<< Пред.           стр. 490 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 начинается несложная шивера длинной 500м и после
 понижения правого берега начинаются разбои, которые
 продолжаются около 5км, к счастью без непроходимых
 завалов. На всем участке после моста скорость течения
 весьма значительна порядка 10-12 км/час. Участок
 заканчивается плесом длинной около 500м с постройками на
 высоком левом берегу.
 Пр. No55 - шивера "Обтойская". Начинается сразу за плесом
 В русле много обливных камней. На левом повороте
 расположен Обтойский мост, шли правым пролетом. Шивера
 заканчивается в 500м после моста. Участок прошли сходу.
 Мы выбрали средний пролет моста, т.к. правый был завален
 плавником. Этот мост основной на дороге Орлик - Хужир.
 Далее река входит в участок сплошных разбоев длинной
 около 10км. Скорость течения по-прежнему высока около
 12км/час и в высокую воду в некоторых местах река течет
 прямо в лесу. Очень много завалов, как свежих, так и
 многолетних. По-видимому оптимальная линия движения в
 разбоях - держатся правого коренного берега, хотя иногда
 кажется, что основная вода уходит налево. Мы потратили на
 этот участок много времени и сил: 5 часов вместе с
 обедом. Часто приходилось проводить и обносить
 катамараны, пилить завалы.
 
 Пр. No56 - простой порог. За левым поворотом идет слабая
 шивера длиной около 80м. Затем река круто поворачивает
 направо и делится на две протоки. В правой слив около
 0,5м.
 
 Пр. No57 - простой слив высотой около 1м в левой протоке.
 Расположено в 200-300м от пр. No56.
 
 Пр. No58 - длинная мощная шивера. Начинается от моста
 через Жом-Болок примерно в 150-200м от пр. No57. Река
 течет в узком лавовом каньоне, крутые повороты, прижимы к
 береговым скалам, мощные валы и бочки. Длина шиверы около
 2км, заканчивается она в устье реки. Шивера действительно
 является красивым завершением реки, но нам, после слалома
 в завалах, она показалась попроще.
 
 В устье Жом-Болока отличная поляна для дневки на правом
 берегу.
 
 Нам показалось, что километраж по р. Жом-Болок, данный
 предыдущими группами, занижен. Мы оцениваем длину участка
 от оз. Олон-Нур до устья в 60км Даже на карте 1см:10км
 длина участка составляет около 38 мм, с учетом
 коэффициента извилистости 1,5 это и даст оценку около 60
 км.
 
  5. Подходы и сходы с маршрута
 
 Дорога до пос. Орлик хорошо знакома туристам, внесем свои
 коррективы, связанные с о стремительным наступлением
 рынка на Саянские Горы. Мы летели из Москвы самолетом
 авиакомпании "ТрансАэро". Цены на билеты у них даже ниже,
 чем у "Аэрофлота", зато сервиса больше, а главное в
 самолете есть места для курящих, что для некоторых членов
 нашей группы было немаловажно. Билет, если покупать его
 заранее ( за 15, а лучше за 40-30 суток до вылете) стоит
 700 000 руб.. Электричек на Слюдянку осталось всего две,
 мы воспользовались проходящим поездом: стоит это около 30
 000 руб.. В ожидании членов группы, не смогших вылететь в
 пятницу, часть группы провела 2 дня на Байкале. Для этого
 прямо на пирсе , ближайшем к станции, мы договорились с
 рыбаками и они за 200 000 руб. Перевезли нас на другой
 берег залива, помогли выбрать хорошее место и утром во
 вторник забрали нас обратно в Слюдянку. Автобус в пос.
 Монды отправляется теперь не от автостанции, а от ж.д.
 вокзала, хотя предварительная продажа билетов по прежнему
 на автостанции. Билеты стоят около 30 000 руб. на
 человека + 10 000 руб. багаж. Автобус отправляется в
 11:00 в Монды прибывает около 18:00. В пос. Тибельти
 бурятская таможня - требую денег за постой в заповеднике,
 денег им давать не надо, объясняя, что вы сегодня же
 попадете в Орлик и в заповеднике ночевать не будете. Уже
 на стоянке автобуса в Кырене вам начнут предлагать
 автотранспорт до Орлика. Суетится не надо, т.к. в Монды
 своего автотранспорта хватает, кроме того люди из Кырена
 знают те места плохо, путаются, хотя и обещают доставить
 вас куда душе угодно. В Монды надо в поселке из автобуса
 не выходить, а ехать на нем до развилки дороги на Орлик -
 услуга, оказываемая водителем туристам абсолютно
 бескорыстно, т.е. даром. На развилке через некоторое
 время после прихода автобуса начинают появляться местные
 жители на транспортных средствах (в основном ГАЗ-66) с
 которыми и надо договариваться. Лучше с двумя сразу,
 потому что им еще надо подготовиться, заправиться и т.д.,
 так что один обязательно отсеется. В этом году брали по 1
 000 000 руб. за машину до Орлика. Нам надо было дальше и
 мы сторговались на 1 500 000 до Жом-Болока. Ехало нас две
 группы, ребята из Свердловска шли на Оку, так что
 получилось вполне приемлемо. До Орлика ехать около 4-5
 час., зависит от количества остановок у священных мест.
 Дорогу до Орлика прогрейдеровали, так что она стала
 вполне приличная и ехать можно быстро. От Орлика дорога
 становится значительно хуже. Паром через Оку восстановлен
 и работает круглосуточно за стакан спирта. Бродить в
 высокую воду наш водитель испугался и мы переправились на
 пароме. Далее дорога идет по левому берегу Оки, проходит
 через Порт-Ока, пересекает р. Сенцу и после пос. Саяны
 разветвляется одна дорога идет в низовья р.Жом-Болок и
 пересекает ее мостом в районе левого притока Обтой,
 вторая идет через пос. Монголджон в район пос. Шарза.
 Кстати, мы думаем, что водитель, завезший наших
 предшественников на Сенцу вместо Жом-Болока не ошибся, а
 сделал это вполне сознательно. Мы поняли, что во-первых
 дорога на Сенцу несравненно лучше дороги на Жом-Болок и
 довольно популярна, во всяком случае все местные водители
 ее знают. Дорогу на Жом-Болок наш водитель не знал
 вообще, кроме того она действительно оказалась очень
 плохой. Мы решили выходить на Жом-Болок не по дороге
 вдоль берега Оки, а по верхней дороге через пос.
 Монголджон. В принципе это решение оказалось правильным,
 но лишь частично, нам удалось продвинуться вверх по Жом-
 Болоку километров на 30-35, но к сожалению, в какой то
 момент, мы выбрали не ту колею (надо сказать, что их в
 лесу было великое множество и выбирать приходилось наугад
 да еще в 2 часа ночи) и не вышли к мосту у пос.Шарза.
 Вместо этого мы заехали выше по реке, но по правому
 берегу, когда как основная дорога в верховья идет по
 левому. Когда продолжать путь, по выбранной нами дороге,
 уже не было никакой мочи, мы отпустили водителя и легли
 спать. На утро, соориентировавшись, мы выяснили, что
 находимся на верхнем краю Шарзинской поляны. Нашли брод
 через реку, переправились на левый берег и довольно
 быстро отыскали остатки старой дороги на левом склоне
 долины. Надо сказать, что ее состояние далеко не
 идеальное и судя по травяному покрову по ней уже лет 5
 никто не ездил. Тем не менее мы с удовольствием
 воспользовались ею для заброски в верховья реки. К
 сожалению тропа нигде не подходит к реке и просмотреть
 реку во время заброски не удается. Впервые мы вышли к
 реке в районе стойбища у оз. Олон-Нур.
 
 Машина от Хужира до Слюдянки стоила нам 1 000 000 руб.
 Неожиданно оказалось, что от Слюдянки до Иркутска
 добраться довольно сложно. Нам пришлось воспользоваться
 советом местных жителей и обратиться с просьбой в ГАИ на
 трассе Улан-Удэ - Иркутск. Гаишники посадили нас на
 попутный автобус до Иркутска и мы доехали на нем до
 города.
 
  6. Меры безопасности
 
 Кроме стандартных мер безопасности, применяемых в
 походах пятой категории сложности, необходимо отметить
 следующие особенности организации сплава для данной реки:
 з очень холодная вода делает ношение гидрокостюма
  абсолютно необходимым,
 з сложный рельеф местности, отсутствие троп по берегам
 затрудняют просмотр порогов и обнос вещей - рекомендуем
 просматривать участки по 2-3 км во время стоянки,
 з отсутствие ярких ориентиров затрудняет определение
 препятствий при приближении к ним с воды, к счастью все
 они кроме пр.No50 хорошо читаются по понижению береговой
 линии,
 з из-за узости русла везде возможна береговая
 страховка, сложность при страховке с воды в том, что
 страхующий катамаран может прорезать оболочку об острые
 камни берега,
 з особой осторожности требует прохождение разбоев в
 низовьях.
 
  7. Выводы и рекомендации
 
 Окончание похода в пос. Хужир объясняется потерей 3 дней
 из-за задержки части участников по служебным
 обстоятельствам в Москве. Конечно мы планировали пройти
 полноценную пятерку до пос. Верхнеокинский и, не потеряй
 мы эти дни, времени бы нам хватило. Но в данных
 обстоятельствах мы решили не разбивать группу, а
 вернуться всем вместе в Москву.
 Конечно, гораздо более логичным смотрится маршрут со
 сплавом по Оке до поселка Верхнеокинский или переход на
 другую речку. Мы были вынуждены закончить маршрут из-за
 нехватки времени у некоторых участников. Также гораздо
 более логичным представляется пешая часть из долины р.
 Сенцы через несложный, заболоченный перевал Дэбэ-Хутел-
 Дабан. В этом случае пешая часть составит около 12 км и
 вы попадете приблизительно в тоже место. Подъем по долине
 р.Сенцы значительно проще и не требует машины повышенной
 проходимости. Впрочем, мы считаем возможным и проезд до
 оз. Олон-Нур с пересечением Жом-Болока по мосту в районе
 Шарзинской поляны и дальнейшем подъеме по дороге левого
 берега. Конечно в этом случае потребуется машина
 повышенной проходимости.
 Маршрут в случае продолжения его до пос. Верхнеокинский
 соответствует на наш взгляд пятой категории сложности.
 Техническую сложность маршрута в этом случае будут
 определять препятствия р. Жом-Болок, такие как:
 пр.NoNo43,46,50,52,58.
 Считаем, что в высокую воду особенно опасен становится
 участок разбоев.
 При совершении радиального выхода на перевал Дэбэ-Хутел-
 Дабан и верховья р.Жом-Болок мы пытались оценить
 возможности сплава по Жом-Болоку выше оз. Олон-Нур.
 Однозначного ответа мы дать не можем из-за сложностей с
 подходом к берегу, некоторые участки смотрятся очень
 привлекательно, характер реки тот же, что и ниже по
 течению: крутые сливы, быстрое течение, в то же время
 много непроходов для катамарана четверки, старых завалов.
 
 ===============================================================
  FILE: zhombol2.txt
  Заброска на Жом-Болок
 
  From: Скрипко А. В. skripk@pop.transit.ru
 
  Из Слюдянки туда добраться практически нереально. Это
 должна быть грузовая машина, которая возвращается домой в
 Хужир. Дорога туда-обратно - примерно 800 км., заправок по
 дороге нет, кто туда поедет, если не местные? В Слюдянке
 довольно много микроавтобусов, водители которых предлагают
 довезти до Монд (даже до Орлика не едут) за 600 т. р., что
 весьма неплохо, так как в микроавтобус помещается восемь
 человек с барахлом. Нас было четверо, поэтому мы поехали до
 Монд на рейсовом автобусе. Стоит это примерно 70 т. р. с
 человека и занимает весь день: из Слюдянки автобус уходит в 7
 часов утра, а в Монды приходит в 6 часов вечера. Водитель
 провез нас за развилку, что после Монд, и высадил на дороге на
 Орлик. Там мы ночевали и весь следующий день ловили попутку. К
 вечеру мы ее поймали. Семья бурятов возвращалась в Хужир и
 довезла нас прямо до устья Жом-Болока. Поторговавшись, мы
 отдали им за это удовольствие 450 т. р. и бутылку водки. Для
 сравнения, если брать машину из Монд до Орлика, то водители
 просят 1 млн. р., а ведь еще и от Орлика нужно 40 км.
 добираться как-то.
 
  Резюме. Если есть деньги и нет времени, то добраться от
 Слюдянки до Жом-Болока можно за 1 день: на каком-нибудь
 микроавтобусе до Монд (600 т. р. ), а из Монд взять машину до
 Орлика (1 млн. р. ) или сразу до устья Жом-болока (1, 5 млн. р.
 ). Итого 2, 1 млн. р. на группу из восьми человек, или по 260
 т. р. на брата (при этом следует иметь в виду, что чем меньше
 народу, тем стоимость заброски на одного человека выше). Нас,
 например, было четверо, и нам такое удовольствие обошлось бы в
 520 т. р. на человека. Другой вариант, если нет денег и есть
 время, добираться за два дня - на рейсовом автобусе до Монд и
 там на попутке до Орлика или сразу до Жом-Болока. Попутка стоит
 100 т. р. с человека до Орлика и 120 т. р. до Жом-Болока.
 Короче, мы потратили на заброску по 180 т. р. на человека -
 почти в три раза меньше, чем в первом случае. Да, можно еще
 доехать до Кырена, а уже оттуда до Орлика, но по стоимости это
 одно и то же, к тому же кыренские водители очень плохо знают
 дороги после Орлика и потому могут завезти куда-нибудь не туда.
 Лучше всего ехать с какими-нибудь бурятами из Орлика или из
 Хужира: они все дороги знают, всех людей там знают, с ними
 никакая милиция не будет требовать никаких денег и т. д.
 
  В Слюдянке, скорее всего, удастся найти машину прямо перед
 зданием вокзала, на привокзальной площади. Для местных
 водителей это неплохой бизнес, вот они там и околачиваются.
 Если будет совсем плохо, надо просто походить по дворам, найти
 подходящую машину, а потом и ее водителя.
 
  В Мондах, если выгрузиться прямо в поселке, то есть на
 автобусной остановке, то водители, скорее всего, сами начнут к
 вам подходить - они там еще более бедные (но более жадные), чем
 в Слюдянке. Однако это плохой вариант, поскольку чувствовать вы
 там себя будете неуютно, и деться вам будет некуда. К слову
 сказать, общение с пьяными бурятами - это удовольствие ниже
 среднего, а пьют там почти все. Лучше попросите водителя
 провезти вас за поселок и остановитесь либо на развилке, либо
 метров через 200 по дороге в сторону Орлика. Там можно спокойно
 развести костер, поставить лагерь и ловить попутку или же
 направить пару человек в Монды договариваться о машине. Это
 даст вам психологическую уверенность в том, что вам не нужно
 уехать до темноты и т. д.
 
  До Орлика дорога одна, и контролировать ее не надо. До
 паромной переправы через Оку шофвр тоже доедет, но дальше
 главное не проехать Жом-Болок, вернее его левый (орографически)
 рукав, образующий красивый водопад.
 
 > - какие-нибудь документы могут
 > произвести впечатление на местные "властные структуры"?
 
  Очень может быть. Там тайга - закон. Но советую помнить об
 одной подмеченной мною черте бурятского характера: поначалу они
 несколько агрессивны, стараются вас запугать и взять с вас
 деньги. Но! чем меньше вы пугаетесь и чем упорнее отказываете
 им во всем, чего они просят, тем более они вас будут уважать.
 Еще один совет: во избежание встреч с властями до Монд лучше
 ехать на автобусе (ну ни один дурак не станет останавливать
 автобус, который ходит там каждый день, и проверять его
 пассажиров). В этом году все мои знакомые, добиравшиеся до Монд
 на машине, имели разговор с гаишниками, который, в принципе,
 сводился к следующему: в районе перевала с Иркута на Оку сейчас
 сделали заповедник, за пребывание в котором берут деньги. Ваша
 задача убедить гаишника в том, что вы едете до Орлика и в этом
 районе не останавливаетесь. А вот от Монд до Орлика лучше ехать
 с бурятами из Орлика, из Саян или из Хужира - это не потребует
 от вас материальных затрат в виде водки за переправу на пароме.
 
  Да, они очень не любят людей из столичных городов (Москвы,
 Питера). Мы, например, играли в дурочку, говоря, что приехали
 из Калуги, - отношение сразу становилось гораздо лучше. Все
 буряты, с которыми мне довелось разговаривать, задавали
 стандартные три вопроса: Какого года рождения? Служил ли в

<< Пред.           стр. 490 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу