<< Пред.           стр. 521 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  малую воду технически особенно
  сложен.

  Это одно из самых сложных
  препятствий на р. Кубань.
  Условно его делят на три
  ступени, разделенные
  быстринами с уловами длиной до
  300 м. Первая ступень,
  расположенная на правом
  повороте реки - простая, на
  выходе габаритный проход
  шириной 2 м.

  Вторая ступень начинается
  после быстрины на правом
  повороте реки. Река в этом
  месте перегорожена огромными
  глыбами. Встречаются мощные
  воджовороты. На входе слив, за
  ним в 6-7 м. поток разрезается на
  острым камнем на две части с
  габаритными проходами (шириной
  3,0 м. и 3,5 м. соответственно).
  Проходили ближе к п.б. за тем
  резко смещались к центру для
  прохожденияосновного 2,0 м.
  слива второй ступени. Далее шли
  по основной струе вдоль
  осыпного п.б. На всем
  протяжении каньона сильные
  прижимы. На выходе из второй
  ступени серия мощных валов и
  бочек. После прохождения
  второй ступени не обходимо
  зачалиться в улове у п.б. для
  осмотра третьей ступени и
  организации страховки.

  Третья ступупень начинается
  небольшим перекатом и
  расположена на s-образном
  повороте реки. Она
  представляет собой
  многочисленные сливы и бочки с
  множеством острых зубьев и
  полуобливных камней в русле.
  Кульминацию третьей ступени
  составляют мощные косые валы
  (до 1,0 м.) на входе. Катамаран
  должен идти здесь
  перпендикулярно валам иначе
  ему грозит оверкиль, который
  едва не произошел с одним из
  наших судов из-за разворота его
  полулагом.

  После 2-х километрового каньона
  Аманхит можно сплавляться без
  разведки, но река требует
  внимания. Часты разбои русла,
  прижимы.

  От столба 10км. на шоссе на левом
  поворе начинается 2-х км
  участок мощных шивер. Далее до
  аула Каменномостский идет
  серия средних по мощности
  шивер.

  Порог 1-ый Каменномостский
  расположен в ауле с
  одноименным названием. Порог
  очень мощный, сложный (особенно
  в низкую воду), необходим
  предварительный осмотр и
  страховка. Ориентиром порога
  может служить труба комбината
  на п.б., а на л.б. ЛЭП. Порог
  представляет собой резкое
  сужение русла между низкими
  скалистыми берегами. Для
  осмотра удобней п.б.
  Протяженность порога около 30
  м., падение высоты не менее 4-х м.
  Поток на входе в порог разделен
  куском скалы. Проход у л.б.
  шириной около 3-х метров
  осложнен обливным "зубом"
  в центре прохода и мощной
  бочкой в конце входного слива.
  Но основную опасность
  представляет мощный прижим к
  острым скальным обломкам у л.б.
  Проход у п.б. шириной около 5 м.
  осложнен гребенкой острых
  камней на входе; в центре
  входного слива острый
  "зуб", периодически
  закрываемый пульсирующим
  потоком воды. На выходе из
  слива у п.б. мощный "котел"
  и сильный прижим к п.б. На
  выходе из порога часть струи
  уходит в"карман" у п.б.;
  сильный навал воды на правый
  край выходных ворот шириной
  около 5 м. Оба катамарана
  обходили центральную глыбу
  слева, смещаясь в центр струи.
  На выходе проходили у левого
  края "ворот".

  В километре ниже по течению
  расположен один из самых
  сложных порогов на Кубани
  порог 2-й Каменномостский
  ("Желоб"). Кубань
  прорываясь сквозь узкий проход
  между скальными стенками
  коренных пород, на протяжении
  70-и метров почти равномерно
  падает на б метров, лишь в
  начале порога мощный
  полутораметровый слив,
  ориентиром порога может
  служить большая поляна на п.б. и
  опоры ЛЭП на л. б. Необходим
  осмотр порога и надежная
  страховка в случае, если группа
  решается на его прохождение. А
  в низкую воду требуется
  произвести измерение ширины
  прохода т. к, может оказать

  ся, что габариты судна
  затруднят прохождение. В нашу
  воду ширина наиболее узкого
  участка составляла 2,5 м., ширина
  катамарана - 2,1 м.

  На входе в порог мощный слив с
  жестким 1,5 м валом за ним. В
  центре порога обливной камень
  обошли слева, но при этом
  попали в сильный прижим и
  водоворот у л.б., так, что
  катамаран был практически
  остановлен перед
  кульминационным (габаритным)
  участком порога. Остановка в
  прижиме позволила экипажу
  катамарана выполнить траверс
  струи и проскочить мимо зуба по
  полуобливным плитам у л. б. На
  выходе слив и мощный прижим к
  п.б. За мостом ширина реки
  составляет не менее 100м и
  образуется удобный плес для
  страховки с воды.

  Далее до г. Карачаевска средние
  шиверы, прижимы. После впадения
  реки Теберда, Кубань
  становится шире и полноводнее,
  полуобливных камней в русле
  становится значительно меньше.
 

  Сплав группа закончила в
  городе Карачаевске, примерно в
  200 м от ж/б автомобильного
  моста, на левом берегу здесь
  удобная стоянка для сушки
  судов. На высоком обрывистом
  берегу видна АЗС, до
  автовокзала отсюда около 300 м.


 
  6. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
 
 
Запланированный маршрут был
  пройден группой полностью.

  Сплав по рекам Теберда и Кубань
  представляет несомненный
  спортивный интерес, причем,
  именно такая связка рек, по
  нашему мнению, позволяет
  приобрести разнообразный опыт
  спортивного сплава.
  Скоростной, требующий четкой
  техники сплав по р.Теберда,
  предполагавший сложную
  траекторию движения в русле (в
  том числе и с целью ухода от
  сильных прижимов) и в то же
  время относительно малая, в
  среднем, мощность препятствий,
  является хорошей тренировкой и
  разминкой перед преодолением
  мошных, но более локальных
  препятствий на р. Кубань.

  В целом маршрут не ниже 4 к. с. К
  достоинствам такой связки
  можно отнести следующие:

  а) легкая и быстрая заброска;

  б) достаточно высокий
  технический уровень
  препятствий (в том числе и в
  низкую воду);

  в) доброжелательное местное
  население;

  г) возможность увидеть
  уникальные уголки природы
  (Домбай, Тебердинский
  заповедник, древний монастырь),
  отведать кавказских нарзанов.
  В качестве недостатков можно
  отметить:

  а) "населёнка" на всей
  протяженности маршрута,
 
б) требуется металлический
  каркас;
 
в) женшинам необходим
  гидрокастюм:

  г) при заброске в верховья р.
  Теберда могут быть сложности с
  заповедником.

  Таким образом, данную связку
  рек можно считать удачной.
  Препятствия р.Теберда дают
  хорошую возможность для
  тренировки даже опытным
  экипажам перед порогами 5 к, с,
  на р Кубань (каньон
  "Аманхит", "Желоб").

  Данный маршрут, по нашему
  мнению, особенно
  предпочтителен для тренировки
  техники спортивного сплава
  экипажей, проверки средств
  сплава в реальных условиях
  перед летне-осенними походами
  не ниже 4 к. с.

 
 ===============================================================
  FILE: belaq95.html
 
 
  Tourism - Relcom
 
 
 

     
      FAQ relcom.rec.tourism
     

     

    Май 95 Лаба - Белая


     

     


     Fedotov Sergei fsi@newcom.kiae.su
     


     
     Привет Всем !


     
     Вчера приехал с вышеуказанных рек и хочу
     поделится впечатлениями ..


     
     Ну Лаба - это самая чудесная из рек Северного Кавказа где я
     бывал, и на нее я готов вернутся еще много раз. Почти полное
     отсутствие населенки, никаких проблем с местными, чисто и
     бесподобно красиво. Если надоело мплавлятся, то можно уйти
     гулять в горы - там вообще не поддающиеся описанию красоты.
     Однако если прошлой осенью мы забрасывались туда без проблем,
     то теперь необходимо брать пропуск (погранзона) в Черкесске,
     заверять его в Исправвной и только тогда можно проехать через
     кордон за Курджиново. У нас проблем не было - с нами шли
     местные ребята на двойке и пропуска были взяты заранее, а вот
     другим группам приходилось или откупатся от пограничников, или
     возвращатся за бумагами. Вообще груп было немного - Саратов,
     Ростов, Калуга и еще несколько одиночных двоек. Воды было много
     - шли дожди. Мы встали базовым лагерем на выходе из 1-го
     каньона и в общей сложности двахды прошли реку от Дамхуртца до
     Рожкао. Обкатали новый катамаран (5,5 тонн) и пришли к выводцу
     что для таких рек он неинтересен. Благодаря огромным размерам и
     подкаяченым носам он совершенно наплевательски относился к
     любым валам, бочкам и камням. Плыть на таком монстре было
     неинтересно - думаю что без нашего участия он вполне успешно
     шел-бы сам. В итоге мы обнаглели и прошли "Прщай Родина" и
     первый каньон впятером с оператом и ведеокамерой. Получились
     весьма интересные кадры. Зато на четверке поменьше идти было
     очень весело - особенно каньон "Соленые скалы". Валы 1,5-2
     метра, здоровые бочки ...


     
     А потом подьехали ребята из Саратова на своем ПАЗ'ике, мы их
     второй год встречаем на Лабе. С ними были ТАКИЕ девушки и они
     ТАК пели под гитару... Впрочем это уже из другой оперы. Двое
     наших ходили в горы и вернулись в диком восторге от увиденного.
     Но подобные выходы отнимают целый день и тут приходится
     выбирать - горы или сплав.


     
     В итоге наша сравнительно слабая по опыту команда дважды прошла
     Лабу без килей, Саратовцы положили двойку, а Калужане .. Был
     там один крутой каякер - перед соревнованиями на Белой
     тренировался. В "Соленых скалах" чуть не утоп - метров 20 его
     по дну тащило (по его словам). Потом чуть не потерял каяк,
     когда пошел "Затычку", где его долгo месило в бочке.
     Справедливости ради надо сказать, что на Белой он был на высоте
     и шел в числе первых пяти. В общем уезжали с Лабы мы с
     сожалением и как оказалось не напрасно.


     
     На Белую мы приехали уже в темноте и реки не видели. В
     Гузерипле вломились на поляну, где были видны костры и сразу

    << Пред.           стр. 521 (из 787)           След. >>

    Список литературы по разделу