<< Пред.           стр. 520 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  проходы мощные прижимы,
  требующие почти непрерывной
  интенсивной работы экипажа .
  Кроме прочего приходилось
  уклоняться и от мелей, сужавших
  и без того узкие протоки. В
  поселке В. Теберда и в З-х
  километрах ниже низкие
  подвесные мосты, которые в
  высокую воду могут быть опасны,
  далее до поселка Н. Теберда -
  шиверы, разбои, на берегу много
  плавника, поваленных деревьев,
  которые река смывает в большую
  воду и при этом могут
  образовываться завалы. Мы с
  завалами наТеберде не
  встречались.

  В 2-х километрах ниже поселка Н.
  Теберда после правого поворота
  реки мощная шивера,
  образованная резким сужением
  русла, половину которого
  перегораживает огромный
  камень, лежаший у правого
  берега ограничивает
  возможность маневра, сужая
  проход до 3,5-4 м. Левее
  "зуба" мель. Оба
  катамарана проходили кормой
  вперед ближе к "зубу" у
  левого берега с дальнейшим
  разворотом. Далее течение реки
  сохраняет высокую скорость,
  что в сочетании с узостью
  проток и обилием в них камней
  требует от экипажа быстрого
  маневра.

  Примерно в 5-и км. ниже пос.
  Н.Теберда мы обнаружили
  препятствие, которое
  впоследствии назвали порог
  "Не зевай". Ориентиром
  порога служит опора ЛЭП на
  левом берегу. На правом берегу
  расположены два кирпичных
  двухэтажных дома. Река в этом
  месте делает левый поворот,
  уклон и скорость течения после
  которого возрастают, на входе в
  порог в центре русла
  расположен полуобливной
  камень, делящий русло на два
  рукава. Проход возможен по двум
  траекториям : - слева от него
  проход шириной около 4-х метров
  со сливом 1 м, и сильным
  прижимом на камень у левого
  берега: - справа от него проход
  шириной около 3-х метров, причем
  струя через 6-7 м. наваливает на
  два полуобливных камня, для
  ухода от которых необходимо
  использовать тень от
  центрального камня, величина
  слива в этом проходе порядка 1,0
  м. с жестким косым валом. После
  слива отрабатывали к центру, на
  входе - к отмели у правого
  берега.

  Далее до поселка Джангирик,
  расположенного на левом
  берегу, долина реки ешё более
  узкая, поросшая смешанным
  лесом. Нередки сужения русла.
  Перед поселком над рекой
  протянута нитка газопровода,
  на левом берегу видны опоры
  ЛЭП, слева впадает река
  Джангирик. За газопроводом
  небольшая шивера, отделенная
  коротким плесом от входа в
  "Гай-порог" (порог
  Джангирик), который необходимо
  осмотреть.

  "Гай-дорог" имеет
  протяженность около 100 м,
  перепад по высоте составляет
  более 3-х м. Поток делится на две
  части скоплением глыб в центре
  русла. Часть потока, текущая у
  правого берега более
  полноводная, хотя и в ней
  немало острых полуобливных
  камней. В средней части порога
  серия мощных сливов косыми
  валами за ними, задача экипажа
  состояла в том, чтобы не
  допустить разворота судна
  поперек струи. Кульминация
  порога - габаритный проход
  шириной порядка 3,5 м. Слева от
  стоящего по центру струи
  "зуба". Далее еще два
  габаритных прохода между
  острыми камнями. Шли по левому
  краю струи. На выходе 1,5 м слив
  водопадного типа . Чалились в
  бухту у правого берега перед
  навесным мостом. Здесь же была
  организована и страховка.

  За мостом начинается серьезный
  участок - уклон заметно
  возрастает, река входит в
  короткое ущелье, русло
  сужается. На этом отрезке пути
  нередки каньонообразные
  участки. Основной тип
  препятствий - сильный прижим +
  камни + косые валы на выходе =
  "ломовая работа" на
  выносливость, встречается
  несколько подвесных мостов,
  которые в высокую воду могут
  быть опасны, особую опасность
  представляет арматура и
  проволока в русле, которую мы
  обнаружили в районе
  водозаборной станции. Русло
  реки в этом месте на три
  четверти перегорожено
  плотиной. Поток устремляется
  под скалу у левого берега,
  которую (по словам местных
  жителей) укрепляли
  железобетоном. В нашу воду
  острые прутья арматуры,
  опутанные проволокой, торчали
  из воды примерно на 0,5 м. Первый
  катамаран вошел в прижим сходу
  и только заход кормой вперед
  позволил избежать опасного
  столкновения. Второй катамаран
  решено было обнести.

  Далее уклон реки заметно
  возрастает. Примерно через 800м.
  автомобильный мост, под
  которым мощная шивера.
  Проходили под правым пролетом,
  за мостом скорость потока
  замедляется и через 500 м. река
  впадает в Кубань.

  От устья р. Теберда попутным
  автотранспортом осуществили
  заброску в верховья р. Кубань.

  Сплав по р. Кубань можно
  начинать от моста реки у аула
  Учкулан (место слияния рек
  Уллу-Кам и Учкулан). При
  использовании надувных
  средств сплава (плотов,
  катамаранов и т.д. маршрут по
  Кубани можно удлинить на 10 км.,
  пройдя (в большую воду) нижний
  участок основного истока
  Кубани - реки Уллу-Кам. Река
  здесь до устья правого притока
  - Уллу-Хурзука течет быстро и
  спокойно, препятствий, кроме
  перекатов нет. В одном
  километре ниже устья
  Уллу-Хурзука начинается б-7
  километровый порожистый
  участок с крутым (свыше 20 м.)
  падением и множеством крупных
  камней в русле. Здесь необходим
  предварительный осмотр.

  Учитывая малый уровень воды
  группа начала сплав ниже
  поселка Учкулан. Основной тип
  препятствий - каменистые
  шиверы. В высокую воду могут
  быть опасны низконавесающие
  над водой мосты.

  За п. Эльбрусским после моста
  начинается территория рудника
  (по правому берегу), через 1,5-2
  км, еще один металлический
  мост. Перед мостом у п. б.,
  несложный порог с одним сливом.
  У левого берега в этом месте -
  острые камни (шкуродер). Метров
  через двести начинается
  сужение русла. П. б, укреплен
  железобетонными плитами. В
  русле встречаются обломки
  железобетона. Порог у рудника в
  районе навесного моста
  образован большим камнем в
  центре русла и
  полузатопленными плитами у
  правого берега, резко
  сужающими русло реки. К этим
  плитам мощный прижим.
  Проходили прижимаясь к л. б.
  Следует особо отметить, что
  участок реки в районе рудника
  опасен для надувных средств
  сплава из-за сильной
  засоренности русла арматурой.

  После рудника река разбивается
  на протоки. Левые, как правило,
  были более полноводными. После
  впадения справа реки Худес на
  п. б. небольшой поселок с
  одноименным названием. V
  впадения р. Худес и еще 200 м.
  ниже устья -валы, камни. За
  поселком железобетонный
  автомобильный мост, под ним
  слив более 1 м

  Весь участок от пос.
  Эльбрусский до впадения р.
  Худес и далее до Даутского
  моста представляет собой
  сильный быстроток с простыми
  шиверами.

  Ориентиром мощной Даутской
  шиверы служит красный железный
  мост у столба 26 км. шоссе
  Карачаевск - Учкулан. Для
  просмотра зачалиться лучше к
  п.б. Шивера двухступенчатая.
  Первая часть до впадения реки
  Даут протяженностью 150 м. В
  середине ступени габаритный
  (около 4,0 м.) проход по центру
  струи, чалка сразу за мостом на
  п.б. для осмотра второй, более
  сложной ступени
  протяженностью 600 м. Она
  характеризуется высокой
  скоростью течения и обилием
  острых полуобливных камней.

  После быстротока (около 300м.)
  1-ый взрывной порог,
  расположенный на левом
  повороте реки, заходили по
  основному сливу у л. б, между
  острым камнем и полуобливной
  плитой. После слива бочка 1-1,2 м.
  На выходе косые валы до 1,5 м. и
  прижим к л.б. Через 0,5 км. ниже
  порога на п.б. расположен п.
  Индыш. Выше поселка в Кубань
  впадает р. Индыш, примерно в 1
  км. от устья которой расположен
  нарзановый источник. К нему
  можно добраться по дороге,
  идущей вдоль реки. С со6ой
  следует взять кружку.

  Через 1 км. ниже поселка следует
  пристать к п. б, для осмотра
  сложного 2-ого Взрывного порога
  (порог "Зигзаг").
  Ориентиром порога может
  служить резкое сужение на
  правом повороте реки, видное
  издалека. В нашу воду перед
  порогом у п. б, была каменистая
  коса, а в центре русла два
  островка: одна из проток была
  перегорожена упавшим деревом.
  На участке от начала сплава до
  каньона Аманхит этот порог
  наиболее эффектен. Он
  расположен на зигзагообразном
  повороте реки с большим
  падением русла. На входе справа
  острый "зуб", по центру -
  слив 2,0 м. с жестким 1,5 м. валом
  за ним. После слива уходили
  вправо от мощного прижима к л.
  б. На выходе у л. б, острые камни,
  правее - мощная бочка с косыми
  валами за ней.

  Далее до каньона Аманхит можно
  сплавиться без разведки (около
  1 часа сплава), ориентиры
  каньона - ширина реки около 30 м.,
  впереди на левом повороте
  видны отвесные скалы, на п.б,
  видна дорога, перед порогом (14
  км) вплотную подходящая к реке,
  метров за 500 до начала порога на
  п. б, удобное место для стоянки.

  каньон Аманхит
  ("Аман-Ныхыт" (кар.) -
  "Аман"-плохой, трудный,
  опасный, "Ныхыт"- проход) в

<< Пред.           стр. 520 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу