
 к скальному правому берегу - приближается пор. N 9 - наиболее сложный
 в начале "Арыхской шиверы". Выход на левый берег для осмотра в
 80...100 м выше завала из бревен.
 
  Порог N 9.
  Ряд мощных сливов высотой 1.5...1,7 м при ширине струи сужающей-
 ся до 1,5 м с прижимом к правой стенке - такова обстановка на пороге,
 длина которого ок. 150 м. Пытаться проходить в высокую воду на каяке-
 чистое безумие. Результат такого прохождения зависит больше от удач-
 ливости, чем от подготовленности спортсмена. Условия для страховки не
 лучше, чем на пор N 7. Обнос порога по тропе левого берега.
  До порога N 12 "Трон" экипажи шли участками по 300...500 м с
 предварительным осмотром с берега. Здесь расположены по описанию Хот-
 мирова пороги NN 10 и 11. Это обозначение очень условно, т.к. идет
 непрерывная мощная шивера с частыми сливами, бочками, валами. Суводи
 небольшие, гладкой воды нет совсем. Основная тактика прохождения сво-
 дится к следующему. Движение на взаимостраховке и самостраховке пер-
 вых двух экипажей до ближайшей удобной суводи, выбранной с воды или
 после просмотра с берега. Дополнительная подстраховка с воды снизу
 остальных каяков. Темп движения группы невысок, часто приходится
 просматривать препятствия с берега ( практически всегда с левого ).
 
  Порог N 12 "Трон" ( схема 3 ).
  После короткого прямого участка заметен крутой левый поворот ре-
 ки и весь поток воды устремляется в прижим к правому берегу. Очень
 похоже на пор. N 9. Два очень крутых слива, последовательно располо-
 женных в 20-ти м друг от друга с мощными бочками. Осмотр с левого бе-
 рега и оценка сложности препятствия привели к решению обнести порог.
 Возможно при более низком уровне воды есть возможность попытаться его
 пройти байдарками и каяками, но следует иметь в виду, что пор.
 "Трон" практически без перерыва переходит в сложный порог "Банный",
 который тоже требует осмотра и эффективной страховки.
 
  Порог N 13 "Банный" ( схема 3, фото 6,7,8 ).
  Порог представляет собой ряд сливов, перегораживающих реку по
 всей ширине, обойти которые можно разве только по берегу. Бочки за
 сливами мощные, останавливающие и засасывающие каяки. Входить в них
 нужно на скорости и выходить на веслах со значительной затратой сил.
 При прохождении придерживались левого берега, вдоль которого была
 расположена страховка двумя веревками. Прохождение осуществлялось по
 одному экипажу. Начиная со второго, все экипажи дополнительно страхо-
 вались снизу с воды.
  Таким образом, с осмотром с берега практически всего пути, про-
 ходились и остальные препятствия "Арыхской шиверы". В целом по
 насыщенности препятствиями и по совокупной сложности прохождения,
 "Арыхская шивера" является наиболее напряженным участком маршрута,
 требующим от участников похода постоянного напряжения всех сил и ис-
 пользования всего арсенала технических приемов гребного слалома на
 каяках. В конце участка порог N 23 в правой протоке.
 
  Порог N 23.
  В этом месте на реке расположен каменистый остров длиной
 прим. 100 м. Левая протока - узкая, с большим количеством камней и
 отсутствием достаточного места для маневра. Кончается она крутым сли-
 вом с обливных камней, обойти которые можно только на каяке, и то ес-
 ли повезет. Правая протока с мощной струей и высокими валами, требует
 при прохождении грамотной и уверенной работы, но безусловно проходи-
 мая. Сразу за порогом, до поворота реки налево, есть суводи у левого
 берега и хорошая стоянка на левом берегу. Здесь в Ону впадают два
 ручья, один слева и другой справа. Это место - хороший ориентир конца
 "Арыхской шиверы" и близости сложного порога N 25 "Косые ворота". По-
 рог пройден всеми экипажами по основной (правой) протоке.
  На пороге N 23 наша группа принимала участие в спасработах по
 снятию с камня байдарки группы туристов из Ленинграда ( рук. Г.Яку-
 бенко ). Экипаж байдарки ошибочно выбрал для выхода на берег левую
 протоку и, не сумев выброситься на прибрежные камни, попал в слив,
 где байдарку нанесло на камень и "обернуло" вокруг него. Снять ее с
 камня удалось только на следующий день, уже без нашей помощи, когда
 несколько поднялась вода. При этом получил травму один из участников
 ( А. Антонов ), которому отцепившийся карабин попал в голову и разор-
 вал ухо. Ему была также оказана весьма квалифицированная помощь нашим
 санинструктором В. Курцером.
 
  Пороги NN 24 и 25 "Косые ворота" ( фото 13 ).
  Эти два порога, как и многие другие на реке, трудно разделить,
 поэтому будем считать, что порог N 24 является входной шиверой порога
 N 25. Движение по порогу N 24 аналогично движению на других шиверах,
 но порог N 25 "Косые ворота" требует безусловного осмотра.
  Собственно порогом N 25 будем считать 100 м нагромождения в
 струе огромных валунов и плит, которое образует несколько узких и
 крутых косых сливов высотой 1,5...1,8 м. Прямого прохода через сливы
 нет, место для маневра каяков между валунами тоже недостаточно. При
 высоком уровне воды и той скорости потока которой мы располагали, га-
 рантирован навал каяков на камни. Порог обнесли по левому берегу все-
 ми экипажами.
 
  Порог N 26 ( схема 4, фото 14,15,16 ).
  Следующий за "Косыми воротами" порог N 26 является, на фоне
 именных порогов, рядовым по сложности для походов 5 к.с. Однако и его
 для прохождения желательно было осмотреть. Линия движения определяет-
 ся струей, идущей сначала посредине русла, а затем к правому берегу
 правее большого камня, за которым косой слив высотой 1,2...1,5 м.
 Прохождение слива в центре (левее камня) грозит попаданием в очень
 жесткую бочку. Порог пройден всеми экипажами со взаимостраховкой и
 страховкой с воды из суводи левого берега ниже слива. Ниже порога
 нужно пристать к берегу для осмотра длинного и очень интересного по-
 рога N 27.
 

<< Пред.           стр. 401 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу