<< Пред.           стр. 502 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 После реки Коганда разбои пропадают, по берегам реки тянутся
 двухметровые валы камней, за которыми начинаетя заболоченный
 лес. Местность достаточно непривлекательная для стоянок, и
 мы сходу прошли магданское ущелье и встали в устье реки Маг-
 даны (как потом выяснилось, не дойдя 1.5 км до отличной сто-
 янки на новой базе охотников в устье Килякты.
 
  3.6. Нижняя часть реки от Магданского ущелья до устья
 
  3.6.1. Магданское ущелье - Нижнечайские пороги
 
  Магданское ущелье - постепенное повышение обеих бере-
 гов, красноватого цвета, местами покрытых редким лесом.
 Имеет довольно мрачный вид, в нем нет хороших мест для сто-
 янки. Пороги в среднюю воду имеют валы до 1.5 метра, по сто-
 ронам от основной струи стоят небольшие бочки. Все пороги
 проходятся сходу, по основной струе. Река Магдана - правый
 приток - хорошо видна, в ее устье заброшенное и сильно
 заросшее зимовье. В 1.5 км ниже, в устье р. Килякта(Л) -
 удобное место для стоянки, хорошее улово для ловли рыбы,
 большая (несколько домиков и сараев) база охотников и начало
 тропы вверх по Килякте.
 
  От реки Магдана до р. Налимда спокойный участок с тече-
 нием 7 - 8 км/час, встречаются небольшие шиверы, перекаты и
 острова. Ширина реки 60 - 100 метров.
 
  Р. Налимда (П) - в устье остров. Здесь Чая поворачивает
 влево, правый берег - отвесные скалы. После Налимды русло
 Чаи расширяется до 120 - 150 метров. Через 1 км порог
 "Налимда" - несколько валов в основной струе. Еще через 4
 км справа впадает крупный безымянный ручей. В устье ручья -
 полузаброшенная база геологов с настилом для вертолета и
 баней. За базой правый берег скалистый и через 5-6 км
 переходит в ущелье каньонообразного типа. На входе в ущелье
 порог "Створ" - несложен, проход по основной струе. После
 него идут крутые скальные берега (70 - 80 метров). поросшие
 лесом. Место для стоянки найти трудно. Ущелье тянется прак-
 тически до начала Нижнечайских порогов.
 
  Этот участок прошли, не гребя, практически за день. В
 устьях ручьев хорошо ловится крупный хариус, места для стоя-
 нок нужно начинать искать заранее.
 
  3.6.2. Пороги НижнеЧайского и Дранского каскадов
 
  В НижнеЧайском каскаде 8 порогов, в Дранском - 2
 порога. Все они на надувных судах проходятся сходу, по
 основной струе, за исключением порогов "Слепой", "Горло" и
 "Скала", на которых по струе стоят большие валы и нужна вза-
 имная страховка с воды, так как на них встречаются большие
 валы и бочки. Основная струя на этих порогах огибает основ-
 ные сливы и камни, и поэтому сход со струи усложняет прохож-
 дение, так как по краям порогов имеются сливы до 1.5 - 2
 метров, обливные камни, крутые бочки.
 
 Порог 1 Озерный
  Примерно за 700 метров до порога на правом берегу прос-
  матривается узкая щель, прорезанная ручьем. Река делает
  крутой поворот. На левом берегу растет молодой лес.
  Порог несложен, проходится сходу по основной струе.
 
  За порогом 1 слева проплываем горное озеро, не видимое
 с воды. К нему можно подняться по осыпи, чтобы половить
 рыбу. Вода из озера течет в Чаю по большой дуге, огибая
 гору, и впадает в 2 километрах ниже (левый приток). На при-
 ток и напротив него есть место для стоянки.
 
 Порог - шивера 2
  Отдельные камни по руслу, небольшие быки и стоячие
  валы.
 
 Порог 3 Спящих Бегемотов
  В реке три крупных камня, похожих на бегемотов в реке.
 
 Порог 4 Труба
  Ориентир - каньонообразный участок. Оба берега резко
  повышаются до 60 - 80 метров. Шивера состоит из четы-
  рех ступеней, в первой и третьей стоят большие стоячие
  валы.
 
 Порог 5! Горло
  Резкий поворот реки налево, русло сужается. Порог можно
  осмотреть по левому берегу. Порог образован плитой от
  правого берега, под левым берегом слив более пологий.
 
 Порог 6! Слепой
  Порог, который стоит посмотреть. Расположен на левом
  повороте реки, под левым берегом две плиты, слив между
  ними бьет в третью, не видную с воды. Справа можно
  обойти все бочки и валы.
 
 Порог 7
  Образован редкими камнями, стояки 0.7 метров.
 
 Порог 8 Скала
  На правом берегу одиночная скала. Зигзагообразный пово-
  рот русла. Река зажата между скальными берегами. В
  пороги хаотичные стояки и свал воды под левый берег, по
  струе проход чистый.
 
