<< Пред. стр. 403 (из 787) След. >>
матривается. Пройдена всеми экипажами на взаимостраховке и без ослож-нений.
Ниже этого места тянется относительно спокойный плес длиной
~ 200 м, за которым начинается III каскад порогов. Сюда входят пороги
N 48 и 49.
Порог N 48 при большой воде достаточно сложная шивера, которая
может быть осмотрена с любого берега. Проходить ее лучше ближе к пра-
вому берегу, т.к. здесь лучше просматривается линия движения. В сред-
ней части - большое количество беспорядочно расположенных сливов с
бочками. Высота сливов небольшая ~ 0,5 м, но их много и расположены
часто. Просмотреть ее необходимо, чтобы определить место сбора всех
судов перед прохождением порога N 49. Этим местом может быть ряд не-
больших суводей у левого берега среди камней. Место не самое удобное,
но другого здесь нет, а осмотр и прохождение порога N 49 лучше вести
именно с левого берега. Таким образом, на пор. N 48 необходимо выпол-
нить довольно сложный траверс от правого к левому берегу при большой
ширине реки (~ 60...70 м) и при наличии большого количества валов и
бочек, которые можно обойти с тем большим успехом, чем выше, естест-
венно, технический уровень участников. Этот маневр был выполнен ус-
пешно всеми экипажами при взаимо- и самостраховке. Движение компакт-
ной группой, расстояние между судами не более 20 м.
Порог N 49 ( фото 36...39 ).
Порог осмотрен с левого берега. Порог довольно длинный для этой
реки и представляет собой ряд высоких сливов, перегораживающих весь
поток. Наиболее мощные сливы и бочки в центральной и правой части
русла, но и в левой вблизи берега, где было осуществлено прохождение,
тоже достаточно сложности. Вдоль левого берега расположен ряд суво-
дей, которые позволяют при необходимости разбить все прохождение на
несколько частей и создают хорошие условия для страховки. В целом по-
рог не кажется очень сложным, поскольку к моменту его прохождения все
участники группы уже давно достигли пика своей спортивной формы и
уверенности. Порог проходился двумя группами по три каяка со страхов-
кой с берега, и дополнительно взаимостраховкой и самостраховкой.
Оставшиеся на реке Оне препятствия - пороги N 50 и 51 при нашем
уровне воды не представляли интереса, т.к. первый из них - шивера
прекрасно просматривающаяся с воды и не сложная, а второй вообще от-
сутствует, т.к. залит водой и похож на участок среднего течения реки
Оны. С этого места уже видно приближение устья реки. Она расширяется,
скорость течения снижается и вскоре она плавно вливается в р.Абакан.
* Сплав по р. Абакан. *
Абакан на всем участке пути от устья р. Оны до г. Абазы
(ок. 33 км) - широкая и величавая река. Уровень воды был тоже выше
среднего, поэтому на реке нет отмелей, а редкие шиверы не представля-
ют ни сложности ни спортивного интереса. Течение быстрое, 3...4 м/с.
Очень красивые берега, много мест для удобных стоянок. Весь путь до
г. Абазы проходится за 3,5 - 4 часа. Здесь на реке Абакан можно дать
группе расслабиться и отдохнуть. На реке часто появляются моторные
лодки рыбаков и жителей, отправляющихся на заготовки сена для своего
хозяйства.
Окончить маршрут удобнее всего в 100 м выше бетонного моста,
здесь на правом берегу большие поляны, прижатые к берегу лесом.
В 30 м остановка автобуса, который довезет до железнодорожного вокза-
ла.
* 4.3. Таблица препятствий р. Оны. *
--------------------ДБ--------Б----ДБ--------------Б----------Б------------------Б--------------ДБ------------------Д
|На каком| К.с.| Характерные | Длина, | С какого берега | Порядок |
Препятствия | км | | элементы | ширина, | страховали | прохождения | Примечания
| | | препятствий |(падение)м| (осматривали) | судов |
--------------------ДЕ--------Е----ДЕ--------------Е----------Е------------------Е--------------ДЕ------------------Д
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------ДЕ--------Е----ДЕ--------------Е----------Е------------------Е--------------ДЕ------------------Д
N 1 "Каратошский" | 3 | 4-5 | Много камней,| 50-60 | c левого веревкой| 1-3 - - - - | 2,4,5,6-обнос по
| | | внизу, бочки | 20-25 | снизу с воды | | левому берегу
| | | слив h=1,0 м | (1,5) | ( с левого ) | |
N 6 | 9 | 4-5 | Мощная шивера| ок. 150 | с левого веревкой| 1,3-4,2-5,6 |
| | | внизу слив | 12-15 | снизу с воды | |
| | | h=1,3...1,6 м| (1,5) | ( с левого ) | |
N 7 "Максим" I-IIст.| 10 | 6 | Мощная струя | 350-400 | ( с левого ) | - - - - - - | обнос по левому
| | |среди валунов,| 15-25 | | | берегу
| | |прижим к прав.| (до 6 ) | | |
| | |берегу, крутой| | | |
| | |слив | | | |
III ст.| | 5 | Мощная шивера| 500-550 | с левого веревкой| 1,3-2,4-5,6 |
| | | | 20-25 | снизу с воды | |
| | | | (до 4 ) | | |
N 12 "Трон" | 14 | 6 |Прижим к прав.| 100-120 | ( с левого ) | - - - - - - | обнос по левому
| | |берегу, сливы | 20-30 | | | берегу
| | |до 1,5 м мощ- | (2,3) | | |
| | |ные бочки | | | |
N 13 "Банный" | 15 | 5 |Мощные сливы с| 150-200 | с левого веревкой| 1-3-2-4-5-6 |
| | |жесткими боч- | 20-30 | снизу с воды | |
| | |ками |(ок. 2-х) | ( с левого ) | |
--------------------ДА--------А----ДА--------------А----------А------------------А--------------ДА------------------Д
-33-
--------------------ДБ--------Б----ДБ--------------Б----------Б------------------Б--------------ДБ------------------Д
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------ДЕ--------Е----ДЕ--------------Е----------Е------------------Е--------------ДЕ------------------Д
N 9-23 "Арыхская | 13-19 | 5+ |Непрер. шивера| 6-6,5 км | само- и взаимо- | 1,3-2,4-5,6 | пор. N9 - обнос
шивера" | | |сливы до 1,7 м| 20-30 | страховка | | по левому берегу
| | |бочки, много |ср.10м/км |(с левого период.)| |
| | |камней, суводи| | | |
| | |редки | | | |
N25 "Косые ворота" | 19 | 6 |Нагромождение | 100-120 | ( с левого ) | - - - - - - | обнос по левому
| | |подв. плит и | 15-20 | снизу с воды | | берегу
| | |валунов, сливы| (2,5) | ( с левого ) | |
| | |h=1,5...1,8 м | | | |
N26 | 20 | 5 |Шивера и косой| ок. 100 | 1,3-взаимостр. | 1,3-4-2-5-6 | 4-в центр. слив
| | |слив h=1,2... | 20-25 | снизу с воды | | остальные справа
| | |1,5 м | (2,0) | ( с левого ) | |
| | | | | | |
N27 | 20 | 5+ |В левой прото-| 250-300 | с левого веревкой| 1-3-4-2-5-6 | 1,3,2-левая про-
| | |ке прижим, мн.| 15-40 | снизу слева и | | тока
| | |камней, внизу | (3-3,5) | справа каяками | | 4,5-правая
| | |мощный слив,на| | ( с левого и с | | 3,4-эскимосский
| | |выходе валы | | правого ) | | переворот
N28 | 21 | 5+ |Множество кру-| 150-180 | с левого веревкой| 1-3-4-2-5-6 | 4-в центре
| | |тых сливов с | 25-30 | снизу слева каяк | | остальные слева
| | |мощными боч- | (3,5) | ( с левого ) | |
| | |ками | | | |
N29 "Бык" | 22 | 5 |В центре слив | 100-150 | с левого веревкой| 1-3,4-2-5,6 | 1,3,4-в центре
| | |с навалом, | 25-35 | снизу с воды | | остальные слева
| | |слева прижим | (2,0) | ( с левого ) | | 3,4-эскимосский
| | | | | | | переворот
--------------------ДА--------А----ДА--------------А----------А------------------А--------------ДА------------------Д
-34-
--------------------ДБ--------Б----ДБ--------------Б----------Б------------------Б--------------ДБ------------------Д
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------ДЕ--------Е----ДЕ--------------Е----------Е------------------Е--------------ДЕ------------------Д
N35 "Бобслей"I-я ст.| 28 | 5+ |Входная шивера| 150-200 | с правого веревки| 1-3-4-5-2 - | 1-переворот
| | |осн. слив 1,8м| 20-30 | снизу с воды | | 6-обнос по
| | |сливы на вых. | (4,5-5) | (с лев. и прав.) | | правому берегу
| | |мощные бочки | | | |
II-я ст.| 28 | 6 |Входная шивера| 120-150 | с левого веревка | 1 - - - - - | 1-переворот
| | |слив h=1,6 м | 20-30 | и "живец" | |
| | |жесткая бочка | (3-3,5) | ( с левого ) | |
| | |сливы на вых. | | | |
