<< Пред. стр. 432 (из 787) След. >>
повороте, далее горка длиной около 100 м с крупными обливнымикамнями. Валы до 1,5 м, бочки до 1,2 м, у правого берега
несколько бочек до 1,5 м.
138. Шивера. Валы до 1 м.
139. Шивера.
140. Длинная запутанная шивера, слалом между обливных камней.
141-143. Шиверы.
144*. Шивера "Каша с маслом". Длинная и сложная. В начале
мелко, слалом между обливных камней, в конце валы и бочки до 1
м.
145-149. Шиверы. Валы до 1 м, отдельные бочки до 1 м за
обливными камнями.
150-151. Шиверы. Обливные камни, валы и бочки до 1 м.
152. Шивера. На выходе валы до 1,2 м. Далее на правом
повороте слева скальная стенка, чувствуется подпор 153.
153*. Мощная шивера на левом повороте. В конце валы и бочки
до 1,5 м, в основном ближе к правому берегу.
154. Шивера. На выходе бочки до 1 м.
155-162. Простые шиверы. После 160 долина расширяется, по
берегам начинают появляться объекты антропогенного происхождения
и туземное население.
163. Шивера с валами до 1 м, неожиданно мощная на фоне
предыдущих шивер и явного изменения характера долины.
Пос. Мурино открывается за небольшим левым поворотом перед
устьем р.Маргасан. Обычное место для разборки судов - в
небольшой сосновой роще на левом берегу. Отсюда до видимого
впереди моста через Зун-Мурин около 2 км. Если предполагается
быстро разобраться и уехать без ночевки, то лучше доплыть
непосредственно до моста.
Необходимо отметить, что некоторые препятствия на участках
117-120 и 132-154 представляют для каяков значительную
сложность, не меньшую, чем многие именные пороги Хангарула.
Однако при успешном прохождении этих порогов накопленного опыта
достаточно для прохождения всех шивер Зун-Мурина с ходу со
взаимной страховкой.
5. Пешие подходы
5.1. Общая характеристика пешей части.
Подходы к началу маршрута возможны с двух сторон: с севера, от
побережья Байкала, и с юга, из Бурятии. В обоих случаях основная
часть пути проходит по старому скотопрогонному тракту, одному из
нескольких, по которым раньше перегоняли скот из Монголии и
Бурятии к промышленным центрам Транссиба. Этот тракт от
пос.Далахай - последнего постоянного поселка в бассейне р.Джида
шел на север вдоль р.Цакирка, затем на восток вдоль ее левого
истока, переваливал через Хангарульский хребет в его восточной
части, спускался по левому истоку р.Хангарул, поднимался по
правому, оттуда переваливал в верховья Утулика и дальше через
пер.Чертовы ворота выходил на побережье Байкала, к Слюдянке. Его
можно видеть на картах масштаба 1:1000000 и крупнее. Последний
участок часто используется туристами для выхода на реки Утулик и
Хара-Мурин и представляет собой хорошую тропу. На остальной части
тракта сейчас осталась только слабо заметная, постепенно
зарастающая конная тропа. Местные жители пользуются ей редко или
вообще не знают о ней. Из тех жителей, с которыми мы
разговаривали, только один - пастух с последней летней фермы на
р.Цакирка - вспомнил, что в 1975 или 1976 году ездил по этой
тропе на охоту куда-то в восточную часть Хангарульского хребта.
Варианты подходов с севера несколько отличаются друг от друга,
но в любом случае длина пешей части составляет порядка 100 км, из
которых большая часть проходит по верховым болотам Патового
плато, известного также неустойчивой и в основном дождливой
погодой. Такие подходы представляют определенный интерес для
построения комбинированного пеше-водного маршрута, но накладывают
ограничения на водную часть маршрута по составу и типу судов,
составу участников и т.д. Для нас же основной интерес представлял
спортивный сплав по Хангарулу на судах с хорошими спортивными
качествами (каяках, катамаранах с напряженной рамой и наплывами),
неизбежно более тяжелых, чем примитивные катамараны с деревянной
рамой. Средние тягловые возможности участников (1/3 группы
составляли женщины) также не допускали значительной пешей части с
большим грузом.
Второй вариант подходов - с юга - более короткий.
Протяженность его составляет от 15 до 40 км в зависимости от
места начала волока и выбранного перевала через Хангарульский
хребет. Недостатком этого варианта является необходимость
длительных и сложных подъездов к началу маршрута местным
транспортом (см. п.6) и получения пропусков в погранзону.
В максимальном варианте, пройденном группой Хашова, пешая
часть начинается непосредственно от пос.Далахай. Путь проходит по
тропе вдоль р.Цакирка, затем вдоль ее левого истока и через
безымянный перевал выходит к р.Хангарул немного ниже слияния двух
его основных истоков.
Для лошадей
с цивилизованным миром осуществляется через пос.Петропавловка -
ст.Джида - г.Улан-Удэ (около 400 км).
Из Улан-Удэ в Закаменск выполняется 4 рейса в день (Л-410),
но попасть на них крайне тяжело, поскольку все местные жители
также предпочитают самолет, чтобы избежать долгой и сложной езды
наземным транспортом. Мы пытались заказать транзитные билеты из
Москвы, но местная касса давала Москве не больше 6 мест, что нас
не устраивало. Попытка по прибытии в Улан-Удэ заказать
дополнительный рейс также не привела к успеху. Кроме Закаменска,
можно попытаться улететь до пос.Петропавловка, что в любом
случае лучше, чем добираться туда наземным транспортом. Но
вероятность успеха здесь также невелика.
Имеется также автобусное сообщение с Закаменском (2 рейса в
день) и с Петропавловкой, но этот вариант мы не рассматривали.
Скорее всего, здесь также необходимо бронировать билеты заранее.
Сочтя положение в аэропорту бесперспективным, мы уехали
поездом Иркутск - Наушки до ст.Джида. Поезд отправляется в 1.25
по московскому времени и приходит в Джиду в 7.15, т.е. в 12.15
по местному. Кроме него, есть поезд Улан-Удэ - Наушки,
отправлением 12.15 московского. Сложностей с билетами не
возникает, кроме необходимости предъявить пропуска.
В Джиде поезд ждут два автобуса: из Закаменска и
Петропавловки. Джида представляет собой затерянную в степях
станцию и гарнизон. Иной возможности уехать, кроме как на этих
автобусах, физически нет: никаких машин здесь не найти. Поэтому
местные жители, составляющие значительную долю пассажиров
поезда, заранее сходятся в средние вагоны и, спрыгивая на ходу,
наперегонки бегут к автобусам, с дракой занимая места.
Естественный отбор здесь беспощаден. Петропавловский ПАЗ уходит
битком - хоть в книгу Гиннеса заноси. Закаменский ЛАЗ берет
пассажиров ровно по числу посадочных мест и ни одним больше.
В 15-15.30 по местному времени подходят новые автобусы,
подвозящие народ к поезду на Иркутск. Закаменский остается
ночевать, чтобы утром взять пассажиров с поезда Улан-Удэ -
Наушки. Можно попытаться договориться с ним и загрузиться прямо
на заночевке, но все равно конфликт с местными гарантирован.
Петропавловский автобус ушел относительно свободный, не
дожидаясь поезда, и на нем мы уехали.
Петропавловка, центр Джидинского района - крупное село. В нем
есть Советская власть, магазины, гостиница, несколько автобаз
различных организаций. Найти или заказать машину в будний день
можно, но в выходной это крайне сложно. Прямого автобусного
рейса до Закаменска нет, но можно ехать с пересадкой на
закаменские автобусы в одном из населенных пунктов вблизи
границы районов. Проходящие автобусы Улан-Удэ - Закаменск и
Джида - Закаменск обычно идут полные.
Переночевав в гостинице, мы утром заказали автобус до
Закаменска. Но, поскольку туда доехали быстрее, чем
предполагали (хорошая асфальтированная дорога, около 170 км),
шофер согласился проехать дальше и довез нас до пос.Енгорбой. По
дороге заехали в Закаменск на АЗС и заодно на автовокзал.
Автовокзал наполовину разрушен, с трудом выяснили, что отсюда на
Далахай есть один рейс в 18.00 по местному времени, в настоящее
время отмененный по причине плохого состояния дороги. Есть также
автобаза. В отличие от Джиды и Петропавловки, местные жители
смотрят на нас весьма подозрительно и в разговоры вступают
неохотно.
Поворот на Далахай находится в 5 км не доезжая Закаменска,
непосредственно перед мостом с левого берега р.Джида на правый.
На развилке стоит большой щит со схемой дорог местного то ли
сельсовета, то ли лесничества - наверное, специально для
сотрудников иностранных разведслужб. Дорога идет дальше вверх по
левому берегу Джиды, затем уходит в сопки и переваливает в
долину р.Цакирка, минуя деревни Хужир, Шара-Азарга, Енгорбой. За
последней деревней шофер отказался ехать дальше, ссылаясь на
позднее время (что соответствовало истине). В деревне бало
несколько машин, и мы договорились о дальнейшей заброске на
ЗИЛ-133, который, как выяснилось, принадлежал геологической
партии. Далее по дороге расположены деревни Санага, Утата (до
нее от Закаменска 83 км) и последняя - Далахай (еще около 10
км).
За Далахаем брод через р.Цакирка. Если машина его проходит,
то можно проехать еще около 2 км вверх по левому берегу. Далее
двигаться возможно трактором, гусеничным вездеходом (если он в
это время окажется поблизости) или пешком. Трактор можно найти в
поселке или на близлежащих фермах, но местные жители жадны,
развращены щедростью одной из предыдущих групп, и приходится
долго торговаться. Вездеход, по словам шофера, есть у геологов,
но он с равной вероятностью может находиться и на их базе (в
этом году - в пос.Енгорбой), и где-нибудь в полевой партии.
При подходах к р.Хангарул с севера заброска местным
транспортом практически отсутствует. От ст.Слюдянка следует
ехать городским автобусом N111 до конечной остановки "Деловой
Двор", расположенной на окраине города в долине р.Слюдянка.
Отсюда начинается (точнее, кончается) скотопрогонный тракт через
верховья Утулика, Хара-Мурина, Хангарула и Цакирки в Бурятию.
Пропусков в погранзону в этом варианте не требуется.
Отъезд с маршрута не представляет большой сложности. От
пос.Мурино в Слюдянку ходят автобусы, в основном проходящие.
Есть также автобус Нилова Пустынь-Иркутск (1 рейс в день).
Остановка автобусов расположена в центре поселка, примерно в 1
км от моста, на правом берегу.
Формально пос.Мурино находится в погранзоне, но пропуска у
туристов, тем более уезжающих, здесь давно никто не проверяет.
Местное население к туристам привыкло и относится вполне
индифферентно.
Грузовики и ведомственные автобусы также весьма охотно берут
пассажиров. Стандартная цена проезда до Слюдянки 1 руб/чел (на
попутной машине, по состоянию на 1990 г.). Если машина далее
идет в сторону Иркутска, то пассажиры до Слюдянки обычно выходят
в пос.Култук на развилке шоссе Иркутск-Улан-Удэ. До Слюдянки
отсюда можно доехать тем же городским автобусом N111.
В Слюдянке останавливаются все поезда, включая скорые. До
Иркутска можно доехать также электричкой от Слюдянки или
ст.Култук. При необходимости можно переночевать на берегу
Байкала недалеко от вокзала. Местные жители к этому привыкли и
не обращают на туристов внимания.
7. Обеспечение безопасности.
Во время сплава, разведки препятствий и страховки все
участники находились в спасжилетах и касках.
Препятствия: каньоны Кащей и Водопадный, пор.Шурик были
полностью обнесены всеми участниками.
Каньон Труба был пройден катамаранами с усиленными экипажами
и 1 каяком. 3 участника препятствие обнесли.
Пороги: Золотые Ворота, Чемодан, Нежданный, Островной,
Западня, Зубья, Входной проходились всеми судами по одному, с
просмотром, со страховкой с берега спасконцами и, кроме первого
катамарана, с воды. При этом часть участников проходила
препятствия повторно на каяках.
Пороги Крокодил, Клык проходились с просмотром, сначала всеми
катамаранами со страховкой с берега и взаимной, затем дважды
всеми каяками со страховкой с берега, с воды катамараном и
взаимной.
Препятствия: каньон Иван Царевич, шиверы 137 и 153 на
р.Зун-Мурин проходились с разведкой, походным порядком со
взаимной страховкой.
Остальные препятствия проходились с хода со взаимной
страховкой.
На маршруте имело место около 25 оверкилей каяков (на 6
каякеров), из которых 4 было ликвидировано с помощью страховки,
2 - самостоятельно, остальные - путем эскимосского переворота.
Оверкилей катамаранов не было.
8. Метеоусловия.
На маршруте имела место разнообразная погода. Как правило, в
Хамар-Дабане в июле погода более дождливая, а в августе
относительно сухая, но возможны и значительные отклонения от
обычного сценария. Большая часть осадков выпадает обычно в
районе основных хребтов Хамар-Дабана. По мере продвижения по
маршруту, уменьшения высоты и появления широких, хорошо
прогреваемых солнцем котловин количество осадков уменьшается.
В нашем случае погода соответствовала ожидавшейся. В начале
маршрута преобладала дождливая погода с температурой днем
15-18 градусов. Ночью при прояснениях наблюдались заморозки. В
частности, в первый день в долине р.Цакирка нас застала гроза с
градом, длившаяся около 1,5 ч. Еще более сильная гроза была на
левом истоке Цакирки. Вода в нем значительно поднялась,
помутнела и расход составлял около 30 м3/с при норме 5-6 м3/с.
На следующий день, идя вдоль этого притока, мы во многих местах
наблюдали в углублениях нерастаявшие градины размером с
горошину.
На пороге Чемодан группа была вынуждена сделать дневку из-за
густого тумана. Временами видимость с каяка не превышала 30-40
м.
По мере продвижения по маршруту доля солнечных дней
увеличивалась, а температура днем повышалась до 23-25 градусов,
однако отдельные дождливые дни случались до конца маршрута по
р.Хангарул. В долине Зун-Мурина преобладала ясная погода, без
дождей.
Начало похода было сдвинуто в июль в расчете застать в
верховьях Хангарула остаток июльского дождевого паводка и пройти
маловодный начальный участок реки по высокой воде. Эти надежды,
однако, не оправдались. Придя в первый раз к Хангарулу, мы
обнаружили в нем высокую воду, с расходом 20-25 м3/с вместо
обычных 8-10 м3/с. Но в течение следующего дня вода быстро
падала и к началу сплава вошла в норму.
9. Вопросы экологии.
Благодаря своей труднодоступности р.Хангарул посещается
туристами относительно редко (1-2 группы за сезон). Поэтому
экологические проблемы не стоят здесь столь остро, как,
например, на Оне или Катуни. Тем не менее, необходимо обратить
на них особое внимание, поскольку природа Хамар-Дабана весьма
уязвима, и при должном старании загадить маршрут можно
достаточно быстро. Примеры тому в избытке имеются на Зун-Мурине.
Одна из основных проблем состоит в выборе мест для стоянок.
Хороших стоянок на маршруте мало, а имеющиеся, как правило,
невелики. Для большой группы поиск стоянки может представлять
немалую трудность. Поэтому необходимо особенно бережно
относиться к имеющимся стоянкам: убирать за собой мусор, не
гадить где попало, и т.д. - очевидные правила, от которых, к
сожалению, большинство людей, вырвавшись из цивилизованного
мира, считает себя свободными.
Хариусов и грибов на Хангаруле пока очень много. Однако
при их ловле и сборе следует все-таки соблюдать умеренность и не
брать больше, чем возможно съесть. В противном случае их запасы
истощатся достаточно быстро. В частности, на Зун-Мурине рыбы уже
очень мало, а на упомянутой в лоции Хашова поляне с белыми
грибами в устье р.Маргасан вместо грибов растут только коровьи
лепешки.
10. Специальное снаряжение.
10.1. Личное специальное снаряжение