 Порог - шивера 9
  В русле отдельные камни, проход несложен. За порогом
  на правом берегу видна пещера.
 
  Дранский каскад состоит из двух порогов трех шивер -
 перекатов между ними. Входной порог несложен и проходится по
 основной струе. Большой Дранский порог начинается с шиверы,
 которая постепенно переходит в порог. Левый берег - отвесная
 каменная стенка, правый более пологий. От него тянется гряда
 крупных камней, перегораживающая половину реки. Основная
 струя идет мимо камней под левый берег, основное препятствие
 - стояки и небольшие бочки. Справа от струи - неприятные
 сливы с обливных камней. Проход по основной струе.
 
  На этом пороги Чаи кончаются. Весь нижний каскад богат
 рыбой, которая ловится в уловах и у притоков. Мест для сто-
 янки немного, их нужно искать заранее.
 
  3.7. Участок от конца Дранских порогов до устья р. Чаи
 
  До устья остается около 80 км. Здесь встречаются пере-
 каты, острова, ширина русла от 100 до 150 метров, течение в
 основном 5 - 6 км в час. По берегам много скальных выходов,
 обрывов, довольно много островов.
 
  Река Лимпея, правый приток, впадает двумя рукавами,
 разделенными крупным островом. Напротов находится кордон
 заказника, расположенного на Чае между Дранским каскадом и
 Лимпеей, на кордоне есть радиостанция, постоянно живет
 егерь. Здесь отмечаются все группы, идущие по Чае. Ниже
 начинают появляться моторные лодки, становится мало рыбы.
 
  Перед впадением в Лену становится заметен подпор, тече-
 ние падает. В устье Чаи, на левом берегу, домик бакенщика,
 который помогает сесть на Зарю, идущую по Лене. Мироново,
 отмеченное в отчетах как место окончания маршрута, оказалось
 отрезано от реки отмелями, и Заря там не останавливается,
 так что оканчивать маршрут нужно у бакенщика. У него отлич-
 ная баня.
 
  Нижнюю часть реки прошли бер приключений. Перед Нижне-
 Чайскими порогами, на притоках, отлично ловилась рыба. Все
 пороги проходили сходу, заходя по струе и затем уходя от
 наиболее выдающихся валов. Попытки подойти к нескольким
 порогам в стороне от струи показали, что в таком варианте
 движения возникают совершенно неожиданные препятствия, камни
 и полутораметровые сливы.
 
  У нас было намерение половить рыбу на озере (слева над
 рекой), но оказалось, что там, где начинается путь на озеро
 (около 1 - 2 км вверх по небольшой осыпи) лагерь поставить
 невозможно, и мы только посмотрели на него с высокой горы
 противоположного берега (лагерь поставили напротив устья
 ручья, вытекабщего из этого озера).
 
  После Лимпеи на реке стало намного больше народу и нам-
 ного меньше рыбы. Последний участок шли с активной греблей,
 так как течение здесь послабее.
 
  3.8. Отъезд с реки
 
  По Лене в августе каждый день, а в июле через день
 ходит Заря по маршруту "Киренск - Витим". Сесть на нее можно
 у бакенщика, более-менее свободно. Из Киренска либо добира-
 ются Зарей до пристани Осетрово (станцйя Лена) и далее поез-
 дом, либо можно улететь самолетом. Судя по всему, улететь
 можно в Братск или Иркутск достаточно свободно. Выбираться
 лучьше через Братск - там практически всегда есть свободные
 места на Москву, в Иркутске можно просидеть в ожидании мест
 1 - 2 дня.
 
  Мы приплыли рано утром к бакенщику и получили от него
 выговор за то, что не остались на баню. В 16 часов подошла
 "Заря", он ее остановил, и туда погрузились все 3 группы,
 которым нужно было уехать. Поздно вечером "Заря" пришла в
 Киренск.
 
  Местное население в основном пользуется самолетом.
 Несколько человек поехало в аэропорт, чтобы улететь в
 Иркутск, а мы решили не рисковать и ехать на "Заре", тем
 более что время было. Судя по всему, ребята улетели, так
 как обратно они не вернулись. Билеты на "Зарю" начинают
 продаваться в 6 утра в здании напротив речного вокзала, она
 идет весь день и к вечеру приходит в Осетрово (станция
 Лена). Там собралось человек 40 туристов, и договорились,
 что сначала берут билеты те, кому ехать дальше (в Москву и в
 Пермь), а затем те, кому в Красноярск и Братск. В резуль-
 тате в Москву и Пермь взяли купе на московский поезд, а
 остальные поехали в плацкарте на московском и красноярском
 поездах. В Братске тут-же обменяли билеты на ближайший рейс
 и через 4 часа улетели в Москву.
 
 
  4. Графики движения
 
  Ниже приведены предполагаемый и реальный графики движе-
 ния нашей группы. Подробности приводились выше в дневнике.
 В чистое ходовое время не включено время кратких остановок
 на отдых.
 
 ленный) _ 1/2/3/4/5/6/7 _
 box,center,expand,tab(/),block(#); c s s s s s c c c c c c c
 c c c c c c c c c c c r r a a a a. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ (заяв-
 N/Дата/ Участок /Км/Способ/Примечание
  / / маршрута / /передв./ _ 1/#28.07 - 01.08/# Москва
 - Северобайкальск//поезд 2/#2.08/#Нижнеангарск - пос.
 Перевал/70/машина 3/#3.08 - 4.08/#п. Перевал - р.
 Чая/40/пешком 4/5.08 /стапель/ 5/6.08 /#Прохождение
 шиверы "каменный цветок/25/сплав 6/7.08 /#сплав до начала
 каньона, полудневка/10/сплав 7/8.08 /#прохождение
 каньона/20/сплав 8/#9.08 - 10.08/#рад. выход на
 Чую/40/пешком 9/11.08 /#сплав до Абчады/30/сплав 10/12.08
 /#сплав до Магданского ущелья/55/сплав 11/13.08 /#сплав до
 нижнего каньона/45/сплав 12/14.08 /#сплав до Дранских
 порогов/40/сплав 13/15.08 /дневка/ 14/16.08 - 17.08/#сплав
 до устья р. Чая/75/сплав 15/17.08 /#сплав по Лене до
 
  Итого активно: 400 км, в том числе
  сплав: 320 км,
  пешком: 80 км.
 
  (фактический) _ 1!2!3!4!5!6!7!8!9! _
 Мироново/20/сплав 16/18.08 /#пос. Мироново - отъезд/
  center,box,tab(!); c s s s s s s s s c c c c c c c c c
  c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c
  c c c c c c c c r r a a a a a a a. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
  N !Дата !Д!Участок !Км !Способ!тех!ЧХВ !Примечание !
  ! !е!маршрута ! !передв!вр.!мин ! !
  ! !н! ! ! !час! ! !
  ! !ь! ! ! ! ! ! !
  ! ! ! ! ! ! ! ! !
  _ 1 !28.08! !Москва- ! !ж-д !96 ! !поезд 90
  !
  !02.08!5!Северо- ! ! ! ! ! !
  ! ! !Байкальск! ! ! ! ! !
  _ 2 !02.08!5!НижнеАн- !30 !авт. !1 ! !случ.
  !
  ! ! !гарск ! ! ! ! !автобус !
  ! ! ! ! ! ! ! ! !
  _ 3 !02.08!5!Н-Ангарск!70 !машина!5 ! !100руб +
  !
  ! ! !п.Перевал! ! ! ! !1 л спирта !
  ! ! ! ! ! ! ! !с 3 групп !
  _ 4 !02.08!5!п.Перевал!12 !машина!2 ! !
  !
 
 
 Мироново/20/сплав 16/18.08 /#пос. Мироново - отъезд/
  center,box,tab(!); c s s s s s s s s c c c c c c c c c
  c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c c
  c c c c c c c c r r a a a a a a a. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
  ! ! !р. Космо-! ! ! ! ! !
  ! ! !навтов ! ! ! ! ! !
  _ 5 !03.08!6!р.Косм. -!32 !пешком!20 ! !болота,
  !
  !05.08!8!р.Чая ! ! ! ! ! !
  _ 6 !06.08!9!стапель !- ! ! ! !использ.
  !
  ! ! ! ! ! ! ! !сухой лес !
  ! ! ! ! ! ! ! !по дороге !
  ! ! ! ! ! ! ! !на Чаю !
  _
 
  7 !07.08!10!сплав до !10 !сплав !5 !4 !на Камен-
  ный!
  ! ! !порога 1 ! ! ! ! !цветок - 2
  !
  ! ! !1/2дневки! ! ! ! !часа. Баня
  ! _ 8 !08.08!11!сплав до !10 !сплав !3 !2 !ждали
  груп-!
  ! ! !пор. 1к ! ! ! ! !пу
  подстра-!
  ! ! ! ! ! ! ! !ховать
  ! _ 9 !09.08!12!сплав до !6 !сплав !6 !1.20!стра-
  ховка !
  ! ! !п.Стенка ! ! !3 ! !ремонт
  !
  ! ! ! ! ! ! ! !просмотр
  !
  ! ! !сплав до !24 !сплав !2.30!1.30!стоянка
  !
  ! ! !р.Итыкут ! ! ! ! !напротив
  ! _
  ! ! !рад.на !16 !пешком!8 !5.10!по руслу
  р.!
  ! ! !Чую ! ! ! ! !болота
  !
  ! ! !и часть ! ! ! ! !тропы нет
  !
  ! ! !пути назад! ! ! ! !
  ! _ 11!11.08!14!возвр.на !10 !пешком!4 !2.30!
  !
  ! ! !Чаю ! ! ! ! !
  !
  ! ! !сплав до !35 !сплав !4 !3 !
  !
  ! ! !р.Амутбе-! ! ! ! !
  !
  ! ! !рен ! ! ! ! !

<< Пред.           стр. 502 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу