<< Пред.           стр. 491 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 армии? Есть ли с собой ружье? При получении утвердительного
 ответа на последние два вопроса они начинают вас уважать. К
 слову сказать, я врал, но не жалею, поскольку результат
 превзошел все ожидания.
 ===============================================================
  FILE: zhomb-st.txt
  Валентин Юрин. Хит сезона: Жомболок
 
  Маршруты для каякеров
 
 ---------------------------------------------------------------
  From: Валентин Юрин (iourine@iourine.msk.su)
  То: Максим Мошков
  Написал я статью по Жомболоку в "Спортивный Туризм", но
 туда она велика оказалась. Посылаю тебе, чтобы не пропадала.
 ---------------------------------------------------------------
 
  "Каширка с двухметровыми сливами"
 
 
  Именно так отозвался о Жомболоке один из наших товарищей.
 Этот левый приток саянской Оки, последний из ее крупных
 притоков на верхнем участке -- исключительно своеобразная и
 нетипичная для Саян река. Долгое время она оставалась вне сферы
 внимания туристов. Жомболок начинается в Долине Вулканов, и
 именно по его долине некогда стекала лава во время извержений.
 Лавовый характер русла и особенности его эрозии обусловили
 особенности этой реки. Большинство препятствий имеет характер
 водопадных сливов высотой 1,0-1,5 м; некоторые достигают высоты
 2,0-3,5 м в сочетании с опасными прижимами к лавовым берегам.
 Сливы выбирают практически все падение реки, поэтому они
 перемежаются хорошо выраженными плесами. Несмотря на свою
 сложность и эффектность, они достаточно безопасны для каякеров,
 уверенно владеющих эскимосским переворотом. С другой стороны,
 очень трудоемки и опасны -- даже для каячных групп -- участки
 сплошных завалов выше и ниже содержательного сегмента реки.
  Привести какие-либо содержательные числовые характеристики
 этой реки практически невозможно, да и незачем. Измерять ее
 километраж бесполезно, поскольку она чрезвычайно сильно петляет
 по лавовому полю от одного борта долины до другого. Значение,
 определенное по карте, может отличаться от фактического и на
 30%, и на 100%. По этой же причине нельзя вычислить ее уклон;
 но это уже не играет большой роли, поскольку река падает крайне
 неравномерно и никакие усредненные величины не дают
 представления об истинном характере препятствий. Определить
 расход также невозможно, поскольку значительное количество воды
 фильтруется под лавой или уходит в многочисленные обводные
 протоки, имеющиеся не только на участках разбоев, но и в районе
 основных препятствий. Глазомерная оценка расхода в ключевых
 препятствиях составляет 25-35 м3/с.
  Первопрохождение Жомболока было совершено группой под рук.
 А.Сенюты в 1981 г. Как было установлено этой группой,
 прохождение верхней части реки до озер Олон-Нур трудоемко и
 опасно, если вообще возможно, из-за многочисленных завалов и
 отдельных бревен. (Разведка, проведенная одной из московских
 групп в нынешнем году вверх от оз. Олон-Нур, вполне подтвердила
 эти сведения.) Заброска в верховья реки включает протяженную
 пешую часть или аренду вертолета. По этим причинам подавляющее
 большинство последующих групп начинало сплав от оз. Олон-Нур,
 куда можно добраться двумя путями: либо из хорошо известной
 долины р. Сенцы через низкий болотистый перевал
 Дээдэ-Хутэл-Дабан (около 10 км), либо снизу вдоль реки от
 Шарзинской котловины (пешком около 20 км). Эти варианты были
 отработаны группами под рук. С.Климина в 1992 г. (см.
 "Спортивный Туризм", 1995 г., 11) и П.Золотова в 1996 г.,
 соответственно. Именно они вызвали новую волну интереса к этой
 реке. В 1997 г. по ней прошли, как минимум, три московские
 группы, включая нашу.
  Маршрут по р. Жомболок хорошо сочетается с радиальным
 выходом на минеральные источники Хойто-Гол и Чойган, в Долину
 Вулканов и к другим достопримечательностям этого района.
 Сплавной участок ниже оз. Олон-Нур исключительно фотогеничен и
 удобен как для документирования собственно прохождения, так и
 для съемки постановочных кадров. Его очевидным недостатком,
 однако, является небольшая протяженность содержательной части:
 здесь насчитывается всего два десятка препятствий, из которых
 большая часть сосредоточена на отрезке длиной около 20 км. В
 сочетании с протяженными и утомительными местными подъездами
 (от Слюдянки более 450 км) и длительным выкатом по р. Ока (230
 км, не менее 5 дней сплава) это существенно снижает
 привлекательность данного маршрута.
 
 
  "О це лялька!"
 
 
  Впервые мы примерились к Жомболоку в 1994 г., завершая не
 слишком удачный поход по другому притоку Оки -- р. Диби (см.
 Спортивный Туризм, 1995 г., 12). Тогда нам удалось подняться к
 началу выходной шиверы и пройти ее. Именно на стоянке в устье
 Жомболока -- традиционном месте дневок, бань и возлияний --
 один из встреченных нами киевлян дал приведенную выше оценку
 нашим, тогда еще каркасно-поддувным, каякам.
  Жомболок, как никакая другая саянская река, интересен для
 сплава на каяках. Большинство препятствий, несмотря на
 небольшую протяженность, имеет сложную линию движения,
 включающую очень интенсивные и точные маневры. Небольшая ширина
 реки и малый расход воды еще более ужесточают эти требования. В
 равной степени можно утверждать, что полиэтиленовый каяк
 является идеальным судном для этой реки; именно здесь его
 технические и конструктивные преимущества проявляются
 чрезвычайно наглядно.
  Изюминка Жомболока -- водопадные сливы -- весьма опасны
 для хлипких каркасных и каркасно-поддувных сооружений, которые
 могут разрушиться от одного только удара при приводнении.
 Прохождение таких препятствий требует, помимо хорошей
 технической подготовки гребца, обязательного наличия пяточных
 упоров с эффективной амортизацией и ряда других конструктивных
 особенностей. В силу всех названных выше причин прохождение
 высоких водопадных сливов долгое время практиковалось лишь
 единицами из отечественных каякеров, а речки подобного типа не
 пользовались популярностью ни среди каякеров, ни среди
 катамаранщиков. Только цельнолитые полиэтиленовые каяки с
 полным набором внутреннего оборудования предоставляют гребцу
 достаточную степень контроля и обладают достаточной прочностью
 для уверенного прохождения таких маршрутов.
  Разрушаясь, лава не стачивается водой, а колется,
 по-прежнему оставляя острые края. При небольшой ширине русла и
 высокой скорости течения это означает, что для катамарана
 практически каждый непреднамеренный контакт с берегом или
 камнем оборачивается многометровыми дырами и многочасовым
 ремонтом, как правило, в малопригодном для стоянки месте.
 Подтверждением тому служат клочья баллонов и обломки рам,
 которые можно найти на берегу практически после каждого
 серьезного порога. (Несмотря на небольшое количество групп,
 посещавших реку до сих пор.) Для разборных каяков с мягкой
 оболочкой лава не менее опасна, хотя возможность успешно
 реализовать безопасную линию движения значительно выше.
  Тем не менее, все группы, оставившие литературные
 свидетельства своего прохождения Жомболока, использовали почти
 исключительно громоздкие 4-местные катамараны. Единственное
 прохождение на каяке было совершено в 1990 г. С.Савостьяновым
 (Москва), причем группа, в составе которой он шел, сплавлялась
 с верховьев Жомболока. Им были пройдены все препятствия, кроме
 одного водопада на верхнем участке реки, загроможденного
 бревнами, и пор. "Недотрога". Как ни удивительно, но и
 2-местные катамараны, несмотря на все их относительные
 преимущества перед 4-местными, особенно ощутимые на реке такого
 типа, до сих пор здесь не применялись. Только в 1997 г. в одной
 из групп имелся один катамаран-двойка.
 
 
  "А это, наверное, ваши дочки?"
 
 
  Здесь уместно будет сказать о двух особенностях нашего
 похода. Прежде всего, нам удалось собрать очень компактную,
 слаженную и мобильную группу в составе автора этих строк и двух
 участниц. Вероятно, из-за длинной бороды первого и миниатюрных
 габаритов последних мнение всех местных жителей о
 взаимоотношениях в группе было совершенно однозначным. Дочки,
 правда, оказались весьма зубастыми: у каждой из них за плечами
 было уже не по одному большому каячному походу.
  Конечно, Жомболок -- не Голубой Нил, а я -- далеко не Майк
 Джонс, но наш поход еще раз подтвердил общую закономерность: на
 одной и той же реке группа из нескольких каякеров действует
 намного более эффективно, чем громоздкая и многочисленная
 экспедиция, и может пройти маршрут в быстром и энергичном
 стиле. На прохождение Жомболока у нас ушло всего три неполных
 ходовых дня. До сих пор это удавалось сделать, судя по отчетам,
 только группе Золотова. Остальные известные нам прохождения
 были долгими и мучительными и занимали, независимо от
 первоначальных планов, не менее 6 ходовых дней.
  Правда, нельзя не признать, что для полноценного
 прохождения маршрута трех человек все-таки недостаточно. Если
 бы не помощь группы из МГУ, с которой мы удачно сошлись как раз
 на ключевых порогах, на фотосъемку просто не хватило бы рук.
 
 
  "Звериный оскал капитализма"
 
 
  Вторая особенность состояла в том, что мы делали подряд
 два похода, которые заняли в общей сложности 5 недель. Жомболок
 был вторым; перед ним мы сплавились, в качестве разминки, по
 речкам Хангарул и Зун-Мурин в Хамар-Дабане. На этом маршруте
 тоже было несколько примечательных моментов, таких как
 первопрохождение каньона Кащей и выкат по Зун-Мурину в условиях
 мощнейшего паводка, но он заслуживает отдельного рассказа.
 Важно то, что он заканчивается в поселке Мурино, расположенном
 на хорошо знакомой туристам трассе Култук-Монды. Меньше всего
 отсюда хочется ехать в Слюдянку и далее в опостылевший
 московский муравейник; гораздо заманчивее повернуться на запад
 -- и весь Восточный Саян перед вами...
  Но не будем углубляться в возвышенные мечтания. Если
 дорога -- это жизнь, то жизнь -- это, прежде всего, еда.
 Нетрудно догадаться, что тащить с собой продукты на все 5
 недель с самого начала (включая 20-километровый пеший переход
 на Хангарул) у нас не было никакого желания. Вспомнилось, что в
 1994 г. нас приятно удивил ассортимент местных магазинов,
 ненамного уступавших московским коммерческим ларькам.
 Посоветовавшись с туристами, бывавшими в этом районе в
 1995-1996 гг., мы решили целиком положиться на блага рыночной
 экономики, и не ошиблись. В магазинах Култука и Монд нам
 удалось быстро закупить, за несколькими несущественными
 исключениями, полный набор продуктов на второй поход, включая
 местную полукопченую колбасу и сыр, свежие фрукты и овощи,
 московские шоколадки и немецкие йогурты. Обидная промашка вышла
 с молоком: в одном магазине купили, не мудрствуя лукаво,
 сгущенку -- по банке на день, а в следующем обнаружили сухое
 молоко, сливки и несколько видов детского питания. Лет семь
 назад такого нельзя было представить даже в самом горячечном
 бреду.
  Новые экономические реалии заметно сказались и на жизни
 местного населения. После распада колхозно-совхозной богадельни
 и прекращения финансирования извне жители этих удаленных
 районов столкнулись с необходимостью самостоятельно
 обеспечивать свое существование, и с этой задачей в основном
 справляются. Как сказал один из них, "кто хотел спиться -- тот
 спился, а нам работать надо". На смену беззаботной и пьяненькой
 жизни пришел трезвый хозяйский расчет. Разговор, например, о
 найме трактора или машины сразу переходит в деловое русло:
 сколько стоит горючее, сколько заработает водитель. Водка уже
 не имеет здесь былой цены -- хотя бы потому, что ее можно во
 всякое время купить; гораздо охотнее принимаются деньги. Хотя
 обычай "брызгать" у бурханов сохранился, он исполняется намного
 менее усердно, чем прежде, а порой превращается в простую
 формальность. (Тем не менее, иметь с собой для этого одну
 бутылку все-таки надо, а если дорога дальняя и попутчиков много
 -- то и две.) Высоко ценится также капроновая веревка, особенно
 в отдаленных поселках и летниках.
  Отношение к туристам у жителей крупных поселков
 нейтральное, на отдаленных фермах -- радушное, но несколько
 настороженное: работающим в поте лица своего, тем более в
 горячую пору сенокоса, трудно понять поведение
 праздношатающихся чужеземцев. Неприятный осадок оставили только
 полупьяные местные бездельники, которые постоянно околачиваются
 на центральной площади в Кырене, и автомобильная мафия в
 Мондах. Хотя последняя порождена исключительно спросом туристов
 на услуги извозчиков и занимается ровно тем же, чем занимаются
 местные жители во всех туристских центрах мира --
 вымогательством денег с тех, кто приезжает их тратить -- это
 делается с таким редким сочетанием азиатской хитрости,
 европейской прагматичности и российского хамства, какое
 возможно только у нас. Остается только надеяться, что
 когда-нибудь эти люди все-таки освоят опыт таких развитых
 стран, как Непал или Турция.
 
 
  Дорога
 
 
  Все-таки есть в древних верованиях Востока какой-то
 великий смысл, недоступный нашему приземленному европейскому
 умишку. Ковыряющий рылом землю редко смотрит на звезды... И
 перевоплощение душ, и 12-летний календарный цикл -- все это
 едва ли может быть просто плодом чьего-то досужего воображения.
 В 1985 году, зеленым чайником, впервые ступил я на эту землю и
 прошел ее от края до края, от Сусерской развилки до Кызыла. В
 том же походе я впервые сел в каяк -- и много лет спустя пришел
 к тому, что другого судна для меня нет и быть не может. И вот
 теперь я снова массирую свои бока бортами ГАЗ-66, скачущего по
 дороге на Орлик. И другой мой товарищ, с которым мы
 познакомились в том же году, сейчас тоже ведет свою группу по
 знакомой тропе в Долину Вулканов...
  Остановка -- пожилая бурятка просит подвезти до Орлика.
 Разговорились. Ее сын Намсарай живет на зимнике Субарай в
 верховьях Диби; три года назад у него в гостях тоже были
 туристы из Москвы с маленькими одноместными лодками... Как
 тесен мир!
  За Орликом удается доехать только до парома. На Оке
 продолжается паводок (тот же самый, который застал нас на
 Зун-Мурине), паром не работает и когда будет работать --
 неизвестно. Местные водители относятся к этому спокойно --
 неделей раньше, неделей позже, не все ли равно? На Востоке
 никто никуда не спешит: то, что не успеешь сделать в этой
 жизни, доделаешь в следующей. Только мы все куда-то торопимся,
 стараясь втиснуть вечность в считанные дни своего отпуска.
 Быстро кидаем все барахло в каяки и осторожно-осторожно,
 стараясь не забрызгать тщательно просушенные спасжилеты и
 гидрики, стекаем до поселка Саяны.
  В поселке идем искать трактор и советоваться с местными
 жителями насчет дороги на Жомболок. Большинство машин и
 работоспособных мужчин заняты на сенокосе, и переговоры
 оказываются нелегкими. Есть ли дорога по Жомболоку выше Шарзы и
 насколько она проходима, никто определенно сказать не может.
 Кроме того, мы хотим сходить в Долину Вулканов и на Хойто-Гол,
 а туда проще попасть по Сенце. В результате договариваемся
 ехать до предпоследнего зимника в долине Сенцы. От него
 остается 2-3 км до зимника Дээдэ-Хутэл, расположенного на
 одноименном ручье, стекающем с перевала. Тропа на перевал
 начинается примерно посередине между ними и уходит по борту
 долины, но ее еще надо будет найти.
 
 
  Любишь кататься -- люби и саночки возить
 
 
  Группа Климина, первой прошедшая на Жомболок с этой
 стороны, действовала следующим образом. Из базового лагеря в
 долине Сенцы они занесли часть груза на перевал, затем через
 Хойто-Гол, Долину Вулканов вышли в долину Жомболока, поднялись
 на перевал с другой стороны и сняли заброску. Нам такой вариант
 был в буквальном смысле не по плечу: хотя мы без труда
 поднимали весь груз в две ходки, наши каяки, водное снаряжение
 и продукты на сплав составляли значительно больше половины его.
 Кроме того, старые раны отнюдь не способствовали беготне по
 лавовым полям Жомболока. Поэтому мы остановились на более
 примитивном и протяженном варианте: оставив большую часть вещей
 на ферме, сходили на вулканы и вернулись обратно, а затем

<< Пред.           стр. 491 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу