<< Пред.           стр. 433 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  (на 1 человека)
 
 Гидрокостюм - 1 шт.
 Штаны защитные с прокладками из пенополиэтилена - 1 шт.
 Спасжилет 20 л, с обвязкой и стропорезом - 1 шт.
 Каска - 1 шт.
 Весло (сообразно типу судна для данного участника) - 1 шт.
 Гермоупаковки - 1 компл.
 
 
  10.2. Групповое специальное снаряжение.
 
 Каяки каркасно-поддувные 4-баллонные - 6 шт.
 Катамараны с наплывами (схема "верблюд") двухместные - 2 шт.
 Катамараны круглые двухместные - 1 шт.
 Весла запасные каячные - 3 шт.
  канойные - 3 шт.
 Спасконцы - 3 шт.
 
 
  10.3. Особенности общетуристского снаряжения.
 
  Из числа снаряжения общего назначения необходимо упомянуть:
  1. Групповой тент. Чрезвычайно полезен для нормальной
 организации лагеря в условиях затяжных дождей.
  2. Палатки. В связи с тем, что удобных стоянок на маршруте
 мало и они, как правило, невелики по размерам, лучше иметь
 небольшие палатки, для которых проще найти место. Брать более
 чем 4-местные палатки не рекомендуется.
  Все стоянки располагаются в лесу и хорошо защищены от ветров.
 Палатки должны обеспечивать в первую очередь хорошую защиту от
 дождя. Поэтому рекомендуются высокие палатки с крутым скатом.
 Рекомендуется также иметь в палатке непромокаемый пол.
  3. Таганок и протвини. Необходимы в связи с большим
 количеством рыбы и грибов. Должны быть достаточного размера для
 удовлетворения потребностей группы.
 
 
  11. Смета похода (в ценах 1990 г.)
 
 
  На 1 чел. На группу
  в 9 чел.
 
 Проезд Москва - Улан-Удэ самолетом 86.50
  или 659.50
  в купейном вагоне скорого поезда 56.50
 Местный транспорт Улан-Удэ - Джида 4.50 40.50
  Джида - Петропавловка 1.00 9.00
  Петропавловка - Далахай 6.67 60.00
  трактор Далахай - верх.р.Цакирка Натуральный товарообмен
  по договоренности
  аренда лошадей 2.22 20.00
 Гостиница в пос.Петропавловка 1.00 9.00
 Продукты 34.69 312.20
 Расходуемые материалы (аптечка,
  фото, ремнабор) и почтовые услуги 1.80 17.20
 Местный транспорт Мурино - Слюдянка 1.15 10.35
  Слюдянка - Иркутск 1.85 16.65
 Проезд Иркутск - Москва самолетом 83.50 751.50
  багаж 3.16 28.40
  ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
  Итого 228.04 1834.30
  или 198.04
 
 
  12. Выводы и рекомендации.
 
 
  Маршрут по рекам Хангарул - Зун-Мурин представляет интерес
 как со спортивной, так и с познавательной точки зрения. К его
 достоинствам относятся удаленность от цивилизации,
 незначительное воздействие людей и туристов на окружающую среду,
 красивые ландшафты и достаточно интересные в спортивном
 отношении препятствия.
  Маршрут, по нашему мнению, для всех типов судов соответствует
 четвертой категории сложности, за исключением, возможно, порогов
 Труба и Шурик, сложность которых сильно зависит от уровня воды.
 Это придает ему особую ценность, поскольку маршрутов этой
 категории в районе Восточного Саяна и Хамар-Дабана относительно
 немного, большинство маршрутов либо относятся к 3 к.с., либо
 содержат элементы более высоких категорий сложности. Его можно
 рекомендовать как один из лучших маршрутов для туристов, впервые
 участвующих в большом летнем походе на маломерных судах.
  В действующем Перечне классифицированных туристских маршрутов
 этот маршрут не содержится и упоминается только в связках
 Хангарул - Утулик и Хангарул - Хара-Мурин с пешим
 переходом от устья р.Маргасан на вторую реку (первая связка и
 была пройдена группой Хашова - первопрохождение Хангарула, отчет
 N4108 в библиотеке МГЦТК). По нашему мнению, эти связки
 совершенно неоправданны и обусловлены чисто формальными
 требованиями к классификации маршрутов. Хангарул в них играет
 роль наполнителя для набора достаточного километража, поскольку
 основные реки в этих связках - Утулик и Хара-Мурин по
 технической сложности, несомненно, относятся к 5 к.с., но
 формально слишком коротки для этой категории. Эти связки вызваны
 также абсурдным догматическим требованием отсутствия
 внутримаршрутных переездов местным транспортом.
  Маршрут по р.Хангарул - Зун-Мурин представляет собой вполне
 законченный самостоятельный маршрут и, очевидно, должен быть
 классифицирован в качестве такового.
  Кроме Хангарула, интерес для сплава может представлять его
 левый приток р.Хабарта. Она упоминается в Перечне в тех же
 связках с Утуликом и Хара-Мурином, но никаких сведений о ее
 прохождении нам найти не удалось. В районе слияния расход воды в
 ней немногим меньше, чем в Хангаруле. Разведка, проведенная от
 стрелки на несколько километров вверх по течению, установила,
 что строение долины и препятствия на этом участке имеют тот же
 характер, что и на Хангаруле. Очевидно, однако, что основные
 препятствия на Хабарте должны быть, как и на Хангаруле,
 значительно выше.
  Из двух вариантов подходов к началу сплава - от побережья
 Байкала и из Бурятии - по нашему мнению, предпочтительнее
 второй, поскольку он содержит короткую пешую часть и позволяет
 использовать суда с большим сухим весом - каяки, катамараны
 сложных конструкций с дюралюминиевыми рамами. Сложности с
 подъездами местным транспортом в этом варианте вполне разрешимы.
  Варианты подхода с севера пригодны для построения
 комбинированного пеше-водного маршрута с пешей частью порядка
 100 км, с использованием простейших легких судов (круглые
 катамараны под деревянную раму), не преследующего на сплаве
 спортивные цели.
  Оптимальное время для путешествия - конец июля и август. В
 это время вероятность теплой и солнечной погоды наиболее высока,
 что, однако, не исключает дождливой погоды как минимум в
 половину дней. В верховьях по ночам возможны заморозки и снег.
  Неторопливое, обстоятельное прохождение маршрута занимает 3
 недели (23 дня) от Москвы до Москвы, если лететь самолетом в оба
 конца. В этом случае, однако, подъезды к началу маршрута местным
 транспортом приходятся на выходные дни, когда заказать машину,
 равно как и найти попутную, намного сложнее, а в рейсовых
 автобусах больше пассажиров. В случае езды в оба конца поездом
 поход будет занимать полные 4 недели, но при этом местные
 подъезды попадают на будние дни. В графике похода должен быть
 предусмотрен также резерв времени на случай вынужденных дневок
 по метеоусловиям. Неиспользованные дни, в случае их наличия,
 можно с пользой провести на побережье Байкала. Весьма
 интересной, в частности, может оказаться экскурсия из Слюдянки в
 порт Байкал по старой Кругобайкальской железной дороге.
  Наиболее подходящими судами для данного маршрута являются, по
 нашему мнению, каяки и двухместные катамараны объемом 800-900 л.
 Для четырехместных катамаранов маршрут вполне проходим, но
 требует больших усилий на начальном маловодном участке. При
 подходах к реке с юга целесообразно иметь дюралюминиевые рамы.
 Большее время пешей части в 1,5 или 2 ходки компенсируется
 быстотой сборки судов и их малым весом в собранном состоянии.
 Последнее весьма существенно в связи с большим количеством
 мелководных участков и обносов. Наличие рамы, в свою очередь,
 делает целесообразным использование катамаранов с наплывами
 (схема "верблюд"), наиболее полно использующих ее возможности.
 Такие катамараны выгоднее и с точки зрения их использования для
 сопровождения каяков. В нашей группе было 2 однотипных верблюда
 объемом 850 л и один круглый катамаран объемом более 1000 л, что
 для двойки очень много. При равном распределении груза верблюды
 грузились проще и шли значительно легче, несмотря на меньший
 объем.
  Что касается байдарок, то Хангарул предоставляет все
 возможности для полной реализации их недостатков, и использовать
 их можно посоветовать только убежденным мазохистам, причем сие
 относится не только к экипажам байдарок, но и к остальным
 участникам похода. Недостатки байдарок общеизвестны. Во-первых,
 они требуют чрезвычайно высокой слаженности и взаимопонимания в
 экипаже - не с полуслова, не с четвертьслова, а вообще без слов:
 оба гребца должны думать совершенно одинаково и действовать
 одинаково и одновременно. Это достижимо только путем многолетних
 совнестных тренировок, что в туризме, в условиях постоянной и
 неизбежной смены экипажей, практически недостижимо (в отличие от
 ТВТ). В частности, лишь единичные экипажи способны в походных
 условиях после реального, не учебного оверкиля выполнить
 эскимосский переворот; для каяков же это - обычное дело.
  Во-вторых, байдарка имеет в центре протяженный почти прямой
 участок и два центра нагрузки (гребцы или пустые кокпиты). Это
 позволяет потоку легко и надежно прижать байдарку серединой к
 камню и сломать пополам. Каяк же имеет всюду выпуклые обводы и
 нагрузку, сосредоточенную в центре, поэтому такое положение для
 него неустойчиво, и будучи прижатым к камню, каяк обычно быстро
 смывается с него - с оверкилем или без - без значительных
 повреждений.
  На многочисленных шиверах Хангарула и Зун-Мурина с обилием
 камней и множеством вариантов движения неизбежно будут возникать
 разногласия между гребцами насчет линии движения, которые
 наверняка приведут к наматыванию байдарки на камень. Для группы
 это будет означать, скорее всего, стоянку в данном, наверняка
 неудобном месте (хороших стоянок мало!) в течение суток для
 капитального ремонта. Поэтому оптимальным из маломерных судов,
 по нашему мнению, является четырехбаллонный каяк спортивного
 типа. Возможно также использовать каноэ. Пластиковые суда, как
 разборые, так и неразборные, использовать не рекомендуется из-за
 трудности их транспортировки на пешей части и обилия камней.
  В настоящее время в библиотеке МГЦТК имеется единственный
 отчет по Хангарулу - уже упоминавшийся N4108. Содержащиеся в нем
 сведения в основном соответствуют истине, однако в некоторых
 местах они явно ошибочные. В частности, схема пешей части
 малосодержательна и практически непригодна для ориентирования на
 местности. Вызывает сомнения привязка каньона "Водопадный".
 Значительные расхождения наблюдаются на участке препятствий
 112-126 на р.Хангарул - очевидно, что этот участок записывался
 задним числом, по памяти. Невнятно описаны ориентиры наиболее
 сложного и опасного порога на маршруте "Шурик". Приведенные в
 лоции характеристики порогов местами устарели из-за постепенного
 размывания русла, а их сложность и размеры валов, бочек и т.д.
 часто преувеличены (не следует забывать, что этот отчет
 предназначался для Чемпионата СССР по рассказам о водном
 туризме!). Последующим группам было бы желательно, используя
 ставшие в последнее время более доступными точные карты,
 составить новую лоцию и схему препятствий.
 
  Приложение: Карты-схемы
 
 kartinki/hangarul/5.gif ¦ kartinki/hangarul/5.gif portret
 kartinki/hangarul/6.gif ¦ kartinki/hangarul/6.gif portret
 kartinki/hangarul/7.gif ¦ kartinki/hangarul/7.gif portret
 kartinki/hangarul/8.gif ¦ kartinki/hangarul/8.gif portret
 kartinki/hangarul/9.gif ¦ kartinki/hangarul/9.gif portret
 kartinki/hangarul/9.gif ¦ kartinki/hangarul/9.gif portret
 kartinki/hangarul/10.gif ¦ kartinki/hangarul/10.gif portret
 kartinki/hangarul/11.gif ¦ kartinki/hangarul/11.gif portret
 ===============================================================
  FILE: kartinki/karty/hang.arj
 `й,
 P}9ъoqЪв6НS!Яу МЫNФЙsы¬°Я3nЫ№¦НДSsv¦зв@Ч[ЫнъФЭф¬мКжА:{Ы^Ц:-Вв°b№ѕgзч1аУqз¶ЩГХИхжБ5мg#/Ыл~"пПWС·l\З`mСIВ№"Зв`чШennЮГЕЯилз;w`dh!БЩЭWj'ауЙВ¬  јЯЧ·йкНЪnјLтжd-ЦC!ЩЬIзg.tщъгr
 _хцжOФШоvµ3Ш7эn"ЛтЗxv.ЧЭьЫгѕЪ 4
 ¶7'?ЧииНкзьч°ЬЬЛ3 Щ ¶r'gвых$OЭцChРЧЪШјh<Йґ±5щ\пн{_йMЗrSЙнеЕзdndЯх@Іж5У"гэЪ &TEэщsµvнДХ6ъж:lРД9oы№?°uПЕюОБ:sГх@ЧлvУа=nс9Lтµ=ш±±8жЯЙЮгvСЯ(єЬВ-Щ°
 uкqЪrЭ
 сІNа!ЫЙn°oЛS ¦ШДнШж&Ѕ7ХХЧ|3{-јэfrY±tЯВyЖf"p?ХЫ:СРЬYыЫгУЫ¶Хb@УГК_5?нЦщнДНE
 mЅvCЪБмЖIЪЕ\яФ
 ИУЩСТГYKjРmж8№NzФqьС¦Жm;
 эИЬщггФ Э
 гЪЭnБ$эуfжюЯy
 Ж|IвцLoшsцhv7m
 nлjчn
 ЬЭЦ А·oi=№йеЧп>иСьІAевЧкOШKВтщК лХ"sq¦D0YАжЙ}шжХHФЭЫРb{мЗ0ЯвшЯ¦ЮлЧлPМ/ыУнцjфєяБтк>ы.ШxетxШLилорЫ рЩuWгИliддy4еy
 Ю$ШKё rаІЗ<ѕфЪня@Ю* ЛJЗxoСuяюБѕаЖЫ°ваQмФј
 >Б
 wНЩЩF*ёГаЖєЩаЧОЪІ%рЦЯl<9ЮуШ ¬xЮ%ѕП
 <>Ю ЕАMѕIЩцсй#"
 яl|#уWМRп,?ЗУхЦп~ЯЯГтцп~ЬЕщ7ЬАn/F_ AЧ_пПЩІУпГґПлsфІ[ЮЙjЯ-иnвЪэ±wЯЦУ?ѕСонТ'ѕжwвДХСkя°ЧЬ)@жргХ?й{Э8Zеа00ЯВ!:Фт¶ЮOлД·
 Я~(-ЫДйДcЦф
 n-k7yпјјщ¦qВТТHLBe+Д(РЩнТД6iКЕйжcЙЖКа6Й°мHр&
 П*1ExМЬ?вТѕ3V^Жґ"o0вr$ЯЮMkyu(дМ`яLmй@
 ЛгаЗАX
 1І1Х,ГFШЬf>aШХАziЙеиU ъг ьуЗйrФ_] s@}>АЫ"ыъЮСаСNа=хt3pФyЭ&Б2ГлУвОЕТ
 ЗМ`Х?ИtЪy15ZBUK|ІЛ
 pа$ЗАШд!\GЦзgкК¶ец
 &АUj
  ¦І¶бWЖ'нЕVщЛНРй%з¦pЫИ-ЙЗL[НТzU3SфF
 бЦ{nымиО&NиaуY)#ОEцЛ)ЧИАgЗuС
 7mГ
 ЗйЙVЭ+
 \У"u$(jМУ¦ЦзиПг№°сТl бЖ$Ю}¶M/ѕЦЖаМW¬що@H1Нp РБo|xЗRЮ`у!^HиЭHТ
 вРlХ$~ХъOД!П!
 ДТ#БJеDјСДйb-ТА"инЖLг.л·зP!·ґ6Л°i
 #Ю.ЭЕэЛТЗ9зqВМЦЪMЩP#hиЪыД0xЗП?&эъ
 ЯсОАEЫ
 aOиСpЖ#мЩ}АsлQ¦0Хc*,Ъ$ІАІЖґ&rДeлNlп@
 LЗА-b°|дzBУЗфЕщјНжФtийTјд(O8:¬ЦsВtАдё(ОЮДPеХРґЯVЯTК(YґBсHІп
 я
 Лг  гкд@AIон-АT@ФcыЙxЯХbєв*¬Q
 Ял№АРпй+
 И
 щ¦Я)ЦМёB!XПBRdgЅ¬Лm*c<З-
 hРЧLЛ=еb[иг С"лЗqUBqHАЦкјГкщттЩvП8\О6CЙrсбjУЯ0.ГТ2|>зц_Б @?УYЯ?`Uрш~Гz*же,ј?К*ы}yKГ~>ОЯизьЛkы"7`вУ"ЯнЮЪd>ЭнИiВкє~П?ЫІ[z-uьнєѕiП1зе"МчLщяБоZ

 gSящзъщ0ЮйКНЧhш
 Вк$6< "NсF
 у|ОяR `yЛ4ЕЦеІ_ёѕd)oso?к^ё'?ёкйк 
 шпуУ\СЅmjмУЗьx}ящЙПжфO}hФ& ѕ!оЕ}уЯz3с\ьzеB>RвЬу&{U
 ЫЯАEм?
 лА±}·ЩлМвш+Dюi"ЬЛПЗЬе5gЗwщ}Eoу кЦШе ш.ЮwMн{~ЕSЕ2еЮxiV
 oVхЮ"СKЖ"Х@бАQQЧКU"Ц{rэеЦМ-+є?P*nЫП;ж{П8~?аHзYGГ"я
 ЖWdYЦ!hХUЯ!k
 AjU"ЙТзыКЩСµнППелй TXн
 дDж3ЛK,аНmэж/ИСНeПVY¦8хЖуЧЦeСІД)vьznЙ"ЬСW7хXJєEЙФLлЪШИ7ЦоД,rзIgg¶ЯЮј№юК=ЮЫd vejTнв
 
 SвD
 Ыs MЬ:БnШ-Ь¦+ЗЦЭ кюt;
 nаЖIФ XщЧиЧBл0szИЩ№БЪ№AYЧФQЯ/v
 фxТtЛ5Бзe^'ШкEИдёЅ_Нж9гКО
 ЮУБaАDДzСМЯд3-Р,ЯРm2эЕЬ l=8ХЭУЕmрСlP° КДД-{И=4mј!T%aс8A
 ,
 Ь¶ЬЗјкb
 ШЭА±МPИvnBFS JжpНМиеmЛА"Ргъя
 &СюxЛШНА#~ХИ-ZлµАD8Щ6QMйъЦ d%d3 7"дYµрПЦК@ )W,2Я1|'КъFFZяNИДy¦И°[К"@t;>дАЖСIMС`GД
 Яqй]МЙVщУЅВpZЅ·ЖлПaп@nІCБmЮкзr{wh)9
 rJLJ1йjжDMiГB^Ыjжеo{ЩvёCеДк0UХ7 zъВnп-еa;нВrдД?Хж+дпиVзA{ґ НЗлINГЬ№Н5  Рд bшЕкч &R"ЬкВ6 zw5:
 b(3Я"9DOЦВцpШнzЦD>ЬЫиАЭ
 ЩCаНТНiЖОнg¦{ВлVд±вЬ"I&-ѕ3К*знjVOл" дК;иЬEє 9%oЮ)OБЕН]
 gь-+NпHщ0(ЛЫД6ЗoТ¦и
 vз;Qца¦С¶R'.RЫєёVvЮUр*С7аЯйG?Цµtе7апd  №±cёаПAхЫЫMОpйДКЯ±p>lЬЧвс|thTz4"
 жзF_s]`аХНqъИцGн Г Цкжа
 БXЧѕ№=аУ
 k7>M8tЮП(eЗFCcй
 юЕЦПФ(yжРтd+В 5 лЖІТ6ЮCKF7PGХпТШлХпeYKsdT.$Ъгцбы5ХшГгЯ`нm{ЙЪМ_GЯЛ*x(-УкI-)зA$ZЮ=·бмHbг¬лОКдLЭ<ШЫr{ф0ВwщППwФеапМCлјэKГЅЦГТMWЧXвe_~№v|фWuа%L&№ЗиЛ[еNkLFa
 ¦ша
 У~#iкЯ¬нДЅTзэАюOХГФЦВё¶еLeY]КЮsу-ТбCУя[лК %WЕШ¦ЕЧYWЭ.П~LьК2°¦О
 fдк¶s q"tpd+Ц¦ХФvT_г$%`f/gГT1ЖМuPкъ&)ЖAйДыґbwъМ!O>-АфиПAZ1>$РЙЙЦ№~ПФфРFПv+К¬лkD@.кЕA·Чёж" ж]н6ѕ#6
 'ТХ-

<< Пред.           стр. 433 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу