<< Пред.           стр. 421 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

   * Варианты выхода на реку: * 
 
  Надо сказать, что лет 10-15 назад на Китой обычно выходили
 пешком, перебираясь из долины Иркута через Тункинские Гольцы,
 но после появления новых автодорог большинство групп,
 по-видимому, заезжает на реку на машинах. Я постараюсь дать
 представление обо всех вариантах заброски.
 
  1) Пешая заброска.
 
  1.1. (Проход через пер.Умтан-Дабан). Доехав на
 поезде до станции Слюдянка, расположенной на берегу Байкала,
 необходимо на рейсовом автобусе или попутке отправиться по
 дороге Слюдянка-Култук-Монды.
 
  Двигаясь по этой дороге, надо доехать до поселка Туран
 (расстояние от Слюдянки - 200-220км), свернуть направо и затем
 через Нилову Пустынь (Ниловку) добраться до поселка Хойтогол.
 За Хойтоголом дорога вдоль реки Ихе-Ухгунь продолжается, как
 минимум, еще 10-15 км.
 
  Далее начинается хорошая пеше-конная тропа. (Сведения по
 состоянию на 1983г. Возможно, что сейчас заезжают гораздо
 дальше). Эта тропа сперва идет вдоль реки Ихе-Ухгунь, затем
 сворачивает в долину ее левого (орографически) притока
 Убур-Хонголдой и поднимается к перевалу Умтан-Дабан в
 Тункинских Гольцах. Далее тропа спускается вдоль реки
 Ара-Хонголдой и выходит к Китою примерно в 1км выше места
 впадения Ара-Хонголдоя.
 
  Общая длина пешей заброски при данном варианте - 40-50км.
 Более подробное описание этой тропы можно посмотреть, например,
 в водном отчете N4673 в библиотеке МГЦТК.
 
  1.2. (Проход через пер.Хубуты). Автомобильный
 подъезд такой же, как и в варианте 1.1. Однако на тропу,
 ведущую через Тункинские Гольцы, надо сворачивать раньше -
 через несколько километров после Ниловой Пустыни.
 
  Нилова Пустынь - это небольшой поселок, представляющий
 собой полудикий курорт с минеральными источниками. Поселок
 находится на берегу речки Ихе-Ухгунь. Автодорога на Хойтогол
 пересекает Нилову Пустынь и вскоре по мосту переходит на левый
 (орографически) берег реки.
 
  В 3-5км от моста, чуть не доходя до места впадения левого
 (орографически) притока Убур-Хубуты, нужно свернуть с
 хойтогольской дороги направо на грунтовую колею. Эта колея,
 местами разветвляясь, идет вдоль Убур-Хубуты по направлению к
 старым лесосекам, и на какой-нибудь мощной технике по ней можно
 проехать еще километра четыре. У подножья лесистого хребтика
 колея заканчивается и переходит в довольно набитую тропу.
 
  Тропа поднимается траверсом на гребень хребтика и далее
 идет по нему. Гребень поворачивает направо и постепенно
 выполаживается. Местность становится более заболоченной. Время
 от времени впереди по направлению движения четко
 просматривается характерное понижение в Тункинских Гольцах -
 это горный проход, ведущий перевалу Хубуты.
 
  Если считать ходовое время от конца грунтовой колеи, то
 примерно через 1,5 часа тропа выходит к капитальной развилке.
 Правая тропа уходит к перевалу Шумак, левая - к перевалу Хубуты
 (в месте раздвоения тропы могут быть соответствующие
 указатели). Дополнительный ориентир - 2 озерка, которые
 расположены рядом с развилкой. Тропа на Шумак уходит по
 перемычке между озерками, а тропа на Хубуты оставляет озерки
 справа.
 
  Далее хубутинская тропа проходит по заболоченному месту,
 ненадолго становится более грязной и временами ветвится, обходя
 наиболее топкие понижения. Не более чем через 30 минут ходьбы
 тропа спускается к р.Убур -Хубуты. Неподалеку от этого места
 тропа втягивается в красивый лес из высоких лиственниц и кедров
 и вскоре пересекает изгородь для скота. По этому лесу тропа
 подходит к началу недлинного, но крутого взлета.
 
