<< Пред. стр. 492 (из 787) След. >>
потащили груз через перевал.Долина Вулканов, безусловно, заслуживает отдельного
разговора, и нет ничего глупее, чем пройти мимо нее,
путешествуя в этом районе. Но тесна страница сия, и убоги слова
мои... да позволит мне читатель рассказать о ней в следующий
раз. Здесь мало что изменилось с 1985 года, только отходов
человеческой жизнедеятельности стало больше, да литую чугунную
плиту с памятника Перетолчину украли еще десять лет назад, да
по тропе, которой мы шли тогда, теперь без труда проезжают
"Уралы".
Интересная особенность -- микроклимат Хойто-Гола и долины
Жомболока. Трудно сказать, что является тому причиной --
вулканическая деятельность, термоаккумулирующие свойства лавы
или ориентация хребтов -- но они отличаются существенно более
сухой и теплой погодой, чем окружающие долины. Я замечал это
каждый раз, посещая их, и, вероятно, в этом есть какая-то
закономерность.
В целом же с погодой нам в этом году сильно не повезло.
Холодный фронт, накрывший нас еще на Зун-Мурине в первых числах
августа, ознаменовал начало осени. После него установилась
пасмурная и прохладная погода, деревья начали быстро желтеть,
раньше обычного созрели рябина и брусника. На перевале в Долину
Вулканов нас застиг снежный заряд, а еще через несколько дней в
горах ночью стал выпадать снег. Дожди вызвали сильный подъем
воды на всех реках района, в том числе и на Жомболоке.
Перевал Дээдэ-Хутэл -- низкая, плоская, болотистая
седловина, расположенная в хорошо видном проходе между двумя
сопками. Подъем на нее со стороны Сенцы составляет всего около
60 м, спуск с другой стороны -- 40 м, общая протяженность пешей
части -- около 10 км. Тропа начинается в долине Сенцы двумя
основными ветвями. Одна идет со стороны зимника Дээдэ-Хутэл
вдоль одноименного ручья, постепенно собираясь из множества
мелких тропок, петляющих по редколесью. Другая, более заметная,
отходит от основной дороги примерно посередине между этим и
предыдущим зимниками, на небольшой аккуратной лесосеке справа
от дороги. Сначала она имеет вид колеи, отходящей от дороги под
острым углом и постепенно взбирающейся с одной террасы на
другую. Соединившись, тропа заворачивает в долину р.
Дээдэ-Хутэл и поднимается по ее борту. Здесь она проходит по
живописному лесочку и хорошо видна.
Однако примерно через полчаса тропа пересекает небольшой
ручеек, за которым картина резко меняется. Если в этот день не
планируется дойти до Жомболока, то это последнее хорошее место
для ночевки. Далее до самого Жомболока тянется болотистая
ложбина, поросшая кустарниками и чахлым лесом. Кое-где
встречаются отдельные сухие бугры, но комаров и мошки на них не
меньше, чем в самом болоте. Утешает только то, что тащить каяк
на веревочке по болоту значительно легче, чем по какой-либо
другой местности. Через 50 минут хода тропа достигает
перевального озера, из которого вода вытекает в обе стороны, а
за ним может быть легко потеряна в кустарнике и болоте. Искать
ее надо чуть дальше на той же (правой по ходу) стороне долины.
Вскоре тропа пересекает абсолютно безлесный каменистый участок
и затем переходит на противоположный берег ручья, текущего в
Жомболок. Через несколько сот метров она достигает края
перевального плато, поросшего редкими лиственницами. Отсюда дно
долины начинает постепенно углубляться, а тропа выходит на
террасу левого борта и идет по ней практически до конца. Только
перед самым Жомболоком она быстро теряет высоту и выходит на
сухую и кочковатую травянистую поляну, за которой уже видны
лавовые нагромождения. Подход к берегу озера, однако, затруднен
лавой, поэтому следует снова найти тропу, возникающую в правом
дальнем углу поляны. Она приводит прямо к мостику через
протоку, возле которого уже было построено немало катамаранов и
выпито немало спирта. Весь волок в две ходки занял у нас
полтора дня.
Чувство полета
Я, вероятно, уже изрядно утомил читателя своим
многословием, но и путь наш на Жомболок не был коротким. На
фоне этого трехнедельного похода три дня сплава оказались
короткими, как полет брызг над порогом. А впрочем, вся
человеческая жизнь -- не более чем краткий переходный процесс
между рождением и смертью...
Первый порог Жомболока (139) -- простой локальный слив
высотой около 1,3 м, расположенный в протоке между 4 и 5
озерами Олон-Нур. Выход из пятого озера далеко не очевиден --
он находится слева, в то время как от начала озера кажется
естественным искать его за мелководной грядой справа. Вообще
Жомболок -- речка-обманщица; никогда не знаешь, что ждет тебя
за поворотом. С самого начала, выйдя в его долину, чувствуешь
какой-то подвох, что-то непривычное в обстановке. Потом
понимаешь: она прямая, как труба, и снизу не заперта очередным
поворотом, а открывается прямо в широкую котловину Оки.
За пятым озером начинается небольшой участок разбоев и
завалов -- типичная подмосковная речка в половодье. Сплошной
завал нам встретился только один, но, на наше счастье, шедшая
впереди катамаранная группа успела прорубить вокруг него
просеку для обноса.
Следующие два порога похожи друг на друга: левый поворот
на 180(, затем правый на 90(. Второй порог заметно мощнее, на
левом повороте начинается коридор в скальных стенках, на правом
-- пологий метровый слив. Он очень фотогеничен, если снимать со
скалы левого берега на выходе из порога. Порог 142 на его фоне
не столь впечатляет: два широких поворота, левый с метровым
сливом и правый с чистым пологим треком. Бочки за сливом мелкие
и мягкие.
С ним резко контрастирует порог 143 -- по мнению многих
групп, один из сложнейших на маршруте, превосходящий по своей
сложности даже некоторые именные препятствия. Первопроходцы
совершенно напрасно не удостоили его своим вниманием. Будь на
то наша воля, мы бы назвали его "Биллиардом" за характерную
линию движения: от трех бортов в лузу. Перед порогом река
собирается в одно русло, но тут же снова отходит узкая протока
вправо; впереди видны выходы лавы по берегам. Удобные улова для
чалки есть слева перед входной шиверой. Порог расположен на
трех поворотах: левом, правом, левом. На первом повороте
пологий слив высотой около 1,5 м, перед ним сильный снос
вправо, после него отраженная от скалы струя выбрасывает влево.
На втором -- слив около 1 м с большой, но мягкой бочкой; перед
ним в центре струи еще одна узкая метровая бочка. На последнем
повороте порог заканчивается пологим треком с валами; такое же
завершение характерно и для некоторых других препятствий.
Я недооценил боковой снос после первого слива и, не попав
во второй, вылетел на пологую плиту-трамплин у левого берега,
откуда позорно плюхнулся прямо в бочку. Шедшая второй "дочка"
учла эту ошибку и прошла настолько чисто, что решила повторить
прохождение. На этот раз она перестаралась и угодила в бочку
перед вторым сливом, которая оказалась неожиданно жесткой. Вот
где пригодились лосевские трюки! Провисев там около минуты -- к
тому же не под свою руку -- она успешно вытолкнула каяк из
бочки поперек потока.
Следующие два порога -- одиночные сливы 1-1,5 м с жесткими
бочками и пульсирующими валами -- едва ли заслуживают
подробного описания. С плеса за порогом 145 речка уходит
вправо, и на следующем левом повороте начинается исключительно
красивый порог "Катапульта". У левого берега удобное улово, от
которого идет тропа до следующего из ключевых порогов --
"Недотроги". Порог начинается небольшим косым пологим
сливчиком, сделанным, очевидно, для того, чтобы мешать заходу в
основной водопадный слив высотой немногим более 2 м. Поскольку
в нем сконцентрирован весь расход реки, он достаточно мощный и
эффектный, а бочка за ним глубокая и мягкая. Ниже, на плавном
левом повороте, расположены еще два небольших (до 1 м) пологих
слива.
Порог вполне оправдывает свое название: судно глубоко
ныряет в бочку, а затем, следуя законам физики, выпрыгивает
высоко вверх. Мой "Торнадо", специально спроектированный для
подобных препятствий, пошел под водой по широкой дуге и всплыл
практически за бочкой. "Дочки" шли на каяках модели "Циклон", у
которой подрезка штевней существенно меньше. В результате одна
из них как вошла вертикально в бочку, так и выпрыгнула обратно
на носовой "свече", еще раз продемонстрировав, что не напрасно
отрабатывала этот трюк в бассейне и в Лосево. Я тоже решил
пройти и на "Циклоне", в момент прыжка разгрузил нос -- и в
результате вылетел на столь же эффектной кормовой "свече", но,
увы, с менее почетным завершением.
Еще три порога представляют собой одиночные сливы, а за
ними следует, вероятно, самый сложный порог -- "Недотрога". Это
длинный многоступенчатый ломаный слив на резком левом повороте,
не просматриваемый целиком ни с одной точки, с общим перепадом
около 3,5 м. Стоя внизу за порогом, можно видеть только клочья
пены, взлетающие над кустами в его начале. Слив начинается от
правого поворота пологой разгонной горкой и становится наиболее
крутым в конце, после левого поворота. Бочка за сливом справа и
в центре достигает 1,5 м, скала на левом повороте образует
мощный отбойный вал высотой 1-1,2 м.
Для катамаранов опасны оба прижима; шедшая перед нами
группа поочередно распорола в них оба баллона катамарана за
одно прохождение -- и, судя по хорошо обжитой стоянке на буграх
за порогом, была в этом далеко не первой. Принципиальная
тактическая ошибка, которую допускает в этом пороге большинство
групп -- это попытка трактовать его как последовательность
отдельных сливов и прижимов. На самом деле все они представляют
единое целое, и прохождение "Недотроги" -- это одно падение, на
фоне которого нужно выполнить некоторые управляемые маневры.
Для каяка важно на разгонной горке удержаться под левым
берегом, чтобы сразу за поворотом спрыгнуть в основную ступень
слива в левой трети, где бочка наиболее слабая. Двум моим
"дочкам" это, увы, не удалось. Одна из них попала в центр
слива, где и перевернулась, после чего вставала долго и тяжело.
Другая с самого начала улетела в прижим, перевернулась и
выскочила из каяка еще до главной ступени слива. За сливом
основная часть потока выходит на обширную мель у левого берега,
откуда легко добраться до берега или поймать спасконец. Однако
с правого края струи можно легко угодить в близко расположенный
следующий порог -- одиночный слив 151 -- или в полузатопленные
кусты за ним. Поэтому правую часть русла приходилось
перекрывать активной страховкой с воды.
Не более 10 минут сплава отделяют последний именной порог
-- "Вариант". Он начинается как обычный разбой, похожий на
предыдущие. В прямой левой протоке видно только постепенное
ускорение струи; завершается она водопадным сливом высотой
около 2 м, вываливающимся на обширный плес. Правая протока
отходит под прямым углом и описывает широкую спокойную петлю. В
конце ее расположен пологий слив высотой около полуметра и
зигзагообразная горка, выбирающая остальные 1,5 м. Протока
заканчивается на том же плесе. Из трех именных порогов на
маршруте "Вариант" является наиболее простым.
Пологий метровый слив на выходе с плеса завершает каскад
основных порогов. Далее на протяжении нескольких километров
тянется хорошо обжитая Шарзинская котловина. За ней река
собирается в одно русло у левого борта долины, и снова
начинается шивера, похожая на весенний Валдай. Постепенно
долина переходит в котловину Оки.
Перед устьем реки Обтой, широкая долина которой хорошо
заметна издалека, начинается очередная длинная шивера. Ее
кульминация -- слив высотой около 1 м непосредственно перед
мостом дороги Саяны-Хужир. Еще через 1-1,5 км она переходит в
самый сложный и опасный участок реки, где достаточно большой
уклон (10-15 м/км) и соответствующая скорость течения
сочетаются с большим количеством завалов и заломов.
Первый завал представляет собой, по существу, гребень
широкого переката, на котором река, разбившись на множество
проток, постепенно переходит из левой половины русла в правую.
Чистого прохода в нем найти не удалось, а попытка вписаться
между двумя свисающими с разных берегов деревьями закончилась
для меня оверкилем под одним из них, сорванной юбкой (не
помогла и поперечная перекладина), и не слишком простой чалкой
на залитой водой лодке. Как выяснилось, вся вода постепенно
собирается в одной протоке у правого коренного берега, куда и
следует перетаскивать лодки кратчайшим путем. Далее сплошных
завалов нет, но часто встречаются закрытые повороты с опасными
для катамаранов заломами у внешнего берега. Постепенно лес по
берегам сменяется лугами, струя становится более чистой и
концентрированной. Еще один локальный порог -- слив высотой
1,2-1,3 м с пульсирующими валами на выходе -- легко
преодолевается с хода.
Выходная шивера служит достойным завершением маршрута.
Когда-то лава, стекавшая по Жомболоку, заполнила долину Оки, а
затем река пропилила в ней каньон глубиной 30-50 м. Более
маловодный Жомболок, не успевая за ней, образовал типичную
висячую долину. Сначала он успокаивается на лавовом ложе
Окинской котловины, а затем начинает вгрызаться в край каньона,
выбирая всю его глубину на участке длиной 1,5-2 км. Шивера
начинается у моста местной дороги. До устья Жомболока отсюда по
прямой немногим более километра, но русло его далеко от
прямого. Наиболее примечательны два очень фотогеничных левых
поворота на 180( в начале шиверы. На протяжении всего
препятствия уклон равномерный, многочисленные бочки достигают 1
м, завалов нет, встречаются отдельные обливные камни. В 1994 г.
при нормальном уровне воды камней было заметно больше, а бочки
были гораздо мягче.
Перед впадением в Оку по правому берегу начинается низкая
терраса, переходящая в обширную поляну. За 2-3 корпуса до
слияния Жомболок успокаивается, и лучшее место для чалки трудно
придумать. Поляна на стрелке давно и заслуженно пользуется
вниманием туристов, но, к счастью, периодические паводки на Оке
пока успевают очищать ее до первоначального состояния. Увы, мы
шли слишком поздно, и составить нам компанию смогли только
местные мыши, за ночь лишившие нас значительной части мешка с
шоколадками.
Примерно в часе сплава по Оке расположен поселок Хужир,
откуда можно попытаться уехать попутным грузовиком в Орлик и
далее в Слюдянку. Поразмыслив, мы все-таки предпочли более
дешевый и комфортный, хотя и немного более медлительный вариант
-- собственные каяки. Сплав от устья Жомболока до начала ущелья
Орхо-Бом занимает один ходовой день, два дня -- прохождение
ущелья и еще два дня требуется, чтобы доплыть до поселка
Верхнеокинский.
===============================================================
FILE: sisim81.txt
Сисим (Восточный Саян)
Date: 20 Jul 1997
From: "Alexandr S. Khodov" (khodov@nkuz-gts.kemerovo.su) ¦ mailto:khodov@nkuz-gts.kemerovo.su
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ КЛУБ ТУРИСТОВ "АЛКИС"
КУЗНЕЦКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
О Т Ч Е Т
о водном туристском путешествии
3 к.с. по реке Сисим
в районе Восточных Саян,
совершенном с 28 апреля по 9 мая
1981 года
Маршрутная книжка No 50 \ 81
Руководитель группы Ходов А.С.
Д о м а ш н и й а д р е с : 654007,
г. Новокузнецк, Кемеровской обл.,
у л. С п а р т а к а
Маршрутно-квалификационная
комиссия р а с с м о т р е л а отчет
и считает , что
путешествие м о ж е т быть зачтено всем
у ч а с т н и к а м и р у к о в о д и т е л ю.
М а р ш р у т и м е е т 3 к. с.
НОВОКУЗНЕЦК - 1981 г.
1. Справочные сведения о путешествии.
Организатор путешествия - Новокузнецкий городской клуб
туристов "АЛКИС" и Кузнецкий машиностроительный завод.
Вид туризма - водный.
Категория сложности - третья.
Число участников - девять.
Средства сплава - надувной плот ПСН-10 , катамараны из
надувных понтонов 500 мм.
Маршрут путешествия - г. Новокузнецк - г. Абакан - ст.
Щетинкино - сплав по реке Сисим до пос. Березовое - пос.
Приморский - г. Красноярск - г. Новокузнецк.
Время проведения путешествия - с 28 апреля по 10 мая 1981
года.