III-я ст.| 29 | 6 |Мощный слив | 50-80 | ( с левого ) | - - - - - - | обнос по левому
| | |h=2,0м с силь-| 25-30 | | | берегу
| | |ной бочкой | (2-2,5) | | |
Пор."Бобслей"-конец | 29-34 | 4 |Короткие шиве-| 4,5-5 км | само- и взаимо- | 1,3-2,4-5,6 |
верхнего каскада | | |ры, разделен- | 25-40 | страховка | |
| | |ные плесами, |ср. 5 м/км| ( с воды ) | |
| | |прижимы,завалы| | | |
Конец верх.каскада- | 34-119 | 3 |Быстрое течен.| ок. 85 км| само- и взаимо- | 1,3,4,2,5,6 |
начало Больших пор. | | |неслож. шиверы| 30-80 | страховка | |
| | | |ср.3,5м/км| ( с воды ) | |
| | | | | | |
NN 37...42 | 119-123| 5 |Очень мощная | 4-4,5 км | само- и взаимо- | 1,3,4,2,5,6 | 2-переворот
| | |шивера с вала-| 50-70 | страховка | |
| | |ми до 2-х м, |ср.7 м/км | ( с воды ) | |
| | |сливы и бочки | | | |
| | | | | | |
--------------------ДА--------А----ДА--------------А----------А------------------А--------------ДА------------------Д
--------------------ДБ--------Б----ДБ--------------Б----------Б------------------Б--------------ДБ------------------Д
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------ДЕ--------Е----ДЕ--------------Е----------Е------------------Е--------------ДЕ------------------Д
N43,N44,N45 |124-125 | 5+ |Ряд мощных |1.2-1.5 км| с левого веревкой| 1,3-4-2-5-6 | 3-эскимосский
| | |сливов с высо-| 50-70 | снизу каяками | | переворот
| | |кими валами и | (10-11) | ( с левого ) | | 5-переворот
| | |бочками | | | |
N46, N47 | 127 | 6 |Ряд очень мощ-| 200-250 | (с левого) | - - - - - - | обнос по левому
| | |ных сливов | 25-35 | | | берегу
| | |(более 2-х м) | (6 - 8) | | |
| | |и валов | | | |
N48, N49, N50 |128-129 | 5 |Ряд мощных |1,5-2,8 км| с левого веревка | 1,3,4-2,5,6 |
| | |сливов в цент-| 60-80 | снизу каяками | |
| | |ре русла | (10-12) | ( с левого ) | |
| | | | | | |
--------------------ДА--------А----ДА--------------А----------А------------------А--------------ДА------------------Д
Примечания: 1. В графе 2 знаком "+" обозначены пороги квалифицируемые нашей группой как сложные для
походов 5-ой к.с.
2. В графе 7 экипажи, номера которых разделены запятой, проходили препятствия в связке
с дополнительной взаимостраховкой; разделенные чертой - последовательно, после окон-
чания прохождения предыдущего экипажа или группы судов.
* 5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации. *
Итоги.
Главным итогом путешествия явилось успешное достижение всех пос-
тавленных при его постановке целей.
Участники похода, несмотря на неудачные погодные условия, полу-
чили полноценный для туриста отдых, повысили уровень своей техничес-
кой и тактической подготовки, что позволит в следующем сезоне
участвовать в более сложных походах, руководить группами в походах IV
- V к.с. на байдарках или каяках. Уверенней стала работа при прохож-
дении на каяках сложных для V к.с. элементов препятствий, надежней
страховка и самостраховка. Значительно снизилось количество неудачно
выполненных эскимосских переворотов. Несмотря на частые перевороты
каяков в порогах, к помощи страховки участники прибегали гораздо ре-
же, чем в предыдущем сезоне.
Приобретены практические навыки в преодолении пеших переходов, в
подготовке продуктов и снаряжения в условиях ограничения веса и объ-
ема груза.
Успешному проведению похода в немалой степени способствовал здо-
ровый психологический климат, обусловленный схоженностью группы, пол-
ным взаимопониманием среди участников.
Проведены длительные испытания в реальных походных условиях се-
рийных каяков и опытных образцов весел из стеклопластика. Суда подт-
вердили свои высокие ходовые и эксплуатационные качества, весла -
удачность конструкции и правильность технологических решений.
Выводы.
Выбор для похода маршрута по р. Оне безусловно удачен. Маршрут
насыщен большим количеством интересных и сложных препятствий, распо-
ложен в живописном горном ущелье, богатым дарами леса (кедровыми оре-
хами, ягодами, грибами, дичью).
Недостатком маршрута является слишком большая его популярность
среди туристов. Количество групп на реке так велико, что иногда при-
ходится ждать очереди на прохождение порогов. Отчасти это вызвано со-
бытиями в Туве. Большое количество групп изменило свои планы и отпра-
вилось на р. Ону. Недостатком маршрута некоторые считают также
отсутствие или очень незначительное количество рыбы в реке. На поро-
жистых участках по обоим берегам много хороших стоянок, правда, на
участке Больших порогов Оны их меньше. На участке гладкой воды мест
для стоянок очень мало.
Маршрут исключительно интересен в спортивном отношении для похо-
дов V к.с. на байдарках и каяках, но по силам только хорошо подготов-
ленным группам, особенно в высокую воду, т.к. сложность реки значи-
тельно возрастает и становится несколько выше эталонной пятерки, а
часть порогов выходят за рамки V к.с.
Картографический материал по р. Оне, имеющийся в библиотеке ЛКТ
очень не точен.
Состав ремнабора из опыта предыдущих походов считаем удачным.
Впрочем, в данном походе, оценить его в достаточной степени не предс-
тавлялось возможным, ввиду отсутствия серьезных повреждений снаряже-
ния. За весь поход все ремонтные работы свелись к заклейке нескольких
на всю группу повреждений в оболочках каяков.
Состав аптечки позволил оказать в необходимой мере медицинскую
помощь пострадавшим из другой группы и проводить необходимую профи-
лактику здоровья для поддержания необходимого состояния и высокой
спортивной формы.
Рекомендации.
При планировании маршрута по р. Оне, впрочем как и для любого
похода в удаленной части страны, необходимо учитывать постоянно меня-
ющуюся обстановку в выбранном районе путешествия. Особенно сильно это
отражается на состоянии транспортных связей и наличии продуктов пита-
ния.
Для пешего перехода необходимо иметь обувь с жесткой подошвой,
типа "Вибрам". На узкой и извилистой тропе с большими уклонами (осо-
бенно на спуске), при тяжелом рюкзаке могут быть серьезные травмы ног.
Необходимо внимательно отнестись к планированию переходов на
участке гладкой воды. Подходящих мест для стоянок почти нет.
Не следует рассчитывать на пополнение рациона питания за счет
ловли рыбы в р. Оне. Здесь ее очень мало, а в высокую воду поймать
практически невозможно. Из дичи - в основном перепелки, но не в таком
количестве, чтобы прокормить группу.
В урожайные годы, а 1990 г. можно с полным основанием считать
таковым, имеется большое количество грибов, ягод и кедровых орехов.
Сплав от устья ручья Куру-Куль до устья р. Каратош, а тем более
выше ручья Куру-Куль, интереса не представляет, а грозит повреждения-
ми оболочек судов.
Не следует начинать подъем на перевал Куру-Куль, если нет гаран-
тии выйти к стоянке за перевалом в светлое время дня.
Не рекомендуется пытаться во что бы то ни стало пройти на бай-
дарках или каяках такие пороги, как Максим, Nь 9, Трон, Косые ворота,
Nь 46, особенно группами, идущими в первый раз в поход V к.с. И без
них сложных препятствий на р. Оне больше чем достаточно для пятерки.
Быстро проводить спасработы не позволяет обстановка на этих порогах,
а катание на них в перевернутом состоянии грозит не только серьезными
поломками судов, но и тяжелыми травмами для участников.
Рекомендуемым временем для проведения путешествия является ав-
густ, те климатические условия, в которые попала наша группа являются
исключительными.
Для тех групп, которые имеют желание и необходимый запас сил и
времени, можно посоветовать радиальные выходы в верховья р. Оны, на
озеро Пичу-Мунгаш-Холь, в верховья р. Каратош.
Не следует расчитывать на существенное пополнение продуктов в
пос. Б.Он, а также на подачу из этого поселка телеграмм. Почта здесь
работает через день и часто не регулярно.
В г. Абаза телеграмму послать можно, но это задержит группу с
отъездом на 105-ый км, а туда лучше прибыть пораньше. Телеграммы о
выходе на маршрут лучше всего посылать из Абакана (или Новокузнецка),
а в случае непредвиденных обстоятельств послать дополнительное сооб-
щение из Абазы или Б.Она.
* 6. Материальное обеспечение похода *
6.1. Список группового снаряжения.
----------------------------------------------------------------------
Наименование Кол-во Вес, кг
----------------------------------------------------------------------
Каяк 6 64
Весла (включая запасные) 8 10
Спасконцы диам.6 и диам.8 2 Х 30 м 1.4
Палатки 2 5.2
Котлы 3 2.5
Топоры 2 2.2
Пила лучковая 1 0.4
Таганок 1 0.5
Набор для мытья посуды и рукавица 1 компл. 0.3
Половник, спички, оргстекло 1 компл. 0.2
Фонари с батарейками 3 компл. 1.1
Свечи 4 шт. 0.2
Термометр 1 0.1
Планшет, карты, компас 1 компл. 1.2
Фотоаппаратура с пленкой 2 2.5
Кинокамера с пленкой 1 1.6