<< Пред. стр. 433 (из 787) След. >>
(на 1 человека)Гидрокостюм - 1 шт.
Штаны защитные с прокладками из пенополиэтилена - 1 шт.
Спасжилет 20 л, с обвязкой и стропорезом - 1 шт.
Каска - 1 шт.
Весло (сообразно типу судна для данного участника) - 1 шт.
Гермоупаковки - 1 компл.
10.2. Групповое специальное снаряжение.
Каяки каркасно-поддувные 4-баллонные - 6 шт.
Катамараны с наплывами (схема "верблюд") двухместные - 2 шт.
Катамараны круглые двухместные - 1 шт.
Весла запасные каячные - 3 шт.
канойные - 3 шт.
Спасконцы - 3 шт.
10.3. Особенности общетуристского снаряжения.
Из числа снаряжения общего назначения необходимо упомянуть:
1. Групповой тент. Чрезвычайно полезен для нормальной
организации лагеря в условиях затяжных дождей.
2. Палатки. В связи с тем, что удобных стоянок на маршруте
мало и они, как правило, невелики по размерам, лучше иметь
небольшие палатки, для которых проще найти место. Брать более
чем 4-местные палатки не рекомендуется.
Все стоянки располагаются в лесу и хорошо защищены от ветров.
Палатки должны обеспечивать в первую очередь хорошую защиту от
дождя. Поэтому рекомендуются высокие палатки с крутым скатом.
Рекомендуется также иметь в палатке непромокаемый пол.
3. Таганок и протвини. Необходимы в связи с большим
количеством рыбы и грибов. Должны быть достаточного размера для
удовлетворения потребностей группы.
11. Смета похода (в ценах 1990 г.)
На 1 чел. На группу
в 9 чел.
Проезд Москва - Улан-Удэ самолетом 86.50
или 659.50
в купейном вагоне скорого поезда 56.50
Местный транспорт Улан-Удэ - Джида 4.50 40.50
Джида - Петропавловка 1.00 9.00
Петропавловка - Далахай 6.67 60.00
трактор Далахай - верх.р.Цакирка Натуральный товарообмен
по договоренности
аренда лошадей 2.22 20.00
Гостиница в пос.Петропавловка 1.00 9.00
Продукты 34.69 312.20
Расходуемые материалы (аптечка,
фото, ремнабор) и почтовые услуги 1.80 17.20
Местный транспорт Мурино - Слюдянка 1.15 10.35
Слюдянка - Иркутск 1.85 16.65
Проезд Иркутск - Москва самолетом 83.50 751.50
багаж 3.16 28.40
ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
Итого 228.04 1834.30
или 198.04
12. Выводы и рекомендации.
Маршрут по рекам Хангарул - Зун-Мурин представляет интерес
как со спортивной, так и с познавательной точки зрения. К его
достоинствам относятся удаленность от цивилизации,
незначительное воздействие людей и туристов на окружающую среду,
красивые ландшафты и достаточно интересные в спортивном
отношении препятствия.
Маршрут, по нашему мнению, для всех типов судов соответствует
четвертой категории сложности, за исключением, возможно, порогов
Труба и Шурик, сложность которых сильно зависит от уровня воды.
Это придает ему особую ценность, поскольку маршрутов этой
категории в районе Восточного Саяна и Хамар-Дабана относительно
немного, большинство маршрутов либо относятся к 3 к.с., либо
содержат элементы более высоких категорий сложности. Его можно
рекомендовать как один из лучших маршрутов для туристов, впервые
участвующих в большом летнем походе на маломерных судах.
В действующем Перечне классифицированных туристских маршрутов
этот маршрут не содержится и упоминается только в связках
Хангарул - Утулик и Хангарул - Хара-Мурин с пешим
переходом от устья р.Маргасан на вторую реку (первая связка и
была пройдена группой Хашова - первопрохождение Хангарула, отчет
N4108 в библиотеке МГЦТК). По нашему мнению, эти связки
совершенно неоправданны и обусловлены чисто формальными
требованиями к классификации маршрутов. Хангарул в них играет
роль наполнителя для набора достаточного километража, поскольку
основные реки в этих связках - Утулик и Хара-Мурин по
технической сложности, несомненно, относятся к 5 к.с., но
формально слишком коротки для этой категории. Эти связки вызваны
также абсурдным догматическим требованием отсутствия
внутримаршрутных переездов местным транспортом.
Маршрут по р.Хангарул - Зун-Мурин представляет собой вполне
законченный самостоятельный маршрут и, очевидно, должен быть
классифицирован в качестве такового.
Кроме Хангарула, интерес для сплава может представлять его
левый приток р.Хабарта. Она упоминается в Перечне в тех же
связках с Утуликом и Хара-Мурином, но никаких сведений о ее
прохождении нам найти не удалось. В районе слияния расход воды в
ней немногим меньше, чем в Хангаруле. Разведка, проведенная от
стрелки на несколько километров вверх по течению, установила,
что строение долины и препятствия на этом участке имеют тот же
характер, что и на Хангаруле. Очевидно, однако, что основные
препятствия на Хабарте должны быть, как и на Хангаруле,
значительно выше.
Из двух вариантов подходов к началу сплава - от побережья
Байкала и из Бурятии - по нашему мнению, предпочтительнее
второй, поскольку он содержит короткую пешую часть и позволяет
использовать суда с большим сухим весом - каяки, катамараны
сложных конструкций с дюралюминиевыми рамами. Сложности с
подъездами местным транспортом в этом варианте вполне разрешимы.
Варианты подхода с севера пригодны для построения
комбинированного пеше-водного маршрута с пешей частью порядка
100 км, с использованием простейших легких судов (круглые
катамараны под деревянную раму), не преследующего на сплаве
спортивные цели.
Оптимальное время для путешествия - конец июля и август. В
это время вероятность теплой и солнечной погоды наиболее высока,
что, однако, не исключает дождливой погоды как минимум в
половину дней. В верховьях по ночам возможны заморозки и снег.
Неторопливое, обстоятельное прохождение маршрута занимает 3
недели (23 дня) от Москвы до Москвы, если лететь самолетом в оба
конца. В этом случае, однако, подъезды к началу маршрута местным
транспортом приходятся на выходные дни, когда заказать машину,
равно как и найти попутную, намного сложнее, а в рейсовых
автобусах больше пассажиров. В случае езды в оба конца поездом
поход будет занимать полные 4 недели, но при этом местные
подъезды попадают на будние дни. В графике похода должен быть
предусмотрен также резерв времени на случай вынужденных дневок
по метеоусловиям. Неиспользованные дни, в случае их наличия,
можно с пользой провести на побережье Байкала. Весьма
интересной, в частности, может оказаться экскурсия из Слюдянки в
порт Байкал по старой Кругобайкальской железной дороге.
Наиболее подходящими судами для данного маршрута являются, по
нашему мнению, каяки и двухместные катамараны объемом 800-900 л.
Для четырехместных катамаранов маршрут вполне проходим, но
требует больших усилий на начальном маловодном участке. При
подходах к реке с юга целесообразно иметь дюралюминиевые рамы.
Большее время пешей части в 1,5 или 2 ходки компенсируется
быстотой сборки судов и их малым весом в собранном состоянии.
Последнее весьма существенно в связи с большим количеством
мелководных участков и обносов. Наличие рамы, в свою очередь,
делает целесообразным использование катамаранов с наплывами
(схема "верблюд"), наиболее полно использующих ее возможности.
Такие катамараны выгоднее и с точки зрения их использования для
сопровождения каяков. В нашей группе было 2 однотипных верблюда
объемом 850 л и один круглый катамаран объемом более 1000 л, что
для двойки очень много. При равном распределении груза верблюды
грузились проще и шли значительно легче, несмотря на меньший
объем.
Что касается байдарок, то Хангарул предоставляет все
возможности для полной реализации их недостатков, и использовать
их можно посоветовать только убежденным мазохистам, причем сие
относится не только к экипажам байдарок, но и к остальным
участникам похода. Недостатки байдарок общеизвестны. Во-первых,
они требуют чрезвычайно высокой слаженности и взаимопонимания в
экипаже - не с полуслова, не с четвертьслова, а вообще без слов:
оба гребца должны думать совершенно одинаково и действовать
одинаково и одновременно. Это достижимо только путем многолетних
совнестных тренировок, что в туризме, в условиях постоянной и
неизбежной смены экипажей, практически недостижимо (в отличие от
ТВТ). В частности, лишь единичные экипажи способны в походных
условиях после реального, не учебного оверкиля выполнить
эскимосский переворот; для каяков же это - обычное дело.
Во-вторых, байдарка имеет в центре протяженный почти прямой
участок и два центра нагрузки (гребцы или пустые кокпиты). Это
позволяет потоку легко и надежно прижать байдарку серединой к
камню и сломать пополам. Каяк же имеет всюду выпуклые обводы и
нагрузку, сосредоточенную в центре, поэтому такое положение для
него неустойчиво, и будучи прижатым к камню, каяк обычно быстро
смывается с него - с оверкилем или без - без значительных
повреждений.
На многочисленных шиверах Хангарула и Зун-Мурина с обилием
камней и множеством вариантов движения неизбежно будут возникать
разногласия между гребцами насчет линии движения, которые
наверняка приведут к наматыванию байдарки на камень. Для группы
это будет означать, скорее всего, стоянку в данном, наверняка
неудобном месте (хороших стоянок мало!) в течение суток для
капитального ремонта. Поэтому оптимальным из маломерных судов,
по нашему мнению, является четырехбаллонный каяк спортивного
типа. Возможно также использовать каноэ. Пластиковые суда, как
разборые, так и неразборные, использовать не рекомендуется из-за
трудности их транспортировки на пешей части и обилия камней.
В настоящее время в библиотеке МГЦТК имеется единственный
отчет по Хангарулу - уже упоминавшийся N4108. Содержащиеся в нем
сведения в основном соответствуют истине, однако в некоторых
местах они явно ошибочные. В частности, схема пешей части
малосодержательна и практически непригодна для ориентирования на
местности. Вызывает сомнения привязка каньона "Водопадный".
Значительные расхождения наблюдаются на участке препятствий
112-126 на р.Хангарул - очевидно, что этот участок записывался
задним числом, по памяти. Невнятно описаны ориентиры наиболее
сложного и опасного порога на маршруте "Шурик". Приведенные в
лоции характеристики порогов местами устарели из-за постепенного
размывания русла, а их сложность и размеры валов, бочек и т.д.
часто преувеличены (не следует забывать, что этот отчет
предназначался для Чемпионата СССР по рассказам о водном
туризме!). Последующим группам было бы желательно, используя
ставшие в последнее время более доступными точные карты,
составить новую лоцию и схему препятствий.
Приложение: Карты-схемы
kartinki/hangarul/5.gif ¦ kartinki/hangarul/5.gif portret
kartinki/hangarul/6.gif ¦ kartinki/hangarul/6.gif portret
kartinki/hangarul/7.gif ¦ kartinki/hangarul/7.gif portret
kartinki/hangarul/8.gif ¦ kartinki/hangarul/8.gif portret
kartinki/hangarul/9.gif ¦ kartinki/hangarul/9.gif portret
kartinki/hangarul/9.gif ¦ kartinki/hangarul/9.gif portret
kartinki/hangarul/10.gif ¦ kartinki/hangarul/10.gif portret
kartinki/hangarul/11.gif ¦ kartinki/hangarul/11.gif portret
===============================================================
FILE: kartinki/karty/hang.arj
`й,
P}9ъoqЪв6НS!Яу МЫNФЙsы¬°Я3nЫ№¦НДSsv¦зв@Ч[ЫнъФЭф¬мКжА:{Ы^Ц:-Вв°b№ѕgзч1аУqз¶ЩГХИхжБ5мg#/Ыл~"пПWС·l\З`mСIВ№"Зв`чШennЮГЕЯилз;w`dh!БЩЭWj'ауЙВ¬
_хцжOФШоvµ3Ш7эn"ЛтЗxv.ЧЭьЫгѕЪ 4
¶7'?ЧииНкзьч°ЬЬЛ3 Щ ¶r'gвых$OЭцChРЧЪШјh<Йґ±5щ\пн{_йMЗrSЙнеЕзdndЯх@Іж5У"гэЪ &TEэщsµvнДХ6ъж:lРД9oы№?°uПЕюОБ:sГх@ЧлvУа=nс9Lтµ=ш±±8жЯЙЮгvСЯ(єЬВ-Щ°
uкqЪrЭ
сІNа!ЫЙn°oЛS ¦ШДнШж&Ѕ7ХХЧ|3{-јэfrY±tЯВyЖf"p?ХЫ:СРЬYыЫгУЫ¶Хb@УГК_5?нЦщнДНE
mЅvCЪБмЖIЪЕ\яФ
ИУЩСТГYKjРmж8№NzФqьС¦Жm;
эИЬщггФ Э
гЪЭnБ$эуfжюЯy
Ж|IвцLoшsцhv7m
nлjчn
ЬЭЦ А·oi=№йеЧп>иСьІAевЧкOШKВтщК лХ"sq¦D0YАжЙ}шжХHФЭЫРb{мЗ0ЯвшЯ¦ЮлЧлPМ/ыУнцjфєяБтк>ы.ШxетxШLилорЫ рЩuWгИliддy4еy
Ю$ШKё rаІЗ<ѕфЪня@Ю* ЛJЗxoСuяюБѕаЖЫ°ваQмФј
>Б
wНЩЩF*ёГаЖєЩаЧОЪІ%рЦЯl<9ЮуШ ¬xЮ%ѕП
<>Ю ЕАMѕIЩцсй#"
яl|#уWМRп,?ЗУхЦп~ЯЯГтцп~ЬЕщ7ЬАn/F_ AЧ_пПЩІУпГґПлsфІ[ЮЙjЯ-иnвЪэ±wЯЦУ?ѕСонТ'ѕжwвДХСkя°ЧЬ)@жргХ?й{Э8Zеа00ЯВ!:Фт¶ЮOлД·
Я~(-ЫДйДcЦф
n-k7yпјјщ¦qВТТHLBe+Д(РЩнТД6iКЕйжcЙЖКа6Й°мHр&
П*1ExМЬ?вТѕ3V^Жґ"o0вr$ЯЮMkyu(дМ`яLmй@
ЛгаЗАX
1І1Х,ГFШЬf>aШХАziЙеиU ъг ьуЗйrФ_] s@}>АЫ"ыъЮСаСNа=хt3pФyЭ&Б2ГлУвОЕТ
ЗМ`Х?ИtЪy15ZBUK|ІЛ
pа$ЗАШд!\GЦзgкК¶ец
&АUj
¦І¶бWЖ'нЕVщЛНРй%з¦pЫИ-ЙЗL[НТzU3SфF
бЦ{nымиО&NиaуY)#ОEцЛ)ЧИАgЗuС
7mГ
ЗйЙVЭ+
\У"u$(jМУ¦ЦзиПг№°сТl бЖ$Ю}¶M/ѕЦЖаМW¬що@H1Нp РБo|xЗRЮ`у!^HиЭHТ
вРlХ$~ХъOД!П!
ДТ#БJеDјСДйb-ТА"инЖLг.л·зP!·ґ6Л°i
#Ю.ЭЕэЛТЗ9зqВМЦЪMЩP#hиЪыД0xЗП?&эъ
ЯсОАEЫ
aOиСpЖ#мЩ}АsлQ¦0Хc*,Ъ$ІАІЖґ&rДeлNlп@
LЗА-b°|дzBУЗфЕщјНжФtийTјд(O8:¬ЦsВtАдё(ОЮДPеХРґЯVЯTК(YґBсHІп
я
Лг
Ял№АРпй+
И
щ¦Я)ЦМёB!XПBRdgЅ¬Лm*c<З-
hРЧLЛ=еb[иг С"лЗqUBqHАЦкјГкщттЩvП8\О6CЙrсбjУЯ0.ГТ2|>зц_Б @?УYЯ?`Uрш~Гz*же,ј?К*ы}yKГ~>ОЯизьЛkы"7`вУ"ЯнЮЪd>ЭнИiВкє~П?ЫІ[z-uьнєѕiП1зе"МчLщяБоZ
gSящзъщ0ЮйКНЧhш
Вк$6< "NсF
у|ОяR `yЛ4ЕЦеІ_ёѕd)oso?к^ё'?ёкйк
шпуУ\СЅmjмУЗьx}ящЙПжфO}hФ& ѕ!оЕ}уЯz3с\ьzеB>RвЬу&{U
ЫЯАEм?
лА±}·ЩлМвш+Dюi"ЬЛПЗЬе5gЗwщ}Eoу кЦШе
ш.ЮwMн{~ЕSЕ2еЮxiV
oVхЮ"СKЖ"Х@бАQQЧКU"Ц{rэеЦМ-+є?P*nЫП;ж{П8~?аHзYGГ"я
ЖWdYЦ!hХUЯ!k
AjU"ЙТзыКЩСµнППелй TXн
дDж3ЛK,аНmэж/ИСНeПVY¦8хЖуЧЦeСІД)vьznЙ"ЬСW7хXJєEЙФLлЪШИ7ЦоД,rзIgg¶ЯЮј№юК=ЮЫd
vejTнв
SвD
Ыs MЬ:БnШ-Ь¦+ЗЦЭ кюt;
nаЖIФ
XщЧиЧBл0szИЩ№БЪ№AYЧФQЯ/v
фxТtЛ5Бзe^'ШкEИдёЅ_Нж9гКО
ЮУБaАDДzСМЯд3-Р,ЯРm2эЕЬ
l=8ХЭУЕmрСlP° КДД-{И=4mј!T%aс8A
,
Ь¶ЬЗјкb
ШЭА±МPИvnBFS JжpНМиеmЛА"Ргъя
&СюxЛШНА#~ХИ-ZлµАD8Щ6QMйъЦ
d%d3 7"дYµрПЦК@ )W,2Я1|'КъFFZяNИДy¦И°[К"@t;>дАЖСIMС`GД
Яqй]МЙVщУЅВpZЅ·ЖлПaп@nІCБmЮкзr{wh)9
rJLJ1йjжDMiГB^Ыjжеo{ЩvёCеДк0UХ7 zъВnп-еa;нВrдД?Хж+дпиVзA{ґ НЗлINГЬ№Н5
b(3Я"9DOЦВцpШнzЦD>ЬЫиАЭ
ЩCаНТНiЖОнg¦{ВлVд±вЬ"I&-ѕ3К*знjVOл" дК;иЬEє 9%oЮ)OБЕН]
gь-+NпHщ0(ЛЫД6ЗoТ¦и
vз;Qца¦С¶R'.RЫєёVvЮUр*С7аЯйG?Цµtе7апd
жзF_s]`аХНqъИцGн Г
Цкжа
БXЧѕ№=аУ
k7>M8tЮП(eЗFCcй
юЕЦПФ(yжРтd+В 5 лЖІТ6ЮCKF7PGХпТШлХпeYKsdT.$Ъгцбы5ХшГгЯ`нm{ЙЪМ_GЯЛ*x(-УкI-)зA$ZЮ=·бмHbг¬лОКдLЭ<ШЫr{ф0ВwщППwФеапМCлјэKГЅЦГТMWЧXвe_~№v|фWuа%L&№ЗиЛ[еNkLFa
¦ша
У~#iкЯ¬нДЅTзэАюOХГФЦВё¶еLeY]КЮsу-ТбCУя[лК
%WЕШ¦ЕЧYWЭ.П~LьК2°¦О
fдк¶s q"tpd+Ц¦ХФvT_г$%`f/gГT1ЖМuPкъ&)ЖAйДыґbwъМ!O>-АфиПAZ1>$РЙЙЦ№~ПФфРFПv+К¬лkD@.кЕA·Чёж" ж]н6ѕ#6
'ТХ-