<< Пред.           стр. 402 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  Порог N 27 ( схема 5, фото 17...22 ).
  Порог начинается достаточно мощной шиверой. Далее река поворачи-
 вает вправо и поток разделяется на две части, огибая нагромождение
 камней, которое при более низком уровне воды может оказаться каменис-
 тым островом. Левая протока более полноводная и с прижимом к камням
 левого берега. Правая - более узкая, но скорость потока в ней тоже
 велика. Идти можно любой протокой, и в каждом из вариантов есть свои
 сложности прохождения. Соединяясь обе протоки образуют мощный слив,
 после которого идет участок высоких стоячих валов длиной 100...120 м.
 Ниже слива из струи с валами можно выйти в суводи, расположенные по
 обоим берегам. Сбой струй в месте слияния двух потоков образует иде-
 альные условия для переворота не зависимо от выбранного варианта про-
 хождения. Были изучены оба варианта и участникам предоставлено право
 свободного выбора.
  Основная сложность левой линии движения - удержаться на кромке
 струи ближе к каменистой гряде в середине русла, чтобы не затянуло
 струей в прижим. Наиболее удобный здесь технический прием - реверс.
 Практически весь поток устремляется в слив высотой 1,2...1,5 м и лишь
 правая кромка струи образует гребень, по которому можно обойти слив.
 Но этот сбой струй образует сильный опрокидывающий момент на каяке.
  Сложность прохождения правой протокой определяется большим коли-
 чеством камней при малой ширине, что затрудняет маневрирование. В
 месте слияния двух проток также необходимо очень уверенно преодоле-
 вать сбой струй. Последний участок порога - стоячие валы можно обой-
 ти, если удастся выйти из струи в суводи. Как показало прохождение
 это сделать очень непросто, так как скорость потока очень высока, но
 если выходить из слива полулагом, то, удержавшись в первых стоячих
 валах, можно выйти из струи.
  Страховка организована ниже слива двумя веревками, а после про-
 хождения первого каяка дополнительно с воды из правой суводи. Ниже
 порога участок относительно спокойного течения. Экипажи 1, 3, 2 шли
 левой протокой, остальные правой. Два переворота в сливе (Курцер и
 Михайловский). Оба выполнили успешно эскимосский переворот.
  Осмотр порога можно производить с обоих берегов, но лучше с пра-
 вого, страховку веревкой - выше слива с того берега, где выбрана ли-
 ния движения, а ниже слива - с левого берега. С воды можно страховать
 внизу из правой или левой суводи.
  Теперь уже река не представляет собой сплошную шиверу. Между по-
 рогами появляются участки относительно спокойные с хорошими суводями
 по берегам. До следующего порога такой участок имеет протяженность
 около 800 м.
 
  Порог N 28 ( схема 6, фото 23...26 ).
  Река делает крутой правый поворот и, среди большого количества
 крупных надводных и подводных камней, образует ряд сливов высотой
 1,3...1,6 м с сильными бочками. Проходить можно по центру струи,
 здесь меньше слалома, но круче сливы и бочки. Можно по левой части,
 где сливы и бочки чуть послабее, но требуется высокая точность манев-
 рирования среди камней. В средней части порога расположен ряд широких
 сливов и крутые сливы с сильными бочками на выходе. Большая часть
 экипажей проходила по левой части струи, а 4-ый экипаж - в середине
 потока.
  После порога N 28 следует несложная шивера длиной примерно 500 м
 до левого поворота, на котором начинается порог "Бык".
 
  Порог N 29 "Бык" ( схема 7, фото 27 ).
  Если не считать шиверы за порогом, то сам порог имеет небольшую
 длину (~100 м). В средней части его расположены два крупных камня
 возвышающихся над водой. Перед этим местом, после него и, естественно
 в створе между камнями расположены мощные сливы высотой 1,2...1,5 м.
 Причем в районе камней поток образует небольшой поворот вправо с на-
 валом на левый камень.
  Линия движения в пороге в общем не хитрая. Прямо посередине
 струи в створ между камнями и затем через сливы нижней части до суво-
 ди левого берега, где расположена страховка веревкой и чуть ниже каяк.
  Прохождение первого экипажа по этой линии показало правильность
 выбора линии движения. Однако следующая пара 3 - 4 также наглядно по-
 казала и сложности реализации этого плана. Оба каяка уходя от навала
 на левый камень перевернулись. Отличное владение приемами страховки
 (эскимосский переворот) избавило группу от необходимости ведения
 спасработ. После этого эпизода оставшиеся экипажи решили попробовать
 обойти левый камень слева, где струя образует два более пологих сли-
 ва. Такой вариант осложняется необходимостью выполнять траверс перед
 камнем и уйти от прижима к левому берегу. Однако техническая подго-
 товка экипажей не вызывает сомнений в реальности выполнения ими этих
 маневров. Экипажи 2, 5, 6 выполнили это прохождение успешно.
  Далее за порогом следует еще примерно 500 метров относительно
 несложной шиверы.
  Участок реки от порога "Бык" до порога "Бобслей" представляет
 собой ряд шивер, сливов и бочек разделенных достаточно сложными
 участками. По сравнению с уже пройденными порогами эти препятствия
 конечно проще, достаточно хорошо просматриваются с воды, удобны для
 взаимостраховки и при необходимости, спасработ. Река делает частые
 повороты. По берегам много удобных суводей, где в случае необходимос-
 ти можно расположиться всей группой для осмотра, перекуса или стоян-
 ки. Практически весь этот участок был пройден с осмотром с воды. Так-
 тика движения - парами каяков на само- и взаимостраховке, с
 периодичным сбором всей группы после прохождения очередного препятс-
 твия.
 
  Порог N 35 "Бобслей" (схемы 8,9, фото 28...33 ).
  Ориентиром начала порога "Бобслей" служит резкий поворот реки
 налево и скала несколько метров высотой на левом берегу. Собственно
 говоря, это фактически три последовательно расположенных порога или
 ступени (другое название его - "Трехступенчатый"). Между ступенями
 достаточно протяженные участки несильной струи с отличными суводями
 по обеим сторонам. Каждая из ступеней представляет собой несложную
 шиверу кончаюшуюся мощным сливом водопадного типа и после очень мощ-
 ных бочек за сливами выходную струю с валами и более мелкими сливами.
 Сложность прохождения порога при нашем уровне воды состояла в том,
 что на каждой ступени большая часть потока из выходных шивер сливает-
 ся через обливные камни очень круто и с большой высоты, а наиболее
 приемлемые и более чистые сливы находятся в стороне от основного по-
 тока, под левым берегом. Для попадания сюда требуется делать траверсы
 перед сливами на довольно коротких участках. Прохождение этого порога
 требует от участников не только высокого мастерства в маневрировании,
 но и умения работать в мощных бочках. Осматривать порог можно с любо-
 го берега, но если останавливаться на варианте прохождения левых сли-
 вов, то, естественно удобнее использовать для осмотра и страховки ле-
 вый берег.
  Поскольку вероятность переворота в сливах велика, было принято
 решение проходить по отдельности каждый слив и по одному каяку. Такая
 тактика требует больших затрат времени, но обеспечивает более надеж-
 ную безопасность.
  Подробный и обстоятельный осмотр всего порога показал сложность,
 но безусловную проходимость для каяков первой ступени, еще большую
 сложность, но принципиальную проходимость второй ступени и большие
 сомнения в возможности успешно пройти каяками третью ступень.
  Предполагаемая ,и успешно реализованная, линия движения на пер-
 вой ступени порога: прохождение входной шиверы по правой кромке струи
 до большого камня у правого берега. Затем мощный траверс влево к сли-
 ву у самого левого берега возле (скалы). Далее после выхода из бочки
 движение по правой кромке струи через два последующих слива с выходом
 в суводь правого берега, где расположена страховка двумя веревками, а
 после прохождения первых двух экипажей и дополнительная страховка с
 воды. Учитывая малый опыт походов на каяках В.Куликову было предложе-
 но воздержаться от попытки прохождения, с чем он и согласился. Сделав
 траверс на левый берег он осуществлял фотосьемку прохождения.
  Остальные экипажи, за исключением первого, прошли ступень успеш-
 но по намеченному плану. Руководитель после успешного прохождения
 ступени расслабился и перевернулся перед заходом в суводь. После неу-
 дачной попытки выполнить эскимосский переворот был взят на веревку
 брошенную с берега страховкой.
  Прохождение второй ступени вызвало сомнения и было отложено на
 следующий день. По плану на этот день была намечена дневка с баней.
  Для принятия окончательного решения руководителем была предпри-
 нята попытка прохождения второй ступени на разгруженном каяке. При
 внешнем сходстве I и II ступеней дело осложняется тем, что участок
 перед сливом, на котором можно выполнить траверс существенно короче и
 не такой сложный как на I ступени. Места для разворота, чтобы носом
 войти в слив у камней левого берега практически нет, поэтому план
 прохождения был таков: после прохождения шиверы по правой кромке
 струи и мощного траверса выйти полулагом в слив так, чтобы пронести
 корму над обливным камнем и пробив на ходу бочку войти в суводь лево-
 го берега. Однако при выполнении этого плана руководителя постигла
 неудача. В момент входа полулагом в слив нос каяка задел камень выс-
 тупающий из воды. Нос затормозился, корма перелетела через обливник и
 каяк сделал в бочке свечу. 5 - 8 секунд каяк с большим креном удержи-
 вался на весле, до тех пор пока поток не выдернул гребца из упоров,
 после чего последовал переворот. Спасработы с левого берега были вы-
 полнены быстро и четко.
  После этого эксперимента было принято решение отказаться от про-
 хождения II и III ступеней, т.к. прохождение через центральные сливы
 привело бы почти наверняка к переворотам, а попасть точно в левые
 сливы слишком сложно.
  В целом же II и III ступени порога "Бобслей" по сложности про-
 хождения представляются нам выходящими за пределы 5 к.с.
  Обнос длиной 200 м выполнили по левому берегу.
  Следующий участок пути до последнего (N 36) в верхнем течении
 реки Оны порога, значительно проще по своей технической сложности.
 Здесь на протяжении 4 - 5 км расположены короткие 100 - 300 м шиверы,
 разделенные участками воды без препятствий с быстрым течением. Река
 становится несколько шире, появляются острова, завалы из упавших де-
 ревьев в узких протоках, несложные прижимы. Весь участок проходится
 на взаимостраховке, осмотр с воды.
  Последний (N 36) порог верхнего каскада в высокую воду по сути
 тоже шивера, несколько мощнее чем пройденная после порога "Бобслей",
 но хорошо просматриваемая с воды и для опытной группы не представляю-
 щая сложности. Идти следует правее острова.
  Далее начинается участок средней Оны на котором нет препятствий
 заслуживающих внимания в походе 5 к.с.
 
 
   * Участок среднего течения реки Она. * 
 
  Условно границами этого участка можно считать порог N 36 и де-
 ревня М.Анзас. Вообще говоря и на этом участке большое количество ши-
 вер, сложность которых падает монотонно. Река становится шире до
 30...100 м, плесы все более протяженные. Устье реки Карасума заметно
 по изменению цвета воды в реке. На всем участке горы несколько отсту-
 пают от реки, долина становится немного шире, однако после пос. Б.Он
 горы снова подступают к воде на поворотах реки, здесь образуются сла-
 бые прижимы.
  Практически на всем участке среднего течения р. Она нет хорошего
 места для стоянок, поэтому не следует затягивать движение допоздна.
 Ориентироваться в своем местоположении можно по мостам, поселкам
 Б.Он, Кубайка и М.Анзас и сараю на правом берегу (Онская застава). На
 участке от первого моста до пос. Б.Он недалеко от реки на правом бе-
 регу идет грунтовая дорога, а от пос. Б.Он до Кубайки участок шоссе
 Ак-Довурак - Абаза. Это нужно знать на случай необходимости эвакуации
 с маршрута. В двух километрах от пос. М.Анзас выше по течению реки
 находится старый золотой прииск, где по словам местных жителей и сей-
 час моют золото, хотя запасы его уже здесь истощены.
  Прохождение описываемого участка реки позволяет отдохнуть груп-
 пе, снять физическое и эмоциональное напряжение при прохождении верх-
 него каскада порогов. Однако не следует расслабляться, каскад нижних
 порогов (Большие пороги Оны) начинается резко и мощно.
 
   * Большие пороги Оны. * 
 
  После деревни М.Анзас река еще ~2 километра течет широко и спо-
 койно. Но вскоре горы подступают ближе, долина заметно сужается, уве-
 личивается скорость течения. Появляются шиверы, мощь которых быстро
 растет.
  При нашем высоком уровне воды весь участок реки пор.37 - пор.42
 выглядит как сплошная непрекращающаяся шивера, очень мощная с большим
 количеством сливов с обливных камней, бочек, стоячих валов. Разделить
 препятствия, как это сделано на схеме, практически невозможно, а в
 нашем случае и не имело практического смысла, т.к. весь участок при-
 ходится идти с периодическим просмотром. По берегам есть хорошие и
 большие суводи и движение осуществлялось преимущественно с осмотром с
 воды от суводи до суводи участками по 150 - 200 м. Учитывая большую
 плотность (частую повторяемость) сливов и бочек, а также большую ши-
 рину реки (~50..70 м), линия движения располагалась в 5 - 15 м от бе-
 рега (практически на всем участке правого). Это позволяло обеспечить
 надежность взаимостраховки и быстрое выполнение спасработ. Такие
 спасработы пришлось проводить только однажды, после переворота Те-
 рентьева в середине этого пути. Однако следует отметить, что такая
 тактика прохождения может быть успешно использована в хорошо подго-
 товленной группе, участники которой довели до автоматизма навыки ра-
 боты в валах и бочках. Порядок движения судов на этом участке приве-
  -28-
 ден в таблице. Группа двигалась компактно, расстояние между судами
 составляло 15 - 25 м, с частыми сборами в суводях. Следует отметить,
 что на этом пути река не сильно петляет, что улучшает условия осмотра
 с воды, а ориентиром начала порога N 43 является очень крутой поворот
 реки влево и высокая скала на правом берегу.
  Следующие три порога в отчетах объединяют вместе под названием I
 каскад Больших порогов Оны. Это пороги NN 43, 44, 45. Средняя часть
 этого участка наиболее мощная, т.к. здесь труднее всего обойти сливы
 вдоль берега, по всей видимости это и есть порог N 44. В этом случае
 порог N 43 - участок реки длиной ~ 100 - 130 м от резкого поворота
 реки налево до большой суводи у левого берега перед плавным поворотом
 реки направо. Этот порог имеет (что уже стало привычным) большое ко-
 личество локальных препятствий в струе (сливы, бочки, валы) и был бы
 очень сложным если бы не имел довольно удобного прохода левее струи,
 где все эти прелести существенно послабее. Порог прекрасно просматри-
 вается по тропе левого берега, вдоль которого расположено большое ко-
 личество суводей. Порог проходился по левой кромке струи с выходом в
 суводь левого берега, где располагалась страховка с воды двумя каяка-
 ми, которые проходили порог на взаимо- и самостраховке. Такая линия
 движения позволяет обойтись без страховки с берега веревкой, т.к. у
 перевернувшегося экипажа даже без помощи нижней страховки есть воз-
 можность выбраться на берег до начала порога N 44.
 