  Подъем по серпантину - 20-40 минут. В конце крутого
 подъема - граница леса, тут же расположены 2 летника. Тот, что
 находится пониже, более просторен и удобен для ночлега (данные
 88г.). Нижний летник стоит совсем рядом с живописным
 каньончиком, в котором ручей Убур-Хубуты рушится вниз
 несколькими высокими водопадами. От верхнего летника
 открывается обширный вид на долину Иркута и западные склоны
 Хамар-Дабана.
 
  Выше летников тропа уходит в широкий горный проход с
 крутыми бортами. Для группы с тяжелыми водными рюкзаками
 переход через перевал Хубуты от одной границы леса до другой
 потребует практически целого ходового дня. Поэтому перед
 выходом на перевал лучше заночевать в летнике, откуда и
 стартовать с утра с тем, чтобы наверняка успеть спуститься к
 лесу до вечера.
 
  Перевал Хубуты - некатегорийный, его высота - 2438м. От
 летника до перевала тропа преодолевает около десятка крутых
 взлетов, поэтому средняя крутизна подъема больше, чем на
 предыдущем отрезке. Время перехода от летников до перевала -
 3,5-4 ходовых часа. На подъеме тропа местами раздваивается и
 теряется в болотистых луговинах.
 
  На перевале расположено маленькое озерко, вода из которого
 стекает сразу по обе стороны хребта.
 
  Спуск до границы леса несложен и занимает примерно 1,5
 часа. На этом отрезке тропа один раз пересекает ручей
 Ара-Хубуты, образуя мелкий брод.
 
  Дальнейший путь от границы леса до р.Ара-Ошей занимает 4-5
 ходовых часов. При этом тропа дважды пересекает реку
 Ара-Хубуты. Броды, в общем, несложные
 - в сухую погоду только на последнем глубина выше колен. На
 отрезке ниже последнего брода тропа идет по левому берегу и
 становится несколько сложнее. Есть несколько развилок, при этом
 лучше держаться верхних троп. На стрелке рр. Ара-Хубуты и
 Ара-Ошей - очень хорошие стоянки, удобные для стапеля.
 
  Другие подробности о переходе через перевал Хубуты,
 включая карты и кроки, можно посмотреть, например, в водном
 отчете МГЦТК N4275. (Замечу только, что в отчете 4275 местами
 содержится сильная путаница по части истинного времени пеших
 переходов. Кроме того, в год их похода траектория тропы на
 отрезке вдоль Ара-Хубуты была гораздо сложнее. По-видимому, к
 моменту нашего похода 88г. тропа пошла по более логичному и
 простому пути).
 
 
  Длина пешей заброски до Ара-Ошея - 40-45км. При наличии
 тяжелых рюкзаков на переход приходится тратить 2,5-3 дня.
 
  P.S. А вообще, речка Ара-Хубуты тоже является
 вполне сплавной. В августе она выглядит вполне проходимой для
 прочных каяков на нижних 8-10км. Причем моя оценка проходимости
 относится к довольно низкому уровню воды. А что касается
 высокой воды, то в свое время в "Ветре странствий" было
 сообщение, что в 1988г. одна томская группа прошла нижние 5 км
 реки аж на "честерах".
 
  В то же время сложность сплава по Ара-Хубуты я могу
 оценить только приблизительно. Там, где речка видна с тропы,
 сплав по ней не выглядит особенно трудным. Категорийность самых
 сложных виденных нами участков вряд ли превышает "тройку".
 Однако общий характер местности позволяет предположить, что
 ближе к устью на Ара-Хубуты могут быть каньонные сужения, где
 вполне возможно наличие сложных порогов, непроходов и даже
 небольших водопадов.
 
  2) Автомобильная заброска
 
  (сам не ездил, пересказываю то, что слышал и читал).
 Сперва надо добраться до пос.Монды (260-280км от Слюдянки) и
 затем отправиться в сторону Орлика. От дороги Монды - Орлик
 необходимо свернуть направо к прииску Самарта. Поселок Самарта
 находится на притоке (или одном из истоков) Китоя. (Кроме того,
 судя по картам, еще до Самарты дорога должна несколько раз
 пересекать различные притоки Китоя и (или) саму реку). От
 Самарты уже возможно начинать сплав.
 
  Скорее всего, основная дорога на Самарту должна идти вдоль
 правого (орографически) берега верхнего Иркута и далее мимо
 озера Ильчир. Во всяком случае на карте такая дорога, ведущая в
 сторону поселков Зун-Холба и Самарта, обозначена. Говорят,
 машины вроде ГАЗ-66 проезжают по этой дороге без проблем.
 
  В то же время в этой местности вполне могут существовать и
 другие (в том числе более короткие) дороги в верховья Китоя. Во
 всяком случае, в 93г. я видел там очень накатанную колею,
 которая шла по левому берегу Китоя со стороны верховий реки, а
 затем уходила вверх по долине левого притока Саган-Сайр.
 Правда, за 3 дня нашего пребывания в этом месте никто по дороге
 не проехал.
 
  Впрочем, ниже Саган-Сайра уже точно никаких дорог нет
 почти до самого конца сплава.
 
  3) Вертолетная заброска
 
  В 1993г. вертолет за 1 час 20 минут довез нашу команду от
 Иркутска до поляны, где река Саган-Сайр впадает в Китой (это
 18-20 км выше Верхних Щек). В вертолет МИ-8 влезло 15 человек с
 пятью полиэтиленовыми каяками, двумя плотами и всем прочим
 необходимым снаряжением. Вероятно, в этот вертолет можно
 запихнуть и еще больше груза (но не намного).
 
  Вертолет летел по прямой от Иркутска к Китою, выходя на
 реку где-то в районе метеостанции Дабады или чуть ниже. Далее
 летчики вели вертолет вверх по долине реки и приземлились в
 точке, которую мы сами указали.
 
  В 93 году такое удовольствие стоило примерно 800 долларов
 за рейс (в рублевом эквиваленте). Эта стоимость полета в оба
 конца, т.е. двух часов сорока минут. Оплату можно было
 производить как по безналу из Москвы, так и наличными на месте.
 
  Сейчас езда на вертолете обходится гораздо дороже, но
 точную цену можно установить, только позвонив в Иркутский
 вертолетный отряд (см.приложение).
 
 
  Следует, однако, помнить, что вертолеты летают, только
 если уровень облачности на маршруте на 600м выше поверхности
 земли. То есть, для Восточного Саяна это не менее 3500-3800м.
 Поскольку погода летом в этом районе неустойчивая, можно
 здорово проколоться со сроками, ожидая возможности вылета. В 93
 году мы ждали летной погоды 2 дня. А параллельная группа,
 желавшая вылететь на Оку, ждала несколько дней до нас и
 продолжала ждать после, потому что в районе перевалов через
 основные хребты облачность все еще была низкой. Слышал я также
 рассказ о том, как в однажды Кырене (это по пути из Иркутска к
 основным восточно-саянским рекам) народ ждал летной погоды не
 то 9, не то 11 дней.
 
  Впрочем, длительные периоды ясной солнечной погоды здесь
 тоже бывают. Кому как повезет.
 
   * Лоция реки Ара-Ошей * 
 
  (расход воды в августе - от 10 до 30 куб.м/сек):
 
  С точки зрения пригодности для сплава Ара-Ошей следует
 разбить на 2 отрезка:
 
  1-й - от верховий до места впадения р.Ара-Хубуты (8-10км);
 
  2-й - от Ара-Хубуты до Китоя (5 км).
 
  1) На мой взгляд, выше стрелки с Ара-Хубуты Ара-Ошей
 является чисто каячной речкой. На этом отрезке много очень
 мелководных ступенек, узостей и, как минимум, один высокий
 водопад. Поэтому, думаю, сплав на чем-то большом здесь будет
 весьма трудоемким и достаточно бестолковым занятием. (Хотя,
 если поймать высокую воду, можно, наверно, получить
 удовольствие и от катамаранного сплава).
 
  Вообще говоря, верховья Ара-Ошея довольно труднодоступны.
 Но если каякеру удастся доставить лодку в верховья Ара-Ошея, он
 будет весьма доволен, так как на речке явно должно быть много
 интересного. Возможно, наиболее привлекательным препятствием
 является большой водопад Ара-Ошея.
 
  Водопад находится в 1-1,5км выше слияния Ара-Ошея и
 Ара-Хубуты. (И, соответственно, в 6-6,5км от Китоя. То есть,
 сплавляясь по самому Китою, можно без особого труда подойти к
 водопаду, благо по левому (орографически) берегу Ара-Ошея идет
 набитая тропа). В 1988г. я оценил высоту водопада в 5м, но
 задним числом мне кажется, что вообще-то он повыше - эдак
 метров 6 или 7.
 
  Водопад находится в конце недлинного (метров 400)
 каньончика, в котором есть всякие порожки. Однако, заход в сам
 водопад вроде бы прямой и не особенно сложный. Отвесный слив
 через двухметровую щель падает в глубокую спокойную лоханку.
 Сразу за лоханкой расположена галечная отмель. При невысокой
 воде глубина отмели не более, чем по колено, а течение совсем
 слабое. Поэтому теоретически страхующий может расположиться
 прямо посередине реки сразу за водопадом. За отмелью, если мне
 не изменяет память, находится еще один двухметровый слив
 средней сложности, а затем река выходит из каньончика и
 становится совсем простой вплоть до Ара-Хубуты.
 
  При низкой и средней воде водопад выглядит вполне
 проходимым для каяков. При высокой же воде слив может оказаться
 слишком мощным. Кроме того, конфигурация каньона за водопадом
 такова, что при большой воде может образоваться достаточно
 сильный обратный подсос под слив или в какой-либо из боковых
 карманов. (В отчете МГЦТК N4853 описано, как брошенная в
 водопад связка-бутерброд из двух пустых катамаранов угодила в
 карман рядом со сливом и никак не могла оттуда выплыть до тех
 пор, пока не лопнул один из баллонов).
 
  Очень возможно, что с этого водопада, в отличие от
 Эхе-Гольского, до сих пор никто не прыгал. Во всяком случае,
 мне об этом ничего не известно. Сам я в 1988г., не имея
 соответствующего опыта, прыгать не рискнул. А в 1993г., когда в
 команде было кому исполнять такие прыжки, нас просто поджимало
 время. И, хотя я и планировал подняться к водопаду от Китоя, от
 этого намерения пришлось отказаться.
 
  2) Второй отрезок реки известен гораздо лучше. Сплав по
 Ара-Ошею обычно как раз начинают от места слияния с Ара-Хубуты,
 где водность реки возрастает, как минимум, в полтора раза.
 
  Даже при невысоком уровне воды Ара-Ошей ниже Ара-Хубуты
 является вполне проходимым для больших катамаранов. Пожалуй,
 плоты тоже смогут сплавиться. Не исключено, правда, что в
 нескольких местах плот придется пропихивать в узкие проходы
 между камней.
 
  При высокой воде проблем с шириной проходов не возникнет
 ни у кого. Более того, в паре-тройке мест мощность сливов может
 возрасти настолько, что и большим судам мало не покажется.
 
  N п/п (категория сложности, международная шкала)
 
  Пр.1-4 (II...II+)
 
  Начало практически сразу после впадения Ара-Хубуты. Шиверы
 длиною 100-150м каждая. Разделены быстротоками по 20-30м. Валы,
 камни, небольшие локальные сливы и бочки. При невысокой воде
 много мелководных каменных гребенок. Смотреть необязательно

<< Пред.           стр. 421 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу