<< Пред.           стр. 489 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 журнале "Спортивный туризм" No1 за 1995г. Заочно нас
 привлекли: необычные для этого района насыщенность и
 сложность препятствий, уникальная природа - лавовые поля
 и слабая освоенность данного маршрута нашим братом
 водником. В целом этот район хорошо известен туристам,
 поэтому мы не будем давать его обшегеографическую
 характеристику, остановимся лишь на особенностях долины
 р. Жом-Болок.
 Долина, довольно узкая для саянской реки, в верховьях,
 постепенно расширяется при приближении к Оке. В районе
 системы озер Олон-Нур ширина долины около 800-1000м (см.
 фото No1). В низовьях после выполаживания правого борта
 около 1500-2000м. Подложка всей долины состоит из лавовых
 потоков покрытых в большей или меньшей степени мелким
 смешанным лесом. Встречаются открытые лавовые поля с
 экзотическими озерцами, которые мы использовали для
 купания (см фото No2). Вопреки нашим ожиданиям долина
 оказалась довольно плотно заселена: на участке от озер
 Олон-Нур до устья летние заимки с пастухами и небольшие
 зимовья встречаются приблизительно через каждые 10км.
 Спасает то, что из-за лавового строения подложки они все
 жмутся к левому склону долины и у воды присутствие людей
 практически не ощущается. Мы встречали людей в основном
 на пешей части заброски. Правый берег реки не содержит
 следов человеческой жизнедеятельности, вдоль левого
 местами идет тропа, которой пользуются местные рыбаки.
 Остатки дороги в верховья реки расположены вдоль и
 частично на левом борту долины.
 Мы видимо попали в высокую воду (точно выше средней, если
 считать за среднюю уровень воды в отчете No5378 библиотеки
 МГЦТК). По нашим оценкам расход воды составлял около 15-
 20м3 в районе озер Олон-Нур, 20-25м3 в районе моста возле
 поселка Шарза (жилой) и 25-30м3 в районе устья. Ширина
 русла 10-12м в порогах сужения до 5-6м. Температура воды
 очень низкая около 8-10о. Как мы и ожидали все
 препятствия оказались интересными и довольно
 своеобразными. Поскольку препятствия образованы не
 сужением долины или выходом коренных пород, а ступенями
 застывшей лавы, все они имеют более-менее выраженный
 водопадный характер. Вода в реке довольно мягкая и
 необычайно чистая, несмотря на дожди - сказывается
 практически полное отсутствие осадочных пород в долине.
 Еще одно своеобразие препятствий состоит в том, что
 лавовая порода необычайно прочна и очень плохо поддается
 эрозии и вымыванию: это приводит к необходимости
 использовать очень аккуратную, практически байдарочную
 технику прохождения препятствий - любое даже по
 касательной касание камней баллонами приводит к порезу
 оболочки. Мы очень быстро поняли, что наши дальние
 предки, использовавшие лавовые осколки для изготовления
 ножей и наконечников были отнюдь не дураками.
 
  2. Состав группы
 
 No Фамилия, Имя, Возрас Обязанност Туристский опыт Судно
  Отчество т и
 1 Золотов Павел 1962г. руководите Мал. Сумульта Кат.
  Александрович р. ль 5р., Чаткал 5р. No1
  , Мал. Лаба 3у.
 2 Демидов Алексей 1959г. зам. Мал. Сумульта Кат.
  Юрьевич р. руководител 5у., Чаткал 5у. No1
  я , Мал. Лаба 3р.
 3 Золотова Галина 1964г. медик Мал. Сумульта Кат.
  Александровна р. 5у., Каа-Хем No1
  4у., Бол. Лаба
  3у.
 4 Демидов Иван 1981г. метеоролог Большая 3у., Кат.
  Алексеевич р. Чирка-Кемь 3у. No1
 5 Кагнер Михаил 1964г. ремонтник Катунь 4у., Бия Кат.
  Юрьевич р. 4у., Охта 3у. No2
 6 Котов Дмитрий 1970г. ремонтник Мста 2у., Оять Кат.
  Борисович р. 2у. No2
 7 Кошелев Алексей 1977г. рыбак Мста 2у., Оять Кат.
  Сергеевич р. 2у., Охта 3у. No2
 8 Овчинников 1964г. завхоз Катунь 4у., Бия Кат.
  Александр р. 4у., Охта 3у. No2
  Викторович
 9 Алексеев Алексей 1968г. фотограф Мста 2у., Оять Кат.
  Владимирович р. 2у. No2
 
 Средства сплава 4 -х местные катамараны водоизмещением
 1800 см3.
 
  3. График движения
 
 Дата Ден Участок маршрута Рассто Способ Ходовое
  ь я-ние пере- время в
  в км движения час
 19.0 1 г.Москва - г.Иркутск самолет 5.30
 7
 20.0 2 г.Иркутск - ст.Слюдянка поезд 4.00
 7 - оз.Байкал
 21.0 3 оз.Байкал дневка
 7
 22.0 4 оз.Байкал дневка
 7
 23.0 5 ст.Слюдянка - пос.Монды автобус-
 7 - р.Жом-Болок машина
 24.0 6 верх. край Шарзинской 20 пешком 6.00
 7 поляны - оз.Олон-Нур
 25.0 7 стапель в районе
 7 оз.Олон-Нур
 26.0 8 рад. выход в верховья 35 пешком 7.00
 7 р.Жом-Болок и пер.Дэбэ-
  Хутел-Дабан
 27.0 9 оз.Олон-Нур - 10 сплав 6.30
 7 пор.Катапульта
 28.0 10 пор.Катапульта - 8 сплав 6.00
 7 пор.Вариант
 29.0 11 пор.Вариант - устье 42 сплав 8.00
 7 р.Жом-Болок
 30.0 12 дневка в устье р.Жом-
 7 Болок
 31.0 13 устье р.Жом-Болок - 25 сплав 4.00
 7 пос.Хужир
 01.0 14 антистапель
 8
 02.0 15 пос.Хужир - пос.Орлик - машина
 8 пос.Слюдянка
 03.0 16 пос.Слюдянка - автобус-
 8 г.Иркутск - г.Москва самолет
 
 Итого: активными способами передвижения сплав 4 дня - 85
 км, пешком 2 дня - 55 км, дневок - 3.
 
  4. р. Жом-Болок - лоция и техническое описание
 
 Поляну для стапеля мы выбрали чуть ниже озер Олон-Нур, на
 самих озерах подход к воде затруднен лавовыми полями,
 кроме того перед самыми озерами находится летнее стойбище
 пастухов, со всеми вытекающими последствиями в виде скота
 и продуктов его жизнедеятельности.
 Далее нумерация и названия препятствий даются по статье в
 журнале "Спортивный туризм" No1 за 1995г., в основном
 совпадающие с отчетом No5378 библиотеки МГЦТК.
 Подчеркиванием выделены формулировки из статьи.
 Уровень воды - выше среднего.
 
 Пр.No40 - простая шивера. Начинается примерно через 1,5-
 2км после выхода из озера поворотом на 1800 с несильным
 навалом на скалу правого берега. Настолько простая, что в
 нашу воду мы ее не заметили.
 
 Пр.No41 - порог средней сложности. Начинается через 200-
 300м после предыдущего препятствия на крутом левом
 повороте. Несильный навал на скалу правого берега. Далее
 следует правый поворот со сливом высотой 1м. В центре и
 ближе к правому берегу стоят два обливных зуба. В целом
 соответствует описанию - ориентир скальное сужение в
 центре порога, в нашу воду зубьев не было, проход по
 центральной струе. Можно идти без просмотр, страхуя с
 воды.
 
 Далее 40 мин спокойного сплава и слева открывается
 большая поляна с обещанной баней. Бани нет, нет даже ее
 следов, есть только несколько старых сараев для скота.
 
 Пр.No42 - мощный порог. За правым поворотом в конце поляны
 начинается слабая шивера на прямом участке в 300м. Затем
 следует крутой левый поворот и слив высотой 1,5м через
 всю реку. Под левым берегом много обливных зубьев. Первый
 настоящий порог, просмотр и страховка с левого берега. В
 нашу воду зубьев не было, зато в 20м перед сливом была
 каменная гряда через все русло. Проход гряды ближе к
 левому берегу, затем уход в центр, после слива навал на
 левый берег. См. фото No3.
 
 Пр.No43 - мощный, сложный порог. Начинается через 700м
 после предыдущего препятствия. Река делает крутой левый
 поворот, в конце которого большой улов под левым берегом.
 За следующим правым поворотом начинается прямой участок
 шиверы. Порог начинается за входной шиверой на крутом
 левом повороте. Струя сильно наваливается на скалу
 правого берега, перед которой торчит острый "зуб". Далее
 следует пологий слив высотой около 1,5м с мощной косой
 бочкой, которая сильно отбрасывает судно к левому берегу.
 Затем идет резкий поворот направо с мощным навалом на
 скальный остров у левого берега и сливом высотой около 1м
 с косой бочкой. Входная шивера сложности не представляет
 и проходится с ходу. Чалка на правый берег на левом
 повороте. Просмотр и страховка с правого берега. Порог
 представляет собой косые валы на заходе затем серию из
 двух сливов через 30м, косой отбойник у правого берега
 a` 'c за вторым сливом высотой до 1.2м и слаломную шиверу
 на выходе. Первый слив лучше проходить ближе к правому
 берегу, т.к. после него струю сильно наваливает на
 полуобливную плиту левого берега у второго слива. Первый
 катамаран в косых валах на заходе был поставлен полулагом
 - пришлось докрутиться и пройти первый слив кормой, после
 первого слива нам пришлось делать телемарк перед заходом
 во второй слив. Полностью этом маневр нам не удался, в
 результате чего второй слив был пройден полулагом, косой
 вал нас удачно довернул и далее мы уже шли в штатном
 положении.
 
 Пр.No44 - слив на выходе из улова. Высота слива около 1м
 Шли с ходу.
 
 Пр.No45 - мощный слив высотой более 1м. Шли с ходу.
 
 Пр.No46 - мощный сложный порог "Катапульта". За правым
 поворотом река плавно поворачивает налево. Здесь под
 правым берегом расположен слив высотой около 0,8м с
 достаточно мощной косой бочкой, которая сильно
 отбрасывает судно влево. Далее следует крутой правый
 поворот с мощным водопадным сливом высотой более 2м. В
 правой его половине более пологий чистый язык, слева
 мощный пенный котел. Затем река плавно поворачивает
 налево и один за другим следуют два слива высотой чуть
 менее 1м с навалом на скалу правого берега. Действительно
 мощный порог, река сужается до 6м, в целом превышает
 уровень остальных препятствий на данной реке. Справа в
 пологом чистом языке лежит обливной камень который
 разбивает слив на две ступеньки, впрочем это представляет
 чисто теоретический интерес, т.к. струя действительно
 сильно сносит влево и максимум чего удалось добиться нам
 это зайти в него посередине - считаем, что это
 оптимальное решение. Второй катамаран зашел левее и чуть
 не лишился гребца - левого носового выбило из упоров.
 Действительно ощущения от порога сильные - в бочку
 проваливаешься с головой, хотя по нашему опыту
 "катапультой" тебя от туда не выбрасывает, всплываешь
 достаточно долго, вода все-таки мягкая. Порог проходили
 без вещей, приемлемая стоянка в конце порога на левом
 берегу. См. фото No4.
 
 Пр.No47 - слив более 1м через всю реку.
 
 Пр.No48 - мощная шивера длинной около 150м.
 
 Пр.No49 слив высотой около 1,5м.
 
 Пр. NoNo47-49 мы просмотрели накануне это около 2,5км и шли
 их сходу. Основная сложность возможные завалы и расчески.
 Также необходимо выбрать место для чалки перед
 препятствием No50, т.к. из-за резкого поворота реки его не
 видно с воды.
 
 Пр.No50 - мощный порог "Недотрога". Начинается за правым
 поворотом слабой шиверой. В конце прямого участка один за
 другим идут два слива по 0,5м под левым берегом. Затем
 струя круто поворачивает налево более чем на 900 и
 наваливается на скалу правого берега.Сначала идет водяная
 горка, падающая на 1,5-2м, потом водопадный слив высотой
 около 1,5м. Под левым берегом более полого, но много
 обливных зубьев, справа слив наиболее крутой с мощной
 бочкой. Горка перед сливом нам показалась пониже - 0,8-1м
 слив практически сразу за ней в 6-7 метрах. Мы проходили
 его по центру и уходили в улов у левого берега для
 погрузки вещей. Обнос вещей и организации страховки с
 левого берега. См. фото No5.
 
 Пр.No51 - слив высотой около 1м с косым валом. В 80м от
 препятствия No50. В нашу воду плес между ними
 отсутствовал: вместо него была довольно сильная струю и
 фактически эти препятствия составляли одно целое.
 Просмотр целесообразно совместить с прохождением пр..No50.
 Сразу после слива у нас была расческа с правого берега,
 что заставляло уклоняться влево на галечный остров, в
 который и била основная струя.
 По нашим оценкам до порога "Вариант" не 5-7 мин сплава, а
 около 25 мин.
 
 Пр.No52 - мощный порог "Вариант". Левая протока начинается
 спокойным участком длинной около 80м на едва заметном
 левом повороте. Однако, мелкие косые валы, образующиеся
 за счет отбоя от правого берега, заставляют экипаж сильно
 работать, чтобы удержать судно у правого берега. Далее
 следует мощный слив высотой около 2м. В левой его части
 за счет отбоя от берега стоит косой вал около 1,5м Справа
 более полого. Обнос вещей и организация береговой
 страховки по левому берегу. Страховку с воды лучше
 организовать в улове справа у оконечности острова. В
 левой протоке река сужается до 6-8м. Валы особенно не
 мешают, скорее мешают кусты и небольшие расчески. Мы
 проходили слив по середине на разгруженных катамаранах.
 На левом берегу прямо над порогом отличная стоянка. Здесь
 мы увидели впервые у реки местных рыбаков. В улове сразу
 за сливом отлично ловится хариус. Вообще начиная с этого
 места в реке полно рыбы в основном ленка и хариуса. См.
 фото No6.
 Правая протока. После разделения проток следует плавный
 левый поворот за которым начинается слабая шивера длинной
 около 80м. Далее следует крутой левый поворот с несильным
 навалом на скалу. У правого берега на повороте огромный
 улов. Река плавно поворачивает направо, а затем налево.
 На поворотах сливы по 0,5м
 Сразу за порогом небольшое круглое озерцо.
 
 Пр.No53 - простой порог. На выходе из озерца слив высотой
 1м через всю реку.
 
 Пр. No54 - простая шивера. Расположена в левой протоке в
 100м ниже пр. No53.
 
 Через 30мин сплава (скорость течения около 8 км/час)
 долина расширяется - это Шарзинская поляна в конце
 которой находится мост и урочище Шарза - несколько жилых
 домов и ферма. Мост обносится по левому берегу. После
 моста река течет вдоль коренного правого берега, вскоре

<< Пред.           стр. 489 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу