<< Пред.           стр. 432 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 повороте, далее горка длиной около 100 м с крупными обливными
 камнями. Валы до 1,5 м, бочки до 1,2 м, у правого берега
 несколько бочек до 1,5 м.
  138. Шивера. Валы до 1 м.
  139. Шивера.
  140. Длинная запутанная шивера, слалом между обливных камней.
  141-143. Шиверы.
  144*. Шивера "Каша с маслом". Длинная и сложная. В начале
 мелко, слалом между обливных камней, в конце валы и бочки до 1
 м.
  145-149. Шиверы. Валы до 1 м, отдельные бочки до 1 м за
 обливными камнями.
  150-151. Шиверы. Обливные камни, валы и бочки до 1 м.
  152. Шивера. На выходе валы до 1,2 м. Далее на правом
 повороте слева скальная стенка, чувствуется подпор 153.
  153*. Мощная шивера на левом повороте. В конце валы и бочки
 до 1,5 м, в основном ближе к правому берегу.
  154. Шивера. На выходе бочки до 1 м.
  155-162. Простые шиверы. После 160 долина расширяется, по
 берегам начинают появляться объекты антропогенного происхождения
 и туземное население.
  163. Шивера с валами до 1 м, неожиданно мощная на фоне
 предыдущих шивер и явного изменения характера долины.
  Пос. Мурино открывается за небольшим левым поворотом перед
 устьем р.Маргасан. Обычное место для разборки судов - в
 небольшой сосновой роще на левом берегу. Отсюда до видимого
 впереди моста через Зун-Мурин около 2 км. Если предполагается
 быстро разобраться и уехать без ночевки, то лучше доплыть
 непосредственно до моста.
  Необходимо отметить, что некоторые препятствия на участках
 117-120 и 132-154 представляют для каяков значительную
 сложность, не меньшую, чем многие именные пороги Хангарула.
 Однако при успешном прохождении этих порогов накопленного опыта
 достаточно для прохождения всех шивер Зун-Мурина с ходу со
 взаимной страховкой.
 
 
  5. Пешие подходы
 
 
  5.1. Общая характеристика пешей части.
 
 
  Подходы к началу маршрута возможны с двух сторон: с севера, от
 побережья Байкала, и с юга, из Бурятии. В обоих случаях основная
 часть пути проходит по старому скотопрогонному тракту, одному из
 нескольких, по которым раньше перегоняли скот из Монголии и
 Бурятии к промышленным центрам Транссиба. Этот тракт от
 пос.Далахай - последнего постоянного поселка в бассейне р.Джида
 шел на север вдоль р.Цакирка, затем на восток вдоль ее левого
 истока, переваливал через Хангарульский хребет в его восточной
 части, спускался по левому истоку р.Хангарул, поднимался по
 правому, оттуда переваливал в верховья Утулика и дальше через
 пер.Чертовы ворота выходил на побережье Байкала, к Слюдянке. Его
 можно видеть на картах масштаба 1:1000000 и крупнее. Последний
 участок часто используется туристами для выхода на реки Утулик и
 Хара-Мурин и представляет собой хорошую тропу. На остальной части
 тракта сейчас осталась только слабо заметная, постепенно
 зарастающая конная тропа. Местные жители пользуются ей редко или
 вообще не знают о ней. Из тех жителей, с которыми мы
 разговаривали, только один - пастух с последней летней фермы на
 р.Цакирка - вспомнил, что в 1975 или 1976 году ездил по этой
 тропе на охоту куда-то в восточную часть Хангарульского хребта.
  Варианты подходов с севера несколько отличаются друг от друга,
 но в любом случае длина пешей части составляет порядка 100 км, из
 которых большая часть проходит по верховым болотам Патового
 плато, известного также неустойчивой и в основном дождливой
 погодой. Такие подходы представляют определенный интерес для
 построения комбинированного пеше-водного маршрута, но накладывают
 ограничения на водную часть маршрута по составу и типу судов,
 составу участников и т.д. Для нас же основной интерес представлял
 спортивный сплав по Хангарулу на судах с хорошими спортивными
 качествами (каяках, катамаранах с напряженной рамой и наплывами),
 неизбежно более тяжелых, чем примитивные катамараны с деревянной
 рамой. Средние тягловые возможности участников (1/3 группы
 составляли женщины) также не допускали значительной пешей части с
 большим грузом.
  Второй вариант подходов - с юга - более короткий.
 Протяженность его составляет от 15 до 40 км в зависимости от
 места начала волока и выбранного перевала через Хангарульский
 хребет. Недостатком этого варианта является необходимость
 длительных и сложных подъездов к началу маршрута местным
 транспортом (см. п.6) и получения пропусков в погранзону.
  В максимальном варианте, пройденном группой Хашова, пешая
 часть начинается непосредственно от пос.Далахай. Путь проходит по
 тропе вдоль р.Цакирка, затем вдоль ее левого истока и через
 безымянный перевал выходит к р.Хангарул немного ниже слияния двух
 его основных истоков.
  Для лошадей
 
 
 
 
 с цивилизованным миром осуществляется через пос.Петропавловка -
 ст.Джида - г.Улан-Удэ (около 400 км).
  Из Улан-Удэ в Закаменск выполняется 4 рейса в день (Л-410),
 но попасть на них крайне тяжело, поскольку все местные жители
 также предпочитают самолет, чтобы избежать долгой и сложной езды
 наземным транспортом. Мы пытались заказать транзитные билеты из
 Москвы, но местная касса давала Москве не больше 6 мест, что нас
 не устраивало. Попытка по прибытии в Улан-Удэ заказать
 дополнительный рейс также не привела к успеху. Кроме Закаменска,
 можно попытаться улететь до пос.Петропавловка, что в любом
 случае лучше, чем добираться туда наземным транспортом. Но
 вероятность успеха здесь также невелика.
  Имеется также автобусное сообщение с Закаменском (2 рейса в
 день) и с Петропавловкой, но этот вариант мы не рассматривали.
 Скорее всего, здесь также необходимо бронировать билеты заранее.
  Сочтя положение в аэропорту бесперспективным, мы уехали
 поездом Иркутск - Наушки до ст.Джида. Поезд отправляется в 1.25
 по московскому времени и приходит в Джиду в 7.15, т.е. в 12.15
 по местному. Кроме него, есть поезд Улан-Удэ - Наушки,
 отправлением 12.15 московского. Сложностей с билетами не
 возникает, кроме необходимости предъявить пропуска.
  В Джиде поезд ждут два автобуса: из Закаменска и
 Петропавловки. Джида представляет собой затерянную в степях
 станцию и гарнизон. Иной возможности уехать, кроме как на этих
 автобусах, физически нет: никаких машин здесь не найти. Поэтому
 местные жители, составляющие значительную долю пассажиров
 поезда, заранее сходятся в средние вагоны и, спрыгивая на ходу,
 наперегонки бегут к автобусам, с дракой занимая места.
 Естественный отбор здесь беспощаден. Петропавловский ПАЗ уходит
 битком - хоть в книгу Гиннеса заноси. Закаменский ЛАЗ берет
 пассажиров ровно по числу посадочных мест и ни одним больше.
  В 15-15.30 по местному времени подходят новые автобусы,
 подвозящие народ к поезду на Иркутск. Закаменский остается
 ночевать, чтобы утром взять пассажиров с поезда Улан-Удэ -
 Наушки. Можно попытаться договориться с ним и загрузиться прямо
 на заночевке, но все равно конфликт с местными гарантирован.
 Петропавловский автобус ушел относительно свободный, не
 дожидаясь поезда, и на нем мы уехали.
  Петропавловка, центр Джидинского района - крупное село. В нем
 есть Советская власть, магазины, гостиница, несколько автобаз
 различных организаций. Найти или заказать машину в будний день
 можно, но в выходной это крайне сложно. Прямого автобусного
 рейса до Закаменска нет, но можно ехать с пересадкой на
 закаменские автобусы в одном из населенных пунктов вблизи
 границы районов. Проходящие автобусы Улан-Удэ - Закаменск и
 Джида - Закаменск обычно идут полные.
  Переночевав в гостинице, мы утром заказали автобус до
 Закаменска. Но, поскольку туда доехали быстрее, чем
 предполагали (хорошая асфальтированная дорога, около 170 км),
 шофер согласился проехать дальше и довез нас до пос.Енгорбой. По
 дороге заехали в Закаменск на АЗС и заодно на автовокзал.
 Автовокзал наполовину разрушен, с трудом выяснили, что отсюда на
 Далахай есть один рейс в 18.00 по местному времени, в настоящее
 время отмененный по причине плохого состояния дороги. Есть также
 автобаза. В отличие от Джиды и Петропавловки, местные жители
 смотрят на нас весьма подозрительно и в разговоры вступают
 неохотно.
  Поворот на Далахай находится в 5 км не доезжая Закаменска,
 непосредственно перед мостом с левого берега р.Джида на правый.
 На развилке стоит большой щит со схемой дорог местного то ли
 сельсовета, то ли лесничества - наверное, специально для
 сотрудников иностранных разведслужб. Дорога идет дальше вверх по
 левому берегу Джиды, затем уходит в сопки и переваливает в
 долину р.Цакирка, минуя деревни Хужир, Шара-Азарга, Енгорбой. За
 последней деревней шофер отказался ехать дальше, ссылаясь на
 позднее время (что соответствовало истине). В деревне бало
 несколько машин, и мы договорились о дальнейшей заброске на
 ЗИЛ-133, который, как выяснилось, принадлежал геологической
 партии. Далее по дороге расположены деревни Санага, Утата (до
 нее от Закаменска 83 км) и последняя - Далахай (еще около 10
 км).
  За Далахаем брод через р.Цакирка. Если машина его проходит,
 то можно проехать еще около 2 км вверх по левому берегу. Далее
 двигаться возможно трактором, гусеничным вездеходом (если он в
 это время окажется поблизости) или пешком. Трактор можно найти в
 поселке или на близлежащих фермах, но местные жители жадны,
 развращены щедростью одной из предыдущих групп, и приходится
 долго торговаться. Вездеход, по словам шофера, есть у геологов,
 но он с равной вероятностью может находиться и на их базе (в
 этом году - в пос.Енгорбой), и где-нибудь в полевой партии.
  При подходах к р.Хангарул с севера заброска местным
 транспортом практически отсутствует. От ст.Слюдянка следует
 ехать городским автобусом N111 до конечной остановки "Деловой
 Двор", расположенной на окраине города в долине р.Слюдянка.
 Отсюда начинается (точнее, кончается) скотопрогонный тракт через
 верховья Утулика, Хара-Мурина, Хангарула и Цакирки в Бурятию.
 Пропусков в погранзону в этом варианте не требуется.
  Отъезд с маршрута не представляет большой сложности. От
 пос.Мурино в Слюдянку ходят автобусы, в основном проходящие.
 Есть также автобус Нилова Пустынь-Иркутск (1 рейс в день).
 Остановка автобусов расположена в центре поселка, примерно в 1
 км от моста, на правом берегу.
  Формально пос.Мурино находится в погранзоне, но пропуска у
 туристов, тем более уезжающих, здесь давно никто не проверяет.
 Местное население к туристам привыкло и относится вполне
 индифферентно.
  Грузовики и ведомственные автобусы также весьма охотно берут
 пассажиров. Стандартная цена проезда до Слюдянки 1 руб/чел (на
 попутной машине, по состоянию на 1990 г.). Если машина далее
 идет в сторону Иркутска, то пассажиры до Слюдянки обычно выходят
 в пос.Култук на развилке шоссе Иркутск-Улан-Удэ. До Слюдянки
 отсюда можно доехать тем же городским автобусом N111.
  В Слюдянке останавливаются все поезда, включая скорые. До
 Иркутска можно доехать также электричкой от Слюдянки или
 ст.Култук. При необходимости можно переночевать на берегу
 Байкала недалеко от вокзала. Местные жители к этому привыкли и
 не обращают на туристов внимания.
 
 
  7. Обеспечение безопасности.
 
 
  Во время сплава, разведки препятствий и страховки все
 участники находились в спасжилетах и касках.
  Препятствия: каньоны Кащей и Водопадный, пор.Шурик были
 полностью обнесены всеми участниками.
  Каньон Труба был пройден катамаранами с усиленными экипажами
 и 1 каяком. 3 участника препятствие обнесли.
  Пороги: Золотые Ворота, Чемодан, Нежданный, Островной,
 Западня, Зубья, Входной проходились всеми судами по одному, с
 просмотром, со страховкой с берега спасконцами и, кроме первого
 катамарана, с воды. При этом часть участников проходила
 препятствия повторно на каяках.
  Пороги Крокодил, Клык проходились с просмотром, сначала всеми
 катамаранами со страховкой с берега и взаимной, затем дважды
 всеми каяками со страховкой с берега, с воды катамараном и
 взаимной.
  Препятствия: каньон Иван Царевич, шиверы 137 и 153 на
 р.Зун-Мурин проходились с разведкой, походным порядком со
 взаимной страховкой.
  Остальные препятствия проходились с хода со взаимной
 страховкой.
  На маршруте имело место около 25 оверкилей каяков (на 6
 каякеров), из которых 4 было ликвидировано с помощью страховки,
 2 - самостоятельно, остальные - путем эскимосского переворота.
 Оверкилей катамаранов не было.
 
 
  8. Метеоусловия.
 
 
  На маршруте имела место разнообразная погода. Как правило, в
 Хамар-Дабане в июле погода более дождливая, а в августе
 относительно сухая, но возможны и значительные отклонения от
 обычного сценария. Большая часть осадков выпадает обычно в
 районе основных хребтов Хамар-Дабана. По мере продвижения по
 маршруту, уменьшения высоты и появления широких, хорошо
 прогреваемых солнцем котловин количество осадков уменьшается.
  В нашем случае погода соответствовала ожидавшейся. В начале
 маршрута преобладала дождливая погода с температурой днем
 15-18 градусов. Ночью при прояснениях наблюдались заморозки. В
 частности, в первый день в долине р.Цакирка нас застала гроза с
 градом, длившаяся около 1,5 ч. Еще более сильная гроза была на
 левом истоке Цакирки. Вода в нем значительно поднялась,
 помутнела и расход составлял около 30 м3/с при норме 5-6 м3/с.
 На следующий день, идя вдоль этого притока, мы во многих местах
 наблюдали в углублениях нерастаявшие градины размером с
 горошину.
  На пороге Чемодан группа была вынуждена сделать дневку из-за
 густого тумана. Временами видимость с каяка не превышала 30-40
 м.
  По мере продвижения по маршруту доля солнечных дней
 увеличивалась, а температура днем повышалась до 23-25 градусов,
 однако отдельные дождливые дни случались до конца маршрута по
 р.Хангарул. В долине Зун-Мурина преобладала ясная погода, без
 дождей.
 
  Начало похода было сдвинуто в июль в расчете застать в
 верховьях Хангарула остаток июльского дождевого паводка и пройти
 маловодный начальный участок реки по высокой воде. Эти надежды,
 однако, не оправдались. Придя в первый раз к Хангарулу, мы
 обнаружили в нем высокую воду, с расходом 20-25 м3/с вместо
 обычных 8-10 м3/с. Но в течение следующего дня вода быстро
 падала и к началу сплава вошла в норму.
 
 
  9. Вопросы экологии.
 
 
  Благодаря своей труднодоступности р.Хангарул посещается
 туристами относительно редко (1-2 группы за сезон). Поэтому
 экологические проблемы не стоят здесь столь остро, как,
 например, на Оне или Катуни. Тем не менее, необходимо обратить
 на них особое внимание, поскольку природа Хамар-Дабана весьма
 уязвима, и при должном старании загадить маршрут можно
 достаточно быстро. Примеры тому в избытке имеются на Зун-Мурине.
  Одна из основных проблем состоит в выборе мест для стоянок.
 Хороших стоянок на маршруте мало, а имеющиеся, как правило,
 невелики. Для большой группы поиск стоянки может представлять
 немалую трудность. Поэтому необходимо особенно бережно
 относиться к имеющимся стоянкам: убирать за собой мусор, не
 гадить где попало, и т.д. - очевидные правила, от которых, к
 сожалению, большинство людей, вырвавшись из цивилизованного
 мира, считает себя свободными.
  Хариусов и грибов на Хангаруле пока очень много. Однако
 при их ловле и сборе следует все-таки соблюдать умеренность и не
 брать больше, чем возможно съесть. В противном случае их запасы
 истощатся достаточно быстро. В частности, на Зун-Мурине рыбы уже
 очень мало, а на упомянутой в лоции Хашова поляне с белыми
 грибами в устье р.Маргасан вместо грибов растут только коровьи
 лепешки.
 
 
  10. Специальное снаряжение.
 
 
  10.1. Личное специальное снаряжение

<< Пред.           стр. 432 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу