<< Пред. стр. 525 (из 787) След. >>
8-10.5
8-10
Радиальный выход в Гуамское ущелье(кольцевой)
37
пешком
8-10ч
10.05
10
ст.Черниговская -- г.Апшеронск
40
сплав
6-7ч
11.05
11
г.Апшеронск -- г.Белореченск
автобус
11.05-
13.05
11-13
ст.Белореченская -- Санкт-Петербург
поезд No 36
42ч
Итого активными способами передвижения пройдено 199км.
3.2.Техническое описание маршрута
Нам пришлось отказаться от первоначального плана начать сплав по Пшехе на 15км выше поселка Отдаленный
(Шпалорез) т.к. во-первых, водители ГАЗ-66 и УРАЛов отказывались нас туда везти, ссылаясь на то, что дорога размыта и совершенно непроходима; во-вторых, во время радиального выхода мы обнаружили, что Пшеха до слияния с Пшехашкой очень узка и маловодна и проходима, пожалуй, только для полиэтиленовых каяков (для катамаранов-2 негабарит абсолютно точно). Подниматься на 15км вдоль Пшехашки мы не стали т.к. путь туда труден даже без груза. Однако, можем сказать, что этот участок весьма насыщен интересными порогами и очень живописен.На отрезке маршрута пос. Отдаленный - пор.Нижние Волчьи Ворота нельзя выделить отдельные препятствия -- они носят непрерывный характер и их сложность не превышает 3. Поэтому этот участок как и участки ниже пор.Нижние Волчьи Ворота группа, учитывая хорошую подготовку участников, шла без просмотра. Это позволило установить достаточно высокую скорость прохождения маршрута и сэкономить время для отдыха участников. Однако это и не позволило организовать достаточную фото- и видеосъемку этих водных участков. Аварий и переворотов(оверкилей) на указанных участках не было, хотя имелись случаи посадки на мель. (фото 2)
Во время дневки все участники похода пошли порог Нижние Волчьи Ворота на катамаране
а также был организован тщательный просмотр с берега. На следующий день было организовано прохождение порога на байдарках. Байдарки шли попарно, с чалкой перед 1,2 и 3-ей ступенями порога, впереди пары шел страхующий катамаран (фото 4). Была также выставлена страховка спас концом с берега. Однако на сбойке струй в 3-ей ступени произошли оверкили байдарок No 2,3,4. Байдарки No 3 и 4 были зачалены силами экипажей повреждений они не получили. Экипаж байдарки No 2 был спасен катамараном, а байдарка в 4-ой ступени порога навалилась на камень и произошла поломка каркаса байдарки. Дальше экипаж No 2 продолжал маршрут по берегу и на катамаране, груз был распределен по остальным судам.Приближение порога Нижние Волчьи Ворота можно определить по смыкающимся у реки горным хребтам. Перед первой ступенью порога река образует прижим вправо, к скале. В первой ступени порога находится большой обливной камень, который следует обходить справа, через узкий слив с поворотом (фото 3
,4). Вторую ступень образуют торчащая посреди русла скала и бочка слева от нее (фото 5). Проходить вторую ступень на байдарках проще вдоль левой скалы. В третьей ступени также имеется скала посреди русла, ее нужно обойти справа. Далее нужно обойти справа большой обливник. Между 3-ей и 4-ой ступенями шивера, бочка лучше держаться левее. В четвертой ступени обливной камень обходится справа и далее идет прижим к скале левого берега.В Черниговском мы оставили суда и сплавное снаряжение на сохранение местным жителям и отправились в радиальный выход в Гуамское ущелье(вечером 8.05). Ночевку мы организовали у моста через р.Цица, приблизительно в 5км от Черниговского, дабы не ночевать в поселке. К середине следующего дня мы достигли Гуамского ущелья. Гуамское ущелье -- охраняемый памятник природы разбивать лагеря и жечь костры там запрещено. Вход в ущелье(со стороны поселка Гуамка) платный, билет для взрослого человека - 6руб.(05.98), для ребенка -- 2руб., для организованных групп значительные скидки (прочитайте правила прежде чем брать индивидуальные билеты). Длина интересной для обозрения части ущелья составляет около 3км. В ущелье проложена узкоколейная железная дорога, примерно через 1км от входа находится гостевой дом-кафе. Река,
протекающая в ущелье, по нашему мнению, имеет категорию сложности не ниже 5 по международной шкале. Идти эту реку можно только на полиэтиленовых каяках имея опыт малорасходных, крутопадающих рек 5к.с.Причем большую опасность представляют узкие каньоны шириной 1-1.5м имеющие длину до 100м, где каякер не имеет возможность работать веслом. В целом, река в ущелье удобна для просмотра, обносов-заносов, страховки с берега и фото- видеосъемки.
Утром 10.05 вернувшись в Черниговское мы продолжили сплав. До Апшеронска встретится только один достойный внимания порог.
4.Продуктовая раскладка
4.1 Типичный дневной рацион участника:
Завтрак
1) Каша (крупа 60-70г,сухое молоко 20г, масло сливочное 20г)
2) Сыр 30г
3)печенье или пряники 20-40г
4) Кофе 5г
Обед
1) Суп из пакетов 32-35г +13г(вермишель быстрого приготовления)
2) Мясные консервы 32.5г (в суп)
3)Сало, колбаса или сырокопченое мясо 50г
4) Восточные сладости 30г
5) Чай ~3г
Ужин
1) Макароны 100г или крупа 70г или картофельное пюре 60г
2) Тушенка 80г
3) Кетчуп 10г
4) Конфеты 30г
5) Чай ~3г
Также на участника в день приходилось около 70г сахара и 150г белого хлеба
(черный на месте купить не удалось)Итого на человека в день около 800г продуктов.
5.Выводы и рекомендации.
В
целом, мы считаем что поход удался, все участники остались довольны. Многие приобрели первый опыт хождения по горным рекам. Однако следует сделать следующие замечания:1) Интересная в спортивном отношении часть маршрута по Пшехе довольно коротка и верхний участок малодоступен.
2) Разборные байдарки не являются оптимальным судном для горных рек.
3) При составлении описаний подобных рек следует отмечать лишь препятствия превышающие 2к.с. давая характеристику участка в целом
.Исходя из вышеперечисленного мы рекомендуем для тех, кто хочет идти сугубо водный маршрут делать связку из нескольких
рек, а для прохождения маршрута выбрать более безаварийные суда (каяки, катамараны, рафты).Для организации радиальных выходов в горные районы обратить внимание на физическую и техническую подготовку участников.
Для тех групп, которые решат забрасываться к верховьям Пшехашки сообщаем, что верхний участок более сложен чем последующие
(кроме Волчьих Ворот), большинство порогов требует просмотра.Тем же, кто решит идти маршрут на байдарках, рекомендуем повышать свое мастерство, особенно мастерство первых номеров и слаженность экипажей.
6. Приложение (фотографии)
Фото1. Группа на радиальном выходе в р-н горы Фишт (не все в кадре
)Фото 2 Порог на середине участка п.Отдаленный
-- Волчьи Воротаздесь сел на плиту 1-ый экипаж (на снимке экипаж No 4)
Фото 3. Экипаж No 3 проходит 1-ую ступень Волчьих Ворот
Фото
4. Экипаж катамарана проходит 1-ую ступень Волчьих ВоротФото 5. Экипаж No 2 проходит 2
-ую ступень Волчьих ВоротФото 6. В
Гуамском ущельеРуководитель группы Червяковский А.В.
===============================================================
FILE: biglaba.txt
Большая Лаба
Протяженность сплава - 120 км, продолжительность - 5-7
дней. Сезонность - апрель-октябрь. Категория сложности - III,
усл.
Сплав на байдарках можно начать от поселка Пхия, куда
добираются попутной машиной из поселка Псемен, куда ходят
рейсовые автобусы из Черкесска через станицы Зеленчукскую -
Преградную. В Черкесск едут местным поездом из Невиномысска.
Узкие окантованные вывороченными пнями и поваленными
деревьями быстрые протоки ниже Пхии сливаются в тугой
стремительный поток, который почти не дробится до поселка
Курджиново. В русле часто встречаются одиночные камни, реже -
скопления валунов.
У поселка Загедан начинается насыщенная камнями шивера с
метровыми валами, требующая отточенного владения техникой
управления байдаркой. Шивера тянется до устья левого притока -
реки Дамхурц, в 500 м ниже одноименного поселка. Отсюда до
впадения следующего левого притока - Закана русло Большой Лабы
сравнительно чистое: камней много, но они группируются вдоль
берегов.
За Заканом несильные прижимы, а примерно в 1 км ниже устья
круто падающий участок с множеством камней и подводными плитами
со сливом. За поворотом реки галечная коса, перед которой нужно
пристать к берегу: в 200 м ниже опасный каньон "Сосновый",
требующий тщательной разведки.
Ниже каньона - одиночные камни в русле, метровые валы.
Примерно в 1 км после каньона 2-метровый слив с бурлящим валом
через всю реку, за ним - серия следующих друг за другом,
разделенных стремниной ступенек со сливами и валами. Затем
идет участок спокойной и быстрой воды, где можно сравнительно
легко пристать к берегу и разведать сложный каньон перед ручьем
Малый Блып.
Начало каньона легко узнать по двум большим валунам у
левого берега ( один из них пирамидальной формы) и водопадному
ручью, падающему справа. Каньон непроходим. Сплав можно
продолжить лишь после прижима к выступающей плите левого берега
а месте впадения ручья Малый Блып.
После 4-5 км сплава, сразу за автомобильным мостом через
реку, необходимо пристать к берегу: ниже самое опасноена
Большой Лабе препятствие - Соленые Скалы, образовавшиеся в
результате взрыва базальтовой скалы при строительстве дороги.
Участок длиной около 2 км непроходим.
В поселке Рожкао, между двумя мостами через реку, струя
наваливается на скальный прямоугольный выступ правого берега,
прижим следует осмотреть, чтобы выбрать оптимальную линию
движения. В 6 км ниже Рожкао длинный ( до 400 м) порог. Левый
берег - высокий, сыпучий, правый - скальный, обрывистый. Вдоль
левого берега плитами или каменными грядами образуются сливы в
полреки. В центре реки и у ее правого берега - высокие ( 1 - 1,
5 м) косые валы. Через 100 м - Узкое. Это сужение русло в
отвесных скальных берегах шириной 6-7 м и длиной около 40 м.
Вода издали кажется спокойной, но она медленно ходит по кругу,
вспучиваясь большими пузырями. При сплаве на байдарке грести
здесь не следует, лучше погасить скорость, а веслами лишь
поддерживать остойчивость судна, плашмя опираясь ими о воду.
От Узкого до поселка Курджиново - валы, прижимы, камни в
струе. Перед Псеменом через Большую Лабу протянута
заградительная сеть для вылавливания бревен при молевом сплаве.
Нужно заранее, перед кордоном, пристать к берегу для обноса.
Ниже Курджиново - десятки проток, быстрых, многоводных, чистых
и захламленных поваленными и снесенными деревьями: нужно быстро
угадывать, в какую протоку идти, так как времени на раздумье
река не оставляет.
Перед станицей Ахметовской Большая Лаба растекается
рукавами по лесу, в некоторых из них - опасные завалы; нужно
быть предельно осторожными и держатся коренных берегов: протоки
из-за деревьев просматриваются недалеко, а скорость реки
высокая.
Маршрут заканчивается в станице Ахметовской. Ниже сплав в
спортивном отношении неинтересен и опасен многочисленными
завалами. Из Ахметовской идет автобус в Краснодар.
===============================================================
FILE: zelenchu.txt
РЕКА БОЛЬШОЙ ЗЕЛЕНЧУК
Протяженность сплава - 120 км, продолжительность - 5-7
дней. Сезонность - апрель-октябрь. Категория сложности - III,
усл.
До начальной точки маршрута, аула Архыз, можно доехать
автобусом из Черкесска, куда добираются местным поездом из
Невинномысска.
В 2 км выше Архыза Кизгыч и Псыш, сливаясь, образуют одну
из самых популярных среди водников рек Кавказа - Большой
Зеленчук. Верхняя часть ее бассейна заповедна. Здесь
встречаются тис, красное дерево, редкое даже для Кавказа;
могучие, до 60 м высотой, пихты, сосновые рощи. На территории
заповедника, кроме реликтов, есть и археологические памятники,
руины аланского городища, аланские мавзолеи.
Наиболее труден верхний участок реки, от Архыза до поселка
Богословского, на который тратится существенная часть времени
сплава. Здесь расположены 3 опасных "взрывных" порога,
обязанных своим происхождением дорожным работам. Весь участок
отличается крутым падением, высокой скоростью потока и
преодалевается после детальной разведки.
В 2 км выше Богословского - последний порог верхнего
участка "Лесенка". Ее ступеньки создают затяжной слив,
усложненный несильным навалом струи на камни у правого берега.
В 300 м ниже - вторая ступень порога со сливом 0.5 м. Порог
кончается шиверой, ее можно преодалеть с ходу. За Богословским
камней в русле становится меньше, невысокие ( до 1 м) валы,
быстрое течение. До моста через реку, от которого идет дорога в
астрофизическую лабораторию ( поселок Звездный ), можно
сплавлятся без предварительного просмотра.
В 3-4 км ниже моста начинается опасный лесной участок, где
Большой Зеленчук покидает основное русло и растекается по
лесу многочисленными протоками; некоторые из них перегорожены
завалами. Лесной участок тянется почти до поселка Ермоловка. В
Ермоловке - наклонная плита с 1.5-метровыми валами за ней и
прижим к левому берегу. Далее, до моста, по которому проходит
дорога в карачаевское селение Илыч, - перекаты, валы,
стремнины, реже - снесенные деревья.
В устье левого притока - Кяфара второй лесной участок.
Чтобы не попасть в него, нужно сразу за мостом резко уйти
вправо, в протоку, куда уходит треть воды.
В 1 км выше станицы Исправной начинается каньон Курлюк,
который легко определить по большому ( 10-15 м высотой )
одинокому грибовидной формы камню на правом берегу низкого
голого острова, в 150 м выше каньона. Курлюк отличают самые
высокие ( до 2-2.5 м) валы и причудливые, изъеденные эрозией
берега с пещерами, впадинами, выпуклостями, козырьками.
Сразу за Курлюком, за мостом через реку, расположен
многоступенчатый порог в станице Исправной. Полого падающие
пласты образуют здесь несколько сливов с мощными валами,
которые чередуются со сравнительно спокойными участками с
уловами у левого берега. Порог тянется около 1 км и кончается