  Пор. N 44 ( схема 10, фото 34,35 ).
  Этот порог, исключая пор. N 46, является самым мощным и сложным
 в нижней части р.Оны. Порог является прямым продолжением пор. N 43 и
 отделен от него только в левой части русла большой суводью. Если
 рассматривать его по основной струе, то порог N 43 переходит в порог
 N 44 мощной шиверой. Основной поток в пороге N 44 идет с высокими до
 2-х м валами, сливами и бочками. Особенно сложные сливы и бочки в се-
 редине порога, где без труда перевернет и катамаран. Но есть возмож-
 ность пройти по левой части струи, где эти сливы и бочки несколько
 послабее.
  Однако и здесь не все так просто. Огибая большие валуны левого
 берега поток стремится выбросить судно в основную струю, поэтому нуж-
 но постоянно стремиться удержаться на кромке и "работать" на суводи
 левого берега. Но даже при очень грамотной работе приходится попадать
 в очень мощные бочки и постоянно бороться за живучесть. Итак выбран-
 ная линия движения вдоль левой кромки струи ограничена справа мощной
 струей с высокими валами и сливами, а слева грядой прибрежных облив-
 ных камней. Порог потребовал много времени для осмотра, организации
 страховки и прохождения поочередно всеми экипажами. Страховка с бере-
 га двумя веревками ниже двух наиболее крутых сливов в средней части
 порога. Кроме того ниже порога после прохождения дежурили на страхов-
 ке 1 - 2 каяка. Порог пройден всеми экипажами с переворотом двух из
 них (Курцер и Федоров). Причем первый из них выполнил эскимосский пе-
 реворот, а второму это не удалось и он был взят на спасконец страхов-
 кой с берега. Следующий порог N 45, по видимому является выходной ши-
 верой порога N 44 т.к. в отчете Хотмирова длина порога определена в
  -29-
 150 м, а наша группа обнаружила за порогом N 43 непрерывный участок
 препятствий длиной ~ 600 м. Поэтому мы сочли, что при нашем уровне
 воды порог N 45 был поглощен порогом N 44 и пройден вместе согласно
 описанному выше.
 
  Пор. N 46 ( схема 11 ).
  Пороги N 46 и N 47 отделенные от предыдущего порога коротким
 плесом в отчетах обычно называют II каскадом больших порогов Оны. Бе-
 зусловно порог N 46 самый мощный и опасный на всей реке. Он прекрасно
 просматривается с тропы левого берега. Правый берег - широкая галеч-
 ная отмель, где при высокой воде могут быть струйки воды, в принципе
 позволяющие протиснуться на каяке или провести его, но прохождение
 таким путем не прибавит чести, а проводка здесь значительно сложнее
 обноса на левом берегу. В необходимости обноса никто из группы не
 сомневался. Весь поток расположен в левой части русла и препятствия в
 пороге можно четко разделить на три ступени.
  Каждая из ступеней представляет собой гряду подводных камней
 полностью перегораживающих реку мощными сливами и бочками. Высота ва-
 лов за сливами достигает 2 м и более. Валы жесткие и пульсирующие.
 Эти ступени разделены короткими участками мощного течения, которые и
 без ступеней достаточно сложны для прохождения. Третья ступень - хао-
 тически расположенные подводные камни с большими бочками за ними.
 Место для страховки очень неудобное, т.к. левый берег - скользкий с
 неудобными подходами к воде. Попадание перевернутого судна с экипажем
 в бочки такой силы недопустимо, безусловно. В целом порог по своей
 технической сложности существенно выходит за рамки 5 к.с.
  Порог N 47, по всей видимости, та относительно несложная шивера,
 которая идет после порога N 46. Она короткая 50 - 70 м и хорошо прос-

<< Пред.           стр. 402 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу