<< Пред. стр. 491 (из 787) След. >>
армии? Есть ли с собой ружье? При получении утвердительногоответа на последние два вопроса они начинают вас уважать. К
слову сказать, я врал, но не жалею, поскольку результат
превзошел все ожидания.
===============================================================
FILE: zhomb-st.txt
Валентин Юрин. Хит сезона: Жомболок
Маршруты для каякеров
---------------------------------------------------------------
From: Валентин Юрин (iourine@iourine.msk.su)
То: Максим Мошков
Написал я статью по Жомболоку в "Спортивный Туризм", но
туда она велика оказалась. Посылаю тебе, чтобы не пропадала.
---------------------------------------------------------------
"Каширка с двухметровыми сливами"
Именно так отозвался о Жомболоке один из наших товарищей.
Этот левый приток саянской Оки, последний из ее крупных
притоков на верхнем участке -- исключительно своеобразная и
нетипичная для Саян река. Долгое время она оставалась вне сферы
внимания туристов. Жомболок начинается в Долине Вулканов, и
именно по его долине некогда стекала лава во время извержений.
Лавовый характер русла и особенности его эрозии обусловили
особенности этой реки. Большинство препятствий имеет характер
водопадных сливов высотой 1,0-1,5 м; некоторые достигают высоты
2,0-3,5 м в сочетании с опасными прижимами к лавовым берегам.
Сливы выбирают практически все падение реки, поэтому они
перемежаются хорошо выраженными плесами. Несмотря на свою
сложность и эффектность, они достаточно безопасны для каякеров,
уверенно владеющих эскимосским переворотом. С другой стороны,
очень трудоемки и опасны -- даже для каячных групп -- участки
сплошных завалов выше и ниже содержательного сегмента реки.
Привести какие-либо содержательные числовые характеристики
этой реки практически невозможно, да и незачем. Измерять ее
километраж бесполезно, поскольку она чрезвычайно сильно петляет
по лавовому полю от одного борта долины до другого. Значение,
определенное по карте, может отличаться от фактического и на
30%, и на 100%. По этой же причине нельзя вычислить ее уклон;
но это уже не играет большой роли, поскольку река падает крайне
неравномерно и никакие усредненные величины не дают
представления об истинном характере препятствий. Определить
расход также невозможно, поскольку значительное количество воды
фильтруется под лавой или уходит в многочисленные обводные
протоки, имеющиеся не только на участках разбоев, но и в районе
основных препятствий. Глазомерная оценка расхода в ключевых
препятствиях составляет 25-35 м3/с.
Первопрохождение Жомболока было совершено группой под рук.
А.Сенюты в 1981 г. Как было установлено этой группой,
прохождение верхней части реки до озер Олон-Нур трудоемко и
опасно, если вообще возможно, из-за многочисленных завалов и
отдельных бревен. (Разведка, проведенная одной из московских
групп в нынешнем году вверх от оз. Олон-Нур, вполне подтвердила
эти сведения.) Заброска в верховья реки включает протяженную
пешую часть или аренду вертолета. По этим причинам подавляющее
большинство последующих групп начинало сплав от оз. Олон-Нур,
куда можно добраться двумя путями: либо из хорошо известной
долины р. Сенцы через низкий болотистый перевал
Дээдэ-Хутэл-Дабан (около 10 км), либо снизу вдоль реки от
Шарзинской котловины (пешком около 20 км). Эти варианты были
отработаны группами под рук. С.Климина в 1992 г. (см.
"Спортивный Туризм", 1995 г., 11) и П.Золотова в 1996 г.,
соответственно. Именно они вызвали новую волну интереса к этой
реке. В 1997 г. по ней прошли, как минимум, три московские
группы, включая нашу.
Маршрут по р. Жомболок хорошо сочетается с радиальным
выходом на минеральные источники Хойто-Гол и Чойган, в Долину
Вулканов и к другим достопримечательностям этого района.
Сплавной участок ниже оз. Олон-Нур исключительно фотогеничен и
удобен как для документирования собственно прохождения, так и
для съемки постановочных кадров. Его очевидным недостатком,
однако, является небольшая протяженность содержательной части:
здесь насчитывается всего два десятка препятствий, из которых
большая часть сосредоточена на отрезке длиной около 20 км. В
сочетании с протяженными и утомительными местными подъездами
(от Слюдянки более 450 км) и длительным выкатом по р. Ока (230
км, не менее 5 дней сплава) это существенно снижает
привлекательность данного маршрута.
"О це лялька!"
Впервые мы примерились к Жомболоку в 1994 г., завершая не
слишком удачный поход по другому притоку Оки -- р. Диби (см.
Спортивный Туризм, 1995 г., 12). Тогда нам удалось подняться к
началу выходной шиверы и пройти ее. Именно на стоянке в устье
Жомболока -- традиционном месте дневок, бань и возлияний --
один из встреченных нами киевлян дал приведенную выше оценку
нашим, тогда еще каркасно-поддувным, каякам.
Жомболок, как никакая другая саянская река, интересен для
сплава на каяках. Большинство препятствий, несмотря на
небольшую протяженность, имеет сложную линию движения,
включающую очень интенсивные и точные маневры. Небольшая ширина
реки и малый расход воды еще более ужесточают эти требования. В
равной степени можно утверждать, что полиэтиленовый каяк
является идеальным судном для этой реки; именно здесь его
технические и конструктивные преимущества проявляются
чрезвычайно наглядно.
Изюминка Жомболока -- водопадные сливы -- весьма опасны
для хлипких каркасных и каркасно-поддувных сооружений, которые
могут разрушиться от одного только удара при приводнении.
Прохождение таких препятствий требует, помимо хорошей
технической подготовки гребца, обязательного наличия пяточных
упоров с эффективной амортизацией и ряда других конструктивных
особенностей. В силу всех названных выше причин прохождение
высоких водопадных сливов долгое время практиковалось лишь
единицами из отечественных каякеров, а речки подобного типа не
пользовались популярностью ни среди каякеров, ни среди
катамаранщиков. Только цельнолитые полиэтиленовые каяки с
полным набором внутреннего оборудования предоставляют гребцу
достаточную степень контроля и обладают достаточной прочностью
для уверенного прохождения таких маршрутов.
Разрушаясь, лава не стачивается водой, а колется,
по-прежнему оставляя острые края. При небольшой ширине русла и
высокой скорости течения это означает, что для катамарана
практически каждый непреднамеренный контакт с берегом или
камнем оборачивается многометровыми дырами и многочасовым
ремонтом, как правило, в малопригодном для стоянки месте.
Подтверждением тому служат клочья баллонов и обломки рам,
которые можно найти на берегу практически после каждого
серьезного порога. (Несмотря на небольшое количество групп,
посещавших реку до сих пор.) Для разборных каяков с мягкой
оболочкой лава не менее опасна, хотя возможность успешно
реализовать безопасную линию движения значительно выше.
Тем не менее, все группы, оставившие литературные
свидетельства своего прохождения Жомболока, использовали почти
исключительно громоздкие 4-местные катамараны. Единственное
прохождение на каяке было совершено в 1990 г. С.Савостьяновым
(Москва), причем группа, в составе которой он шел, сплавлялась
с верховьев Жомболока. Им были пройдены все препятствия, кроме
одного водопада на верхнем участке реки, загроможденного
бревнами, и пор. "Недотрога". Как ни удивительно, но и
2-местные катамараны, несмотря на все их относительные
преимущества перед 4-местными, особенно ощутимые на реке такого
типа, до сих пор здесь не применялись. Только в 1997 г. в одной
из групп имелся один катамаран-двойка.
"А это, наверное, ваши дочки?"
Здесь уместно будет сказать о двух особенностях нашего
похода. Прежде всего, нам удалось собрать очень компактную,
слаженную и мобильную группу в составе автора этих строк и двух
участниц. Вероятно, из-за длинной бороды первого и миниатюрных
габаритов последних мнение всех местных жителей о
взаимоотношениях в группе было совершенно однозначным. Дочки,
правда, оказались весьма зубастыми: у каждой из них за плечами
было уже не по одному большому каячному походу.
Конечно, Жомболок -- не Голубой Нил, а я -- далеко не Майк
Джонс, но наш поход еще раз подтвердил общую закономерность: на
одной и той же реке группа из нескольких каякеров действует
намного более эффективно, чем громоздкая и многочисленная
экспедиция, и может пройти маршрут в быстром и энергичном
стиле. На прохождение Жомболока у нас ушло всего три неполных
ходовых дня. До сих пор это удавалось сделать, судя по отчетам,
только группе Золотова. Остальные известные нам прохождения
были долгими и мучительными и занимали, независимо от
первоначальных планов, не менее 6 ходовых дней.
Правда, нельзя не признать, что для полноценного
прохождения маршрута трех человек все-таки недостаточно. Если
бы не помощь группы из МГУ, с которой мы удачно сошлись как раз
на ключевых порогах, на фотосъемку просто не хватило бы рук.
"Звериный оскал капитализма"
Вторая особенность состояла в том, что мы делали подряд
два похода, которые заняли в общей сложности 5 недель. Жомболок
был вторым; перед ним мы сплавились, в качестве разминки, по
речкам Хангарул и Зун-Мурин в Хамар-Дабане. На этом маршруте
тоже было несколько примечательных моментов, таких как
первопрохождение каньона Кащей и выкат по Зун-Мурину в условиях
мощнейшего паводка, но он заслуживает отдельного рассказа.
Важно то, что он заканчивается в поселке Мурино, расположенном
на хорошо знакомой туристам трассе Култук-Монды. Меньше всего
отсюда хочется ехать в Слюдянку и далее в опостылевший
московский муравейник; гораздо заманчивее повернуться на запад
-- и весь Восточный Саян перед вами...
Но не будем углубляться в возвышенные мечтания. Если
дорога -- это жизнь, то жизнь -- это, прежде всего, еда.
Нетрудно догадаться, что тащить с собой продукты на все 5
недель с самого начала (включая 20-километровый пеший переход
на Хангарул) у нас не было никакого желания. Вспомнилось, что в
1994 г. нас приятно удивил ассортимент местных магазинов,
ненамного уступавших московским коммерческим ларькам.
Посоветовавшись с туристами, бывавшими в этом районе в
1995-1996 гг., мы решили целиком положиться на блага рыночной
экономики, и не ошиблись. В магазинах Култука и Монд нам
удалось быстро закупить, за несколькими несущественными
исключениями, полный набор продуктов на второй поход, включая
местную полукопченую колбасу и сыр, свежие фрукты и овощи,
московские шоколадки и немецкие йогурты. Обидная промашка вышла
с молоком: в одном магазине купили, не мудрствуя лукаво,
сгущенку -- по банке на день, а в следующем обнаружили сухое
молоко, сливки и несколько видов детского питания. Лет семь
назад такого нельзя было представить даже в самом горячечном
бреду.
Новые экономические реалии заметно сказались и на жизни
местного населения. После распада колхозно-совхозной богадельни
и прекращения финансирования извне жители этих удаленных
районов столкнулись с необходимостью самостоятельно
обеспечивать свое существование, и с этой задачей в основном
справляются. Как сказал один из них, "кто хотел спиться -- тот
спился, а нам работать надо". На смену беззаботной и пьяненькой
жизни пришел трезвый хозяйский расчет. Разговор, например, о
найме трактора или машины сразу переходит в деловое русло:
сколько стоит горючее, сколько заработает водитель. Водка уже
не имеет здесь былой цены -- хотя бы потому, что ее можно во
всякое время купить; гораздо охотнее принимаются деньги. Хотя
обычай "брызгать" у бурханов сохранился, он исполняется намного
менее усердно, чем прежде, а порой превращается в простую
формальность. (Тем не менее, иметь с собой для этого одну
бутылку все-таки надо, а если дорога дальняя и попутчиков много
-- то и две.) Высоко ценится также капроновая веревка, особенно
в отдаленных поселках и летниках.
Отношение к туристам у жителей крупных поселков
нейтральное, на отдаленных фермах -- радушное, но несколько
настороженное: работающим в поте лица своего, тем более в
горячую пору сенокоса, трудно понять поведение
праздношатающихся чужеземцев. Неприятный осадок оставили только
полупьяные местные бездельники, которые постоянно околачиваются
на центральной площади в Кырене, и автомобильная мафия в
Мондах. Хотя последняя порождена исключительно спросом туристов
на услуги извозчиков и занимается ровно тем же, чем занимаются
местные жители во всех туристских центрах мира --
вымогательством денег с тех, кто приезжает их тратить -- это
делается с таким редким сочетанием азиатской хитрости,
европейской прагматичности и российского хамства, какое
возможно только у нас. Остается только надеяться, что
когда-нибудь эти люди все-таки освоят опыт таких развитых
стран, как Непал или Турция.
Дорога
Все-таки есть в древних верованиях Востока какой-то
великий смысл, недоступный нашему приземленному европейскому
умишку. Ковыряющий рылом землю редко смотрит на звезды... И
перевоплощение душ, и 12-летний календарный цикл -- все это
едва ли может быть просто плодом чьего-то досужего воображения.
В 1985 году, зеленым чайником, впервые ступил я на эту землю и
прошел ее от края до края, от Сусерской развилки до Кызыла. В
том же походе я впервые сел в каяк -- и много лет спустя пришел
к тому, что другого судна для меня нет и быть не может. И вот
теперь я снова массирую свои бока бортами ГАЗ-66, скачущего по
дороге на Орлик. И другой мой товарищ, с которым мы
познакомились в том же году, сейчас тоже ведет свою группу по
знакомой тропе в Долину Вулканов...
Остановка -- пожилая бурятка просит подвезти до Орлика.
Разговорились. Ее сын Намсарай живет на зимнике Субарай в
верховьях Диби; три года назад у него в гостях тоже были
туристы из Москвы с маленькими одноместными лодками... Как
тесен мир!
За Орликом удается доехать только до парома. На Оке
продолжается паводок (тот же самый, который застал нас на
Зун-Мурине), паром не работает и когда будет работать --
неизвестно. Местные водители относятся к этому спокойно --
неделей раньше, неделей позже, не все ли равно? На Востоке
никто никуда не спешит: то, что не успеешь сделать в этой
жизни, доделаешь в следующей. Только мы все куда-то торопимся,
стараясь втиснуть вечность в считанные дни своего отпуска.
Быстро кидаем все барахло в каяки и осторожно-осторожно,
стараясь не забрызгать тщательно просушенные спасжилеты и
гидрики, стекаем до поселка Саяны.
В поселке идем искать трактор и советоваться с местными
жителями насчет дороги на Жомболок. Большинство машин и
работоспособных мужчин заняты на сенокосе, и переговоры
оказываются нелегкими. Есть ли дорога по Жомболоку выше Шарзы и
насколько она проходима, никто определенно сказать не может.
Кроме того, мы хотим сходить в Долину Вулканов и на Хойто-Гол,
а туда проще попасть по Сенце. В результате договариваемся
ехать до предпоследнего зимника в долине Сенцы. От него
остается 2-3 км до зимника Дээдэ-Хутэл, расположенного на
одноименном ручье, стекающем с перевала. Тропа на перевал
начинается примерно посередине между ними и уходит по борту
долины, но ее еще надо будет найти.
Любишь кататься -- люби и саночки возить
Группа Климина, первой прошедшая на Жомболок с этой
стороны, действовала следующим образом. Из базового лагеря в
долине Сенцы они занесли часть груза на перевал, затем через
Хойто-Гол, Долину Вулканов вышли в долину Жомболока, поднялись
на перевал с другой стороны и сняли заброску. Нам такой вариант
был в буквальном смысле не по плечу: хотя мы без труда
поднимали весь груз в две ходки, наши каяки, водное снаряжение
и продукты на сплав составляли значительно больше половины его.
Кроме того, старые раны отнюдь не способствовали беготне по
лавовым полям Жомболока. Поэтому мы остановились на более
примитивном и протяженном варианте: оставив большую часть вещей
на ферме, сходили на вулканы и вернулись обратно, а затем