<< Пред. стр. 490 (из 787) След. >>
начинается несложная шивера длинной 500м и послепонижения правого берега начинаются разбои, которые
продолжаются около 5км, к счастью без непроходимых
завалов. На всем участке после моста скорость течения
весьма значительна порядка 10-12 км/час. Участок
заканчивается плесом длинной около 500м с постройками на
высоком левом берегу.
Пр. No55 - шивера "Обтойская". Начинается сразу за плесом
В русле много обливных камней. На левом повороте
расположен Обтойский мост, шли правым пролетом. Шивера
заканчивается в 500м после моста. Участок прошли сходу.
Мы выбрали средний пролет моста, т.к. правый был завален
плавником. Этот мост основной на дороге Орлик - Хужир.
Далее река входит в участок сплошных разбоев длинной
около 10км. Скорость течения по-прежнему высока около
12км/час и в высокую воду в некоторых местах река течет
прямо в лесу. Очень много завалов, как свежих, так и
многолетних. По-видимому оптимальная линия движения в
разбоях - держатся правого коренного берега, хотя иногда
кажется, что основная вода уходит налево. Мы потратили на
этот участок много времени и сил: 5 часов вместе с
обедом. Часто приходилось проводить и обносить
катамараны, пилить завалы.
Пр. No56 - простой порог. За левым поворотом идет слабая
шивера длиной около 80м. Затем река круто поворачивает
направо и делится на две протоки. В правой слив около
0,5м.
Пр. No57 - простой слив высотой около 1м в левой протоке.
Расположено в 200-300м от пр. No56.
Пр. No58 - длинная мощная шивера. Начинается от моста
через Жом-Болок примерно в 150-200м от пр. No57. Река
течет в узком лавовом каньоне, крутые повороты, прижимы к
береговым скалам, мощные валы и бочки. Длина шиверы около
2км, заканчивается она в устье реки. Шивера действительно
является красивым завершением реки, но нам, после слалома
в завалах, она показалась попроще.
В устье Жом-Болока отличная поляна для дневки на правом
берегу.
Нам показалось, что километраж по р. Жом-Болок, данный
предыдущими группами, занижен. Мы оцениваем длину участка
от оз. Олон-Нур до устья в 60км Даже на карте 1см:10км
длина участка составляет около 38 мм, с учетом
коэффициента извилистости 1,5 это и даст оценку около 60
км.
5. Подходы и сходы с маршрута
Дорога до пос. Орлик хорошо знакома туристам, внесем свои
коррективы, связанные с о стремительным наступлением
рынка на Саянские Горы. Мы летели из Москвы самолетом
авиакомпании "ТрансАэро". Цены на билеты у них даже ниже,
чем у "Аэрофлота", зато сервиса больше, а главное в
самолете есть места для курящих, что для некоторых членов
нашей группы было немаловажно. Билет, если покупать его
заранее ( за 15, а лучше за 40-30 суток до вылете) стоит
700 000 руб.. Электричек на Слюдянку осталось всего две,
мы воспользовались проходящим поездом: стоит это около 30
000 руб.. В ожидании членов группы, не смогших вылететь в
пятницу, часть группы провела 2 дня на Байкале. Для этого
прямо на пирсе , ближайшем к станции, мы договорились с
рыбаками и они за 200 000 руб. Перевезли нас на другой
берег залива, помогли выбрать хорошее место и утром во
вторник забрали нас обратно в Слюдянку. Автобус в пос.
Монды отправляется теперь не от автостанции, а от ж.д.
вокзала, хотя предварительная продажа билетов по прежнему
на автостанции. Билеты стоят около 30 000 руб. на
человека + 10 000 руб. багаж. Автобус отправляется в
11:00 в Монды прибывает около 18:00. В пос. Тибельти
бурятская таможня - требую денег за постой в заповеднике,
денег им давать не надо, объясняя, что вы сегодня же
попадете в Орлик и в заповеднике ночевать не будете. Уже
на стоянке автобуса в Кырене вам начнут предлагать
автотранспорт до Орлика. Суетится не надо, т.к. в Монды
своего автотранспорта хватает, кроме того люди из Кырена
знают те места плохо, путаются, хотя и обещают доставить
вас куда душе угодно. В Монды надо в поселке из автобуса
не выходить, а ехать на нем до развилки дороги на Орлик -
услуга, оказываемая водителем туристам абсолютно
бескорыстно, т.е. даром. На развилке через некоторое
время после прихода автобуса начинают появляться местные
жители на транспортных средствах (в основном ГАЗ-66) с
которыми и надо договариваться. Лучше с двумя сразу,
потому что им еще надо подготовиться, заправиться и т.д.,
так что один обязательно отсеется. В этом году брали по 1
000 000 руб. за машину до Орлика. Нам надо было дальше и
мы сторговались на 1 500 000 до Жом-Болока. Ехало нас две
группы, ребята из Свердловска шли на Оку, так что
получилось вполне приемлемо. До Орлика ехать около 4-5
час., зависит от количества остановок у священных мест.
Дорогу до Орлика прогрейдеровали, так что она стала
вполне приличная и ехать можно быстро. От Орлика дорога
становится значительно хуже. Паром через Оку восстановлен
и работает круглосуточно за стакан спирта. Бродить в
высокую воду наш водитель испугался и мы переправились на
пароме. Далее дорога идет по левому берегу Оки, проходит
через Порт-Ока, пересекает р. Сенцу и после пос. Саяны
разветвляется одна дорога идет в низовья р.Жом-Болок и
пересекает ее мостом в районе левого притока Обтой,
вторая идет через пос. Монголджон в район пос. Шарза.
Кстати, мы думаем, что водитель, завезший наших
предшественников на Сенцу вместо Жом-Болока не ошибся, а
сделал это вполне сознательно. Мы поняли, что во-первых
дорога на Сенцу несравненно лучше дороги на Жом-Болок и
довольно популярна, во всяком случае все местные водители
ее знают. Дорогу на Жом-Болок наш водитель не знал
вообще, кроме того она действительно оказалась очень
плохой. Мы решили выходить на Жом-Болок не по дороге
вдоль берега Оки, а по верхней дороге через пос.
Монголджон. В принципе это решение оказалось правильным,
но лишь частично, нам удалось продвинуться вверх по Жом-
Болоку километров на 30-35, но к сожалению, в какой то
момент, мы выбрали не ту колею (надо сказать, что их в
лесу было великое множество и выбирать приходилось наугад
да еще в 2 часа ночи) и не вышли к мосту у пос.Шарза.
Вместо этого мы заехали выше по реке, но по правому
берегу, когда как основная дорога в верховья идет по
левому. Когда продолжать путь, по выбранной нами дороге,
уже не было никакой мочи, мы отпустили водителя и легли
спать. На утро, соориентировавшись, мы выяснили, что
находимся на верхнем краю Шарзинской поляны. Нашли брод
через реку, переправились на левый берег и довольно
быстро отыскали остатки старой дороги на левом склоне
долины. Надо сказать, что ее состояние далеко не
идеальное и судя по травяному покрову по ней уже лет 5
никто не ездил. Тем не менее мы с удовольствием
воспользовались ею для заброски в верховья реки. К
сожалению тропа нигде не подходит к реке и просмотреть
реку во время заброски не удается. Впервые мы вышли к
реке в районе стойбища у оз. Олон-Нур.
Машина от Хужира до Слюдянки стоила нам 1 000 000 руб.
Неожиданно оказалось, что от Слюдянки до Иркутска
добраться довольно сложно. Нам пришлось воспользоваться
советом местных жителей и обратиться с просьбой в ГАИ на
трассе Улан-Удэ - Иркутск. Гаишники посадили нас на
попутный автобус до Иркутска и мы доехали на нем до
города.
6. Меры безопасности
Кроме стандартных мер безопасности, применяемых в
походах пятой категории сложности, необходимо отметить
следующие особенности организации сплава для данной реки:
з очень холодная вода делает ношение гидрокостюма
абсолютно необходимым,
з сложный рельеф местности, отсутствие троп по берегам
затрудняют просмотр порогов и обнос вещей - рекомендуем
просматривать участки по 2-3 км во время стоянки,
з отсутствие ярких ориентиров затрудняет определение
препятствий при приближении к ним с воды, к счастью все
они кроме пр.No50 хорошо читаются по понижению береговой
линии,
з из-за узости русла везде возможна береговая
страховка, сложность при страховке с воды в том, что
страхующий катамаран может прорезать оболочку об острые
камни берега,
з особой осторожности требует прохождение разбоев в
низовьях.
7. Выводы и рекомендации
Окончание похода в пос. Хужир объясняется потерей 3 дней
из-за задержки части участников по служебным
обстоятельствам в Москве. Конечно мы планировали пройти
полноценную пятерку до пос. Верхнеокинский и, не потеряй
мы эти дни, времени бы нам хватило. Но в данных
обстоятельствах мы решили не разбивать группу, а
вернуться всем вместе в Москву.
Конечно, гораздо более логичным смотрится маршрут со
сплавом по Оке до поселка Верхнеокинский или переход на
другую речку. Мы были вынуждены закончить маршрут из-за
нехватки времени у некоторых участников. Также гораздо
более логичным представляется пешая часть из долины р.
Сенцы через несложный, заболоченный перевал Дэбэ-Хутел-
Дабан. В этом случае пешая часть составит около 12 км и
вы попадете приблизительно в тоже место. Подъем по долине
р.Сенцы значительно проще и не требует машины повышенной
проходимости. Впрочем, мы считаем возможным и проезд до
оз. Олон-Нур с пересечением Жом-Болока по мосту в районе
Шарзинской поляны и дальнейшем подъеме по дороге левого
берега. Конечно в этом случае потребуется машина
повышенной проходимости.
Маршрут в случае продолжения его до пос. Верхнеокинский
соответствует на наш взгляд пятой категории сложности.
Техническую сложность маршрута в этом случае будут
определять препятствия р. Жом-Болок, такие как:
пр.NoNo43,46,50,52,58.
Считаем, что в высокую воду особенно опасен становится
участок разбоев.
При совершении радиального выхода на перевал Дэбэ-Хутел-
Дабан и верховья р.Жом-Болок мы пытались оценить
возможности сплава по Жом-Болоку выше оз. Олон-Нур.
Однозначного ответа мы дать не можем из-за сложностей с
подходом к берегу, некоторые участки смотрятся очень
привлекательно, характер реки тот же, что и ниже по
течению: крутые сливы, быстрое течение, в то же время
много непроходов для катамарана четверки, старых завалов.
===============================================================
FILE: zhombol2.txt
Заброска на Жом-Болок
From: Скрипко А. В. skripk@pop.transit.ru
Из Слюдянки туда добраться практически нереально. Это
должна быть грузовая машина, которая возвращается домой в
Хужир. Дорога туда-обратно - примерно 800 км., заправок по
дороге нет, кто туда поедет, если не местные? В Слюдянке
довольно много микроавтобусов, водители которых предлагают
довезти до Монд (даже до Орлика не едут) за 600 т. р., что
весьма неплохо, так как в микроавтобус помещается восемь
человек с барахлом. Нас было четверо, поэтому мы поехали до
Монд на рейсовом автобусе. Стоит это примерно 70 т. р. с
человека и занимает весь день: из Слюдянки автобус уходит в 7
часов утра, а в Монды приходит в 6 часов вечера. Водитель
провез нас за развилку, что после Монд, и высадил на дороге на
Орлик. Там мы ночевали и весь следующий день ловили попутку. К
вечеру мы ее поймали. Семья бурятов возвращалась в Хужир и
довезла нас прямо до устья Жом-Болока. Поторговавшись, мы
отдали им за это удовольствие 450 т. р. и бутылку водки. Для
сравнения, если брать машину из Монд до Орлика, то водители
просят 1 млн. р., а ведь еще и от Орлика нужно 40 км.
добираться как-то.
Резюме. Если есть деньги и нет времени, то добраться от
Слюдянки до Жом-Болока можно за 1 день: на каком-нибудь
микроавтобусе до Монд (600 т. р. ), а из Монд взять машину до
Орлика (1 млн. р. ) или сразу до устья Жом-болока (1, 5 млн. р.
). Итого 2, 1 млн. р. на группу из восьми человек, или по 260
т. р. на брата (при этом следует иметь в виду, что чем меньше
народу, тем стоимость заброски на одного человека выше). Нас,
например, было четверо, и нам такое удовольствие обошлось бы в
520 т. р. на человека. Другой вариант, если нет денег и есть
время, добираться за два дня - на рейсовом автобусе до Монд и
там на попутке до Орлика или сразу до Жом-Болока. Попутка стоит
100 т. р. с человека до Орлика и 120 т. р. до Жом-Болока.
Короче, мы потратили на заброску по 180 т. р. на человека -
почти в три раза меньше, чем в первом случае. Да, можно еще
доехать до Кырена, а уже оттуда до Орлика, но по стоимости это
одно и то же, к тому же кыренские водители очень плохо знают
дороги после Орлика и потому могут завезти куда-нибудь не туда.
Лучше всего ехать с какими-нибудь бурятами из Орлика или из
Хужира: они все дороги знают, всех людей там знают, с ними
никакая милиция не будет требовать никаких денег и т. д.
В Слюдянке, скорее всего, удастся найти машину прямо перед
зданием вокзала, на привокзальной площади. Для местных
водителей это неплохой бизнес, вот они там и околачиваются.
Если будет совсем плохо, надо просто походить по дворам, найти
подходящую машину, а потом и ее водителя.
В Мондах, если выгрузиться прямо в поселке, то есть на
автобусной остановке, то водители, скорее всего, сами начнут к
вам подходить - они там еще более бедные (но более жадные), чем
в Слюдянке. Однако это плохой вариант, поскольку чувствовать вы
там себя будете неуютно, и деться вам будет некуда. К слову
сказать, общение с пьяными бурятами - это удовольствие ниже
среднего, а пьют там почти все. Лучше попросите водителя
провезти вас за поселок и остановитесь либо на развилке, либо
метров через 200 по дороге в сторону Орлика. Там можно спокойно
развести костер, поставить лагерь и ловить попутку или же
направить пару человек в Монды договариваться о машине. Это
даст вам психологическую уверенность в том, что вам не нужно
уехать до темноты и т. д.
До Орлика дорога одна, и контролировать ее не надо. До
паромной переправы через Оку шофвр тоже доедет, но дальше
главное не проехать Жом-Болок, вернее его левый (орографически)
рукав, образующий красивый водопад.
> - какие-нибудь документы могут
> произвести впечатление на местные "властные структуры"?
Очень может быть. Там тайга - закон. Но советую помнить об
одной подмеченной мною черте бурятского характера: поначалу они
несколько агрессивны, стараются вас запугать и взять с вас
деньги. Но! чем меньше вы пугаетесь и чем упорнее отказываете
им во всем, чего они просят, тем более они вас будут уважать.
Еще один совет: во избежание встреч с властями до Монд лучше
ехать на автобусе (ну ни один дурак не станет останавливать
автобус, который ходит там каждый день, и проверять его
пассажиров). В этом году все мои знакомые, добиравшиеся до Монд
на машине, имели разговор с гаишниками, который, в принципе,
сводился к следующему: в районе перевала с Иркута на Оку сейчас
сделали заповедник, за пребывание в котором берут деньги. Ваша
задача убедить гаишника в том, что вы едете до Орлика и в этом
районе не останавливаетесь. А вот от Монд до Орлика лучше ехать
с бурятами из Орлика, из Саян или из Хужира - это не потребует
от вас материальных затрат в виде водки за переправу на пароме.
Да, они очень не любят людей из столичных городов (Москвы,
Питера). Мы, например, играли в дурочку, говоря, что приехали
из Калуги, - отношение сразу становилось гораздо лучше. Все
буряты, с которыми мне довелось разговаривать, задавали
стандартные три вопроса: Какого года рождения? Служил ли в